Научная статья на тему 'Анализ правительственных программ по поддержке российского автопрома'

Анализ правительственных программ по поддержке российского автопрома Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКОГО АВТОПРОМА / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРЕМИЯ ЗА УТИЛИЗАЦИЮ / SUPPORT OF RUSSIAN CAR INDUSTRY / GOVERNMENTAL PROGRAM / REWARD FOR RECYCLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жариков В. В., Кузнецов Д. О.

В статье анализируются существующие зарубежные и российские программы по под-держке автопрома. Рассмотрены наиболее удачные программы стимулирования продаж но-вых автомобилей. Предложена методика по компенсации за утилизацию старого автомобиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE GOVERNMENTAL PROGRAMS FOR SUPPORT OF RUSSIAN CAR INDUSTRY

In article existing foreign and native programs for support of the Russian car industry are analyzed. The most successful programs of stimulation of new cars sales are considered. The compensation technique for recycling of the old car is offered.

Текст научной работы на тему «Анализ правительственных программ по поддержке российского автопрома»

АНАЛИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДДЕРЖКЕ

РОССИЙСКОГО АВТОПРОМА

В. В. ЖАРИКОВ, Д. О. КУЗНЕЦОВ

В статье анализируются существующие зарубежные и российские программы по поддержке автопрома. Рассмотрены наиболее удачные программы стимулирования продаж новых автомобилей. Предложена методика по компенсации за утилизацию старого автомобиля.

Ключевые слова и фразы: поддержка российского автопрома, правительственная программа, премия за утилизацию.

Финансовый кризис, серьезно подкосивший автомобильные рынки практически всех стран мира, за исключением, пожалуй, только Китая, по прогнозам и заверениям многих аналитиков, подходит к своему завершению. Большинство социально-экономических показателей развития экономик стран мира показывает рост несколько месяцев подряд. Немалую роль в этом сыграло развитие мирового автопрома и увеличение продаж многих брендов автомобильных компаний. В большинстве случаев катализатором такого увеличения продаж стали правительственные программы по поддержке автопрома. Эти программы имеют разный вид и разные условия, однако все они направлены на стимулирование потребительского спроса.

1. США - программа Cash for Clunkers -«деньги за драндулеты». Суть программы - при сдаче старого автомобиля в утиль его владелец получает до 4500 долл. скидки на покупку нового автомобиля. Первоначально выделенная Сенатом США сумма в 1 млрд долл. на программу закончилась довольно быстро, итогом стала реализация более 200 000 новых автомобилей. Достижение положительного эффекта обрадовало Сенат США, и конгрессмены выделили на эту программу еще 2 млрд долл. бюджетных средств. По некоторым оценкам, выделенные в общей сложности 3 млрд долл. США в результате действия программы «Cash for Clunkers» могут привести к росту в 18 млрд долл. для американской экономики в целом. По данным Министерства транспорта США чуть менее чем за месяц работы этой программы автодилеры отчитались о 635 186 сделках на сумму 2,65 млрд долл., что несколько меньше изначально выделенного на программу бюджета в 3 млрд долл. Правда, окончательная сумма ком-

пенсаций может еще вырасти, поскольку дилерам предоставлено время до сегодняшнего полудня, чтобы предоставить в Минтранс данные о последних сделках, сообщает Autonews [6]. Десять автомобилей, которые покупают чаще всего, пользуясь программой «Cash for Clunkers»: Ford Focus, Toyota Corolla, Honda Civic, Toyota Prius, Toyota Camry, Ford Escape, Hyundai Elantra, Dodge Caliber, Honda Fit, Chevrolet Cobalt.

Семь из десяти автомобилей принадлежат в Штатах к низкой ценовой категории. Например, сданный государству старый автомобиль может принести американцу почти 1/3 от стоимости нового автомобиля: цена американского Ford Focus начинается примерно от 15 500 долл. Этот фактор оказался главным преимуществом программы поддержки автопрома [8].

Помимо прямой стимуляции спроса, местные производители автомобилей получили кредиты на погашение долгов и развитие новых технологий в размере более 35 млрд долл.

2. Европа - Премия за утилизацию старого автомобиля.

В Германии за старую машину в возрасте девяти лет и старше владелец получает компенсацию в 2500 евро при покупке нового автомобиля. При этом условия программы допускают прием автомобилей в любом состоянии. На программу поддержки автопрома было выделено 5 млрд евро. Продажи легковых автомобилей на немецком рынке в июле выросли почти на 30 % и составили 340 тыс. единиц. Благодаря введению государственной дотации, а также изменению налогов на транспортные средства за семь месяцев 2009 г. на немецком рынке было продано 2,4 млн машин -это свыше чем на 500 тыс. машин или 27 % больше, чем за аналогичный период 2008 г.

