УДК 615.1:615.12
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2019-21-12-10-15
АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ В АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Гайсаров А.Х., Ибрагимова Г.Я.
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет», г. Уфа, Российская Федерация
THE ANALYSIS OF LEGAL REGULATION OF COMPLIANCE WITH MEDICAL SECRET IN PHARMACIES
GaisarovA.Kh., Ibragimova G.Ya.
Bashkir State Medical University, Ufa, Russian Federation
Аннотация. В настоящее время, согласно статье 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», фармацевтические работники обязаны соблюдать врачебную тайну. При этом к врачебной тайне, согласно статье 13 данного Федерального закона, относятся сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, а также некоторые иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. В данной статье представлены результаты анализа правового регулирования соблюдения врачебной тайны в аптечных организациях в процессе профессиональной деятельности фармацевтических работников. Показаны основные пути получения фармацевтическими работниками аптечных организаций сведений, являющихся врачебной тайной, в том числе при отпуске лекарственных препаратов, медицинских изделий и фармацевтическом консультировании. Проанализированы различные аспекты соблюдения фармацевтическими работниками врачебной тайны при исполнении обязательств, связанных с мероприятиями по осуществлению фармаконадзора и мониторинга безопасности медицинских изделий в аптечных организациях. Рассмотрена юридическая ответственность фармацевтических работников за нарушение соблюдения врачебной тайны в аптечных организациях.
Ключевые слова: врачебная тайна, аптечные организации, фармацевтические работники, фармацевтическая деятельность, правовое регулирование.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Annotation. Currently, according to Article 73 of the Federal Law of the Russian Federation № 323-FL «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation», pharmacists are required to observe medical secret. Moreover, according to Article 13 of this Federal Law, medical secret includes information about the fact of a citizen applying for medical care, his state of health and diagnosis, as well as some other information obtained during his medical examination and treatment. In this article the results of the analysis of the legal regulation of medical secret in pharmacies related with the professional activities of pharmacists have been presented. The main ways of obtaining information with medical secret by the pharmacists in pharmacies, including related with dispensing medicines, medical devices and pharmaceutical counseling, have been shown. The various aspects of observance of medical secret by pharmacists during the pharmacovigilance and safety monitoring of medical devices in pharmacies have been analyzed. The legal liability of pharmacists for violation of medical secret in pharmacies has been considered.
Keywords: medical secret, pharmacies, pharmacists, pharmaceutical activities, legal regulation.
REFERENCES
—--—
~ 10 ~
[1] Гайсаров А.Х. Правовой статус информирования покупателей как фармацевтической услуги, предоставляемой в аптечных организациях // Здоровье и образование в XXI веке. 2018. № 4. С. 140-143.
[2] Гайсаров А.Х. Правовой статус фармацевтического консультирования как фармацевтической услуги, предоставляемой в аптечных организациях // Здоровье и образование в XXI веке. 2018. № 5. С. 117-120.
[3] Мониторинг безопасности лекарственных препаратов в вопросах и ответах. Брошюра для специалистов здравоохранения / Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Ассоциация международных фармацевтических производителей. URL: http: / / www.aipm.org/ netcat_files/12 / 41 /h_efd5 a871f8eeea0cff5ea3670fdaebb3 (дата обращения: 01.10.2019).
[4] Проблемы мониторинга безопасности фармакотерапии / Ю.В. Олефир, Н.В. Верлан, Б.К. Романов и др. М.: Издательский дом «Фолиум», 2017. 106 с.
[5] Гайсаров А.Х., Абдуллина Д.Ф. Анализ правового статуса фармацевтических работников как специалистов здравоохранения // Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты: сборник научных статей участников международной научно-практической конференции, Уфа, 15-17 мая 2017 г.: в 3 т. / отв. ред. Г.М. Хасанова. Уфа.: Изд-во АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2017. - Т. 1. - С. 149-154.
Введение В настоящее время в Российской Федерации фармацевтические работники аптечных организаций в рамках своей профессиональной деятельности уполномочены на оказание ряда фармацевтических услуг потребителям [1,2]. В то же время в процессе фармацевтической деятельности фармацевтические работники могут получить доступ к сведениям, которые составляют врачебную тайну.
Целью данного исследования является анализ правового регулирования различных аспектов соблюдения врачебной тайны в аптечных организациях.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Доступно из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[1] Gaisarov A.Kh. The legal status of the informing of customers as the pharmaceutical service provided at the pharmacies // Health & Education Millennium. 2018. № 4. C. 140-143.
[2] Gaisarov A.Kh. The legal status of customer counseling as the pharmaceutical service provided at the pharmacies / / Health & Education Millennium. 2018. № 5. C. 117-120.
[3] Monitoring bezopasnosti lekarstvennyh prepara-tov v voprosah i otvetah. Broshyura dlya specialis-tov zdravoohraneniya / Federal Service for Surveillance in Healthcare, Association of International Pharmaceutical Manufacturers. URL: http://www.aipm.org/netcat_files/12/41/h_efd5 a871f8eeea0cff5ea3670fdaebb3 (date of the application: 01.10.2019).
