Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПСИХОТИПОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ'

АНАЛИЗ ПСИХОТИПОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1339
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТИПЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ПСИХОТИПИРОВАНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЦЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / СПОСОБ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ ПОКУПКЕ / СТУДЕНТ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Суздалева Г.Р., Балескова А.Д.

В условиях непрерывных изменений рынков под воздействием внешних, внутренних и ситуационных факторов растет важность глубокого и всестороннего изучения специфики целевой аудитории. Изменения оказывают все большее влияние как на производителей, так и на потребителей, что задает вектор и характер развития рынков в целом. Цель настоящей статьи заключается в определении потребительских особенностей и характеристик студентов. Исходной точкой исследования послужила разработанная компанией PSYCHEA типология психотипов потребителей, а также другие подходы к классификации психотипов. В статье приведены результаты анализа практических примеров использования психотипирования в маркетинговых коммуникациях известных брендов, на основании которого было проведено полевое исследование студенческой аудитории. Результатом исследования является классификация психотипов студентов ВУЗов как потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PSYCHOTYPES OF CONSUMERS AS A KEY FACTOR IN THE FORMATION OF MARKETING COMMUNICATIONS

In the context of constant market modifications under the influence of external economic factors that have an increasing impact on both manufacturers and consumers, setting the vector and nature of development, a deep study of each target audience is of the greatest importance. The purpose of this article is precisely to determine the consumer characteristics and characteristics of the social group most subject to change - students. The starting point of the study was the typology of consumer psychotypes developed by PSYCHEA and the study of various approaches to the classification of psychotypes. The article provides practical examples of the use of psychotyping in advertisements of well-known brands, on the basis of which a survey was compiled and a survey of students was conducted. The result of the study is the classification of psychotypes of university students as consumers in the form of a summary table, as well as conclusions in accordance with the data of the said table.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПСИХОТИПОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-309-319

Г.Р. Суздалева - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга, ПНИПУ, gulnaz.suzdaleva@yandex.ru,

G.R. Suzdaleva - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Management and Marketing, PNRPU;

А.Д. Балескова - обучающаяся гуманитарного факультета, ПНИПУ, baleskova.nastena@mail.ru,

A.D. Baleskova - student of the Faculty of Humanities, PNRPU.

АНАЛИЗ ПСИХОТИПОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ

МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

ANALYSIS OF PSYCHOTYPES OF CONSUMERS AS A KEY FACTOR IN THE FORMATION

OF MARKETING COMMUNICATIONS

Аннотация. В условиях непрерывных изменений рынков под воздействием внешних, внутренних и ситуационных факторов растет важность глубокого и всестороннего изучения специфики целевой аудитории. Изменения оказывают все большее влияние как на производителей, так и на потребителей, что задает вектор и характер развития рынков в целом. Цель настоящей статьи заключается в определении потребительских особенностей и характеристик студентов. Исходной точкой исследования послужила разработанная компанией PSYCHEA типология психотипов потребителей, а также другие подходы к классификации психотипов. В статье приведены результаты анализа практических примеров использования психотипирования в маркетинговых коммуникациях известных брендов, на основании которого было проведено полевое исследование студенческой аудитории. Результатом исследования является классификация психотипов студентов ВУЗов как потребителей.

Abstract. In the context of constant market modifications under the influence of external economic factors that have an increasing impact on both manufacturers and consumers, setting the vector and nature of development, a deep study of each target audience is of the greatest importance. The purpose of this article is precisely to determine the consumer characteristics and characteristics of the social group most subject to change - students. The starting point of the study was the typology of consumer psychotypes developed by PSYCHEA and the study of various approaches to the classification of psychotypes. The article provides practical examples of the use of psychotyping in advertisements of well-known brands, on the basis of which a survey was compiled and a survey of students was conducted. The result of the study is the classification of psychotypes of university students as consumers in the form of a summary table, as well as conclusions in accordance with the data of the said table.

Ключевые слова: психотипы потребителей, психотипирование, классификация потребителей, поведение потребителей, ценности потребителей, способ принятия решений при покупке, студент как потребитель.

