Научная статья на тему 'Анализ проблем обеспечения отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации'

Анализ проблем обеспечения отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1774
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТДЫХ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ / LEISURE AND RECREATION OF CHILDREN / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / СОФИНАНСИРОВАНИЕ / КАТЕГОРИИ СЕМЕЙ / CATEGORIES OF FAMILIES / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / IN DIFFICULT LIFE SITUATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / FEDERAL BUDGET / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / REGIONAL BUDGET / FINANCING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Селиверстова Ольга Федоровна

Проведен анализ нормативно-правовых актов по проблеме организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, показаны категории детей, имеющие право на финансовую поддержку из бюджетов различных уровней. Выявлена необходимость координации действий региональных органов исполнительной власти, обеспечивающих оздоровление детского населения; решения проблем различных категорий семей в части детского отдыха; развития новых форм отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Селиверстова Ольга Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем обеспечения отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации»

Analysis of problems of ensuring rest and improvement of children in the Russian Federation Seliverstova O.

Анализ проблем обеспечения отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации Селиверстова О. Ф.

Селиверстова Ольга Федоровна /Seliverstova Olga — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Центр методологии бухгалтерского учета, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов России, г. Москва

Аннотация: проведен анализ нормативно-правовых актов по проблеме организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, показаны категории детей, имеющие право на финансовую поддержку из бюджетов различных уровней. Выявлена необходимость координации действий региональных органов исполнительной власти, обеспечивающих оздоровление детского населения; решения проблем различных категорий семей в части детского отдыха; развития новых форм отдыха.

Abstract: the analysis of normative legal acts on a problem of the organization and ensuring rest and improvement of children is carried out, the categories of children having the right for financial support from budgets of various levels are shown. Need of coordination of actions of the regional executive authorities providing improvement of the children's population is revealed; solutions of problems of various categories offamilies regarding children's rest; development of new forms of rest.

Ключевые слова: отдых и оздоровление детей, государственная поддержка, софинансирование, категории семей, трудная жизненная ситуация, федеральный бюджет, региональный бюджет.

Keywords: leisure and recreation of children, government support, financing, categories of families, in difficult life situation, the Federal budget, regional budget.

УДК 379.835

Государственная система детского отдыха создавалась в Советском Союзе с начала двадцатых годов XX века в виде сети летних пионерских лагерей.

Финансирование детского отдыха в СССР производилось из государственных средств, иногда пионерские лагеря имели шефов - какое-либо предприятие оказывало лагерю материальную поддержку в виде ремонта корпусов, закупки спортивного инвентаря, мебели, постельных принадлежностей и т.п. Путевки в такие лагеря граждане для своих детей получали на предприятиях, оплачивая 10% от ее стоимости, остальное оплачивала профсоюзная организация.

После реорганизации пионерской организации, в период перестройки в конце 1980-х годов большинство лагерей прекратило свое существование; их финансирование оказалось практически невозможным. Большинство пионерских лагерей перепрофилированы в частные турбазы и пансионаты, большая их часть, находящиеся далеко от населённых пунктов, заброшены в лесах бывших союзных республик. Тем не менее, некоторые предприятия нашли способы материально обеспечить свои лагеря и определить педагогическую линию работы. Бывшие пионерские лагеря стали называть детскими оздоровительными лагерями, центрами, комплексами и т. д.

В начале 90-х годов реформы цен, переход на рыночные отношения, критическое положение в снабжении продовольственными и промышленными товарами, значительное увеличение тарифов на пассажирские перевозки и другие услуги привели к чрезвычайной ситуации в организации отдыха детей и подростков. Резко возросла стоимость путевок, обострилась проблема обеспечения оздоровительных лагерей и учреждений кадрами. В ряде мест исполкомы Советов народных депутатов устранились от организации летнего отдыха детей.

В связи с этим в 1991 г. было принято Постановление Совета Министров РСФСР и Совета Федерации Независимых Профессиональных Союзов РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 216 «О неотложных мерах по организации летнего отдыха детей и подростков в 1991 году».

В нем Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполкомам местных Советов народных депутатов, советам, федерациям и комитетам профсоюзов было рекомендовано обеспечить за счет местных бюджетов частичную или полную компенсацию расходов на

приобретение путевок для детей трудящихся, работающих в бюджетных организациях, многодетных, малообеспеченных семей и детей, лишившихся попечения родителей.

