АНАЛИЗ ПРАКТИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИФРОВЫХ ПРОЕКТОВ
Е.Ю. Шацкая, канд. экон. наук, доцент Северо-Кавказский федеральный университет (Россия, г. Ставрополь)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10576
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках гранта № 20510-00025 «Разработка концепции формирования эффективных моделей взаимодействия органов власти и бизнес-структур на региональном уровне в рамках цифровой интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации» (Бел а)
Аннотация. Тренд цифровизации открывает новые возможности для совместного сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь. Исследована готовность стран к взаимодействию в рамках реализации социально-экономических цифровых проектов. Показано, что для перехода к эффективным моделям взаимодействия в рамках цифровой интеграции стран необходима подготовка на организационном, нормативном, методологическом и экономическом уровнях.
Ключевые слова: цифровизация, региональное развитие, трансформация, национальные проекты, цифровые проекты, управление развитием, взаимодействия органов власти и бизнес-структур, международное сотрудничество.
Российская Федерация и Республика Беларусь исторически имеют продолжительную историю интеграционного взаимодействия. Республика Беларусь является важнейшим торговым партнером Российской Федерации, занимая четвертое место по объему товарооборота России со странами мира, первое - среди стран СНГ. В свою очередь, Российская Федерация остается главным торгово-экономическим партнером Беларуси, ее доля в товарообороте республики стабильно составляет порядка 50%.
В рамках данного исследования интересен опыт взаимодействия стран в рамках реализации социально-экономических цифровых проектов. На сегодняшний день информационные технологии используются в решении широкого спектра задач в самых разных сферах: от промышленности, ТЭК и сельского хозяйства до ЖКХ, медицины и транспорта. Сложно представить отрасль, которую не затронула циф-ровизация. Коммерческие компании на глобальном уровне соревнуются друг с другом в скорости создания и внедрения электронных сервисов. Перед государст-
вом также возникает задача по цифровиза-ции государственного управления для повышения качества оказания и доступности государственных и социально значимых услуг.
Обе страны развивают собственное цифровое поле. Согласно федеральному проекту «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая Экономика Российской Федерации», к 2024 году все наиболее востребованные государственные услуги должны быть доступны без необходимости личного посещения государственных органов и организаций, 90% внутриведомственного и межведомственного документооборота переведено в электронный формат, а доля взаимодействий граждан и коммерческих организаций с государственными (муниципальными) органами и бюджетными учреждениями, осуществляемых в цифровом виде, должна составлять не менее 70% [2].
Следует отметить, что Республика Беларусь в течение нескольких лет достаточно последовательно проводит политику радикального преобразования экономики на основе цифровых технологий. Это на-
циональный приоритет и один из важнейших драйверов социально-экономического развития государства.
Немаловажный факт, что в Беларуси главный акцент сделан в сторону создания информационно-коммуникативной инфраструктуры и условий для электронной коммуникации между государственными органами, бизнес-сообществом и гражданами. Так по состоянию на начало 2019 г по экспорту программного обеспечения на душу населения РБ опережает такие страны, как США, Китай и Индия. Во многом это произошло благодаря подписанному декрету «О развитии цифровой экономики» в 2017 г. Инвестиции в инфраструктуру позволили республике подняться на 29-е место в мире и по уровню проникновения услуги фиксированного высокоскоростного доступа в Интернет.
Визитной карточкой цифровой готовности республики является белорусский Парк высоких технологий, который является одним из крупнейших ИТ-кластеров в Центральной и Восточной Европе.
Парк высоких технологий (ПВТ) - специальный налогово-правовой режим для развития ИТ-бизнеса в Беларуси. На территории ПВТ действуют положения белорусского Декрета №8 «О развитии цифровой экономики», который был подписан 21 декабря 2017 года и вступил в силу 28 марта 2018 года. Согласно Декрету №8 до 1 января 2049 года резиденты Парка освобождены от большинства налогов, включая налог на прибыль. Нормы декрета также помогают развивать ИТ-образование и продвигать перспективные стартапы.
Несмотря на то, что программой предусмотрено создание в стране цифровой инфраструктуры, отсутствуют положения, предусматривающие внедрение и развитие цифровых технологий в промышленность и сельское хозяйство; касающиеся внедрения технологий интернета вещей, больших данных и искусственного интеллекта; предусматривающие создание посредством цифровых трансформаций новых рабочих мест и развития цифровой компетентности и грамотности среди населения.