Keywords: consumer psychotypes, psychotyping, consumer classification, consumer behavior, consumer values, buying decision making, student as consumer.

Введение

Продавать непросто. Когда речь заходит о продажах, возникает вопрос о поведении потребителя относительно товаров и услуг компании. Поведение потребителей подразумевает деятельность, непосредственно направленную на приобретение, потребление и распоряжение товарами и услугами и включает процессы принятия предшествующих и последующих решений [1]. Поэтому важно понимать, как и по какой причине действует потребитель, чем он руководствуется в принятии решений о покупке, кто или что влияет на него, чтобы управлять его поведением. Потребителя необходимо тщательно изучить, чтобы иметь возможность разработать эффективную маркетинговую стратегию, включающую обоснованные и подтвержденные фактами цели, объективно оцененные задачи.

Однако, даже проведя исследование целевых групп, компания может ошибиться, например, с выбором каналов продвижения. Вероятность ошибки тем более высока, чем ме-

нее «личностным» оказывается исследование. То есть, чем меньше психографическихкрите-риев сегментирования выявляется в ходе исследования, тем сложнее подобрать маркетинговые инструменты и методы воздействия на потребителей. Современный маркетинг «диктует» сам потребитель: мир меняется под давлением инноваций, в том числе потребительских [2]. Это означает, что потребитель способен самостоятельно определить свои потребности и даже, при определенных условиях, удовлетворить их. Классическая сегментация по Ф. Кот-леру перестает быть результативной и действенной [2], поскольку 1) маркетинг становится индивидуальным: в условиях рыночной экономики у потребителя появляется широкий выбор товаров компаний-конкурентов; 2) он (потребитель) становится разборчив и более требователен; 3) окружающая потребителя среда постоянно и быстро изменяется, и, следовательно, потребности постоянно модифицируются. Это подтверждают данные исследования Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ: самыми эффективными характеристиками признаны: поведение (91 %), местоположение и личные интересы (78 %) и жизненный этап и отношение к чему-либо (73 %) [2].

Видна причинно-следственная связь между переходом к индивидуальному маркетингу и «диктатуре потребителя» и наиболее эффективными характеристиками сегментирования. Возникает необходимость в изучении психотипов потребителя, поскольку именно пси-хотипирование позволяет определить модель поведения, интересы, ценности, ряд потребностей и принцип принятия решений.Авторами были найдены различные классификации психотипов (типы темперамента по Гиппократу, психогеометрическая характеристика типов личности С. Делинджер, психотипы К. Г. Юнга и структура 12 архетипов К. С. Пирсон, 10 психотипов А.П. Егидеса и др.).

Далее представлена сводная таблица 1, в которой отражены характеристики подходов к классификации психотипов.

Таблица 1 - Сравнительная таблица подходов к классификации психотипов

Характеристика Психогеометрическая характеристика типов личности (С. Делинджер) Психотипы (К.Г. Юнг) Структура 12 архетипов (К.С. Пирсон) 10 психотипов (А.П. Егидес)

1 2 3 4 5

Описание подхода Образное присвоение характеристикам человека геометрической фигуры Упорядочение психологического опыта в координатном пространстве («тригонометрической сетке») Слияние архитепиче-ской теории К.Г. Юнга и мотивационных теорий в схеме и представление каждого типа посредством понятного (бытового) образа Описание психотипов личности «в норме». Подход базируется на классификацияхП.Б. Ганнушкина, К. Леон-гарда и А.Е. Личко, рассматривавших акцентуации, тяготеющие к психопатическим отклонениям отнорм

Основание (критерии) классификации Социально- психологические особенности Самостоятельное отождествление личности с геометрической фигурой Две личностные установки (экстраверсию и ин-троверсию) иче-тыре психические фу нкции (м ышле -ние, ощущение, интуицию и чувства) Архетипическая теория К.Г.Юнга и мотиваци-онные теории Доминирующие характеристики, которым подчиняются все проявления характера человека в отношении к себе, людям, труд Другим основанием классификации психотипов является выделение уровня энергетизма, который проявляется прежде всего через работоспособность, доминантность, конфликтность и агрессивность

