УДК 159.92
АНАЛИЗ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ И СОЛДАТ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ СТИЛИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ
© 2010 Л.С.Улановская
Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета им.
Н.Г. Чернышевского
Статья поступила в редакцию 17.02.2010
В данной статье рассмотрены четыре типа стилей индивидуальной саморегуляции психических состояний и выделены два подтипа саморегуляций психического состояния личностей юного возраста. Дается краткий теоретический анализ общего понятия стиля, стиля деятельности и стиля саморегуляции поведения и состояния. Охарактеризованы экспериментальные данные выявленной тенденции различий во влиянии на показатели ней-ротизма (н), «сформированной» вариабельности (АО), регулирующей вариабельности ШЕ) и спокойствия -тревоги (Сп) в каждом из стилей, и исследованы особенности различий ^ критерия Стьюдента для их типов.
Ключевые слова: саморегуляция, функциональные состояния, стиль, реактивный и возбуждающийся подтипы стилей индивидуальной саморегуляции, сравнительный анализ доминирующих психических состояний и психических уровней саморегуляции состояний в стилях и их подтипах.
Впервые проблема стиля была поставлена А.Адлером в 1927 г. для обозначения индивидуальных способов и стратегий поведения, способствующих компенсации его индивидуальных дефектов. Позднее понятие стиль в психологии использовали для объяснения единства разнообразных проявлений психики человека, таких как: черт личности «инструментального порядка», с помощью которых человек реализует свои цели и мотивы^.АПрогО; наличия обусловленных и обобщающих схем перцептивных актов и форм реагирования (R.Stagner); и отражения симптокомплекса взаимосвязанных свойств, обусловленных индивидуальными различиями в познавательной деятельности (H.Witkin).
В отечественной психологии индивидуальный стиль нашел свое применение в аспекте индивидуальной деятельности субъекта. Проблемы качественных индивидуальных различий в выполнении одной и той же деятельности, поставленные Б.М.Тепловым, дали толчок и явились предпосылкой индивидуального стиля деятель-ности1. В последствии его идеи, как основу использовали В.С.Мерлин, понимавший под стилем не отдельные элементы деятельности, а их определенное сочетание, Е.А.Климов2, отражающий в индивидуальном стиле деятельности обусловленную психологическими особенностями устойчивую систему способов, складывающуюся у человека, стремящегося к наилучшему
Улановская Людмила Сергеевна, учитель физики и информатики, Макаровской сельской школы, г.Ногинск - 4, Московской области, аспирант кафедры практической психологии. E-mail: Lyuda-BFSGU&yandex. ru
1 Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: 1961.
2 Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. -
Казань: 1969.
осуществлению данной деятельности, А.К.Бай-метова, определяющего индивидуальный стиль учащихся, как способ наиболее успешной реализации, активного творческого отношения к дея-тельности3, З.И.Вяткина, выделившего у учителей физического воспитания три стиля, обусловленные силой и подвижностью нервных процессов и т.д.
Поставив в своем исследовании перед собой ряд задач по изучению регуляторной специфики функций психических состояний и определив рабочую гипотезу о возможности различий показаний по фиксировано взятым компонентам в подструктурах четырех индивидуальных стилях саморегуляции психических состояний (гармоничном, затратном, накопительном и экономном), мы выяснили, что наиболее близкими к нашим задачам исследования являются понятия индивидуальных стилей исследуемых следующими авторами. О.А.Конопкиным, обобщившим стиль саморегуляции в индивидуальную структуру с характерными для данного человека особенностями регуляции (индивидуальные особенности; особенности создания модели значимых условий; особенности планирования, программирования предстоящих исполнительских действий и особенности контроля и оценки результатов своей деятельности и принятия решений о необходимых коррекциях). Е.И.Ильиным, выделившим три типа индивидуального стиля адаптации: субъекта к деятельности, приспосабливания деятельности к субъекту и взаимное
3 Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля учебной деятельности старшеклассников // Психологические исследования по психологии личности. Вып. 4. - Пермь: 1967. - С.104 - 110.
