Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА В ЕАЭС'

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС В ЕАЭС / НАЛОГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО / СТАВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазукова Н.С.

В данной статье определены механизмы межгосударственного регулирования международного бизнеса в ЕАЭС. Более подробно рассмотрен налоговый механизм, как один из основных механизмов межгосударственного регулирования в ЕАЭС. Проанализирован алгоритм практики применения налогового механизма на примере уплаты налога на прибыль организации и налога на имущество. В ходе анализа были сформулированы основные проблемы применения налогового механизма, а также предложены пути совершенствования данного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PRACTICE OF APPLYING TAX MECHANISMS OF INTERSTATE REGULATION OF INTERNATIONAL BUSINESS IN THE EAEU

This article defines the mechanisms of interstate regulation of international business in the EAEU. The tax mechanism as one of the main mechanisms of interstate regulation in the EAEU is considered in more detail. The algorithm of the practice of applying the tax mechanism is analyzed on the example of paying corporate income tax and property tax. During the analysis, the main problems of the application of the tax mechanism were formulated, as well as ways to improve this mechanism were proposed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА В ЕАЭС»

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО

БИЗНЕСА В ЕАЭС

Н.С. Лазукова, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-2-206-209

Аннотация. в данной статье определены механизмы межгосударственного регулирования международного бизнеса в ЕАЭС. Более подробно рассмотрен налоговый механизм, как один из основных механизмов межгосударственного регулирования в ЕАЭС. Проанализирован алгоритм практики применения налогового механизма на примере уплаты налога на прибыль организации и налога на имущество. В ходе анализа были сформулированы основные проблемы применения налогового механизма, а также предложены пути совершенствования данного механизма.

Ключевые слова: механизмы межгосударственного регулирования, международный бизнес в ЕАЭС, налоговые механизмы, налог на прибыль организаций, налог на имущество, ставки.

Деятельность международного бизнеса подпадает под регулирование со стороны государственных органов той страны, на территории которой международный бизнес функционирует. Это позволяет не только контролировать деятельность бизнеса, но и способствовать развитию его деятельности. Иными словами, с помощью применения механизмов межгосударственного регулирования международного бизнеса страны ЕАЭС:

- контролируют законность действий со стороны международных бизнесменов (следят за соблюдением с их стороны налогового, таможенного, трудового законодательства и т.д.);

Рис. 1. Механизмы межгосударственного регулирования деятельности международного

бизнеса в ЕАЭС

- обеспечивают полноту уплаты налоговых и таможенных отчислений в национальный бюджет стран ЕАЭС с целью расходования денежных средств на реализацию приоритетных государственных программ;

- определяют сильные и слабые стороны деятельности бизнеса как в ЕАЭС в целом, так и в отдельных его странах;

- разрабатывают механизмы межгосударственной поддержки международного бизнеса;

- устанавливают факторы, которые прямо или косвенно влияют на деятельность международного бизнеса в ЕАЭС и т.д. [2].

Одними из механизмов межгосударственного регулирования международного бизнеса в ЕАЭС являются налоговые механизмы. Разберем алгоритм практики их применения на примере уплаты, налога на прибыль организации и налога на имущество.

Как видно из таблицы 1, во всех странах ЕАЭС применяется разная система уплаты НПО для международного бизнеса. Так, в России, Беларуси и Казахстане деятельность международного бизнеса приравнивается к деятельности национального бизнеса, то есть, международный бизнес в этих странах ЕАЭС уплачивает НПО точно также, как его уплачивают национальные компании стран. Что качается Армении и Киргизии, то для представителей международного бизнеса применяется долее высокая ставка НПО, нежели в отношении национальных компаний.

Также отличия в применении НПО для регулирования деятельности международного бизнеса в ЕАЭС заключаются в том, что в России международный бизнес может применять упрощенную систему налогообложения, если он имеет статус представителя малого или среднего бизнеса. Если международный бизнесмен, который осуществляет свою деятельность на территории России, является крупным, то он будет уплачивать НПО по стандартной системе в размере 20% от базы начисления. Что касается Казахстана и Киргизии, то в этих странах ЕАЭС международный бизнес может получить право уплачивать НПО по более низкой ставке, если он реализует свою деятельность в приоритетных отраслях экономики стран, например, в здравоохранении, НИОКР, сельском хозяйстве вне зависимости от масштаба международного бизнесмена и т.д.

Армения и Киргизия не предоставляет международному бизнесу льгот по уплате

Во всех странах ЕАЭС международный бизнес уплачивает налог на прибыль организации (далее - НПО), при этом ставки НПО во всех странах ЕАЭС разные (табл. 1) [4].

НПО. Это в свою очередь свидетельствует о том, что экономическая безопасность этих стран находится на более низком уровне, нежели экономическая безопасность России, Беларуси и Казахстана, поскольку только экономически защищенные страны могут позволить предоставить международному бизнесу те или иные послабления в вопросах уплаты НПО.

