АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
М.Н. Бембеев, студент
Научный руководитель: О.А. Синенко, канд. экон. наук, доцент Школа экономики и менеджмента ДВФУ (Россия, г. Владивосток)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10472
Аннотация. В данной работе рассматриваются проблемы, затрудняющие развитие судостроительного кластера Дальнего Востока. На основе материалов проверки, проведенной Счётной палатой России совместно со Контрольно-счётной палатой Приморского края, проанализированы недостатки, мешающие развитию Территории опережающего развития «Большой Камень». Завод «Звезда» является главнейшим резидентом судостроительного кластера Дальнего Востока по количеству привлекаемых инвестиций и реализуемых проектов в перспективе на ближайшие десятки лет, и географически располагается на Территории опережающего развития «Большой Камень», а также пользуется преференциями, полагающимися в рамках особого экономического режима. Произведены попытки установить причины, по которым завод «Звезда» должным образом не успевает развиваться согласно установленному плану в установленные сроки. Проанализировано исполнение некоторых показателей государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы». Рассмотрены факторы, влияющие на развитие кластера. Рассмотрен зарубежный опыт Южной Кореи, Китая и Японии по определению экономических моделей, позволяющих оценить влияние не только промышленных субсидий, но и всех инструментов государственной поддержки судостроения, а также влияние судостроения на другие смежные и не смежные отрасли.
Ключевые слова: судостроение, судоремонт, судостроительный кластер, территория
опережающего развития, счетная палата.
Для развития Российского судостроения и максимального эффекта освоения континентального шельфа, расположенного в районах Дальнего Востока и Арктики, на территории Приморского края, на базе предприятий Акционерного Общества «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» создан судостроительный кластер [1]. Дальневосточный центр судостроения и судоремонта создан для решения задач государственной важности, которые, прежде всего, связаны с сохранением и развитием научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса. В состав данного Акционерного Общества, для обеспечения государственных интересов флота на Дальнем Востоке, включено предприятие «Звезда». Завод «Звезда» является центральным и важнейшим резидентом судостроительного кластера Дальнего Востока по количе-
ству привлекаемых инвестиций и по числу реализуемых проектов в перспективе на ближайшие десятки лет [2, 3]. Географически «Звезда» располагается на Территории опережающего развития «Большой Камень», а также пользуется преференциями, полагающимися в рамках данного особого экономического режима. Работа, показатели реализации, оценка развития, финансирование судостроительного кластера Дальнего Востока утверждена государственной программой «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы».
Объекты и методы исследования.
Судостроение в последние несколько лет получает значительную финансовую поддержку от государства в виде субсидий, преференций, готовой инфраструктуры, налоговых льгот, однако намеченные президентом и правительством планы по
развитию данной отрасли выполняются нестабильно. Существуют различные точки зрения на это счёт, так Астафурова И.С. и Жилина Л.Н. в своих работах подчёркивают не достаточное развитие НИОКР в нашем государстве по сравнению с лидирующими в судостроении странами.
Целью данной работы будет показать причины нынешнего и будущего отставания судостроения на примере выявленных проблем со стороны контролирующих органов и демонстрации разработок моделей оценки влияния государственных программ за рубежом. На основе материалов проверки, проведенной Счётной палатой России совместно со Контрольно-счётной палатой Приморского края в 2016-2017 годах установлена недостаточная проработка взаимодействия Территории опережающего развития «Большой Камень» и резидентов дальневосточного судостроительного кластера, в том числе финансово-экономического обоснования, на наличие значительного количества отсылочных норм, отмечались риски, связанные с несвоевременной подготовкой подзаконных актов.
Счетной палатой подмечено, что отсутствие комплексного планирования развития Территории опережающего развития «Большой Камень» может привести к неэффективному освоению бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в связи с высокими рисками строительства электросетевой, газораспределительной, дорожной и иной инфраструктуры без учета реальной потребности (недостаточного либо избыточного строительства).
Все ниже изложенные недостатки в реализации государственной программы были проанализированы в рамках соблюдения пункта 11 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588. Согласно данной концепции целевые индикаторы и показатели государственной программы должны количественно характеризовать ход ее
реализации, решение основных задач и достижение ее целей.
