Научная статья на тему 'Анализ принятия управленческих решений в условиях неопределенности'

Анализ принятия управленческих решений в условиях неопределенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ принятия управленческих решений в условиях неопределенности»

8 (65) - 2006

Экономика-математическое моделирование

АНАЛИЗ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

т.и. овчинникова,

доктор экономических наук, профессор

и.н. Булгакова,

кандидат экономических наук, доцент

м.г. хорева,

Воронежская государственная технологическая академия

Факторы риска и неопределенности подлежат учету в расчетах эффективности деятельности предприятия, если при разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту различны.

Нередко экономическая ситуация является уникальной по своей неопределенности, а решение в таких условиях должно приниматься сразу и однократно, что порождает необходимость развития уже известных науке и практике методов моделирования принятия решений в условиях неопределенности и риска1.

Предлагаем в условиях риска для определения наилучших решений использовать следующие критерии, в основу которых заложен анализ так

>,11' где au

называемой платежной матрицы А = \ — выигрыш лица, принимающего решение (ЛПР) при реализации его /-го управляющего решения (/ = 1,..., п) в/-й ситуации (/ = 1,..., т). Причем если а у >0 — ЛПР выигрывает, а< 0 — ЛПР проигрывает, а/ = 0 не дает ни преимуществ, ни проигрыша.

1. Максиминный критерий Вальда. Согласно этому критерию оптимальной выбирается то управляющее решение, при котором минимальный выигрыш от принятия решения максимален.

W = max min a::.

(1)

Если руководствоваться этим критерием, то

1 Дубров А. М. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе / А. М. Дубров, Б. А. Логоша, Е. Ю. Хрусталев. — М.: Финансы и статистика, 2000.

надо всегда ориентироваться на худшие условия и принимать то решение, для которого в худших условиях выигрыш максимален. Очевидно, что такой подход может быть продиктован только крайним пессимизмом в оценке обстановки — «всегда рассчитывать на худшее».

2. Критерий минимаксного риска Сэвиджа. Этот критерий рекомендует в условиях неопределенности выбирать ту стратегию, при которой величина риска принимает наименьшее значение в самой неблагоприятной ситуации (когда риск максимален):

S=min max r::.

(2)

Риском лица, принимающего решение, в данном случае называется r, = max a, - a.

Сущность этого критерия 'в том, чтобы любыми путями избежать большого риска при принятии решения.

Критерий Сэвиджа так же, как и критерий Вальда — это критерии крайнего пессимизма, но только пессимизм здесь понимается по-другому: худшим объявляется не минимальный выигрыш, а максимальная потеря выигрыша по сравнению с тем, чего можно было бы достичь в данных условиях (максимальный риск).

3. критерий пессимизма-оптимизма Гурвица. Этот критерий рекомендуется при выборе решения не руководствоваться ни крайним пессимизмом (всегда рассчитывать на худшее), ни крайним легкомысленным оптимизмом. Критерий Гурвица имеет вид:

22

экономический анализ: теория и практика

ЭкоНомико-млТгмлТигескос моделирование

8 (65) - 2006

Таблица 2

Риски реализации продукции различных предприятий молочной отрасли Воронежской области

Таблица 1

Показатели объема выпуска продукции предприятий молочной промышленности Воронежской области в 2004 г. (млрд руб.)

П. J A. 1 П1 П2 Щ W H

Ai 0,20 0,30 0,15 0,15 0,21

A2 0,75 0,20 0,35 0,20 0,42

A3 0,25 0,80 0,25 0,25* 0,47*

A4 0,85 0,05 0,45 0,05 0,37

П. П П1 П2 П3 5

A1 0,65 0,50 0,30 0,65

A2 0,10 0,60 0,10 0,60*

A3 0,60 0 0,20 0,60*

A4 0 0,75 0 0,75

H = max{y min ai} +(1 -y)max aу}, (3)

где у — коэффициент, выбираемый между нулем и единицей. При 0 < y < 1 получается нечто среднее между крайним пессимизмом и крайним оптимизмом (коэффициент y выражает как бы «меру пессимизма» исследователя). Этот коэффициент выбирается из субъективных соображений — чем опаснее ситуация, чем больше мы хотим в ней «подстраховаться», тем ближе к единице выбирается y. При желании можно построить критерий, аналогичный критерию оптимизма-пессимизма Гурвица исходя не из выигрыша, а из риска, как в критерии Сэвиджа.

Рассмотрим процесс принятия решения с четырьмя управляющими стратегиями A1, A2, A3, A4 и тремя вариантами условий, в которых принимаются решения и оцениваются риски П1, П2, П3 — это различные состояния рынка. Допустим, спрос на продукцию в зависимости от сезонности (табл. 1). В табл. 1 приводятся данные объема выпуска продукции в различных ситуациях разных предприятий одной отрасли (в нашем примере — молочной). В таблице приведены также и результаты расчетов по критериям Вальда (W) и Гурвица (H) с коэффициентом y = 0,6. Оптимальные стратегии и соответствующие уровни риска отмечены звездочкой (*).

Для расчетов по критерию Сэвиджа построим вспомогательную таблицу рисков (табл. 2).

Все три критерия согласно говорят в пользу

управляющей стратегии А3. Именно ее необходимо выбрать, чтобы сократить риск принятия управленческого решения.

Таким образом, в случае отсутствия информации о вероятностных состояниях среды теория не дает однозначных и математически строгих рекомендаций по выбору критериев принятия решений. Это объясняется в большей мере не слабостью теории, а неопределенностью самой ситуации. Единственно разумный выход в подобных случаях — попытаться получить дополнительную информацию, например, проведением анализа поведения потребителей, что будет исследовано в других работах авторов. В отсутствие дополнительной информации принимаемые решения теоретически недостаточно обоснованы и в значительной мере субъективны.

Однако несмотря на то, что применение математических методов в подобных ситуациях не дает абсолютно достоверного результата и последний в определенной степени является субъективным (вследствие произвольного выбора критерия принятия решения), оно тем не менее создает некоторое упорядочение имеющихся в распоряжении руководителей подразделений данных:

• задаются альтернативные решения;

• анализируются выигрыши и потери при различных сочетаниях состояния «среда-решение».

Такое упорядочение представлений о проблеме

само по себе способствует повышению качества принимаемых решений.

экономический анализ: теория и практика

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.