Научная статья на тему 'Анализ процесса гендерной социализации девочек-дошкольниц с ограниченными возможностями здоровья'

Анализ процесса гендерной социализации девочек-дошкольниц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
393
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / GENDER SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN / АПРОБАЦИЯ ТЕСТА / APPROBATION OF THE TEST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симановский Андрей Эдгарович, Воронина С.Н.

В статье описывается разработка диагностической методики, направленной на выявление уровня гендерной социализации ребенка-дошкольника. Теоретическим основанием методики является положение Д. Б. Эльконина о том, что процесс психического развития ребенка включает последовательное усвоение систем: сначала системы «ребенок общественный предмет», затем системы «ребенок общественный взрослый». Авторы предположили, что процесс гендерной социализации также основан на усвоении этих двух фундаментальных систем: сначала имеет место освоение предметно-ролевой структуры гендерной роли, а затем и ее социально-коммуникативных особенностей и качеств. Предлагаемая авторам диагностическая методика должна помочь оценить уровень сформированности предметно-ролевой струкуры гендерной роли у девочек-дошкольниц. В методике используется 3 игровые ситуации. Первая связана с ролью «хозяйки», вторая с ролью «матери», третья с ролью «желанной женщины». Для апробации методики были отобраны 45 девочек пятилетнего возраста. Они были скомплектованы в три группы: одна группа девочки с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие), 15 человек; другая девочки с диагнозом F 83 (задержка психического развития), 15 человек; игруппа нормально развивающихся сверстниц, 15 человек. Первоначально проводилась тестологическая проверка новой диагностической методики: были выявлены уровень трудности и уровень дискриминативности каждого из заданий методики. Затем, для проверки конструктной валидности теста было использовано сопоставление его результатов с результатами теста «Создание словесного портрета «настоящего мальчика» и «настоящей девочки». Сравнение выделенных групп испытуемых по показателям диагностической методики с помощью U-критерия Мани-Уитни показало высокую информативность этой методики при анализе гендерной социализации у девочек-дошкольниц с различными нарушениями развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Симановский Андрей Эдгарович, Воронина С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Analysis of the Process of Gender Socialization of Preschool Girls with disabilities

In the article development of the diagnostic technique directed onto identification of the level of gender socialization of the preschool child is described. The theoretical basis of the technique is D. B. Elkonin''s position that the process of the child''s mental development includes consecutive assimilation of systems: firstly, the system "the child a public subject", then the system "the child a public adult". The authors assumed that the process of gender socialization is also based on assimilation of these two fundamental systems: firstly, development of the subject and role structure of the gender role, and then its social and communicative features and qualitieS. The diagnostic technique offered by the authors should help to estimate the level of formation of the subject and role structure of the gender role of preschool girlS. Three game situations are used in the technique. The first one is connected with the role of "hostess", the second one is connected with the role of "mother", the third one is connected with the role of "a desired woman". To approbate the technique 45 girls of 5 years old were chosen. They were divided into three groups: one group -girls with sight violations (ambliopiya and squint) 15 people, another girls with the diagnosis F 83 (delay of mental development) 15 people, and the group of normally developing contemporaries 15 people. Firstly there was a test programme of a new diagnostic technique, the level of difficulty and the level of discriminativeness of each of technique tasks were revealed. Then, to check constructional validity of the test the comparison of its results with results of the test "Creation of a verbal description "of the real boy" and "the real girl" was used. Finally, comparison of the allocated groups of examinees on indicators of the diagnostic technique by means of Mann-Whitney U test showed high informational content of this technique in the analysis of gender socialization of preschool girls with various violations in their development.

Текст научной работы на тему «Анализ процесса гендерной социализации девочек-дошкольниц с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376

А. Э. Симановский, С. Н. Воронина

Анализ процесса гендерной социализации девочек-дошкольниц с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается разработка диагностической методики, направленной на выявление уровня гендерной социализации ребенка-дошкольника. Теоретическим основанием методики является положение Д. Б. Эльконина о том, что процесс психического развития ребенка включает последовательное усвоение систем: сначала системы «ребенок - общественный предмет», затем - системы «ребенок - общественный взрослый». Авторы предположили, что процесс гендерной социализации также основан на усвоении этих двух фундаментальных систем: сначала имеет место освоение предметно-ролевой структуры гендерной роли, а затем и ее социально-коммуникативных особенностей и качеств. Предлагаемая авторам диагностическая методика должна помочь оценить уровень сформированности предметно-ролевой струкуры гендерной роли у девочек-дошкольниц.

