Научная статья на тему 'Анализ проблемы соответствия потребительской части товарной информации требованиям доступности'

Анализ проблемы соответствия потребительской части товарной информации требованиям доступности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / ТОВАРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / PRODUCT INFORMATION / ДОСТУПНОСТЬ / ACCESSIBILITY / ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОНЯТНОСТЬ / TERMINOLOGY CLARITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юферова Лилия Васильевна

Рост информационных потребностей потребителей в условиях обильного насыщения рынка товарами определяет актуальность соблюдения основных требований к товарной информации. Наиболее тесно с принципом информационной открытости сведений о товаре, затрагивающих интересы потребителей, связано требование доступности и терминологической понятности. В статье представлен анализ содержания носителей потребительской товарной информации с целью определения соответствия требованиям доступности и терминологической понятности; даны рекомендации по информированию и рациональному представлению потребительской товарной информации; предложены мероприятия по формированию общей потребительской грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ проблемы соответствия потребительской части товарной информации требованиям доступности»

сырье [6]. Некоторые предприятия переходят к частичному перепрофилированию производства или передают в аренду помещения, что приводит к разрушению промышленной и сырьевой базы. Причина создавшегося положения - несовершенство механизма экономических отношений и нарушение эквивалентности процесса обмена между предприятиями, входящими в агропромышленный комплекс, что выражается в уменьшении удельного веса стоимости сырья в структуре оптовой и розничной цен.

Проблема любого агропромышленного формирования связана с отработкой механизма экономических отношений между перерабатывающими предприятиями и поставщиками сельскохозяйственного сырья, которая сводится к определению вклада сельскохозяйственных товаропроизводителей (поставщиков сырья) в конечный результат, то есть, какую долю они занимают в выручке от реализации продукции перерабатывающего предприятия в оптовых или отпускных ценах [7].

Для создания правовых условий, способствующих развитию кооперации, необходима государственная поддержка - осуществление финансирования программ развития интеграции и кооперации, льготное кредитование и гибкое налогообложение сельхозтоваропроизводителей.

Список литературы / References

1. Сарабекова Т. Углубление реформ на селе связано с благополучием товаропроизводителей // Финансы Казахстана, 1998. № 4.

2. Дебердеев А., Идрисов Е. Сельское хозяйство: причины кризиса и пути его преодоления // Аль Пари, 2000. № 2.

3. Сигарев М.И., Омаркулова М. Государственное управление аграрной сферой Казахстана в условиях глобализации экономики // Вестник УМБ, 2007. № 4 (6). С. 60-64.

4. ГригорукВ. Аграрная реформа // Аль Пари, 1998. № 4. С. 54-68.

5. Сейлханов Ж.М. Условия формирования и перспективы развития интеграции и кооперации в АПК Республики Казахстан // Вестник УМБ, 2007. № 4 (6). С. 76-80.

6. Есиркепов Т., Кемел М. Становление организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий Казахстана в условиях перехода к рыночным отношениям, Алматы, 1998. С. 23.

7. Наренова А., Байтиленова Е. Аграрный сектор как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 1 (43). С. 123-129.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЧАСТИ ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТРЕБОВАНИЯМ ДОСТУПНОСТИ Юферова Л.В. Email: [email protected]

Юферова Лилия Васильевна — кандидат технических наук, старший преподаватель, кафедра товароведения и экспертизы качества, факультет экономики и сервисных технологий,

Институт дизайна и технологий Омский государственный технический университет, г. Омск

Аннотация: рост информационных потребностей потребителей в условиях обильного насыщения рынка товарами определяет актуальность соблюдения основных требований к товарной информации. Наиболее тесно с принципом информационной открытости сведений о товаре, затрагивающих интересы потребителей, связано требование доступности и терминологической понятности. В статье представлен анализ содержания носителей потребительской товарной информации с целью определения соответствия требованиям доступности и терминологической понятности; даны рекомендации по информированию и рациональному представлению потребительской товарной информации; предложены мероприятия по формированию общей потребительской грамотности.

Ключевые слова: потребитель, товарная информация, доступность, терминологическая понятность.

ANALYSIS OF THE PROBLEM OF CONFORMITY OF THE CONSUMER PART OF THE PRODUCT INFORMATION ACCESSIBILITY REQUIREMENTS Yuferova L.V.

