Научная статья на тему 'Анализ психических состояний студентов и солдат, имеющих различные стили саморегуляции состояния'

Анализ психических состояний студентов и солдат, имеющих различные стили саморегуляции состояния Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
345
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / СТИЛЬ / РЕАКТИВНЫЙ И ВОЗБУЖДАЮЩИЙСЯ ПОДТИПЫ СТИЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДОМИНИРУЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ПСИХИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЙ В СТИЛЯХ И ИХ ПОДТИПАХ / SELF-REGULATION / FUNCTIONAL STATES / STYLE / REACTIVE AND EXCITED SUBTYPES OF STYLES OF INDIVIDUAL SELF-REGULATION / COMPARATIVE ANALYSIS OF DOMINANT PSYCHOLOGICAL STATES / PSYCHOLOGICAL LEVELS OF SELF-REGULATION OF STATES IN STYLES AND THEIR SUBTYPES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Улановская Л. С.

В данной статье рассмотрены четыре типа стилей индивидуальной саморегуляции психических состояний и выделены два подтипа саморегуляций психического состояния личностей юного возраста. Дается краткий теоретический анализ общего понятия стиля, стиля деятельности и стиля саморегуляции поведения и состояния. Охарактеризованы экспериментальные данные выявленной тенденции различий во влиянии на показатели нейротизма (н), «сформированной» вариабельности (AD), регулирующей вариабельности (RE) и спокойствия тревоги (Сп) в каждом из стилей, и исследованы особенности различий tкритерия Стьюдента для их типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL STATE ANALYSIS OF STUDENTS AND SOLDIERS WITH DIFFERENT STYLES OF STATE SELF-REGULATION

The article describes four types of style of individual self-regulation of psychological states. It also deals with two sub-types of self-regulation of psychological states of young men. It gives a brief theoretical analysis of the general concept of style, style of activity, style of self-regulation of behavior and state. It describes experimental data of discovered trend of differences in influencing on factors of neurotism (n), «accomplished» variability (AD), regulating variability (RE) and tranquility anxiety (Sp) in each style. It also focuses on some peculiarities of t criterion distinctions of the Student.

Текст научной работы на тему «Анализ психических состояний студентов и солдат, имеющих различные стили саморегуляции состояния»

УДК 159.92

АНАЛИЗ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ И СОЛДАТ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ СТИЛИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ

© 2010 Л.С.Улановская

Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета им.

Н.Г. Чернышевского

Статья поступила в редакцию 17.02.2010

В данной статье рассмотрены четыре типа стилей индивидуальной саморегуляции психических состояний и выделены два подтипа саморегуляций психического состояния личностей юного возраста. Дается краткий теоретический анализ общего понятия стиля, стиля деятельности и стиля саморегуляции поведения и состояния. Охарактеризованы экспериментальные данные выявленной тенденции различий во влиянии на показатели ней-ротизма (н), «сформированной» вариабельности (АО), регулирующей вариабельности ШЕ) и спокойствия -тревоги (Сп) в каждом из стилей, и исследованы особенности различий ^ критерия Стьюдента для их типов.

Ключевые слова: саморегуляция, функциональные состояния, стиль, реактивный и возбуждающийся подтипы стилей индивидуальной саморегуляции, сравнительный анализ доминирующих психических состояний и психических уровней саморегуляции состояний в стилях и их подтипах.

Впервые проблема стиля была поставлена А.Адлером в 1927 г. для обозначения индивидуальных способов и стратегий поведения, способствующих компенсации его индивидуальных дефектов. Позднее понятие стиль в психологии использовали для объяснения единства разнообразных проявлений психики человека, таких как: черт личности «инструментального порядка», с помощью которых человек реализует свои цели и мотивы^.АПрогО; наличия обусловленных и обобщающих схем перцептивных актов и форм реагирования (R.Stagner); и отражения симптокомплекса взаимосвязанных свойств, обусловленных индивидуальными различиями в познавательной деятельности (H.Witkin).

