Научная статья на тему 'Анализ проблем достоверности расчета доходов и расходов областного бюджета (на материалах Калининградской области)'

Анализ проблем достоверности расчета доходов и расходов областного бюджета (на материалах Калининградской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
597
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАДЕЖНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОГНОЗА / ДОСТОВЕРНОСТЬ БЮДЖЕТА / НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ НАЗНАЧЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеев Л.И., Гузеев М.А.

В статье исследованы проблемы соблюдения принципа достоверности регионального бюджета во взаимосвязи с анализом надежности показателей прогноза социально-экономического развития. Рассматриваются макроэкономические условия исполнения областного бюджета, проводится сравнительный анализ причин неисполнения бюджетных назначений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем достоверности расчета доходов и расходов областного бюджета (на материалах Калининградской области)»

Бюджетная политика

Удк 336.145

анализ проблем достоверности расчета доходов и расходов областного бюджета (на материалах калининградской области)

Л. И. СЕРГЕЕВ, доктор экономических наук, профессор, председатель контрольно-счетной палаты Калининградской области E-mail: sergeev@ksp39.ru М. А. ГУЗЕЕВ, доктор экономических наук, инспектор контрольно-счетной палаты Калининградской области E-mail: guzeev@ksp39.ru

В статье исследованы проблемы соблюдения принципа достоверности регионального бюджета во взаимосвязи с анализом надежности показателей прогноза социально-экономического развития. Рассматриваются макроэкономические условия исполнения областного бюджета, проводится сравнительный анализ причин неисполнения бюджетных назначений.

Ключевые слова: надежность показателей прогноза, достоверность бюджета, налоговые и неналоговые доходы, исполнение бюджетных назначений.

В условиях постепенного выхода экономики на траекторию посткризисного развития (при частично сохраняющейся неопределенности и волатильности экономической конъюнктуры) в значительной степени усложняется решение вопросов, связанных с обеспечением достоверности формирования бюджета. При динамично изменяющихся макроэкономических условиях экономического развития пробле-

ма реалистичности расчета показателей бюджета, полноты отражения доходов и расходов приобретает особое значение и актуальность для практического обеспечения стабильности финансово-экономической системы. Согласно ст. 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации «принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета».

Исполнение доходной части областного бюджета в решающей степени зависит от того, как запланированы бюджетообразующие макроэкономические показатели и каковы они фактически. Расхождение фактических и прогнозных макроэкономических показателей оказывает дестабилизирующее влияние на процесс исполнения областного бюджета.

Действующая система учета оценки и прогнозирования процессов, происходящих в региональной экономике и финансах, не дает

2

финансы и кредит

достаточно точных и достоверных данных, и величина погрешности возрастает по мере удлинения прогнозного периода. При этом данные предыдущего периода могут корректироваться и уточняться по сравнению с ранее опубликованными параметрами и уже использованными в процессе планирования. В результате возникают значительные отклонения прогнозных и фактических значений основных макроэкономических показателей социально-экономического развития, параметров первоначально принятого и исполненного областного бюджета. В случае завышения прогнозируемых параметров происходит соответствующее завышение доходной базы, что обусловливает недофинансирование расходов в процессе исполнения областного бюджета. Тогда как занижение параметров показателей прогноза приводит к поступлению неучтенных доходов в ходе исполнения областного бюджета. Данная ситуация усложняется тем, что в процессе текущего исполнения бюджета не осуществляется должная взаимосвязь между контролем за исполнением бюджета в зависимости от исполнения прогнозных показателей (при отсутствии действенного механизма оценки надежности прогноза). В этой связи логика построения анализа рассматриваемой проблематики предполагает:

— оценку основных макроэкономических тенденций социально-экономического развития;

— анализ параметров прогноза исходных макроэкономических показателей, принятых при разработке бюджета;

— анализ общих характеристик исполнения бюджета.

Оценка основных макроэкономических тенденций социально-экономического развития Калининградской области в 2011 г. Важнейшие показатели социально-экономического развития Калининградской области в 2011 г. характеризуются неоднозначностью тенденций развития (табл. 1). При положительном тренде экономического развития отмечается неустойчивость роста экономики области в связи с изменением экономической конъюнктуры под влиянием таких факторов, как сужение и замедление роста спроса в большинстве видов экономической деятельности, изменение цен производителей и издержек производства, высокая зависимость от внешнеэкономических связей и слабые импульсы проявления нового качества экономического роста.

Прирост ВРП, по предварительной оценке, составил 6,7 %. Динамика ВРП в 2011 г. была обусловлена, прежде всего, ростом промышленности (118,0 %), строительства (111,5 %), грузооборота автомобильного транспорта (149,4 %), перевозки грузов автомобильным транспортом (130,6 %), инвестиций (114,5 %), оборота оптовой торговли (107,5 %).

