Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1345
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ПЛАНЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин А. В.

Представлены результаты анализа проблем и перспектив реализации планов импортозамещения в отраслях отечественной промышленности, принятые Минпромторгом России на период до 2024 года. Выделены основные приоритеты указанных планов и выявлены основные проблемы их решения внутреннего и внешнего характера, включая: перманентно нарастающее санкционное давление на Российскую Федерацию, возросшее в 2022 году как основные проблемы внешнего характера; институциональные, законодательно-правовые, финансово-экономические, рыночные и иные проблемы внутреннего характера. Сформулированы предложения по реализации потенциальных путей эффективного решения многолетних проблем импоротозамещения в национальной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тебекин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF IMPORT SUBSTITUTION PLANS IN INDUSTRIES

The results ofthe analysis ofthe problems and prospects for the implementation of import substitution plans in the sectors ofthe domestic industry, adopted by the Ministry of Industry and Trade of Russia for the period up to 2024, are presented. The main priorities of these plans are identified and the main problems of their solution of an internal and external nature are identified, including: the permanently growing sanctions pressure on the Russian Federation, which increased in 2022 as the main problems of an external nature; institutional, legislative, financial, economic, market and other problems of an internal nature. Proposals are formulated for the implementation of potential ways of effectively solving the long-term problems of import substitution in the national economy.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 338

DOI 10.52375/20728689_2022_2_159

анализ проблем и перспектив реализации планов импортозамещения в отраслях промышленности

тебекин А.Б., д.т.н., д.э.н., профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры Менеджмента

Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, профессор кафедры Социокультурного проектирования и развития территорий Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, e-mail:

[email protected]

Представлены результаты анализа проблем и перспектив реализации планов импортозамещения в отраслях отечественной промышленности, принятыеМинпромторгом России на период до 2024 года. Выделены основные приоритеты указанных планов и выявлены основные проблемы их решения внутреннего и внешнего характера, включая: перманентно нарастающее санкционное давление на Российскую Федерацию, возросшее в 2022 году как основные проблемы внешнего характера; институциональные, законодательно-правовые, финансово-экономические, рыночные и иные проблемы внутреннего характера. Сформулированы предложения по реализации потенциальных путей эффективного решения многолетних проблем импоротозамещения в национальной экономике.

Ключевые слова: анализ, проблемы, перспективы, планы импортозамещения, отрасли промышленности.

ANALYSIS OF PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF IMPORT SUBSTITUTION PLANS IN INDUSTRIES

Tebekin A., Doctor of Technical Sciences, Doctor of Economics, Professor, Honorary Worker of Science and Technology of the Russian Federation, Professor of the Department of Management of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Professor of the Department of Sociocultural Design and Development of Territories of the Moscow State University

named after M.V. Lomonosov, e-mail: [email protected]

The results ofthe analysis ofthe problems and prospects for the implementation ofimport substitution plans in the sectors ofthe domestic industry, adopted by the Ministry of Industry and Trade of Russia for the period up to 2024, are presented. The main priorities of these plans are identified and the main problems of their solution of an internal and external nature are identified, including: the permanently growing sanctions pressure on the Russian Federation, which increased in 2022 as the main problems of an external nature; institutional, legislative, financial, economic, market and other problems of an internal nature. Proposals are formulated for the implementation ofpotential ways of effectively solving the long-term problems of import substitution in the national economy.

Keywords: analysis, problems, prospects, import substitution plans, industries.

Введение

В условиях геополитэкономических изменений развития национального хозяйства [31], сопровождающихся перманентным ростом «стопки» пакетов западных санкций [43], значительно возросла актуальность решения проблемы импортозамещения в отечественной промышленности.

Проблема зависимости национального хозяйства от импорта существует не первое десятилетие. Попытка ее решить предпринималась еще с Косыгинских реформ в период стагнации экономики в 1960-е годы [37], когда по сути была предпринята первая попытка «снять с нефтяной иглы» отечественную экономику.

Следующая серьезная попытка решить проблему импортозамещения в национальном хозяйстве была предпринята в 2015-м году принятием Правительством РФ Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. [14], известного также как план импортозамещения, в результате введения масштабных антироссийских санкций с 2014 года [40]. Но и эта попытка импортозамещения была по сути провалена [20,28]. По оценкам Счетной палаты РФ [26] успешно в плане 2015 года [14] были выполнены только пункты, связанные с докапитализацией банков.

