ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
С.Н. ГАРМОННИКОВ
Анализ практики оформления таможенными органами Российской Федерации удостоверений ввоза транспортного средства многократного применения на российско-белорусской границе
10 июня 2008 г. коллегией Таможенного комитета Союзного государства (далее - ТК СГ) в целях дальнейшей либерализации и оптимизации действующего в Российской Федерации порядка регистрации транспортных средств, зарегистрированных на территории Республики Беларусь и временно ввозимых на территорию Российской Федерации, было принято постановление «Об оформлении удостоверений ввоза транспортных средств на транспортные средства, зарегистрированные в Республике Беларусь и временно ввозимые на территорию Российской Федерации».
Указанным постановлением Главному управлению организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России было поручено в срок до 1 октября 2008 г. внести изменения в утвержденные приказом ГТК России от 02.03.1995 № 137 Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, предусмотрев в них регистрацию временно ввозимых на территорию Российской Федерации гражданами Республики Беларусь транспортных средств с оформлением таможенными органами Российской Федерации удостоверений ввоза транспортного средства многократного применения общим сроком на 6 месяцев.
ГАРМОННИКОВ Сергей Николаевич — руководитель Представительства ФТС России в Республике Беларусь.
Во исполнение указанного постановления коллегии ТК СГ от 10.06.2008 приказом ФТС России от 03.10.2008 № 1236 «О внесении изменений в приказ ГТК России от 2 марта 1995 г. № 137» п. 2.4 Временных правил был дополнен следующими положениями:
- в отношении транспортных средств, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, допускается производить регистрацию транспортных средств таможенными органами с оформлением одного удостоверения на каждое транспортное средство на срок до 6 месяцев, независимо от частоты перемещения указанными транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации;
- оформление УВТС в таких случаях производится при условии перемещения транспортных средств гражданами Республики Беларусь через российско-белорусский участок границы и представления таможенным органам заявления с указанием цели и места (наименование области) эксплуатации транспортного средства на территории Российской Федерации;
- при выдаче УВТС в графе «Отметки таможенного органа» производится запись: «Удостоверение многократного применения». При наличии данной записи УВТС не изымается в течение всего срока, на который оно было выдано, при перемещении транспортного средства через российско-белорусский участок границы.
Приказ ФТС России от 03.10.2008 № 1236 вступил в силу со 2 ноября 2008 г., о чем таможенные органы Российской Федерации были уведомлены письмом ФТС России от 23.10.2008 № 15-12/44501.
Необходимость введения на российско-белорусской границе удостоверений ввоза транспортного средства (УВТС) многократного применения в отношении временно ввозимых в Россию с территории Белоруссии физическими лицами - гражданами Республики Беларусь легковых автотранспортных средств с белорусской регистрацией была обусловлена.
В настоящее время вопрос государственной регистрации временно ввозимых физическими лицами в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь автотранспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, регламентируется письмом ГТК России от 26.02.2004 № 01-06/7013 «О государственной регистрации транспортных средств из Республики Беларусь», которым установлено обязательное оформление удостоверений ввоза транспортного средства на временно ввозимые в Россию с территории Белоруссии физическими лицами автотранспортные средства с белорусской регистрацией.
По состоянию на август-сентябрь 2008 г. в среднем за одни сутки в расположенных на российско-белорусской границе пунктах принятия уведомлений (ППУ) таможен оформлялось следующее количество УВТС на ввозимые физическими лицами с территории Белоруссии легковые автомобили, зарегистрированные в Республике Беларусь:
ППУ Себежской таможни - 90-140 УВТС,
ППУ Великолукской таможни - 160-180 УВТС,
ППУ Брянской таможни - 190-210 УВТС,
ППУ Смоленской таможни - 250-350 УВТС.
При этом через ППУ Смоленской таможни в Россию ежедневно въезжало до 450-550 легковых автомобилей с белорусской регистрацией под управлением граждан Республики Беларусь, которые не обращались за оформлением УВТС к должностным лицам этой российской таможни в пунктах принятия уведомлений (в основном это белорусские граждане, ежедневно выезжающие на личном автотранспорте на работу в Россию).
Такое положение дел сложилось в связи с тем, что в целях обеспечения свободного и беспрепятственного права пользования на территории России гражданами Республики Беларусь автомобилями с белорусской регистрацией, ГТК России вышеуказанным письмом уполномочил ряд таможенных органов, расположенных как вблизи от российско-белорусской границы, так и непосредственно на границе, проводить регистрацию белорусских автомобилей с оформлением УВТС при обращении лиц, ввезших эти автомобили на территорию Российской Федерации.
