Научная статья на тему 'Анализ протестной активности общественных объединений на территории города Омска за период 2010-2011 гг'

Анализ протестной активности общественных объединений на территории города Омска за период 2010-2011 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
232
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТ / АКЦИЯ ПРОТЕСТА / УЛИЧНЫЙ ПРОТЕСТ / ИНИЦИАТИВНЫЕ ГРУППЫ / «3-Й СЕКТОР» / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ОМСК / «THIRD SECTOR» / PROTEST / PROTEST ACTION / STREET PROTEST / INITIATIVE GROUPS / POLITICAL PARTIES / OMSK

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кучаков Р. К., Мельникова И. В.

Представлен комплексный анализ одной из форм протестной активности, а именно уличного протеста общественных объединений и инициативных групп граждан на территории г. Омска за 2010-2011 гг. Рассматривается динамика изменений протестной активности в период проведения избирательных кампаний различного уровня. Данное исследование опирается на ранее не публикуемые данные многолетнего мониторинга протестной активности, проводимого КУОО РЦСО 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the protest activity of public associations in Omsk during the period 2010-2011 years

The article analyses protest activity of social associations and initiative groups of citizens at Omsk city territory in 2010-2011 years. Dynamics of changes of protest activity in period of electoral campaigns of different levels are reviewed. Author suggests typology of events (points of protest attraction and protest actors depends on their relations with public authorities) based on generalizations which were made in the article.

Текст научной работы на тему «Анализ протестной активности общественных объединений на территории города Омска за период 2010-2011 гг»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 315-324.

УДК 32.001

Р.К. Кучаков, И.В. Мельникова

АНАЛИЗ ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ОМСКА ЗА ПЕРИОД 2010-2011 ГГ.

Представлен комплексный анализ одной из форм протестной активности, а именно - уличного протеста общественных объединений и инициативных групп граждан на территории г. Омска за 2010-2011 гг. Рассматривается динамика изменений протестной активности в период проведения избирательных кампаний различного уровня. Данное исследование опирается на ранее не публикуемые данные многолетнего мониторинга протестной активности, проводимого КУОО РЦСО1.

Ключевые слова: протест, акция протеста, уличный протест, инициативные группы, «3-й сектор», политические партии, Омск.

Стоит отметить, что тема публичного протеста в современной истории России не теряет своей исследовательской привлекательности и социальной актуальности. Более того, в последнее время наблюдается значительный рост внимания к данной тематике как со стороны специалистов, представляющих различные отрасли научного знания, так и со стороны широких кругов общественности. Рассматриваемый период 20102011 гг. является крайне насыщенным политическими событиями федерального и регионального масштаба. На территории Омска прошли избирательные кампании по выборам мэра, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва (далее ГД), депутатов Законодательного Собрания Омской Области V созыва (далее ЗСОО), а также органически связанные с рассматриваемым периодом кампании по выборам президента РФ и депутатов Омского городского Совета V созыва (далее Горсовет), пришедшиеся на начало 2012 г.

Избирательные кампании (за исключением выборов мэра) проходили в условиях роста протестных настроений [1] и, как следствие, протестной активности. Прежде всего это нашло свое отражение в волнах уличных акций протеста, прокатившихся по всей стране, насчитывающих десятки тысяч участников - небывалое количество для «нулевых годов». Период 2010-2011 гг. ознаменовался появлением нового типа уличных акций протеста, с некоторыми отличными технологическими аспектами. Прежде всего, это качественное увеличение роли интернет-коммуникаций и феномен конвертации Online протеста в Offline, а также организационные (управленческие) особенности, связанные с сетевым и отчасти самоорганизующимся характером протеста. Частично данные особенности будут рассмотрены ниже.

Приведем основные понятия, используемые нами в статье:

1. Протест - публичное выражение неудовлетворенности определенной, критически настроенной группы2 людей по значимому поводу, обращенное к представителям публичной власти (в понимании данной группы).

Отметим, что данную дефиницию из-за указанного адресата протеста в виде «публичной власти», возможно, следовало бы уточнить и назвать политическим протестом, но, анализируя данные многолетнего мониторинга, мы просто не находим иного адресата (в явном или скрытом виде). Вопрос о коммуникации и адресате протеста будет рассмотрен ниже. Также в данном случае мы не видим необходимости детального анализа понятия «публичная власть», прежде всего из-за господствующего синкретичного восприятия феномена власти.