Сегодняшние ситуация в сфере импортозамещения в отечественной промышленности в связи с усилением антироссийских санкций в 2022 году судя по сообщениям в СМИ [6,21] также имеет множество проблем.

В этой связи представляется актуальным анализ отраслевых планов импотозамещения Минпромторга России [15], рассчитанные до 2024 года, с целью переосмысления их содержания и возможностей реализации в сложившихся геополитэкономических условиях.

Цель исследования

Таким образом, целью представленных исследований является анализ проблем и перспектив реализации планов импортозамещения в отраслях промышленности, принятых Минпромтогом на период до 2024 года [15], с учетом сложившихся в настоящее время гео-политэкономических условий функционирования национального хозяйства.

Методическая база исследований

Методическую базу представленных исследований составили известные публикации, посвященные проблемам импортозамещения в отечественной промышленности, таких авторов как Агеева О., Гальчева А. [1], Адушев М.Н., Лагутенко С.Н. [2], Кривенко Н.В. [10], Мереминская Е. [11], Моисеев В.В. [13], Половинкин В.Н., Фомичев А.Б. [17], Полосина М. [18], Сергеева Е. [23], Тимошенко В. [35], Цухло С.В. [42], Щербина Т.А. [44] и др., а также авторские наработки по теме исследований [28,34].

Основное содержание исследований

При исследовании проблем и перспектив реализации планов импортозамещения в отраслях промышленности, с учетом сложившихся в настоящее время геополитэкономических условий функционирования национального хозяйства, были проанализированы планы импортозамещения Минпромторга России [15], принятые на период до 2024 года по двадцати четырем отраслям промышленности, включая: автомобильная промышленность; гражданское авиастроение; железнодорожное машиностроение; легкая промышленность; лесопромышленный комплекс; машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности; медицинская промышленность; нефтегазовое машиностроение; обращение с отходами; производство строительно-дорожной, коммунальной, лесозаготовительной и наземной аэродромной техники; промышленность композитных материалов (композитов) и изделий из них; промышленность строительных материалов (изделий) и строительных конструкций; промышленность обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии; радиоэлектронная промышленность; сельскохозяйственное машиностроение; социально значимые отрасли промышленности; станко-инструментальная промышленность; судостроение; тяжелое машиностроение; фармацевтическая промышленность; химическая промышленность; цветная металлургия; черная металлургия; энергетическое машиностроение, электротехническая и кабельная промышленность.

Исключение в рассматриваемых отраслевых планах импорто-замещения составляют Минпромторга России [15] составил план импортозамещения в радиоэлектронной промышленности [16], который на момент проведения исследований (май 2022 года) был

энергетическое машиностроение,... I

КС

черная металлургия и цветная металлургия химическая промышленность фармацевтическая промышленность тяжелое машиностроение судостроение

станко-инструментальная промышленность социально значимые отрасли промышленности сельскохозяйственное машиностроение

радиоэлектронная промышленность Н промышленность обычных вооружений,... I 2 промышленность строительных материалов... Ш промышленность композитных материалов... производство строительно-дорожной,...

обращение с отходами : 16 нефтегазовое машиностроение Ш^Н медицинская промышленность машиностроение для пищевой и... : 17: лесопромышленный комплекс 14 легкая промышленность железнодорожное машиностроение гражданское авиастроение автомобильная промышленность

I 1

т

о

20 40 60 80 100 120 140 160

Рис.1. Количество позиций, рассматриваемых в мероприятиях импортозамещения по каждому из отраслевых

планов Минпромторга России [15].

Рис.2. Структура экспорта Российской Федерации в стоимостном выражении по состоянию на 2021 год по данным

Федеральной таможенной службы России [39].

Рис.3. Структура импорта Российской Федерации в стоимостном выражении по состоянию на 2021 год по данным

Федеральной таможенной службы России [39].

160 ТЯАШРОКГ Ш RUSSIA | №2 2022 |

представлен на сайте Минпромторга России [15], мероприятиями, рассчитанными только до 2020 года.

Проведенные исследования позволили получить следующие результаты.

Во-первых, анализ количества позиций, рассматриваемых в мероприятиях импортозамещения по каждому из отраслевых планов Минпромторга России [15] показал (рис.1), что наибольшее число позиций наблюдается в отрасли нефтегазового машиностроения (138 позиций), что по сути является свидетельством продолжающейся ориентации национальной экономики на добывающие нефтегазовые отрасли экономики, относимые чаще всего к четвертому технологическому укладу.