В методике используется 3 игровые ситуации. Первая связана с ролью «хозяйки», вторая с ролью «матери», третья с ролью «желанной женщины».

Для апробации методики были отобраны 45 девочек пятилетнего возраста. Они были скомплектованы в три группы: одна группа - девочки с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие), 15 человек; другая - девочки с диагнозом F 83 (задержка психического развития), 15 человек; игруппа нормально развивающихся сверстниц, 15 человек. Первоначально проводилась тестологическая проверка новой диагностической методики: были выявлены уровень трудности и уровень дискриминативности каждого из заданий методики. Затем, для проверки конструктной валидности теста было использовано сопоставление его результатов с результатами теста «Создание словесного портрета «настоящего мальчика» и «настоящей девочки». Сравнение выделенных групп испытуемых по показателям диагностической методики с помощью U-критерия Мани-Уитни показало высокую информативность этой методики при анализе гендерной социализации у девочек-дошкольниц с различными нарушениями развития.

Ключевые слова: диагностика, гендерная социализация дошкольников, апробация теста. A. E. Simanovsky, S. N. Voronina

The Analysis of the Process of Gender Socialization of Preschool Girls with disabilities

In the article development of the diagnostic technique directed onto identification of the level of gender socialization of the preschool child is described. The theoretical basis of the technique is D. B. Elkonin's position that the process of the child's mental development includes consecutive assimilation of systems: firstly, the system "the child - a public subject", then - the system "the child - a public adult". The authors assumed that the process of gender socialization is also based on assimilation of these two fundamental systems: firstly, development of the subject and role structure of the gender role, and then its social and communicative features and qualities. The diagnostic technique offered by the authors should help to estimate the level of formation of the subject and role structure of the gender role of preschool girls.

Three game situations are used in the technique. The first one is connected with the role of "hostess", the second one is connected with the role of "mother", the third one is connected with the role of "a desired woman".

To approbate the technique 45 girls of 5 years old were chosen. They were divided into three groups: one group -girls with sight violations (ambliopiya and squint) - 15 people, another - girls with the diagnosis F 83 (delay of mental development) - 15 people, and the group of normally developing contemporaries - 15 people. Firstly there was a test programme of a new diagnostic technique, the level of difficulty and the level of discriminativeness of each of technique tasks were revealed. Then, to check constructional validity of the test the comparison of its results with results of the test "Creation of a verbal description "of the real boy" and "the real girl" was used. Finally, comparison of the allocated groups of examinees on indicators of the diagnostic technique by means of Mann-Whitney U test showed high informational content of this technique in the analysis of gender socialization of preschool girls with various violations in their development.

Keywords: diagnostics, gender socialization of preschool children, approbation of the test.

© Симановский А. Э., Воронина С. Н., 2015

Теоретическое обоснование методики выявления уровня развития гендерной социализации

Одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики и педагогической психологии является дифференцированный подход к воспитанию детей разного пола. В его основе лежат закономерности гендерной социализации детей, формирование психического и социального пола ребенка. Особое внимание в психологии уделяется проблеме формирования гендерной идентичности, то есть процессу отождествления ребенком себя с мужским или женским полом. В психологии понятие гендерной идентичности означает осознание человеком своей половой принадлежности и принятие социально-общественных требований и нормативов относительно своей социальной половой роли. Формирование гендерной идентичности, таким образом, включает процессы развития сознания человека, а также познание и усвоения гендерных ролей и норм к их реализации.

Анализируя процесс гендерной социализации, мы опираемся на предположение Д. Б. Элькони-на, который считал, что процесс психического развития ребенка включает усвоение системы «ребенок - общественный предмет» и усвоение системы «ребенок - общественный взрослый» [8, с. 28]. Содержание первой системы предполагает освоение ребенком общественно-выработанных способов действия с предметами, при этом физические свойства вещей являются ориентирами для действий с ними. Содержание второй системы предполагает освоение ребенком системы взаимоотношений и связанных с ними эмоциональных и мотивационных качеств личности. Но нашему мнению, процесс гендерной социализации также имеет эти две фундаментальные системы, освоение которых происходит последовательно: сначала имеет место освоение предметно-ролевой структуры гендерной роли, а затем и ее социально-коммуникативных особенностей и качеств.