«уравновешивание». В.А.Толочек, создавшим модель стилей значимых условий деятельности, состоящую из трех блоков: субъективные условия деятельности, структуру, тип организации деятельности. Л.Г.Дикой, В.В.Семикина и В.И.Щедрова, исследовавшим индивидуальный стиль саморегуляции психофизического состояния и выделившим на этом уровне четыре стиля: гармоничный, затратный, накопительный, экономный. В.И.Моросановой, диагностировавшей индивидуальные особенности и стиль саморегуляции подростков, как особого рода составляющий профиль: гармоничный и эффективный, акцентуированный и неэффективный.
Рассмотрев в рамках нашего исследования работы Б.А.Вяткина4, О.А.Конопкина5, Н.Ф.Кру-гловой6, В.И.Моросановой, Т.Ю.Смирновой7 и В.А.Толочек8, мы пришли к выводу, что представители разных возрастных групп имеют разные возрастные особенности саморегуляции стилей состояний. Констатация этого факта натолкнула нас на необходимость рассмотрения сравнительного анализа индивидуальных стилей саморегуляции психических состояний лиц, принадлежащих к разно ориентированным направ-ленностям учебно-профессиональной деятельности, относящихся к юному возрастному периоду.
Для осуществления этой цели в своей работе, мы решили исследовать особенности внутренней подструктуры индивидуальных стилей саморегуляции психического состояния объединенной выборки, состоящей из студентов высшего учебного заведения и солдат первого года воинской службы. Такое объединение было связано с уравновешиванием испытуемых принадлежащих к мужскому и женскому полу, что, по нашему мнению, способствовало получению объективных данных.
В процессе работы возникли гипотезы: 1) существуют ли различия в психических уровнях
4 Вяткин Б.А., Волочков А.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1999. - №5. - С. 10 - 21.
5 Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития // Вопросы психологии. - 2004. - №2. - С. 128 - 136; Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека: Структурно-функциональный аспект // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С. 5 - 12.
6 Круглова Н.Ф. Психологические особенности Саморегуляции подростка в учебной деятельности // Психологический журнал. - 1994, - Т. 15. - № 2. - С. 66 - 73.
7 Моросанова В.И., Смирнова Т.Ю. Диагностика индивидуальных особенностей саморегуляции у подростков // Журнал прикладной психологии. - 2003. - №3. - С. 58 - 63.
8 Толочек В.А. Исследование индивидуального стиля
деятельности // Вопросы психологии. - 1991. - №3. -С. 53 - 62.
(ССС) доминирующего состояния9 в стилях индивидуальной саморегуляции, у испытуемых юного возраста, занимающихся обучением в вузе и службой в армии. 2) если различия в стилях саморегуляции есть, то ведут ли они к различию между реактивными и возбуждающимися типами, выделенными внутри каждого из стилей.
