Научная статья на тему 'Анализ психофизиологических характеристик подверженности влиянию (вербовке) учащейся молодежи'

Анализ психофизиологических характеристик подверженности влиянию (вербовке) учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1699
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ACTIVITY UNEASINESS / ТЕСТ / TEST / ВЕРБОВКА / RECRUITMENT / ВЛИЯНИЕ / INFLUENCE / АНТИЭКСТРЕМИЗМ / ANTI-EXTREMIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухаметзянов Искандар Шамилевич, Хусаинова Светлана Владимировна

В статье рассмотрены особенности проявления характеристик личности и свойств нервной системы у группы лиц (учащиеся), склонных к конформному поведению и (или) склонных к изменению своего мнения под влиянием других лиц. Представлены эмпирические данные исследования психофизиологических характеристик: свойства нервной системы, типы личности. Проанализированы результаты исследования личностных характеристик учащихся и особенностей, свойств их нервной системы, а также деятельностной тревожности в условиях ситуации изменения. Разработана анкета «Подверженность внешнему влиянию». Результаты анкетирования учащихся по подверженности внешнему влиянию рекомендуется использовать при анализе возможного воздействия на учащихся экстремистской идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мухаметзянов Искандар Шамилевич, Хусаинова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF DOMINANCE SUBMISSIVENESS (RECRUITMENT) OF THE STUDYING YOUTH

In the article the emphasis lays on the features of manifestation of characteristics of the personality and properties of nervous system of group of persons (students), apt to conformal behavior or to the changing of the mind under the other persons’ opinions. The empirical data of the study of psychophysiological characteristics such as the attributes of the nervous system and type of identity is presented. The results of personal characteristics of pupils and the features of nervous system and activity uneasiness under the changing situation are analyzed. The form “The susceptibility to the external influence” is developed. The results of questioning of students on the studying of susceptibility to external influence are to be used in the analysis of the possible influence of extremism ideology on the students.

Текст научной работы на тему «Анализ психофизиологических характеристик подверженности влиянию (вербовке) учащейся молодежи»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.6

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

ПОДВЕРЖЕННОСТИ ВЛИЯНИЮ (ВЕРБОВКЕ) УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

И.Ш. Мухаметзянов, С.В. Хусаинова1

'Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований

Аннотация. В статье рассмотрены особенности проявления характеристик личности и свойств нервной системы у группы лиц (учащиеся), склонных к конформному поведению и (или) склонных к изменению своего мнения под влиянием других лиц. Представлены эмпирические данные исследования психофизиологических характеристик: свойства нервной системы, типы личности. Проанализированы результаты исследования личностных характеристик учащихся и особенностей, свойств их нервной системы, а также деятельностной тревожности в условиях ситуации изменения. Разработана анкета «Подверженность внешнему влиянию». Результаты анкетирования учащихся по подверженности внешнему влиянию рекомендуется использовать при анализе возможного воздействия на учащихся экстремистской идеологии.

Ключевые слова: психофизиологические характеристики, молодежь, деятельностная тревожность, тест, вербовка, влияние, антиэкстремизм.

THE ANALYSIS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL

CHARACTERISTICS OF DOMINANCE SUBMISSIVENESS

(RECRUITMENT) OF THE STUDYING YOUTH

I. Mukhametzyanov, S. Khusainova

Abstract. In the article the emphasis lays on the features of manifestation of characteristics of the personality and properties of nervous system of group of persons (students), apt to conformal behavior or to the changing of the mind under the other persons' opinions. The empirical data of the study of psychophysiological characteristics such as the attributes of the nervous system and type of identity is presented. The results of personal characteristics of pupils and the features of nervous system and activity uneasiness under the changing situation are analyzed. The form "The susceptibility to the external influence" is developed. The results of questioning of students on the studying of susceptibility to external influence are to be used in the analysis of the possible influence of extremism ideology on the students.

Keywords: psychophysiological characteristics, youth, activity uneasiness, test, recruitment, influence, anti-extremis.