В отечественной психологии индивидуальный стиль нашел свое применение в аспекте индивидуальной деятельности субъекта. Проблемы качественных индивидуальных различий в выполнении одной и той же деятельности, поставленные Б.М.Тепловым, дали толчок и явились предпосылкой индивидуального стиля деятель-ности1. В последствии его идеи, как основу использовали В.С.Мерлин, понимавший под стилем не отдельные элементы деятельности, а их определенное сочетание, Е.А.Климов2, отражающий в индивидуальном стиле деятельности обусловленную психологическими особенностями устойчивую систему способов, складывающуюся у человека, стремящегося к наилучшему

Улановская Людмила Сергеевна, учитель физики и информатики, Макаровской сельской школы, г.Ногинск - 4, Московской области, аспирант кафедры практической психологии. E-mail: Lyuda-BFSGU&yandex. ru

1 Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: 1961.

2 Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. -

Казань: 1969.

осуществлению данной деятельности, А.К.Бай-метова, определяющего индивидуальный стиль учащихся, как способ наиболее успешной реализации, активного творческого отношения к дея-тельности3, З.И.Вяткина, выделившего у учителей физического воспитания три стиля, обусловленные силой и подвижностью нервных процессов и т.д.

Поставив в своем исследовании перед собой ряд задач по изучению регуляторной специфики функций психических состояний и определив рабочую гипотезу о возможности различий показаний по фиксировано взятым компонентам в подструктурах четырех индивидуальных стилях саморегуляции психических состояний (гармоничном, затратном, накопительном и экономном), мы выяснили, что наиболее близкими к нашим задачам исследования являются понятия индивидуальных стилей исследуемых следующими авторами. О.А.Конопкиным, обобщившим стиль саморегуляции в индивидуальную структуру с характерными для данного человека особенностями регуляции (индивидуальные особенности; особенности создания модели значимых условий; особенности планирования, программирования предстоящих исполнительских действий и особенности контроля и оценки результатов своей деятельности и принятия решений о необходимых коррекциях). Е.И.Ильиным, выделившим три типа индивидуального стиля адаптации: субъекта к деятельности, приспосабливания деятельности к субъекту и взаимное

3 Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля учебной деятельности старшеклассников // Психологические исследования по психологии личности. Вып. 4. - Пермь: 1967. - С.104 - 110.

«уравновешивание». В.А.Толочек, создавшим модель стилей значимых условий деятельности, состоящую из трех блоков: субъективные условия деятельности, структуру, тип организации деятельности. Л.Г.Дикой, В.В.Семикина и В.И.Щедрова, исследовавшим индивидуальный стиль саморегуляции психофизического состояния и выделившим на этом уровне четыре стиля: гармоничный, затратный, накопительный, экономный. В.И.Моросановой, диагностировавшей индивидуальные особенности и стиль саморегуляции подростков, как особого рода составляющий профиль: гармоничный и эффективный, акцентуированный и неэффективный.

Рассмотрев в рамках нашего исследования работы Б.А.Вяткина4, О.А.Конопкина5, Н.Ф.Кру-гловой6, В.И.Моросановой, Т.Ю.Смирновой7 и В.А.Толочек8, мы пришли к выводу, что представители разных возрастных групп имеют разные возрастные особенности саморегуляции стилей состояний. Констатация этого факта натолкнула нас на необходимость рассмотрения сравнительного анализа индивидуальных стилей саморегуляции психических состояний лиц, принадлежащих к разно ориентированным направ-ленностям учебно-профессиональной деятельности, относящихся к юному возрастному периоду.

Для осуществления этой цели в своей работе, мы решили исследовать особенности внутренней подструктуры индивидуальных стилей саморегуляции психического состояния объединенной выборки, состоящей из студентов высшего учебного заведения и солдат первого года воинской службы. Такое объединение было связано с уравновешиванием испытуемых принадлежащих к мужскому и женскому полу, что, по нашему мнению, способствовало получению объективных данных.

В процессе работы возникли гипотезы: 1) существуют ли различия в психических уровнях

4 Вяткин Б.А., Волочков А.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1999. - №5. - С. 10 - 21.

5 Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития // Вопросы психологии. - 2004. - №2. - С. 128 - 136; Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека: Структурно-функциональный аспект // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С. 5 - 12.

6 Круглова Н.Ф. Психологические особенности Саморегуляции подростка в учебной деятельности // Психологический журнал. - 1994, - Т. 15. - № 2. - С. 66 - 73.

7 Моросанова В.И., Смирнова Т.Ю. Диагностика индивидуальных особенностей саморегуляции у подростков // Журнал прикладной психологии. - 2003. - №3. - С. 58 - 63.