В исследовании приняли участие 205 студентов Балашовского института (филиала) СГУ имени Н.Г.Чернышевского и 40 призывников первого года воинской службы воинской части №58172 Московской области г.Ногинска, в возрасте от 17 до 23 лет. В ходе экспериментального исследования нами был подобран инструментарий проводимых методик, в который мы включили следующие данные: 1) Методика цветового тестирования М.Люшера-Шипоша -Х1 - вегетативный коэффициент (кв). 2) Методика Айзенка - Х2 - нейротизм (н); Х3 - экстраверсия - интроверсия (э/и). 3) Методика доминирующих психических состояний А.О.Прохорова - Х4 - Ак: активно - пассивное отношение к жизненной ситуации; Х5 - Бо: бодрость - унынье; Х6 - То: тонус: высокий -низкий; Х7 - Ра: раскованность - напряженность; Х8 - Сп: спокойствие - тревога; Х9 - Ус: устойчивость - неустойчивость; Хю - Уд: удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом; Хц - По: положительный - отрицательный образ самого себя. 4) Опросник СПИДО О.Микшика - Х12 - КО: когнитивная вариабельность, касающаяся познавательных функций; Х13 - ЕМ: эмоциональная вариабельность, касающаяся передвижения взаимодействия со средой; Х14 - RE: регулирующая вариабельность, касающаяся регулирующих и направляющих функций; Х15 - AD «сформированная» вариабельность (адаптивность), касающаяся тенденции индивидуума приноравливаться к новым условиям жизни и деятельности; Х16 - Ои: общий уровень психической возбужденности, проявляется как тенденция тяготения к динамическим воздействиям; Х17 - МН: моторная (внешняя) гибкость и ее регулирование; Х18 -когнитивно-регулирующая вариабельность, характеризующая рискованный или осторожный тип поведения; Х19 - ER: эмоционально-регулирующая вариабельность, которую в общем случае можно охарактеризовать импульсивностью поведения; Х20 - КА: когнитивно-сформированная вариабельность, которая может пониматься как характеристика уровня притязаний и самооценки; Х21 - ЕА: эмоционально сформированная вариабельность, касающаяся вопрос «ситуативного постижения чувством»; Х22 - RA:
9 Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. - 1991. - №5. - С. 156 - 161.
регулирующая - сформированная вариабельность, которая может пониматься как показатель противоположности мотивационного и связанного с «крушением надежд» поведения; Х23 - FM: характер подхода к взаимодействиям с ситуационными переменными эмоционального характера; Х24 - US: шкала «оседлости» или же беспечности; Х25 - EX: шкала лжи. 5) При обработке данных нами использовалась компьютерная программа пакета SPSS 13.00.
Начав свое исследование с регрессионного анализа по переменным: нейротизм (н), «сформированная» вариабельность (AD), спокойствие - тревога (Сп) и регулирующая вариабельность, касающаяся регулирующих и направляющих функций (RE), мы смогли получить одновременно данные нескольких величин. В их состав были включены значения о значимости связей зависимой и независимой переменной (R), массовая доля дисперсии одной переменной (R2), величина характеризующая связь между зависимой и независимой переменной (В), а также значение t- критерия Стьюдента. Проанализировав эти данные в каждом из четырех стилей индивидуальной саморегуляции, мы выделили следующие значимые значения.
1) Гармоничный стиль (кв=1,37; э/и=16,02): а) по зависимой переменной нейротизм (н) данные были распределены следующим образом. Связь зависимой переменной с независимыми составила уровень значимости (R=0,478b), при этом массовая доля дисперсии одной переменной, обусловленной воздействием другой переменной, равнялась (R2=0,154), что повлекло за собой влияние двух независимых переменных Сп(В=-0,182; t=-2,478; зн.=0,016), и Ак(В=-0,142; t=-2,396; зн.=0,020). Низкий уровень нейротизма (н=12,08), проявляемый у холериков и сангвиников в стиле, взаимосвязан со склонностью к пассивности и преобладанию пессимистической позиции, неверия в возможность успешного преодоления препятствий (Ак=47,06). Наряду с тем как это распределение со второй переменной у всех испытуемых сводилось к наличию такого признака, как уверенности в своих силах и возможностях (Сп=52,92);