© Р.К. Кучаков, И.В. Мельникова, 2012

2) Акция протеста - публичное мероприятие, посредством которого определенная группа людей выражает неудовлетворенность по какому-либо поводу, обращенное к представителям политической власти (в понимании данной группы).

Мы редуцируем данную дефиницию до понятия уличной акции протеста. Конечно, подобный формат является только одним из возможных, но относительно проведенного исследования авторами признается более удобным использовать понятия: акция протеста, протестная активность и уличная акция протеста как синонимы, без выделения общего и частного. Далее по тексту принимается сокращение АП.

3) Актор протеста - общественное объединение любой организационно-правовой формы, имеющее или не имеющее государственную регистрацию, а также инициативная группа граждан, демонстрирующая протестную активность.

4) Участник акции протеста - человек, принимающий непосредственное участие (в любой форме) в проведении акции протеста. Является ли человек членом какого-либо общественного объединения, значения не имеет.

5) Общественное объединение - добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Организационно-правовыми формами общественного объединения являются: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия [2].

В качестве главных акторов протеста нас интересуют: региональные отделения политических партий, общественные организации и движения. При этом организационно-правовые различия, как и наличие государственной регистрации (кроме политических партий), в данном случае не представляются существенными.

I. Рассмотрим динамику изменений количественных характеристик протеста

(количество АП, и количество участников) за период 2009-2011 гг. (см. рис. 1, 2).

Данные за 2009 г. дают представление

о количественных характеристиках протеста в период отсутствия избирательных кампаний на территории города. Представленный материал не включает данные о протесте «Единой России» (включая МГЕР3) и общественной организации «Омск молодой». Причины: во-первых, протест данных организаций носит специфический характер, связанный с внутриэлитным конфликтом между группами, представляющими региональную и муниципальную власть в рамках «Единой России». Во-вторых, ситуация, при которой политическая партия, обладающая доминирующим положением в органах государственной и муниципальной власти, организует АП, нам представляется шизофренической, хотя и возможной. В-третьих, ресурсы данных объединений значительно превышают ресурсы всех остальных акторов протеста, что делает невозможным корректное сопоставление.

На распределение количественных характеристик протеста влияет несколько разнородных групп событий, которые в разной степени служат точками притяжения протеста. Точка притяжения протеста - событие с устойчивым или неустойчивым характером, которое с большой долей вероятности вызовет рост протестной активности в рамках определённого периода времени. «Вероятность» в данном случае выражает только качественную оценку и определяется опытом многолетнего мониторинга. Устойчивой

группой событий мы называем события, повторяющиеся с определенной частотой и в определенное время на протяжении длительного периода наблюдений. Многие из них цикличны. Соответственно, к неустойчивой группе относятся события, которые можно охарактеризовать как стохастические. Знание точек притяжения дает нам возможность прогнозировать рост протестной активности. Основываясь на опыте наблюдения за протестной активностью4, мы предлагаем следующую типологию в табл. 1.

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

—0— 2009 г. 16 16 12 16 4 7 3 9 11 22 9 15

—^^2010 г. 18 6 20 17 22 21 13 15 19 14 13 22

й 2011 г. 16 7 25 29 11 15 16 24 15 42 23 26

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

—0— 2009 г. 276 586 158 813 940 117 73 505 234 420 810 410

^^2010 г. 486 328 417 669 1384 378 130 178 270 197 919 260

—А—2011 г. 325 338 891 878 1368 256 149 1003 336 960 1327 1535

Рис. 2. Количество участников в акциях протеста

Таблица 1

Устойчивая группа событий Неустойчивая группа событий

а) Политико-правовой тип: «единый день голосования» (1, 2-е воскресенье марта); устоявшиеся практика (с 1993 г.) проведения выборов депутатов ГД в декабре; практика совмещения выборов различного уровня с) События, влияющие на формирование повестки дня: решение федерального центра общественного объединения о проведении АП; формирование новой общественнозначимой проблематики; визит (или его ожидание) значимой персоны

