Бюджетная политика
Удк 336.145
проблемы прогнозирования и исполнения бюджета субъекта российской федерации
(на материалах калининградской области)
Л. И. СЕРГЕЕВ, доктор экономических наук, профессор, председатель контрольно-счетной палаты Калининградской области E-mail: sergeev@ksp39.ru М. А. ГУЗЕЕВ, доктор экономических наук, инспектор контрольно-счетной палаты Калининградской области E-mail: guzeev@ksp39.ru
В статье рассматриваются вопросы надежности и достоверности прогнозирования макроэкономических показателей социально-экономического развития Калининградской обл. во взаимосвязи с прогнозом основных характеристик областного бюджета и отчетными данными об его исполнении. Анализируются финансово-экономические предпосылки и условия совершенствования межбюджетных отношений и повышения стабильности регионального бюджета.
Ключевые слова: областной бюджет, сбалансированность, прогнозирование, доходы, расходы, дефицит.
Ключевой основой регионального финансового потенциала является уровень развития экономики, который обусловливает возможности доходных источников при формировании бюджета субъекта РФ. Практически формирование областного бюджета строится на оценке и прогнозировании макроэкономических показателей социально-экономического развития территории, степень надежности которых
во многом определяет достоверность и уровень сбалансированности доходов и расходов бюджета. В условиях постепенного выхода экономики из кризиса, неопределенности отдельных факторов развития и необходимости корректировки исполняемого бюджета под меняющиеся макроэкономические условия проблема реалистичности показателей бюджета приобретает особое значение и актуальность для обеспечения стабильности финансовой системы и устойчивости социально-экономического развития.
При разработке проекта областного бюджета на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. правительство Калининградской области исходило из перспективных и текущих задач социально-экономического развития Калининградской обл., бюджетной и налоговой политики, определенной на среднесрочную перспективу. При формировании областного бюджета на 2010 г. были учтены следующие исходные макроэкономические показатели:
— объем ВРП — 187 051 млн руб.;
— темп роста экономики (ВРП в сопоставимых ценах к предыдущему году) — 100,7 %;
— инвестиции в основной капитал — 63 976,9 млн руб.;
— индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) — 107,5 %.
Динамика показателей социально-экономического развития Калининградской обл. (по данным Федеральной службы государственной статистики) приведена в табл. 1.
Анализу макроэкономических показателей развития Калининградской обл. на 2010 г. пред-
Таблица 1
Прогнозируемые и фактические показатели социально-экономического развития калининградской обл. в 2008 — 2010 гг.
Показатель 2008, 2009 2010 Отклонение абсолютное, факт/прогноз, 2010
отчет Оценка Факт Прогноз Факт
ВРП в действующих ценах, млн руб. 180 470,0 171 199,0 171 295,7 187 051,0 192 124,0 5 073
В сопоставимых ценах 109,9 87 85,1 100,7 107,8 7,1
к предыдущему году, %
Индекс промышленного производства 104,3 83,4 89,5 108,9 131,2 22,3
Добыча полезных ископаемых, млн руб. 15 581,4 13 923,7 13 213,6 13 079,5 12 930,2 —149,3
Индекс производства, в процентах 99,6 92,1 94,3 91,7 92,9 1,2
к предыдущему году
Обрабатывающие производства, млн руб. 195 525,7 160 731,0 149 019,0 185 594,3 196 629,0 11 034,7
Индекс производства, в процентах 111,1 80,2 80,9 110 147,6 37,6
к предыдущему году
Производство и распределение электро- 13 970,6 18 380,4 15 726,3 22 402,1 18 384,2 —4 017,9
энергии, газа и воды, млн руб.
Индекс производства, в процентах 102,7 105 92,8 110 111,0 1,0
к предыдущему году
Продукция сельского хозяйства во всех 15 836,4 17 363,2 16 826,1 19 402,5 16 869,0 —2 533,5
категориях хозяйств, млн руб.
Индекс производства, в процентах 115,6 103,9 109,9 104,1 100,0 —4,1
к предыдущему году
Выполненный объем работ по виду де- 24 214,7 21 259 24 463,9 19 280 22 405,0 3 125
ятельности «строительство», млн руб.
Индекс производства, в процентах 96,1 85,1 86,5 89,4 57,7 —31,7
к предыдущему году
Оборот розничной торговли в действую- 76 299,0 80 173,3 85 951,3 89 187,0 88 034,9 —1 152,1
щих ценах, млн руб.
