Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 29 — 32. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):29 — 32.
ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Научная статья
УДК 340.155.8 + 316.324.8
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-29-32 NIION: 2007-0062-1/24-003
EDN: https://elibrary.ru/HSOGHO MOSURED: 77/27-004-2024-01-203
Анализ правовых подходов концепции Н.Я. Данилевского
Александра Сергеевна Тихомирова
Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева,
Астрахань, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье осуществляется анализ правовых подходов в теории Н.Я. Данилевского и исследуется влияние его идей на современное правопонимание. Излагаются аксиологические принципы, предложенные Данилевским, в их сравнении с современными концепциями права, анализируется их значимость для формирования консервативной идеологии и роли цивилизационного фактора в развитии правовых систем. В статье подчеркивается актуальность идей Данилевского в контексте глобализации и межкультурного взаимодействия.
Ключевые слова: Н.Я. Данилевский, аксиологические принципы, концепция права, культурно-исторические типы, цивилизационный подход, национальная идентичность, правовая система, консервативная идеология, глобализация, правовые ценности
Для цитирования: Тихомирова А.С. Анализ правовых подходов концепции Н.Я. Данилевского // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 29-32. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-29-32. EDN: https://elibrary.ru/HSOGHO.
THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES
Original article
Analysis of legal approaches in the N.Ya. Danilevsky's concept
Alexandra S. Tikhomirova
Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, Russia, [email protected]
Abstract. The article analyzes the legal approaches in the theory of N.Ya. Danilevsky and examines the influence of his ideas on modern legal understanding. The article outlines the axiological principles proposed by Danilevsky in their comparison with modern concepts of law, analyzes their importance for the formation of conservative ideology and the role of the civilizational factor in the development of legal systems. The article emphasizes the relevance of Danilevsky's ideas in the context of globalization and intercultural interaction.
Keywords: N.Ya. Danilevsky, axiological principles, legal concept, cultural-historical types, civilizational approach, national identity, legal system, conservative ideology, globalization, legal values
For citation: Tikhomirova A.S. Analysis of legal approaches in the N.Ya. Danilevsky's concept // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1 ):29 —32. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3305-2024-1-29-32. EDN: https://elibrary.ru/HSOGHO.
В2022 г. мир отметил 200-летие со дня рождения выдающегося русского мыслителя ^колая Яковлевича Данилевского (1822— 1885), чье научное наследие продолжает оставаться актуальным для современных исследований в области политической, культурной и правовой теории. Его вклад в разработку теории культурно-исторических типов и концепции цивилиза-
© Тихомирова А.С., 2024
ционного подхода к анализу исторического процесса во многом предвосхитил идеи, которые сегодня находят отражение в современной аксиологии права и геополитике.
Тема правовых ценностей и понимания права, которую Данилевский затрагивал не напрямую, но которая пронизывает его работы, позволяет взглянуть на традиционные правовые системы через призму цивилизационной уникальности и множественности путей развития об-
ществ. Это особенно важно в контексте современных международных отношений и изменений в мировом порядке XXI в., где вопросы правовой интеграции и конфликта ценностей занимают ключевое место в дискуссиях о глобальной и региональной стабильности.
Целью данной статьи является анализ правовых подходов в концепции Н.Я. Данилевского, а также исследование того, как его идеи могут быть применены для понимания современных правовых реалий. Задачами исследования станут: выявление основных аксиологических принципов в работах Данилевского, их сравнение с современными концепциями права, анализ влияния его идей на формирование консервативной идеологии и понимания роли цивилизационного фактора в развитии правовой системы.
Важность данного исследования заключается в попытке осмысления наследия Данилевского в контексте глобализирующегося мира, где столкновение и взаимодействие различных правовых культур и ценностей ставит перед юридической наукой новые вызовы и задачи. Актуальность работы обусловлена необходимостью критического переосмысления правовых концепций прошлого для поиска эффективных подходов к решению правовых проблем современности.
В работах Николая Яковлевича Данилевского можно выделить несколько ключевых аксиологических принципов [1, с. 150—153]:
1. Ценность культурного разнообразия и уникальности. Данилевский утверждал, что каждая цивилизация имеет свою уникальную культуру и историю, и они не должны подменяться или доминировать над другими. Он выступал против попыток унификации и гегемонии одной культуры над другой, отстаивая ценность и самобытность каждой культуры.
2. Концепция культурно-исторических типов. Согласно Данилевскому, история человечества разделяется на отдельные культурно-исторические типы или цивилизации, каждая из которых вносит свой вклад в общечеловеческую историю. Этот подход отличается от линейного представления истории, где одни цивилизации являются прогрессивными, а другие — отсталыми.
