будущих менеджеров, необходимо выделить принципы ее внедрения в образовательный процесс.
Как показал анализ выполненных предметных работ, к принципам творческой деятельности целесообразно отнести принципы новизны, активности, персонализации, самостоятельности, детерминизма, вариативности, положительного эмоционального фона. Совокупность указанных принципов, на наш взгляд, способна обеспечить адекватную организацию творческой деятельности студентов и получение значимых результатов при их профессиональном становлении.
Немаловажным аспектом характеристики будущего менеджера как творческого специалиста-организатора выступает соответствующий набор личностных качеств и сформирован-ность направленности на творческое решение профессиональных задач. По мнению большинства исследователей творчества, активную творческую личность характеризуют оригинальность мышления, легкость ассоциирования, способность к интеграции идей, критичность, умения широкого переноса знаний. Однако ключевым качеством личности, отражающим саму возможность осуществлять творческую деятельность, является креативность (творческость), под которой мы, вслед за Я.А. Пономаревым, понимаем способность к оперативному нестандартному решению проблемных задач [5].
Основные показатели креативности соотносятся с атрибутами творчества, но имеют ярко выраженную «деловую» направленность: оригинальность, продуктивность и гибкость мышления; способность к обнаружению и постановке проблемы, к разработке идей; инициативность; высокая саморегуляция и работоспособность. Диагностика этих качеств, как правило, осуществляется с помощью специальных тестов.
Итак, реализация третьего из выделенных нами условий формирования организационной культуры у будущих менеджеров сводится к созданию ситуаций, в которых студент проявляет творческий подход, актуализирует и расширяет свой
Библиографический список
потенциал. Применительно к функциям преподавателя реализация данного условия предполагает следующее:
1) увеличение доли учебно-творческой работы и обеспечение самостоятельности студентов в учебной и внеучебной деятельности;
2) систематизацию задач и заданий творческого характера, предлагаемых студентам для выполнения;
3) предпочтение видам деятельности и заданиям, предоставляющим студентам возможность проявить творчество;
4) использование эвристических и проблемных методов обучения;
5) изменение стиля взаимодействия со студентами, творческое сотрудничество;
6) комплексное использование возможностей для развития креативности личности на занятиях, в разнообразной внеаудиторной и самообразовательной деятельности;
7) реализацию предметной интеграции в учебновоспитательном процессе;
8) расширение видов деятельности, приобщение студентов к получению нового профессионально-творческого опыта на высоком уровне сложности.
Таким образом, включение студентов в активную творческую деятельность оказывает прямое позитивное влияние на эффективность функционирования разработанной нами системы за счет предоставления им возможности проявить креативный подход к решению учебных задач и присвоить устойчивую ориентацию на творчество при решении профессиональных проблем.
Резюмируя сказанное, заключим, что выявленные и раскрытые нами педагогические условия формирования организаторской культуры у будущих менеджеров способны обеспечить совершенствование составляющих этой культуры и, следовательно, являются необходимыми в профилированном образовательном процессе.
1. Яковлева, Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ин-та, 1991.
2. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения: моногр. / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: ВЛАДОС, 2006.
3. Гнатышина, Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: моногр. - СПб.: «Книжный Дом», 2008.
4. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Магистр, 1998.
5. Пономарев, Я.А. Психология творчества: перспективы развития // Психол. журнал. - 1994. - Т. 15. - № 6.
Статья поступила в редакцию 14.10.10
УДК 376
Л.В. Буркова, асп. НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: 26ta@mail.ru; М.Г. Чухрова, проф. НГПУ, г. Новосибирск,
Т: 8-903-904-61-53
АНАЛИЗ ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Представлены результаты изучения психической сферы детей 4-7 лет, проживающих в условиях детского дома: познавательной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сфер и речевого развития, до коррекционных мероприятий и после них.
Ключевые слова: психическая сфера дошкольников, задержка психического развития, психическая депривация, коррекция.
