Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ'

АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
265
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЕПРОВОД / ПОДВОДНЫЙ ПЕРЕХОД / ТРУБОПРОВОД / АВАРИЯ / ПОВРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Чурилина Юлия Юрьевна

Бесперебойная работа магистральных нефтепроводов - одна из актуальных задач для экономики Российской Федерации. Подводные переходы ввиду сложных условий строительства и эксплуатации являются одним из наиболее уязвимых участков магистрали. В работе анализируются причины и источники возникновения повреждений подводных переходов. Констатируется, что повреждение подводного перехода может нанести колоссальный вред экологии, для предотвращения которого необходимо проводить качественную и своевременную диагностику трубопроводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Чурилина Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CAUSES OF DAMAGE TO UNDERWATER CROSSINGS OF THE MAIN OIL PIPELINES

The uninterrupted operation of main oil pipelines is one of the urgent tasks for the economy of the Russian Federation. Underwater crossings, due to the difficult conditions of construction and operation, are one of the most vulnerable sections of the highway. The paper analyzes the causes and sources of damage to underwater crossings. It is stated that damage to the underwater crossing can cause enormous harm to the environment, to prevent which it is necessary to carry out high-quality and timely diagnostics of pipelines

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ»

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »

!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500

№3 / 2022

При расчете упорных подшипников (подпятников) используются те же алгоритмы, что и при определении характеристик радиальных подшипников, с той лишь разницей, что величина зазора принимается одинаковой для всех ограничителей расхода, открывающихся в зазор. Это справедливо в случае принятия гипотезы о том, что упорные подшипники практически не воспринимают радиальную нагрузку. Действительно, если расстояние между радиальными подшипниками составляет десятки сантиметров, а радиус окружности линии поддува упорных подшипников редко превышает 5-6 см, перемещение оси шпинделя, например, при конической прецессии с амплитудой 10-20 мкм, вызовет искажение формы зазора подпятника лишь на несколько микрометров. Статическая характеристика жесткости свидетельствует, что подшипник практически нечувствителен к такой величине изменения зазора.

Список использованной литературы:

1. Долотов К.С. «Прогнозирование динамического качества шпиндельных узлов с газостатическими опорами», Москва, 1999г.

2. Соболь И.М., Статников Р.Б. Выбор оптимальных параметров в задачах сомногими критерями.-М.: Наука, 1981. 108с.

3. Пуш А.В. Оценка динамического качества станков по областям состояний их выходных параметров.-Станки и инструмент, 1984, №8, с. 9-12.

4. Пуш А.В. Оценка качества приводов прецизионных шпиндельных узлов по областям состояний выходных параметров точности.- Станки и инструмент, 1985, №2, с. 12-15.

5. Пуш А.В. Прогнозирование и оптимизация точности и параметрической надежности шпиндельных узлов на стадии проектирования // Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук, МАМИ, Москва, 1985.

© Симаков Д.В., 2022

УДК 621.65.053

Чурилина Юлия Юрьевна

Самарский государственный технический университет

Научный руководитель: Рязанова Галина Николаевна

Самарский государственный технический университет

г. Самара, РФ

АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ

Аннотация

Бесперебойная работа магистральных нефтепроводов - одна из актуальных задач для экономики Российской Федерации. Подводные переходы ввиду сложных условий строительства и эксплуатации являются одним из наиболее уязвимых участков магистрали. В работе анализируются причины и источники возникновения повреждений подводных переходов. Констатируется, что повреждение подводного перехода может нанести колоссальный вред экологии, для предотвращения которого необходимо проводить качественную и своевременную диагностику трубопроводов.

Ключевые слова

Магистральный нефтепровод, подводный переход, трубопровод, авария, повреждение

Churilina Yulia Y.

Samara State Technical University Supervisor: Ryazanova Galina N.

Samara State Technical University Samara, Russia

ANALYSIS OF THE CAUSES OF DAMAGE TO UNDERWATER CROSSINGS OF THE MAIN OIL PIPELINES

Abstract

The uninterrupted operation of main oil pipelines is one of the urgent tasks for the economy of the Russian Federation. Underwater crossings, due to the difficult conditions of construction and operation, are one of the most vulnerable sections of the highway. The paper analyzes the causes and sources of damage to underwater crossings. It is stated that damage to the underwater crossing can cause enormous harm to the environment, to prevent which it is necessary to carry out high-quality and timely diagnostics of pipelines.

Keywords

Main oil pipeline, underwater crossing, pipeline, accident, damage

Большинство магистральных нефтепроводов Российской федерации построены в 20 веке в ускоренном темпе для увеличения обеспечения поставок нефти, а, следовательно, для развития экономики в Российской Федерации. При эксплуатации трубопроводы подвергаются не только постоянным нагрузкам, но и воздействиям окружающей среды, что может привести к возникновению аварий и инцидентов.

Подводные переходы магистральных нефтепроводов являются наиболее уязвимыми участками трассы, к строительству которых предъявляются особые требования[1, с.3, 4].

Рисунок 1 - Причины и источники повреждения подводных переходов магистральных нефтепроводов Источник: разработано автором.

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »

ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500

№3 / 2022

Выделяют следующие причины возникновения повреждений подводных переходов: основные и второстепенные. К основным можно отнести коррозию стенок трубопровода, а также гидрологию зоны строительства дюкера. К второстепенным - нарушение технологии производства строительно-монтажных работ, механические разрушение под влиянием внешней среды, воздействие флоры и фауны, природные и климатические нагрузки, отклонение от проектных и технологических режимов перекачки продукта. Причины повреждений подводных переходов представлены на рисунке 1.