В сопоставимых ценах, к предыдущему 115,1 96,8 101,5 104,5 98,2 —6,3
году, %
Объем платных услуг населению 23 914,9 26 714,3 25 470,1 30 486,3 27 567,2 —2 919,1
в действующих ценах, млн руб.
В сопоставимых ценах к предыдущему 107,2 98,4 96,1 103,1 100,0 —3,1
году, %
Сводный индекс потребительских 115,2 109,5 108,0 107,5 108,0 0,5
цен (декабрь к декабрю), %
Инвестиции в основной капитал в 67 040,8 63 801,0 53 568,4 63 976,9 54 564,3 —9 412,6
действующих ценах, млн руб.
В сопоставимых ценах к предыдущему 127,1 90,7 69,8 91,2 82,7 —8,5
году, %
Численность занятых в экономике, 447 436 459,5 440 461,2 21,2
тыс. чел.
Фонд заработной платы, млн руб. 75 800 72 501 69 427,4 79 205 70 621,1 —8 584
Реальная заработная плата, в процентах 105 95,4 94,9 102,2 107,0 4,8
к предыдущему году
Реальные располагаемые денежные 96,3 94,7 101,0 104,8 101,2 —3,6
доходы населения, в процентах к преды-
дущему году
шествовал анализ ожидаемых оценок показателей за 2009 г., являющихся базовым периодом для прогнозирования. Из приведенных в табл. 1 данных видно, что, по оценке министерства экономики Калининградской области, большая часть макроэкономических показателей 2009 г. оценивается ниже уровня 2008 г. Эта оценка тенденции подтверждается статистическими данными фактического исполнения, но с отклонениями в уровне снижения (кроме показателей оборота розничной торговли, численности занятых в экономике и реальных денежных доходов населения, по которым произошел рост относительно 2008 г.,) при оценке падения.
Выше уровня 2008 г. оценены показатели по виду экономической деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» — 105,0 %, продукция сельского хозяйства — 103,9 % и сводный индекс потребительских цен — 109,5 %. И если оценка сводного индекса потребительских цен близка к фактическому итогу 2009 г. (108,0 %), а индекс продукции сельского хозяйства был на 6 п. п. выше оценки, то индекс производства и распределения электроэнергии, газа и воды по итогам года отразил диаметрально противоположную тенденцию — падение к уровню 2008 г. (92,8 %).
Развитие экономики Калининградской области в 2010 г. осуществлялось крайне неравномерно. Экономический рост и увеличение объема производства в одних отраслях сочетались с падением и стагнацией в других. С одной стороны, это свидетельствует о дифференциации условий и перспектив развития отдельных видов деятельности, а с другой — о сложности прогнозирования бюджетообразующих показателей.
Анализ динамики макроэкономических показателей за 2010 г. (условий исполнения бюджета) показывает, что они существенно отличаются от прогнозных значений, послуживших базой для формирования параметров бюджета Калининградской обл. на соответствующий финансовый год. По большей части макроэкономических показателей прогноз оказался заниженным относительно фактических показателей статистики по итогам 2010 г. Диапазон этих отклонений составляет от 0,5 п. п. по прогнозу сводного индекса потребительских цен до 37,6 п. п. по прогнозу индекса роста обрабатывающих производств.
По показателям динамики производства продукции сельского хозяйства, объема платных услуг, реальных денежных доходов населения прогноз
оказался завышенным относительно оперативных отчетных данных статистики за 2010 г. (на 4,1; 3,1; 3,6 п. п. соответственно). А фактическое падение индекса производства по виду деятельности «строительство», который составил 57,7 %, оказалось значительно ощутимее прогнозного (89,4 %), так же, как и по показателю инвестиций в основной капитал (91,2 % — прогноз, 82,7 % — факт).