При этом в пограничных российских таможнях существуют различия в подходах к выдаче УВТС в отношении рассматриваемой категории транспортных средств, а именно:
- в пунктах принятия уведомлений Великолукской и Себежской таможен Северо-Западного таможенного управления и Брянской таможни Центрального таможенного управления при перемещении через российско-белорусскую границу физическими лицами автотранспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, в обязательном порядке требуются: при въезде в Россию - пассажирская таможенная декларация и оформление УВТС, при выезде из России - пассажирская декларация и сдача УВТС;
- в пунктах принятия уведомлений Смоленской таможни регистрация въезжающих на территорию России с территории Республики Беларусь белорусских автомобилей с оформлением УВТС осуществляется только при обращении лиц, ввозящих эти автомобили на территорию Российской Федерации. При этом, если должностные лица Смоленской таможни не препятствуют обратному вывозу с территории России в Республику Беларусь легковых автомобилей с белорусской регистрацией без оформленных на въезд УВТС, то должностные лица Себежской, Великолукской и Брянской таможен задерживают такие автотранспортные средства при их выезде с территории России с привлечением их владельцев к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и(или) транспортных средств» с последующим наложением и взысканием штрафа в размере от одной второй до двух стоимостей задержанного автомобиля.
То есть подходы расположенных вблизи российско-белорусской границы таможенных органов Российской Федерации к организации контроля за временно ввозимыми физическими лицами с территории Республики Беларусь автотранспортными средствами принципиально различаются: на северозападном (Себежская, Великолукская таможни) и южном (Брянская таможня) участках российско-белорусской границы осуществляется обязательное оформление УВТС в пунктах принятия уведомлений (разрешительный принцип), на центральном участке российско-белорусской границы (Смоленская таможня) - оформление УВТС в пунктах принятия уведомлений производится только при обращении лиц, ввозящих эти автомобили на территорию России (заявительный принцип).
Таким образом, в вопросе контроля за временно ввозимыми физическими лицами с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации автотранспортными средствами с белорусской регистрацией не обеспечена реализация требований п. 3 ст. 1 Таможенного кодекса РФ, согласно которому «Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации».
Вышеуказанные различия в правоприменительной практике Себежской, Великолукской и Брянской таможен, с одной стороны, и Смоленской таможни, с другой стороны, складывались и закреплялись на протяжении достаточно длительного периода времени существования таможенного союза России и Белоруссии, что позволило применить метод историко-правового анализа как к российскому законодательству, регулирующему с 1995 г. по настоящее время отношения в области государственной регистрации на российско-белорусской границе автотранспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, и временно ввозимых с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации физическими лицами, так и к практике применения соответствующих норм права пограничными российскими таможнями.
Указанный анализ позволил, во-первых, систематизировать использованные таможенной службой России за период с 1995 г. по настоящее время подходы к организации оформления УВТС на временно ввозимые в Россию с территории Белоруссии физическими лицами автотранспортные средства с белорусской регистрацией и, во-вторых, выявить причины несогласованности действий граничащих с Республикой Беларусь таможенных органов Российской Федерации.
Так, за период с 1995 г. по настоящее время таможенной службой России были опробованы все три основных подхода к организации оформления УВТС на временно ввозимые в Россию с территории Белоруссии физическими ли-
цами автотранспортные средства, зарегистрированные в Республике Беларусь, а именно:
- в период с 15 июля 1995 г. по 13 июля 2000 г. и с 4 июня 2002 г. по 25 февраля 2004 г. таможенные органы России не осуществляли регистрацию временно ввозимых физическими лицами в Россию через российско-белорусскую границу автомобилей с белорусской регистрацией. Однако недостижение государствами - участниками Союзного государства унификации правил взимания таможенных платежей при ввозе на свои национальные территории из третьих стран автотранспортных средств иностранного производства, т. е. нереализация такого условия формирования Таможенного союза, как установление единых правил перемещения и таможенного налогообложения транспортных средств, ввозимых физическими лицами, было признано российской стороной достаточным основанием для возобновления проведения обязательной регистрации с выдачей УВТС транспортных средств, временно ввозимых в Российскую Федерацию из Республики Беларусь сроком до 6 месяцев физическими лицами;
- с 14 июля 2000 г. по 3 июня 2002 г. и с 23 января по 5 апреля 2007 г. удостоверения ввоза транспортного средства на временно ввозимые физическими лицами в Россию с территории Республики Беларусь автомобили, зарегистрированные в Белоруссии, в обязательном порядке оформлялись при пересечении российско-белорусской границы на пунктах принятия уведомлений. Однако образование больших очередей легковых автомобилей на границе и вызванные этим обстоятельством заявления и обоснованные жалобы граждан Республики Беларусь в высшие органы власти и управления Республики Беларусь, Российской Федерации и Союзного государства являлись достаточным основанием для отказа таможенной службы России от данной практики;
- в период с 26 февраля 2004 г. по 22 января 2007 г. и с 6 апреля 2007 г. по настоящее время осуществляется обязательная государственная регистрация таможенными органами временно ввозимых физическими лицами в Россию с территории Белоруссии автотранспортных средств с белорусской регистрацией с предоставлением физическому лицу фактически права выбора места оформления УВТС: либо непосредственно на границе в пунктах принятия уведомлений, либо в таможенных органах, расположенных вблизи от российско-белорусской границы.