Продолжение таблицы

1

Количество типов личности

5

8

12

10

Классификация психотипов

Треу гольник (лидер -ство, способность концентрироваться на главной цели) Квадрат (трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство) Круг (нацеленность на межличностные отношения, чувствительность) Зигзаг (креативность, творчество, инакомыслие) Пр ям оугольник (лю -ди, не у довлетворен-ные тем образом жизни, который они ведут сейчас) [7]

Экстравертная установка: 1.Экстр авертный мыслительный тип

2. Экстравертный чувствующий тип З.Экстр авертный о щу щающий тип 4.Экстравертный интуитивный тип

Интровертная установка:

1. Интровертный мыслительный тип

2. Интровертный чувствующий тип

3. Интровертный ощущающий тип

4. Интровертный интуитивный тип

[5]

Простодушный («ребенок», который стремится жить в удовольствие) Искатель (путешественник, обретающий себя в жизненных испытаниях) Созерцатель (прототип «отца» Юнга, блюдущий правила и ищущий возможности проявить себя) Бу нтар ь (о трицатель устоявшихся порядков, критик)

Воин (преодолевает препятствия, решает сложные задачи)

Маг (мистификатор, склонный к самообману) Шут (высмеивает несовершенства общества) Любовник (неприятием себя в одиночестве, душевная пустота) Хороший парень (персона Юнга, которая не устает менять маски) Заботливый (покровитель всехугнетенных, готовый отдать последнее) Правитель (устанавливает тотальный контроль) Творец (призвание человека - создавать, придумывать, изобретать) [6]

Паранойяльный психо-тип (целеустремленность, высокий энергетизм и агрессивность) Эпилептоид (организованность, энергетизм и агрессивность) Истероид (демонстративность и эгоизм) Гипертим (повышенный фон настроения, жажда деятельности, неорганизованность) Шизоид (Интенсивная работа мысли, склонность к теоретизированию)

Психастеноид (неуверенность, нерешительность)

Сензитив (чувствительность, тревожность, мнительность) Гипотим (слабая энергичность и постоянно пониженный фон настроения) Конформный (зависимость от окружения) Циклоид (смена двух противоположных состояний) [5]

2

3

4

5

На основании сводной таблицы можно сделать следующие выводы:

1) все подходы основаны на описании наиболее ярких представителей психотипов, обладающих совокупностью определенных выраженных личностных качеств;

2) классификации К.Г. Юнга, К.С. Пирсон и А.П. Егидеса представляют собой многоуровневые (более двух дроблений) схемы - круговые схемы, таблицы, сетки (таблицы представлены на рисунке 1);

3) психотипы в разных подходах оказываются похожими или даже идентичными, однако в классификациях с большим количеством типов характеристики личностей более конкретны и детализированы;

4) все подходы базируются на противоположных личностных качествах - экстраверт-ность и интровертность, чувства и разум;

5) классификации формируются по принципам разделения и уточнения (наполнения характеристиками): противоположные качества раскрываются, дополняются качествами и характеристиками, позволяющими выделить новые психотипы, которые оказываются схожими в одних аспектах и различными - в других.

Интуиция £ low»} W —• пни

у -! ;

Ощущение (восприятие) 1 шш ¡SsdEEEr™'™'"* з

у

Рисунок 1 - Классификации психотипов: 1) тригонометрическая сетка К.Г. Юнга, 2) архетипы К.С. Пирсон, 3) психотипы по А.П. Егидесу

Анализ практических примеров

Интересный подход в области управления поведением и принятием решений реализует компания PSYCHEA, использующая данные непосредственного наблюдения за поведением человека [3]. Система управления выбором потребителя PSYCHEA делит всех потребителей на 4 базовых сегмента: гедонисты, эстеты, традиционалисты и независимые [4]. Далее рассмотрим практическое применение психотипирования в маркетинге на основе этого подхода. Авторами проанализированы рекламоносители различных марок продуктов питания на основании типологии PSYCHEA. Информация сведена в таблицу 2.