Наиболее существенным признаком последних лет стало тавшихся без попечения родителей. Часть из них передаются
увеличение размеров сиротства, появление его новых харак- под опеку (попечительство) и на усыновление, другая часть
теристик [1-5]. Необходимо отметить так называемое «скры- этих детей устраивается в дома ребенка, детские дома и дру-
тое» социальное сиротство, которое распространяется под гие учебно-воспитательные учреждения.
влиянием ухудшения условий жизни значительной части се- При этом в детские дома и школы-интернаты обычно по-
мей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего падают дети, которые отличаются, с одной стороны, отяго-
становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного щенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с дру-
вытеснения их из семей. Растет число выявленных детей, ос- гой стороны ярко выраженным депривационным синдромом.
Сущность этого синдрома представляет совокупность различного рода деприваций - сенсорной, двигательной, эмоциональной, социальной и других - среди которых центральное место занимает депривация детско-родительских отношений. Именно депривация детско-родительских отношений приводит к усугублению дефектов в развитии, имеющихся у этих детей.
У большинства детей, лишившихся семьи, наблюдается как недоразвитие личностных новообразований, отставание или задержка психического развития (ЗПР), так и качественно иной характер становления личности. В задержке их психического развития играет роль алкоголизация родителей, патология беременности и родов, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания, конституциональные факторы и, главным образом, органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже - генетического характера.
Дети с задержкой психического развития церебральноорганического происхождения занимают основное место в данной полиморфной аномалии развития. Данный тип ЗПР встречается чаще других типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений.
В коррекционных учреждениях закрытого типа такие дети проходят длительную комплексную терапию, находясь под постоянным контролем в отношение их общего психоневрологического состояния и лечения.
Медикаментозная коррекция ЗПР церебрально-
органического генеза в основном направляется на купирование энцефалопатических расстройств, усугубляющих недостаточность интеллектуальной деятельности, энуреза, явлений резидуальной церебральной гипертензии. В зависимости от преобладания тех или иных энцефалопатических расстройств, применяются транквилизаторы, снижающие невротические и неврозоподобные расстройства; нейролептические препараты, направленные на снятие явлений психомоторной возбудимости, психопатоподобных, аффективных расстройств; различные комбинации антисудорожных и дегидратационных средств. Большое значение имеет общеукрепляющая терапия, купирующая церебрастенические расстройства, уменьшающая общую соматическую ослабленность. Эффективны также препараты, обладающие стимулирующим действием на кору головного мозга: глютаминовая кислота, аминалон, церебро-лизин, энцефабол, липоцеребрин, ноотропил (пирацетам). Комплексная и длительная терапия, снимая либо уменьшая энцифалопатические расстройства, повышая общий корковый тонус, способствует высвобождению имеющихся интеллектуальных ресурсов и их максимальному использованию для психолого-педагогической коррекции.
Изучение особенностей психического развития детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно с диагнозом ЗПР церебрально-органического генеза, должно проводиться комплексно, совместно с дефектологом, психологом, психоневрологом, логопедом. Своевременный диагноз имеет исключительно важное значение, прежде всего, в плане поиска путей и средств коррекции отклонений в развитии этих детей. Как известно, чем раньше будут выявлены нарушения у таких детей и приняты меры по их коррекции, тем благоприятнее будет протекать их дальнейшее развитие. Особенно успешно проходит реабилитация и коррекция детей в дошкольном возрасте.
Предметом нашего исследования явились особенности развития психической сферы детей дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза в условиях коррекционного учреждения закрытого типа.
Целью исследования был анализ особенностей психического развития данной категории детей, на момент их поступления в коррекционное учреждение в младшем дошкольном возрасте и по его окончанию в старшем дошкольном возрасте.