В норме, согласно исследованию половой социализации детей-дошкольников, начало осознания своей половой принадлежности возникает с двух - летнего возраста. По свидетельству В. С. Мухиной дети двух-трех лет различают пол людей по внешним признакам (волосам, одежде) и охотно повторяют действия с предметами, характерные как для представителей своего, так и противоположного пола [6, с. 186]. Этот этап, названный этапом формирования первичной половой идентичности, полностью соответствует

характеристике усвоения системы «ребенок -общественный предмет», так как в это время именно гендерно-ориентированные предметы являются желанными объектами манипулирования в рамках усвоения половой роли: косметика, предметы одежды, предметы домашней утвари -для девочек и предметы личной гигиены (бритва, помазок для бритья), курительные принадлежности, предметы мужской одежды - для мальчиков.

В 4-4,5 года в связи с развитием сознания и достаточно полным освоением предметов ближайшего окружения и способов оперирования ими, начинает развиваться система «ребенок -общественный взрослый». В отношении гендер-ный социализации это означает, что ребенок усваивает ролевую манеру отношений между мужчиной и женщиной, формы выражения эмоций и тяготение к гендерным ценностям и ролям [5, с. 106]. Также в период от 4 до 6 лет дети испытывают первые романтические влюбленности к представителям противоположного пола и появление эталонного взрослого, с которым они себя идентифицируют [1, с. 84].

Таким образом, в дошкольном возрасте можно выделить два периода гендерной социализации: первичный от 2 до 4 лет и вторичный от четырех до 6 лет, основанием для выделения которых стало структура содержания гендерной роли.

Выделение двух периодов освоения гендер-ных ролей поднимает вопросы диагностики уровня гендерной социализации. Там более важен этот вопрос в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, так как можно предположить, что характер патологии может изменить или исказить процесс гендерной социализации. Так, например, А. Н. Леонтьев указывал, что интеллектуальный уровень оказывает серьезное влияние на половое воспитание ребенка, в частности, высокий интеллектуальный уровень и высокий уровень творческих способностей, делают ребенка более независимым от своего социального окружения, что позволяет им более свободно выбирать противоположные ген-дерные роли (девочкам - мужские, а мальчикам - женские) [4, с. 90].

В данном исследовании мы поставили задачу разработки диагностической методики, которая могла бы выявить уровень гендерной социализации ребенка-дошкольника после завершения первого (предметного) этапа, то есть ориентировочно к 4,5-5 годам. Поскольку предметный этап гендерной социализации дошкольника ориенти-

160

А. Э. Симановский, С. Н. Воронина

рован на усвоение внешних (поведенческих) паттернов гендерной роли, мы взяли за основу функционально-предметную структуру женских семейных и общественных половых ролей: матери, дочери, бабушки, деловой женщины, жены. Основной упор был сделан на исполнение семейных функций: ведение хозяйства, приготовление пищи, прием гостей, пользование косметикой и т. п., то есть на выполнении таких ролевых действий, которые доступны наблюдению ребенка-дошкольника.

Исследование проводилось в городе Ярославле, на базе детских садов комбинированного типа МДОУ № 69 «Сказка», МДОУ № 15 «Родничок», МДОУ № 149 «Теремок» и детских садов компенсирующего вида МДОУ № 78, МДОУ № 87 «Петушок» с 10.11.14 г. по 21.11.14 г. Всего в исследовании участвовали 45 девочек пятилетнего возраста. Они были скомплектованы в три группы: одна группа - девочки с нарушениями зрения (амблио-пия и косоглазие) - 15 человек; другая - девочки с диагнозом F 83 (задержка психического развития) - 15 человек; группа нормально развивающихся сверстниц - 15 человек.

В методике используется 3 игровые ситуации. Первая связана с ролью «хозяйки», вторая -с ролью «матери», третья - с ролью «желанной женщины».

