Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ШКОЛЫ ДВФУ)'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ШКОЛЫ ДВФУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СРЕДА / ШКОЛЬНИКИ / ДИАГНОСТИКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ СРЕДЫ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Александр Викторович, Кравцов Сергей Владимирович, Савченко Виталий Николаевич, Семеняко Яков Александрович

Представлен результат анализа литературных источников по проблеме диагностики и моделирования физкультурно-спортивной деятельности общеобразовательной школы на примере Университетской школы ДВФУ. Формулируются актуальность, цель и характеристики исследования, а также концептуальные аспекты предстоящего научно-исследовательского изыскания. Отмечаются наиболее существенные стратегии создания и педагогического наполнения физкультурно-спортивной среды школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Александр Викторович, Кравцов Сергей Владимирович, Савченко Виталий Николаевич, Семеняко Яков Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROBLEM OF CREATING PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES IN A MODERN HIGH SCHOOL (TAKEN FEFU UNIVERSITY SCHOOL AS AN EXAMPLE)

Gives the summary of literary sources on the problem of diagnosis and creating of the environment related to physical training and sports activities in a modern high school taken FEFU University School as an example. It formulates the relevance and methodological features of the research and organizational aspects of our upcoming research. It also gives the most significant strategies for creating the pedagogical environment of the school related to physical training and sports activities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ШКОЛЫ ДВФУ)»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №9. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/82

УДК 37.7 https://doi.org/10.33619/2414-2948/82/64

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ШКОЛЫ ДВФУ)

©Петров А. В., SPIN-код: 7393-0144, Дальневосточный федеральный

университет, г. Владивосток, Россия, sapet88@mail.ru ©Кравцов С. В., SPIN-код: 9584-1213, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток Россия Sergeukravtsov@mail.ru ©Савченко В. Н., SPIN-код: 7853-7160, Дальневосточный федеральный университет,

г. Владивосток, Россия, Vitosa005@mail.ru ©Семеняко Я. А., Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия, syaa2572@mail.ru

ANALYSIS OF THE PROBLEM OF CREATING PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES IN A MODERN HIGH SCHOOL (TAKEN FEFU UNIVERSITY SCHOOL AS AN EXAMPLE)

©Petrov V., SPIN-code: 7393-0144, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, sapet88@mail.ru ©Kravtsov S., SPIN-code: 9584-1213, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, Sergeukravtsov@mail.ru ©Savchenko V., SPIN-code: 7853-7160, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, Vitosa005@mail.ru ©Semenyako Ya., Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia syaa2572@mail.ru

Аннотация. Представлен результат анализа литературных источников по проблеме диагностики и моделирования физкультурно-спортивной деятельности общеобразовательной школы на примере Университетской школы ДВФУ. Формулируются актуальность, цель и характеристики исследования, а также концептуальные аспекты предстоящего научно-исследовательского изыскания. Отмечаются наиболее существенные стратегии создания и педагогического наполнения физкультурно-спортивной среды школы.

Abstract. Gives the summary of literary sources on the problem of diagnosis and creating of the environment related to physical training and sports activities in a modern high school taken FEFU University School as an example. It formulates the relevance and methodological features of the research and organizational aspects of our upcoming research. It also gives the most significant strategies for creating the pedagogical environment of the school related to physical training and sports activities.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная среда, школьники, диагностика, моделирование среды, диверсификация спортивно-массовых мероприятий.

Keywords: physical culture and sports environment, schoolchildren, diagnostics, design and creation of the environment, diversification of sports and mass events.

Сформированы приоритетные направления развития физической культуры и спорта в Российской Федерации: развитие детско-юношеского спорта, совершенствования учебного

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №9. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/82

предмета (дисциплины) «Физическая культура» в системе общего образования, организация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях и другое. Укрепление здоровья молодого поколения россиян, приобщение его к систематическим занятиям физической культурой и спортом является одним из приоритетных направлений развития страны. В рамках реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография», которая будет, содействовать достижению уровня вовлеченности детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом, и направлена на совершенствование физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных организациях (https://clck.ru/z8gvV; https://clck.ru/z8iU3) [1].

Ученики школ — это одни из самых мобильных и динамичных участников процессов, протекающих в обществе. Они находятся в периоде формирования человека как психологически, так и физиологически. В процессе роста им приходится адаптироваться к факторам «среды своего обитания», которые постоянно меняются, из-за чего может возникнуть риск нарушений в подрастающем организме. Следует отметить, что по наблюдению многих ученых за время обучения в школе, а в особенности в старших классах, здоровье ребят ухудшается. Количество случаев заболеваний сильно увеличивается. Но на успеваемость могут также влиять и недостатки физического развития. Из-за этого возникает противоречие: малоподвижный образ жизни и снижение уровня двигательной активности, что является результатом снижения уровня здоровья, одновременно является его причиной. Повышение уровня двигательной активности школьников невозможно без формирования у них неподдельного интереса к занятиям физической культурой и осознанного желания заниматься наиболее привлекательными видами массового спорта. Организация и реализация внутренне мотивированной физкультурной деятельности не мыслима без плотного и монолитного учебно-воспитательного пространства [2]. Но организационный потенциал современной школы или гимназии не в полной мере использует культурологические и социально-педагогические ресурсы образовательной среды как перманентной целостности, где групповая мотивация и интерес к физической активности становятся наиболее интенсивными и управляемыми. Это противоречие легло в основу содержания данной статьи.