б) по зависимой переменной «сформированная» вариабельность (AD) определились показатели (R=0 ,652b), (R2 =0,425) и переменные ЕМ(В=0,626; t=4,553; зн.=0,000) и ЕХ(В=-0,479; t=-4,181; зн.=0,000). Используя эти данные, низкий показатель «сформированной» вариабельности (AD=4,89), мы смогли объяснить наличием в стиле относительно невысокой эмоциональной вариабельности (ЕМ=4,85), ведущей к эмоциональной устойчивости и инертной тенденции придерживания собственных подходов, с помощью которой испытуемые приспосабливают социальную среду под свои определен-
ные требования, компенсируя тем самым ее выраженные «недостатки»;
в) по зависимой переменной спокойствия -тревоги (Сп) нашли свое отражение значения Ш=0,761ь), Ш2 =0,580) и независимые включенные переменных Ра (В=0,530; t=4,431; зн.=0,000) и Ус(В=0,351; t=7,464; зн.=0,000). Положительные корреляции переменных свидетельствовали о том, что большие значения одной переменной влекут большие значения другой переменной. Таким образом, значение переменной спокойствия (Сп=52,92), у испытуемых напрямую зависело от показателей раскованности (Ра=53,02) и устойчивости (Ус=52,79), которые определили положительный эмоциональный тон и восприятие желаемых целей как вполне достижимых;
г) по зависимой переменной регулирующая вариабельность, касающаяся регулирующих и направляющих функций (RE), мы получили данные равные (Я=0,545ь), (Я2 =0,297) и независимые переменные МН(В=0,377; t=3,882; зн.=0,000) и ЕА(В=0,287; t=3,361; зн.=0,001), также составившие положительные корреляции. В свою очередь, эти независимые переменные, позволили нам охарактеризовать высокое значение по регулирующей вариабельности (RE=6,677), влекущей за собой низкое самообладание и мало взвешивание возможных последствий. Оказалось, что оно связано, с поиском покоя при высокой эмоциональной взволнованности (МН=5,540) подкрепляемым пониженной внутренней интегрированностью и определенной склонностью к депрессиям (ЕА=4,379).
Таким образом, исследование гармоничного стиля показало некую выраженную тенденцию возможности оптимизации своих «скрытых способностей», проявляющихся путем подавления физиолого-психологических особенностей (нейротизм), посредством формирующихся и изменяющихся, в процессе взаимодействия с социальной средой, психических уровней саморегуляции и доминирующих психических состояний. При этом, характерная особенность выше представленных компонент стиля заключалась в том, что она определила только уровень зависимости нейротизма (н) и спокойствия-тревоги (Сп), как некую тенденцию в распределении гармоничности, наряду с тем как все остальные зависимые переменные находились в абсолютной независимости друг от друга.
2) Затратный стиль (кв=0,6238; э/и=17,25): а) по зависимой переменной (н) выделил (Я=0,600ь), (Я2 =0,360) с переменными КА(В=1,668; t=3,249; зн.=0,003) и ЯЕ(В=1,266; t=2,347; зн.=0,025). Это в свою очередь позволило судить о низких значениях (н=11,83), по склонности представителей данного стиля к общей тенденции скомпенсированной скромности поведения (КА=3,736), наряду с низким самооб-
ладанием и малым взвешиваниям возможных последствий (ЯЕ=6,514). Сложившаяся таким образом ситуация может говорить об этапе управления своим поведением посредствам борьбы двух антигенестических тенденций (невзве-шенное поведение и скромность);
б) по зависимой переменной «сформированная» вариабельность (AD) выявились (Я=0,490ь), (Я2=0,240) с переменными Уд (В=-0,072; t=-3,004; зн.=0,005) и КА (В=-0,435; t=-2,165; зн.=0,038). Используя эти данные, мы смогли охарактеризовать низкий показатель «сформированной» вариабельности (AD=4,89), как некий показатель зависимости от степени удовлетворенности жизнью в целом и ее оценкой самореализации в частности (Уд=55,56) отображающей тенденцию к привычному ходу вещей (КА=3,736);
в) по зависимой переменной спокойствия -тревоги (Сп) определились значения (Я=0,888ь), (Я2=0,788) с переменными Ус(В=0,568; t=5,821; зн.=0,000) и Ра(В=0,367; t=3,461; зн.=0,002). Данное распределение свидетельствовало о том, что среднее значение распределения переменной (Сп=55,50), зависело от положительной мотивированности эмоциональной устойчивости индивида (Ус=54,00), не стремящегося осуществлять какие-либо в себе, подкрепляющейся не сконцентрированным уровнем общей раскованности (Ра=55,64) ведущей к наличию внутреннего ощущения собранности, запасу сил и энергии.