Объектом исследования были 170 детей дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза, проживающие в условиях специального коррекционного дошкольного детского дома. Использовались следующие методы: изучение медицинской и психолого-педагогической документации, проективный метод, тестирование, наблюдение, опрос. Был исследован уровень сенсорного развития и познавательной сферы детей (устойчивость, распределение и переключение внимания; зрительная и слуховая память; основной тип мышления и сформированность мыслительных операций); уровень развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы (собственный авторский метод); изучение тревожности (авторы: Р. Теммл, М. Дорки, В Амен; методика подготовлена к пубикации В.М. Астаповым), методика «Эмоциональные лица» (автор: Н.Я. Семаго); уровень сфор-мированности игровых навыков (автор: Д.Б. Эльконин). При обработке и анализе данных применялись адекватные методы математической статистики (корреляция тау-Ь Кендалла, дисперсионный анализ, факторный анализ).
Первичное обследование детей проводилось на момент их поступления в дошкольное коррекционное учреждение в возрасте 4 лет. Вторичное обследование детей проводилось перед их выпуском из данного учреждения в возрасте 7 лет. Настоящее исследование проводилось в период с 2005 по 2010 гг.
Следует подчеркнуть, что изучение особенностей развития дошкольников существенно отличается от исследования психики взрослых людей, как по применяемым методам, так и по способу проведения работы. Главным принципом, которого придерживаются авторы диагностических методик, является принцип изучения естественного поведения ребенка, что предусматривает минимальное вмешательство экспериментатора в привычные, повседневные формы поведения детей. Для реализации этого принципа используются разнообразные способы побуждения ребенка к игре и к познавательной деятельности, в процессе которой проявляются разные возрастные и индивидуальные психические особенности развития детей.
Поскольку многие дети данной категории уже овладевают речью, реагируют на личность экспериментатора, то становится возможным общение с ребенком, в ходе которого проводится диагностика развития. Однако речь этих детей еще находится в стадии становления, что ограничивает возможности применения вербальных тестов. Поэтому мы отдавали предпочтение также и невербальным методикам.
При проведении диагностики психического развития дошкольников и оценки ее результатов мы делали большой акцент на особенностях личностного развития данной категории детей. Прежде всего, мы мотивировали детей, вызывали у них интерес к заданиям, включая в них игровые моменты.
В процессе нашей работы каждый компонент психической сферы был разделен не 4 уровня развития:
4 уровень - возрастная норма; 3 уровень - легкое отставание от возрастной нормы; 2 уровень - умеренное отставание от возрастной нормы; 1 уровень - значительное отставание от возрастной нормы.
Таким образом, каждая проведенная нами методика выявляла определенный уровень развития соответствующего исследуемого компонента психической сферы.
Уровень речевого развития детей определялся заключением логопеда:
4 уровень - развитие речи приближено к норме, с незначительными нарушениями звукопроизношения, фонетикофонематического и лексико-грамматического строя;
3 уровень - системное недоразвитие речи III уровня;
2 уровень - системное недоразвитие речи II уровня;
1 уровень - системное недоразвитие речи I уровня.
Результаты. При поступлении детей в учреждение в возрасте 4 лет средний показатель развития эмоциональноволевой сферы у них находился на более низком уровне, по
сравнению со средними показателями других психических компонентов, что сохранялось вплоть до выписки из коррекционного учреждения, несмотря на проводимые мероприятия. Можно констатировать, что эмоционально-волевая сфера является наиболее сложно корригируемым компонентом всего психического развития детей и имеет наиболее низкий уровень развития в сравнение с другими исследуемыми нами психическими сферами. При обследовании познавательной сферы детей мы видим, что ее средние показатели находятся на более высоком уровне развития по сравнению с другими компонентами психики детей. Такую же картину мы можем наблюдать и при выписке детей из коррекционного учреждения: среди всех психических компонентов познавательная сфера также имеет наиболее высокий уровень развития.
Наибольшую динамику в своем развитии после пребывания детей в коррекционном учреждении, дает мотивационно-потребностная сфера. В целом наблюдается примерно одинаковая динамика в развитии познавательной, эмоциональноволевой и речевой сферы (рис. 1, табл. 1).