Таблица 2 - Примеры использования психотипирования в рекламе

Реклама бренда Описание приемов Фотография

1 2 3

Гедонисты

Я

Rich

Bounty

MacCoffee

Магнат

- Ценность - наслаждение жизнью

- «Любовь», «страсть», «вкус»

- Чувственная реклама

- Яркие впечатления от вкуса

- «Признайтесь себе в любви»

- Позиционирование: напиток для гурманов

- Яркие, красочные сочетания цветов

- Обещание наслаждения от потребления продукта: «Райское наслаждение»

- Привлекающие внимание дизайн упаковки

- Гедонистический посыл

- Новые сочетания: кофе с нежной пенкой и итальянский шоколад

- Контрастное сочетание

- Использование итальянского языка: указание на новинку

- «Настоящее наслаждение. Не забудь побаловать себя»

- Атмосфера праздника, дорогой элитной вечеринки

- «Твои правила удовольствия», «Для ценителей удовольствия»

- Использование золотых элементов, аппетитных фотографий, фактур и т.д.

Продолжение таблицы

1

2

Независимые

Holsten

Lays

- «Искушение для искушенных»

- Символ рыцаря на коне (герб) - необычный и эстетичный логотип

- Оригинальное название (НоЙяйеп означает «лесные жители») и броская упаковка

- «Благодаря разнообразию вкусов LAY'S ... каждый человек сможет найти в чипсах LAY'S то, что ему нужно»

- Ориентация на индивидуальность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Превосходное качество продукции и забота о потребителях»

RedBull

Orbit

Monster

- Потребность: достижение целей

- Позиционирование: независимость от обстоятельств

- Юмор в рекламе

- «Ешь, пей, жуй Orbit» (каждый потребитель решает, что ему делать)

- Более 30 вкусов разныхжевательных резинок

Ешь

¡я

i fcrbit

- Кислотные цвета в оформлении

- «Комбинация правильных ингредиентов и невероятных вкусов»

- «Встань, врывайся, действуй!»

Эстеты (идеалисты)

Raffaello

Воздушный

Чудо Детки

- «Любовь», «красота», «вкус»

- Реклама - история любви

- Нежная мелодия, анимация, рукописный шрифт

- Акцент на чувственность

- «Почувствуй, как легко!»

- Позиционирование: смотреть на жизнь легко и беззаботно (комфорт); легкая текстура и миллионы шоколадных пузырьков

- «Школьнику на пользу»

- Ценность: польза для ребенка, безопасность

- Нежные цвета, мультипликационные герои, необычные шрифты

3

Продолжение таблицы

1 2 3

Быстров - «Начни утро с пользой!» - Акцент на пользу

ФрутоНяня - «Я спокойна, потому что уверена» - Качественные ингредиенты, безопасность и польза - «ФрутоНяня - в помощь маме. И папе» - Яркие и эмоциональные моменты в рекламе фруто < -Т ~ няня

Традиционалисты

Красный октябрь - Ориентация на ценности: традиции, семья, история - Цифры и факты - Стиль бренда «под старину»: «Ъ» на конце названий, «эффект старой открытки», фото картин из галереи на упаковках и т.д

Беседа - Ориентация на традиции семей в чаепитии - Акцент на семейные ценности - Создание образа уютного дома и семейного благополучия - Домовой (фольклорный персонаж) -герой бренда ЛИ

Слобода - Семейные ценности - Образ счастливой семьи - Позиционируется как «продукт, который покупают для своих мужей заботливые и любящие жены» слоыш/ Для тех, I кто хорошо , жетДся! Л . 'ПВК0ВЫП » Ш ■ iS I' »üm (

Микоян - Использование псевдопремиального стиля дизайна - «Качество важнее ГОСТа» - Цифры и факты - Традиционный дизайн продукции как в СССР

SNICKERS - «Суперпитательный батончик» - еда как способ подкрепиться, а не насладиться - Акцент на сытость - Традиционный выбор («Классика») НС

Основываясь на анализе коммуникаций различных марок продуктов питания, приведенном в таблице 2, сформулированы следующие положения относительно психотипов:

1. Главная ценность гедонистов - наслаждение жизнью и получение удовольствия от всех, продуктов, которые они приобретают. Потребители данного психотипа обращают внимание на яркую упаковку, привлекательную рекламу, вызывающую исключительно положительные эмоции. Гедонисты стремятся попробовать что-то новое. В данном случае, психотип «гедонист» по типологии PSYCHEA можно соотнести с таким типом темперамента, как сангвиник.

