Научная статья на тему 'Анализ проблемы изучения креативного мышления у будущих студентов психологов'

Анализ проблемы изучения креативного мышления у будущих студентов психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / CREATIVE THINKING / CREATIVITY / EXTERNALITY / INTERNALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ледовских Ирина Александровна

В статье рассматриваются практические проблемы креативного мышления. Исследуются отечественные и зарубежные подходы к понятию креативного мышления. Рассматриваются современные точки зрения на креативность как процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of a problem of studying of creative thinking at the future students psychologists

In article practical problems of creative thinking. Domestic and foreign approaches to concept of creative thinking are investigated. The modern points of view on creativity as process are considered.

Текст научной работы на тему «Анализ проблемы изучения креативного мышления у будущих студентов психологов»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 155.5

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ

© И. А. ЛЕДОВСКИХ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра общей психологии e-mail: sitra@inbox.ru

Ледовских И. А. - Анализ проблемы изучения креативного мышления у будущих студентов - психологов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 1009-1013. - В статье рассматриваются практические проблемы креативного мышления. Исследуются отечественные и зарубежные подходы к понятию креативного мышления. Рассматриваются современные точки зрения на креативность как процесс.

Ключевые слова: креативное мышление, креативность, экстернальность, интернальность.

Ledovskikh I. A. - The analysis of a problem of studying of creative thinking at the future students - psychologists // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 1009-1013. - In article practical problems of creative thinking. Domestic and foreign approaches to concept of creative thinking are investigated. The modern points of view on creativity as process are considered.

Keywords: creative thinking, creativity, externality, internality.

В формировании креативного мышления накоплен достаточно начительный опыт в течение многих десятилетий как зарубежными, так и отечественными психологами и педагогами.

Так, например, для развития креативного мышления А. Осборн предлагает следующие этапы организации поискового учебного процесса, который заключается в проблематизации деятельности учащихся: постановка проблемы, ее формулировка с различных позиций; поиск фактов для лучшего понимания проблемы и возможностей решения; поиск идей при активизации сферы бессознательного; поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке, а для воплощения разработки выбираются лучшие; поиск признания найденного решения окружающими.

Как отмечает М. В. Кларин (1995), в этих шагах заложены важные представления о природе творческой деятельности и, соответственно, о пути ее стимулирования в обучении. Он приводит ряд моделей, построенных на принципах проблемно-поискового метода обучения (поисковые модели по Бейеру, Джойсу, Нельсону, Зухману, Г олдмарку, Швабу, Ми-каэлису и др. ) [3].

В начале 60-х гг., в качестве одного из видов творческой деятельности в процессе обучения широко рекомендовалось использовать эвристические приемы решения задач и проблем. Их использование предполагает стимулирование креативного мышления индивида.

По мнению большинства авторов, креативное мышление сопряжено с продуктивностью работы воображения. По утверждению А. Эйнштейн «Слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо, ни малейшей роли в механизме моего мышления. Психическими элементами мышления являются более или менее ясные образы, которые "по желанию" могут быть воспроизведены и скомбинированы. Ассоциативная игра образов не является случайной и хаотической, она направляется теми логическими связями, которые я ищу и устанавливаю в процессе исследования».

Развитие воображения и формирование на его основе таких черт как гибкость и оригинальность мышления связывается с применением следующих приемов и методов преподавания:

- использование в рассказе образов и стимулирование учащихся к тому же (рекомендуют все исследователи);

- развитие пространственного мышления: учащимся предлагается все, о чем они говорят, представлять «объемно»;

- ассоциирование себя с изучаемым объектом;

- использование дидактических игр, в том числе игр с элементами «невозможного»;

- использование аналогий (рекомендуют все исследователи);

-использование методабрейнсторминга- «мозгового штурма»;

- использование синектики - метода групповой генерации идей в сочетании с метафорическим стилем мышления.