Первая ситуация «Хорошая хозяйка»

Процедура. Перед девочкой раскладываются предметы, необходимые для сервировки стола: скатерть, тарелки - 3 шт., стаканы - 3 шт., вилки - 3 шт., ложки - 3 шт., ножи - 3 шт., салфетки, набор для специй, цветы. Все они находятся на подносе. Девочке предлагают накрыть стол так, как это делают хорошие хозяйки. После того, как девочка накрыла стол, ее спрашивают:

1. Для чего нужен каждый предмет?

2. Какое сегодня меню? Чем она будет кормить семью?

3. Знает ли она, как это блюдо готовят?

После ответа девочку просят убрать со стола.

Оценка

1 параметр. Сервировка

Все предметы расставлены верно и аккуратно - 4 балла.

Не все предметы расставлены верно (не правильно лежат приборы), но аккуратно - 3 балла.

Все предметы расставлены неверно, но аккуратно - 2 балла.

Все предметы расставлены неверно и неаккуратно - 1 балл.

Отказалась выполнять задание - 0 баллов.

2 параметр. Знание функциональной принадлежности предметов сервировки

Знает функциональную принадлежность всех предметов сервировки - 4 балла.

Знает функциональную принадлежность основных предметов сервировки (не знает функци-ию ножей, специй) - 3 балла.

Знает функциональную принадлежность од-ного-двух предметов сервировки (например, только тарелок, стаканов) - 2 балла.

Не знает функциональную принадлежность предметов сервировки - 1 балл.

Отказалась выполнять задание - 0 баллов.

3 параметр. Знание рецепта

Может назвать блюдо и подробно рассказать, как его готовят - 4 балла.

Может назвать блюдо и примерно рассказать, как его готовят - 3 балла.

Может назвать блюдо, но не может рассказать, как его готовят - 2 балла.

Не может назвать блюдо и рассказать, как его готовят - 1 балл.

Отказалась выполнять задание - 0 баллов.

4 параметр. Уборка

Все предметы сервировки убрала со стола и аккуратно поставила на поднос - 4 балла.

Все предметы сервировки убрала со стола, но неаккуратно поставила на поднос - 3 балла.

Не все предметы сервировки убрала со стола и аккуратно поставила на поднос - 2 балла.

Не все предметы сервировки убрала со стола и неаккуратно поставила на поднос - 1 балл.

Отказалась выполнять задание - 0 баллов.

Вторая ситуация «Добрая матушка»

Процедура. Перед девочкой сидит кукла-ребенок, одетая в прогулочную одежду. Рядом стоит колыбель и лежит кукольная одежда для сна. Девочке предлагают переодеть ребенка после прогулки и уложить спать так, как это делает добрая матушка. Побуждают девочку рассказать ребенку сказку или спеть колыбельную.

Оценка

1. Переодевание куклы

Спокойно, с ласковыми словами и правильно переодевает куклу - 4 балла.

Спокойно, с ласковыми словами, но неправильно переодевает куклу - 3 балла.

Спокойно, молча, но правильно переодевает куклу - 2 балла.

Равнодушно или агрессивно, молча и неправильно переодевает куклу - 1 балл.

Отказалась выполнять задание - 0 баллов.

Таблица 1

Трудность предложенных в тесте заданий

Критерии Кол-во невы- полнивших задание Кол-во выполнивших задание Р , %

Ситуация « Хозяйка»

Сервировка 10 35 22,2 %

Знание функциональной принадлежности предметов сервировки 6 39 13,3 %

Знание рецепта 27 18 60 %

Уборка 4 41 8,9 %

Ситуация «Матушка»

Переодевание куклы 40 5 88,9 %

Укладывание куклы спать 26 19 57,8 %

Ситуация « Желанная женщина»

Знание украшений 27 18 60 %

Отношение к себе 42 3 93,3 %

2. Укладывание спать

Спокойно и с ласковыми словами (сказкой или колыбельной) укладывает куклу спать - 4 балла.

Спокойно, с ласковыми словами (но без сказки или колыбельной) укладывает куклу спать -3 балла.

Спокойно, молча укладывает куклу спать -2 балла.

Равнодушно или агрессивно, молча или ругая, укладывает куклу спать - 1 балл.

Отказалась выполнять задание - 0 баллов.

Третья ситуация «Желанная женщина»

Процедура. Перед девочкой стоит зеркало. Лежат расческа, заколки, бусы, браслет, клипсы. Стоят духи и румяна. Девочке предлагают привести себя в порядок так, как это делает настоящая женщина. В конце просят позировать для фотографии.