Индекс промышленного производства — агрегированный индекс производства по видам экономической деятельности: «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в 2011 г. составил 118,0 % (в 2010 г. — 117,0 %). Это самый высокий показатель по Северо-Западному федеральному округу (105,3 %) и четвертый по Российской Федерации (104,7 %).

Лидирующие позиции по темпам роста в промышленном производстве Калининградской

Таблица 1

Основные социально-экономические показатели развития Калининградской области (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Показатель Калининградская область СЗФО, * РФ,

2011 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г.

Индекс промышленного производства 118,0 117,0 105,3 104,7

Объем работ, выполненных по виду деятельности 111,5 57,7 103,9 105,1

«Строительство»

Индекс производства продукции сельского хозяйства 100,1 100,0 107,8 122,1

Грузооборот автомобильного транспорта 149,4 132,9 122,7 114,4

Инвестиции в основной капитал 114,5 84,7 104,0 108,3

Оборот розничной торговли 102,0 101,0 105,6 107,2

Индекс потребительских цен 105,7 108,0 105,8 106,1

Реальная заработная плата 100,7 107,0 102,9 104,2

Реальные денежные доходы населения 97,0 102,3 100,6 101,1

*Северо-Западный федеральный округ.

области занимает «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (166,8 %). Это самый высокий показатель не только по СЗФО (105,6 %), но и по РФ в целом (100,1 %).

Положительную, но замедляющуюся динамику роста демонстрируют обрабатывающие производства. В рассматриваемый период индекс обрабатывающих производств составил 118,8 %. Это по-прежнему лучший показатель по СЗФО (108,9 %). Динамика развития обрабатывающих производств существенно дифференцирована по видам экономической деятельности и зависит от таких факторов, как уровень использования производственных мощностей, структура и динамика внутреннего платежеспособного спроса, степень ориентации на внешний рынок, динамика издержек и цен и др. Существенное влияние на положительную динамику сводного индекса сферы деятельности «Обрабатывающие производства» оказали:

1) целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность, где рост составил 3,1 раза;

2) обработка древесины и производство изделий из дерева (2,1 раза);

3) производство машин и оборудования (160,1 %);

4) производство прочих неметаллических минеральных продуктов (148,3 %);

5) производство транспортных средств и оборудования (132,9 %).

Рост промышленного производства по-прежнему носит восстановительный характер с выходом на траекторию докризисного развития. Однако при положительной динамике истекший период характеризуется замедлением темпов экономического роста обрабатывающих производств (118,8 % против 131,5 % в 2010 г.) при продолжающемся снижении производства по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» (96,6 %), в том числе добыча топливно-энергетических ресурсов (93,4 %). Данная ситуация является отражением ухудшения экономической конъюнктуры (по мере освоения восстановительного потенциала и рынков сбыта динамика экономического роста замедляется в связи с ресурсными и спросовыми ограничениями, обусловленными структурой производства и использованием факторов роста, сложившихся в докризисный период).

Замедление динамики роста обрабатывающих производств сопровождалось заметным ростом цен

производителей. Индекс цен в обрабатывающих производствах составил 117,9 % против 103,7 % в декабре 2010 г. к декабрю 2009 г. Данная ситуация свидетельствует о повышении значения ценовой составляющей в полученном росте промышленного производства, когда динамика индекса промышленного производства (118,0 %) практически сравнялась с индексом цен производителей промышленных товаров (117,4 %).

В производстве продукции сельского хозяйства рост стабилизировался на уровне предыдущего года и составил 100,1 %. Основную роль в сохранении минимально положительной динамики производства сельскохозяйственной продукции обусловило развитие животноводства, индекс производства которого в 2011 г. составил 104,6 %. В растениеводстве отмечается снижение производства сельскохозяйственной продукции (96,5 %). Низкие показатели производства в растениеводстве Калининградской области в значительной степени связаны со снижением валового сбора зерна, который составил 156,5 тыс. т, или 84,0 % к уровню 2010 г. (186,3 тыс. т).

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в 2011 г. составил 33,5 млрд руб., или 111,5 % к уровню 2010 г. (тогда как в 2010 г. лишь 57,7 % к объему 2009 г.). Удельный вес Калининградской области в общем объеме выполненных работ по виду деятельности «Строительство» в РФ возрос с 0,3 % в 2010 г. до 0,7 % в 2011 г.

Развитие промышленного производства, строительства, сельского хозяйства соответствующим образом отразилось на динамике показателей транспортной сферы. Погрузка грузов на железнодорожном транспорте общего пользования в 2011 г. составила 2313,9 тыс. т, или 103,4 % к 2010 г., что сопоставимо с динамикой данного показателя в среднем по СЗФО (103,9 %) и по РФ (103,0 %).

