УДК 331.464.2
Даутова И.Р.
магистрант УГНТУ, г. Уфа, РФ Шарафутдинова Г.М.
канд. техн. наук, доцент УГНТУ, г. Уфа, РФ
АНАЛИЗ ПРИЧИН ТРАВМАТИЗМА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация
В статье приведены результаты анализа причин травматизма в строительной отрасли, приведена динамика травматизма по отраслям, по видам тяжелых несчастных случаев на строительных площадках. Рассмотрена динамика уровня травматизма с летальным исходом при эксплуатации подъемных механизмов, показатели аварийности по видам грузоподъемных кранов.
Ключевые слова
Строительство, безопасность, подъемные сооружения, башенные краны, аварийность,
травматизм, техника безопасности.
В последние десятилетия строительная индустрия активно развивается и набирает обороты на всей территории страны. С ростом промышленного производства пропорционально увеличивается и количество производственного травматизма [1, с.27].
Деятельность в строительстве считается одной из самых травмоопасных. Анализируя статистические данные, можно сделать вывод, что в строительной сфере уровень травматизма выше, чем в других отраслях экономики страны. По данным Министерства труда и социальной защиты строительная отрасль находится на втором месте, так в 2018 году доля травматизма составила 17,3 % (1026 случаев), а в 2019 году этот показатель увеличился до 17,5% (1062 случаев).
Уровень травматизма в строительной отрасли превосходит по своим показателям отрасли транспортировки и хранения, сельское и лесное хозяйство, добычу полезных ископаемых, и др.
Рассмотрим более подробно виды тяжелых несчастных случаев в строительной отрасли. По тяжести несчастных случаев на первом месте находится падение с высоты - 38,6 %, от воздействия движущихся предметов и механизмов тяжелые травмы получают в 23,5% случаях, от падения предметов - тяжелые повреждения получает 11,1% рабочих занятых в строительстве. К другим факторам следует относить: воздействие экстремальных температур; физические перегрузки. От таких факторов по официальным данным в 2019 году пострадало 10,2%. Количество зафиксированных транспортных происшествий составило 10,2%, противоправные действия других лиц - 4,2%, воздействие электрического тока - 2%.
Перечислим основные причины тяжелых несчастных случаев в строительной отрасли: низкая организация условий работ - 32,4%; нарушение трудового распорядка - 9,7%; нарушение правил транспортного движения на рабочей площадке - 8,1%; нарушение строительного процесса - 4,6%; низкая квалификация персонала - 4,1%; нарушение оборудования рабочих мест - 3%; отсутствие или неприменение работниками средств индивидуальной защиты - 2,7%; другие причины - 35,4% [2].
Следует отметить, что в последние годы участились случаи падения строительных кранов на площадках. Данные происшествия причиняют тяжелый вред здоровью или смерть самому крановщику, а также другим лицам, которые в это время находятся на строительной площадке и вблизи нее, так как радиус падения достаточно большой.
Далее рассмотрим статистические показатели травматизма на строительных площадках, где имеются подъемные сооружения, которые используются для реализации строительных работ. Как видно из рис.1 показатели смертельного травматизма очень велики [3, с.257].
Рисунок 1 - Показатели уровня травматизма при эксплуатации подъемных механизмов
с летальным исходом
Проведем анализ распределения аварий исходя из вида грузоподъемных кранов (рис. 2).
Рисунок 2 - Показатели аварийности по видам грузоподъемных кранов
Максимальное число аварий зафиксировано с применением башенных кранов - 39% [3, с.256].
Отметим основные причины высокой аварийности башенных кранов:
- несоблюдение требований безопасности;
- отсутствие контроля за соблюдением требований безопасности во время проведения работ со стороны машиниста и других ответственных лиц;
- низкая квалификация персонала, или отсутствие необходимого образования и профессиональных навыков;
- безнаказанность и низкий уровень трудовой дисциплины;
- нарушение технологии выполнения грузоподъемных работ;
- несвоевременное проведение осмотра и ремонта техники;
- физический и моральный износ башенных кранов;
- несоответствующий уровень используемых технологий и разработок [1].
Проанализировав случаи возникновения травматизма в строительной отрасли, можно сделать вывод, что травматизм на строительных площадках является актуальной проблемой, и предложить следующие меры, направленные на повышение уровня безопасности работ:
- применяемые на объектах машины и оборудование должны быть технически исправными и соответствовать всем необходимым требованиям;
- на объекте строительства и в строительной компании должна быть вся необходимая для осуществления работ документация;
- использование в процессе выполнения работ современных средств индивидуальной и коллективной защиты;
- сотрудники строительной компании, и других строительно-подрядных организаций, выполняющие сопутствующие работы, должны быть соответствующей квалификации;
- своевременное и эффективное проведение обучения по охране труда;
- соблюдение требований безопасности на строительных площадках.
Список использованной литературы:
1. Карпов Р.Е. Анализ причин и профилактика производственного травматизма в строительной отрасли //
~ 29 ~
Инновационная наука. 2018. №6, С.27-31
2. Министерство труда и социальной защиты [Электронный ресурс]: Сведения о пострадавших на производстве по территориям Российской Федерации по видам экономической деятельности за 2018 -URL: https://mintrud.gov.ru/ (дата обращения: 05.03.2021)
3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору [Электронный ресурс]: Годовой отчет о деятельности федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2019 году - М.,.2020 - Режим доступа: http://www.gosnadzor.ru/ (дата обращения: 05.03.2021)
© Даутова И.Р., Шарафутдинова Г.М., 2021
УДК: 62
Екимов С.А.,
г. Смоленск
ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩЕННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ
НА ОСНОВЕ НЕЧЕТКОГО ВЫВОДА
Основными исходными посылками для постановки задачи формирования обобщенного показателя оценки сложной системы при неравнозначности частных целей с идентификацией теоретико-множественных операций их агрегирования являются:
- недостатки существующих подходов к формированию обобщенного показателя на основе частных критериальных показателей;
- при формировании обобщенного показателя необходимо учитывать степени значимости и неравнозначность частных критериальных показателей;
- степени значимости частных критериальных показателей должны использоваться для идентификации теоретико-множественных операций при их агрегировании;
- сложность построения нечетких продукционных моделей для решения задач многокритериальной оценки, которая существенно возрастает с увеличением количества частных целей;
- невозможностью четкой формализации критериев, выраженных в качественной форме.
Пусть для оценки сложной системы определен перечень частных критериальных показателей А.. Каждый частный критериальный показатель связан с частным критериемН .,у = 1 ... т, описываемым
нечетким множеством, определенном на X, причем для V х)■ е X, величина (х) характеризует
Н1
степень соответствия значения ху критерию Н . Обобщенная оценка Zд сложной системы должна
представлять собой совокупность оценок по частным критериям Н , объединенных с помощью
некоторой операции свертки. Необходимо определить «лучший» объект, удовлетворяющий заданным критериям.
Решение сформулированной задачи проводится в следующей последовательности. Во-первых, для каждой из частных целей формируются нечеткие множества Н, которые характеризуют степень их удовлетворения множеству X, где X область определения значений у-го показателя. Другими словами, формируется частный критерий оценки сложной системы Ну . Степень
удовлетворения оценки сложной системы Яп частному критерию Н. будет определяться путем
композиции нечетких множеств Н ■ и А . [54].