Наиболее важными демографическими характеристиками, связанными со вступлением в террористическую организацию, являются пол и возраст. Существует связь между этими факторами и людьми, приходящими в террористическую организацию. Большинство из них - молодежь (14 - 29 лет), в основном мужчины.

Это обусловлено возрастными

особенностями, которые отличаются

специфическими личностными

характеристиками, привлекающими к себе как представителей преступного образа жизни, так и вербовщиков в террористические организации. Интерес к этой возрастной группе обусловлен повышением её уязвимости и неустойчивости к внешним манипулятивным воздействиям. Вербовщики используют особенности данного возраста, их контактность, склонность к героизации и приключениям, интерес к оружию и преодолению всевозможных преград.

Применительно к системе образования необходимо отметить, что низкий уровень образования является одним из значимых элементов в структуре провоцирующих экстремизм и терроризм причин и условий. Необразованный человек не получает культурно-образовательной «прививки» от пропаганды терроризма и становится к ней уязвим. В ситуации получения учащимися меньшего внимания и снижения воспитательных воздействий со стороны родителей, педагогов и государства происходит их дезориентировка в части идеологии и духовных ценностей. Эти факторы влияют на уязвимость современной молодежи к пропаганде терроризма.

Порождаемый терроризмом эффект распространяется с помощью механизмов психологического воздействия, в том числе и через СМИ. Главное средство терроризма -воздействие на чувства больших масс людей, устрашение населения, создание страха, утрата людьми таких базовых понятий, как «цель

жизни», «смысл жизни», «жизненные ценности».

Экстремисты и террористы действуют, используя информацию как оружие, и силовые меры, которые они применяют, не имеют столь достаточной силы и не являются приемлемыми, то есть в настоящее время назрела необходимость в развитии информационного антиэкстремизма [1]. Многие исследователи и эксперты, проводившие научный анализ терроризма, считают информационный экстремизм еще одним видом психологической войны. Ее основным атрибутом является информационно-психологическое воздействие, которое в условиях глобальной информатизации может повлиять на большую аудиторию без значительных финансовых вливаний. Относительно идеи «сражаясь за умы людей» создается определенное общественное мнение, которое можно контролировать в информационном пространстве [1].

Чтобы противодействовать информационно-психологическому воздействию, необходимо разрабатывать комплекс мероприятий, направленный на нейтрализацию

пропагандистского и психологического воздействия, с целью достичь таким образом нравственной, моральной, психологической устойчивости, способности к сопротивлению. Вербовка - это один из способов привлечения людей к сомнительной, но хорошо оплачиваемой деятельности. Наша цель - не только определить учащихся, подверженных вербовке, но и показать особенности их личностных характеристик и слабые стороны их нервной системы.

Человека, обладающего способностями к противодействию информационно-

психологическому воздействию, необходимо рассматривать как успешную личность с устойчивыми характеристиками свойств нервной системы. Действительно, сопоставление типологических различий по свойству силы у различных авторов [4] выявляет особенности проявления детерминант и индивидуальные особенности поведения в наиболее общих его проявлениях и чертах, которые связаны с регулирующей системой мозга.

Структуры, составляющие этот комплекс, В.Д. Небылицин [4] рассматривал как единую мозговую систему, выполняющую функции регуляции и управления всеми процессами, протекающими в организме: от низших биологических до самых высших психических, таких как потребности и мотивация, эмоции и темперамент, программирование движений и действий, интеллектуальное планирование и

оценка результатов. Важными являются связи свойств этой системы со многими общеличностными характеристиками -моторной активностью, интеллектуальной активностью и с особенностями установки личности. Интерпретация этих свойств как общих оправдана только тем значением, которое имеют образования регуляторной системы для психической жизни и поведения всего организма

[4].