Таким образом, оценка показателей базового периода (2009 г.), прогноз социально-экономического развития (2010 г.) и, следовательно, макроэкономические условия формирования областного бюджета недостаточно обоснованно отражали реальные процессы, происходящие в социально-экономическом развитии области. Допускаемые в прогнозе социально-экономического развития Калининградской обл. погрешности сказываются на надежности бюджетного планирования при формировании доходов бюджета и являются одним из дезориентирующих моментов в процессе исполнения бюджета. Тем самым нарушаются преемственность и предсказуемость бюджетных проектировок. Бюджет становится менее стабильным, ослабляются качественные основы для заключения многолетних государственных контрактов.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О Бюджетной политике в 2010—2012 годах» акцентируется внимание на соблюдении норм Бюджетного кодекса РФ, в частности ст. 37. В данной статье указывается на принцип достоверности бюджета, означающий надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Надежность прогнозирования является одной из основополагающих предпосылок качества бюджетного планирования.
Законом Калининградской области от 30.11.2009 № 399 «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» бюджетные назначения были утверждены по доходам в сумме 18 196,8 млн руб. и по расходам — 20 119,5 млн руб. Размер дефицита областного бюджета спрогнозирован в размере 1 922,8 млн руб.
В первоначальной редакции областной бюджет был принят без учета безвозмездных поступлений, за исключением безвозмездных поступлений из федерального бюджета в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и иных безвозмездных поступлений от государственной
40 000,00
35 000,00
30000,00
25 000,00
20 000,00
15 000,00
10 000,00
5 000,00
0,00
3 4 234,58 34 501,53 35 514,9 37 754,0 37 1 369,27
3 0 346,93 29 020,59 30 774, -*- 33 89 33 393,27
2 6 286,50 26 046,1 9 31 159 62 31 32 9,75
20 119,5 0 24 С 24 15,64 547,16 26 3 11,93 17 805,6 9
18 196,80 17 728,69 -*- 17 806,78
15 417 ,79 15 420, 03
1 670,2 9 1 751,24 1 760,73 2 047,34 2 048,59 19 99,66
# ^ ^ ^ # ^ ^ ^ ^
^е-
# ¿р ^ ^ ^ ^ у- v ^
Л-' Л-
о- <у
чГ
/
О
$ Доходы И Расходы
Доходы от предпринимательской деятельности и иной, приносящий доход деятельности
рис. 1. Изменения, внесенные в закон Калининградской области от 30.11.2009 № 399 «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», в части доходов и расходов (указаны дата и номер областных законодательных актов с изменениями), млн руб.
корпорации — фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Безвозмездные поступления составили 3,98 и 2,1 % соответственно (к общему объему утвержденных доходов областного бюджета). Учитывая, что областной бюджет находится в значительной зависимости от финансовой помощи из федерального бюджета (34,7 % всех доходов), при принятии бюджета Калининградской обл. изначально предполагались значительные изменения в доходной и расходной частях бюджета в процессе его исполнения.
Затем законом Калининградской области от 22.12.2009 № 402 «О внесении изменений в закон Калининградской области от 30.11.2009 № 399 «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и в ходе его исполнения в 2010 г. в основные характеристики бюджета вносились неоднократные уточнения (рис. 1).
Вносимые в областной бюджет корректировки бюджетных назначений имеют разную направленность. Если до 29.11.2010 результатом всех измене-
ний бюджетных назначений по доходам и расходам является их увеличение, то в конце года областным законодательным актом внесены изменения по их сокращению. По доходам производится сокращение с 31 159,6 до 30 774,9 млн руб. (1,3 %), по расходам — с 37 754 до 37 369,3 млн руб. (1,0 %).
С учетом внесенных изменений уточненные доходы областного бюджета на 2010 г. составили 30 774,9 млн руб., что на 12 578,1 млн руб. (69,1 %) больше первоначально утвержденных назначений; расходы — 37 369,3 млн руб., что превышает утвержденные значения на 17 249,8 млн руб. (85,7 %). Дефицит областного бюджета установлен в объеме 6 594,4 млн руб. (в 3,4 раза больше относительно первоначально утвержденного показателя).
Дефицит областного бюджета в ходе корректировок сначала увеличивается относительно первоначально запланированного объема в 4,23 раза (с 1 922,8 до 8 189,6 млн руб.), а затем сокращается на 19,5 % (до 6 594,4 млн руб.) (рис. 2).
Посткризисные сложности развития, неточности прогнозирования основных макроэкономических показателей и назначений областного бюджета привели к тому, что в течение 2010 г. закон об областном бюджете корректировался:
— 3 раза — по объему налоговых и неналоговых доходов;
— 4 раза — по доходам за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
— 6 раз — по объему дефицита областного бюджета.