Ь) Культурный тип: 23 февраля - День защитника Отечества; 1 мая - Праздник весны и труда; 9 мая - День победы; 7 ноября - Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции; 12 декабря - День Конституции <Л Индивидуальный тип: возникновение или обострение индивидуальных проблем

a) политико-правовой тип - события, обусловленные устоявшейся политикоправовой практикой, отчасти закреплённой в законодательстве (приведенные примеры событий актуальны только в период проведения избирательных кампаний);

b) культурный тип - события, обусловленные наличием политизированных праздников (государственных или нет, значения не имеет), а также памятных дней;

c) события, влияющие на формирование повестки дня - события, признаваемые акторами протеста общественно-значимыми: например, формирование новой публичной проблематики (проект строительства кремниевого завода на территории города; нападение на журналиста О. Кашина; защита Химкинского леса5); визит значимой персоны или ожидание такового также может служить точкой притяжения протеста (визит В. Жириновского, Г. Зюганова, ожидание визита В. Путина, Д. Медведева);

( индивидуальный тип - события, задевающие непосредственные интересы определённой группы людей (например, проблемы обманутых дольщиков или отказ Минюста регистрировать общественную организацию «Воля» как политическую партию).

Стоит отметить, что принципиально важным фактором, влияющим на динамику изменений количественных и качественных (тематика, формат, место проведения, раздаточный материал и т. п.) характеристик протестной активности, является характер акторов протеста. Под этим понятием мы подразумеваем устоявшийся комплекс инди-

видуальных особенностей. Например, для Омского обкома КПРФ6 характерно увеличивать количество проводимых АП в апреле при уменьшении численности участников, а в мае мы наблюдаем обратную ситуацию. В выборе тематики протестной активности Омского регионального отделения ЛДПР всегда очень силен конъюнктурный элемент (тема «обманутых дольщиков», строительство кремниевого завода), а для Омского обкома КПРФ характерно проводить АП в рамках общепартийного (всероссийского) протеста («Звездному космосу - да, космическому росту тарифов и цен - нет!»; «Народный референдум»). Для многих акторов протеста - общественных организаций и движений - характерно сотрудничество и содействие (в определенных пределах), например, оказание информационной и организационной поддержки и т. п. Частично данные особенности будут рассмотрены далее.

II. Рассмотрим общую структуру протеста:

Данные по итогам 2010 и 2011 гг. см. на рис. 3, 4.

Уточним отличие понятий «3-го сектора» от инициативной группы граждан (далее -ИГГ), в данном случае не опираясь на формально-правовой перечень признаков различных организационно-правовых форм общественных объединений, изложенный в соответствующем федеральном законе, а используем представляющийся нам более удобным целевой критерий. Если некое объединение людей ставит перед собой цель разрешения конкретной насущной пробле-

2011

2010

115 111 И 19

86 97 17 I

□ Политическая партия

□ 3-й сектор

■ Инициативная группа граждан

50

100 150 200

Рис. 3. Соотношение по количеству АП

250

2011

2010

5710 2595 | 1061 Н

3975 | 1191 |45о1

□ Политическая партия

□ 3-й сектор

■ Инициативная группа граждан

1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 9000 10000

Рис. 4. Соотношение по количеству участников

мы, задевающей интересы, прежде всего членов данного объединения, то такая группа является ИГГ («Обманутые дольщики»; движение «Нет кремниевым заводам»), при этом мы констатируем полное отсутствие какой-либо внутренней организационной структуры. Если же целью является разрешение общественно-значимых проблем посредством долговременной деятельности по оказанию помощи другим людям или группам, то такое объединение мы относим к «3-му сектору».

В целом из приведенных данных видно, что по количеству организованных АП политические партии и представители «3-го сектора» находятся в относительном паритете. По численности привлеченных участников акторы протеста имеют следующие доли от общего количества участников за 20102011 гг. (см. табл. 2).