1.Знание функциональной принадлежности украшений

Называет и правильно применяет - 2 балла.

Правильно применяет, но не называет - 1балл.

Не называется и не применяет - 0 баллов.

2. Эмоциональное отношение к себе

С интересом рассматривает, делает комментарии, с удовольствием себя украшает - 2 балла.

Рассматривает, интерес средний - 1 балл.

Интерес отсутствует - 0 баллов.

Для выявления трудности каждого задания мы использовали формулу:

Pj = У j / N ■ 100 %,

где Pj - трудность j-ого задания в процентах, У j- количество испытуемых, выполнивших j-задание верно, N - число испытуемых в группе, j - номер задания.

Известно, что в хорошо сбалансированном критериальном тесте задания должны иметь трудность 60-70 % и в норматино -ориентированном 40-60 % [3] .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку при оценке действий испытуемых в первых двух тестовых ситуациях мы использовали 5-балльную числовую шкалу (0, 1, 2, 3, 4), то за верное решение были приняты оценки 3 и 4. Если испытуемые получали 0, 1 или 2 балл, то задания считались не выполненными. В третьей ситуации использовалась трёхбалльная шкала оценок, поэтому выполненным считалось задание при оценке -2, а невыполненным, при оценках 0 и 1.

Для проверки уровня трудности заданий результаты испытуемых всех трех групп мы условно объединили в одну группу. Уровень трудности заданий мы свели в таблицу 1.

Мы видим, что в приемлемый диапазон трудности (от 40 % до 60 %) попадают только задания по параметрам: «Знание рецепта»; «Укладывание куклы спать» и «Знание украшений». Остальные задания либо оказывались слишком легкими для испытуемых (задания «Переодевание куклы», «Отношение к себе»), либо слишком сложными для этого возраста (задания «Сервировка», «Знание функциональной принадлежности предметов сервировки», «Уборка»). Там не менее, по мнению некоторых специалистов, критериальным показателем отсева заданий по уровню трудности является величины менее 16 % или более 84 %, которые рассчитывается согласно закону нормального распределения как величина среднего значения (М) минус среднее квадратичное отклонение (g), либо как величина среднего значения (М) плюс среднее квадратичное отклонение (g) [7]. Поскольку уровень трудности задания «Сервировка» (22,2 %) более 16 %, оно также может быть использовано для диагностики детей.

Как известно, дискриминативность - это способность задания дифференцировать испытуемых на слабых и сильных. Дискриминативность задний нам важна, так как мы планируем на основе данного теста дифференцировать детей по уровню развития гендерной социализации. Подсчет дискриминативности мы осуществляли на основе метода крайних групп по формуле:

_Dj = ((P1)j - (P0)j) / 100,_

А. Э. Симановский, С. Н. Воронина

где Щ - индекс дискриминативности для _)-ого задания теста; (Р1) - процент испытуемых, правильно выполнивших _)-ое задание в подгруппе из 27 % лучших испытуемых по результатам выполнения теста; (Р0) - процент испытуемых, правильно выполнивших _)-ое задание в подгруппе из 27 % худших испытуемых по результатам выполнения теста.

Индекс дискриминативности изменяется в пределах [-1; 1]. Максимального значения он достигает в том случае, когда все испытуемые из подгруппы сильных верно выполняют данное задание, а из подгруппы слабых это задание никто не выполняет. В этом случае задание будет обладать максимальным дифференцирующим эффектом. Нулевого значения индекс дискрими-нативности достигает тогда, когда в обеих подгруппах доли испытуемых, справившихся с заданием равны. Соответственно дифференцирующего эффекта нет вообще. Значение меньше 0 будет в ситуации, когда данное задание теста слабые испытуемые выполняют успешнее, чем сильные. Естественно, что задания, у которых индекс дискриминативности равен или ниже нуля необходимо удалить из теста [3].

Выделение группы лучших и худших испытуемых мы производили на основе суммирования сырых баллов по всем диагностическим заданиям. Группу из 15 человек можно условно разделить на 22 человека с лучшими показателями, и 22 - с худшими показателями. 27 % от 22 человек составляет приблизительно 6 человек. Поэтому мы отобрали 6 человек с самыми лучшими, и соответственно 6 человек - с самыми худшими показателями. Результаты по уровню дискриминативности каждого задания мы свели в таблицу 2.