Подобное постановление было принято и в 1992 году [1]. В нем региональным органам исполнительной власти было предписано в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по социально-экономической поддержке в 1992 году оздоровительных лагерей и учреждений, санаториев, турбаз и пансионатов для детей и подростков, причем предусмотреть, что оплата путевок в детские оздоровительные учреждения (без хозяйственных расходов) за счет средств социального страхования по согласованию с профсоюзами должна составлять не менее 50% их стоимости. Кроме того, было рекомендовано обеспечить за счет средств местных бюджетов частичную или полную компенсацию расходов на приобретение путевок для детей трудящихся, работающих в бюджетных организациях, многодетным, малообеспеченным семьям и детям, лишившимся попечения родителей. Бюджетным организациям и учреждениям - компенсировать расходы на содержание детских оздоровительных лагерей и учреждений, связанные с ростом цен и заработной платы их работников, за счет доходов соответствующих бюджетов, а также за счет превышения доходов над расходами, образующегося на конец года.

В 1993 году подобное Постановление Совета Министров Правительства РФ предписало органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерствам, государственным комитетам и ведомствам Российской Федерации обеспечить оплату путевок в детские оздоровительные учреждения за счет средств социального страхования (без хозяйственных расходов) в размере не менее 50% их стоимости. Более того, рекомендации касались не только компенсации стоимости самих путевок, но и иных финансовых вопросов летнего оздоровительного отдыха:

- принять меры к полной или частичной компенсации расходов на проезд детей и подростков к местам отдыха и обратно;

- компенсировать расходы на проезд детей к местам отдыха и обратно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из многодетных семей [2].

В 1994 году было предписано разработать региональные программы развития детского и семейного отдыха, обеспечить бесплатное прохождение медицинской комиссии работниками детских оздоровительных лагерей, а также создать в составе федерального фонда социальной поддержки населения федеральный резервный фонд по частичному возмещению расходов на организацию отдыха и оздоровления детей и подростков.

В 1995 году органам исполнительной власти дополнительно было предписано расширить перечень категорий детей, имеющих первоочередное право на получение путевок для летнего отдыха: в него вошли, помимо детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, детей из многодетных и неполных семей, также дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; семей военнослужащих, пострадавших в вооруженных конфликтах; детей, проживающих в районах чрезвычайных ситуаций; а также детей из семей безработных граждан. Кроме того, было предписано обеспечить бесплатно сопровождение детей к месту отдыха и обратно силами подразделений милиции общественной безопасности.

Можно заметить, что с каждым годом расширялся перечень мероприятий, направленных на обеспечение оздоровительного отдыха детей, а также рост количества категорий семей и детей, имеющих право на данную меру социальной поддержки:

- с 1996 года к ним прибавились дети, проживающие в районах чрезвычайных ситуаций, на территориях, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;

- с 1997 года - дети из семей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- с 1998 года - дети, состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел.

Кроме того, немаловажной проблемой стал рост стоимости проезда к зонам отдыха и лечения. Например, в 1996 г. из-за увеличения стоимости проезда около 14 тысяч бюджетных путевок остались невостребованными. По оплаченным путевкам не приехали на лечение в южные здравницы дети с Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и т. д.

В 1997 году на организацию летнего отдыха детей было направлено 200 млрд рублей за счет прочих расходов федерального бюджета, не отнесенных к другим подразделам расходов федерального бюджета. Фонд социального страхования РФ, помимо 50% оплаты путевок детям школьного возраста в детские оздоровительные загородные лагеря, оплачивал не менее 90% от полной стоимости путевок в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия.

Надо отметить, что в этот же период и далее различным ведомствам (Минтруду России, МВД России, Минобразования России, Минздраву России т. п.) было рекомендовано обеспечить выделение средств на реализацию программ занятости детей и подростков, в том числе и в летнее время.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 г. № 462 «О мерах по организации отдыха, оздоровления и обеспечения занятости детей и подростков в 1998 году» разрешило Фонду социального страхования при наличии финансовых возможностей производить расходы:

- на оплату путевок в детские оздоровительные лагеря для детей, находящихся на попечении государства и воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, - в размере не более 10% от суммы ассигнований, предусматриваемых бюджетом Фонда;

- на оплату проезда до места нахождения детских оздоровительных лагерей в размере 50% его стоимости для детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направляемых в эти учреждения по путевкам, выданным за счет средств государственного социального страхования.