Такимобразом,развитиекреативногомышления требуетопределеннойнаправленностипедагогическо-гопроцессаиреализуетсячерезнавыкитворческойде-ятельности обучающихся при создании определенных условий. К этим условиям относят: создание ситуаций незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности; стимулирование ответственности и независимости; акцент на собственных разработках, наблюдениях, обобщениях; билингвисти-ческий опыт, создающий различные взгляды на мир; внимание со стороны родителей, окружающих.

В своих исследованиях Р. Драйвер и Б. Белл предлагает следующие требования к учебному процессу, направленному на развитие креативности: побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде; сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями; побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки; давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной обстановке, особенно - путем обсуждений в малых группах; давать учащимся возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций - так, чтобы они могли оценить их прикладное значение».

В работе отечественных ученых Р. М. Грановской (1994), Н. Ю. Посталюк (1989), В. А. Якунина (1998) рассматривается следующее условие, способствующие развитию творческого мышления студентов в процессе обучения: проблематизация содержания образования и обучения, диалог как форма учебного взаимодействия, рефлексивная позиция студентов и преподавателей, использование игровых форм обучения [1].

Под проблематизацией содержания обучения

Н. Ю. Посталюк понимает процесс построения целост-нойсистемыучебно-познавательныхзадач,направлен-ных на развитие творческого мышления студентов [5].

Другие способы активации креативного мышления предлагает Р. М. Грановская. Развитию проблемного видения студентов в немалой степени способствует такое изложение учебного материала, при которомпреподавательв какой-томоментсоздает впечатление «незаконченности» мысли. Такая «познавательная незавершенность» вызывает желание узнать, в чем дело, что это значит. И, напротив, законченность, замкнутость в изложении материала маскирует содержащиеся в нем скрытые вопросы, его проблемность, создает впечатление мнимой понятности, не вызывает стремления к раскрытию мысли [1].

Достаточно эффективны такие используемые преподавателями приемы, как столкновение старых взглядов и теорий с новыми фактами, которые частич-

но или полностью опровергают эти теории, противоречат им; демонстрация сосуществования противоречивых фактов, теорий, гипотез, толкований; установление сходства между различными явлениями или скрытых различий между сходными феноменами и т.д.

Создание рефлексивной позиции преподавателей и студентов в учебном процессе обеспечивает огромный резерв совершенствования управления становлением субъекта творческой деятельности в педагогическом процессе ВУЗа. Рефлексивная позиция позволяет студенту осмысливать восприятие собственных рассуждений и действий, что проявляется в таком качестве как критичность мышления. Оно формируетсявучебныхситуациях,требующихрецен-зирования,оценки,составлениясобственногомнения, а также стремлении студента к доказательности, обоснованию своей позиции, к адекватной самооценке. Негативное условие, тормозящее рефлексивные проявления - авторитарная позиция педагога, порождающая, в свою очередь, стереотипность мышления и консерватизм обучающихся.

Для развития креативного мышления важное значение имеют формы осуществления субъект -субъектного педагогического взаимодействия в учеб-номпроцессе,средикоторыхдиалогзанимаетведущее место. Исследованияпоказывают, чтосуществуеттес-ная взаимосвязь творческой направленности студентов и предпочтения ими диалогических форм учебного взаимодействия.

В качестве средств развития творческого мышления может служить дидактическая игра как механизм развития творческого мышления. По утверждению Н. Ю. Посталюк и ряда других авторов дидактическая игра является такой организационной формой обучения в ВУЗе, в условиях которой можно одновременно реализовать все три рассмотренных ранее фактора развития творческого стиля деятельности. «Их совместное действие и составляет механизм развития личности: через самоопределение в проблемных ситуациях игры к самостоятельной постановке целей и их осуществлению в условиях свободного выбора средств» [5].