Актор Год

2010 2011

ПП, % 71 61

3-й сектор, % 21 28

ИГГ, % 8 11

Интерес представляет увеличение доли численности участников протеста «3-го сектора» и ИГГ по отношению к доле политических партий - и это в период, на который пришлись практически все возможные избирательные кампании. При этом по отношению к общественному сектору, как будет показано ниже, у нас нет оснований полагать, что данное увеличение является результатом конвертации партийного протеста. Одновременно с этим очевидно, что причиной увеличения доли ИГГ послужили акции протеста 10 и 24 декабря 2011 г., в которых приняли активное участие региональные отделения политических партий. Тем не менее, по нашему мнению, это служит косвенным, но весьма убедительным индикатором роста протестных настроений.

Рост количественных характеристик протеста в 2011 г. относительно 2010 г. см. в табл. 3.

Актор Количество

АП участников

ПП, % 34 44

3-й сектор, % 14 118

ИГГ, % 12 136

По абсолютным показателям, % 20 66

Мы наблюдаем повсеместный рост протестной активности, это отчасти связано с наличием ряда крупных избирательных кампаний, пришедшихся на 2011 г. Избирательные кампании данного периода, проводимые политическими акторами, отличались от всех предыдущих значительным увеличением внимания к проблемам «3-го сектора». Кроме того, были предприняты определенные усилия со стороны некоторых политических акторов по политизации в электоральных целях части общественного сектора («Общероссийский Народный Фронт»; «Народное Ополчение»), что стало одной из причин роста про-тестной активности.

Стоит отметить, что протест является сложным общественным феноменом и однозначно утверждать, что именно является причинами и в какой степени они стали катализаторами протестной активности, довольно затруднительно.

Поясним, что за 2010 г. из 7 зарегистрированных региональных отделений политических партий на территории города Омска (исключив «Единую Россию», мы рассматриваем 6) вели протестную деятельность только

2 партии: Омский обком КПРФ и Омское региональное отделение ЛДПР, в 2011 г. к этому списку присоединились «Справедливая Россия» и «Яблоко». Более детальный анализ протестной активности политических партий будет представлен ниже.

0

0

Особый интерес представляет рост про-тестной активности со стороны ИГГ. Во-первых, именно эта группа акторов протеста подвержена наибольшему обновлению (разрешив проблему или в случае утраты её актуальности, ИГГ перестаёт существовать или переходит в другую организационную форму). В этом смысле длительность существования некоего объединения людей в формате ИГГ может служить в качестве одного из критериев эффективности протеста, понимаемого как достижение поставленной цели посредством протестной активности. Во-вторых, появление новых ИГГ, по нашему мнению, в наибольшей степени свидетельствует о росте протестных настроений в обществе, чем увеличение количественных характеристик протеста любого другого актора. Поскольку уличный протест в целом рассматривается как неординарный и исключительный способ решения проблем (естественным исключением являются политические партии, у которых данный метод является специализированным).

III. Рассмотрим структуру протеста «3-го сектора» и ИГГ.

В таблице 4 приведены данные по представителям «3-го сектора» демонстрирующие систематическую (2 и более раз) про-тестную активность за 2010-2011 гг.

По данным Управления Минюста в Омской области [4], по состоянию на 1 октября

2011 года на территории Омской области зарегистрировано 2617 НКО, из них общественных объединений 1528 (без учета РО ПП8 - 1521). Таким образом, за 2 года мы имеем

9 акторов протеста, представляющих «3-й сектор», 4 из которых имеют государственную регистрацию. На долю данных 9 акторов протеста приходится порядка 60 % от общего количества участников и количества АП, организованных представителями общественного сектора за 2010-2011 гг.

Доля общественных объединений, демонстрирующих систематическую протест-ную активность, составляет порядка 0,6 % от общего количества зарегистрированных общественных объединений на территории Омской области. Осознавая определённую долю условности данного сопоставления, мы находим его полезным и информативным с точки зрения понимания «порядка цифр».

Также стоит отметить, что некоторые из представленных общественных объединений в организационном плане представляют собой так называемые «человек-организации»: протестная деятельность данных

объединений сводится к активности крайне узкого числа лиц, вплоть до одного руководителя. Например, движение «Против этой власти» (Ю. Архаров), Омский общественный городской Совет (И. Басов).