На основе адресного подхода осуществить оплату путевок для детей школьного возраста (до 15 лет включительно) из семей работающих граждан в детские загородные оздоровительные лагеря, а также в оздоровительные лагеря других типов, расположенные на территории РФ, Фонду социального страхования было поручено в 1999 году.

В 2000 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2000 г. № 238 Фонду социального страхования Российской Федерации было поручено, помимо остальных оплат, осуществлять также оплату стоимости проезда лицам, выделенным для сопровождения детей до места нахождения санаторных оздоровительных лагерей и обратно (из расчета один сопровождающий на 15 детей), а также суточных на время их пребывания в пути и проживания (в случае необходимости - до 3 суток) по нормам возмещения командировочных расходов, установленным на территории Российской Федерации.

В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 года № 450 -р «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2001 году» был упорядочен перечень категорий детей, для которых в первоочередном порядке должны быть организованы отдых, оздоровление, занятость, а также проезд до места отдыха и обратно, и выглядел следующим образом:

- дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей;

- дети-инвалиды;

- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;

- дети - жертвы экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях (добавлено этим Распоряжением);

- дети, состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел;

- дети безработных граждан;

- дети, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- другие категории детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Фонду социального страхования РФ рекомендовано осуществить оплату стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, а также детей вынужденных переселенцев из Чеченской Республики (добавлено данным Распоряжением).

В мартовском Постановлении Правительства РФ 2002 года особое внимание рекомендовалось уделять организации в этом году отдыха, оздоровления и занятости беспризорных и безнадзорных детей. Фонду социального страхования Российской Федерации было поручено осуществить полную или частичную оплату стоимости детских путевок в зависимости от вида оздоровительного учреждения. Например, в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия - из расчета до 350 рублей на одного ребенка в сутки не более чем за 24 дня пребывания в лагере; в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей - оплата стоимости набора продуктов питания для организации двух- или трехразового питания не более чем за 21 день пребывания в лагере в период летних каникул исходя из фактически сложившихся цен в данном регионе.

В 2003 и 2004 годах рекомендации по организации отдыха для особых категорий детей были более конкретными: особое внимание уделить организации отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; дополнительные меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в период каникул путем организации

временных рабочих мест для детей в возрасте 14-18 лет, а также обеспечение условий для организованного отдыха наибольшему количеству детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

В этот период полную или частичную оплату стоимости путевок обеспечил ФСС РФ с некоторым учетом критерия нуждаемости, а также с учетом новых категорий льготников:

- из расчета до 400 рублей на одного ребенка в сутки в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия;

- в размере до 50% средней стоимости путевки - в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря со сроком пребывания не менее 7 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и 18-24 дня в период летних школьных каникул;

- в размере до 100% средней стоимости путевки для детей работников бюджетных организаций, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, и организаций, финансовое положение которых не позволяет им оплачивать стоимость путевки в такой лагерь;

- в размере до 100% средней стоимости путевки - в период летних школьных каникул для детей, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах (для спортивных школ, включенных с 2003 года в состав бюджетных организаций субъектов РФ, ранее финансируемых из ФСС РФ).

С 2003 года Минтруду России, Минобразованию России и другим федеральным органам исполнительной власти в соответствии с их полномочиями рекомендовано оказывать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации содействие в реализации региональных программ отдыха, оздоровления, занятости и социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (в более ранних постановлениях этим федеральным органам исполнительной власти предписывалось только координировать работу органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей).

По-прежнему ФСС РФ производил оплату стоимости набора продуктов питания для детей в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, а также оплату стоимости проезда лиц, выделенных для сопровождения детей, до места отдыха в круглогодичных лагерях и обратно и оплату суточных на время их пребывания в пути и проживания.

В 2005 году новшеством явилась конкретизация количества сопровождающих лиц для сопровождения детей школьного возраста до мест отдыха - из расчета один сопровождающий на 8 детей в возрасте от 7 до 9 лет, на 12 детей в возрасте от 10 лет и старше, на 12 детей разных возрастов. Из перечня категорий детей, получающих 50% и 100% оплату стоимости отдыха за счет средств ФСС РФ, были выведены дети, занимающиеся в детско-юношеских спортивных школах.