8 Толочек В.А. Исследование индивидуального стиля

деятельности // Вопросы психологии. - 1991. - №3. -С. 53 - 62.

(ССС) доминирующего состояния9 в стилях индивидуальной саморегуляции, у испытуемых юного возраста, занимающихся обучением в вузе и службой в армии. 2) если различия в стилях саморегуляции есть, то ведут ли они к различию между реактивными и возбуждающимися типами, выделенными внутри каждого из стилей.

В исследовании приняли участие 205 студентов Балашовского института (филиала) СГУ имени Н.Г.Чернышевского и 40 призывников первого года воинской службы воинской части №58172 Московской области г.Ногинска, в возрасте от 17 до 23 лет. В ходе экспериментального исследования нами был подобран инструментарий проводимых методик, в который мы включили следующие данные: 1) Методика цветового тестирования М.Люшера-Шипоша -Х1 - вегетативный коэффициент (кв). 2) Методика Айзенка - Х2 - нейротизм (н); Х3 - экстраверсия - интроверсия (э/и). 3) Методика доминирующих психических состояний А.О.Прохорова - Х4 - Ак: активно - пассивное отношение к жизненной ситуации; Х5 - Бо: бодрость - унынье; Х6 - То: тонус: высокий -низкий; Х7 - Ра: раскованность - напряженность; Х8 - Сп: спокойствие - тревога; Х9 - Ус: устойчивость - неустойчивость; Хю - Уд: удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом; Хц - По: положительный - отрицательный образ самого себя. 4) Опросник СПИДО О.Микшика - Х12 - КО: когнитивная вариабельность, касающаяся познавательных функций; Х13 - ЕМ: эмоциональная вариабельность, касающаяся передвижения взаимодействия со средой; Х14 - RE: регулирующая вариабельность, касающаяся регулирующих и направляющих функций; Х15 - AD «сформированная» вариабельность (адаптивность), касающаяся тенденции индивидуума приноравливаться к новым условиям жизни и деятельности; Х16 - Ои: общий уровень психической возбужденности, проявляется как тенденция тяготения к динамическим воздействиям; Х17 - МН: моторная (внешняя) гибкость и ее регулирование; Х18 -когнитивно-регулирующая вариабельность, характеризующая рискованный или осторожный тип поведения; Х19 - ER: эмоционально-регулирующая вариабельность, которую в общем случае можно охарактеризовать импульсивностью поведения; Х20 - КА: когнитивно-сформированная вариабельность, которая может пониматься как характеристика уровня притязаний и самооценки; Х21 - ЕА: эмоционально сформированная вариабельность, касающаяся вопрос «ситуативного постижения чувством»; Х22 - RA:

9 Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. - 1991. - №5. - С. 156 - 161.

регулирующая - сформированная вариабельность, которая может пониматься как показатель противоположности мотивационного и связанного с «крушением надежд» поведения; Х23 - FM: характер подхода к взаимодействиям с ситуационными переменными эмоционального характера; Х24 - US: шкала «оседлости» или же беспечности; Х25 - EX: шкала лжи. 5) При обработке данных нами использовалась компьютерная программа пакета SPSS 13.00.

Начав свое исследование с регрессионного анализа по переменным: нейротизм (н), «сформированная» вариабельность (AD), спокойствие - тревога (Сп) и регулирующая вариабельность, касающаяся регулирующих и направляющих функций (RE), мы смогли получить одновременно данные нескольких величин. В их состав были включены значения о значимости связей зависимой и независимой переменной (R), массовая доля дисперсии одной переменной (R2), величина характеризующая связь между зависимой и независимой переменной (В), а также значение t- критерия Стьюдента. Проанализировав эти данные в каждом из четырех стилей индивидуальной саморегуляции, мы выделили следующие значимые значения.