В лаборатории Б.М. Теплова была выявлена большая чувствительность лиц со слабой нервной системой по сравнению с лицами, имеющими сильную нервную систему. Поскольку исходный уровень активации у субъектов со слабой нервной системой выше, чем у субъектов с сильной нервной системой, явление суммации возбуждения и связанное с ним увеличение реагирования (при постоянной силе раздражителя) у них быстрее достигнет предела реагирования, тем самым быстрее наступит тормозной эффект, то есть снижение эффективности реагирования. У лиц с сильной нервной системой из-за более низкой активации покоя имеется больший «запас прочности», и поэтому суммация у них может продолжаться большее время без достижения предела реагирования. Поскольку величина суммации возбуждения определяется длительностью действия раздражителя, сильная нервная система оказывается более выносливой. Это значит, что при многократных предъявлениях сигналов снижение эффекта реагирования на эти сигналы (величина или быстрота реакций) у «слабых» произойдет быстрее, чем у «сильных».

Изучение взаимосвязи между этими проявлениями быстроты функционирования нервной системы позволило выделить два главных фактора: легкость переделки значения условных раздражителей и быстроту возникновения и исчезновения нервных процессов. За первым фактором Б.М. Теплов оставил название «подвижность», а второй фактор обозначил как «лабильность». Другие показатели быстроты функционирования нервной системы не относятся в настоящее время к двум названным свойствам.

Изучение данных характеристик свойств нервной системы и особенностей личности обусловливает возможность проведения исследований в рамках конформного поведения учащейся молодежи. Тема формирования механизмов зависимого поведения, особенно психологических, недостаточно исследована. При психологическом подходе к вопросу о причинах становления зависимых форм поведения внимание обращается, как правило,

на совокупность черт, делающих личность уязвимой, неустойчивой.

Сотрудниками ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы Российской академии образования» было проведено изучение психофизиологических характеристик подверженности влиянию

(вербовке) учащейся молодежи. В исследовании принимали участие 162 человека. Для изучения подверженности влиянию были использованы методики Кеттелл 13РБ, Леонгад-Шмишек, ИТО Собчик, теппинг-тест, опросник Стреляу, тест «Деятельная тревога» (Хусаинова С.В.), анкета «Подверженность внешнему влиянию».

Теппинг тест

§

ж

•о

§

и

§

и »а

Ж

-"О

а

3

3,5 3

2,5

1,5 1

0,5

♦ ♦ ♦ ♦♦ ♦

♦ ♦

♦♦ ♦ ♦ ♦

♦ ♦

0

10 20 30

респонденты

40

2

0

Рисунок 1. - Результаты тестирования студентов при изучении свойства нервной системы: 1 - слабая нервная система; 2 - нервная система средней силы; 3 - сильная нервная система

Тест Стреляу тип нервной деятельности

сила по возбуждению пластичность

сила по торможению

Рисунок 2. - Результаты тестирования студентов для определения типа нервной деятельности: 1 - сила процессов возбуждения; 2 - сила процессов торможения; 3 - подвижность нервных процессов

Результаты использованных методик показали следующее:

1. Индивидуально-типологические и личностные особенности.

По средним данным теппинг-теста у большинства опрашиваемых студентов «средне-слабая нервная система».

По результатам опросника (Стреляу), у студентов выявлены средние баллы, определяющие темперамент, что важно при адаптации человека к окружающей среде, и, таким образом, можно сказать, что на основе понятия оптимального уровня возбуждения выделяются реактивность (чувствительность

индивида и его выносливость или способность к работе) и активность, которая обнаруживается в объеме и охвате предпринимаемых действий (целенаправленных поведенческих акций) при данной величине стимуляции. Нами получены средние баллы по всем шкалам, но ведущим выявлен процесс торможения, определяющий: импульсивность в ответных действиях на стимул, средний самоконтроль в поведенческих

реакциях, определенную расторможенность, нетребовательность и снисходительность к себе; среднее, иногда запоздалое реагирование ответными действиями на простые сигналы; неровное реагирование, адекватные реакции, склонность к истерии.

Средние результаты ответов студентов по индивидуально-типологическому опроснику [2] показали следующее, см. рис. 3.