Критические значения индекса дискриминативности для выборки (п) менее 25 человек составляет величину более 0,39 (на уровне р < 0,05) [7].

Из таблицы 2 мы видим, что наибольшей диагностической ценностью обладают задания с высоким индексом дискриминативности: «Сервировка», «Знание рецепта», «Укладывание куклы спать» и «Знание украшений».

Умеренный индекс дискриминативности показали задания: «Уборка» и «Отношение к себе». Низкий индекс дикриминативности был выявлен в заданиях «Уборка» и «Переодевание куклы»: в первом случае из-за легкости данного задания, во втором из-за чрезмерной сложности.

Подводя итоги проверки заданий на трудность и дискриминативность, мы считаем целе-

сообразным использовать для практического применения четыре критерия, обладающих высокой дискримнативной способностью и удовлетворительным уровнем трудности.

Таблица 2 Дискриминативность заданий теста

Для проверки конструктной валидности теста было использовано сопоставление его результатов с результатами теста «Создание словесного портрета «настоящего мальчика» и «настоящей девочки», который, по мнению М. В. Ивановой и О. В. Коваленко хорошо фиксирует гендерные стереотипы ребенка [2, с. 67]. Числовыми показателями данного теста являлось названных детьми количество маскулинных (при описании портрета «настоящего мальчика» или феминных черт (при описании портрета «настоящей девочки»).

Сопоставление результатов тесов проводилось с помощью подсчета коэффициента корреляции Пирсона (г). Оказалось, что прямые связи на высоком уровне значимости (р>0,01) обнаружились между показателямЬ теста «Идеальный мальчик» и результатами заданий: «Знание рецепта» (г =0,478); «Укладывание куклы спать» (г = 0,406); «Знание украшений» (г = 0,448), а также с суммарным баллом по всем заданиям в

Критерии Кол-во выполнивших задание в группе с худшими показателями Кол-во выполнивших задание в группе с лучшими показателями Индекс дис- криминативно- сти

Ситуация «Хозяйка»

Сервировка 2 (33,3 %) 6 (100 %) 0,667

Знание функциональной 4 (66,7 %) 6 (100 %) 0,333

принадлежности предметов сервировки

Знание рецепта 0 (0 %) 6 (100 %) 1

Уборка 3 (50 %) 6 (100 %) 0,5

Ситуация «Матушка»

Переодевание куклы 0 (0 %) 2 (33,3 %) 0,333

Укладывание куклы спать 0(0 %) 6 (100 %) 1

Ситуация «Желанная женщина»

Знание украшений 0 (0 %) 6 (100 %) 1

Отношение к себе 0 (0 %) 3 (50 %) 0,5

тесте (г = 0,525). Также обнаружились корреляции между показателями теста «Идеальная девочка» и результатами заданий: «Знание рецепта» (г = 0.606); «Укладывание куклы спать» (г = 0.431); суммарным баллом по всем заданиям теста (г = 0.544). Это означает, что используемы для диагностики ситуации действительно могут быть хорошим показателем уровня формирования гендерных стереотипов.

Необходимо также отметить высокую внутреннюю согласованность результатов теста. Так обнаружилось, что задание «Сервировка» тесно корреллирует с заданиями «Знание рецепта» (г =0.421) и «Знание украшений» (0,488). Задание ««Знание рецепта» также связано с заданиями «Укладывание куклы спать» (г = 0,572) и заданием «Знание украшений» (г = 0,538). А задание «Укладывание куклы спать» связано с заданием «Знание украшений» (г = 0,405). Все выявленные связи достоверны при p>0,01. Достаточно высокая согласованность результатов теста по отдельным заданиям свидетельствует о том, что он измеряет близкие по содержанию компоненты конструкта и дополняют друг друга.

Для выявления особенностей гендерной социализации мы сравнили результаты выполнения теста между группами девочек с нарушением зрения, задержкой психического развития и нормально развивающихся сверстниц. При сравнении мы использовали только задания, показавшие удовлетворительный уровень сложности и дискриминативности. Сравнение производилось на основе U- критерия Мани-Уитни.