2. Независимые потребители более прочего ценят возможность выбора - это основной критерий выбора бренда, у которого потребитель будет приобретать товар. Реклама для независимых содержит оригинальные название, рекламные образы и/или сочетания цветов и звуков, указывает на наличие линейки, большого количества видов товара (вкусы, форматы, дизайны упаковки и т.д.) Независимые потребители, как правило, долго принимают решение о покупке, поскольку анализируют товар, сравнивают его с конкурентными товарами - привередливо выбирают. Характеристики «независимых» схожи с характеристиками флегматиков.

3. Эстеты - как понятно из названия - ценят эстетику и красоту. Эти люди в большой степени подвержены чужому мнению; они стремятся обезопасить себя, облегчить жизнь. Именно поэтому в рекламе, нацеленной на эстетов часто можно увидеть известных личностей или образы референтных групп, которые оказывают влияние на поведение эстета. Используются нежные, приятные, часто трактующиеся как безопасные, цвета, спокойные фактуры, медленную и приятную мелодию, образы счастливых людей, мультипликационных персонажей, ассоциирующихся с безопасностью, т.к. сделано для детей и проч. Психотип «эстет» эквивалентен меланхоличному темпераменту.

4. Традиционалисты - потребители, которые являются приверженцами определенных марок и брендов на протяжении большого периода времени, следовательно, таких потребителей можно оценить как наиболее лояльных. Традиционалист не склонен долгое время выбирать среди товаров-конкурентов, он целенаправленно приходит в магазин за конкретным продуктом от производителя, которому отдает предпочтение. Реклама для данного психотипа потребителя акцентирует внимание на семейных ценностях, традициях, историях; используются цифры и факты для повышения доверия потребителя к бренду. Холерики как потребители обладают некоторыми чертами традиционалистов, однако в данном случае необходимо обратиться к теории поколений. Наиболее точным образом для данного психотипа будут холерики поколений Y, Z и беби-бумеры.

Представленные ранее выводы относительно критериев выбора потребителей разных психотипов соответствуют характеристикам авторов типологии. Настоящее исследование нацелено на определение наиболее типичных для студенческой аудитории психотипов посредством социологического опроса, описание характеристик психотипов, особенности принятия решения о покупке потребителей разных психотипов, критерии выбора товаров, ценности и интересы по типологии, разработанной компанией PSYCHEA. Будут уточнены особенности психотипов такой социальной группы, как студенты, выявлены отличия их потребительских психотипов.

Авторами была составлена анкета, содержащая вопросы, позволяющие сделать вывод о студенческих психотипах и описать каждый их этих психотипов с учетом особенностей такой социально-демографической группы, как студенчество.

Поскольку стили жизни студентов разнятся и, следовательно, отличаются статьи расходов бюджетов, в качестве примера наиболее типичной покупки был выбран смартфон. Мировой рынок смартфонов растет [8], глобальные продажи смартфонов увеличиваются [9]. Смартфон становится неотъемлемой частью жизни человека, в особенности - современного студента, представителя поколения Z (Представителями поколения Zявляются родившиеся в 1996 году и позже - по данным компании Hurma [10]).

Социологический опрос проводился в период с 10.12.21 по 21.12.21 в формате online-

опроса.

В качестве респондентов были привлечены студенты университетов г. Перми. Откликнулись 93 человека, среди которых 57% студенток и 43% студентов. Результаты исследования представлены с учетом смещения выборки. Возраст респондентов - от 18 до 25 лет.

Анкета была сформулирована блоками: вопросы первого блока были нацелены на определение психотипа респондента как потребителя, второй - на его предпочтения, ценности, интересы и действия. Настоящий анализ результатов представляет собой соотношения между психотипом потребителя и его поведением при совершении покупки.

Анализ результатов

Большинство респондентов на вопросы, призванные определить их психотип, давали ответы, позволяющие отнести их к тому или иному типу. Однако возникли сложности с определением психотипа студентов, темперамент которых не является ярко выраженным (сочетание нескольких типов). Соотношение темпераментов (и, соответственно, психотипов по выбранной методике) представлено на диаграмме на рисунке 2.