Yuferova Liliya Vasilyevna - Candidate of technical sciences, senior lecturer, DEPARTMENT OF COMMODITY RESEARCH AND EXAMINATION OF THE QUALITY, FACULTY OF ECONOMICS AND SERVICE TECHNOLOGIES, INSTITUTE OF DESIGN AND TECHNOLOGY (IDIT), OMSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY OMSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY, OMSK

Abstract: the growth of informational needs of consumers in the rich saturation of the market of products determines the relevance of compliance with the main requirements for the product information. Most closely with the principle of information transparency of information about the product, affecting the interests of consumers, due to the requirement of accessibility and terminology clarity. The article presents a content analysis of media consumer product information to determine compliance with the requirements of accessibility and terminology clarity; recommendations on informing and rational view of consumer product information; the activities proposed for the formation of the General consumer literacy.

Keywords: the consumer, product information, accessibility, terminology clarity.

УДК 366.65

Развитие рыночных отношений, рост конкуренции в сфере производства и реализации товаров, обильное насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента продукции, эволюция товара путем модернизации и модификации его характеристик являются факторами роста и развития сферы товарной информации, и, как следствие, увеличения роста информационных потребностей потребителей.

В сложившейся ситуации значима и актуальна необходимость соблюдения основных требований, предъявляемых к товарной информации.

Наиболее тесно с принципом информационной открытости сведений о товаре, затрагивающих интересы потребителей, связано требование доступности и терминологической понятности. Задача оценки уровня доступности и понятности потребительской части товарной информации является своевременной и обоснованной.

Изначально право потребителя на информацию о товарах в доступной форме регламентирует федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» [1].

Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части её маркировки» (ТР ТС 022/2011) [2] в п. 4.12 «Требования к способам доведения маркировки» также включает требование понятности потребительской маркировки пищевой продукции.

Под терминологической понятностью следует понимать требование, предполагающее использование общепринятых понятий и терминов, дефиниции которых приведены в терминологических стандартных словарях и справочниках или которые относятся к общепринятым либо обиходным, поэтому не требуют определений и пояснений [3, с. 25].

Общепринятые наименования продуктов (хлеб, молоко, масло, маргарин, сыр, овощи и другие) абсолютно понятны потребителю и не предполагают каких-либо пояснений.

Однако, присутствие на рынке большого количества импортных товаров, использование стандартизированных и профессиональных терминов формируют проблему «непонятности» и затрудненного восприятия потребительской части товарной информации. Существует достаточно широкий блок терминологии неподвластный среднестатистическому потребителю. Среди таких терминов наименования товаров (спред, марципан и другие), способ изготовления и переработки (сублимированный кофе, стерилизованное молоко и другие), состав продукции (жир переэтерифицированный, жир гидрогенизированный и другие), сведения о пищевых добавках (индигокармин, понсо и другие). Отдельным блоком, требующим пояснений, является применение различного рода информационных знаков. Наличие в потребительской части товарной информации сложных и трудночитаемых терминов и определений, применение малоизвестных знаков идёт в разрез с требованиями доступности и понятности, предполагающих информирование в форме текста или изображения с однозначной передачей

смысла при использовании общепринятых наименований и словосочетаний без применения специализированных научных и технических терминов [4].

С одной стороны противоречие обосновано невозможностью полного исключения специализированной терминологии, так как, несмотря на утрату обязательного характера использования, применение стандартных терминов позволяет исключить возможность разной трактовки определенных характеристик и свойств продукции. Кроме того, потребителями товарной информации являются не только конечные потребители, но и другие субъекты коммерческой деятельности, среди которых профессионалы - изготовители, торговые посредники, продавцы.

С другой стороны не распространенная и специализированная терминология на потребительской части маркировки или упаковки противоречит требованию о представлении потребителю доступной и понятной информации.

Кроме того, нельзя не учитывать фактор субъективности восприятия информации и образовательного уровня потребителей. Область общепринятых понятий формируется в различных условиях, зависящих от местности, региона, страны, национальной культуры, образованности потребителей.

Соответственно к решению проблемы необходим одновременный подход, но в нескольких направлениях. Разграничение профессиональной информации от потребительской, внесение изменений в конструкцию носителей потребительской товарной информации, корректная замена специальных терминов на общепринятые (вместо «хлорид натрия» указывать «соль») позволит компенсировать нарушение требований доступности и понятности товарной информации.

Другим наиболее эффективным направлением решения представленной проблемы является повышение образовательного уровня потребителей. Основной задачей данного направления является проектирование и реализация мероприятий по информированию потребителей и повышению их потребительской грамотности. Информирование предполагает деятельность на различных уровнях консультирования: общественными и частными организациями, производителями-изготовителями, поставщиками, продавцами. Заинтересованность всех субъектов коммерческой деятельности в грамотности потребителя должна быть мотивированна законодательно на государственном уровне.