г) по зависимой переменной регулирующая вариабельность, касающаяся регулирующих и направляющих функций (ЯЕ) выделились (Я=0,544ь), (Я2=0,296) с переменными н(В=0,114; t=2,964; зн.=0,006) и ЕМ(В=-,296; t=-2,570; зн.=0,015). Эти данные помогли определить высокие показатели по переменной (ЯЕ=6,514), со свойственным ему низким самообладанием, как некую возможность компенсации экстравертированной направленностей низких показателей нейротизма (н= 11,83) и пониженной эмоциональности (ЕМ=4,556).
Немаловажно отметить и тот факт, что отличительной чертой этого стиля саморегуляции, явилось уравновешивание нейротическо-го распределения уровня значимости, путем использования скомпенсированной скромности и низкого самообладания. Это в свою очередь указывало на антагонизм тенденций скромности и низкого самообладания как неких особенностей единой целой «системы».
3) Накопительный стиль (кв=1,4987; э/и=17,75): а) по зависимой переменной (н) выделились (Я=0,545ь), (Я2=0,298) с переменными КЯ(В=1,078; t=2,238; зн.=0,031) и Уд(В=-0,182; t=-2,127; зн.=0,040). Получив такое распределение, мы выяснили, что средний показа-
тель нейротизма (н=12,56) находится в непосредственной зависимости от достаточно высокого уровня когнитивно регулирующей вариабельности (КЯ=6,859). При этом любознательность и увлеченность, на фоне ощущения способности брать на себя ответственность и возможность делать свой выбор Уд(54,03), сопровождается некой импульсивностью, и как следствие, дает толчок непостоянным и неподдающимся регулированию ситуациям внутренней схемы «приспосабливающегося» поведения;
б) по зависимой переменной «сформированная» вариабельность (AD) выявились (Я=0,484ь), (Я2=0,234) с переменными КЯ(В=0,400; t=2,738; зн.=0,010) и кв(В=1,214; t=-2,358; зн.=0,024), которые в целом свидетельствовали о зависимости низких показателей (AD=4,00) от высокого уровня любознательности (КЯ=6,859) и вегетативного коэффициента внутренней энергетики (кв=1,4987);
в) по зависимой переменной спокойствия -тревоги (Сп) определились (Я=0,589ь), (Я2 =0,347) с переменными кв(В= 91,378; t=3,995; зн.=0,000); и ЯЕ(В=-26,884; t=-2,438; зн.=0,020). Распределение величины спокойствия (Сп=63,23), дающей большую уверенность в своих силах и возможностях, в этом стиле саморегулирования активизируется за счет вегетативного коэффициента внутренней энергетики (кв=1,4987) и сопровождается низким самообладанием (ЯЕ=6,99);
г) по зависимой переменной регулирующая вариабельность, касающаяся регулирующих и направляющих функций (ЯЕ) выявились (Я=0,572ь), (Я2=0,327) с переменными US(В=-0,267; t=-3,125; зн.=0,004) и ЕМ(В=0,158; t=2,064; зн.=0,046). В этом распределении мы видим, что высокие показатели регулирующей вариабельности (ЯЕ=6,99), касающейся низкого уровня самообладания, связанны с относительно низкими показателями шкалы беспечности (US=5,41), свидетельствующей о «застывшем переходном возрасте», и шкалы эмоционально вариабельности (ЕМ=4,808), ведущей к пониженному эмоциональному состоянию. Такое распределение в совокупности дает представление о низком уровне самообладания, как некой характеристике связанной с подростковым возрастом (регрессивная тенденция).
Отличительной особенностью данного стиля саморегуляции является выявление зависимостей определенных по когнитивно регулирующей вариабельности и вегетативному коэффициенту, значимым отличием в которых является функциональное состояние.