Таблица 4

Наименование и форма организации Дата государственной регистрации [3] Тематика АП7 Количество

АП участников

Общественная организация «Омский областной Комитет по правам человека» (ОКПЧ) 25 января 2003 г. Неудовлетворенность деятельностью органов государственной и муниципальной власти 2 63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение цен на продукты первой необходимости, рост тарифов ЖКХ 1 30

Бездействие прокуратуры 1 40

Проблемы в сфере ЖКХ 14 197

И. Басов: Омский общественный городской Совет (ООГС), Российский народно-демократический союз (РНДС) нет Нарушения конституционных прав граждан 27 426

Точечная застройка (ул. Ватутина 5, 5а, 3а) 5 71

В. Корб: Омская Гражданская Коалиция (ОГК), Стратегия-31 нет Нарушения конституционных прав граждан 12 433

Ю. Архаров: движение «Против этой власти» нет Неудовлетворенность сложившимся общественно-политическим положением в стране 15 62

Общественное движение «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» (ДПА) 14 октября 2003 г. Реформа ВС РФ 2 95

Незарегистрированная политическая партия «Воля» нет Свобода выражения мнений, требование регистрации политической партии 29 229

Участие войск НАТО в параде Победы на Красной площади 1 16

Общественная организация «Опора России» 3 декабря 2008 г. Завышение кадастровой стоимости земли в г. Омске 1 100

Требование снизить ставку единого социального налога 1 150

Коррупция в правоохранительных органах 1 70

Омское народное объединение «За свои права» нет Проблемы в сфере ЖКХ 2 60

Коррупция в Следственном Комитете РФ 4 106

Общественная организация «Родительский Совет» 11 апреля 2011 г. Нехватка мест в детских садах 4 141

Таблица 5

Протестная активность инициативных групп граждан за период 2010-2011 гг.

Наименование Дата появления (первой АП) Тематика АП Количество

АП участников

Движение «Омск - за честные выборы» декабрь 2011 г. Фальсификация результатов выборов депутатов ГД 3 720

Движение «Нет кремниевым заводам» август 2011 г. Строительство кремниевых заводов 5 223

Группа обманутых дольщиков (ул. Конева, 6) ноябрь 2011 г. Разрешение проблем, связанных с долевым строительством 3 85

Группа обманутых дольщиков (ул. Герцена, 246) ноябрь 2010 г. Разрешение проблем, связанных с долевым строительством 2 90

Группа обманутых дольщиков (Ясная Поляна) октябрь 2010 г. Разрешение проблем, связанных с долевым строительством, привлечение к ответственности Х. Шушубаева 2 100

Собственники помещений № 14, 15 по ул. Иртышская набережная июнь 2010 г. Требование отмены строительства здания на прилегающей территории 2 40

Группа обманутых дольщиков (ул. 5-я Кордная, 65/1) март 2010 г. Разрешение проблем, связанных с долевым строительством 4 112

Группа обманутых дольщиков «ПКФ «СМУ-1 КПД» март 2010 г. Разрешение проблем, связанных с долевым строительством 7 158

Особого внимания заслуживают акции протеста, организованные движением «Омск - за честные выборы», к ним мы относим акции, прошедшие 10, 11 и 24 декабря 2011 г. Данные о численности АП сильно разнятся, 10 декабря - от 500 человек (по официальным данным) до 3 тысяч, 24 декабря - от 120 (по официальным данным) до 500 человек. В таблице 5 представлены официальные данные. В любом случае, мероприятие 10 декабря стало одним из самых массовых за все «нулевые годы». Также стоит отметить принципиальные отличия данных мероприятий:

A. Молодежь являлась доминирующей группой.

B. ОГШпе-протесту предшествовал ОпКпе-протест (хотя этот феномен и не нов, но в данном случае ощутим качественный скачок).

C. Сетевой и самоорганизующийся9 характер протеста. В организации мероприятий помимо известных общественных деятелей (В. Корба, С. Костарева и т. д.) приняла деятельное участие группа молодых людей, до этого не имеющая никакого отношения к политической жизни Омска, более

того, почин проведения акции 10 декабря в рамках общероссийского протеста принадлежал именно им.