Результаты сравнения представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Результаты сравнения показателей теста между группами девочек с нарушением зрения и нормально развивающихся сверстниц

Таблица 4

Результаты сравнения показателей теста между группами девочек с задержкой психического развития и нормально развивающихся сверстниц

Из таблиц 3 и 4 мы видим, что результаты выполнения заданий по тесту у детей с патологией развития и нормой различаются на высоком уровне значимости. Это означает, что гендерная социализация девочек с нарушениями развития (нарушение зрение и задержка психического развития) - освоение предметной стороны гендер-ной роли происходит позже, чем у девочек с нормальным развитием. Для нас эти показатели означают достаточно высокую информативность используемого теста и возможность применять его для анализа уровня гендерной социализации девочек-дошкольниц с различными нарушениями развития.

Библиографический список

1. Алешина, Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] / Ю. Е. Алешина, А. С. Волович // Вопросы психологии. - 1991. -№ 4. - C. 84.

2. Иванова, М. В. Психологические особенности формирования тендерной идентичности в младшем школьном возрасте [Текст] : монография / М. В. Иванова, О. В. Коваленко. - Иркутск, 2005. - 114 с.

3. Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов [Текст] / П. Клайн. - Киев : ПАН Лтд, 1994.- 288 с.

4. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. - М., 1983. - С. 90.

5. Лисина, М. И. Психология самосознания у дошкольников [Текст] / М. И. Лисина, А. И. Сил-вестру. - Кишинев : Штиинца, 1983. - 106 с.

Задания теста Эмпирический по- Значение веро-

казатель U- ятности полу-

критерия Мани-Уитни чаемых различий (p)

Сервировка 19,5 P>0,01

Знание рецепта 67,5 P>0,05

Укладывание кук- 57 P>0,05

лы спать

Знание функцио- 29 P>0,01

нальной принад-

лежности украше-

ний

Задания теста Эмпирический Значение веро-

показатель U- ятности полу-

критерия Мани-Уитни чаемых различий (p)

Сервировка 50,5 P>0,01

Знание рецепта 72 P>0,05

Укладывание кук- 57,5 P>0,05

лы спать

Знание функцио- 28 P>0,01

нальной принад-

лежности украше-

ний

164

А. Э. Симановский, С. Н. Воронина

6. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2006. -608 с.

7. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / под редакцией Л. Бурлачук. - 3-е изд. -СПб. : Питер, 2008 - 688 с.

8. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М. : МГУ, 1981. - 304 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Aleshina, Yu. E., Volovich, A. S. Problemy us-voeniya rolej muzhchiny i zhenshhiny [Tekst] / Yu. E. Aleshina, A. S. Volovich // Voprosy psixologii. -

1991. - № 4. - C. 84.

2. Ivanova, M. V. Psixologicheskie osobennosti formirovaniya tendernoj identichnosti v mladshem shkol'nom vozraste [Tekst] : monografiya / M. V. Ivanova, O. V. Kovalenko. - Irkutsk, 2005. -

114 s.

3. Klajn, P. Spravochnoe rukovodstvo po kon-struirovaniyu testov [Tekst] / P. Klajn. - Kiev : PAN Ltd, 1994.- 288 s.

4. Leont'ev, A. N. Psixologicheskie osnovy dosh-kol'noj igry [Tekst] / A. N. Leont'ev // Izbrannye psixologicheskie proizvedeniya. - M., 1983. - S. 90.

5. Lisina, M. I. Psixologiya samosoznaniya u dosh-kol'nikov [Tekst] / M. I. Lisina, A. I. Silvestru. -Kishinev: Shtiinca, 1983. - 106 s.

6. Muxina, V. S. Vozrastnaya psixologiya [Tekst] / V. S. Muxina. - M.: Akademiya, 2006. -608 S.

7. Slovar'-spravochnik po psixodiagnostike [Tekst] / pod redakciej L. Burlachuk. - 3-e izd. -SPb.: Piter, 2008 - 688 s.

8. E'l'konin, D. B. K probleme periodizacii psixicheskogo razvitiya v detskom vozraste [Tekst] / D. B. E'l'konin // Xrestomatiya po vozrastnoj i peda-gogicheskoj psixologii. - M.: MGU, 1981. - 304 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.