Корреляционный анализ полученных данных позволил нам увидеть степень взаимодействия компонентов психической сферы детей, а также увидеть, насколько изменения в развитии одной сферы приводят к изменению в развитии другой. Самый высокий коэффициент корреляции наблюдался между эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферой детей, при этом он практически не зависел от уровня развития познавательной сферы (г = 0,86, р < 0,001). Познавательная сфера имеет достаточно высокий коэффициент корреляции со всеми исследуемыми сферами психического развития, но более всего с мотивационно-потребностным компонентом (г = 0,81, р < 0,001). Уровень развития познавательной сферы особенно сильно влияет на уровень корреляции между речевой и мотивационно-потребностной, а также между эмоционально-волевой и речевой сферой (г = 0,79, р < 0,001). Анализ речевой сферы также показал высокий коэффициент корреляции со всеми исследуемыми компонентами психического развития детей в этом возрасте, при этом отмечается наиболее высокий уровень корреляции между речевым развитием и познавательной сферой (г = 0,75, р < 0,001).
Корреляционный анализ между исследованными компонентами психической деятельности данных детей при выписке, в возрасте 7 лет, показал, что так же как и при первичном обследовании, наиболее высокий коэффициент корреляции наблюдается между эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферой детей и он также мало зависит от уровня развития познавательной сферы (г = 0,91, р < 0,001), а наименьший коэффициент корреляции отмечается между эмоционально-волевой сферой и речевым развитием детей (г =
0,73, р < 0,001).
средние показатели уровня психического развития детей
Рис. 1. Показатели уровня психического развития детей при поступлении в коррекционное учреждение и после проводимых мероприятий при выписке
Таблица 1
Сравнение показателей уровней развития компонентов психической сферы
Компоненты психической сферы Средние значения показателей уровня психического развития обследуемых детей (в баллах) Средние показатели динамики психического развития детей ( в баллах)
При поступлении При выписке
Познавательная сфера 1,86 3,17 1,31
Эмоциональноволевая сфера 1,41 2,77 1,36
Мотивационно- потребностная сфера 1,59 3,13 1,54
Речевое развитие 1,70 3,05 1,35
Уровень развития эмоционально-волевой сферы практически не влияет на высокий уровень корреляции между речью и познавательными процессами. Познавательная сфера высоко коррелирует со всеми компонентами психического развития, но в большей степени с мотивационно-потребностной и речевой сферой. Эмоционально-волевая сфера в большей степени коррелирует с познавательной и мотивационно-потреб-ностной сферой, в наименьшей степени - с речевым развитием. Речевое же развитие имеет высокую корреляцию с познавательной сферой и в меньшей степени коррелирует с эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферами. Результаты изучения сравнительной динамики разных сфер психического развития в процессе коррекционной работы с детьми приведены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика уровня психического развития (в %)
Сферы психического развития Уровень развития При поступлении При выпуске
Познавательная сфера Возрастная норма 0% 32%
Легкое отставание 13% 55%
Умеренное отставание 53% 13%
Значительное отставание 34% 0%
Эмоциональноволевая сфера Возрастная норма 0% 11%
Легкое отставание 6% 55%
Умеренное отставание 29% 34%
Значительное отставание 65% 0%
Мотивационно- потребностная сфера Возрастная норма 0% 24%
Легкое отставание 8% 67%
Умеренное отставание 42% 9%
Значительное отставание 50% 0%
Речевое развитие
Возрастная норма 0% 21%
Легкое отставание 11% 65%
Умеренное отставание 47% 14%
Значительное отставание 42% 0%
Сравнивая результаты полученных данных при первичном и вторичном обследовании, можно заметить, что в младшем дошкольном возрасте отмечается большая взаимосвязь между компонентами психического развития детей по сравнению со старшим дошкольным возрастом. В старшем дошкольном возрасте эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы уже в меньшей степени влияют на уровень развития речевой сферы. При этом, так же как и в младшем дошкольном возрасте, у старших дошкольников отмечается высокий коэффициент корреляции между уровнем развития познавательной сферы и речью.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы об особенностях психического де-тей-сирот дошкольного возраста с ЗПР церебральноорганического генеза:
1. Чем меньше возраст ребенка, тем больше нарушения одних компонентов его психической сферы влияют на уро-
вень развитие других. Ранняя психокоррекция способствует более благоприятному течению их развития.