Перевозки грузов автомобильным транспортом организаций всех видов деятельности (без субъектов малого предпринимательства) в 2011 г. составили 2,8 млн т, или 130,6 % к 2010 г. Грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов экономической деятельности характеризуется ускорением темпа роста, который за 2011 г. составил 149,4 % против 132,9 % в 2010 г.

Положительная динамика экономического развития в значительной степени сформировалась за счет улучшения внешнеэкономической конъюнктуры и роста внешнеторгового оборота (134,8 %).

4

финансы и кредит

Внешнеторговый оборот области характеризовался отрицательным торговым сальдо (—9,1 млрд долл. США). Во внешнеторговом обороте области доминирует импорт — 87,2 %, доля экспорта составляет 12,8 %. При этом более высокими темпами отмечен рост экспорта продукции (в 2 раза). Динамичные темпы роста импортной продукции (130,2 %) обеспечивали сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке товаров (на фоне снижающихся темпов роста инфляции) и условия воспроизводства сборочных, перерабатывающих и других производств. Наибольший удельный вес в товарной структуре импорта в 2011 г. занимали машины, оборудование и транспортные средства (55,7 %), продовольственные товары и сырье для их производства (21,4 %).

Недостаточный платежеспособный спрос, усугубляемый ростом издержек производства, в условиях обострения конкуренции с аналогичной импортной продукцией являлся ключевым фактором, сдерживающим динамику роста производства, осложняя финансовое положение и деятельность предприятий. В связи с изменением экономической конъюнктуры отмечается неустойчивость финансового состояния ряда предприятий, ухудшился сальдированный финансовый результат организаций. Сальдированный финансовый результат деятельности организаций в 2011 г. составил 12 410,4 млн руб., или 69,2 % к соответствующему периоду предыдущего года (17 946,2 млн руб.). При этом наибольшее ухудшение отмечается в обрабатывающих производствах — в 13,6 раза (357,5 млн руб. против 4 882,3 млн руб. в 2010 г.). Основной вклад в формирование сальдированной прибыли был обеспечен организациями по добыче полезных ископаемых (51,5 %) и рыболовства (19,9 %).

Впервые в посткризисный период динамика внутреннего рынка определялась одновременным, но различным ростом потребительского и инвестиционного спроса. Со стороны спроса экономический рост связан с незначительным повышением вклада потребления и заметным повышением инвестиционной активности. Рост инвестиций в основной капитал (114,5 %) и иностранных инвестиций (150,3 %) в 2011 г. был выше, чем темпы роста экономики в целом, что свидетельствует о наметившейся инвестиционной ориентации экономического роста, сопровождаемого ростом объема работ по виду деятельности «Строительство» (111,5 %). Однако восстановление инвестиционного спроса

протекает недостаточно активно. Рост инвестиций в основной капитал в 2011 г. в значительной степени определялся низкой базой предыдущих лет, когда отмечалось существенное падение инвестиционной активности (2010 г. к 2009 г. — 84,7 %, 2009 г. к 2008 г. — 78,8 %). В структуре инвестиций в основной капитал 48,7 % составляют собственные средства и 51,3 % — привлеченные, в том числе 29,4 % — консолидированные бюджетные средства, из них 20,7 % средства федерального бюджета. Это один из самых высоких показателей удельного веса бюджетных средств в структуре инвестиций в основной капитал в СЗФО (17,0 %) и самый высокий показатель в СЗФО (9,4 %) по привлечению средств федерального бюджета. Высокая доля государственных бюджетных инвестиций свидетельствует о недостаточном проявлении инвестиционного спроса и инвестиционных предложений со стороны частного бизнеса в процессе кредитования реального сектора экономики.

Другим основным фактором посткризисного восстановления экономики остается потребительский спрос, показатели которого несколько ускорились, что оказывает существенное влияние на поддержание общеэкономической динамики. Рост оборота розничной торговли составил 102,0 % (101,0 % в 2010 г.), рост объема оказанных платных услуг населению составил 102,3 % (100,0 % в 2010 г.). При этом рост оборота розничной торговли в значительной степени основывался на активизации потребительского кредитования (увеличение в 1,3 раза) и использования сбережений. Доля накопления и сбережений в структуре использования денежных доходов населения уменьшилась на 4,7 п. п., а доля расходов на покупку товаров и оплату услуг увеличилась на 4,2 п. п. В балансе денежных доходов и расходов населения наблюдается превышение денежных расходов над денежными доходами. Данные условия и факторы не могут в долговременной перспективе быть устойчивой основой благоприятной динамики потребительского спроса.