Данный подход к оформлению УВТС предоставил возможность выбора не только белорусским владельцам автотранспортных средств, но и должностным лицам российских пограничных таможенных органов. Это обстоятельство и привело к различающейся правоприменительной практике российских таможен по вопросу оформления УВТС на российско-белорусской границе.
Именно вышеуказанное обстоятельство, допускающее как возможность необращения физического лица - гражданина Республики Беларусь за оформ-
лением УВТС непосредственно на российско-белорусской границе, так и возможность непредъявления должностным лицом таможенного органа в пункте принятия уведомлений требования об оформлении УВТС на временно ввозимое белорусским физическим лицом автотранспортное средств с белорусской регистрацией, не позволило решить задачу единообразного оформления на всем протяжении российско-белорусской границы, в т. ч. и УВТС многократного применения.
Так, изучение данного вопроса в пунктах принятия уведомлений Смоленской таможни показало следующее.
1. В настоящее время в ППУ Смоленской таможни обозначился ряд новых вариантов поведения граждан Республики Беларусь при временном ввозе в Россию принадлежащих им и зарегистрированных в Белоруссии легковых автомобилей, а именно:
- обращение за оформлением УВТС многократного применения;
- предъявление ранее оформленного УВТС многократного применения с подачей письменной пассажирской таможенной декларации;
- проезд через ППУ без обращения об оформлении УВТС при непредъявлении ранее оформленного УВТС многократного применения;
- обращение за оформлением УВТС однократного применения при непредъявлении ранее оформленного УВТС многократного применения;
- обращение за оформлением УВТС многократного применения при непредъявлении ранее оформленного УВТС многократного применения.
2. При имевшейся в первой половине ноября 2008 г. первоначальной доле многократных УВТС в размере около 30 % от общего числа УВТС, оформляемых на транспортные средства физических лиц - граждан Республики Беларусь, их количество к середине декабря 2008 г. снизилось и стабилизировалось на уровне 17 % от всех оформляемых УВТС. При этом уменьшилось и общее количество оформляемых УВТС на транспортные средства, зарегистрированные в Республике Беларусь.
Следует отметить, что данные цифры не показывают массового стремления граждан Республики Беларусь к оформлению многократных УВТС. Снижение количества оформляемых УВТС многократного применения и, в целом, суммарного количества однократных и многократных УВТС объясняется повторными въездами граждан Республики Беларусь на территорию Российской Федерации с использованием ранее оформленных УВТС многократного применения. Такая же ситуация прослеживается и в иных ППУ на российско-белорусской границе, в частности, в ППУ «Новозыбковский» Брянской таможни.
В пунктах принятия уведомлений Великолукской таможни сложилась иная ситуация с оформлением УВТС многократного применения.
1. В среднем, в ППУ Великолукской таможни за одни сутки оформляется 30-35 многократных УВТС, что составляет около 21 % от общего числа оформ-
ленных УВТС на зарегистрированные в Республике Беларусь автотранспортные средства физических лиц.
2. УВТС многократного применения, как и УВТС однократного применения оформляется должностными лицами таможни в обязательном порядке в пункте принятия уведомлений после подачи владельцем автотранспортного средства письменной таможенной декларации на транспортное средство и заявления об оформлении УВТС многократного применения по форме, разработанной в таможне.
При этом наличие у физического лица (белорусского гражданина) - владельца автотранспортного средства, ранее оформленного УВТС многократного применения не освобождает его от обязанности при каждом въезде в Российскую Федерацию декларировать в письменной форме в ППУ тот же временно ввозимый им легковой автомобиль.