Постановление Правительства РФ, касающееся отдыха и занятости детей в 2006 году, оставило неизменными все положения предыдущего года, кроме увеличения расчетной стоимости одного дна пребывания детей в местах отдыха с 400 руб. до 450 руб. В 2007 году эта стоимость составляла 500 руб. в день.

Следующее Постановление Правительства РФ регламентировало вопросы организации отдыха, оздоровления и занятости детей на три года - с 2008 по 2010 год [3]. Как и в более ранних документах, регламентировалась оплата стоимости набора продуктов питания для детей в лагерях дневного пребывания, оплата стоимости проезда лиц, выделенных для сопровождения детей. В связи с ростом цен увеличена расчетная стоимость одного дня пребывания детей в местах отдыха на ближайшие три года в детских санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия: 2008 год - до 535 рублей, в 2009 году - до 570 рублей и в 2010 году - до 604 рублей на одного ребенка в сутки.

Этим Постановлением была добавлена категория граждан, которой ФСС РФ также должен производить полную или частичную оплату стоимости путевок - для детей, застрахованных граждан, в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, находящихся в приемных семьях, а также пасынков и падчериц.

Надо отметить, что это Постановление было последним, в котором регламентировалась организация детского отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения на федеральном уровне из средств Фонда социального страхования Российской Федерации. С 2010 года в бюджете ФСС Российской Федерации денежные средства на проведение оздоровительной кампании детей не планировались.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской

Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования» признан утратившим силу подпункт 14 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», согласно которому оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей являлась одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Полномочия по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению и отдыху детей закреплялись за субъектами Российской Федерации (за исключением полномочий по организации отдыха детей, которые закреплены за органами местного самоуправления). Постановлением было указано, что для организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации средства в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации на возмещение части затрат, связанных с проведением оздоровительной кампании детей, будут распределяться в соответствии с разработанной методикой [4].

Таким образом, на основе проведенного анализа федеральных нормативно-правовых актов можно сделать выводы, что в период с 1991 по 2009 год произошли существенные изменения в предоставлении семьям и детям такой меры социальной поддержки, как организация отдыха и оздоровления детей, как в определении категорий семей и детей, имеющих право на льготное получение путевок, так и в формах и источниках финансирования этой меры социальной поддержки.

В связи с передачей полномочий по проведению мероприятий по отдыху и оздоровлению детей на уровень субъектов Российской Федерации был принят ряд правительственных Постановлений о субсидировании затрат на мероприятия по отдыху и оздоровлению детей бюджетам субъектов Российской Федерации [5, 6]. В частности, Постановление Правительства РФ от 26 мая 2005 года № 331 «Об утверждении Правил предоставления в 2008-2010 годах из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат, связанных с проведением оздоровительной кампании детей» определяло, что субсидии, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации, являются источником финансового обеспечения расходов на оплату (полную или частичную) стоимости путевок и питания для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в период отдыха, а также проезда на междугородном транспорте организованных групп детей к местам отдыха и обратно.

Однако этот документ утратил силу в конце декабря 2009 года, а с 1 января 2010 года вступило в силу действующее и в настоящее время Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 года № 1106 «О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (с изменениями на 12.12.2012).

В нем утверждены Правила и методика распределения субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Критерием отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие в субъекте Российской Федерации указанной категории детей. Итоговая сумма распределенных субсидий из федерального бюджета в 2010 году бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 4100000 тыс. руб.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат, связанных с проведением оздоровительной кампании детей в регионах, выплачиваются только для одной категории детей - находящихся в трудной жизненной ситуации, остальным категориям детей оплата оздоровительного отдыха производится из региональных бюджетов.

При этом заметим, что имеются отдельные категорий граждан, которым по-прежнему производятся прямые выплаты в виде пособия на оздоровление детей из средств федерального бюджета - дети военнослужащих, проходивших военную службу по призыву; дети военнослужащих, проходивших военную службу по контракту; сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших, пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного

Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона [7]. Указанное пособие выплачивается на детей школьного возраста (до 15 лет включительно) ежегодно перед проведением летнего оздоровительного отдыха одному из их законных представителей (матери, отцу, усыновителю, опекуну или попечителю) либо близких родственников (бабушке, дедушке), совместно проживающих с детьми (например, до начала 2011 года пособие составило 15840 рублей; а к 2015 году выросло до 20898,5 рубля.

