УДК: 339.924
ББК: 65.5
Моисеева Т.В.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Moiseeva T.V.
FEATURES OF LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN THE AREA OF DIGITAL ECONOMY IN THE COUNTRIES OF EUROASIAN ECONOMIC UNION
Ключевые слова: евразийский экономический союз, цифровая экономика, право, правовые нормы, правовое регулирование, информационно-коммуникационные технологии, унификация и стандартизация законодательства, конкурентное преимущество, цифровая повестка.
Key words: eurasian Economic Union, digital economy, law, legal norms, legal regulation, information and communication technologies, unification and standardization of legislation, competitive advantage, digital agenda.
Аннотация: актуальность темы исследования обусловлена стремительными темпами роста цифровой экономики и необходимостью развития должного ее регулирования с целью достижения конкурентных преимуществ в мировой экономике. Страны-лидеры уже в течение долгого времени совершенствуют систему правовых норм в области цифровой экономики, унификации данных норм в соответствии с указаниями международных организаций. В странах Евразийского экономического союза данные нормы еще либо находятся в начальной стадии развития, либо не имплементированы в принципе. В современных реалиях, с учетом доли цифровой экономики в мировом обороте, данный факт способен повлиять на не высокое конкурентное положение стран.
Целью данной работы является выявление особенностей настоящего состояния развития регулирования цифровой экономики в странах Евразийского экономического союза.
В статье поднимается вопрос влияния цифровой экономики на международные отношения, принципы ведения бизнеса в современном мире, а также на необходимость странам следовать мировым тенденциям в области цифровых технологий для достижения конкурентного преимущества на мировой арене. Автором приводится характеристика модели взаимодействия цифровой экономики и права, особенностей правовых норм в условиях цифровой экономики и их влияния друг на друга.
Также в статье проводится отсылка к международной практике в области регулирования цифровой экономики на примере стран Европейского союза, Мексики, Японии. Проанализированы и изложены возможные перспективные направления развития и ограничения в развитии мировой цифровой экономики, в том числе за счет государственного вмешательства.
Благодаря анализу государственных программ, автором рассмотрены основные направления цифрового развития каждой из стран Евразийского экономического союза: России, Республики Беларусь, Казахстана, Кыргызстана и Армении.
В результате автором сделан вывод о необходимости должного правового регулирования цифровой экономики в странах Евразийского экономического союза, за счет ориентации на уже более устоявшееся мировое цифровое пространство.
Abstract: the relevance of the research topic is conditioned by the rapid growth of the digital economy and the necessity to develop its proper regulation in order to achieve competitive advantages in the global economy. Leading countries have been improving system of implementing legal norms in the field of the digital economy, unifying these norms in accordance with the instructions of international organizations for a long time. In the countries of the Eurasian Economic Union, these norms are either still in the initial stage of development, or are not introduced at all. In
modern realities, taking into account the share of the digital economy in global turnover, this fact can affect low competitive position of countries.
The aim of this work is to identify the features of the current state of regulation development in the area of the digital economy in the countries of Eurasian Economic Union.
The article raises the matter of the impact of digital economy on international relations, the principles of doing business in the modern world, and the matter of the need for countries to follow global trends in digital technologies to achieve a competitive advantage on the world stage. The author describes the model of interaction between the digital economy and law, the characteristics of legal norms in the digital economy and their influence on each other.
The article also refers to international practice in the field of regulation of the digital economy by the example of the countries of the European Union, Mexico, Japan. Possible directions of development and main limitations in the development of the global digital economy, including through government intervention, are analyzed and described.
Due to the analysis of state programs, the author considers the main directions of digital development of each of the countries of the Eurasian Economic Union: Russia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Armenia.
As a result, the author concluded that there is a need for proper legal regulation of the digital economy in the countries of the Eurasian Economic Union, due to its orientation towards the more established global digital space.
Цифровая экономика коренным образом меняет способ производства фирм и продажи товаров и услуг через границы. Цифровые транснациональные корпорации могут общаться и продавать клиентам за рубежом без необходимости больших физических инвестиций на внешние рынки. Сегодня цифровая экономика уже не просто касается технологического сектора и цифровых фирм, она все больше оцифровывает цепи поставок во всех секторах мировой экономики.