Рассматривая протест ИГГ, мы приходим к выводу, что заставить людей «выйти на улицы» без обращения к политическим партиям или общественным организациям могут только чрезвычайные обстоятельства: лишение жилья (проблема дольщиков) или же угроза онкологических заболеваний (позиционирование проблемы строительства кремниевого завода). Выбор уличного протеста в качестве метода борьбы за свои права по-прежнему носит явно выраженный маргинальный характер.

Типология акторов по типу коммуникации протеста приведена в табл. 6.

Обращение - участники протеста не подвергают сомнению легитимность институтов государственной власти или их представителей и видят в них единственную силу, способную разрешить их проблемы. Протест в этом смысле является способом демонстрации остроты проблемы. Коммуникация протеста: инициативная группа ^ органы государственной власти.

Обращение Группа обманутых дольщиков (ул. Конева, 6) Группа обманутых дольщиков (ул. Герцена, 246) Группа обманутых дольщиков (Ясная Поляна) Собственники помещений № 14, 15 по ул. Иртышская набережная Группа обманутых дольщиков (ул. 5-я Кордная, 65/1) Группа обманутых дольщиков «ПКФ СМУ-1 КПД»

Требование Движение «Омск - за честные выборы» Движение «Нет кремниевым заводам» Омский областной Комитет по правам человека (ОКПЧ) И. Басов: Омский общественный городской Совет (ООГС), РНДС Омское народное объединение «За свои права» Общественная организация «Родительский Совет» Общественная организация «Опора России»

Демонстрация В. Корб: Омская Гражданская Коалиция (ОГК), Стратегия-31 Ю. Архаров: Движение «Против этой власти» Движение в поддержку армии (ДПА) Незарегистрированная политическая партия «Воля»

Требование - участники протеста не подвергают сомнению легитимность институтов государственной власти и пытаются разрешить общественно-значимые проблемы (в представлении данной группы) посредством увеличения их общественной «капитализации». То есть сделать проблему более общественно известной для оказания давления на субъект принятия политических (государственных) решений. Коммуникация протеста: инициативная группа ^ общество ^ органы государственной власти.

Демонстрация - участники протеста отчасти или полностью не признают легитимными действующие органы государственной власти и отдельных её представителей. Протест является способом демонстрации личной позиции. Коммуникация протеста: инициативная группа ^ группа единомышленников ^ общество.

Распределение акторов протеста по доминирующей тематике между политико-правовой, экономической и социальной сферами с помощью диаграммы Венна см. на рис. 5.

Рис. 5

1) гр. обманутых дольщиков (ул. Конева, 6; ул. Герцена, 246; ул. 5-я Кордная, 65/1; «ПКФ СМУ-1 КПД»); 2) гр. обманутых дольщиков ЖК «Ясная поляна»; 3) Движение «Омск - за честные выборы»; 4) ОКПЧ; 5) И. Басов (ООГС, РНДС); 6) Омское народное объединение «За свои права»; 7) Общественная организация «Родительский совет»; 8) Общественная организация «Опора России»; 9) В. Корб (ОГС, Стратегия-31); 10) Ю. Архаров (движение «Против этой власти»); 11) ДПА;

12) «Воля»

При составлении данного распределения выводы сделаны не только на основе официально заявленных тем публичных мероприятий (хоть и упрощенных и приведённых к

20

14

единообразию), но и на основе непосредственного наблюдения за их проведением.

A. К политико-правовой сфере мы относим вопросы, связанные с распределением и осуществлением публичной власти в обществе посредством системы права.

B. К экономической сфере мы относим вопросы, связанные с производством и распределением благ в обществе.

C. К социальной сфере мы относим вопросы, связанные с инфраструктурой обеспечения жизнедеятельности и благосостояния членов общества.

Отметим, что тематика протеста общественного сектора и ИГГ в целом сосредоточена в политико-правовой сфере. Экономические требования представляются исключением. И это при том, что Омская область по основным социально-экономическим показателям развития регионов Сибирского федерального округа входит в группу регионов-аутсайдеров

[5]. Кроме того, из зарегистрированных на территории Омской области 1528 общественных объединений 506 являются профсоюзными организациями. При таких условиях возможно было бы ожидать роста протестной активности на основании экономического отставания региона. Но тут, конечно, нельзя игнорировать специфичную для российского профсоюзного движения аффилированность с государственными структурами, что делает профсоюзы абсолютно не протестными.