1) Гармоничный стиль (кв=1,37; э/и=16,02): а) по зависимой переменной нейротизм (н) данные были распределены следующим образом. Связь зависимой переменной с независимыми составила уровень значимости (R=0,478b), при этом массовая доля дисперсии одной переменной, обусловленной воздействием другой переменной, равнялась (R2=0,154), что повлекло за собой влияние двух независимых переменных Сп(В=-0,182; t=-2,478; зн.=0,016), и Ак(В=-0,142; t=-2,396; зн.=0,020). Низкий уровень нейротизма (н=12,08), проявляемый у холериков и сангвиников в стиле, взаимосвязан со склонностью к пассивности и преобладанию пессимистической позиции, неверия в возможность успешного преодоления препятствий (Ак=47,06). Наряду с тем как это распределение со второй переменной у всех испытуемых сводилось к наличию такого признака, как уверенности в своих силах и возможностях (Сп=52,92);

б) по зависимой переменной «сформированная» вариабельность (AD) определились показатели (R=0 ,652b), (R2 =0,425) и переменные ЕМ(В=0,626; t=4,553; зн.=0,000) и ЕХ(В=-0,479; t=-4,181; зн.=0,000). Используя эти данные, низкий показатель «сформированной» вариабельности (AD=4,89), мы смогли объяснить наличием в стиле относительно невысокой эмоциональной вариабельности (ЕМ=4,85), ведущей к эмоциональной устойчивости и инертной тенденции придерживания собственных подходов, с помощью которой испытуемые приспосабливают социальную среду под свои определен-

ные требования, компенсируя тем самым ее выраженные «недостатки»;

в) по зависимой переменной спокойствия -тревоги (Сп) нашли свое отражение значения Ш=0,761ь), Ш2 =0,580) и независимые включенные переменных Ра (В=0,530; t=4,431; зн.=0,000) и Ус(В=0,351; t=7,464; зн.=0,000). Положительные корреляции переменных свидетельствовали о том, что большие значения одной переменной влекут большие значения другой переменной. Таким образом, значение переменной спокойствия (Сп=52,92), у испытуемых напрямую зависело от показателей раскованности (Ра=53,02) и устойчивости (Ус=52,79), которые определили положительный эмоциональный тон и восприятие желаемых целей как вполне достижимых;

г) по зависимой переменной регулирующая вариабельность, касающаяся регулирующих и направляющих функций (RE), мы получили данные равные (Я=0,545ь), (Я2 =0,297) и независимые переменные МН(В=0,377; t=3,882; зн.=0,000) и ЕА(В=0,287; t=3,361; зн.=0,001), также составившие положительные корреляции. В свою очередь, эти независимые переменные, позволили нам охарактеризовать высокое значение по регулирующей вариабельности (RE=6,677), влекущей за собой низкое самообладание и мало взвешивание возможных последствий. Оказалось, что оно связано, с поиском покоя при высокой эмоциональной взволнованности (МН=5,540) подкрепляемым пониженной внутренней интегрированностью и определенной склонностью к депрессиям (ЕА=4,379).

Таким образом, исследование гармоничного стиля показало некую выраженную тенденцию возможности оптимизации своих «скрытых способностей», проявляющихся путем подавления физиолого-психологических особенностей (нейротизм), посредством формирующихся и изменяющихся, в процессе взаимодействия с социальной средой, психических уровней саморегуляции и доминирующих психических состояний. При этом, характерная особенность выше представленных компонент стиля заключалась в том, что она определила только уровень зависимости нейротизма (н) и спокойствия-тревоги (Сп), как некую тенденцию в распределении гармоничности, наряду с тем как все остальные зависимые переменные находились в абсолютной независимости друг от друга.

2) Затратный стиль (кв=0,6238; э/и=17,25): а) по зависимой переменной (н) выделил (Я=0,600ь), (Я2 =0,360) с переменными КА(В=1,668; t=3,249; зн.=0,003) и ЯЕ(В=1,266; t=2,347; зн.=0,025). Это в свою очередь позволило судить о низких значениях (н=11,83), по склонности представителей данного стиля к общей тенденции скомпенсированной скромности поведения (КА=3,736), наряду с низким самооб-

ладанием и малым взвешиваниям возможных последствий (ЯЕ=6,514). Сложившаяся таким образом ситуация может говорить об этапе управления своим поведением посредствам борьбы двух антигенестических тенденций (невзве-шенное поведение и скромность);

б) по зависимой переменной «сформированная» вариабельность (AD) выявились (Я=0,490ь), (Я2=0,240) с переменными Уд (В=-0,072; t=-3,004; зн.=0,005) и КА (В=-0,435; t=-2,165; зн.=0,038). Используя эти данные, мы смогли охарактеризовать низкий показатель «сформированной» вариабельности (AD=4,89), как некий показатель зависимости от степени удовлетворенности жизнью в целом и ее оценкой самореализации в частности (Уд=55,56) отображающей тенденцию к привычному ходу вещей (КА=3,736);