Современный мир, новое выражение форм существования международных отношений и, в частности, повсеместное развитие отношений в области цифровой экономики, увеличение роли использования цифровых каналов торговли в последние десятилетия влечет за собой необходимость внедрения инновационных способов регулирования этих отношений. Цифровая экономика устанавливает совершенно иные вызовы правовому регулированию, чем те, которые существовали и преодолевались до момента распространения цифровых каналов международных отношений.
Для начала, на взгляд автора, стоит определить характер взаимодействия цифровой экономики и права в современном мире. Право становится не только средством и инструментом, способным обеспечить адаптацию экономики, управления и
других сегментов современного общества к новым условиям, но и объектом воздействия цифровизации, под влиянием которого оно меняет свои формы, содержание, действия и механизм образования.
Так, один из ярких примеров такого воздействия - изменение формы права, появление электронных версий формально-юридических источников права, создание электронных информационно-справочных систем. Почти любой источник права любой страны, международной организации, интеграционного объединения становится доступным пользователям из разных точек мира. Таким образом, можно сделать вывод о таком роде влияния цифровой экономики на право, когда нацеленность на эффективное сосуществование цифровой экономики в реалиях современных экономических отношений подвергает регулятивные органы использовать цифровые технологии и в своей деятельности, что позволяет расширять доступность права для участников цифровых отношений.
Другим ярким примером колоссального влияния цифровой экономики на правовые отношения - появление новых общественных отношений, ранее не существовавших вовсе либо не требовавших регулирования со стороны государственных органов, международных организаций. Примером могут служить, например:
- отношения, при которых ключевым вопросом становятся пути идентификации личности в электронном пространстве;
- отношения, требующие защиту электронных, не представленных на физическом носителе данных;
- информационная составляющая электронной торговли и др.1
На взгляд автора, основная характеристика цифровой экономики, которая оказывает наибольшее влияние на необходимость введения новых норм права и видоизменять его сущность - то, что ее основным драйвером являются данные, которые при этом не подразумевают физических носителей. Малейшее вмешательство и нарушение этих данных способны нанести непоправимый ущерб деятельности как отдельных компаний, так и государств, межправительственных организаций и т.д. Соответствие требованиям защиты данных, интеллектуальной собственности и других нематериальных активов становится ключевым элементом как корпоративных, так и государственных актов.
Особенность регулирования отношений в области цифровой экономики заключается в том, что ее основу составляют как типичные для общества элементы, так и нетипичные общественные отношения, а именно субъекты, объекты и среда существования. Зачастую такая среда практически исключает вовлечение людей.
Сложность правового регулирования данного типа отношений на уровне одного государства кроется не в ограниченных возможностях самого права, а в отсутствии необходимых для этого цифровых технологий, а также квалифицированных кадров.
Цифровая трансформация мировой экономики требует принятия мер по стимулированию развития международного регулирования в условиях цифровой экономики. На уровне государства некоторые страны уже несколько лет принимают определенные шаги для развития цифровой экономики, подкрепленные законодательно. Национальные цифровые программы имеют межотраслевой характер и во многих случаях разработаны с целью стимулирования конкурентоспособности
1 Хабриева Т.Я., Черно-гор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 85-102.
страны, экономического роста и социального благополучия.
Так, правительство Дании разработало и приняло стратегию ICT Growth Plan (план роста сектора информационно-коммуникационных технологий) с целью поддержания роста в секторе информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в той же мере, что и роста, основанного на ИКТ, в частном секторе в целом.
Важнейший аспект немецкой стратегии Digital agenda 2014-2017 (Цифровая повестка 2014-2017 гг.) - использование в большей мере потенциала инноваций для достижения дальнейшего экономического роста и занятости».
Итальянская стратегия Digital agenda 2014-2020 (Цифровая повестка 2014-2020 гг.) направлена на обеспечение экономического и социального роста посредством развития бизнес навыков и повышения цифровой культуры среди населения.
Главная цель стратегии Мексики Digital Strategy 2013 (Цифровая стратегия 2013 г.) -сделать страну латиноамериканским лидером в области цифровой экономики по уровню развития цифровой экономики, соответствующему среднему показателю стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР).