4) Экономный стиль (кв=0,4987; э/и=9,33): а) по зависимой переменной (н) выделил (Я=0,501а), (Я2 =0,251) при независимой переменной э/и(В=-0,417; t=-2,316; зн.=0,034), что
свидетельствовало о характере влияния на стиль особенностей темперамента. Так как среднее значение по (н=12,33) при (э/и=9,33) то, мы могли говорить о преобладании в этом стиле меланхолического типа темперамента с присущей ему «тормозной» реакцией замкнутого, боязливого и тревожного человека;
б) по зависимой переменной «сформированная» вариабельность (AD) определились показатели (Я=0,537а), (Я2=0,289) при независимой переменной ЯА(В=0,454; t=2,549; зн.=0,021), что повлекло за собой низкое значение «сформированной» вариабельности (AD=4,06). Эта взаимосвязь выявила причину, по которой приспособление ситуации к себе дается испытуемым нелегко, она заключалась в неэффективности этого стиля поведения в сложных ситуация т.к. (ЯА=4,028);
в) по зависимой переменной спокойствия -тревоги (Сп) выделились (Я=0,950ь), (Я2 =0,903) с переменными Ра(В=0,572; t=4,463; зн.=0,000) и Уд(В=0,421; t=4,463; зн.=0,000); Таким образом, показатель (Сп=49,44) оказался зависим от желаемых и вполне достижимых целей (Ра=53,11), выражаемых в раскованности поведения и как следствие ведущих к удовлетворенности жизнью, ее ходом и самореализацией (Уд=47,28), что в свою очередь отражает в себе стиль поведения флегматиков;
г) по зависимой переменной регулирующая вариабельность, касающаяся регулирующих и направляющих функций (ЯЕ) не определилась
ни одна из моделей, что обозначило ее независимость в данном стиле индивидуальной саморегуляции.
Особенностью этого стиля саморегуляции является выделение в ряд независимых переменных регулирующей вариабельности с достаточно высоким показателем (ЯЕ=6,139 ), что свидетельствует об отрицательном влиянии психического уровня саморегуляции состояния. При этом проявляя себя в низком самообладании и малом взвешивании возможных последствий, он в тоже время нацелен на компенсацию недостатков активного образа жизни и всплеска бурных эмоций, что характеризует его с положительной стороны.
Исходя из выше изложенного, мы сделали вывод о том, что первая гипотеза нашего предположения о существенных различиях влияний компонентов в стилях индивидуальной саморегуляции не только оказалась достоверной, но и определила некие особенности каждого из стилей индивидуальной саморегуляции. Это помогло нам, в нашем исследовании, охарактеризовать степень выраженности выше рассмотренных зависимых переменных, и дало возможность рассмотрения второй гипотезы наших различий, речь о которой пойдет в следующей статье «Оценка психических состояний испытуемых имеющих различные стили саморегуляции состояния (ССС) (^критерий Стьюдента и факторный анализ данных)».
PSYCHOLOGICAL STATE ANALYSIS OF STUDENTS AND SOLDIERS WITH DIFFERENT STYLES OF STATE SELF-REGULATION
© 2010 L.S.Ulanovskaya
Balashovsky Institute (branch of Saratov State University named after N.G.Chernyshevsky)
The article describes four types of style of individual self-regulation of psychological states. It also deals with two sub-types of self-regulation of psychological states of young men. It gives a brief theoretical analysis of the general concept of style, style of activity, style of self-regulation of behavior and state. It describes experimental data of discovered trend of differences in influencing on factors of neurotism (n), «accomplished» variability (AD), regulating variability (RE) and tranquility - anxiety (Sp) in each style. It also focuses on some peculiarities of t - criterion distinctions of the Student.
Key words: self-regulation, functional states, style, reactive and excited subtypes of styles of individual self-regulation, comparative analysis of dominant psychological states, psychological levels of self-regulation of states in styles and their subtypes.
o
Ulanovskaya Lyudmila Sergeevna, The teacher of physics and computer science of Makarovskaya rural school of Noginsk-4, Moscow oblast, Post-graduate of the chair of practical psychology. E-mail: Lyuda-BFSGU&yandex. ru