Кроме того, всем ППУ на российско-белорусской границе присущи и общие проблемы, связанные с появлением нестандартных случаев в начавшейся со 2 ноября 2008 г. практике оформления на российско-белорусской границе УВТС многократного применения в случаях, когда:
- одно и то же легковое транспортное средство, зарегистрированное на территории Республики Беларусь, периодически перемещается на территорию Российской Федерации разными гражданами Белоруссии, среди которых, согласно заявлениям на оформление многократных УВТС, значатся как владелец транспортного средства, так и иные белорусские граждане, на которых в установленном порядке оформлена соответствующая доверенность. Таким образом, возникает ситуация, когда на учете в ППУ находятся несколько УВТС, оформленных при регистрации ввоза на территорию России с территории Республики Беларусь одного и того же белорусского легкового транспортного средства, перемещавшегося через российско-белорусскую границу разными физическими лицами - гражданами Республики Беларусь;
- одним и тем же гражданином Республики Беларусь периодически перемещаются на территорию России несколько легковых автомобилей, зарегистрированных в Белоруссии, на которые по заявлению лица оформляются УВТС многократного применения. При этом при временном ввозе физическим лицом на территорию России очередного легкового автомобиля с белорусской регистрацией на учете в ППУ продолжают находиться многократные УВТС, ранее оформленные тем же белорусским гражданином на другие транспортные средства.
Следует отметить, что избежать в данных случаях возникновения рисков незаконного оставления гражданами Республики Беларусь временно ввезенных ими в Россию легковых автотранспортных средств с белорусской рег истрацией возможно путем установления ограничений по оформлению только одного УВТС многократного применения относительно каждого белорусского транспортного средства или гражданина Республики Беларусь, не
допуская повторного оформления многократного УВТС на один и тот же автомобиль или в отношении одного и того же физического лица до снятия с учета (сдачи) первоначально оформленного УВТС.
При этом во избежание ущемления прав белорусских граждан - владельцев автотранспортных средств до снятия с учета ранее оформленного УВТС многократного применения целесообразно допускать оформление последующего УВТС на то же транспортное средство или в отношении того же гражданина Республики Беларусь, но только однократного применения.
Кроме вышеобозначенных проблемных вопросов, и должностные лица российских таможенных органов, и граждане Республики Беларусь отмечают безусловные положительные стороны введения процедуры оформления УВТС многократного применения на российско-белорусской границе, вследствие чего:
- значительно упростился порядок перемещения гражданами Республики Беларусь принадлежащих им легковых автотранспортных средств на территорию Российской Федерации, что привело к сокращению времени прохождения такими автотранспортными средствами российско-белорусской границы и снижению финансовых затрат их владельцев на заполнение бланков УВТС;
- граждане Республики Беларусь получили возможность на весь период действия УВТС многократного применения, т. е. до 6 месяцев, пребывать на территории России без необходимости продления УВТС в российских таможенных органах по месту нахождения в служебных командировках, на лечении, отдыхе и т. д.1
В то же время должностные лица российских таможенных органов ожидают к началу мая 2009 г. появление проблемы снятия с контроля ранее выданных УВТС многократного применения на легковые автомобили с белорусской регистрацией, владельцы которых не сдали такие УВТС при выезде с территории России из-за несостоявшего очередного планируемого выезда в Россию.
Однако указанная проблема может разрешиться кардинально иным -интеграционным - способом, заключающимся в следующем: п. 4.1 Протокола совещания членов Интеграционного Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по формированию таможенного союза от 26.11.2008 утвержден согласованный руководителями таможенных служб трех стран План мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств в рамках таможенного союза (в части компетенции таможенных служб), согласно п. 8 которого предусмотрена отмена со
1 Вступившим в силу с 1.01.2009 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2008 № 804 «О внесении изменений в Положение о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» установлено, что таможенный орган в месте прибытия оформляет на период временного ввоза на таможенную территорию Российской Федерации автомобиля удостоверение ввоза транспортного средства, форму и порядок заполнения, которого устанавливает Федеральная таможенная служба (абз. «б» п. 1).
2.04.2009 г. оформления УВТС в отношении транспортных средств, в т. ч. легковых автомобилей, перемещаемых собственниками, автобусов и грузовых автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, на территорию Российской Федерации.
Кроме того, согласованный 10.12.2008 г. таможенными и транспортными службами России и Белоруссии проект Плана мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств через российско-белорусскую границу содержит аналогичный пункт об отмене УВТС на российско-белорусской границе (п. 1.8), но с несколько иной формулировкой срока такой отмены - «90 дней после внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938».
Таким образом, после достижения и вступления в силу вышеуказанных российско-белорусско-казахстанских или белорусско-российских договоренностей изложенные проблемы оформления удостоверений временного ввоза транспортного средства на временно ввозимые в Россию с территории Белоруссии гражданами Республики Беларусь легковые автотранспортные средства с белорусской регистрацией могут перестать охватываться компетенцией таможенных органов Российской Федерации.