Цель работы — обоснование организационных действий в процессе проектирования, привлекательной физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения на примере Университетской школы ДВФУ г. Владивостока. Методы исследования: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы; метод социологического опроса; метод моделирования; эксперимент; методы математической статистики.

Поскольку данная статья содержательно ориентирована на первый этап исследования, отметим наиболее существенные стратегии создания и педагогического наполнения физкультурно-спортивной среды по данным научно-методической литературы.

1. Внедрение в образовательный процесс по физической культуре индивидуальной траектории, которая позволит освоить школьникам разнообразные спортивные виды деятельности. Для повышения мотивации и увеличения двигательной активности на уроках физической культуры используются модули программ по футболу, гимнастике, самбо, фитнес-аэробике, бадминтону, плавание, ОФП и элементы других видов спорта.

2. Разработка системы управления спортивно-массовым движением в школе. используя опыт российских и международных руководителей общественных спортивных организаций.

3. Обеспечение качественного информационного сопровождения с использованием возможностей Интернет-ресурсов, региональных и федеральных СМИ соревновательной и спортивной составляющей; детальное освещение соревнований, как серьезного и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №9. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/82

заслуживающего всеобщего внимания события; создание героического ореола вокруг членов школьных команд, защищающих честь школы, района, города.

4. Использование ярких, современных, технологичных, востребованных инструмент популяризации школьного спорта: Интернет-сайты школьных команд; виртуальное общение участников соревнований и болельщиков; поддержка обсуждения событий в сфере школьного спорта в блогах и на форумах; синхронизированные с календарем соревнований компьютерные игры и викторины, флэш-мобы, школьные вечеринки, конкурсы; рекламно-сувенирная продукция и пр.

5. Проведение в школе с участием высококвалифицированных специалистов по специальному плану-календарю выездных семинаров-тренингов, мастер-классов, спортивных лагерей, конференций тренеров и спортивных менеджеров.

6. Проведение мастер-классов, семинаров, научно-практических конференций с привлечением знаменитых персон из мира спорта для пропаганды и популяризации спортивно-массового движения в школе.

7. Создание спортивных команд и формирование школьного чемпионата по различным видам спорта. Освоение новых молодежных проектов и физкультурно-спортивных направлений, таких как черлидинг, «академический паркур», скейт-бординг и т.п.

8. Организация и проведение анимационно-насыщенных физкультурно-спортивных мероприятий, таких как, спортивные праздники, конкурсы, спортивные КВНы, ежегодные театрализованные вручения спортивных наград и премий лучшим командам и самым активным участникам.

9. Создание школьных спортивных клубов, спортивных секции, и других мероприятий, а также взаимодействие с городскими и краевыми спортивными федерациями.

10. Реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и т.п.

11. Принятие участие учащимися школы во Всероссийских спортивных соревнованиях (играх) школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры», а также «Дети Азии» 2022 года проводимых во Владивостоке.

Таким образом, в настоящее время в системе образования Российской Федерации предусматривается реализация мероприятий, направленных на создание условий по привлечению детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, однако требуется решить ряд проблем, сдерживающих развитие физической культуры в общеобразовательной организации. В первую очередь речь идет о том, чтобы найти такие формы и методы организации физкультурно-спортивной деятельности, на основе которых могут быть удовлетворены разнообразные потребности различного школьного контингента, пола, возраста, физического и психического состояния и т.д., и тем самым существенно повышена в их глазах привлекательность занятий физкультурой и спортом. Это является главным фактором повышения физкультурно-спортивной активности учащихся и проектирования на этой основе физкультурно-спортивной среды школы [3].

Практическая значимость исследования, заключается в разработке процедуры актуализации педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды; в определении содержания, средств и методов физического воспитания, отражающих специфику практико-ориентированных исследовательских проектов; в создании алгоритмов составления учебных программ, контрольно-измерительного инструментария и др.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №9. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/82

Список литературы:

1. Дуркин П. К., Лебедева М. П. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. №2. С. 55-58.

2. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь. М., 1995.

3. Манжелей И. В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды: дис ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2005.

References:

1. Durkin, P. K., Lebedeva, M. P. (2004). Interes k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi i sportom kak faktor formirovaniya zdorovogo obraza zhizni. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, (2), 55-58. (in Russian).

2. Il'inich, V. I. (1995).Studencheskii sport i zhizn'. Moscow. (in Russian).

3. Manzhelei, I. V. (2005). Aktualizatsiya pedagogicheskogo potentsiala fizkul'turno-sportivnoi sredy: dis ... d-ra ped. nauk. Tyumen'. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 17.06.2022 г. 21.06.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Петров А. В., Кравцов С. В., Савченко В. Н., Семеняко Я. А. Анализ проблемы моделирования физкультурно-спортивной деятельности в современной общеобразовательной школе (на примере университетской школы ДВФУ) // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №9. С. 571-574. https://doi.org/10.33619/2414-2948/82/64

Cite as (APA):

Petrov, V., Kravtsov, S., Savchenko, V., & Semenyako, Ya. (2022). Analysis of the Problem of Creating Physical Culture and Sports Activities in a Modern High School (Taken Fefu University School as an Example). Bulletin of Science and Practice, 8(9), 571-574. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/82/64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.