В ноябре 2010 года был сформирован Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам организации детского оздоровительного отдыха [8]. В нем руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать и принять нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие требования к организации отдыха и оздоровления детей, сформировать реестры детских оздоровительных лагерей и в дальнейшем координировать работы по организации и проведению детских оздоровительных кампаний. В этом же году, вслед за изменениями федерального законодательства, по всей стране введены новые принципы организации отдыха и оздоровления детей, на уровне субъектов РФ приняты соответствующие нормативно-правовые акты.

Например, Постановлением Правительства Московской области от 25 февраля 2010 г. № 92/7 «О мерах по организации отдыха и оздоровления отдельных категорий детей» для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; детей из многодетных семей; детей с девиантным поведением; детей погибших военнослужащих организация отдыха и оздоровления производится за счет средств бюджета Московской области и субсидий из федерального бюджета на соответствующие цели. Установлено, что величина стоимости путевки за 21 день пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, в санаторно-курортных учреждениях, расположенных в Московской области, применяемая в 2010 году для приобретения путевок за счет средств бюджета Московской области и расчета размера компенсации их стоимости, составляет:

- в загородных оздоровительных лагерях - не более 17157,0 рубля;

- в санаториях и санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия - не более 22050,0 рубля;

- в санаториях для родителей с детьми - не более 26565,0 рубля на одного человека. На мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей в части оплаты питания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в организованных органами местного самоуправления детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, было выделено средств из расчета 125,0 рубля на одного человека в день [9].

В Кемеровской области Согласно Постановлению Коллегии администрации области отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организует Исполнительный орган государственной власти Кемеровской области, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, всех остальных - Исполнительный орган государственной власти Кемеровской области, осуществляющий полномочия в сфере образования [10]. В 2015 году из областного бюджета выделено на эти цели 4,0 млн руб.

В Самарской области в 2014 году Правительством установлены предельные размеры стоимости путевок в оздоровительные лагеря различного типа, расположенные на территории области: загородные стационарные оздоровительные лагеря - в размере 11130 рублей; профильные военно-спортивные лагеря - в размере 15666 рублей; санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия - в размере 15544,2 рубля. Продолжительности пребывания во всех видал оздоровительных учреждений 21 день, средняя стоимость питания в этих лагерях в размере 197,75 рубля [11].

Но вернемся к вопросу поддержки обеспечения отдыха и оздоровления детей на федеральном уровне.

В целях совершенствования организации отдыха и оздоровления детей в 2010-2012 годах на федеральном уровне был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей; разработано Типовое положение о детском оздоровительном лагере; а также разработаны Единые требования к составлению и ведению реестров организаций отдыха и оздоровления детей и Типовая форма паспорта данных организаций [12, 13].

В 2010 году, объем средств федерального бюджета на софинансирование мер по обеспечению отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, увеличен по сравнению с 2009 годом в три раза и составил 4,1 млрд рублей. Начиная с 2011 года в субъекты

Российской Федерации на указанные цели направлялись средства федерального бюджета в объеме 4,6 млрд рублей ежегодно.

В конце 2012 г. была разработана Государственная программа «Социальная поддержка граждан», рассчитанная до 2020 г. [14]. В ней, в частности, среди ответственных за реализацию мероприятия «Пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших, пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций» были указаны основные ведомства - ФСБ России, ФСИН России, Роструд, МВД России и приведены планируемые объемы финансирования указанного мероприятия из разных ведомств (таблица 1).

Таблица 1. Плановое ресурсное обеспечение реализации подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 гг. за счет средств федерального бюджета (тыс. руб.)

Наименование мероприятия Ответственный исполнитель, соисполнители, участники, государственный заказчик-координатор 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций ФСБ России 5000.0 7349.5 7349.5 7731.7 8033.2 8346.5 8672.0 9010.2

ФСИН России 8941.0 10282 11265 11265 11265 11265 11265 11265

Роструд 28000.0 33000 36000 37764 39576 41436 43260 45076

МВД России 174886 194657 204390 214405 224697 235257 245609 255924

Источник: данные Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 гг., подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей».

Однако рассмотренная выше госпрограмма в апреле 2014 года была признана утратившей силу и заменена на новую, в рамках которой ответственными исполнителями на этот раз указаны только Роструд и ФСИН России [15] (таблица 2).