IV. Рассмотрим структуру протеста региональных отделений политических партий.

Как было отмечено выше, за 2010 г. только 2 партии вели протестную деятельность: Омский обком КПРФ и региональное отделение ЛДПР. В 2011 г. к этому списку добавились региональные отделения партий «Справедливая Россия» и «Яблоко». Систематическую протестную активность на протяжении 2010-2011 гг. демонстрировали КПРФ и ЛДПР (далее - основные акторы политического протеста10), в случае со «Справедливой Россией» и «Яблоком» протест носил эпизодический характер.

Количество АП, организованных политическими партиями за 2011 г. (поквартально), см. на рис. 6.

Проанализируем среднемесячные показатели протестной активности (общее количество АП и численность участников, разделенное на 12 месяцев, отдельно для митингов и пикетов) см. в табл. 7.

21

10

01

15

7 ■

I КПРФ ШЛДПР

III

1СР □ Яблоко

4

0

^

Таблица 7

Формат Год

2010 2011

Пикет 4/6011 5,75/100

Митинг З/145 3,5/250

Первая цифра обозначает количество АП, вторая - количество участников (в целом за месяц).

Таким образом, усредненный показатель протестной активности региональных отделений политических партий в 2010 году составил У АП / 20S участников, в 2011 году 8,25 АП / 3S0 участников. Данные расчеты дают нам представление о

«нормальных» (усредненных) ежемесячных характеристиках партийного протеста.

Обобщение результатов за несколько лет с учетом конъюнктуры позволяют в определенных пределах прогнозировать протест-ную активность РО ПП.

В таблице не учтены АП организованные Омским обкомом КПРФ 1, 9 мая и У ноября, потому что в данных мероприятиях традиционно принимают участие люди, не имеющие прямого отношения к КПРФ.

Рассмотрим протестную активность основных акторов политического протеста (помесячно) на рис. У а, б.

КПРФ

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

—■—2011 г. 3 2 9 12 3 5 2 4 4 6 6 9

—♦—2010 г. 9 2 В 0 З 1 0 1 З 0 2 В

а

КПРФ

I II III IV V vm IX XI XII

■ 2011 г. 150 205 96 177 1105 41 26 В07 63 76 49В 462

—0—2010 г. 1В0 25В 120 0 962 20 0 9 ЗВ 0 640 130

б

Рис. 7. Количество: а - АП; б - участников

Пики численности участников обусловлены наличием точек притяжения протеста (типология характерных ТП для Омского протеста была представлена выше). В случае с КПРФ мы отчётливо видим наличие устойчивых событий - 1 и 9 мая, 7 ноября, а также неустойчивых - август 2011 г. («визит значимой персоны» Г. Зюганова).

Среднемесячные показатели протестной активности Омского обкома КПРФ см. в табл. 8.

Таблица В

Формат Год

2010 2011

Пикет 2,5/45 4,5/В5

Митинг 0,25/25 0,5/95

Усредненный показатель протестной активности 2,У5 АП / У0 участников (2010 г.); S АП / 180 участников (2011 г.). Максимальное значение количественных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

показателей протестной активности (нас интересует количество участников) Омского обкома КПРФ в 2010 г. составило 600 участников (7 ноября); 550 (1 мая); 400 (9 мая). В 2011 г. - 800 участников (1 мая); 300 (9 мая); 400 (7 ноября). Напомним, что данные

об АП 1, 9 мая и 7 ноября не учитывались при подсчете среднемесячных показателей.

Пики численности участников протеста ЛДПР обусловлены следующими событиями: апрель 2010 г. - финальная фаза выборов мэра, в которых принимал участие координатор РО; октябрь 2011 г. - региональное отделение провело несколько крупных акций протеста в связи с планами по строительству кремниевого завода (до этого данную проблематику активно «раскручивали» представители общественного сектора).

Среднемесячные показатели протестной активности ОРО ЛДПР см. на рис. 8 а, б.