Как отмечают в VDA, 2/3 проданных с января по июль автомобилей - местного производства. Немецкие автопроизводители увеличили реализацию на внутреннем рынке в июле на 20 %, за семь месяцев 2009 г. - на 24 % [3].

Во Франции размер доплаты колеблется от 1 до 5 тыс. евро (в зависимости от уровня выброса вредных веществ в атмосферу, для владельцев транспортных средств старше 10 лет, пожелавших сдать их в утиль и купить новую машину. В Италии программа подобна французской и зависит от уровня выбросов СО2, а доплата за сдачу в утиль автомобиля старше девяти лет колеблется в диапазоне от 1500 до 6500 евро. В Великобритании подобная программа стартовала несколько позже других стран. Там каждому автовладельцу, пожелавшему расстаться со своей машиной старше десяти лет, при покупке новой правительство готово компенсировать 2 тыс. фунтов стерлингов.

«Утилизационные премии» действуют также в Испании (2000 евро), Португалии (1000-1200 евро), Голландии (750-1750 евро), Люксембурге (1500-1750 евро), Австрии (1500 евро), Румынии (1000 евро), Словакии (2000 евро) и Греции (специальная такса) [10].

3. Япония.

Правительство запустило программу по снижению налоговой нагрузки при покупке нового авто. При покупке автомобиля в Японии необходимо заплатить два налога - потребительский (он составляет 5 % от стоимости машины) и так называемый налог на массу авто, который взимается ежегодно (в случае с легковым транспортом - это от 500 до 700 долл.). Уменьшение налоговой нагрузки - главный элемент правительственной программы помощи автопрому. Правда, применение этих мер носит не только временный - всего 3 года, но и достаточно избирательный характер.

Налоговые льготы распространяются только на экологически чистые автомобили. Таким образом, японское правительство преследует две цели. С одной стороны, стимулирует спрос, а с другой -формирует тренд всей автомобильной промышленности. Остается вопрос о том, что в данном случае является более важным. Статистика пока свидетельствует в пользу второго. В апреле, в первый месяц действия правительственной программы, общий объем продаж новых автомобилей в Японии, по сравнению с тем же месяцем прошлого года, сократился на 28 с лишним процентов. Это худший показатель за последние 40 лет. Зато объемы сбыта экологически чистых машин выросли на 5 %.

Размер налоговых сокращений зависит от степени экологической чистоты автомобиля. Машины с гибридным двигателем, электрическим мотором или работающие на так называемом чистом дизеле избавляются от налогов на 1ОО %. 75-%-е - для машин, выхлоп которых на 25 % меньше официально допустимого максимума. 50-%-я скидка - для автомобилей с выбросами на 15 % ниже разрешенного уровня. В результате, скажем, самый известный японский «гибрид» -«Тойота Приус» стоимостью около 3О тыс. долл. обойдется дешевле почти на 16О тыс. иен - это свыше 1,5 тыс. условных единиц [9].

Согласно данным, полученным агентством «АВТОСТАТ» в японской ассоциации автопроизводителей (JAMA), регистрация новых легковых автомобилей в Японии в июне составила 382 285 шт., что на 14,5 % ниже показателя за аналогичный месяц прошлого года. По итогам первой половины 2ОО9 г. продажи легковых автомобилей в Стране восходящего солнца сократились на 21,5 % до 2 млн 186,7 тыс. шт.

При этом лидер японского авторынка - Toyota, реализовала в июне 11О,7 тыс. автомобилей, что на

11,4 % ниже показателя за июнь прошлого года. Сразу четыре автопроизводителя Honda, Nissan, Daihatsu и Suzuki в июне показали примерно одинаковые продажи - порядка 5О тыс. машин.

В модельном ряду японского авторынка топ-лист продолжает возглавлять гибрид Toyota Prius, объем продаж которого за прошедший месяц составил 22 292 единицы. На втором месте - Suzuki Wagon R с результатом в 16 185 машин, далее Daihatsu Move, Daihatsu Tanto и Honda Fit [4].

И только по итогам августа спрос на автомобильном рынке Японии впервые за 13 месяцев зафиксирован рост продаж - он составил 2,3 %. Всего в Японии в августе было продано 198 265 автомобилей, грузовиков и автобусов [4].

Положительная динамика продаж обусловлена успехом правительственной программы по стимулированию спроса на новые автомобили, в рамках которой покупатели могут получить премию размером до 27ОО долл. при утилизации машины старше 13 лет [12].