С одной стороны, это объяснимо тем, что в структуре экспорта Российской Федерации по-прежнему доминируют топливно-энергетические товары, составляющие более половины всего экспорта в стоимостном выражении (рис.2) [39].

В то же время нужно отметить, что именно от импортных поставок машин и оборудования (доля импорта которых составляет примерно 50%) больше всего зависит национальная экономика (рис.3) [39].

С другой стороны, необходимо отметить, что в отраслевых планах импортозамещения Минпромторга России [15] фактически отсутствуют отрасли, базирующиеся на технологиях шестого технологического уклада, которые в принципе не были представлены в отечественной экономике, кроме бюджетоёмкой компании «Роснано», продукция которой так и не появилась на полках отечественных магазинов [3,5,7].

Таким образом, в планах импортозамещения Минпромторга России [15] фактически не представлены отрасли шестого технологического уклада, в том числе основанные на нанотехнологиях, что, очевидно, свидетельствует о том, что данные направления в отечественной промышленности еще не достигли критической массы, чтобы сформироваться в самостоятельную отрасль.

Очень скромными показателями характеризуются планы импортозамещения Минпромторга России [15] и по продукции, создаваемые на базе технологий пятого технологического уклада, в частности, на базе технологий микроэлектроники. В этой связи уместно вспомнить слова премьера Правительства РФ М. Мишустина, который на совещании по развитию электронной промышленности, сетуя на то, что основная часть электроники по-прежнему закупается за рубежом, говорил: «Нужно очень постараться, чтобы найти компьютеры, либо смартфоны российского производства. Да и прочие гаджеты, без которых уже современный человек не представляет свою жизнь, а что уж говорить о более сложных устройствах» [12].

Анализ количества позиций, рассматриваемых в мероприятиях импортозамещения по отраслевым планам Минпромторга России [15] также показал (рис.1), что наименьшее число позиций импортозаме-щения наблюдается в отрасли легкой промышленности (1 позиция), лесопромышленного комплекса (4 позиции), железнодорожного машиностроения (8 позиций), социально значимых отраслях промышленности (10 позиций) и черной металлургии (11 позиций).

Во-вторых, проведенные исследования показали достаточно низкий уровень импортозамещения по позициям плана Минпромторга России [15] на начало реализации этих планов, где средний уровень по отраслям составил 25%. При этом наихудшие показатели по доле отечественной продукции в планах Минпромторга России [15] на момент начала реализации этих планов демонстрируют такие отрасли как фармацевтическая промышленность (1,9%) и гражданское авиастроение (2,0%). Также низкие показатели по доле отечественной продукции (менее 20%) на момент начала реализации планов Минпромторга России [15] продемонстрировали такие отрасли как радиоэлектронная промышленность (7,9%), обращение с отходами (9,7%), сельскохозяйственное машиностроение (10,1%), химическая промышленность (12,4%), нефтегазовое машиностроение (14,9%), легкая промышленность (17%), станкоинструментальная промышленность (18,2%).

В-третьих, проведенные исследования показали, что средний ожидаемый уровень импортозамещения по отраслям промышленности к моменту завершения планов Минпромторга России [15] (2024 год), составит 54,5%. То есть почти на половину плановые вопросы обеспечения независимости от импорта [15] останутся не решенными. При этом только незначительное количество отраслей промышленности (3 из 24), согласно планам Минпромторга России [15] преодолеют к 2024 году планку импортозамещения в 80%. Среди таких отраслей: промышленность обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии (97,5%); гражданское авиастроение (96,7%); про-

мышленность строительных материалов (изделий) и строительных конструкций (85,6%).

Однако, судя, например, по истории производства самолета МС-21, запуск которого переносился с 2016 года [24] на 2024 год [25] (и еще не известно достанет ли для этого производства отечественных комплектующих), показатели планов импортозамещения Минпромторга России по отраслям промышленности [15] могут быть завышенными.

Но даже если отталкиваться от существующих планов импортозамещения[15], то можно обратить внимание на то, что по многим отраслям промышленности (в 12-ти из 24-х, то есть в половине из рассматриваемых отраслей промышленности) к 2024 году не будет достигнут 50% уровень отечественной продукции, в том числе: в отрасли легкой промышленности плановый показатель средней доли отечественной продукции, ожидаемая в результате реализации плана импоротзамещения до 2024 года составляет 25%; в отрасли сельскохозяйственного машиностроения - 26,2%; в отрасли станко-инструментальной промышленности - 29,8%; в отрасли производства строительно-дорожной, коммунальной, лесозаготовительной и наземной аэродромной техники - 32,4%; в отрасли нефтегазовом машиностроении - 33,6%; в отрасли медицинской промышленности - 44,7%; в отрасли судостроения - 44,7%; в отрасли обращения с отходами -46,2%; в отрасли машиностроении для пищевой и перерабатывающей промышленности - 47,5%; в отрасли лесопромышленного комплекса - 49,0%; в отрасли радиоэлектронной промышленности - 49,0%; в отрасли тяжелого машиностроения - 49,7%; в социально значимых отраслях промышленности - 49,8%.