Таблица 2. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» за счет средств федерального бюджета (подпрограмма «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей») (тыс. руб.)

Ответственный

исполнитель,

соисполнители,

Наименование мероприятия участники, государственный заказчик-координатор 2013 2014 2015 2016

Пособие на проведение летнего Роструд 28000 33000 36000 36000

оздоровительного отдыха детей

отдельных категорий

военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших

(умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с ФСИН России 8941 10282,2 11265,7 11265,7

выполнением задач в условиях вооруженного конфликта

немеждународного характера, а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

также в связи с выполнением

задач в ходе

контртеррористических операций

Всего 36941 43282,2 47265,7 47265,7

Источник: данные Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей».

В результате реализации всех проведенных мероприятий удалось изменить ситуацию в сфере оздоровления и повысить качество отдыха и оздоровления детей, однако остался целый ряд нерешенных проблем [16].

1. Несмотря на уже имеющиеся положительные наработки, опыт отдельных регионов по совершенствованию системы отдыха и оздоровления, вариативности различных форм и типов детских лагерей, общее количество учреждений отдыха и оздоровления детей и количество летних загородных оздоровительных лагерей уменьшается. За последние 11 лет по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) численность загородных оздоровительных лагерей сократилась почти на 1000 единиц - с 3,190 тыс. (2003 год) до 2 тыс. 211 (2014 год). Соответственно произошло и сокращение численности отдохнувших в них детей (на 600-700 тысяч).

Отмечается, что в регионах России наиболее динамично развивается сеть лагерей при образовательных учреждениях с дневным пребыванием учащихся (хотя по заключению экспертов этот вид отдыха детей считается наименее эффективным).

2. Значительное число сохранившихся загородных лагерей требуют капитального ремонта: фактически лагеря продолжают эксплуатировать ресурсы, существовавшие в советский период, строительство новых детских оздоровительных учреждений в субъектах Российской Федерации практически не ведется. Из-за непростого экономического положения большей части регионов без софинансирования из федерального бюджета строительства новых детских оздоровительных лагерей не обойтись.

3. В силу различного географического и экономического положения регионов России остро стоит вопрос о стоимости проезда детей в лагеря. Не секрет, что транспортные ведомства повышают цены на билеты в пиковые периоды, в частности, на летние маршруты, что вызывает сложности у граждан, которые должны оплатить своим детям дорогу до места проведения отдыха и обратно. Особенно это касается удаленных регионов, где вопрос организации ежегодного выезда детей на летний отдых в значительной степени зависит от возможностей бюджета каждой отдельно взятой семьи. В связи с этим необходимо повышение адресности бюджетной помощи и поддержки летнего отдыха, оздоровления и занятости детей. Например, для детей школьного возраста из многодетных семей в период летней оздоровительной кампании можно было бы ввести льготы на приобретение железнодорожных билетов.

4. Повышение тарифов на электроэнергию не обходит детские оздоровительные и санаторные лагеря, повышая тем самым стоимость отдыха. По-видимому, было бы целесообразным установление каких-либо льгот для подобных организаций. Это касается и установления льгот по земельному налогу и арендным платежам за земельные участки, на которых расположены лагеря.

5. Мониторинг детских оздоровительных учреждений, мест проведения отдыха, выявил потребность в развитии такой формы отдыха, как «отдых ребенка с семьей», или «отдых ребенка с родителями», или «отдых матери и ребенка». Также целесообразно развитие таких мало затратных форм отдыха, как палаточные лагеря, лагеря труда и отдыха.

Поскольку полномочия по организации отдыха детей и их оздоровления отнесены к ведению региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, все вышеперечисленные проблемы, по нашему мнению, являются результатом межведомственной разобщенности, отсутствия единого координирующего органа в сфере организации детского отдыха. При проведении проверок в субъектах Российской Федерации выявлены трудности в определении координаторов деятельности по осуществлению отдыха и оздоровления детей - системы социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта и др.

Социальная значимость указанных проблем обусловливает необходимость их решения, что обеспечит в значительной степени выполнение социального заказа общества по обеспечению полноценного отдыха и оздоровления детей России.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 1992 г. № 87 «О неотложных мерах по организации летнего отдыха детей и подростков в 1992 году. [Электронный ресурс]: Система «Гарант». Режим доступа: http://www.consultantru/cons/cgi/onlinexgi?req=doc;base= EXP;n=222596/ (дата обращения: 13.04.2016).