Важно отметить, что высокие темпы роста производства и экономического развития не трансформировались в столь же динамичный рост статистических показателей уровня жизни. При росте номинальной заработной платы (108,6 %) в реальном выражении она увеличилась весьма незначительно (100,7 %). Что касается реальных денежных доходов населения, то они снизились, составив 97,0 % к уровню 2010 г.

Таблица 2

Структура перечислений в бюджетную систему РФ на территории Калининградской области, %

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Федеральный бюджет 39,7 40,3 45,5

Областной бюджет 25,0 25,0 19,6

Бюджеты муниципальных образований 16,9 13,8 9,8

Бюджеты государственных внебюджетных фондов 17,3 19,6 24,3

Счет 40101 УФК 1,1 1,3 0,8

Всего 100,0 100,0 100,0

Улучшилась ситуация на рынке труда, снизился уровень общей и зарегистрированной безработицы, что обусловлено повышающимся спросом на рабочую силу в связи с ростом экономики области, реализацией мер по снижению напряженности на рынке труда. Количество занятых возросло на 4,0 %, с 461,2 тыс. чел. в 2010 г. (в среднем за год) до 479,8 тыс. чел. (на конец 2011 г.). Общая численность безработных в 2011 г. (по данным обследований населения по проблемам занятости, в среднем за год) снизилась и составила 49,0 тыс. чел., или 89,8 % к 2010 г. (54,5 тыс. чел.).

Экономическое развитие Калининградской области позволило обеспечить рост поступлений налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. По информации Управления Федерального казначейства по Калининградской области, в бюджетную систему Российской Федерации на территории Калининградской области за 2011 г. перечислено налогов, сборов и иных платежей на сумму 91 201 232 тыс. руб., или 135,36 % к 2010 г.

Наиболее высокий рост перечислений отмечается в федеральный бюджет (152,68 %) и бюджеты государственных внебюджетных фондов (168,48 %).

В областной бюджет Калининградской области рост перечислений составил 105,75 %, тогда как в местные бюджеты объем перечислений снизился и составил 95,43 % к 2010 г. В результате опережающего роста объема перечислений в федеральный бюджет существенно изменилась структура перечислений в бюджетную систему на территории Калининградской области. Повысился удельный вес перечислений в федеральный бюджет (с 40,3 % в 2010 г. до 45,46 % в 2011 г.) и в бюджеты государственных внебюджетных фондов (с 19,6 до 24,34 %). Удельный вес перечислений в областной и местные бюджеты Калининградской области снизился с 25,0 до 19,56 % и с 13,8 до 9,8 % соответственно.

Это означает, что основная часть налогов, сборов и иных платежей на территории Калининградской области направляется в доход федерального бюджета и государственные внебюджетные фонды, удельный вес которых повышается, а областного и местных бюджетов, при сравнительно небольшом росте поступлений в областной бюджет, снижается (табл. 2.).

Анализ параметров прогноза исходных макроэкономических показателей социально-экономического развития Калининградской области, принятых при разработке областного бюджета на 2011 г. Основные параметры областного бюджета составлены на основе прогноза социально-экономического развития Калининградской области на 2011 г. и на период до 2015 г.

При формировании областного бюджета были учтены следующие исходные макроэкономические параметры, разработанные министерством экономики Калининградской области: объем ВРП — 224 653 млн руб.; темп роста экономики (ВРП в сопоставимых ценах, к предыдущему году) — 108,8 %; инвестиции в основной капитал — 70 782,4 млн руб.; индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) — 106,8 %.

Сопоставление фактических (по данным Федеральной службы государственной статистики) и прогнозных (представленных к проекту бюджета Калининградской области на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.) макроэкономических показателей социально-экономического развития Калининградской области приведено в табл. 3.

Анализу макроэкономических показателей развития Калининградской области на 2011 г. предшествовал анализ ожидаемых оценок показателей за 2010 г., являющийся базовым периодом для прогнозирования. Представленные данные (см. табл. 3) свидетельствуют о том, что по оценке министерства экономики Калининградской области, большая часть макроэкономических показателей 2010 г. оце-

Таблица 3

Прогноз (оценка) и фактические показатели социально-экономического развития Калининградской области

Показатель Оценка 2010 г. Факт 2010 г. Абсолютное отклонение факта от прогноза Прогноз 2011 г. Факт 2011 г. Абсолютное отклонение факта от прогноза

ВРП в действующих ценах, млн руб. 192 110,0 197 864,2 5 754,2 224 653,0 228 700,0* 4 047,0