В-четвертых, по целому ряду отраслей промышленности (в 5-ти из 24-х рассматриваемых отраслей) в планах импортозамещения Минпромторга России [15] годовой темп роста уровня импортозамещения превышает исходный уровень (до начала реализации планов [15]), в том числе: по отрасли гражданского авиастроения - в 19 раз; по отрасли фармацевтической промышленности - в 13,8 раза; по отрасли обращения с отходами - в 2,5 раза; по отрасли химической промышленности - в 1,5%; по отрасли радиоэлектронной промышленности - в 1,04 раза.

Указанные показатели вызывают серьезные вопросы к организации процессов импортозамещения в перечисленных отраслях промышленности и в реализуемости представленных планов. В их числе следующие вопросы.

Если процессы импортозамещения по рассматриваемым отраслям отечественной промышленности могут быть реализованы столь оперативно, что годовой темп роста уровня импортозамещения будет превышать исходный (до начала реализации планов Минпромторга [15]) уровень импортозамещения, то почему эта задача не была решена в предыдущие десятилетия? Ведь проблема импорозамещения в отечественной промышленности по сути является ровесницей новейшей России - со времен развала СССР.

Если проблемы импортозамещения по рассматриваемым отраслям отечественной промышленности действительно столь сложны с точки зрения реализации, то насколько обоснованы планы Минпром-тога [15], согласно которым годовой темп роста уровня импортозаме-щения будет превышать исходный уровень?

В-пятых, серьезные сомнения в достижимости показателей отраслевых планов импортозамещения Минпромторга России к 2024 году [15] вызывает отсутствие достаточных институциональных условий в отечественной экономике, включая отсутствие убедительных планов совершенствование системы государственного управления отечественными отраслями промышленности.

Как отмечалось в работах [32,33], если сравнивать сегодняшнюю институциональную структуру отечественной промышленности с моментом начала ее развала в горбачевские времена второй половины 1980-х годов, то на смену нескольким десятками министерств промышленности СССР (только союзных министерств машиностроения в середине 1980-х годов было 12) пришло единственное, но не самостоятельное министерство промышленности, которое по сути является приложением то к энергетике, то к торговле.

Конечно, постиндустриальная эпоха отличается от индустриальной сокращением доли промышленности. Но в данном случае приходится констатировать, что разваленная в конце 1980-х - 1990-е годы отечественная промышленность так и не была воссоздана за минувшие десятилетия XXI века [19]. Кроме того, такие планы отсутствуют и на ближайшее десятилетие [30]. Отсюда и гигантская зависимость от импорта высокотехнологичной продукции (рис.3) [39], на что и нацелены в первую очередь санкции Запада [4].

ТГАШРОГТ Ш RUSSIA | №2 2022 | 161

113,0

110,6

Промышленное производство

Численность работающих в промышленных производствах

Рис.4. Динамика сокращения численности работающих в отечественной промышленности с 2015 по 2020 год [22].

Рис.5. Динамика объемов производства в России по видам экономической деятельности (в % к предыдущему году) в период с 2015 по 2020 год [22].

В-шестых, следует отметить отсутствие значимых улучшений финансовых условий хозяйствования для отечественных отраслей промышленности (включая прямые и косвенные рычаги финансовой поддержки). В частности, текущий уровень ключевой ставки ЦБ (14% - с 04.05.2022) [8] превышает рентабельность многих отраслей отечественной промышленности.

В-седьмых, как следствие наблюдается отсутствие роста количества хозяйствующих субъектов [27] как экстенсивного источника роста, определяющего кроме того уровень внутристрановой конкуренции в отраслях промышленности, о чем, в частности, свидетель-

ствует как сокращение численности работающих в промышленных производствах (рис.4) [22], так и отсутствие значимого роста объемов производства, в первую очередь в обрабатывающих отраслях промышленности (рис.5) [22].