Некоторые национальные стратегии, такие как программа Австралии, представляют собой программу действий для достижения страной статуса лидера цифровой экономики к 2020 г.
Программа Франции Plan France Numérique 2012-2020 (Цифровой план Франции 2012-2020 гг.) также направлена на построение более конкурентоспособной цифровой экономики в дополнение к росту занятости молодежи.
Программа Японии ставит перед собой целью сделать страну передовой информационной нацией к 2020 г., в то время как британская стратегия Information Economy Strategy (Стратегия информационной экономики) предполагает помочь Соединенному Королевству ускориться в мировой гонке, сосредоточив основное внимание на своих преимуществах.
Проанализировав ряд уже существующих и действующих национальных программ, можно выделить основные направления разви-
тия цифровой экономики в зарубежных странах:
1) дальнейшее развитие телекоммуникационной инфраструктуры (в том числе возможность подключения к сети широкополосной связи и предоставление телекоммуникационных услуг) и сохранение доступности Интернета;
2) продвижение ИКТ сектора, включая его интернационализацию;
3) укрепление позиций электронного правительства, в том числе открытый доступ к государственной информации и правительственным данным;
4) обеспечение доверия (цифровая идентификация личности, защита личных данных, конфиденциальность и безопасность);
5) поощрение внедрения ИКТ крупными предприятиями, малым и средним бизнесом в особенности в таких ключевых направлениях, как: здравоохранение, образование и транспортные услуги;
6) повышенное внимание включению в процесс продвижения ИКТ стареющему и социально незащищенному населению;
7) продвижение ИКТ навыков и компетенции (базовые и профессиональные ИКТ навыки).
Позиции небольших открытых экономик во многом сходятся с позицией Европейского союза (далее - ЕС) в том смысле, что их защитные интересы (направленные на преодоление негативных последствий цифровой революции) перевешивают атакующие интересы (получение доли рынка в зарождающейся наукоемкой экономике, основанной на данных). У развивающихся стран будет выбор из ряда стратегических вариантов, который будет зависеть от цифровых амбиций (например, группа стран БРИКС без Китая), противопоставляемых тактике получения потребительской выгоды от доступа к «бесплатному» контенту в Интернете и использования рамок цифровой экономики для участия в глобальной коммерции. Это позволяет спрогнозировать рост цифровой фрагментации, по крайней мере в краткосрочной перспективе, и появление цифровых конфликтов из-за вопросов регулирования (Европейский союз - США) и доступа на рынки (США - Китай)1.
1 2018 Fact Sheet: Key Barriers to Digital Trade. the United States Trade Representative. [Электронный ресурс]
На взгляд автора, на международной арене существует ряд факторов, ограничивающих использование участниками международных отношений всех преимуществ цифровой экономики, к которым можно, в частности, отнести:
- опережающие темпы развития современных технологий перед созданием правового поля;
- отсутствие стандартизации в цифровой экономике в праве стран;
- разноскоростное движение стран в реализации цифровой повестки;
- асимметрия информации о перспективах и рисках цифровой экономики и ее технологиях;
- установление различных барьеров странами-лидерами в области цифровой торговли товарами и услугами с целью защиты своих лидирующих позиций.
Если говорить о конкретных примерах данных ограничителей, то стоит упомянуть ограничения Китая по трансграничным потокам данных и требования к локализации данных (Закон о кибербезопасности 2017 г. и Закон о национальной безопасности 2015 г., которые запрещают или строго ограничивают трансграничную передачу информации и устанавливают требования к локализации данных для компаний в «секторах критической информационной инфраструктуры»), ограничение инвестиций в услуги облачных вычислений, веб-фильтрацию и блокировку вебсайтов; ограничения экспорта данных, основанных на местоположении, в Корее2.
Цифровая экономика стремительно развивается в глобальных масштабах. Она является важнейшим двигателем инноваций, конкурентоспособности и экономического роста в мире. Государству просто необходимо увеличивать свое участие в цифровой экономике. В то же время появляются проблемы, вызывающие замедление нормативного регулирования во многих формах. Так, странам Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) также необходимо введение законодательного регулирования отношений в области цифровой экономики для достижения конку-
// URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/fact-sheets/2018/march/2018-fact-sheet-key-barriers-digital (Дата обращения 21.02.2020).