Соотношение темпераментов студентов ВУЗов, в %

■ Меланхолик ■ Сангвиник ■ Флегматик ■ Холерик

Рисунок 2 - Соотношение темпераментов студентов ВУЗов, в %

Второй блок вопросов был составлен относительно смартфонов: авторов интересовали важные аспекты и критерии выбора потребителями товара, тип рекламы, оказывающий наиболее сильное влияние на потребителей, действия и поступки потребителя на всех этапах процесса принятия решения о покупке.

В таблице 3 представлена классификация психотипов студентов как потребителей на основании полученных в ходе опроса данных.

Таблица 3 - Классификация психотипов студентов ВУЗов как потребителей

Критерий Тр адицио налис т Независимый Гедонист Эстет

1 2 3 4 5

Критерий выбора - цель, ценность Контроль, статус, престиж Защищенность, стабильность, польза, индивидуальность Новизна, статус, престиж Защищенность, стабильность, польза

Наиболее важные характеристики товара Товар проверенный, уже приобретаемый потребителем ранее Известный, популярный бренд, долго присутствующий на рынке Удобство Оптимальные характеристики устройства (экран, процессор, объем памяти и проч.), соотношение их с ценой Бренд, демонстрирующий статус Устройство, упрощающее рутинные действия Приятные тактильные ощущения, дизайн смартфона Характеристики устройства, обеспечивающие безопасность (безопасность системы, защита данных, шифрование) Товар приобретаемый ранее потребителем или его знакомыми

Способ принятия решения Исходя из собственных желаний и предпочтений Исходя из собственных желаний и предпочтений Исходя из собственных желаний и предпочтений Исходя из собственных желаний и предпочтений; полагаясь на обычный выбор; полагаясь на авторитетное мнение

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5

Психоэмоцио-нальное состояние при покупке Воодушевление, уверенность в своем выборе Заинтересованность в процессе выбора Желание приобрести необходимую и «качественную» вещь, отвечающую личным потребностям Радость, нетерпение, желание обладать вещью Наслаждение процессом выбора и покупки Сомнения, сравнивание альтернатив Боязнь приобрести плохэй/ненужный товар, сделать «неправильный» выбор

Реклама Образы, цвета, звуки и шрифт, показывающие престижность вещи Лаконичность, строгость и простота, акцент на характеристики товара Упор на функции, позволяющие упростить жизнь, наслаждение от использования вещи Яркая, привлекающая внимание реклама; известная личность

Рекомендации по маркетингу и рекламе Упор на популярность бренда; использование ло-гопипа, фирменных цветов и символов; использовать цифры и факты Ориентация на индивидуальность; трансляция таких ценностей, как уникальность, независимость, свобода; демонстрация возможностей устройства Демонстрация функций посредством рассказа истории/ представления ситуации (на практике); ориентация на дизайн; проработка особенного, уникального, фирменного стиля Акцент на такие ценности, как безопасность, польза, легкость использования; понятная и «простая» формулировка; яркие и эмоциональные моменты в рекламе

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:

1. Наиболее важным критерием для студента -холерика (соответствует психотипу традиционалист) являются статус, престиж, новизна и контроль, для сангвиника (соотв. гедонист) - новизна, статус и престиж, для флегматика и меланхолика (соотв. независимые и эстеты) - защищенность, стабильность и польза. Учитывая распределение темпераментов и беря во внимание возраст респондентов, возможно заключение: наиболее привлекательными аспектами при выборе гаджета являются новизна и престиж, что подтверждают психологические исследования студентов как особой социальной группы. В литературе студентам приписывают следующие особенности: 1) постоянное развитие и изменения личности, 2) формирование собственных запросов, потребностей, ценностей и взглядов 3) маргинальное положение, 4) высокая социальная активность [11-12].

2. Характер принятия решения о покупке для всех психотипов потребителей одинаков: 74,2 % студентов утверждают, что выбирают товар исходя из собственных желаний и предпочтений. Стоит отметить, что большая доля меланхоликов полагается на обычный выбор, а часть - на авторитетное мнение.