ЛДПР

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

^^2010 г. 8 4 6 4 4 3 1 3 8 1 5 2

^^2011 г. 3 3 0 5 4 3 1 0 3 4 1 2

а

ЛДПР

Формат Год

2010 2011

Пикет 1,5/15 0,75/10

Митинг 2,5/120 1,5/105

Рис. 8. Количество: а - АП; б - участников Т аблица 9

Усредненный показатель протестной активности - 4 АП / 135 участников (2010 г.);

2,25 АП / 115 участников (2011 г.). Максимальная численность участников: 2010 г. -480 человек (защита трудовых прав работников завода им. Баранова); 2011 г. - 200 человек (строительство кремниевого завода).

Рассмотрим тематику акций протеста, организованных РО ПП за 2010-2011 гг. на рис. 9.

41

а

с

:=

Я

В

«

О

09

н

и

О)

3“

5

Ч

Тематика представлена в виде облака, пересечение и размер окружностей значение не имеет. По оси абсцисс - значение количества АП, по оси ординат - значение количества участников. Поясним некоторые сокращения: кремний (планы по строительству кремниевого завода); теракт Москва (взрывы в московском метрополитене в 2010 году); НАТО (участие военных контингентов стран НАТО в параде 9 мая на Красной пощаде); хим. лес (акция солидарности с защитниками Химкинского леса); прав. орг. (правоохранительные органы); ЕСН

(единый социальный налог).

Мы рассматриваем количество АП, посвященной одной теме, в качестве индикатора значимости данной проблемы прежде всего для самих партий. Отметим, что акции протеста, объединенные одной темой и попадающие во второй и третий интервалы по количеству АП, распределены на значительном временном отрезке. В свою очередь, количество участников акций протеста является показателем общественной значимости поднимаемых проблем и дает нам представление о степени их мобилизацион-ности.

В качестве вывода можно заключить, что протест политических партий носит постоянный и специализированный характер. На партийный протест как общественнополитический феномен внешние факторы оказывают только направляющее влияние.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Казенное учреждение Омской области Региональный центр по связям с общественностью.

2 Как правило, протест носит групповой характер, личный индивидуальный протест представляется, скорее, исключением из правил, хотя и приходится регулярно его наблюдать.

3 МГЕР - «Молодая Гвардия Единой России», молодежное отделение партии.

4 В данную типологию вошли типы событий, характерные для протеста в г. Омске за период 20102011 гг.

5 Имеются в виду омские АП, проведенные в знак солидарности с участниками московских событий.

6 Здесь и в дальнейшем названия региональных отделений политических партий будут приводиться в упрощенном виде.

7 Тематика АП отчасти упрощена и приведена к

единообразию.

8 РО ПП - региональное отделение политической партии; ОРО - Омское региональное отделение.

9 Более детально раскрыть эту тему не позволяет формат работы.

10 В данном случае под политическим протестом мы подразумеваемый протест РО ПП.

11 Результаты округлены.

ЛИТЕРАТУРА

[1] База данных ФОМ. Доминанты. Уровень про-тестных настроений. Балансовый индекс про-тестных настроений. URL: http://www.bd.fom.ru/ map/dominant (дата обращения: 03.05.2012).

[2] Об общественных объединениях : федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ. URL: http://www.base.garant.ru/10164186/1/#100 (дата обращения: 03.05.2012).

[3] Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях // Министерство юстиции Российской Федерации. URL: http://www. unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения:

03.05.2012).

[4] Статистическая и аналитическая информация // Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области. URL: http://www.minjust-omsk.ru/uploads/info_nko_ 09_2011.pdf (дата обращения: 03.05.2012).

[5] Социально-экономическая статистика. Мониторинг - январь-декабрь 2011 г. // Сибирский федеральный округ. URL: http://www.sibfo.ru/ economics/statistics.php?action=art&nart=7185 (дата обращения: 03.05.2012).

[6] О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях : федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ. URL: http://www. constitution.garant.ru/act/right/12135831/ (дата обращения: 03.05.2012).

[7] О некоммерческих организациях : федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ. URL: http:// www.base.garant.ru/10105879/ (дата обращения: 2.05.2012).

[8] О политических партиях : федеральный закон

от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ. URL: http://www. base.garant.ru/183523/ (дата обращения:

2.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.