Внесенные изменения в бюджетные назначения обусловлены:
— необходимостью отражения в доходной и расходной частях областного бюджета полученных федеральных целевых средств;
0,00 1 000,00 2 000,00 3 000,00
5 000,00
6 000,00
7 000,00
8 000,00 9 000,00
-Дефицит
рис. 2. Изменения, внесенные в закон Калининградской области от 30.11.2009 № 399 «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», в части дефицита (указаны дата и номер областных законодательных актов с изменениями), млн руб.
— поступлением в 2010 г. собственных доходов в объемах, не совпадающих с первоначально запланированными показателями;
— перераспределением ассигнований по субъектам бюджетного планирования в связи с уточнением расходных обязательств областного бюджета и изменениями в поступлении доходов в ходе исполнения бюджета.
Изменения по увеличению назначений объема доходов областного бюджета в части поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ в значительной мере обусловлены решениями и действиями соответствующих федеральных органов власти. Вносимые в процессе исполнения бюджета 2010 г. корректировки налоговых и неналоговых доходов, доходов за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также дефицита в большей мере обусловлены недостаточным уровнем прогнозирования и бюджетного планирования соответствующих органов исполнительной власти Калининградской обл. В связи с этим встает вопрос о совершенствовании организационных резервов финансирования.
Правительству Калининградской области необходимо обратить особое внимание на потенциальные возможности, связанные с совершенствованием прогнозирования динамики макроэкономических показателей, берущихся за основу при формировании проекта бюджета и, соответственно, качество
формирования и исполнения бюджета региона. Сравнительный анализ фактической динамики макроэкономических показателей развития Калининградской обл. показывает их заметное отклонение от прогнозируемых значений. А объем доходов, дефицита и расходов областного бюджета в процессе исполнения существенно отклоняется от первоначальных показателей бюджета.
Согласно отчету об исполнении областного бюджета фактически в доходную часть зачислено 31 329,7 млн руб. доходов — 101,8 % уточненных бюджетных назначений (100,1 % к уточненным показателям бюджетной росписи). Это на 13 132,98 млн руб. (на 72,17 %) выше первоначально утвержденного показателя. Расходы бюджета исполнены в сумме 33 393,3 млн руб. — 89,4 % к уточненным показателям бюджета (на 89 % к уточненным показателям бюджетной росписи) Это на 13 273,7 млн руб. (на 65,97 %) выше первоначально утвержденного показателя. В результате, при утвержденном дефиците в размере 6 594,4 млн руб. (—6 147,5 млн руб. по уточненным показателям бюджетной росписи) фактически бюджет исполнен с дефицитом 2 063,5 млн руб.
Как показывает анализ, первоначально принятый областной бюджет оказался заниженным и был сформирован без достаточного учета влияния макроэкономических процессов, происходящих в реальной экономике в условиях выхода из кризисной ситуации (табл. 2). Неточности прогнозирования основных макроэкономических показателей повлияли на то, что в течение большей части 2010 г. правительство Калининградской области решало проблему изыскания значительных дополнительных источников доходов.
В сравнении с уровнем 2009 г. объем доходов областного бюджета в 2010 г. уменьшился (90,9 %). При этом в структуре доходных источников существенно возросла доля налоговых и неналоговых доходов (с 40,3 до 56,8 %), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (с 4,6 до 6,4 %), при уменьшении доли безвозмездных поступлений (с 55,1 до 36,8 %) (табл. 3).
Высокие темпы роста налоговых и неналоговых доходов по итогам 2010 г. обусловили превышение
4 000,00
Таблица 2
Первоначально утвержденные, уточненные и исполненные показатели областного бюджета 2010 г., млн руб.
наименование Бюджет, утвержденный областным законом от 30.11.2009 № 399 Бюджет с изменениями, в редакции областного закона от 27.12.2010 № 528 исполнено, 2010
сумма В процентах к
бюджету уточненному бюджету
Доходы, всего 18 196,8 30 774,9 31 329,7 172,17 101,8
Расходы, всего 20 119,5 37 369,3 33 393,3 165,97 89,4
Дефицит —1 922,8 —6 594,4 —2 063,5 7,3 В 3,2 раза
Таблица 3
структура и динамика доходов областного бюджета в 2009—2020 гг.