в) по зависимой переменной спокойствия -тревоги (Сп) определились значения (Я=0,888ь), (Я2=0,788) с переменными Ус(В=0,568; t=5,821; зн.=0,000) и Ра(В=0,367; t=3,461; зн.=0,002). Данное распределение свидетельствовало о том, что среднее значение распределения переменной (Сп=55,50), зависело от положительной мотивированности эмоциональной устойчивости индивида (Ус=54,00), не стремящегося осуществлять какие-либо в себе, подкрепляющейся не сконцентрированным уровнем общей раскованности (Ра=55,64) ведущей к наличию внутреннего ощущения собранности, запасу сил и энергии.

г) по зависимой переменной регулирующая вариабельность, касающаяся регулирующих и направляющих функций (ЯЕ) выделились (Я=0,544ь), (Я2=0,296) с переменными н(В=0,114; t=2,964; зн.=0,006) и ЕМ(В=-,296; t=-2,570; зн.=0,015). Эти данные помогли определить высокие показатели по переменной (ЯЕ=6,514), со свойственным ему низким самообладанием, как некую возможность компенсации экстравертированной направленностей низких показателей нейротизма (н= 11,83) и пониженной эмоциональности (ЕМ=4,556).

Немаловажно отметить и тот факт, что отличительной чертой этого стиля саморегуляции, явилось уравновешивание нейротическо-го распределения уровня значимости, путем использования скомпенсированной скромности и низкого самообладания. Это в свою очередь указывало на антагонизм тенденций скромности и низкого самообладания как неких особенностей единой целой «системы».

3) Накопительный стиль (кв=1,4987; э/и=17,75): а) по зависимой переменной (н) выделились (Я=0,545ь), (Я2=0,298) с переменными КЯ(В=1,078; t=2,238; зн.=0,031) и Уд(В=-0,182; t=-2,127; зн.=0,040). Получив такое распределение, мы выяснили, что средний показа-

тель нейротизма (н=12,56) находится в непосредственной зависимости от достаточно высокого уровня когнитивно регулирующей вариабельности (КЯ=6,859). При этом любознательность и увлеченность, на фоне ощущения способности брать на себя ответственность и возможность делать свой выбор Уд(54,03), сопровождается некой импульсивностью, и как следствие, дает толчок непостоянным и неподдающимся регулированию ситуациям внутренней схемы «приспосабливающегося» поведения;

б) по зависимой переменной «сформированная» вариабельность (AD) выявились (Я=0,484ь), (Я2=0,234) с переменными КЯ(В=0,400; t=2,738; зн.=0,010) и кв(В=1,214; t=-2,358; зн.=0,024), которые в целом свидетельствовали о зависимости низких показателей (AD=4,00) от высокого уровня любознательности (КЯ=6,859) и вегетативного коэффициента внутренней энергетики (кв=1,4987);

в) по зависимой переменной спокойствия -тревоги (Сп) определились (Я=0,589ь), (Я2 =0,347) с переменными кв(В= 91,378; t=3,995; зн.=0,000); и ЯЕ(В=-26,884; t=-2,438; зн.=0,020). Распределение величины спокойствия (Сп=63,23), дающей большую уверенность в своих силах и возможностях, в этом стиле саморегулирования активизируется за счет вегетативного коэффициента внутренней энергетики (кв=1,4987) и сопровождается низким самообладанием (ЯЕ=6,99);

г) по зависимой переменной регулирующая вариабельность, касающаяся регулирующих и направляющих функций (ЯЕ) выявились (Я=0,572ь), (Я2=0,327) с переменными US(В=-0,267; t=-3,125; зн.=0,004) и ЕМ(В=0,158; t=2,064; зн.=0,046). В этом распределении мы видим, что высокие показатели регулирующей вариабельности (ЯЕ=6,99), касающейся низкого уровня самообладания, связанны с относительно низкими показателями шкалы беспечности (US=5,41), свидетельствующей о «застывшем переходном возрасте», и шкалы эмоционально вариабельности (ЕМ=4,808), ведущей к пониженному эмоциональному состоянию. Такое распределение в совокупности дает представление о низком уровне самообладания, как некой характеристике связанной с подростковым возрастом (регрессивная тенденция).