Огромное значение имеет эмоциональный фон занятия, характеризующийся уровнем эмоциональной насыщенности содержания обучения, речевого общения, наличием ситуаций, стимулирующих эмоциональность в образовательном процессе. Функционирование человеческого интеллекта подчиняется и законам аффективной сферы - в этом суть принципа единства аффекта и интеллекта. Как считает А. М. Ма-тюшкин, низкий уровень эмоциональной насыщенности социально-педагогической среды, преобладание отрицательных эмоций препятствуют развитию познавательной активности личности. Чувство неудовлетворенности, постоянное ожидание неудач может перейти в стабильное эмоционально-отрицательное состояние, разрушающее саму деятельность [4].

В последние десятилетия значительное количество психологических исследований направлено на выявление личностных особенностей будущих пси-

хологов, что связано со стремлением прогнозировать успешность их профессиональной деятельности. Как отмечает М. О. Калашник (1996), большая часть этих исследований направлена на выявление психической патологии, и лишь в последние годы появился ряд исследований в области изучения профессиональноважных качеств будущих психологов, среди которых рассматривается и креативное мышление (И. А. Андреева, 1996; М. О. Калашник, 1996; С. Н. Залесская, 1999; Т. Л. Журавлева, 1998; В. Г. Третьяк, 1997; А. Н. Кузьмин, 1997 и др.).

Таким образом,изанализа исследований,прове-денных в западной и отечественной психологии, можно выделить необходимые психолого-педагогические условия для развития креативного мышления. Среди педагогических условий: создание ситуации незавершенности и открытости, в отличие от четко заданных и строго контролируемых, проблематизация содержания образования и обучения; создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности; стимулирование ответственности и независимости; акцент на собственных разработках, наблюдении, обобщения; расширение фонда знаний и обмен им; устранение временные препятствия для творческого мышления, за счет создания творческой среды.

Среди психологических условии: занятие рефлексивной позиции преподавателем и студентом; уделение внимания работе с подсознанием, воображением и фантазиями; расширение восприимчивости и чувствительности к предметам окружающей действительности; учет личностных особенностей студентов при построении межличностных отношений.

Однако при развитии креативного мышления, важное значение имеют не только психологопедагогические условия, но и факторы, одни из которых носят наследственный характер или обусловлены социальной средой, в которой участвует субъект образовательной или профессиональной деятельности. Так, например, сторонники генотипического направления аппелируют к многочисленным примерам «семейственной креативности», когда способность к творчеству передается из поколения в поколение. Сторонники средового подхода считают, что в этих случаях влияет творческая среда, создаваемая старшими членами этих семей, Сторонники генотипо - средового взаимодействия полагают, что наличие одинаковых, генотипически обусловленных способностей у детей и родителейподкрепляетсясемейнойтворческойсредой, адекватной генотипу, что дает двойной эффект. Мы полагаем, что последний подход наиболее объективен.

Исследования в области дифференциальной психофизиологии позволяют реализовать другой подход к выявлению наследственных детерминант креативности. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат некоторые свойства нервной системы (задатки), которые обусловливают также особенности темперамента. Гипотетическим свойством нервной системы человека, которое могло бы в ходе индивидуального развития

детерминировать креативность, считается «пластич-ность».Противоположнымсвойствомявляетсяригид-ность, которая проявляется в малой вариативности показателей электрофизиологической активности центральной нервной системы, затруднении переклю-чаемости, неадекватности переноса старых способов действия на новые условия, стереотипности мышления и т.д.

До сих пор неясно является ли креативность наследственной или она формируется факторами внешней среды, которые могут оказать позитивное или негативное влияние на ее развитие. Отдельные ученые считают, что решающую роль играет микросреда, в особенности система семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры: «гармоничность -негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми; творческая - нетворческая личность родителя как образца подражания и субъекта идентификации; общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие; ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости».

Пытаясь вскрыть механизм развития креативности, В. Н. Дружинин считает, что на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания образцу формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности) [2].