[4] Problemy monitoringa bezopasnosti farmakotera-pii / Yu.V. Olefir, N.V. Verlan, B.K. Romanov et al. M.: Izdatel'skij dom «Folium», 2017. 106 p.
[5] Gaysarov A.Kh., Abdullina D.F. The analysis of the legal status of pharmacists as the health care workers / / Aktual'nye voprosy jekologii cheloveka: so-cial'nye aspekty: sbornik nauchnyh statej uchast-nikov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ufa, 15-17 May 2017: in 3 vol. / otv. red. G.M. Khasanova. Ufa: Izd-vo ANO «Issle-dovatel'skij centr informacionno-pravovyh tehnologij», 2017. - Vol. 1. - P. 149-154.
Для достижения цели исследования были использованы материалы действующих нормативных правовых актов Российской Федерации. Были применены различные методы юридического толкования нормативных правовых актов.
К базовым правовым нормам, регулирующим основы защиты врачебной тайны, можно отнести статьи 23 и 24 Конституции Российской Федерации 1 в соответствии с которыми каждый гражданин имеет право на личную тайну и неприкосновенность частной жизни, а использование и распространение информации такой информации без его
—--—
~ 11 ~
согласия не допускаются.
При этом специальной правовой нормой, регламентирующей право пациента на охрану сведений, составляющих врачебную тайну, является пункт 7 части 5 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1 Также статьей 73 данного Федерального закона установлена обязанность медицинских работников и фармацевтических работников соблюдать врачебную тайну.
Согласно статье 13 Федерального закона от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к врачебной тайне относятся сведения о:
1) факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи;
2) состоянии его здоровья и диагнозе;
3) иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.
Из этого, на наш взгляд, следует, что вся информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, также составляет врачебную тайну. В свою очередь, из этого следует, что в определение врачебной тайны в полной мере входит информация о применяемых гражданином лекарственных препаратах и других товаров аптечного ассортимента.
Следовательно, согласно формулировке рассматриваемой статьи данного Федерального закона, к врачебной тайне относится информация о назначенных и выписанных медицинским работником гражданину лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента.
Кроме этого, на наш взгляд, к врачебной тайне может быть отнесена информация о самостоятельно применяемых и приобретаемых гражданином лекарственных препаратах, отпускающихся без рецепта, а также других товарах аптечного ассортимента (медицинских изделий, средств, предназначенных для ухода за больными, биологически активных
1 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
добавок, минеральных вод), т.к. она косвенно может свидетельствовать о его состоянии здоровья и возможном диагнозе.
Рассмотренные обстоятельства имеют значение при обращении гражданина в аптечную организацию и, соответственно, при его взаимодействии с фармацевтическим работником. Нами были проанализированы основные возможные пути получения фармацевтическими работниками аптечных организаций от граждан сведений, составляющих врачебную тайну.
Так, сведения об обращении гражданина в медицинскую организацию, его персональные данные и информация о выписанных ему лекарственных препаратах и медицинских изделиях могут быть получены фармацевтическим работником из рецепта, с которым он обращается в аптеку, или из иного назначения врача (например, списка лекарственных препаратов, отпускающихся без рецепта, медицинских изделий и др.).
В ряде случаев гражданин в аптечной организации может ознакомить фармацевтического работника со своей выпиской из медицинской карты для осуществления им правильного подбора торгового наименования лекарственного препарата. Такая выписка может содержать указание установленного медицинской организацией диагноза. Кроме этого, некоторую информацию о состоянии здоровья гражданина фармацевтический работник может получить при разговоре с ним в процессе фармацевтического консультирования [2].
Также фармацевтический работник может получить доступ к врачебной тайне и в том случае, если гражданин обращается в аптечную организацию без предварительного обращения в медицинскую организацию. Как правило, данный случай характерен при реализации лекарственных препаратов, отпускающихся без рецепта, и других товаров аптечного ассортимента. В этом случае фармацевтическим работником может осуществляться подбор необходимого безрецептурного
Федерации». Доступно из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
—--—
~ 12 ~
препарата и других товаров по симптомам заболевания, которые сообщает ему сам гражданин.
Рассмотренные основные возможные пути получения фармацевтическими
работниками аптечных организаций от граждан сведений, составляющих врачебную тайну, представлены на рисунке 1.