Российская Федерация и Республика Беларусь являются государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕА-ЭС). Тренд цифровизации открывает новые возможности для совместного сотрудничества. Проведенный анализ внедрения и уровня роста цифрового развития в данных государствах-членах ЕАЭС позволяет сделать следующие выводы.
Для Российской Федерации развитие цифровой экономики - стратегический приоритет. В рамках Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, предложены направления работ для формирования цифровой экономики и повышения эффективности государственного управления [9].
Развитие цифровой экономики ставит перед государственным управлением в России следующие вызовы, специфичные российскому управленческому и регуля-торному контексту: соответствие скорости изменений, гибкость управления, современные формы отчетности, цифровая среда доверия, внедрение цифровых технологий в государственное управление. Для решения, которых, в Стратегии предусмотрено помимо прочего: создание информационно-коммуникационной технологической основы для развития экономики и социальной сферы и как следствие совершенствование административных процедур, цифровизация государственных услуг.
Республика Беларусь, как государство-член ЕАЭС так же проводит политику радикального преобразования экономики на основе цифровых технологий [3].
Успехи Республики Беларусь оценены международным сообществом - в 2018 году Беларусь поднялась на 38-е место из 193 в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства. Проводимая деятельность в Евразийском экономическом союзе по реализации цифровой повестки является стратегической задачей участия Республики Беларусь в совместных цифровых проектах. Реализация инициатив цифровой повестки Евразийского экономического союза позволит не только хозяйствующим субъектам республики вый-
ти на глобальные рынки и закрепится на них в качестве лидера, но и улучшить имидж страны на Европейском и Азиатском регионах.
Переход к эффективным моделям взаимодействия органов власти и бизнес-структур на региональном уровне в рамках цифровой интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации невозможен без соответствующей подготовки на организационном, нормативном, методологическом и экономическом уровнях.
Цифровая трансформация процессов управления в Евразийском экономическом союзе включает в себя введение этапа подготовки пакета нормативных документов для перехода к алгоритмическому регулированию [4]. Соответственно требуется реализация новых норм, закрепленных в праве Союза по вопросам цифровой трансформации процессов управления интеграционными процессами, их реинжинирингу, международной кооперации, использованию цифровых моделей, процедур, порядков, стандартов и методологии управления проектами.
Процесс перехода к новым условиям взаимодействия власти, общества и бизнес-структур на международном рынке
вать реализации социально-экономических цифровых проектов, способствующих развитию международного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации.
Проделана большая работа, осуществляется деятельность по многим смежным направлениям интеграции, меняется глобальная повестка, поэтому и видение с ходом времени корректируется, но концептуальная установка на формирование «Собственного центра силы» сохраняется как рамочная для реализации цифровой повестки Союза.
Теперь детализация необходима в работе институтов и на проектах по формированию и развитию цифровых экосистем со все большей устремленностью в международную интеграцию в цифровом пространстве.
В этой связи необходима координация усилий российско-белорусского научно-экспертного сообщества и бизнес-сообщества, которая будет направлена на подготовку практических рекомендаций по совершенствованию законодательной сферы и разработке конкретных трансграничных проектов, позволяющих дать новый импульс развитию.
запущен, реализуется и может способство-
Библиографический список
1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь // Официальный сайт. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.belstat.gov.by
2. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://govemment.ru/rugovclassifier/614/events/
3. Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/Kontseptsija-na-sajt.pdf
4. Официальный сайт Евразийской Экономической комиссии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/
5. Развитие трансграничного пространства доверия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/inftech/dts/Pages/default.aspx
6. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ww.eurasiancommission.org/m/act/dmi/SiteAssets/%D0%9E%D0%B 1%D0%B7%D0% BE%D1 %80%20%D0%92%D0%91 .pdf
ANALYSIS OF THE PRACTICE OF INTERNATIONAL COOPERATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION WITHIN THE
FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF SOCIO-ECONOMIC DIGITAL
PROJECTS
E.Yu. Shatskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor North Caucasus Federal University (Russia, Stavropol)
Abstract. The digitalization trend opens up new opportunities for joint cooperation between the Russian Federation and the Republic of Belarus. The readiness of countries for cooperation in the implementation of socio-economic digital projects is investigated. It is shown that for the transition to effective models of interaction within the framework of the digital integration of countries, preparation is necessary at the organizational, regulatory, methodological and economic levels.
Keywords: digitalization, regional development, transformation, national projects, digital projects, development management, interaction between authorities and business structures, international cooperation.