2 Там же.
рентоспособного положения союза на мировой арене, это относится и к регулированию вопросов, связанных с безопасностью, отслеживанием потоков, налогообложением, доступом иностранных игроков и так далее.
В пределах ЕАЭС если до формирования пространства цифровых технологий речь шла про независимость движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы, то после его создание добавляется дополнительно и свобода движения информации1.
Нормы и стандарты права ЕАЭС, которые регулируют процедуру формирования единого цифрового пространства ЕАЭС, прогрессируют с определением мировых, европейских, евразийских стандартов качества информационных, электронных услуг и технологий.
Цифровизация стран ЕАЭС протекает с учетом национальных особенностей и отличительных процессов развития каждой страны. Базой по развитию цифровизации стран ЕАЭС выступает принятие национальных стратегий по развитию цифрового общества. В национальных стратегиях развития отражено, что для повышения конкурентоспособности страны не только предприниматели должны применять цифровые технологии и встраивать новые цифровые реалии в свою каждодневную деятельность, но и государство в целом. Современные национальные цифровые стратегии касаются вопросов, начиная от создания предприятия и роста производительности до публичной администрации, занятости и образования, здравоохранения и старения населения, окружающей среды и развития. В целом правительства все больше отдают себе отчет в том, что разработка программ развития цифровой экономики зависит от набора связных всеправительственных политических мер.
Рассмотрим основные направления и источники правового регулирования цифровой экономики стран ЕЭАС.
В России согласно реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
1 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12 «Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года». [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/ doc/71708158/ (Дата обращения 1.03.2020).
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформирована национальная программа2. Национальная программа предполагает развитие шести основных направлений, представленных на рисунке 1.
1-Нормативное регулирование цифровой _среды_
2.Инф0рМШЩ01ШаЯ _инфраструктура_
3. Кадры для цифровой _экономики_
4 .Информационная
_безопасность_
у
5 .Цифровые технологии
6.Цифровое государственное _управление _
Рисунок 1 - Направления цифровизации России3
Далее рассмотрим процесс цифрови-зации в Республике Беларусь, где в настоящее время создан «Парк высоких технологий - особой зоны». Республика Беларусь проводит активную и целенаправленную государственную политику внедрения цифровых технологий, в том числе и в правовую сферу. В настоящее время Республика Беларусь является преуспевающей из всех стран ЕАЭС в развитии национальной информационной инфраструктуры.
В Республике Беларусь сформулированы задачи развития информатизации в указанных документах в соответствии с факторами развития и направлениями использования информационных технологий решены. Основные задачи представлены на рисунке 2 .
2 Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] // ШЬ:ЬАр://кгет1т.ги/ events/president/news/ 57425 (Дата обращения 2.03.2020).
3 Там же.
4 Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", N 6, ноябрь-декабрь 2018 г., С. 80.
9
9
9
■совершенствовании государственной информационной политики
•развитии национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры
•укреплении доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий
•развитии национальной информационной индустрии и научных исследований;
■расширении международного сотрудничества и интеграции в мировое информационное пространство
Рисунок 2 - Направления цифровой трансформации Республики Беларусь1
В настоящее время в государстве последовательно реализуется комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее развитие информационных технологий и создание соответствующей инфраструкту-2,3
ры , .
В Казахстане в настоящее время идет процесс формирования финансового центра, в частности в Астане. Соответствующая цифровая инфраструктура очень актуальна для Казахстана. Разработана программа «Цифровой Казахстан», «Индустрия 4.0». Это означает, что Казахстан тоже нацелен на улучшение цифровой инфраструктуры, в том числе за счет внедрения норм правового регулирования.
Ожидаемые результаты для Казахстана определены и обозначены в соответствии со стратегическими задачами государства. В первую очередь речь идет о повышении эффективности и прозрачности государственного управления, обеспечение занятости населения, повышение качества образования и здравоохранения, улучшение инвестиционного климата, повышение производительности труда и рост доли малого и среднего бизнеса в структуре ВВП.