3. Идея культурного и цивилизационного самоопределения. Данилевский акцентировал внимание на самоопределении народов и цивилизаций, что предполагает право каждого народа развиваться согласно своим традициям и ценностям, без чуждого вмешательства.
4. Противостояние между Западом и Россией. В своей книге «Россия и Европа» Данилевский описывает Россию и Европу как две разные ци-
вилизации с различными ценностями. Он подчеркивал, что Европа, стремясь к доминированию, исчерпала свои ресурсы и ведет хищническую политику, в то время как Россия занимает оборонительную позицию.
5. Терпимость и культурные заимствования. Несмотря на рассмотрение противостояния культур, Данилевский также подчеркивал важность терпимости и открытости к положительным культурным заимствованиям, что способствует обогащению национальных культур и предотвращает их застой.
6. Критика глобализации. Концепция Данилевского предвосхитила современные критические взгляды на глобализацию, подчеркивая риски потери культурного разнообразия и самобытности под давлением доминирующих цивилизаций [5, с. 70—75].
В целом аксиологические принципы в работах Данилевского отражают глубокое уважение к разнообразию цивилизаций и культур, отстаивание права каждого народа на самоопределение и критику одностороннего культурного доминирования.
H.Я. Данилевский, русский мыслитель XIX в., не был юристом, но его работы оказали значительное влияние на теорию права и правопони-мание. В его концепции аксиологические принципы тесно связаны с культурно-историческими характеристиками народа и цивилизацион-ной идентичностью. Данилевский полагал, что право не может быть оторвано от национальных ценностей и традиций, что народность является фундаментальной ценностью, которая определяет развитие права и государства. Он считал, что право должно служить сохранению и развитию исторической этнополитической общности, отражая коллективные, а не индивидуальные начала.
Современные концепции права во многом отличаются от аксиологических принципов Данилевского, хотя некоторые идеи остаются актуальными.
I. Правопозитивизм. В современной юриспруденции преобладает правопозитивизм, который утверждает, что право — это система норм, установленных государством или признанных им, и что право не обязательно должно отражать моральные или культурные ценности общества. В отличие от этого Данилевский подчеркивал важность национальных ценностей в развитии права [3, с. 63].
2. Универсализм. Современное право стремится к универсализму и признанию общечеловеческих правовых принципов, таких как права человека. Данилевский же сильнее акцентиро-
вал национальную и культурную специфику правовых систем [4, с. 36].
3. Индивидуализм. Современное правопони-мание зачастую исходит из приоритета прав и свобод индивида, в то время как Данилевский фокусировался на коллективных началах и роли государства как хранителя национальной идентичности.
4. Международное право и глобализация. Современный мир характеризуется ростом значимости международного права и глобализаци-онных процессов, что требует от правовых систем гибкости и адаптации к изменяющимся международным стандартам. Данилевский же акцентировал внимание на уникальности и самобытности каждой цивилизации, что могло бы предполагать более консервативный подход к международным влияниям [2, с. 42].
5. Органическая теория государства. Данилевский рассматривал государство и народ как организм, подчеркивая естественные связи между гражданами и властью. В современном праве также существует понятие общества как системы, но акцент делается на процедурных и правовых механизмах регулирования этих отношений, а не на органической связи [1, с. 150—153].
Таким образом, основные аксиологические принципы Данилевского во многом расходятся с современными концепциями права, хотя его идеи о важности культурно-исторического контекста и национальной идентичности продолжают обсуждаться и иногда интегрируются в современные правовые системы в форме защиты культурного наследия и национального суверенитета.
Теория Данилевского о культурно-исторических типах и цивилизациях может быть переосмыслена и применена в современных правовых контекстах, особенно в отношении учета культурной специфики и ценностей различных народов при формировании правовой политики и законодательства.
Примером действия теории Данилевского в современных условиях может служить политика мультикультурализма, которая учитывает особенности различных культурных групп при создании законов. Это включает в себя уважение к традиционным нормам и ценностям различных этносов в рамках единой правовой системы. Например, в некоторых странах реализуется практика применения обычного права народов коренного населения в дополнение к общегосударственному законодательству [6, с. 102].
Другой пример — это учет культурных особенностей при разработке миграционного законо-
дательства. Страны, принимающие мигрантов, могут вносить поправки в свои законы, чтобы облегчить интеграцию приезжих, уважая при этом их культурные традиции и обычаи [7, с. 15].
Теория Данилевского может быть применима и к международному праву, где в последнее время наблюдается тенденция к деколонизации правовых норм и признанию уникальности правовых систем различных цивилизаций. Это может выражаться в признании и защите культурного наследия, традиций и языков различных народов на международной арене.
В контексте глобализации и универсализации правовых стандартов теория Данилевского напоминает о необходимости сохранения культурного многообразия и специфики национальных правовых систем, что может предотвращать конфликты и способствовать мирному сосуществованию различных культурно-исторических типов.