Рисунок 3. - Индивидуально-типологический портрет при следующих количественных показателях шкал опросника: 1) тревожность - 4 балла; 2) лабильность - 3,2 балла; 3) экстраверсия - 5,7 балла; 4) спонтанность - 3,6 балла; 5) стеничность 5,3 балла; 6) ригидность - 5,1 балла; 7) интроверсия - 5,2 балла; 8) сензитивность - 4,2 балла. Показатели 0 и 1 балл указывают на гипоэмотивность, низкое самопонимание и неоткровенность. Показатели: лжи - 4 балла, аггравации - 3,5

По результатам сочетания шкал опросника выявлено, что для испытуемых характерны такие черты, как мнительность, чувствительность, ориентированность на более сильную личность, «слабый» тип поведения, подвластность воздействию среды.

Студентам свойственны неуверенность в себе, избыточная ориентация на общепринятые нормы поведения, компромиссность, стремление к самоутверждению и избеганию внешних контактов с интересующей группой, уход в идеализацию, некоторая сензитивность и ранимость к ситуации изменения, выраженная потребность привязанности к авторитетной личности. Поведение испытуемых направлено на избегание конфликта, поиск щадящей социальной ниши (ИТО).

Все средние значения результатов теста обнаружили показатели ниже 7 баллов по

методике, что демонстрирует: недостаток ресурсов для активной деятельности; -отсутствие реакций на развивающуюся ситуацию, это в основном приводит к уходу от контактов с окружающими.

По результатам опросника Леонгарда-Шмишека, для испытуемых характерны низкая контактность, пониженный фон настроения, дружелюбие, самокритичность,

исполнительность, серьезность, высокая нравственность, добросовестность,

справедливость, пассивность, замедленность мышления, инертность психических процессов.

У студентов выявлена неуверенность, пассивность в отстаивании своей позиции; они уходят от конфликта, и в то же время, не принимают навязываемую позицию. Это свидетельствует об отсутствии у них повышенной внушаемости и низком потенциале противодействия давлению со стороны.

Рисунок 4. - Результаты по методике Леонгарда-Шмишека. Шкалы: 1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению. 2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. 3. Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта. 4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. 5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью. 6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность. 7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость. 8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз. 9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль - основные сопутствующие этому типу состояния. 10. Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью

2. Анкетирование на выявление группы «риска».

Далее на основании полученных результатов по методикам, описанным выше, нами была разработана и апробирована анкета «Подверженность внешнему влиянию», в которой имеются пять типов вопросов, направленных на изучение личностных характеристик приближенных к портрету лиц конформного, виктимного и манипулятивного воздействия, а также на выявление социального механизма конформного поведения,

проявляющегося в способности личности следовать стандартам поведения и активной ориентации на мнение других. В выборке участвовали

учреждений РТ (11 классы) в возрасте 16 - 18 лет. Общее количество респондентов 150 человек, см. рис. 5.

По данным анкетирования выявлено, что большинство школьников представляют себя в соответствии со своим возрастом развития. В юношеском возрасте формируется активная жизненная позиция и приходит осознание собственной значимости. Этому возрасту свойственно утверждение в социуме, что проявляется в некоторой агрессивности, в отстаивании своих взглядов, а иногда грубоватости и недоступности, что проявляется в недостаточно самостоятельной

адаптированности.

ученики общеобразовательных

Гисторамма распределения средних результатов ответов студентов - личностные характеристики, определяющие подверженность влиянию экстремистской идеологии

20 10

б

2

3

4

стеничность ригидность экстр-интроверсия сензитивность дт

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

Рисунок 5. - Средние результаты студентов по проведению анкеты «Подверженность внешнему влиянию».

Тенденций к конформному поведению не обнаружено, но выявлено, что некоторые учащиеся находятся в группе риска как такового колеблющегося типа поведения (42,2%).