Путь Т
гражданин первоначально обращается в медицинскую организацию, получает рецепт или иное назначение врача, а затем обращае тся в аптечную организацию
Путь II
гражданин изначально обращается в аптечную организацию и сообщает фармацевтическому работнику информацию о своем состоянии здоровья, и/или изъявляет желание приобрести конкретные товары после этого гражданин принимает
Аптечная организация
Медицинская организация
1) гражданин предъявляет в аптеку рецепт или иное назначение врача
2) и/или гражданин сообщает фармацевтическому работнику информацию о своем состоянии здоровья в процессе фармацевтического консультирования
решение о приобретении лекарственных препаратов и/или других товаров аптечного ассортимента
Рис. 1. Основные возможные пути получения фармацевтическими работниками аптечных организаций от граждан сведений, составляющих врачебную тайну
Согласно статье 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», разглашение сведений, которые составляют врачебную тайну, по общему правилу не допускается. Данная правовая норма в полной мере распространяется на фармацевтических работников аптечных организаций, если такие сведения им стали известны в процессе обучения, а также исполнения трудовых и иных обязанностей.
Данная статья допускает, что, с письменного согласия гражданина, сведения, которые составляют врачебную тайну, могут быть использованы в определенных целях. Для аптечных организаций можно отметить следующие возможные цели для использования данных сведений:
1) проведение научных исследований;
2) опубликование в научных изданиях;
3) использование в учебном процессе (например, при прохождении студентами производственных практик в данной аптечной организации).
В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», фармацевтические работники обязаны информировать Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения обо всех случаях выявления у граждан неблагоприятных событий, возникших при применении лекарственных препаратов [3,4] или медицинских изделий [5].
При этом необходимо отметить, что осуществление фармацевтическими работниками данной трудовой функции по фармако-надзору и мониторингу безопасности медицинских изделий, а именно заполнение соответствующих извещений, должно
—--—
~ 13 ~
осуществляться с соблюдением законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных 1,2. Так, персональные данные гражданина (например, его полные фамилия, имя и отчество) указываются в извещениях только с его согласия.
В то же время в данных извещениях указываются все известные фармацевтическому работнику медицинские аспекты возникновения у гражданина неблагоприятных событий при применении лекарственных препаратов или медицинских изделий (их наименование, описание возникшего неблагоприятного события, предпринятые меры и др.), которые могут относиться к сведениям, составляющим врачебную тайну. Следовательно, осуществление фармацевтическими работниками аптечных организаций обязанностей по фармаконадзору и мониторингу безопасности медицинских изделий можно рассматривать как официальное предоставление органу государственной власти сведений, составляющих врачебную тайну, но, в большинстве случаев, без указания персональных данных граждан.
Частью 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлены случаи, при которых допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну. Проведенный нами подробный анализ данных правовых норм выявил, что в настоящее время к работе аптечных организаций в большей степени может быть применим пункт 3 части 4 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона, а именно соответствующие запросы органов дознания и следствия, суда, органов прокуратуры, органа уголовно-исполнительной системы.
Также необходимо отметить, что фармацевтические работники, которые в процессе своей деятельности получили доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну, несут
1 Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 15.02.2017 № 1071 «Об утверждении Порядка осуществления фармаконадзора». Доступно из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».
2 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здраво-
охранения от 28.12.2012 № 04И-1308/12 «О порядке проведе-
ния мониторинга безопасности медицинских изделий для организаций здравоохранения». Доступно из справ.-правовой си-
стемы «КонсультантПлюс».
юридическую ответственность за ее незаконное разглашение. При этом разглашение фармацевтическими работниками врачебной тайны может повлечь за собой гражданско-правовую ответственность в виде денежной компенсации нанесенного гражданину морального вреда (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации3), административную ответственность фармацевтических работников в виде штрафа (статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях4), а также, в определённых случаях, их уголовную ответственность в виде штрафа; лишения права заниматься определенной деятельностью; принудительных работ; ареста, лишения свободы (часть 2 статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации5).
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов:
1. Фармацевтические работники обязаны соблюдать врачебную тайну, которая им стала известна в рамках выполнения их профессиональных обязанностей.
2. К сведениям, составляющим врачебную тайну, также относится информация о применяемых гражданином лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента как назначенных медицинским работником, так и применяемых гражданином самостоятельно.
3. Основными путями получения фармацевтическими работниками сведений, составляющих врачебную тайну, являются рецепты и другая медицинская документация граждан, с которыми они обращаются в аптечную организацию, и процесс фармацевтического консультирования граждан (в т.ч. изначально обратившихся в аптечную организацию) фармацевтическими работниками. Также фармацевтические работники аптечных организаций
3 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Доступно из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Доступно из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № бЗ-ФЗ. Доступно из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
—--—
~ 14 ~
могут получить данные сведения при осуществлении ими функций по фармаконадзору и мониторингу безопасности медицинских изделий (от граждан, у которых возникло неблагоприятное событие при применении лекарственного препарата или медицинского изделия).
4. Незаконное разглашение
фармацевтическими работниками врачебной тайны может повлечь за собой гражданско-правовую ответственность в виде денежной компенсации нанесенного гражданину морального вреда, административную ответственность фармацевтических работников в виде штрафа, а также, в определённых случаях, их уголовную ответственность.
—--—
~ 15 ~