Он предполагает, что вопрос позитивного или негативного влияния среды на развитие креативности остается пока еще открытым. Если разделять эту точку зрения, то креативность присуща каждому человеку, а средовые влияния, запреты, «табу», социальные шаблоны только блокируют ее проявление, можно трак-товать«влияние»нерегламентированностиповедения как отсутствие всякого влияния. И на этой основе развитие креативности в позднем возрасте выступает как путь высвобождения творческого потенциала от «зажимов», приобретенных в детстве.

Можно предположить, что влияние среды позитивно и для развития креативности, здесь ведущими факторами выступают идентификация и подражание креативным образам, демократический, но эмоционально не уравновешенный стиль отношений в микросреде. На развитие креативности влияет и возрастной фактор, а не только средовой.

Таким образом, нельзя исключать из поля зрения тот факт, что генотипические особенности могут оказывать воздействие на развитие креативного мышления, хотя большинство авторов склонно утверждать, что это результат культивируемых родителями стилей семейного воспитания. Такой взгляд еще больше утверждает сторонников средового воздействия в эффективности влияния творческой среды на развитие креативного мышления, которую необходимо создавать как в образовательном пространстве, так и профессиональном. В то же время следует отметить

главное, что в биогенной и социогенной концепции развития креативного мышления существуют два механизма, обеспечивающих креативное мышление: интуиция и инсайт. Поэтому одним из условий развития креативного мышления является организация такой образовательной среды, где используемые упражнений и творческие ситуации обеспечивали студентам проявление интуиции и инсайта. Психологическими условиями развития креативности являются учет внутренних ресурсов личности и запросов конкретной профессиональной деятельности, где личная мотивация на деятельность, т.е. социальная направленность и локус контроля, выявляющий экстернальность или интернальность личности, являются решающими факторами.

Для определения интернальности и экстерналь-ности у студентов будущих психологов-педагогов использовался метод УСК Дж. Роттера (Локус контроля), который позволял выявить общую интерналь-ность и экстернальность студентов в области достижений, в случаях неудачи, в семейных отношениях, в производственныхотношениях,межличностныхотно-шениях, в отношении к здоровью и болезни [6].

Как показали данные количество студентов с показателями интернальности и экстернальности колеблется в незначительных пределах, хотя по отдельным шкалам имеется тенденция к увеличению или уменьшению различия по показателям, по таким как достижение успеха (ИД), избегая неудач (ИН), в области производственных отношений (ИП), в области межличностных отношений (ИМ).

В целом нельзя сказать, что есть преобладание в студенческой среде экстерналов или интерналов, вероятно их поровну, но, тем не менее, по отдельным проявлениям в конкретных ситуациях преобладают те или друг.

Так, по общему показателю интернальности и экстернальности (ИО, ЭО) по курсам нет явного преобладания интерналов, хотя на 2, 3, 4-х курсах их больше, чем экстерналов (52 %, 58 %, 50 %), а на 1 и 5-х курсах преобладают экстерналы (43 %, 44 %). У большей части студентов 2, 3, 4-х курсов, следовательно, высокий уровень субъективного контроля над любыми значительными ситуациями в их жизни, т.к. это есть результат их собственных действий, они могут управлять событиями и поэтому сами несут ответственность за свои поступки и действия. Для 57% студентов 1-го курса и 56% студентов 5-го курса характерен низкий субъективный контроль, они не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, не считают себя способными контролировать их развитие, что приводит к тому, что большинство из них верят в случай и зависят от действия других людей.

Выяснится, что большинство студентов с 1-го по 5-й курс (60 %, 53 %, 66 %, 61 %, 57 %) считают достижение успеха результатом своей деятельности.