Экспериментальная часть.
В ходе проверки было выявлено, что в государственной программе «Развитие судостроения и техники для освоения шель-фовых месторождений на 2013-2030 годы» отсутствовали показатели, связанные с вопросами создания и функционирования Территории опережающего развития до внесения изменений в августе 2016 года.
В результате проверки обнаружено отсутствие поступления субсидии в размере 28,7 млн рублей. Данные денежные средства должны были пойти на со финансирование программы Приморского края для повышения мобильности трудовых ресурсов. По плану должно было поступить 29,4 млн рублей, по факту поступило 800 тыс. руб. Предположительно это связано с переносом сроков реализации инвестиционного проекта судостроительный комплекс «Звезда», ввода в эксплуатацию жилого фонда и объектов инфраструктуры.
На сегодняшний день невозможно оценить выполнение задачи по созданию объектов инфраструктуры, необходимой для обеспечения функционирования Территории опережающего развития «Большой Камень», в части количества, видов создаваемых объектов, а также их технико-экономических показателей.
В целом следует отметить, что используемая система показателей (индикаторов) государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» не включает в себя показатели (индикаторы), которые позволяют оценить эффективность использования средств федерального бюджета в разрезе созданных Территорий опережающего развития [4, 5].
В 2018 году оценка дефицита средств администрацией города «Большой Камень» составила 344 млн рублей. Это связано с тем, что отсутствует комплексный подход при планировании развития городского округа с учетом созданной Территории опережающего развития. Так, например, план развития «Большой Камень», включающий в том числе модернизацию
инфраструктуры, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока до настоящего времени не подготовлен. Оценка эффективности функционирования Территории опережающего развития «Большой Камень» не осуществлялась.
В государственной программе «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» отсутствуют показатели, позволяющие оценить эффективность расходов федерального бюджета, направленных на создание объектов инфраструктуры ТОР».
Корпорацией развития Дальнего Востока не введены в срок 4 объекта инфраструктуры. Утверждение документации по планировке Территории опережающего развития «Большой Камень» осуществлялось Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока до настоящего времени не подготовлено.
Оценка эффективности функционирования Территории опережающего развития «Большой Камень» была проведена без учета особенностей градостроительной деятельности. Должным образом не осуществлялись полномочия по контролю за выполнением резидентами Территории опережающего развития соглашений об осуществлении деятельности. Документа, который бы регламентировал, как следить, нет. И утвержденного графика проверок резидентов тоже нет.
Развитие систем водоснабжения и водо-отведения «Большой Камень» на 2018- 2020 годы путем реконструкции объектов водоснабжения осуществлены на 1,4 % от объема, предусмотренного Инвестиционной программой № пр. 19- 93/2. На реконструкцию объектов водоотведе-ния расходование денежных средств не осуществлялось.
Как следствие, отмечаются риски срыва сроков запланированного технологического присоединения объектов инфраструктуры Территории опережающего развития «Большой Камень» - строящихся жилых микрорайонов для сотрудников предприятия «Звезда», а также необеспечения под-
ключаемых нагрузок в необходимом объеме.
По информации, представленной в ходе контрольного мероприятия, дефицит установленной мощности на котельной №1, являющейся основным источником тепловой энергии для г. Большой Камень, при существующей присоединенной нагрузке (127,17 Гкал/час) составляет 27,7 %.
С учетом присоединения перспективной нагрузки 44,18 Гкал/час (в том числе 34,9 Гкал/час для новых потребителей Территории опережающего развития «Большой Камень» - 268 микрорайонов «Пятый», «Солнечный», «Зеленый») дефицит тепловой мощности составит 39,5%.
Наличие дефицита мощности теплового источника влечет невозможность обеспечения качественного и бесперебойного теплоснабжения как существующих потребителей [7], так и строящихся объектов Территории опережающего развития «Большой Камень».
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 22 июня 2018 года для исполнения полномочий бюджета городского округа в полном объеме в 2018 году необходимы дополнительные средства в общей сумме 343,54 млн рублей.