2. Постановление Совета Министров Правительства РФ от 3 марта 1993 г. № 189 «О неотложных мерах по организации летнего отдыха детей и подростков в 1993 году» [Электронный ресурс]: Система «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.rU/6306305/#ixzz4ItqHGAAm/ (дата обращения: 13.04.2016).

3. Постановление Правительства РФ от 05.03.2008 № 148 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах». [Электронный ресурс]: Система «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/192896/ (дата обращения: 21.04.2016).

4. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 года № 1106 «О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и научно-технической информации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902193048/ (дата обращения: 27.04.2016).

5. Арлашкин И. Ю., Дерюгин А. Н., Прока К. А. Разграничение полномочий между уровнями власти в Российской Федерации: бюджетные аспекты // Научно-исследовательский финансовый институт: Финансовый журнал, 2015. № 4 (26). С. 85-93.

6. Костин И. В. Территориальная дифференциация бюджетного финансирования социальной сферы. // Научно-исследовательский финансовый институт: Финансовый журнал, 2011. № 2 (8). С. 151-158.

7. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1051 «О порядке предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории СевероКавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и научно-технической информации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902137477/ (дата обращения: 27.04.2016).

8. Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам организации детского оздоровительного отдыха от 24.11.2010 № ПР-3418. [Электронный ресурс]: Президент Российской Федерации, официальный сайт. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/8061/ (дата обращения: 18.05.2016).

9. Постановление Правительства Московской области от 25 февраля 2010 г. № 92/7 «О мерах по организации отдыха и оздоровления отдельных категорий детей». [Электронный ресурс]:

Система «Гарант». Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/mos_obl/235104/ (дата обращения: 19.05.2016).

10. Постановление от 25 октября 2013 года № 468 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Социальная поддержка населения Кузбасса» на 20142018 годы. [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и научно-технической информации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/412808193/ (дата обращения: 19.05.2016).

11. Постановление Правительства Самарской области от 20 февраля 2014 года № 91 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Самарской области в 2014 году». [Электронный ресурс]: Правительство Самарской области: официальный сайт. Режим доступа: http://www.samregion.ru/documents/government_resolution/18.02.2014/week/1/60020/ (дата обращения: 19.05.2016).

12. Федеральный закон от 5 июня 2012 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статьи 6.7 и 23.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». [Электронный ресурс]: Система «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/70185030/ (дата обращения: 23.05.2016).

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 2011 г. № 13 «О внесении изменения в перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью». [Электронный ресурс]: «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_109648/ (дата обращения: 23.05.2016).

14. Государственная программа «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2553-р). [Электронный ресурс]: Система «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/70291746/1/ (дата обращения: 31.05.2016).

15. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс]: Российская газета. Режим доступа: https://rg.ru/2014/04/24/socpodderj ka-site-dok.html/ (дата обращения: 31.05.2016).

16. Мизулина Е. Б. Рекомендации парламентских слушаний на тему: «Правовые основы и тенденции развития системы детского отдыха и оздоровления детей» (утверждены 30.06.2015). [Электронный ресурс]: Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Режим доступа: http://www.socium35.ru/sector/soc/rest/sbornik2016/Rekomen dacii.pdf/ (дата обращения: 16.06.2016).

17. Селиверстова О. Ф. Проблемы безработицы и структура вакансий в Республике Северная Осетия-Алания // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 27 (69). С. 32-40.

Consideration of imitating modeling in logistics Shamis V.

Рассмотрение имитационного моделирования в логистике

Шамис В. А.

Шамис Виталий Александрович /Shamis Vitaly — кандидат психологических наук, доцент,

кафедра логистики,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

Аннотация: в статье анализируются модельное отражение движения материального потока, которое представляет собой последовательно сменяющие друг друга фазы инициирования объектов, образующих данный поток, их пребывание и обработку на каждом участке движения и покидание единицами материального потока, зачастую видоизмененными по сравнению с поступающими в логистическую систему, пределов, очерченных моделью. Abstract: the article analyzes model reflection of movement of a material flow which represents the phases of initiation of the objects forming this flow, their stay and handling on each site of movement which are consistently replacing each other and escape by units of a material flow often altered in comparison with arriving in logistic system, the limits outlined by model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.