Реализация Государственной программы «Цифровой Казахстан» проводится в четырех ключевых направлениях, которые графически представлены на рисунке 3:
8
■Реализация цифрового Шелкового пути. Это развитие надежной, доступной, высокоскоростной и защищенной цифровой инфраструктуры
•Развитие креативного общества. Это развитие компетенций и навыков для цифровой экономики, проведение работ по повышению цифровой грамотности населения, подготовка ИКТ специалистов для отраслей
•Цифровые преобразования в отраслях экономики. Это повсеместное внедрение цифровых технологий для повышения конкурентоспособности различных отраслей экономики
•Переход на проактивное государство. Это усовершенствование системы электронного и мобильного правительства, оптимизация сферы предоставления государственных услуг
Рисунок 3 - Направления цифровой трансформации Казахстана
1 Там же.
2 Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 гг., одобренной Президиумом СМ РБ (протокол от 3 ноября 2015 г. N 26).
3 Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг., утвержденной постановлением СМ РБ от 23 марта 2016 г. N 235.
4 Государственная программа "Цифровой Казахстан" [Электронный ресурс] // URL: https://zErde.gov.kz/ activity/management-programs/digital-kazakhstan/ (Дата обращения 28.02.2020).
Рассмотрим, какие процессы в области цифровизации проходят в Республике Армения. В 2017 году в Армении была разработана «Повестка цифровой трансформации
Армении до 2030 года», в которой на основании целевых и планируемых результатов намечено три этапа цифровой трансформации (рисунок 4).
Рисунок 4 - Три этапа цифровой трансформации Армении1
Первоочередной задачей, требующей быстрого решения для развития электронного правительства, в том числе для достижения более высоких показателей в международных рейтингах EGDI и ЕРАКТ, является создание единой цифровой платформы государственных услуг в Армении.
Армения прошла определенный этап становления новой цифровой экономики. В сфере, например, электронных сопроводительных документов у страны накоплен положительный опыт, и во многих вопросах по данному направлению она опережает страны ЕАЭС. Тем не менее по созданию единого Цифрового правительства Армения отстает от России.
Кыргызстан заинтересован в формировании центра хранения данных или создания цифровых инфраструктур. В 2018 году была принята Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 20182040 годы, в которой обозначены контуры цифровой трансформации страны. Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023» определяет структуру, систему управления и основы процес-
са цифровизации страны. Сегодня Кыргызская Республика имеет возможность стать участницей развития цифровых технологий, оказывающих воздействие на экономический рост, государственное управление, качество услуг, способы ведения бизнеса и образ жизни людей3. Тем не менее в рейтингах развития цифровой экономики среди стран ЕАЭС Кыргызская Республика находится на последнем месте, что говорит о необходимости внедрения дополнительных мер, возможно, с помощью внутрисоюзных
4
регуляторов .
Что касается союзной работы в области цифровой экономики и ее правового регулирования, то можно сказать, что этот процесс начат и его важность не ущемлена, однако по сравнению с мировыми лидерами, в ЕАЭС еще требуется принятие, согласование и работы на многих фронтах в вопросе регулирования цифровой экономики. Если активные стадии унификации законодательного регулирования различных сфер экономики союза пришлись на период до настоящего времени, изменения основных моделей ведения международного бизнеса
1 Формируя цифровое пространство. Годовой отчет ЕЭК (2017). - М.: ЕЭК. - 174 с. [Электронный ресурс] // URL: http://eurasian-studies.org/archives/8711 (Дата обращения 20.02.2020).
2 Кучерявый М.М. К осознанию информационного суверенитета в тенденциях глобального информационного пространства // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2015. N 12. С. 25.
3 «Цифровой Кыргызстан» Национальная концепция цифровой трансформации [Электронный ресурс] // URL: https://digital.gov.kg/ (Дата обращения 1.03.2020).
4 Формируя цифровое пространство. Годовой отчет ЕЭК (2017). - М.: ЕЭК. - 174 с. [Электронный ресурс] // URL: http://eurasian-studies.org/archives/8711 (Дата обращения 2.03.2020).
