Научная статья на тему 'Анализ практики формирования компетенций будущего педагога профессионального обучения'

Анализ практики формирования компетенций будущего педагога профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПОДХОДЫ / COMPETENCE / COMPETENCY / PROFESSIONAL TRAINING / SYSTEM APPROACH / APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завзанова З. У.

Основной целью работы является изучение особенностей формирования компетенций будущего педагога профессионального обучения, которые целесообразно осуществлять на основе общих положений системного подхода и использовании других научно обоснованных подходов, в частности: межкультурного, деятельностного, акмеологического, личностно-развивающего. Автор приходит к выводу, что основной целью формирования педагогической компетентности будущего педагога профессионального обучения является обеспечение надлежащей профессиональной подготовки выпускника и его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Процесс формирования компетентности будущих педагогов профессионального обучения предполагает проведение помимо традиционных форм организации обучения предметных олимпиад, научно-практических конференций, встреч с ведущими педагогами и мастерами прикладного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PRACTICE OF FORMING THE COMPETENCE OF FUTURE TEACHER OF PROFESSIONAL TRAINING

The main purpose is to study the particular features of the development of a competence of a future teacher in vocational training to be implemented on the basis of the general provisions of the system approach and the use of other science-based approaches, in particular: intercultural, activity, acmeological, personality and development. The author comes to the conclusion that the main purpose of formation of pedagogical competence of future teachers of vocational training is to ensure proper training of graduates and its competitiveness in the market of educational services. The process of formation of competence of future teachers of vocational training in addition to traditional forms of training involves the conducting of discipline competitions, scientific-practical conferences, meetings with leading teachers and masters of applied art.

Текст научной работы на тему «Анализ практики формирования компетенций будущего педагога профессионального обучения»

ности человеческой личности, которая, по их мнению, рождается и проявляется лишь в общении.

Диалогический подход в единстве с личностно-деятель-ностным выступает в нашем исследовании в качестве ведущего методологического условия организации общения между обучающимися и обучающими. Его реализация позволяет образовать некое общее психологическое единство субъектов, благодаря которому «монологическое», «объектное» воздействие уступает творческому процессу взаимораскрытия и взаиморазвития, самовоздействия и саморазвития.

В целом, опираясь на изложенные выше и другие теоретические данные, можно сделать несколько предварительных выводов:

1). Привлечение понятия «проектирование» к образовательной сфере, его адаптация к новой среде, трансформация в понятие «педагогическое проектирование» способствует решению целого ряда методологических проблем, поскольку расширяет терминологическое пространство педагогической науки, позволяет пересмотреть представления о некоторых традиционных категориях, необходимости их соотнесения между собой и т.д.

2). Проектирование носит рамочный характер по отношению к различным педагогическим контекстам. Это происходит потому, что в силу своей многофункциональности проектная деятельность может быть использована:

- в качестве педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например, формирования корпоративной культуры в рамках обучающейся организации как формального, так и неформального образования;

- средства обучения, играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например реализация личностных, (групповых, профессиональных и др.) проектов;

Библиографический список

- процедуры в контексте другой деятельности, например управления, соуправления, самоуправления образованием;

- формы развития (притом, инновационного) того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления).

3) На основе рационального использования проектирования и моделирования в педагогической деятельности возможно создание теоретических (виртуальных) проектов (моделей): дидактическая система; система управления функционированием педагогической системы; система методического обеспечения образовательного процесса; модели учебных программ; модели образовательного процесса (организационно-педагогические условия) в рамках как формального, так и неформального образования и их интегрированных вариантов и др.

4) Проектирование имеет процедурный (алгоритмический) характер, что в контексте поставленных в исследовании задач имеет для нас особый интерес, поскольку позволяет технологически решить проблему интеграции не только собственно форм образования, но и, например, психологическую поддержку в процессе обучения слушателей, в его различные компоненты: содержательные (информационные), операциональные (дея-тельностные), организационные (методические), личностные и др.

Следовательно, проектирование вообще и педагогическое проектирование, в частности, может использоваться в качестве теоретико-технологического базиса разработки интегрированных учебных программ. Результатом проектирования будет выступать социально-педагогический или психолого-педагогический проект, функциональная специфика которого зависит от следующих условий: состояния среды, особенностей субъектов, занятых подготовкой конкретного проекта, функциональных связей между элементами проекта, возможностей его эффективного использования, ожидаемых результатов.

1. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. Санкт-Петербург: Спб. гос. техн. ун-т, 1996.

2. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. Москва: Школа. 1994.

3. Монахов В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований. Школьные технологии. 2001; 5.

4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Москва, 1983; Т.1.

5. Макаренко А.С. Сочинения. 2-е изд. Москва: АПН РСФСР, 1957; Т. 4.

6. Краевский В.В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практики. Новые исследования в педагогических науках. 1971; 4.

7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989.

8. Кузьмин В.П. Гносеологические проблемы системного знания. Москва: Знание, 1983.

References

1. Radionov V.E. Netradicionnoe pedagogicheskoe proektirovanie. Sankt-Peterburg: Spb. gos. tehn. un-t, 1996.

2. Gusinskij 'E.N. Postroenie teorii obrazovaniya na osnove mezhdisciplinarnogo sistemnogo podhoda. Moskva: Shkola. 1994.

3. Monahov V.M. Pedagogicheskoe proektirovanie - sovremennyj instrumental didakticheskih issledovanij. Shkol'nye tehnologii. 2001; 5.

4. Leont'ev A.N. Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya. Moskva, 1983; T.1.

5. Makarenko A.S. Sochineniya. 2-e izd. Moskva: APN RSFSR, 1957; T. 4.

6. Kraevskij V.V. O probleme sootnosheniya pedagogicheskoj nauki i pedagogicheskoj praktiki. Novye issledovaniya vpedagogicheskih nau-kah. 1971; 4.

7. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. Moskva: Pedagogika, 1989.

8. Kuz'min V.P. Gnoseologicheskie problemy sistemnogo znaniya. Moskva: Znanie, 1983.

Статья поступила в редакцию 07.03.15

УДК 378

Zavzanova Z.U., teacher, Department of Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: zairaamir@mail.ru

ANALYSIS OF THE PRACTICE OF FORMING THE COMPETENCE OF FUTURE TEACHER OF PROFESSIONAL TRAINING.

The main purpose is to study the particular features of the development of a competence of a future teacher in vocational training to be implemented on the basis of the general provisions of the system approach and the use of other science-based approaches, in particular: intercultural, activity, acmeological, personality and development. The author comes to the conclusion that the main purpose of formation of pedagogical competence of future teachers of vocational training is to ensure proper training of graduates and its competitiveness in the market of educational services. The process of formation of competence of future teachers of vocational training in addition to traditional forms of training involves the conducting of discipline competitions, scientific-practical conferences, meetings with leading teachers and masters of applied art.

Key words: competence, competency, professional training, system approach, approaches.

З.У. Завзанова, ст. преп. каф. экономики и дизайна ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: zairaamir@mail.ru

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основной целью работы является изучение особенностей формирования компетенций будущего педагога профессионального обучения, которые целесообразно осуществлять на основе общих положений системного подхода и использовании других научно обоснованных подходов, в частности: межкультурного, деятельностного, акмеологического, личностно-разви-вающего. Автор приходит к выводу, что основной целью формирования педагогической компетентности будущего педагога профессионального обучения является обеспечение надлежащей профессиональной подготовки выпускника и его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Процесс формирования компетентности будущих педагогов профессионального обучения предполагает проведение помимо традиционных форм организации обучения предметных олимпиад, научно-практических конференций, встреч с ведущими педагогами и мастерами прикладного творчества.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональное обучение, системный подход, подходы.

Интеграционные процессы, переход к постиндустриальному обществу, информатизация образования требует новых моделей подготовки компетентных специалистов, готовых работать в условиях обновленной образовательной системы. В этой связи актуальность приобретает проблема анализа практики формирования компетенций будущего педагога профессионального обучения. Поскольку понятие «компетентность» достаточно многогранно, его определение и трактовка постоянно является предметом дискуссий, причиной которых является тот факт, что эти термины пришли в отечественную педагогику в процессе анализа основных тенденций развития современной зарубежной педагогической науки [1]. Различные трактовки этих терминов встречается в словарях. В частности, Большой толковый словарь современного российского языка дает следующие определения:

- «компетенция - хорошая осведомлённость в чем-то; круг полномочий определённой организации, учреждения или лица; общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях и способностях, которые приобретены благодаря обучению;

- компетентный - который имеет достаточные знания в определённой области, хорошо знающий, толковый; основывается на знании, квалифицированный; имеет определённые полномочия, полноправный, полновластный;

- компетентность как способность успешно отвечать на индивидуальные и социальные потребности, действовать и выполнять поставленные вопросы; быть компетентным - уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт» [2].

