УДК 339.5.053.7
Ли Чунь
студент 2 курса магистратуры факультет «Экономический факультет» Российский университет дружбы народов научный руководитель: Лукьянец А.С., к.э.н.
доцент Россия, г. Москва
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И КОНТРМЕР В КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЙ ТОРГОВЛЕ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ
Аннотация: В данной статье анализируется текущее состояние китайско-российской торговли природным газом в последние годы, обобщаются существующие проблемы в китайско-российской торговле природным газом, указывается, что разница в ценах является самой большой проблемой в торговле, и рассматривается проблема ценовых различий в китайско-российской торговле газом. Предложены соответствующие контрмеры.
Ключевые слова: китайско-российская энергетика, торговля природным газом, анализ проблем.
Li Chun
2nd year post-graduate student Faculty of Economics Peoples' Friendship University of Russia
Russia , c. Moscow Academic Adviser: Lukyanets A.S.
Ph.D. docent
ANALYSIS OF PROBLEMS AND COUNTERMEASURES IN SINO-RUSSIAN TRADE IN NATURAL GAS
Abstract: This article analyzes the current state of Sino-Russian trade in natural gas in recent years, summarizes the existing problems in Sino-Russian trade in natural gas, indicates that price differences are the biggest problems in trade, and discusses the problem of price differences in Sino -Russian gas trade. Appropriate countermeasures are proposed.
Keywords: Sino-Russian energy, natural gas trade, problem analysis.
Энергетическое сотрудничество является важной областью сотрудничества между Китаем и Россией, и сотрудничество между Китаем и Россией в области нефти и газа будет продолжать развиваться. Благодаря постоянному продвижению инициативы «Один пояс и один путь» китайско-российские переговоры о торговле природным газом наконец-то достигли существенного прогресса через много лет. В 2014 году правительства Китая и России последовательно подписали Меморандум о сотрудничестве по проектам сотрудничества в области природного газа между Китаем и
Россией по Восточному маршруту и Рамочное соглашение о поставках природного газа по Западному маршруту. Начиная с 2018 года, Россия стала поставлять газ в Китай с общим объемом поставок 38 миллиардов кубометров в год и сроком контракта 30 лет. Подписание соглашения о сотрудничестве между Востоком и Западом может не только способствовать скачкообразному росту торговли природным газом между двумя странами, но и иметь очень важное стратегическое значение для экономического развития двух стран и их энергетической безопасности.
В аспекте текущего момента, разногласия между Китаем и Россией относительно цен на природный газ являются самой большой проблемой в торговле природным газом между двумя странами. Под влиянием роста мировых цен на нефть развитые страны во главе с Соединенными Штатами стали полагаться на свои собственные экономические преимущества, чтобы влиять на цены на энергоносители путем манипулирования финансовым сектором, что значительно усложнило контроль Китая над энергоресурсами. Колебания цен доставили много неприятностей обеим странам. Поэтому цены на энергоносители являются сложным моментом в китайско -российских переговорах о торговле энергоносителями. [1, с. 2] Притом, российские цены на энергоносители, поставляемые в Китай, такие же, как при экспорте их в Европу. Можно сказать, что обе стороны достигли соглашения по некоторым общим направлениям за столом переговоров, но есть некоторые различия по ряду второстепенных вопросов. В 2013 году Россия пообещала Китаю выделить природный газ из сибирского региона страны, но соглашение о ценах на энергоносители достигнуто не было. «Россия выступает за экспорт природного газа по цене около 300 долларов США за тысячу кубометров, в то время как Китай рассчитывает на то, чтобы удерживать цену ниже 200 долларов США». Китай хочет получать природный газ из России, достигнув разумной цены на энергоносители, чтобы изменить к лучшему экологическую ситуацию путём перехода с угля на газ, и поэтому предлагает цену, отличную от российской. В связи с этим, между Китаем и Россией существуют некоторые противоречия в вопросах цен на энергоносители. [2, с. 2]
Другим моментом является проблема транспортировки энергоносителей. Вообще говоря, транспортировка энергоносителей - это, в основном, трубопроводная транспортировка. Это единство транспортных коридоров и транспортных средств. Она дополняет перевозку танкерами и совместима с последней. Она имеет высокую эффективность, меньше подвержена влиянию климата, а также имеет высокий показатель безопасности. Однако китайские трубопроводные средства доставки, как правило, отстают в технологиях, но эта ситуация изменяется к лучшему.
Чтобы решить вышеуказанные проблемы, Китай и Россия должны укреплять политическое взаимодоверие и на его основе осуществлять всестороннее сотрудничество. Китайско-российское сотрудничество по торговле природным газом должно укреплять взаимное доверие путем
создания механизма диалога между странами, правительствами и предприятиями. Китай может использовать инициативу «Один пояс и один путь» для лучшего понимания Китая российскими предприятиями и российским обществом, для установления доверительных отношений между двумя странами, для ослабления или устранения негативного влияния «теории угроз» со стороны Китая в отношении развития китайско-российской торговли природным газом. Мы должны в полной мере использовать благоприятную ситуацию постоянного дипломатического и политического взаимного доверия между двумя странами и как можно скорее создать долгосрочный и эффективный механизм энергетического диалога с Россией, основанный на принципах равенства, взаимных консультаций, взаимной выгоды, и разработать долгосрочный план сотрудничества в области энергетики между двумя странами, обеспечить гарантии китайско-российского энергетического сотрудничества, принять взаимные обязательства в форме соглашений и поддерживать долгосрочное устойчивое развитие таких отношений. [3, с. 3]
Также следует отметить, что механизм цен должен быть реформирован, чтобы ускорить приведение цен в соответствие с международными. Ценовой фактор является ключевым препятствием в китайско-российском сотрудничестве по торговле природным газом, и этот фактор в основном связан с несовершенством ценовых механизмов Китая и России. В Китае правительство напрямую управляет ценой на природный газ, и эта модель управления неизбежно приведет к тому, что Китай окажется в невыгодном положении в конкурентной борьбе на переговорных площадках по торговле природным газом. Китай должен скорректировать ценовой механизм на основе принципа отстаивания своих интересов и скорейшего приведения этого механизма в соответствие с международным ценовым механизмом, чтобы он соответствовал схеме международного освоения природного газа.
Использованные источники:
1. Мэй Синьюй. Необходимо преодолеть недоразумения в Китайско-российской торговле природным газом. - М.: Китайская нефтяная и химическая промышленность, 2015. -304 с.
2. Янь Вэй. Исследование российской энергетической стратегии и китайско -российского энергетического сотрудничества. -М.: Шэньян: издательство Северо-восточного университета, 2013. -112с.
3. Сунь Лунде, Цянь Синкунь. 20 лет китайско-российского сотрудничества в нефтегазовой сфере. Международная нефтяная экономика, 2015. -600с.