3. Наиболее привлекательный бренд смартфона - Apple, реклама которого строга и лаконична, подчеркивает престижность обладателя гаджета. Упор в рекламе упомянутого бренда ставиться не столько на характеристики смартфона, сколько на стильный дизайн ролика, историю. Используются однотонные, чаще - темные цвета, что порождает ощущение высокой репутации и дороговизны бренда, который не старается привлечь яркой навязчивой рекламой. Apple - это декларация ценностей: независимость, личное пространство, инакомыслие, активный образ жизни и т.п.

Также меланхолики проявляют интерес к бренду Samsung, новая модель GalaxyZFlip3 которого отличается эстетикой и яркостью. В качестве известной личности была приглашена Наталья Водянова, представшая в видеоролике в разных женственных образах на фоне нежной стены из цветов, высокотехнологичного помещения и ночного города [13].

Заключение

Настоящая статья посвящена исследованию психотипов студентов как потребителей на основании типологии PSYCHEA (в зависимости от типа темперамента и образа жизни). Авторами было проведено анкетирование, в ходе которого были выявлены особенности потребительских психотипов студентов ВУЗов.

Изученная для написания статьи теория - подходы к классификации личности - была сведена в таблицу, с помощью которой авторами был выбран подход для проведения исследования и заданы критерии для изучения. Основываясь на типологии PSYCHEA, авторы проанализировали маркетинговые коммуникации и определили основные приемы и методы, использующиеся для привлечения целевых потребителей. Определение характеристик психотипов студентов было совершено с помощью проведенного исследования: были отмечены наиболее важные аспекты при выборе товара для различных психотипов, а также даны рекомендации по маркетингу и рекламе.

Источники:

1. News [Электронный ресурс] - URL: https://3dnews.ru/1045455/mirovoy-rinok-smartfonov-znachitelno-viros-a-liderom-ostayotsya-samsung.

2. CNews [Электронный ресурс] - URL: https://www.cnews.ru/news/top/2021-01-05_globalnyj_ rynok_smartfonov.

3. Hurma [Электронный ресурс] - URL: https://hurma.work/r#blog/teoriya-pokolenij-ot-x-do-z-chto-nuzhno-znat-chtoby-rabotat-vmeste-2/.

4. Р8УСНЕА[Электронный ресурс] - URL: https://psychea.ru/.

5. Studbooks [Электронный ресурс] - URL: https://studbooks.net/687720/sotsiologiya/harakteristika _studentov_osoboy_sotsialnoy_gruppy (Дата обращения: 27.12.2021).

6. Архетипы личности по Юнгу и Пирсон [Электронный ресурс] - URL: https://otvetkak.ru/ poznavatelnoe/arhetipy-lichnosti-po-yungu-i-pirson.html?utm_referrer=https%3A%2F%2F www. google. com%2F.

7. Комиссарова Т. Как потребитель XXI века диктует нам новый маркетинг [Электронный ресурс] - URL: https://marketing.hse.ru/news/341476680.html.

8. Костина АО. Студенчество как особая социальная группа: понятие, характеристика, проблемы [Электронный ресурс] - URL: http://13rusprint.ru/books/2015/fenomen/c53.html.

9. Методическое сопровождение к курсу «Поведение потребителей», Суздалева Г. Р., 2021 г. [Электронный ресурс] - URL: http://portal-hsb.pstu.ru/pluginfile.php/29330/mod_resource/ content/.pdf.

10.Психологический журнал[Электронный ресурс] - URL: https://psychojournal.ru/tests/78-ps ihogeometriches kiy -test-syuzen- dellinger.html.

11.Реклама SamsungGalaxyZFlip3 с Натальей Водяновой [Электронный ресурс] - URL: https ://www.youtube. com/watch?v=6iGs 62QE1 Pc.

12.Статья про систему PSYCHEA [Электронный ресурс] - URL: http://www.opencore.pro/blog/ customer-research-business.

13.Чернышова ЛИ Деловое общение [Электронный ресурс] - URL: https://studfile.net/preview/ 3001112/page:17/. References:

1. 3DNews [Electronic resource] - URL: https://3dnews.ru/1045455/mirovoy-rinok-smartfonov-znachitelno -viros-a-liderom-ostayotsya-samsung.