наименование 2009 2010 2010 к 2009, %
Млн руб. В процентах Млн руб. В процентах
Доходы, всего 34 478,1 100,0 31 329,8 100,0 90,9
Налоговые и неналоговые доходы 13 895,9 40,3 17 806,8 56,8 128,1
Безвозмездные поступления 18 993,3 55,1 11 523,3 36,8 60,7
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 1 588,9 4,6 1 999,7 6,4 125,9
их докризисного уровня на 19,1 % (14 952,8 млн руб. в 2008 г.).
В сравнении с 2009 г. объем федеральных трансфертов уменьшился на 39,8 %, что связано с сокращением антикризисной поддержки регионов правительством страны. Безвозмездные поступления в целом сократились на 39,3 %. Объем безвозмездных поступлений в 2010 г. был сопоставим с докризисным 2008 г. (11 336,5 млн руб.).
Расходы областного бюджета за 2010 г. исполнены на 33 393,3 млн руб. (89,0 % от уточненных бюджетных ассигнований) (табл. 4).
Анализ приведенных в табл. 4 данных показывает, что в 2010 г. практически все разделы областного бюджета недофинансированы относительно уточненных назначений. При этом в наибольшей степени недофинансированы расходы по разделам «жилищно-коммунальное хозяйство» (36,9 %) и
Таблица 4
исполнение расходов областного бюджета за 2010 г. по разделам функциональной классификации, млн руб.
раздел наименование показателя Уточненные назначения* исполнено Процент исполнения
100 Общегосударственные вопросы 1 293,7 960,5 74,3
200 Национальная оборона 22,9 22,3 97,7
300 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 744,2 727,7 97,8
400 Национальная экономика 6 621, 98 5 861,7 88,5
500 Жилищно-коммунальное хозяйство 936,8 345,5 36,9
600 Охрана окружающей среды 18,8 16,7 88,8
700 Образование 1 536,7 1 452,5 94,5
800 Культура, кинематография и средства массовой информации 995,1 526,1 52,9
900 Здравоохранение, физическая культура и спорт 1 347,5 1 007,9 74,8
1000 Социальная политика 4 814,7 4 495,6 93,4
1100 Межбюджетные трансферты 17 073,1 16 053,7 94
— Расходы (без предпринимательской деятельности), итого 34 405,5 31 470,3 88,9
— Расходы за счет предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности 2 114,3 1 923,0 91
— Расходы, всего 37 519,8 33 393,3 89
*По бюджетной росписи.
Таблица 5
Показатели поквартального исполнения областного бюджета за 2010 г. (без учета предпринимательской деятельности)
наименование исполнено
I квартал II квартал III квартал IV квартал итого за год
Расходы, млн руб. 4 208,6 7 026,5 8 225,1 12 010,0 31 470,3
Расходы, % 13,37 22,33 26,14 38,16 100,0
Доходы, млн руб. 5 879,5 7 194,6 8 491,3 7 764,7 29 330,1
Доходы, % 20,05 24,53 28,95 26,47 100,0
Дефицит (—) /профицит (+) +1 670,9 +168,1 +266,2 —4 245,3 —2 140,2
«культура, кинематография и средства массовой информации» (52,9 %). Такой значительный объем неисполнения расходов областного бюджета, который был установлен сводной бюджетной росписью, вызван не экономией бюджетных расходов, а недостаточным уровнем исполнения расходов.
В целях оценки ритмичности и стабильности исполнения областного бюджета в 2010 г. проведен анализ поквартального исполнения (табл. 5.). В течение I, II, III кварталов 2010 г. при исполнении областного бюджета просматривается тенденция опережающего роста поступлений доходов над исполнением расходов. Бюджет исполняется с профицитом в связи с недостаточным уровнем исполнения расходов. В IV квартале происходит форсированный рост расходов (38,16 % годовых назначений) и пиковый для 2010 г. дефицит бюджета.
Как показывает анализ исполнения бюджета, основными причинами недостаточного уровня исполнения расходов являются неготовность объектов и работ, подлежащих оплате по факту надлежащего исполнения, а также организационно-административные неувязки и сложности, возникающие в процессе формирования и исполнения бюджета
в части межбюджетных трансфертов. Практика предоставления отдельных видов межбюджетных трансфертов в конце финансового года, равно как и неритмичность поступления, снижают эффективность использования бюджетных средств (в том числе по софинансированию) и являются одной из причин неисполнения расходов и формирования остатков. Остаток средств на счете областного бюджета на 01.01.2011 составил 4 388,3 млн руб., в том числе целевых средств 1 324,7 млн руб.