ВРП в сопоставимых ценах, 107,8 106,5* -1,3 108,8 106,7* -2,1

к предыдущему году, %

Индекс промышленного 128,0 117,0 -11,0 122,7 118,0 -4,7

производства, %

Добыча полезных ископаемых, 93,1 92,3 0,8 96,8 96,6 0,2

индекс производства, %

Обрабатывающие производства, 132,0 131,5 -0,5 117,2 118,8 1,6

индекс производства, %

Производство и распределение 110,0 111,5 1,5 170,0 166,8 -3,2

электроэнергии, газа и воды,

индекс производства, %

Продукция сельского хозяйства, 104,1 100,0 -4,1 104,1 100,1 -4,0

индекс производства, %

Выполненный объем работ 98,3 57,7 40,6 134,2 111,5 -22,7

по виду деятельности «Строительс-

тво», индекс производства, %

Оборот розничной торговли 98,3 101,1 2,8 102,7 102,0 -0,7

в сопоставимых ценах, %

Объем платных услуг населению 100,1 100,0 -0,1 103,5 102,3 -1,2

в сопоставимых ценах, %

Инвестиции в основной капитал, 66 673,4 58 877,1 -7 796,3 70 782,4 68 957,9 -1 824,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

млн руб.

Инвестиции в сопоставимых ценах, 114,8 84,7 -30,6 98,1 114,5 16,4

к предыдущему году, %

Реальная заработная плата, % 103,0 107,0 4,0 103,5 100,7 -2,8

Реальные располагаемые денежные 102,6 102,3 -0,3 102,7 96,7 -6,0

доходы населения, %

Сводный индекс потребительских 107,5 108,0 0,5 106,8 105,7 -1,1

цен (декабрь к декабрю), %

Индекс цен производителей 108,0 105,6 -2,4 106,0 117,4 11,4

промышленных товаров, %

*По данным министерства экономики Калининградской области.

нивается выше уровня 2009 г. Эта оценка тенденции подтверждается статистическими данными фактического исполнения, но с отклонениями в уровне роста (кроме показателя «Инвестиции в основной капитал», по которому произошло падение относительно 2009 г. (при оценке роста), и показателя «Производство продукции сельского хозяйства», сохранившегося на уровне предыдущего года).

Ниже уровня 2009 г. оценены показатели добычи полезных ископаемых (93,1 %), строительства (98,3 %), оборота розничной торговли (98,3 %). И если оценка индекса производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» близка к фактическому итогу 2010 г. (92,3 % ), а индекс объема работ, выполненных в

строительстве, был существенно ниже оценки (на 40,6 п. п.), то индекс физического объема оборота розничной торговли по итогам года отразил диаметрально противоположную тенденцию — рост к уровню 2009 года (101,1 %).

В целом можно констатировать, что развитие экономики Калининградской области в 2011 г. осуществлялось неравномерно. Экономический рост и увеличение объема производства в одних видах экономической деятельности сочетался с замедлением и снижением в других. С одной стороны, это свидетельствует о дифференциации условий и перспектив развития отдельных видов деятельности, а с другой — о сложности прогнозирования бюджетообразующих показателей.

Анализ фактической динамики макроэкономических показателей за 2011 г. (условий исполнения бюджета) показывает, что они отличаются от прогнозных значений, послуживших базой для формирования параметров бюджета Калининградской области на соответствующий финансовый год.

По части макроэкономических показателей прогноз оказался заниженным относительно фактических показателей статистики по итогам 2011 г. Это касается прежде всего динамики инвестиций в основной капитал, показатель прогноза которого занижен на 16,4 п. п. (когда вместо прогнозируемого падения (98,1 %) произошел рост инвестиций (114,5 %). По индексу цен производителей промышленных товаров отклонение составило 11,4 п. п. Однако по большей части макроэкономических показателей прогноз оказался завышенным. Диапазон этих отклонений составляет от 0,7 п. п. по прогнозу оборота розничной торговли до 22,7 п. п. по прогнозу индекса физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство».

Как показывает анализ, оценка показателей базового периода (2010 г.), прогноз социально-экономического развития (2011 г.) и, следовательно, макроэкономические условия формирования областного бюджета недостаточно точно отражают реальные процессы, происходящие в социально-экономическом развитии области. Это свидетельствует о недостаточной степени надежности прогноза. Допускаемые в прогнозе социально-экономического развития погрешности в параметрах прогнозных показателей осложняют предсказуемость и реалистичность расчета доходов и расходов, снижают уровень достоверности бюджетных проектировок (при возрастании рисков их отклонения при исполнении областного бюджета). Соответственно, в качестве важнейшей предпосылки повышения качества бюджетного планирования выступает необходимость повышения надежности прогноза социально-экономического развития Калининградской области (адекватного прогнозирования доступных финансовых ресурсов), а также и параметров проектировок регионального бюджета (на основе прогноза). А это, в свою очередь, предполагает необходимость повышения качества и полноты предпрогнозного анализа социально-экономической ситуации, корректности использования статистической информационной базы, ответственности разработчиков за точность параметров макроэкономических показателей.