4. Китай.

Власти Китая снизили с 1О % до 5 % налог на покупку автомобилей с объемом двигателя менее

1,6 л. Новая ставка налога действует до конца 2ОО9 г. В марте в Китае была принята программа «Автомобили для деревни». Она обойдется стране в 5 млрд юаней (732 млн долл.) и призвана поразить сразу две цели - поддержать в кризис фермеров и стимулировать продажи отечественных ав-

томобилей. С мая до декабря нынешнего года каждый крестьянин может купить новый автомобиль или грузовик со скидкой до 10 %, а мотоцикл до 2013 г. будет стоить на 13 % дешевле.

При этом в начале 2009 г. авторынок Китая уже стал самым большим по объему продаж в мире. По итогам января-февраля на внутреннем китайском рынке было реализовано 1,56 млн автомобилей, тогда как в США всего 1,35 млн шт. По итогам первых семи месяцев в Китае было продано 7,2 млн машин, что на 23,5 % больше чем в прошлом году. Из них 5,3 млн штук приходится на легковые автомобили. В целом за году ожидается, что в Китае будет произведено и продано более 10 млн новых автомобилей [2].

5. Россия.

В России правительство выбрало путь прямых субсидий автопрому. АвтоВАЗу выделена беспроцентная ссуда в 25 млрд руб. Другим производителям обещаны госгарантии по кредитам и возврат налогов на гораздо меньшие суммы. Программа стимуляция спроса ориентирована на увеличение продаж автомобилей в кредит. Первоначально правительство компенсировало потребителю 2/3 ставки рефинансирования процента по кредиту при первоначальном взносе 30 % на автомобили, выпускаемые на территории РФ стоимостью до 350 тыс. руб. Таким образом, программа в основном была ориентирована на продукцию АвтоВАЗа, так как стоимость большинства автомобилей иностранных брендов была гораздо вы-

ше максимального порога. В результате правительственная программа льготного автокредитования, запущенная весной текущего года, не увенчалась особым успехом. С начала года отечественный авторынок упал на 5О %, а на автомобили, которые были приобретены по льготным кредитам, пока пришлось не более 1 % продаж. Было принято решение об увеличении порога максимальной стоимости автомобилей, подпадающих под программу, до 6ОО тыс. руб. Предоставление льготных кредитов предполагается теперь не только для покупки легковых автомобилей, но и легкого коммерческого транспорта. Также снижена минимальная величина предоплаты за приобретаемые автомобили до 15 % от их стоимости. В настоящее время по данной программе выдано более 23 тыс. кредитов, 8О % из которых приходится на приобретение продукции автоваза, около

5 % - на Renault Logan [7].

Недавно стало известно, что в России планируется ввести программу поддержки автопрома. Утилизация старого автомобиля в обмен на скидку, при покупке нового. Пилотный проект может быть запущен в нескольких регионах уже в 2О1О г. Минпромторг планирует запросить на него из бюджета около 1О млрд руб. Компенсация планируется в размере 5О тыс. руб. [5].

В таблице 1 представлены основные способы помощи правительств автомобильной промышленности и стимулирования потребительского спроса.

Таблица 1

Правительственные программы поддержки автопрома

Страна Способы помощи Объем выделенной и уже обещанной господдержки Результат

США Премия за утилизацию старого автомобиля 3 млрд долл. 700 000 проданных по программе автомобилей

Китай Снижение налога на покупку малолитражных автомобилей, снижение цен на топливо, разрешение на кредиты на автомобили любой стоимости (ранее только на дороже 35 тыс. юаней), субсидии фермерам на обновление парка 10 млрд юаней Рост продаж по итогам 7 мес. 2009 г. по сравнению с 7 мес. 2008 г. +23,5 %

Германия Премия за утилизацию старого автомобиля 5 млрд евро За первые семь месяцев нынешнего года продажи новых автомобилей в Германии выросли на 26,6 % до 2,4 млн ед.

Франция Премия за утилизацию старого автомобиля, кредиты автопрому 7 млрд евро За девять месяцев 2009 г. реализация легковых автомобилей в этой стране увеличилась на 2,4 %

Россия Компенсация процентов по кредиту 2 млрд руб. За первые шесть месяцев нынешнего года продажи новых автомобилей в России сократились на 58 %

Япония Снижение налоговой нагрузки По итогам первой половины 2009 г. продажи легковых автомобилей в Японии сократились на 21,5 %

Япония Премия за утилизацию старого автомобиля Спустя месяц после введения программы зафиксирован рост продаж - он составил 2,3 %

Очевидным является тот факт, что наибольшая отдача во всем мире наблюдается от программ, предусматривающих сдачу старого автомобиля в утиль и получение за это значительной скидки на покупку нового автомобиля. Ни налоговые льготы в Японии, ни программа по компенсации части кредита в России не дают такого эффекта. Единственным исключением может служить Китай. Но следует отметить, что программы по поддержке потребительского спроса на новые автомобили в Китае гораздо более глубокие и объемные, чем аналогичные в России и Японии. К этому также следует добавить тот факт, что единственной страной в мире, которая показала рост ВВП во время мирового финансового кризиса, является именно Китай.