Исследование показало, что идеи Н.Я. Данилевского о культурно-историческом контексте и национальной идентичности сохраняют свою значимость для понимания современных правовых реалий. Хотя некоторые из его аксиологических принципов могут расходиться с текущими правовыми концепциями, они предоставляют уникальный взгляд на множественность путей развития обществ и важность учета цивили-зационной специфики. В условиях глобализации и столкновения различных правовых систем и ценностей наследие Данилевского предлагает ценные подходы к формированию более стабильного и справедливого мирового порядка, признающего культурное многообразие и национальный суверенитет.
Список источников
1. Гердт Я.В. К вопросу о формировании теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского // Вестник ЧелГУ. 2008. № 33. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-teorii-kulturno-istoricheskih-tipov-n-ya-danilevskogo (дата обращения: 30.11.2023).
2. Исатаева Г.Ж. Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского и локальные культуры О. Шпенглера: сходство и различие // Проблемы науки. 2014. № 12 (30). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kulturno-istoriches-kie-tipy-n-ya-danilevskogo-i-lokalnye-kultury-o-shpenglera-shodstvo-i-razlichie (дата обращения: 30.11.2023).
3. Кузубова А.Ю. Правовые ценности в циви-лизационном учении Н.Я. Данилевского // Теория и практика общественного развития. 2015.
№ 21. URL: https://cyberleni.nka.ru/article/n/ pravovye-tsennosti-v-tsivilizatsionnom-uchenii-n-ya-danilevskogo (дата обращения: 30.11.2023).
4. Малинова О.Ю. Конструирование смыслов: исследование символической политики в современной России. М., 2013. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/konstruirovanie-smyslov-issledovanie-simvolicheskoy-politiki-v-sovremen-noy-rossii (дата обращения: 30.11.2023).
5. Чернышова Л.И. Проблема России и Европы в творчестве Н.Я. Данилевского и реалии современного мира // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2016. № 2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-rossii-i-evropy-v-tvorchestve-n-ya-danilevskogo-i-realii-sovremennogo-mira (дата обращения: 30.11.2023).
6. Епифанов А.Е., Панченко А.В. Механизм обеспечения личной безопасности граждан (конституционно-правовой аспект): монография. Волгоград, 2009. 184 с.
7. Епифанов А.Е. К вопросу о сущности и правовой природе государственного контроля и надзора // Вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 2. С. 13—17.
References
1. Gerdt Ya.V. On the question of the formation of the theory of cultural and historical types by Ы.Уа. Danilevsky // Bulletin of ChelSU. 2008. № 33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-teorii-kulturno-istoriches-kih-tipov-n-ya-danilevskogo(date of application: 11/30/2023).
2. Isataeva G.Z. Cultural and historical types of N.Ya. Danilevsky and local cultures of O. Spengler: similarity and difference / / Problems of Science. 2014. No. 12 (30). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kulturno-istoricheskie-tipy-n-ya-danilev-skogo-i-lokalnye-kultury-o-shpenglera-shodstvo-i-razlichie (date of reference: 11/30/2023).
3. Kuzubova A.Yu. Legal values in the civilizational teaching of N.Ya. Danilevsky // Theory and practice of social development. 2015. No. 21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-tsennosti-v-tsivilizatsionnom-uchenii-n-ya-danilev-skogo (accessed: 11/30/2023).
4. Malinova O.Yu. Constructing meanings: a study of symbolic politics in modern Russia. M., 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ konstruirovanie-smyslov-issledovanie-simvoliches-koy-politiki-v-sovremennoy-rossii (date of application: 11/30/2023).
5. Chernyshova L.I. The problem of Russia and Europe in the work of N.Ya. Danilevsky and the realities of the modern world // Humanities. Bulletin of the Financial University. 2016. No. 2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-rossii-i-evropy-v-tvorchestve-n-ya-danilevskogo-i-realii-sovremennogo-mira (date of application: 11/30/2023).
6. Epifanov A.E., Panchenko A.V. The mechanism of ensuring the personal safety of citizens (constitutional and legal aspect): monograph. Volgograd, 2009. 184 p.
7. Epifanov A.E. On the question of the essence and legal nature of state control and supervision // Bulletin of Dagestan State University. 2014. No. 2. pp. 13—17.
Информация об авторе
А.С. Тихомирова — аспирант кафедры теории и истории государства и права Астраханского государственного университета имени В.Н. Татищева.
Information about the author
A.S. Tikhomirova — Postgraduate Student of the Department of Theory and History of State and Law of the Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev.
Статья поступила в редакцию 27.1 2.2023; одобрена после рецензирования 22.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.
The article was submitted 27.12.2023; approved after reviewing 22.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.