Таким образом, проведенное исследование позволяет прийти к следующему заключению. Студенты, склонные к подверженности внешнему влиянию, показывают средний уровень лабильности по опроснику Кеттелла. К внутренним факторам относятся присущие студентам: тормозимый тип высшей нервной деятельности, инертность психических процессов, подвластность воздействию среды, средний уровень личностной тревожности, избыточная ориентация на общепринятые нормы поведения, компромиссность, тенденция рассчитывать на помощь извне в затруднительных ситуациях, низкий потенциал противодействия давлению извне (Теппинг-тест, Стреляу).

Выявлен высокий уровень деятельностной тревожности (ДТ) [3], который показывает состояние внутреннего напряжения в ситуации изменения. Деятельностная тревожность -психическое состояние, которое переживается субъектом перед началом новой деятельности, при построении алгоритма выбора способа действия, направленного на преодоление внутреннего напряжения этого периода [5]. При длительном переживании тревоги у субъекта вырабатывается личностное качество, называемое «резистентность». Резистентность (от англ. resistance - сопротивление) -личностное качество, появляющееся в ситуации изменения, выражающееся в отказе субъекта приступить к деятельности и

проявляющееся в его представлениях о множестве предыдущих незаконченных дел, уводящих субъекта в иррациональную деятельность.

Выявлено, что у студентов преобладает незрелость психических реакций на внешнее воздействие; присутствует механизм противостояния повышенной внушаемости. Вызывает некоторую настороженность низкий потенциал противодействия давлению со стороны.

При изучении конформности полученные результаты нашего исследования могут быть использованы специалистами с учетом результатов психофизиологических

особенностей проявлений индивида. Данные особенности проявляются как индивидуально-психологические - устойчивость реагирования на задачу, степень внушаемости, личностной и деятельностной тревожности, потребности в самоуважении и т.д., а также как микросоциальные характеристики - роль в группе, статус, значимость для группы и т.д.

Кроме того, большую роль играют ситуации изменения, в которых личность проявляется на уровне проблем, компетентностей, принятия решений и т.д.

Альтернативой конформизму будет выступать коллективизм - поведение, которое основано на осознанном определении человека в навязываемых ему коллективом мнениях. Самоопределение человека, связанного с внутренними устойчивыми личностными характеристиками, будет сдерживать влияние противопоставляемой ему идеологии, в данном случае экстремистской.

Литература:

1. Мирошниченко А.В. Психологические аспекты информационной безопасности. Терроризм как угроза информационной безопасности страны: сборник статей международной научно-практической конференции / А.В. Мирошниченко. - Уфа. - 2014. - Ч. 6. - С. 210-211.

2. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - М.: Институт прикладной психологии, 1998.

3. Грязнов А.Н., Хусаинова С.В., Храпаль Л.Р., Чеверикина Е.А. Деятельностная тревога аддиктивной личности как элемент дестабилизации безопасности жизнедеятельности / А.Н. Грязнов, С.В. Хусаинова, Л.Р. Храпаль, Е.А. Чеверикина. -

Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1(108). - С. 115-120.

4. Теплов Б.М. Новые данные по изучению свойств нервной системы и их психологических проявлениях / Б.М. Теплов; отв. ред. Э.А. Голубева, Е.П. Гусева. - М.: Наука, 2004.

5. Хусаинова С.В. Теоретическое обоснование феномена тревоги новой деятельности / С.В. Хусаинова // Реалии и перспективы психологической науки и практики в российском обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции; отв. ред. P.A. Ахмеров, Г.С. Прыгин. - Набережные Челны: ИУ, 2005. - С. 74-79.

Сведения об авторах:

Мухаметзянов Искандар Шамилевич (г. Казань, Россия), доктор медицинских наук, профессор, ректор ЧОУ ВО «Академия социального образования».

Хусаинова Светлана Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы РАО», e-mail: sv_husainova@mail.ru

Data about the authors:

I. Mukhametzyanov (Kazan, Russia), doctor of medicine, full professor, principal of the Academy of Social Education.

S. Khusainova (Kazan, Russia), candidate of psychological sciences, senior research associate at the Institute of the Problems of National and Ungraded School of Russian Academy of Education, e-mail: sv_husainova@mail .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.