Отрадно, что правительство РФ намеревается ввести программу по премированию автовладельцев за сдачу старого автомобиля в утиль, тем более что по данным Минприроды по крайней мере 400 тыс. автомобилей брошено владельцами или разукомплектовано [11]. Однако тот факт, что премия составит не более 50 тыс. руб. за один автомобиль серьезно настораживает.

Ниже представлена таблица 2, показывающая размер премий в европейских странах и США, и ее процент от стоимости самого популярного автомобиля на соответствующем рынке.

При первом взгляде на полученные данные складывается впечатление, что размер выплат за утилизацию старого автомобиля вполне обусловлен мировыми тенденциями. Однако стоит учитывать тот факт, что покупатели в США, Европе, Японии и других странах приобретают автомобили технически и технологически соответствующие высоким мировым стандартам, чего нельзя сказать об автомобилях LADA. Если мы, к примеру, возьмем самую продаваемую иномарку в РФ - Ford Focus и сопоставим размер предпола-

гаемой премии и стоимость нового автомобиля (от 500 тыс. руб.), то мы получим, что компенсация составит лишь 10 % от стоимости, и это при условии, что покупатель согласится на покупку базовой версии автомобиля - со слабым двигателем и практически без дополнительных опций. Если же взять самую популярную версию автомобиля стоимость 650 тыс. руб., то в процентном соотношении премия за сдачу старого авто в утиль составит и вовсе 7,7 %.

Ясно, что правительство РФ всеми силами старается поддерживать АвтоВАЗ, однако покупатели такие инициативы поддерживают все меньше и меньше. Четыре года назад на долю иномарок приходилось 42 % рынка, а сейчас к концу года предполагается около 70 %. При этом в 1,5 раза вырастет рыночная емкость в денежном выражении. Так, если в 2005 г. россияне потратили на покупку новых машин 18,9 млрд долл., а в текущем году суммарная дилерская выручка составит порядка 27,8 млрд долл. Таким образом при условии, что в текущем году совокупные продажи дилерами составят около 1,45 млн автомобилей, средняя цена нового автомобиля будет равна 19 172 долл. или 575 000 руб. (по курсу 30 руб. за долл.) [1].

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- Предполагаемая компенсация за утилизацию старого автомобиля уже сейчас выглядит недостаточной на фоне остальных стран мира и может служить стимулом исключительно для увеличения продаж морально устаревших автомобилей LADA, да и то не всех модификаций. Кажется невозможным, что хозяин 10-летнего автомобиля LADA 2107, сдав его по правительственной программе за 50 тыс. руб. решится на покупку новой иномарки, пусть и отечественной сборки за 500600 тыс. руб. Единственное, на что может рассчитывать такой покупатель - аналогичная модель АвтоВАЗа, стоимостью 180-190 тыс. руб.

- Компенсация должна быть увеличена как минимум в два-три раза при фиксированной выплате, либо должна варьироваться от экологического класса приобретаемого автомобиля. Подобная практика успешно применяется, например во Франции, где выплаты составляют от 1 тыс. до 6 тыс. евро, в зависимости от экологического класса автомобиля. Подобная классификация выглядит оптимальной в особенностях автомобильного рынка РФ, где чем дешевле стоит автомобиль, тем больше вреда он наносит атмосфере. К тому же таким способом можно было привлечь внимание общественности к проблеме загрязне-

Таблица 2

Размер премий при утилизации автомобиля в разных странах

Страна Макс. размер премии Цена популярного автомобиля Доля премии в цепе автомобиля

США 4 500 дол. Ford Focus -15 500 дол. 29 %

Г ермания 2 500 евро VW Golf 6 -16 650 евро 15 %

Япония 242 406 йен Toyota Prius -2 050 000 йен 12 %

Россия 50 000 руб. LADA Priora -350 000 руб. 14 %

ния окружающей среды. Подобная классификация представлена ниже в таблице 3.