Следовательно, значение терминов «компетенция» и «компетентность» не перекрывают друг друга, поскольку компетентность следует понимать как интегральную характеристику, которая состоит из многих компетенций. Специалист, обладающий рядом профессиональных, специальных, социальных, личностных и др. компетенций может быть назван компетентным в той или иной области деятельности. Под понятием «компетентность человека» зарубежные и российские педагоги понимают специально структурированные (организованные) наборы знаний, умений, навыков и отношений, которые их приобретают в процессе обучения [3]. Компетентность как результат образования позволяет личности эффективно действовать, успешно решая задачи, которые перед ней стоят.

Целью формирования педагогической компетентности будущего педагога профессионального обучения является обеспечение надлежащей профессиональной подготовки выпускника и его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Согласно цели конкретизированы основные задачи формирования компетентности будущего специалиста образования:

- обеспечить овладение технологиями самоорганизации и самоактуализации;

- создать условия для становления профессиональной культуры будущего специалиста;

- активизировать формирование ключевых компетенций будущего педагога;

- формировать профессиональную мобильность;

- организовывать методическую, дидактическую поддержку;

- формировать социальную активность на основе личностных качества и социальных умений личности.

Основными компетенциями будущего педагога являются:

Познавательно-интеллектуальная компетенция - совокупность теоретических знаний, практических умений, навыков, отношений, опыта, личностных качеств учителя, которые дают

возможность осуществлять поисковую, эвристическую деятельность, самостоятельно приобретать новые знания, анализировать деятельность участников учебно-воспитательного процесса, принимать решения.

Диагностическая компетенция - это умение учителя изучать способности физического, психического, умственного развития, уровня нравственного, эстетического воспитания, условий семейной жизни и воспитания детей.

Прогностическая компетенция - умение учителя определить направление своей деятельности, её конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, и предвидеть конечный результат.

Организаторская компетенция - это умение учителя привлекать учащихся к определенной работы и сотрудничество с ними в достижении поставленной цели.

Информационная компетенция. Учитель выступает главным источником научной, мировоззренческой и морально-эстетической информации. Для учителя важно широта кругозора, эрудиция, глубокое знание предмета преподавания, методику его преподавания, владение практической стороной знаний, что положительно сказывается на формировании у школьников умений и навыков.

Стимулирующая компетенция - предполагает глубокие знания предмета, эрудицию, моральную культуру, гуманное отношение к ученикам, любовь и уважение, теплоту и заботу, душевность в отношении к ученикам.

Оценочно-контрольная компетенция - это умение учителя осуществлять обратную связь в своей работе. Во время оценивания и контроля он может увидеть не только достижения в своей работе и работе учеников, а и причины недоработок, срывов, неудач. Полученная информация позволит провести коррекцию в деятельности по обучению и воспитанию.

Аналитическая компетенция - это умение учителя анализировать завершенное дело: какова его эффективность, почему она ниже поставленной цели и т.д. и многие другие [3].

Изучив научную литературу, мы пришли к выводу, что формирование профессиональной компетентности будущих педагогов базируется на использовании системного, межкультурного, деятельностного, акмеологического, личностно-развивающего подходов. Из всех перечисленных, по нашему мнению, доминирующим является системный подход. Применение системного подхода предполагает взаимосвязь и взаимодействие наиболее влиятельных элементов профессиональной подготовки будущих специалистов. По нашему мнению, процесс формирования профессиональной компетентности будущих педагогов включает комплексное использование и других научно-обоснованных подходов.

Так, межкультурный подход осуществляется включением в профессиональную подготовку будущих педагогов элементов, которые способствуют повышению общей культуры, развития профессиональной культуры.

Деятельностный подход в практике формирования компетенций педагога профессионального обучения предусматривает привлечение студентов к практике развития профессиональной компетентности в течение их профессиональной подготовки.

Акмеологический подход характеризуется направлением развития студентов на достижение максимальной личностной и профессиональной самореализации во время обучения в ВУЗе, готовности к нововведениям.