В результате анализа показателей государственных программ, выявлено, что в условиях развития Дальневосточного судостроительного кластера используются индикаторы «план - факт», то есть заявлены определенные значения на начало работы государственной программы, которые сопоставляются с фактическим выполнением под завершение государственной программы. При этом важнейшие показатели, как влияние на ВРП региона, влияние отраслей друг на друга внутри кластера, эффективность работы отраслей внутри кластера не отмечены, как индикаторы выполнения [8]. Следует заметить, что данные показатели используются в зарубежных странах для оценки влияния государственных программ на развитие судостроения. Примеры приведены в таблице 1.
Таблица 1. Расчет влияния инструментов государственной поддержки на развитие судостроительного кластера зарубежными учеными_
Инструмент Автор Модель
Количественное определение влияния субсидий на перераспределение производства между странами, а также на цены в отрасли и затраты и потребительские излишки Myrto Kalouptsidi С] ь (Ч] ь) = ФО ьЧ1 ь + С2 тзхцР1ц- с[Х]ьЧ - с2Ч2. где С С2 - параметры, у - условные верфи, 1 -период, ч ] ь-количество кораблей, Рь - совокупный спрос на суда.
Расчет степени влияния судостроительной отрасли на другие отрасли Xiaofeng Xu, Jun Hao and Yirui Deng Л] =пх 2 ц/2 ?= у, ( и = 1 , 2.....п) . где А у- коэффициент ьй строки и j-го столбца Леонтьевской обратной матрицы, у - условные верфи.
Расчёт корреляции между ВВП и суммой грузовой транспортировки Mohammad Danil Arifin и Норитака Хирата УСь = Г (С) , VСьт = 2(У Сь X ТО). где УСь- объем грузоперевозок (тонна), в - мировой ВВП (долл. США), VСьт - объем грузоперевозок (тон-миля), ТО - расстояние перевозки грузов (миля).
Как показано на таблице, зарубежная оценка влияния государственных инструментов на развитие судостроения включает в себя эмпирический и статистический анализ с использованием математических моделей. Myrto Kalouptsidi - научный сотрудник экономического факультета Гарвардского университета в своём труде «Detection and Impact of Industrial Subsidies: The Case of Chinese Shipbuilding» предлагает эмпирическую модель [10], позволяющую определять наличие и измерять величину государственных субсидий и количественно определять: их влияние на перераспределение производства между странами, цены в отрасли, затраты и потребительские излишки. Японские исследователи Mohammad Danil Arifin и Норитака Хирата разработали модель расчёта корреляции между ВВП и суммой грузовой транспортировки [9]. На примере показателей судостроительной промышленности Испании учёные Remedios Ramón Dangla и Leonardo Yañez считают влияние инструментов поддержки судостроительной промышленности на ВВП на основе многократных линейных регрессов, по модели (MLR) [6].
Результаты исследования
Если вернуться к проверке Счетной палаты, и кратко описать заключение контролирующего органа, по освоению бюджетных денег в развитие Территории опе-
режающего развития «Большой Камень» выявлено огромное количество нарушений, связанных с планированием, документацией, проверками курирующих подразделений, невыполнениями обязательств, которые чреваты потерей бюджетных денег и тем, что люди останутся без воды и тепла. Проверкой установлено, что предложения по развитию судостроительного кластера Дальнего Востока подготовлены в отсутствие должного анализа социально- экономических последствий и расчетов необходимого объема ресурсного обеспечения. В настоящее время на территории округа реализуются отдельные локальные мероприятия по созданию (модернизации) инфраструктуры без должных оценок перспектив развития ТОР «Большой Камень» в целом, что влечет риски, связанные с необъективностью применяемых технологических решений при реализации соответствующих мероприятий.
Заключение.
Таким образом, можно предположить, что судостроение на Дальнем Востоке будет развиваться медленнее запланированного вектора, в виду выявленных фактов замедленной реализации инфраструктурных проектов для развития судостроительного кластера, отсутствия математических и эконометрических моделей, которые будут измерять влияние промышленных субсидий.