Анализ общих характеристик исполнения бюджета Калининградской области за 2011 г.

Законом Калининградской области от 14.12.2010 № 525 «Об областном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.» (далее — закон № 525) первоначальные бюджетные назначения были утверждены:

— по доходам — 27 444,7 млн руб.;

— по расходам — 30 065,55 млн руб.;

— дефицит — 2 620,8 млн руб.

В последующем изменения, уточняющие параметры областного бюджета 2011 г., вносились в Закон № 525 8 раз, в том числе 2 раза без уточнения основных параметров областного бюджета.

В последней 9-й редакции Закона № 525 (от 23.12. 2011) были утверждены годовые показатели областного бюджета:

— по доходам — 38 607,2 млн руб.;

— по расходам — 44 322,6 млн руб.;

— дефицит — 5 715,4 млн руб.

Кроме того, в соответствии со ст. 17 Закона № 525 показатели доходов и расходов областного бюджета, утвержденные законом, уточнены согласно доведенным уведомлениям об утвержденных бюджетных назначениях и фактически поступивших целевых средств из федерального бюджета в сумме 38,2 млн руб.

Общий результат всех изменений, уточняющих параметры областного бюджета по бюджетной росписи за 2011 г., представлен в табл. 4.

Рост обязательств областного бюджета относительно первоначально утвержденных назначений составил по доходам — 40,8 %, по расходам — 47,5 %. Размер дефицита относительно первоначально утвержденного показателя увеличился почти в 2,2 раза.

Увеличение бюджетных назначений по сравнению с первоначальной редакцией закона о бюджете в течение 2011 г. было осуществлено по доходам областного бюджета прежде всего по группе «безвозмездные поступления» — на 10 801,2 млн руб., или в 2,25 раза. Если в первоначальной редакции закона о бюджете доля безвозмездных поступлений составляла 31,4 %, то в окончательной редакции она увеличилась до 50,2 %, тогда как доля налоговых и неналоговых доходов снизилась (с 68,6 до 49,8 %). По доходам областного бюджета по группе «налоговые и неналоговые доходы» увеличение бюджетных назначений составило 399,55 млн руб., или 2,1 % (табл. 5).

Таблица 5

Структура и динамика бюджетных назначений по доходам областного бюджета

Таблица 4

Первоначально утвержденные и уточненные показатели областного бюджета 2011 г., млн руб.

Параметр Первоначальный бюджет Итоговые уточненные назначения Отклонение абсолютное Отклонение относительное, %

Доходы, всего 27 444,7 38 645,49 11 200,79 40,8

Расходы, всего 30 065,55 44 360,87 14 295,3 47,5

Дефицит -2 620,8 -5 715,39 3 094,59 218,1

Вид доходов Первоначальный план Уточненная роспись Изменение

Сумма, млн руб. Доля в доходах, % Сумма, млн руб. Доля в доходах, % Сумма, млн руб. %

Налоговые и неналоговые доходы 18 829,1 68,6 19 228,65 49,8 +399,55 + 2,1

Безвозмездные поступления 8 615,6 31,4 19 416,8 50,2 +10 801,2 В 2,25 раза

Доходы, всего 27 444,7 100,0 38 645,5 100,0 +11 200,75 +40,8

Как показал анализ, в 2011 г. плановые показатели по отдельным видам налоговых и неналоговых доходов уточнялись по факту их поступления, что является результатом недостаточного качества (сложностью) планирования доходной части бюджета.

Законом Калининградской области от 05.03.2011 № 556 налоговые и неналоговые доходы были увеличены на 1,95 млн руб. за счет дополнительных поступлений государственной пошлины за лицензирование образовательной деятельности и аккредитацию учреждений образования. Законом Калининградской области от 25.10.2011 г. № 43 налоговые доходы были увеличены на 79,6 млн руб. за счет дополнительных поступлений налога на прибыль (исходя из фактических поступлений данного налога за 9 мес.). Неналоговые доходы были увеличены на 16,0 млн руб. за счет дополнительных поступлений доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти области. Законом Калининградской области от 25.11.2011 № 57 налоговые и неналоговые доходы были увеличены исходя из фактических поступлений за 10 мес. на сумму 302,0 млн руб. В том числе:

— по налогу на имущество организаций — на 200,0 млн руб.;

— по налогу на добычу полезных ископаемых — на 15,0 млн руб.;

— по государственной пошлине — на 20,0 млн руб.;

— по доходам, получаемым в виде арендной платы, — на 32,5 млн руб.;

— по другим видам налоговых и неналоговых доходов — на 34,5 млн руб.