Характерной чертой формирования доходов областного бюджета является высокая зависимость от безвозмездных поступлений — межбюджетных трансфертов с федерального уровня. С одной стороны, это отражает хроническое несоответствие между расходными обязательствами и финансовыми возможностями областного бюджета, а с другой — снижаются возможности влияния субъекта РФ на формирование своих доходов и прогнозирование их поступления в областной бюджет. В связи с этим был проведен анализ всей совокупности фактически собираемых на территории области налогов, других обязательных платежей и сборов в бюджетную систему РФ (табл. 6).
Таблица 6
Вертикальный баланс доходов калининградской обл. в 2006—2010 гг., млрд руб.
№ строки Показатель 2006 2008 2009 2010
1 Налоги, таможенные платежи и сборы в бюджетную систему: 53,7 91,0 66,1 118,7
2 В федеральный бюджет 40,6 70,0 47,3 65,6
3 Таможенные платежи 27,4 47,8 29,0 37,7
4 В консолидированный бюджет области 13,1 21,8 18,8 53,1
5 Взносы во внебюджетные фонды (ЕСН) 6,1 10,2 11,6 13,2
6 Итого собранных налогов и других обязательных платежей по Калининградской области 59,8 101,2 77,7 131,9
7 Всего перечислений в федеральный центр 40,6 70,0 47,3 65,6
8 Отношение объема средств, перечисленных в федеральный центр к объему собранных на территории области платежей (стр. 7/стр. 6), % 67, 9 69,2 60,8 49,7
9 Перечислено из федерального бюджета в бюджет Калининградской области (субсидии, субвенции и др.) 4,9 11,1 18,1 10,9
Окончание табл. 6
№ строки Показатель 2006 2008 2009 2010
10 Превышение перечисленных средств (стр. 7/стр. 9) 8,3 раза 6,3 раза 2,6 раза 6 раз
11 Перечислено из федерального бюджета региональным федеральным структурам 18,9 21,6 25,1 24,5
12 Всего перечислений из федерального центра 23,8 32,7 43,2 35,4
13 Баланс (превышение перечислений в федеральный центр над поступлениями из центра (стр. 7/стр. 12) 16,8 (2,4 раза) 37,3 (2,1 раза) 4,1 (1,1раза) 30,2 (1,9 раза)
Как показывает анализ, позитивные тенденции экономического развития сопровождаются реализацией как налогового потенциала экономики области, так и ростом всей совокупности обязательных платежей и сборов в бюджетную систему.
Приведенные фактические данные свидетельствуют о значительном превышении перечисляемых налогов и других обязательных платежей в федеральный центр над поступлениями из федерального бюджета. Соответственно, сложившиеся межбюджетные отношения субъекта РФ и федерального центра, при которых область позиционируется как дотационный регион, не соответствуют реалиям при рассмотрении всей совокупности финансово-экономических отношений. Это создает финансово-экономические предпосылки и основания для постановки вопроса о совершенствовании межбюджетных отношений, решения проблем реализации бюджетных полномочий и обеспечения расходных
обязательств субъекта РФ не за счет финансовой помощи федерального центра, а за счет увеличения доли поступления в областной бюджет доходов (налогов), собираемых на территории Калининградской обл.
Список литературы
1. Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: закон Калининградской области от 30.11.2009 № 399.
2. Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности правительства Калининградской области за 2010 год. URL: http:/www. gov39.ru/.
3. Социально-экономическое положение Калининградской области в 2010 г. (доклад). Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. URL: http//Kaliningrad. gks. ru/.
1С: ПРЕД ПРИЯТИЕ 8
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И УЧЕТА
• Продажа, доставка и установка программных продуктов
• Сопровождение (обновление, консультации, настройка и доработка программ)
® Внедрение 1С
®
# Разработка программ (с учетом специфики деятельности и индивидуальных требований клиента)
• Автоматизация бизнес-процессов предприятий на базе 1С
® Перенос данных и организация обмена данными между различными программами
//
1 С:ФРД НЧ АЙЗИНГ
'Альмасофт" (495) 767-21-80
http://www.almassoft.ru/ info@almassoft.ru/
...........j
КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПО ДЕЛОВОМУ ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