2. CNews [Electronic resource] - URL: https://www.cnews.ru/news/top/2021-01-05_globalnyj_rynok_ smartfonov.

3. Hurma [Electronic resource] - URL: https://hurma.work/rf/blog/teoriya-pokolenij-ot-x-do-z-chto-nuzhno-znat-chtoby-rabotat-vmeste-2/.

4. PSYCHEA [Electronic resource] - URL: https://psychea.ru/.

5. Studbooks [Electronic resource] - URL: https://studbooks.net/687720/sotsiologiya/harakteristika _studentov_osoboy_sotsialnoy_gruppy (Date of access: 12/27/2021).

6. Personality archetypes according to Jung and Pirson [Electronic resource] - URL: https:// otvetkak. ru/poznavatelnoe/ arhetipy-lichnosti-po-yungu-i-pirson.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google .com%2F.

7. Komissarova T. How the consumer of the 21st century dictates new marketing to us [Electronic resource] - URL: https://marketing.hse.ru/news/341476680.html.

8. Kostina AO. Students as a special social group: concept, characteristics, problems [Electronic resource] - URL: http://13rusprint.ru/books/2015/phenomen/c53.html.

9. Methodological support for the course "Consumer Behavior", Suzdaleva G. R., 2021 [Electronic resource] - URL: http://portal-hsb.pstu.ru/pluginfile.php/29330/mod_resource/content/Lpdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.Psychological journal [Electronic resource] - URL: https://psychojournal.ru/tests/78-psihogeometricheskiy -test-syuzen-dellinger.html.

11.Advertising SamsungGalaxyZFlip3 with Natalia Vodyanova [Electronic resource] - URL: https ://www.youtube. com/watch?v=6iGs 62QE1Pc.

12.Article about the PSYCHEA system [Electronic resource] - URL: http://www.opencore.pro/blog/ customer-res earch-busines s.

13.Chernyshova L.I. Business communication [Electronic resource] - URL: https://studfile.net/preview/ 3001112/page:17.

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-319-324

Т.Е. Хорольская - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, khorolskaya77@mail.ru,

T.E. Khorolskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of accounting theory, FSBEIHE Kuban SAU;

С.Р. Натхо - к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов, ФГБОУ ВО КубГТУ, tsusannar@mail.ru,

S.R. Natkho - Candidat of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Finance, FSBEI HE KubSTU;

Б.М. Мусаева - ст. преподаватель кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени АА Кадырова», bela_musaeva@mail.ru,

B.M. Musaeva - Senior Lecturer, Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov.

ПОДХОДЫ К ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ УГРОЗ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МИКРОУРОВНЕ APPROACHES TO THE PREVENTION OF THREATS TO FINANCIAL SECURITY AT THE MICRO LEVEL

Аннотация. Исходя из складывающейся экономической ситуации, в настоящее время одним из первостепенных условий обеспечения устойчивого роста компании, формирования положительных результатов ее финансовой деятельности выступает наличие действующей эффективной системы финансовой безопасности, выстроенной внутри данной компании.

Финансовая безопасность экономического субъекта является результатом различных принятия и реализации различных управленческих решений, касающихся всех этапов производственно -хозяйственной и финансовой деятельности компании. Угрозы характеризуются многообразием видов и в целях наиболее полной их идентификации при построении системы финансовой безопасности предприятия требуют определенной классификации. Необходимость непрерывного обеспечения финансовой безопасности компании обусловлена основными целями и задачами коммерческой организации с момента ее образования и в течение всего периода функционирования. При неправильном или неэффективном управлении в компании возможно проявление различного рода кризисов, в том числе и финансовые.

Abstract. Based on the current economic situation, at present, one of the primary conditions for ensuring the sustainable growth of the company, the formation of positive results of its financial activity is the presence of an effective effective financial security system built within this company.

The financial security of an economic entity is the result of various adoption and implementation of various management decisions relating to all stages of the production, economic and financial activities of the company. Threats are characterized by a variety of types and in order to most fully identify them when building

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.