Бюджет уточнялся 8 раз, в том числе: 3 раза по объему налоговых и неналоговых доходов, 6 раз по объему безвозмездных поступлений и 3 раза по объему дефицита областного бюджета.

Внесенные изменения в бюджетные назначения были обусловлены в основном как необходимостью отражения в доходной и расходной частях областного бюджета полученных федеральных целевых средств, так и поступлением в 2011 г. собственных доходов в объемах, не совпадающих с первоначально запланированными параметрами.

Неоднократные изменения плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам в течение года. Эти изменения являются отклонениями от требований ст. 37 «Принцип достоверности бюджета» Бюджетного кодекса РФ. В этой связи встает вопрос дальнейшего повышения качества расчетов и достоверности параметров при формировании бюджета.

Согласно отчету об исполнении областного бюджета фактически в доходную часть было зачислено 39 029,3 млн руб. доходов, или 101,0 % к уточненным показателям бюджетной росписи, что на 11 584,6 млн руб., или на 42,2 % больше первоначально утвержденного показателя. Расходы бюджета были исполнены в сумме 37 973,9 млн руб., или на 85,6 % к уточненным показателям бюджетной росписи, что на 7 908,4 млн руб., или на 26,3 % больше первоначально утвержденного показателя. В результате при утвержденном дефиците в размере 5 715,39 млн руб. фактически бюджет был исполнен с профицитом (1 055,4 млн руб.).

Таблица 6

Фактическое исполнение бюджета в сравнении с первоначально утвержденным и уточненным бюджетом, млн руб.

Бюджет, утвержденный Законом № 525 Уточненные Исполнено за 2011 г.

Параметр показатели бюд- По отношению По отношению

жетной росписи на 31.12.2011 Сумма к первоначальному бюджету, % к уточненному бюджету, %

Доходы, всего 27 444,7 38 645,49 39 029,3 142,2 101,0

Налоговые и нена- 18 829,1 19 228,65 19 915,75 105,8 103,6

логовые доходы

Безвозмездные 8 615,6 19 416,84 19 113,57 221,8 98,4

поступления

Расходы, всего 30 065,55 44 360,8 37 973,9 126,3 85,6

Таблица 7

Структура и динамика доходов областного бюджета

Показатель 2009 г. 2010 г. 2010 / 2009, % 2011 г. 2011 / 2010, %

Сумма, млн руб. % Сумма, млн руб. % Сумма, млн руб. %

Доходы, всего 32 889,2 100,0 29 330,1 100,0 89,2 39 029,3 100,0 133,0

Налоговые и неналоговые доходы 13 895,9 42,3 17 806,8 60,7 128,1 19 915,75 51,0 111,8

Безвозмездные поступления 18 993,3 57,7 11 523,3 39,3 60,7 19 113,57 49,0 165,9

Как показывает анализ, первоначально принятый областной бюджет оказался заниженным и был сформирован без достаточного учета влияния макроэкономических процессов, происходящих в реальной экономике в условиях посткризисного развития (табл. 6.).

В сравнении с уровнем 2010 г. объем доходов областного бюджета в 2011 г. увеличился на 33,0 %. При этом в структуре доходов снизилась доля налоговых и неналоговых доходов (с 60,7 % в 2010 г. до 51,0 % в 2011 г.), при увеличении (с 39,3 до 49,0 %) доли безвозмездных поступлений (табл. 7).

Если в 2010 г. по сравнению с 2009 г. объем безвозмездных поступлений уменьшился на 39,4 % и был сопоставим с докризисным 2008 г. (11 336,5 млн руб.), то в 2011 г. рост безвозмездных поступлений составил 166 % к 2010 г.

Первоначальные бюджетные назначения, утвержденные законом о бюджете, по расходам составили 30 065,55 млн руб., которые в процессе исполнения бюджета были увеличены на 14 257,09 млн руб., или на 47,4 %.

Наибольшее увеличение первоначальных бюджетных назначений было осуществлено по разделам «Физическая культура и спорт» — в 3,8 раза, «Национальная экономика» — в 2,3 раза, «Жилищно-коммунальное хозяйство» — на 57,9 %,

«Культура, кинематография» — на 49,7 %, «Здравоохранение» — на 39,2 %. При этом по двум разделам было отмечено снижение бюджетных ассигнований: «Общегосударственные вопросы» — на 18,9 %, «Охрана окружающей среды» — на 1,0 %.

Основную долю расходов областного бюджета составили расходы на национальную экономику (30,3 %), образование (17,8 %), здравоохранение (15,4 %), социальную политику (12,8 %), жилищно-коммунальное хозяйство (10,6 %).