В-восьмых, следует отметить отсутствие благоприятного инвестиционного климата как в национальной экономике в целом (рис.6) [41], так и в отраслях отечественной промышленности (рис.7) [22] по сравнению с добывающими (сырьевыми), что способствует продолжению доминанты в экспорте из страны продукции последних (рис.2) [39].

Рис.6. Динамика прямых иностранных инвестиций в России в период с 2000 по 2018 год (в $ млрд) по данным ЦБ РФ [41].

Рис.7. Индексы предпринимательской уверенности в организациях отечественной промышленности (в %, с исключением сезонного фактора) в период с 2018 по 2020 годы [22].

В-девятых, необходимо отметить фактическое отсутствие в последние десятилетие роста инновационной активности в отраслях промышленности (за исключением спорадического выброса в 2017 году, обусловленного переходом в системе статистического учета с критериев третьей редакции Руководства Осло к четвертой, рис.8 [38]). В первую очередь это касается технологических инноваций, фигурировавших в свое время как в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [9], так и в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. N204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [36], где речь шла о 50%-ой доле промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, которая так и не была достигнута [19,29,30]) как источника интенсификации процессов развития.

В-десятых, не будем забывать, что планы импортозамещения Минпромторга России [15] верстались до начала ужесточения антироссийских санкций 2022 года, что также усложняет процесс их выполнения. Достаточно обратить внимание на то как повлияли на валовую добавленную стоимость в отдельных отраслях промышленности западные санкции 2013-2014 годов (рис.9) [6].

Обсуждение результатов и выводы

Таким образом, проведенные исследования показали, что в условиях геополитэкономических изменений развития национального хозяйства, сопровождающихся перманентным ростом «стопки» пакетов западных санкций, значительно возросла актуальность решения проблемы импортозамещения в отечественной промышленности.

Анализ проблем и перспектив реализации планов импортоза-мещения в отраслях промышленности, принятых Минпромтогом на период до 2024 года, с учетом сложившихся в настоящее время геополитэкономических условий функционирования национального хозяйства показал следующее.

Во-первых, анализ количества позиций рассматриваемых мероприятий импортозамещения по каждому из отраслевых планов Минпромторга России показал продолжающуюся ориентацию национальной экономики на добывающие нефтегазовые отрасли

экономики, относимые чаще всего к четвертому технологическому укладу.

При этом в планах импортозамещения Минпромторга России фактически не представлены отрасли шестого технологического уклада, в том числе основанные на нанотехнологиях, что, очевидно, свидетельствует о том, что данные направления в отечественной промышленности еще не достигли критической массы, чтобы сформироваться в самостоятельную отрасль. Очень скромными показателями характеризуются планы импортозамещения Минпромторга России и по продукции, создаваемые на базе технологий пятого технологического уклада, в частности, на базе технологий микроэлектроники.

Во-вторых, проведенные исследования показали достаточно низкий уровень импортозамещения по позициям плана Минпромторга России на начало реализации этих планов, где средний уровень по отраслям составил 25%.

В-третьих, проведенные исследования показали, что средний ожидаемый уровень импортозамещения по отраслям промышленности к моменту завершения планов Минпромторга России (2024 год), составит 54,5%. То есть почти на половину плановые вопросы обеспечения независимости от импорта останутся не решенными. При этом только незначительное количество отраслей промышленности (3 из 24), согласно планам Минпромторга России, преодолеют к 2024 году планку импортозамещения в 80%. Среди таких отраслей: промышленность обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии (97,5%); гражданское авиастроение (96,7%); промышленность строительных материалов (изделий) и строительных конструкций (85,6%).

Однако, судя, по динамике предыдущих лет можно предположить, что показатели планов импортозамещения Минпромторга России по отраслям промышленности могут быть завышенными.

Но даже если отталкиваться от существующих планов импор-тозамещения, то можно обратить внимание на то, что в половине из рассматриваемых отраслей промышленности к 2024 году не будет достигнут 50% уровень отечественной продукции.

В-четвертых, по целому ряду отраслей промышленности (в 5-ти из 24-х рассматриваемых отраслей) в планах импортозамещения Минпромторга России годовой темп роста уровня импортозамещения

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Рис.8. Динамика инновационной активности организаций в Российской Федерации в период с 2010 по 2020год [38].

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2022 | 163

превышает исходный уровень (до начала реализации планов), в том числе: по отрасли гражданского авиастроения - в 19 раз; по отрасли фармацевтической промышленности - в 13,8 раза; по отрасли обращения с отходами - в 2,5 раза; по отрасли химической промышленности - в 1,5%; по отрасли радиоэлектронной промышленности - в 1,04 раза.