Личностно-развивающий подход обеспечивает учет индивидуальных особенностей студентов, их устремлений, жизненных ценностей, индивидуальных учебных достижений.

В целом, формирование профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется через содержание образования, что включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также средствами активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни ВУЗа. Все это в комплексе формирует и развивает личность будущего педагога, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию [4].

Раскрывая отдельные аспекты процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, следует определить перечень педагогических условий, которые бы позволяли эффективно решать поставленную цель с учетом специфики и особенностей будущей профессиональной деятельности. К основным педагогическим условиям процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов относятся:

1) системный подход к научно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса, отражающий сущность профессиональной компетентности;

2) организация процесса усвоения профессионально важных знаний, умений и навыков, норм и ценностей, личностного

Библиографический список:

отношения, опыта самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных особенностей студентов;

3) создание условий учебной деятельности через организацию предметной среды. Считаем, что совокупность именно этих педагогических и психологических принципов и условий в учебно-воспитательном процессе ВУЗа способствует формированию профессиональной компетентности будущих педагогов.

Процесс формирования компетентности будущих педагогов профессионального обучения предполагает использование таких форм организации обучения: лекционных, семинарских, практических, индивидуальных занятий, а также самостоятельной работы студентов; пропедевтической и педагогической практик; предметных олимпиад, научно-практических конференций, встреч с ведущими педагогами и мастерами прикладного творчества.

Подытоживая, подчеркнем, что исследования вопроса формирования компетенций будущего педагога профессионального обучения, позволяет утверждать, что формирование компетенций является целью профессиональной подготовки специалистов, ведь оно содержит требования в отношении знаний, умений, навыков, норм и ценностей. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов целесообразно осуществлять на основе общих положений системного подхода и использовании других научно обоснованных подходов, в частности: межкультурного, деятельностного, акмеологического, лич-ностно-развивающего.

1. Андреев А. Знания или компетенция? Высшее образование в России. 2005; 2.

2. Большой толковый словарь русского языка. Составитель и главный редактор С.А. Кузнецов. Санкт-Петербург: Рипол-Но-ринт, 2008.

3. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования. Дополнительное образование. 2005; 7: 9-11.

4. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING (опыт Северо-Кавказского федерального университета). Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 26 - 28.

References

1. Andreev A. Znaniya ili kompetenciya? Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005; 2.

2. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Sostavitel' i glavnyj redaktor S.A. Kuznecov. Sankt-Peterburg: Ripol-Norint, 2008.

3. Filatova L.O. Kompetentnostnyj podhod k postroeniyu soderzhaniya obucheniya kak faktor razvitiya preemstvennosti shkol'nogo i vuzovskogo obrazovaniya. Dopolnitel'noe obrazovanie. 2005; 7: 9-11.

4. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Proektirovanie magisterskoj programmy po napravleniyu «Pedagog-icheskoe obrazovanie» v kontekste metodologii TUNING (opyt Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 26 - 28.

Статья поступила в редакцию 21.02.15

УДК 378

Lovarslanova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Civil and Criminal Law, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: m.vazipat@mail.ru

LEGAL EDUCATION OF STUDENTS IN A CIVILIZED STATE. This article deals with topical problems of legal education of students (for example, high school students of the schools of the Republic of Dagestan). The author discloses the rights and duties of the man. The author considers the importance of instilling at an early age respect for the law, including the level of legal awareness of the person or Association of persons, evaluation of the system of law, the prestige of the legal profession in society, respect to the legal and educational institutions and the rule of law, the degree of public activity of subjects of law. The article shows that the formation of legal consciousness and legal culture of students is a system of social, legal, educational and other measures aimed at identifying and eliminating the causes and conditions conducive to crime and anti-social actions. On the whole the formation of a democratic legal state and a civil society is an interrelating process.

Key words: sense of justice, legal education, legal culture of students.

М.Г. Лаварсланова, канд. пед. наук, ГАОУ ВПО «Дагестанский Государственный институт народного хозяйства»,

г. Махачкала, E-mail: m.vazipat@mail.ru

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ЦИВИЛИЗОВАННОМ ГОСУДАРСТВЕ

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы правового воспитания учащейся молодёжи (на примере старшеклассников школ республики Дагестан), раскрыты права и обязанности человека. При этом автор считает важным привитие уже с раннего возраста уважения к праву, включающего: уровень правовой информированности личности или объединения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.