Областной бюджет был исполнен по расходам в сумме 37 973,9 млн руб., или 85,6 % к уточненным показателям бюджетной росписи (табл. 8).

Уточненные назначения в полном объеме выполнены только по 2 разделам бюджетной квалификации: «Национальная оборона» и «Межбюджетные трансферты...». По остальным разделам уточненные плановые назначения не выполнены полностью. Наименьшее исполнение плановых ассигнований сложилось по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» (63,8 %), «Культура, кинематография» (63,7 %), так же как и в 2010 г., когда в наибольшей степени были недофинансированы расходы по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» (36,9 %), «Культура, кинематография и средства массовой информации» (52,9 %). В целом объем неиспол-

Таблица 8

Исполнение расходов по разделам классификации расходов областного бюджета за 2011 г., млн руб.

Показатель Первоначальные бюджетные назначения Уточненная бюджетная роспись Исполнено % исполнения Доля в расходах, %

Общегосударственные вопросы 1 727,4 1 400,7 1 117,2 79,8 2,9

Национальная оборона 36,9 41,3 41,3 100,0 0,1

Национальная безопасность 850,5 889,2 788,9 88,7 2,1

и правоохранительная деятельность

Национальная экономика 5 435,8 12 611,9 11 523,4 91,4 30,3

Жилищно-коммунальное хозяйство 3 987,6 6 296,3 4 016,6 63,8 10,6

Охрана окружающей среды 31,4 31,1 27,9 89,6 0,07

Образование 5 990,8 7 237,0 6 777,06 93,6 17,8

Культура, кинематография 568,9 851,7 542,4 63,7 1,4

Здравоохранение 5 109,2 7 112,1 5 831,9 82,0 15.4

Социальная политика 4 334,8 5 350,4 4 863,4 90,9 % 12,8

Физическая культура и спорт 94,5 360,65 287,5 79,7 0,8

Средства массовой информации 8,9 9,95 9,6 96,2 0,03

Обслуживание государственного 105,0 155 133,3 86,0 0,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и муниципального долга

Межбюджетные трансферты общего 1 783,6 2 013,6 2 013,6 100,0 5,3

характера бюджетам субъектов Российской

Федерации и муниципальных образований

Всего расходов - 44 360,9 37 973,9 85,6 100,0

Таблица 9

Итоговые параметры исполнения областного бюджета по расходам за 2009—2011 гг.

Расходы 2009 2010 2011

Уточненные назначения, млн руб. 33 038,9 35 405,5 44 360,9

Исполнено, млн руб. 29 748,9 31 470,3 37 973,9

% исполнения 90,0 88,9 85,6

ненных назначений составил 6 387 млн руб., или 14,4 % годового объема расходов бюджета. Анализ исполнения расходной части областного бюджета за 3 года свидетельствует о том, что неисполнение бюджетных назначений приобретает хронический характер (табл. 9).

Объем исполненных расходов за 2009—2011 гг. увеличился с 29 748,9 до 37 973,9 млн руб., или на 27,6 %, тогда как объем неисполненных назначений увеличился почти в 2 раза (194,1 %), с 3 290,0 до 6 387 млн руб.

Возрастающий объем и удельный вес не -исполненных назначений (от 10,0 % в 2009 г. до 14,4 % в 2011 г. годового объема расходов) свидетельствует о том, что несмотря на улучшение ряда показателей, характеризующих качество управления, органам исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим бюджетные полномочия, необходимо принять меры по повышению уровня управления государственными финансами.

В материалах к отчету об исполнении бюджета ежегодно указываются повторяющиеся причины невыполнения утвержденных показателей по расходам. К ним относятся:

— отсутствие результатов конкурсов и торгов, заключенных контрактов, договоров;

— непредставление актов выполненных работ и других документов, подтверждающих право расходования средств у получателей средств областного бюджета;

— позднее поступление средств из федерального бюджета;

— экономия бюджетных средств в результате проведения конкурсных процедур;

— заявительный характер социальных выплат, субсидий компенсационного характера;

— позднее принятие необходимых постановлений правительством Калининградской области;

— недобросовестность подрядчиков и необходимость расторжения государственных и муниципальных контрактов.

Однако судя по тенденции роста объема и удельного веса неисполненных назначений, каких-либо существенных изменений или подвижек по устранению причин неполного использования бюджетных ассигнований в перспективе не наблюдается.

Список литературы 1. Закон Калининградской области от 14.12.2010 № 525 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 гг.».

2. Отчет об исполнении областного бюджета Калининградской области за 2011 г. URL: http:// www.minfin39.ru/budget/breport/ananalytics.

3. Социально-экономическое положение Калининградской области в 2011 г.: доклад / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. URL: http//Kaliningrad. gks. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.