2. Наиболее страдающим компонентом психического развития детей-сирот дошкольного возраста с ЗПР церебральноорганического генеза является эмоционально-волевая сфера, нарушения которой обусловливаются не только органическими поражениями, но и факторами различных видов деприваций, которым подвергаются эти дети.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы детей-сирот с ЗПР церебрально-органического генеза наиболее тесно связано с развитием мотивационно-потребностной сферы. Таким образом, для коррекции нарушений эмоционально-волевого компонента необходимо в первую очередь изменить мотивации и потребности такого ребенка.
4. Мотивационно-потребностная сфера является основным звеном, которое непосредственно или опосредованно влияет на развитие всех компонентов психической сферы детей, проживающих в учреждениях закрытого типа.
5. К старшему дошкольному возрасту нарушения развития речи детей-сирот с ЗПР церебрально-органического генеза больше обусловлены развитием познавательной сферы, чем другими психическими компонентами (эмоционально-волевой или мотивационно-потребностной сферой). Ранняя коррекция познавательной сферы этих детей положительно воздействует на их речевое развитие и предупреждает дальнейшие проблемы с адаптацией к школе.
Библиографический список
1. Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб, 2003.
2. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Козаковой. - СПб., 2000.
3. Лангмейер, И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангеймер, З. Матейчик. - Прага: Авиценум, 1984.
4. Прихожан А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2005.
5. Шипицина, Л.М. Психология детей-сирот / Л.М. Шипицина. - СПб.:Изд-во СПб ун-та, 2005.
Статья поступила в редакцию 18.10.10
УДК 376
С.С. Белов, М.Г. Чухрова, Т.Г. Орлова, А.С. Шамикаева, НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: mba3@sibmail.ru
ОРИЕНТИРОВАНИЕ И МОБИЛЬНОСТЬ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ КАК ОСНОВА ИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
В статье представлена программа и обоснованы основные принципы тренировки мобильного ориентирования незрячих лиц.
Ключевые слова: слепота, мобильное ориентирование незрячих.
Социальная адаптация - это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой, который сопровождается удовлетворением основных социогенных потребностей человека, и проявляется в переживании состояния самоутверждения. Органический дефект, по мнению Л.С. Выготского, нарушая социальные отношения, изменяя социальный статус инвалида, провоцирует возникновение у слепого ряда специфических социальных установок (например, установки на избегание зрячих, иждивенческих настроений и т. п.) [1]. Опосредствованное влияние дефекта на психическое развитие, обусловленное изменением отношений индивида с окружающей предметной и социальной средой, объясняется не только всеобщей закономерностью зависимости атропо-и онтогенетического развития психики от социальных факторов, но и тем, что для слепых отсутствие зрения само по себе не является фактом психологическим. Психологическим фактом слепота становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми [2].
Для человека адаптация к социальной среде заключается в умении удовлетворить ряд специфических социально обусловленных потребностей, которые имеют для человека мотивационное значение. При рассогласовании в системе потребностей, согласно исследованиям Ф. Б. Березина, когда блокируется одна из конкурирующих потребностей (интрапсихиче-ский конфликт) значительно возрастает фрустрационная напряженность. Это является предпосылкой нарушения адаптации [3]. А.Г. Литвак отмечал влияние изменений, возникающих в динамике потребностей (например, недоразвитие перцептивных потребностей), связанных с затруднениями их удовлетворения в связи с полной или частичной утратой зрения [3]. Глубокие нарушения зрения или его отсутствие, как писал А.Г. Литвак, затрудняют или делают невозможным удовлетворения ряда насущных потребностей, что, в свою очередь ведет к эмоциональному напряжению и проявляется состоянием фрустрации.
Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. Человек в процессе филогенеза сфор-