При естественном процессе деформации русла реки, подводный переход магистрального нефтепровода может провисать, поэтому на этапе проектирования важно учитывать деформацию русловых процессов. Также важно обращать внимание на физико-химические свойства воды и грунтов. Например, при высоких скоростях водного потока может нарушаться речное ложе, и при возникновении зон вакуума при обтекании трубы потоком возникает кавитация, которая вызывает эрозионное разрушение участка [5, с.12]. Скорость эрозии также зависит от вида и состава грунта: интенсивность тем больше, чем меньше размер и связанность частиц.

Одной из основных причин повреждения участков трубопроводов подводных нефтепроводов является коррозионное разрушение металла.

Большое воздействие на появление коррозии оказывает концентрация кислорода и солей в водной среде: чем больше состав веществ, тем выше скорость коррозии.

Растрескивание материала стенок трубопровода может также происходить вследствие «перенапряжения водорода» на катодных участках. При наличии скрытых дефектов, может произойти повышение повышении концентрации водорода. Тогда атомы водорода при внедрении в решетку металла создают внутреннее напряжение, что приводит к растрескиванию. Для защиты подводных участков нефтепроводов принято применять усиленные изоляционные покрытия, а также катодную и дренажную защиту.

Водная среда богата различными представителями флоры и фауны, которые также оказывают воздействие на подводные переходы. Так, животные и растения «обрастают» вокруг участков трубопровода [4, с. 159], при этом нарушается изоляционное покрытие и увеличивается риск возникновения коррозии. Некоторые представители подводной среды разъедают изоляцию на 4 - 5 мм.

Также причиной отказов трубопровода является нарушение технологии производства строительно-монтажных работ. Если при выполнении работ не соблюдаются требования [3, с. 12], то при сооружении участков могут обнаружиться твердые виды грунтов, которые не были выявлены при изысканиях и не учтены в проектной документации. Отклонение от проекта при строительстве линейных участков недопустимо.

В практике строительства встречается, что проектом предусматривается использование машин и механизмов с учетом имеющегося у строительной организации оборудования в ущерб качества и надёжности прокладки трубопроводов. Также имеются случаи несоблюдение подрядчиком критериев оптимальности строительства [2 , с.61] для увеличения заложенного бюджета строительно-монтажных работ.

Для увеличения надежности и безопасности подводных переходов магистральных нефтепроводов необходима качественная диагностика. Своевременное выявление и замена проблемных участков позволяет снижать вероятность возникновения аварий, которые могут нанести колоссальный вред экологии.

Список использованной литературы:

1. Свод правил: СП 422.1325800.2018 «Трубопроводы магистральные и промысловые для нефти и газа. Строительство подводных переходов и контроль выполнения работ»: нормативно-технический

материал. - Москва [утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24.12.2018 г. 3 855/пр], 2019. - 48 с.

2. Васильев Г.Г., Коробков Г.Е., Коршак А.А. и др. Трубопроводный транспорт нефти: Учеб. для вузов: В 2 т. - М.: ООО «Недра - Бизнесцентр», 2002. - Т. 1. - 407 с.

3. Забела К. А. Красков В. А., Москвич В. М. и др. Безопасность пересечения трубопроводами водных преград. - М.: Недра, 2001. - 194 с.

4. Ивчатов А.Л. Химия воды и микробиология: учебник / А.Л. Ивчатов, В.И. Малов. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 218 с.

5. Новицкий Д.В., Кузьмин С.В., Иванов В.В. и др. Безопасность и надежность подводных переходов трубопроводных систем Западной Сибири.- ТИИС Инновация, 2017. - 62 с.

©Чурилина Ю.Ю., 2022

УДК 621 371 3 ББК 32 947

K.S. Sayfullozoda . P.A Taenkov. O.S. Yakushov

Tambov State Technical University, Tambov, Russia. e-mail: sqiyom@bk.ru Scientific adviser: Shamkin Valery Nikolaevich

SINGLE-MIRROR WIDE-ANGLE HYBRID ANTENNA OF QUASI-TOROIDAL TYPE FOR SATELLITE COMMUNICATION SYSTEMS OF SPACE REPEATERS

Abstract

Single-mirror antennas are among the simplest types of antennas that are very well used as part of radio engineering devices for television, broadcasting, radio communications via artificial Earth satellites (AES) in geostationary orbit (GSO), in the field of radar, radio astronomy and communication systems.

Keywords:

hybrid antenna, antenna cross-sections, space repeaters.

К.С. Сайфуллозода, П.А. Таёнков, О.С. Якушов

Тамбовский государственный технический университет,

Тамбов, Россия Почта майл: sqiyom@bk.ru Научный руководитель: Шамкин Валерий Николаевич

ОДНОЗЕРКАЛЬНАЯ ШИРОКОУГОЛЬНАЯ ГИБРИДНАЯ АНТЕННА КВАЗИТОРОИДАЛЬНОГО ТИПА ДЛЯ СИСТЕМ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ КОСМИЧЕСКИХ РЕТРАНСЛЯТОРОВ

Аннотация

Однозеркальные антенны относятся к простейшим типам антенн, которые очень хорошо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.