Однако все остальные студенты, остающиеся в экстернальной позиции, считают, что все их достижения - результат счастливой судьбы, помощи других

людей. В то же время, если большинство студентов считают, что они достигают всего в жизни сами, как понимать то, что в неудачах они обвиняют меньше всего самих себя (1к - 46, 2к - 44, 3к - 53, 4к. - 45, 5к - 35) и в большей степени значительная часть студентов обвиняет в своих неудачах других (с 1 по 5-й курс соответственно 54 %, 56 %, 47 %, 55 %, 65 %). По-видимому, это закладывается в детстве, когда дети присваивают себе успехи, а неудачи сваливают на других.

Таким образом, мы можем судить о том, что и в студенческом возрасте какая-то отдельная часть сту-дентовнеможетадекватноосуществитьсубъективный контроль своих чувств. На самом деле большинство студентов с 1-го по 5-й курс склонны в профессиональных отношениях чувствовать себя зависимыми отвнешнихобстоятельств, руководства, товарищейпо работе, везению (по курсам соответственно 64 %, 65 %, 56 %, 60 %, 64 %).

Следовательно, как показал анализ субъективного контроля, для студентов свойственно одни ситуации рассматривать как результат их собственных действий, а другие - как результат зависимости от обстоятельств и других людей. Поэтому, можно предположить, что студенты - интерналы в своем большинстве должны обладать более высоким уровнем развития креативного мышления, чем студенты - экс-терналы, так как вся их деятельность зависит от них самих, и, следовательно, задает условия постоянного напряжения и поиска в достижении результата за счет собственных ресурсов, где креативное мышление является необходимостью.

Об этом свидетельствуют данные, полученные при определении проявления креативного мышления у студентов в зависимости от их личностных особенностей, связанных с определенным интернальным и экстернальным субъективным локусом контроля.

Видно, что независимо от курса, т.е. возрастных особенностейстудента,действительно,болеевысоким и средним уровнем развития характеризуются студенты - интерналы, имеющие высокий уровень 1к - 3,8 %, 2к - 3,8 %, 3к - 6,9 %, 4к - 6,5 %, 5к - 4,3 % и средний уровень соответственно 39,1 %, 27,2 %, 20,7 %, 27,4 %, 46,9 %. Большая часть студентов с интернальным ло-кусом контроля имеет низкий уровень проявления креативного мышления (67,1 %, 69,0 %, 72,4 %, 66,1 %, 48,8 %). В тоже время студентов с экстернальным ло-кусом контроля, имеющих низкий уровень развития креативности по курсам было больше (58,7 %, 87,0 %, 79,0 %, 69,9 %, 66,2 %) и совсем незначительное количество студентов имеют высокий уровень креативного мышления (2,2 %, 2,2 %, 6,0 %, 5,5 %, 3,7 %).

Для студентов с интернальными показателями свойственно не подчинение внешним воздействиям, они не позволяют манипулировать собой и сопротивляются тем, кто покушается на их свободу, поэтому предпочитают работать в одиночестве. Для таких студентов свойственно владение информацией в силу постоянного ее поиска. Они более уверенны в себе, терпимы, имеют адекватную самооценку, более активны,

добры, решительны,справедливы, дружелюбны, честны, самостоятельны и невозмутимы.

Дляэкстернальныхстудентовтакжесвойственно подчинение давлению других людей, повышенная тревожность, депрессивность состояний, эгоистичность, зависимость, нерешительность, несправедливость, суетливость, враждебность, неуверенность в себе, несамостоятельность, раздражительность ,хотясами они считают, что у них нет таких личностных качеств.

Следовательно, проявление креативного мышления в большей степени зависит не от возрастных особенностей студентов и приобретаемого социального опыта и профессиональных знаний, а от личностных характеристик и их ориентации на внешние силы или внутренние ресурсы личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: Иматон, 1994. 239 с.

2. Дружинин В.Н.Психология общихспособностей.М.: Лан-терна-Вита, 1995. 150 с.

3. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига: ПЦ Эксперимент, 1995. 176 с.

4. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208с.

5. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: пе-дагогическийаспект.Казань:Изд-воКРУ,1989. 208с.

6. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / ред. Ракович Н. К. Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.