Научная статья на тему 'Анализ психического и физического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности'

Анализ психического и физического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром дефицита внимания с гиперактивностью / дети / младший школьный возраст

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Овсянникова Елена Юрьевна, Журавлева Мария Артемовна

В статье раскрыты результаты анализа психического и физического состояния детей младшего возраста с СДВГ. Нами были рассмотрены особенности развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также был проведен анализ средств и методов снижения уровня гиперактивнсоти у детей школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ психического и физического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-292-295

Анализ психического и физического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Овсянникова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Журавлева Мария Артемовна,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: в статье раскрыты результаты анализа психического и физического состояния детей младшего возраста с СДВГ. Нами были рассмотрены особенности развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также был проведен анализ средств и методов снижения уровня гиперактивнсоти у детей школьного возраста.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, дети, младший школьный возраст.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последнее время становится всё более частым диагнозом, особенно у детей. Очень важно выявлять данный синдром на ранних стадиях и проводить своевременную и эффективную коррекцию данного заболевания, так как по результатам исследований была установлена взаимосвязь между социально неприемлемым поведением, совершением преступлений и СДВГ. Так же данный синдром нередко приводит к сложностям в обучении, в коммуникации с окружающими людьми, а иногда приводит к занижению самооценки в школьном возрасте. По мнению З. А. Ахметовой, синдром дефицита внимания с гиперактивностью относится к числу самых часто встречающихся поведенческих отклонений в мире, но в развитых странах встречается реже.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

В России число людей, страдающих СДВГ -16%. Среди детей младшего школьного возраста данный синдром встречается у 7-28%. К сожалению, изучение данной проблемы в России началось относительно недавно.

А. Станишевская утверждает, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью легко распознается в детстве, так как его проявления более яркие и сильные именно в этот период. Гиперакивность, по мнению А. Станишевской, является одним из самых известных симптомов в детстве. Во взрослом возрасте данные проявления могут уменьшаться, либо совсем исчезать, так как считается, что взрослые должны легко справляться с данной потребностью, должны контролировать свои импульсивные желания и должны уметь концентрировать своё внимание.

В своём описании детей с СДВГ Монина Г. Б., Лютова-Робертс и Чутко Л. С. обращают внимание на следующие особенности. Детям трудно сфокусировать своё внимание на каком-либо предмете, они часто отвлекаются, данным детям сложно работать в команде. Дети с СДВГ просят у учителей повышенного индивидуального внимания, мешая другим одноклассника. Также такие дети часто не доводят работу до конца, не доделывают задания. После начала занятия, уже на 7-8 минуте, ребенок начинает проявлять излишнюю двигательную активность, теряет интерес и внимание. Из-за потребности быть замеченным учителем и одноклассниками, ребенок привлекает внимание доступным ему методом - «шута». Это приводит к снижению эффективности урока, учителю трудно держать дисциплину. Часто бывает, что сами учителя не являются компетентными в вопросе синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, не знают особенностей данных детей. Неправильные действия педагога может привести к неадекватной реакции ребенка с гиперактивностью.

Могилевская Т. Е. выделяет некоторые особенности СДВГ:

1. Данный синдром чаще наблюдается у мальчиков;

2. В начальных классах нарушения проявляются более ярко;

3. Наследственность играет большую роль в развитии СДВГ;

4. СДВГ может сформироваться из-за повреждения ЦНС;

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

5. В семьях, где есть дети, страдающие гиперактивностью, у родственников могут чаще встречаться случаи алкоголизма, проблем с законом и депрессивного поведения.

Пучинина О. В. описывает изменение динамики СДВГ с возрастом. В раннем возрасте большинство детей с синдромом дефицита имеют синдром нервно-мышечной возбудимости, который чаще всего проявляется на первых месяцах жизни ребенка. Такие дети нередко бывают беспокойны. Беспокойство часто сопровождается излишней двигательной активностью, покраснениями, потливостью. Так же замечается нарушение сна, иногда слушается полное перестроение цикла - «сон-бодрствование». Также дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто имеют проблемы с кормлением и нарушения работы ЖКТ.

В период от года до трех лет для детей с данным синдромом характерна гипервозбудимость, повышенная двигательная активность, проблемы со сном и аппетитом, задержка психомоторного и эмоционального развития. В 3 года появляется моторная неловкость, отвлекаемость, импульсивность, упрямство, быстрая утомляемость, негативизм. Может быть задержка в речевом развитии, в формировании навыков опрятности.

«Всплеск» СДВГ происходит с 5 до 10 и с 12 до 15 лет. Специалисты связывают это с динамичным развитием высшей нервной деятельности. Дети с данным синдромом в 6-7 лет не готовы к школе из-за замедления темпов созревания мозговых структур. Школьная программа может навредить компенсаторным механизмам центральной нервной системы таких детей, приводить к различным нарушениям в поведении. На первый план в младшем школьном возрасте выходят проблемы в поведении и трудности в обучении.

Как правило уже к концу первого полугодия успеваемость детей с данным синдромом заметно снижается, и они начинают отставать в учёбе. Так же у детей с СДВГ повышенная утомляемость, низкая умственная работоспособность, плохая память и нарушения мелкой моторики, что тоже приводит к проблемам с обучением.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Польские учёные в своих исследованиях утверждают, что уровень двигательной активности выше у детей с СДВГ, чем у здоровых. Активность детей с данным синдромом, как показывают исследования, выше на 25- 30%, чем у детей без синдрома.

Другие исследования показали, что активность детей с СДВГ не отличается сильно от активности здоровых детей на уроках физкультуры, на переменах, на обедах. То есть в то время, когда все дети более подвижны.

Проанализировав особенности развития детей с СДВГ, можно сказать, что эти сильно отличаются от детей, не имеющих данное заболевание. К ним важен особый подход в обучении, в воспитании, чтобы таким детям было проще интегрироваться в общество.

Библиографический список

1. Ахметова З. А. Психологическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Психологические науки, 2019.

2. Брязгунов, И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях // или Издательство Института психотерапии, Москва, 2001. С. 8.

3. Станишевская А.// История исследования симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности как психологического расстройства/ Studia Humanitatis, 2020.

4. Могилевская Т.Е. Коррекция двигательной сферы дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Екб- 2009.

5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. - СПб.: Речь, 2007. - 186с (42с).

6. Пучинина О.В. Вариативность синдрома гиперактивности// Аутизм и нарушения развития, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.