Проектирование форм предполагает использование письменного и устного консультирования. Письменное консультирование включает распространение поясняющей потребительской информации в научно - популярной литературе, в периодических изданиях, в различных средствах массовой информации. Перспективным является формирование и развитие информационных интернет - сайтов.

Важным с позиции своевременности является информирование потребителей на местах совершения покупки. Использование информационных листовок, вкладышей, буклетов, аннотаций в местах выкладки товара позволяет получить необходимую поясняющую информацию о содержание терминов, определений, знаков непосредственно в процессе выбора и принятия решения о покупке. Привлечь внимание к важной потребительской информации позволяет оформление торговых площадей с применением не только рекламных средств, но и информационных вывесок, стендов, панелей, штендеров, воблеров и прочего. Стенд со структурированной поясняющей информацией о содержании различного вида информационных знаков будет уместен для каждого торгового помещения.

Устное консультирование продавца на месте совершения покупки является традиционной формой информирования покупателей. Кроме такой формы, уместно применение звуковых информационных заставок, проведение различных массовых специальных мероприятий под лозунгом «Знай, что покупаешь!».

Уровень грамотности, в том числе потребительской, формируется со школьной скамьи. Информирование учащихся в рамках факультативов, изучения общественно-научных дисциплин, дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» или трудового обучения позволит сформировать высокий образовательный уровень потребителей на государственном уровне.

Список литературы / References

1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300 -I «О защите прав потребителей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 20.03.2017).

2. ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки», принятый решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. № 881. [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://webportalsrv.gost.ru/portal/GostNews.nsf/acaf7051ec840948c22571290059c78f/9fe752 е7е38сс18е44257Ъае0024е7а4/$ПЬЕ/ТЯ_Т8_022-2011_text.pdf / (дата обращения: 21.03.2017).

3. Николаева М.А. Товарная информация: учебник/ М.А. Николаева, Л.В. Карташова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. С. 25.

4. Критерии восприятия потребительской маркировки - легкочитаемость, понятность, достоверность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://seafoodclub.ru/kriterii-vosprijatija-markirovki/ (дата обращения: 21.03.2017).

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АУДИТОРСКИХ ФИРМ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Супатаев К. Email: [email protected]

Супатаев Кылычбек — кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в работе проанализирован кадровый состав аудиторской организации республики и на основе сравнения передового и зарубежного опыта определены преимущества и недостатки структуры аудиторской фирмы. Рассмотрено влияние количественного состава сертифицированных аудиторов на профессиональный рост аудиторов, повышение качества аудиторской проверки и на хозяйственные расходы аудиторов. Изучены вопросы курсов повышения квалификации аудиторов и меры ответственности аудиторов за результаты оказанных услуг. А также показаны причины, сдерживающие создание крупных аудиторских фирм. В результате исследований в статье даны предложения по совершенствованию организации работы аудиторских фирм.

Ключевые слова: аудиторская организация, кадровый состав, сертифицированные аудиторы, расходы, законодательство по аудиту, курсы повышения квалификации, профессионалы, совершенствование, ответственность, налог на добавленную стоимость.

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF WORK OF AUDITOR FIRMS IN THE KYRGYZ REPUBLIC Supataev K.

Supataev Kylychbek - PhD Economics, associate professor, DEPARTMENT ACCOUNTING, ANALYSIS AND AUDIT, KYRGYZ-RUSSIAN SLAVIC UNIVERSITY OF B.N. YELTSIN, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: in work are analysed personnel structure of audit organization of the republic and on a basis comparison of the best and foreign practices, advantages and shortcomings of structure auditor firms are defined. Influences of quantitative list of the certified auditors to the professional growth of auditors, improvement of quality of the audit inspection and on household expenses of auditors are considered. Questions courses professional development of auditors and measures of responsibility of auditors for results of the rendered services are studied. And also, the reasons constraining to creation large auditor firm are shown. As a result of researches in article suggestions for improvement of the organization of work of auditor firms are given.

Keywords: audit organization, personnel structure, the certified auditors, expenses, the legislation on audit, courses professional development, professionals, improvement, responsibility, a value added tax.

УДК 657.6

С момента стихийного появления аудиторских фирм в нашей республике прошло 25 лет, а после принятия Закона Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности» - 19 лет. У нас закон принят два раза: первый раз был принят в 1998 году; второй раз с изменениями и дополнениями в 2002 году, который действует в настоящее время. Этого периода вполне достаточно для того, чтобы можно было подвести определенные итоги по созданию и формированию аудиторских фирм, сопоставить плюсы и минусы организационного характера, а также сравнивать их с зарубежным опытом и наметить дальнейшее его совершенствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.