Указанные показатели вызывают серьезные вопросы к организации процессов импортозамещения в перечисленных отраслях промышленности и в реализуемости представленных планов. В их числе следующие вопросы.

Если процессы импортозамещения по рассматриваемым отраслям отечественной промышленности могут быть реализованы столь оперативно, что годовой темп роста уровня импортозамещения будет превышать исходный (до начала реализации планов Минпромторга) уровень импортозамещения, то почему эта задача не была решена в предыдущие десятилетия? Ведь проблема импорозамещения в отечественной промышленности по сути является ровесницей новейшей России - со времен развала СССР.

Если проблемы импортозамещения по рассматриваемым отраслям отечественной промышленности действительно столь сложны с точки зрения реализации, то насколько обоснованы планы Минпром-тога, согласно которым годовой темп роста уровня импортозамещения будет превышать исходный уровень?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-пятых, серьезные сомнения в достижимости показателей отраслевых планов импортозамещения Минпромторга России к 2024 году вызывает отсутствие достаточных институциональных условий в отечественной экономике, включая отсутствие убедительных планов совершенствование системы государственного управления отечественными отраслями промышленности.

В-шестых, отмечается отсутствие значимых улучшений финансовых условий хозяйствования для отечественных отраслей про-

мышленности (включая прямые и косвенные рычаги финансовой поддержки). В частности, текущий уровень ключевой ставки ЦБ (14% - с 04.05.2022) превышает рентабельность многих отраслей отечественной промышленности.

В-седьмых, как следствие наблюдается отсутствие роста количества хозяйствующих субъектов как экстенсивного источника роста, определяющего кроме того уровень внутристрановой конкуренции в отраслях промышленности, о чем, в частности, свидетельствует как сокращение численности работающих в промышленных производствах, так и отсутствие значимого роста объемов производства, в первую очередь в обрабатывающих отраслях промышленности.

В-восьмых, следует отметить отсутствие благоприятного инвестиционного климата как в национальной экономике в целом, так и в отраслях отечественной промышленности по сравнению с добывающими (сырьевыми), что способствует продолжению доминанты в экспорте из страны продукции последних.

В-девятых, необходимо отметить фактическое отсутствие в последние десятилетие роста инновационной активности в отраслях промышленности. В первую очередь это касается технологических инноваций.

В-десятых, учитывая, что планы импортозамещения Минпром-торга России верстались до начала ужесточения антироссийских санкций 2022 года, следует отметить, что в настоящий период процесс их выполнения существенно усложняется.

То есть, можно заключить, что в настоящее время не созданы ни институциональные, ни рыночные, ни финансовые, ни инвестиционные предпосылки для радикальной проблемы импортозамещения в стране, что требует формирования более радикальных национальных стратегических программ по данной проблематике, нежели планы отраслевых мероприятий Минпромторга.

I Изменение ВДС в 2021 относительно 2013, в реальном выражении в%

РЕМОНТ И МОМТАЖ МАШИН и ОБОРУДОвАЕЕИЯ ПРОИЗВОДСТВО МЕБЕЛИ. ПРОЧИХ ГОТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ ПРОИЗВОДСТВО ПРОЧИХ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВ И ОБОРУДОВАНИЯ ПРОИЗвОДСТВОАВТОТРАЕЗСТКЗРТИЫХСРЕДСТВ.ПРИЦЕПОВ и полуприцепов -37А ПРОИЗВОДСТВО МАШ ИНН ОБОРУДОВАЗЗИЯ. И| ВКЛЮЧЕНН Ы t В ДРУТИ Т ГРУППИРОВКИ -30.3

произволе™? элеестричесното ОБОРУДОВАНИЯ -35.8 ПРОИЗВОДСТВО КОМПЬЮТЕРОВ, ЭЛЕКТРОННЫХ и оптических ИЗДЕЛИЙ »ОИЗЭСЕДСТВО ГОТОВЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИИ, КРОМЕ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

ПРОИЗВОДСТВО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПРОЧЕН НЕМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ МИНЕРАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

производство ТЧЗИИОВЫЗС И ПЛАСТМАССОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

производство ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В МЕДИЦИНСКИ X ЦТ ЛАК