Таблица 3

Предлагаемая дифференциация премий

Следует также учитывать и недостатки подобных программ. Главный из них - реализация отложенного спроса. Покупатели, которые решили временно отложить обновление своего автомобиля, при запуске подобной программы, вероятнее всего, воспользуются шансом. Краткосрочный эффект, безусловно, будет положительным, однако в дальнейшем рынок может показать значительное снижение продаж, так как большинство из потенциальных покупателей уже совершат покупки. Следующая проблема, с которой правительство может столкнуться на стадии реализации программы, - это нехватка заводов по утилизации автомобилей, а также отсутствие законодательных норм по переработке автомобилей. Однако если первый недостаток является частью программы в целом, то второй минус вполне может оказаться преимуществом. Во-первых, необходимо будет вводить в строй заводы по утилизации, а это, помимо инвестиций, создание рабочих мест. Во-вторых, фактически будет создаваться новая отрасль, так как в настоящее время подобных предприятий в РФ практически нет. И в-третьих, создание законодательной основы должно будет укрепить становление подобной отрасли уже на правовом уровне.

Литература

1. Авторынок России откатился на 4 года назад // autostat.ru: аналит. агенство. 2009. 10 окт. URL: http:// autostat.ru/newsarhiv.asp?n=3832&t=1 (дата обращения:

11.10.2009).

2. В 2009 году в Китае выросли продажи автомобилей // autopalace.com.ua: ежедн. интернет-изд. 2009.

6 авг. URL: http://autopalace.com.ua/int/233#more-233 (дата обращения: 11.10.2009).

3. В июле авторынок Германии вырос почти на 30 % // autostat.ru: аналит. агенство. 2009. 10 авг. URL: http://autostat.ru/newsarhiv.asp?n=3296&t=1 (дата обращения: 11.10.2009).

4. В июне продажи автомобилей в Японии снизились на 14,5 % // autostat.ru: аналит. агенство. 2009.

7 июль. URL: http://autostat.ru/newsarhiv.asp?n=2990&t=1 (дата обращения 11.10.2009).

5. В России введут программу поддержки автопрома. Утилизация старого автомобиля в обмен на скидку, при покупке нового // rbc.ru: информ. агенство 2009. 12 авг. URL: http://delofon.ru/news/auto/news_2256 (дата обращения: 11.10.2009).

6. В США завершилась программа «Наличные за автохлам» // autostat.ru: аналит. агенство. 2009. 25 авг. иКЬ: http://autostat.ru/newsarhiv.asp?n=3436&t=1 (дата обращения: 11.10.2009).

7. К правительственной программе льготного автокредитования могут присоединиться еще четыре банка // rbc.ru: информ. агенство. 2009. 10 авг. URL: http://credit.rbc.ru/news/auto/2009/08/10/78197.shtml (дата обращения: 11.10.2009).

8. Наличные за автохлам вытягивают США из кризиса // avtodot.ru: ежедн. интернет-изд. 2009. 8 июнь. иКЬ: http://www.avtodot.ru/7-08-09/vikup (дата обращения: 11.10.2009).

9. Правительство Японии поддержит автопром //

avto-skypka.ru: ежедн. интернет-изд. 2009. 10 мая. иКЬ: http://www.avto-skypka.ru/publication.php?id=53

(дата обращения: 11.10.2009).

10. Премия за утилизацию старого автомобиля работает уже в 12 странах Европы // autostat.ru: аналит. агенство. 2009. 6 авг. URL: http://www.autostat.ru/ news.asp?n=3270&t=1 (дата обращения: 11.10.2009).

11. Премия за утилизацию старых автомобилей в России составит 50 тысяч рублей // autostat.ru: аналит. агенство. 2009. 27 июль. URL: http://autostat.ru/ newsarhiv.asp?n=3156&t=1 (дата обращения: 11.10.2009).

12. Продажи автомобилей в Японии выросли впервые за 13 месяцев // autostat.ru: аналит. агенство. 2009. 1 сент. URL: http://autostat.ru/newsarhiv.asp?n =3515&1=1 (дата обращения: 11.10.2009).

* * *

THE ANALYSIS OF THE GOVERNMENTAL PROGRAMS FOR SUPPORT OF RUSSIAN CAR INDUSTRY

V. V. Zharikov, D. O. Kuznetsov

In article existing foreign and native programs for support of the Russian car industry are analyzed. The most successful programs of stimulation of new cars sales are considered. The compensation technique for recycling of the old car is offered.

Key words: support of Russian car industry, governmental program, reward for recycling.

Экокласс ЕВРО3 ЕВРО4 ЕВРО5

Выплата 8Q тыс. руб. 12Q тыс. руб. 15Q тыс. руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.