Что касается сроков уплаты НПО для международного бизнеса в ЕАЭС, то в данном вопросе прослеживается более или менее унифицированный порядок. Так, налоговым периодом для уплаты НПО международным бизнесом в ЕАЭС является квартал, полугодие, 9 месяцев и год. До фактического наступления срока уплаты НПО международный бизнес подает в налоговые органы страны ЕАЭС налоговую декларацию, в которой отражаются все необходимые сведения для определения налоговой базы (доходы бизнеса, расходы бизнеса и иные сведения). Далее налоговые органы стран ЕАЭС проводят проверку полученной информации от международного бизнеса и принимают решение о принятии налоговой декларации или решение о необходимости внесения в налоговую декларацию изменений.

При этом во всех странах ЕАЭС применяется авансовая система уплаты НПО, когда международный бизнес вместе с подачей налоговой декларации перечисляет на счет налоговых органов денежные средства, которые необходимы для уплаты НПО за отчетный налоговый период. В случае если международный бизнесмен

Таблица 1. Ставки налога на прибыль организации в странах ЕАЭС

Страна ЕАЭС Россия Беларусь Казахстан Армения Киргизия

Ставка НПО, % 6% - 15% (УСН) 20% (общий порядок) 5% - 18% в зависимости от вида деятельности бизнеса 20% - 30% в зависимости от вида деятельности бизнеса 20% для всех представителей международного бизнеса 25% для всех представителей международного бизнеса

несвоевременно или не в полном объеме уплатил НПО, то в отношении него будут применяться пени, штрафы и т.д.

Что касается налога на имущество организации, то в России данный налог является региональным, а это означает то, что ставка налога на имущество устанавливается каждым субъектом России самостоятельно и составляет в среднем 3% от стои-

мости имущества международного бизнеса. В остальных странах ЕАЭС налог на имущество имеет статус общегосударственного и устанавливается для всех регионов страны ЕАЭС на одинаковом уровне.

В таблице 2 отражены ставки налога на имущество организации в странах ЕАЭС [4].

Таблица 2. Ставки налога на имущество^ организации в^ странах ЕАЭС

Страна ЕАЭС Россия Беларусь Казахстан Армения Киргизия

Ставка налога на имущество, % 2% - 4% (региональная форма) 1% - 2% в зависимости от вида деятельности бизнеса 2% - 5% в зависимости от вида деятельности бизнеса 6% для всех представителей международного бизнеса 0,35% - 1% в зависимости от вида имущества

Как видно из таблицы 2, ставки налога на имущество организации во всех странах ЕАЭС не унифицированы, но унифицирован порядок уплаты данного налога - он уплачивается один раз в год, а стоимость имущества международного бизнеса может быть пересчитана и уменьшена, если в распоряжении международного бизнеса есть имущество, которое подлежит моральному и физическому износу.

Таким образом, налоговыми механизмами межгосударственного регулирования международного бизнеса в ЕАЭС являются различные налоги, перечень которых един на всем пространстве ЕАЭС. Проблемой остается разные налоговые ставки. Это приводит к тому, что некоторые представители международного бизнеса, например, экспортеры или импортеры товаров, могут регистрировать свою деятельность в одной стране ЕАЭС, а по факту осуществлять свою деятельность в другой стране ЕАЭС, в которой применяется более низкая ставка НПО.

Например, законодательством России не запрещено регистрировать на территории нашей страны филиалы иностранных компаний и в силу того, что в России применяется УСН, именно через российский

филиал иностранная компания (резидент другой страны ЕАЭС) может осуществлять свою коммерческую деятельность с минимизированием объема налога на прибыль. Это приводит к тому, что бюджет страны ЕАЭС, в котором международный бизнесмен официально зарегистрирован как первичная организация, будет недополучать денежные средства от уплаты международным бизнесменом НПО.

Стоит отметить, что разная ставка НПО приводит к нарушению принципа унифицирования законодательства в ЕАЭС, особенно в рамках контроля за деятельностью международного бизнеса, что не позволяет в свою очередь, расширять границы взаимодействия стран ЕАЭС.

Поэтому решением данной проблемы будет унифицирование ставки НПО на всем пространстве ЕАЭС именно для международного бизнеса. Для этого странам ЕАЭС необходимо вести работу по выбору единой оптимальной ставки НПО. Данная мера приведет к тому, что международный бизнес будет регистрировать свою деятельность в той стране ЕАЭС, в которой фактически будет осуществлять свою деятельность, без открытия филиалов в других странах ЕАЭС.

Библиографический список

1. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО. - 6-е изд., пер. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 436 с.

2. Демцура С.С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2019. - №9. - С. 223-229.

3. Официальный сайт ФНС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/

4. Деловое информативное пространство «РБК». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbcholding.ru.

ANALYSIS OF THE PRACTICE OF APPLYING TAX MECHANISMS OF INTERSTATE REGULATION OF INTERNATIONAL BUSINESS IN THE EAEU

N.S. Lazukova, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Moscow)

Abstract. This article defines the mechanisms of interstate regulation of international business in the EAEU. The tax mechanism as one of the main mechanisms of interstate regulation in the EAEU is considered in more detail. The algorithm of the practice of applying the tax mechanism is analyzed on the example of paying corporate income tax and property tax. During the analysis, the main problems of the application of the tax mechanism were formulated, as well as ways to improve this mechanism were proposed.

Keywords: mechanisms of interstate regulation, international business in the EAEU, tax mechanisms, corporate income tax, property tax, rates.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.