ПРОИЗВОДСТВО ХИМИЧЕСКИХ веецеЕств и химических продуктов Производство КОКСА и НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЕЙЗЕЛЬНОСТЬ ГЮЛИГРАФИЧЕСКАЯ И КОПИРОВАНИЕ НОСИТЕЛЕЙ ИЕЗФОГ'МАЦИИ

Производи Во БУМАТИ И БУМАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ и ПРОИЗВОДСТВО ИЗД1ЛИЙ и J ДЕРЕВА и ПРОБКИ, КРОМЕ МЕБЕЛИ, производство ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛОМКИ И МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПЛСЕСНИЯ

ПРОИЗВОДСТВО ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ. ОДЕЖДЫ, КОЖИ И ИЗДЕЛИЙ из кожи производство ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, НАПИЕКОв, ТАБАЧЗЗЫХ ИЗДЕЛИЙ

-60.0 -40.0 -20.0 0.0 20.0 40.0 60.0 80.0 100.0 120.0 140.0

PUc.9. Изменения значений валовой добавленной стоимости по отраслям промышленности по итогам 2021-го года по сравнению с 2013

годом (до начала западных санкций) [6].

164 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2022 |

123.1

Литература:

1. Агеева О., Гальчева А. Эксперты назвали самые изменившиеся из-за санкций отрасли экономики. https://www.rbc.ru/economics/28/10/ 2019/5db1a76a9a794744a5d6e13a?

2. Адушев М.Н., Лагутенко С.Н. Проблемы импорозамещения товаров в России и пути их решения. // Молодой ученый. - 2016. - № 9.4 (113.4), - с.1-4.

3. Великая афера РОСНАНо. https://compromat.group/main/ investigations/52642-velikaya-afera-rosnano.html

4. Высокие технологии на замке. США ограничили поставки в Россию оборудования. https://www.kommersant.ru/doc/5230626?

5. Деятельность Чубайса - сплошная афера: Новое уголовное дело «Роснано». https://tsargrad.tv/articles/dejatelnost-chubajsa-sploshnaja-afera-novoe-ugolovnoe-delo-rosnano_138353?ysclid=l3d3spoxwr

6. Импортозамещение провалилось: в правительстве полетели головы. https://5koleso.ru/articles/novosti/importozameshhenie-provalilos-v-pravitelstve-poleteli-golovy/?

7. История провала: куда «Роснано» спустило 280 млрд рублей и при чем здесь Анатолий Чубайс. https://www.kp.ru/daily/28362.5/4510611/

8. Ключевая ставка Банка России. https://cbr.ru/hd_ base/KeyRate/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery. From=01.01.2021&UniDbQuery.

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. No 1662-р. http://static.government.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99H EcyrygytfmGzrnAX.pdf

10. Кривенко Н.В. Проблемы импортозамещения в российской экономике. // Россия: тенденции и перспективы развития. Материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием. Отв. ред. В.И. Герасимов. Москва, 2020. Издательство: ИНИОН РАН. С. 286-290.

11. Мереминская Е. Как государство использует кризис для импортозамещения. https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2020/06/02/831670-krizis-dlya-importozamescheniya?ysclid=l3 cgnacbv9

12. Мишустин заявил о необходимости нарастить инвестиции в электронную промышленность. https://tass.ru/ekonomika/8074735?utm_ source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex. ru&utm_referrer=yandex.ru

13. Моисеев В.В. Актуальность импортозамещения в России в условиях западных санкций. http://www.rcit.su/article082.html?

14. О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. (с изменениями и дополнениями). Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. N 98-р. https://base.garant.ru/70852914/

15. Отраслевые планы импортозамещения Минпромторга России. https://frprf.ru/zaymy/prioritetnye-proekty/?docs=334

16. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ В ОТРАСЛИ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Утвержден приказом Минпромторга России от 31 мая 2018 г. N 2102. https://frprf.ru/download/plan-po-importozameshcheniyu-v-radioelektronnoy-promyshlennosti.pdf

17. Половинкин В.Н., Фомичев А.Б. Проблемы импортозаме-щения в отечественной экономике. http://unionexpert.su/problemy-importozameshheniya-v-otechestvennoj-ekonomike/?

18. Полосина М. Как компании обходят импортозамещение и чем это грозит отечественному производителю? https://scloud.ru/blog/ kak_kompanii_obkhodyat_importozameshchenie_i_chem_eto_grozit_ otechestvennomu_proizvodstvu/?