Отличительной особенностью данного стиля саморегуляции является выявление зависимостей определенных по когнитивно регулирующей вариабельности и вегетативному коэффициенту, значимым отличием в которых является функциональное состояние.

4) Экономный стиль (кв=0,4987; э/и=9,33): а) по зависимой переменной (н) выделил (Я=0,501а), (Я2 =0,251) при независимой переменной э/и(В=-0,417; t=-2,316; зн.=0,034), что

свидетельствовало о характере влияния на стиль особенностей темперамента. Так как среднее значение по (н=12,33) при (э/и=9,33) то, мы могли говорить о преобладании в этом стиле меланхолического типа темперамента с присущей ему «тормозной» реакцией замкнутого, боязливого и тревожного человека;

б) по зависимой переменной «сформированная» вариабельность (AD) определились показатели (Я=0,537а), (Я2=0,289) при независимой переменной ЯА(В=0,454; t=2,549; зн.=0,021), что повлекло за собой низкое значение «сформированной» вариабельности (AD=4,06). Эта взаимосвязь выявила причину, по которой приспособление ситуации к себе дается испытуемым нелегко, она заключалась в неэффективности этого стиля поведения в сложных ситуация т.к. (ЯА=4,028);

в) по зависимой переменной спокойствия -тревоги (Сп) выделились (Я=0,950ь), (Я2 =0,903) с переменными Ра(В=0,572; t=4,463; зн.=0,000) и Уд(В=0,421; t=4,463; зн.=0,000); Таким образом, показатель (Сп=49,44) оказался зависим от желаемых и вполне достижимых целей (Ра=53,11), выражаемых в раскованности поведения и как следствие ведущих к удовлетворенности жизнью, ее ходом и самореализацией (Уд=47,28), что в свою очередь отражает в себе стиль поведения флегматиков;

г) по зависимой переменной регулирующая вариабельность, касающаяся регулирующих и направляющих функций (ЯЕ) не определилась

ни одна из моделей, что обозначило ее независимость в данном стиле индивидуальной саморегуляции.

Особенностью этого стиля саморегуляции является выделение в ряд независимых переменных регулирующей вариабельности с достаточно высоким показателем (ЯЕ=6,139 ), что свидетельствует об отрицательном влиянии психического уровня саморегуляции состояния. При этом проявляя себя в низком самообладании и малом взвешивании возможных последствий, он в тоже время нацелен на компенсацию недостатков активного образа жизни и всплеска бурных эмоций, что характеризует его с положительной стороны.

Исходя из выше изложенного, мы сделали вывод о том, что первая гипотеза нашего предположения о существенных различиях влияний компонентов в стилях индивидуальной саморегуляции не только оказалась достоверной, но и определила некие особенности каждого из стилей индивидуальной саморегуляции. Это помогло нам, в нашем исследовании, охарактеризовать степень выраженности выше рассмотренных зависимых переменных, и дало возможность рассмотрения второй гипотезы наших различий, речь о которой пойдет в следующей статье «Оценка психических состояний испытуемых имеющих различные стили саморегуляции состояния (ССС) (^критерий Стьюдента и факторный анализ данных)».

PSYCHOLOGICAL STATE ANALYSIS OF STUDENTS AND SOLDIERS WITH DIFFERENT STYLES OF STATE SELF-REGULATION

© 2010 L.S.Ulanovskaya

Balashovsky Institute (branch of Saratov State University named after N.G.Chernyshevsky)

The article describes four types of style of individual self-regulation of psychological states. It also deals with two sub-types of self-regulation of psychological states of young men. It gives a brief theoretical analysis of the general concept of style, style of activity, style of self-regulation of behavior and state. It describes experimental data of discovered trend of differences in influencing on factors of neurotism (n), «accomplished» variability (AD), regulating variability (RE) and tranquility - anxiety (Sp) in each style. It also focuses on some peculiarities of t - criterion distinctions of the Student.

Key words: self-regulation, functional states, style, reactive and excited subtypes of styles of individual self-regulation, comparative analysis of dominant psychological states, psychological levels of self-regulation of states in styles and their subtypes.

o

Ulanovskaya Lyudmila Sergeevna, The teacher of physics and computer science of Makarovskaya rural school of Noginsk-4, Moscow oblast, Post-graduate of the chair of practical psychology. E-mail: Lyuda-BFSGU&yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.