Библиографический список
1. Астафурова И.С., Жилина Л.Н., Осипов В.А. Практика государственной поддержки судостроения в странах зарубежья // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. - 2016. - № 1 (77). - С. 77-86.
2. Морозов А.Ю. Финансовые и налоговые инструменты стимулирования инвестиций в отечественное судостроение // Российский университет кооперации. - 2013. - № 6 (1). -С. 125-132.
3. Логачев С.И., Чугунов В.В., Горин Е.А. Мировое судостроение: современное состояние и перспективы развития. Изд. 2-е доп. и перераб. Санкт- Петербург, Морской вестник, 2009. - 544 с.
4. The Philippine shipbuilding industry. Presentation by Reyes D.A (OECD). The Council Working Party on Shipbuilding «Global Value Chains in Shipbuilding», November. 2013. Available at: http://www.oecd.org/sti/ind/no-vember2013work- sho-ponglobalvaluechainsinshipbuilding.htm.
5. Венков В. В. Состояние и перспективы судостроительной промышленности России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.korabel.ru/news/comments/sostoyanie_i_perspektivi_sudostroitelnoy_promishlennos ti_rossii.html. Дата вхождения: 24.11.2018 г
6. SU Yi1. Coupling mechanism and coupling degree measurement model of shipbuilding industry cluster / Wang Fa-yin, AN Xiao-li // Polish maritime research Special Issue. - 2016. -Vol. 23. - P. 78-85
7. Вылкова Е. С., Викторова Н. Г., Покровская Н. В. Актуализация методов стимулирования НИОКР при налогообложении прибыли организаций в России // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2018. - Т. 19, №5. - С. 44-58.
8. Синенко О.А., Цыганова Т.Д. Особые экономические зоны России: практика применения налоговых льгот и оценка эффективности // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2018. - Т. 17. №1. - С. 166-191.
9. Khandakar Akhter Hossain. A Study on Global Shipbuilding Growth, Trend and Future Forecast / N.M.Golam Zakaria // 10th International Conference on Marine Technology - 2017. Procedia Engineering 194 (2017). P. 247-253.
10. Myrto Kalouptsidi. Detection and Impact of Industrial Subsidies: The Case of Chinese Shipbuilding // Oxford University Press. - 2017. - Vol. 85 (2). - P. 1111-1158.
ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SHIPBUILDING CLUSTER
OF THE FAR EAST OF RUSSIA
M.N. Bembeev, student
Supervisor: O.A. Sinenko, candidate of economic sciences, associate professor School of economics and management FEFU (Russia, Vladivostok)
Abstract. This paper discusses the problems hampering the development of the shipbuilding cluster of the Far East. On the basis of the materials of the audit conducted by the Accounts Chamber of Russia together with the Chamber of Control and Accounts of the Primorsky Territory, the shortcomings that hinder the development of the «Bolshoy Kamen» Advanced Development Territory are analyzed.Key word: Shipbuilding, Ship repair, the Ship-building cluster, the Territory of the advancing development, Audit Chamber.Keywords: Shipbuilding, Ship repair, the Ship-building cluster, the Territory of the advancing development, Audit Chamber. The Zvezda plant is the main resident of the shipbuilding cluster of the Far East in terms of the number of attracted investments and ongoing projects over the coming decades, and is geographically located in the Bolshoy Kamen Advanced Development Territory, and also enjoys preferences relying on a special economic regime. Attempts have been made to establish the reasons for which the Zvezda plant does not have time to develop properly in accordance with the established plan in a timely manner. Analyzed the performance of some indicators of the state program «Development of shipbuilding and technology for the development of offshore fields in 2013 - 2030». The factors affecting the development of the cluster are considered. The foreign experience of South Korea, China and Japan on the definition of economic models that allow assessing the impact of not only industrial subsidies, but also all tools of state support for shipbuilding, as well as the impact of shipbuilding on other related and non-related industries, is considered.
Keywords: shipbuilding, ship repair, shipbuilding cluster, territory of advanced development, accounts chamber.