19. Почему за 20 лет Россия так и не перешла от стагнации к развитию. Российская экономика 1999-2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА». https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2019/10/08/813068-20-let-stagnatsii?ysclid=l3i5q64v89

20. Провальный курс: почему импортозамещение не оправдало надежд. https://www.forbes.ru/biznes/388839-provalnyy-kurs-pochemu-importozameshchenie-ne-opravdalo-nadezhd?

21. Программа импортозамещения провалена полностью, заявил Клишас. https://tarbopages.orgturbo?text=https%3A%2F%2Fria.ru%2F2 0220519%2Fimportozameschenie-1789395009.html

22. Промышленное производство в России. 2021: Стат. сб./Росстат. - М., 2021. - 305 c.

23. Сергеева Е. В ересь про импортозамещение может поверить только тот, кто не работает с нашим производством. https://www. nakanune.ru/articles/118439/?

24. Серийное производство МС-21 начнется в 2016 году. https://vz.ru/ news/2009/8/19/318959.html

25. Серийное производство самолета МС-21 начнется в 2024 году. https://ria.ru/20220322/proizvodstvo-1779464993. html#:~:text=Серийное%20производство%20импортозамещен-ной%20версии%20российского,Денис%20Мантуров.%20РИА%20 Новости%2С%2022.03.2022

26. Счетная палата РФ раскритиковала выполнение Антикризисного плана. https://www.business-vector.info/schetnaya-palata-rf-raskritikovala-vy-p/?

27. Тебекин А.В. ДИСБАЛАНС ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ (О ПЕРЕХОДЕ С ОКВЭД НА ОКВЭД-2). // Журнал экономических исследований. 2019. Т. 5. № 5. С. 103-109.

28. Тебекин А.В. АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2017. № 4. С. 60-73.

29. Тебекин А.В. ВЗГЛЯД «НАЗАД» КАК ФУНДАМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УПРАВЛЯЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021. № 2 (54). С. 123-137.

30. Тебекин А.В. ВЗГЛЯД «СВЕРХУ» НА РАЗРАБАТЫВАЕМУЮ СТРАТЕГИЮ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. // Транспортное дело России. 2021. № 4. С. 11-20.

31. Тебекин А.В. ГЕОПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ К НОВОМУ КАЧЕСТВУ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021. № 3 (55). С. 38-54.

32. Тебекин А.В. ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ И НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОСЫГИН-СКИХ РЕФОРМ. // Журнал исторических исследований. 2017. Т. 2. № 2. С. 14-30.

33. Тебекин А.В. ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2018. № 3 (26). С. 67-76.

34. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. В сборнике: О ПРОБЛЕМАХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И НОВЫХ РАЗРАБОТКАХ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Сборник материалов Межведомственной научной конференции. Российская таможенная академия. 2016. С. 81-91.

35. Тимошенко В. Политика импортозамещения в России: от слов к делу. https://www.garant.ru/article/630000/?

36. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями). https://base. garant.ru/71937200/?

37. УПУЩЕННЫЙ ШАНС ИЛИ ПОСЛЕДНИЙ КЛАПАН?

Богомолов Е.В., Будкевич Г.В., Генкин А.С., Лазарева Л.Н., Лаптева

Е.В., Латов Ю.В., Лебедев К.Н., Лисовицкий В.Н., Мишенин С.Е., Муравьев С.Р., Нуреев Р.М., Орусова О.В., Пивоварова Э.П., Попов Г.Г., Скобликов Е.А., Сорокин Д.Е., Тебекин А.В., Цхададзе Н.В., Шапиро Н.А., Эпштейн Д.Б. и др. к 50-летию косыгинских реформ 1965 г. / Москва, 2017.

38. Уровень инновационной активности организаций по Российской Федерации. https://rosstat.gov.ru/folder/154849

39. ФТС России: данные об экспорте-импорте России за январь-июль 2021 года. https://customs.gov.ru/press/federal/document/301460?ys clid=l3d7xx1cye

40. Хронология введения санкций и ответные меры России в 20142015 годах. https://ria.ru/20151125/1328470681.html?

41. Центральный банк Российской Федерации. https://cbr.ru/

42. Цухло С.В. Проблемы импортозависимости российской промышленности и импортозамещения в 2014-2018 гг.// Neftegaz.ru, №4, 2019.

43. Шелест А. Шестой пакет санкций: нельзя сдаваться. https://www. pravda.ru/economics/1707594-sanctions/

44. Щербина Т.А. Политика импортозамещения: финансово-экономические и управленческие аспекты реализации. // Экономика. Налоги. Право. 2016, №1, с.52-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.