в условиях глобализирующейся экономики вынуждают все более часто пересматривать традиционные методы воздействия на экономических субъектов и менять прицел на более долгосрочную перспективу. Так, решением Высшего Евразийского Экономического Совета в 2017 году выявлены направления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности -Направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года1, в которых поднимается вопрос и необходимости совместных инициатив, проектов и согласованной политики стран в рамках цифровой повестки с целью расширения возможностей государств-членов и их хозяйствующих субъектов на внутреннем и внешнем рынке.
При определении в целом актуального вектора развития вопрос регулирования цифровой среды представляет собой достаточно сложную и неопределенную тему, в которой существует множество спорных
моментов и уязвимых мест. Одни из существующих - отсутствие унифицированного понятийного аппарата в области цифровой экономики, отсутствие систем слежения за потоками цифровой торговли, особенно цифровых услуг, отсутствие внутрисоюзных норм налогового контроля, обеспечения конфиденциальности данных, и так далее.
На взгляд автора, наиболее эффективным способом достижения должного уровня разработанности правовых норм в области цифровых отношений - ориентация на пять развитых стран, анализ структуры и тенденций законодательного регулирования в странах, занимающих лидирующие позиции на мировом цифровом рынке. Такое развитие позволит странам ЕАЭС достигать конкурентного преимущества в современной цифровой экономике, которая становится главным двигателем прогресса международного сотрудничества стран и объединений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг., утвержденной постановлением СМ РБ от 23 марта 2016 г. N 235.
2. Государственная программа "Цифровой Казахстан" [Электронный ресурс]. - URL: https://zerde.gov.kz/activity/management-programs/digital-kazakhstan/ (Дата обращения 28.02.2020).
3. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2018. - N 6. Ноябрь-декабрь, - С. 80.
4. Кучерявый, М.М. К осознанию информационного суверенитета в тенденциях глобального информационного пространства // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. -2015. - N 12. - С. 25.
5. Решение №12 от 11 октября 2017 г. - Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Documents/Основные%20документ^I/Решение %20ВЕЭС%20№ 12_0сновные%20направления%20реализации%20цифровой% 20повестки% 20ЕАЭС^ (Дата обращения 7.03.2020).
6. Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 гг., одобренной Президиумом СМ РБ (протокол от 3 ноября 2015 г. N 26).
7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (Дата обращения 2.03.2020).
1 Решение №12 от 11 октября 2017 г.- Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года.- [Электронный ресурс] // URL: http://www.eurasiancommission.org/ m/act/dmi/workgroup/Documents/ОсновньIеo^20документ ы/Решение%20ВЕЭС%20№12_0сновные%20направлен ия%20реализации%20цифровой%20повестки%20ЕАЭС. pdf (Дата обращения 7.03.2020).
8. Формируя цифровое пространство. Годовой отчет ЕЭК (2017). - М.: ЕЭК. - 174 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://eurasian-studies.org/archives/8711 (Дата обращения 20.02.2020).
9. Хабриева, Т.Я., Черногор, Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. - 2018. - № 1. - С. 85-102.
10. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации. Обзор [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D 1%80%20%D0%92%D0%91.pdf (дата обращения: 5.03.2020 г.).
11. «Цифровой Кыргызстан» Национальная концепция цифровой трансформации [Электронный ресурс]. - URL: https://digital.gov.kg/ (Дата обращения 1.03.2020).
12. 2018 Fact Sheet: Key Barriers to Digital Trade. the United States Trade Representative. [Электронный ресурс]. - URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/fact-sheets/2018/march/2018-fact-sheet-key-barriers-digital (Дата обращения 21.02.2020).
13. Digital Economy Outlook 2017. OECD [Электронный ресурс]. - URL: https://read.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/oecd-digital-economy-outlook-2017_9789264276284en#page 1 (Дата обращения 07.03.2020).
14. The Global Competitiveness Report 2019 by the World Economic Forum [Электронный ресурс]. - URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport 2019.pdf (дата обращения: 4.03.2020).
15. The Regional Trade Agreements Information System (RTA-IS) [Электронный ресурс]. - URL: http://rtais.wto.org/UI/PublicAllRTAList.aspx (дата обращения: 4.03.2020).