Научная статья на тему 'Анализ практического применения положений нормативных правовых актов, регулирующих энергосбережение в промышленности'

Анализ практического применения положений нормативных правовых актов, регулирующих энергосбережение в промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / МОНИТОРИНГ / ЭНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смагина Марина Николаевна, Хасанова Асия Шамилевна

В статье актуализируется необходимость исследования государственной политики энергетической эффективности в промышленности. Проведен анализ практического применения положений нормативных правовых актов, регулирующих энергосбережение в промышленности. Выявлена неэффективность государственного регулирования энергосбережения в промышленном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provisions of Regulatory Legal Acts Controlling Energy Conservation in Industry and Their Application

The paper dwells upon the necessity of analyzing the state policy of power efficiency in industry. Having analyzed the application of provisions of regulatory legal acts, controlling energy conservation in industry, the authors came to the conclusion that the state regulation of energy conservation in industrial sector is inefficient.

Текст научной работы на тему «Анализ практического применения положений нормативных правовых актов, регулирующих энергосбережение в промышленности»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Экономика

УДК 338

Анализ практического применения положений нормативных правовых актов, регулирующих энергосбережение в промышленности

В статье актуализируется необходимость исследования государственной политики энергетической эффективности в промышленности. Проведен анализ практического применения положений нормативных правовых актов, регулирующих энергосбережение в промышленности. Выявлена неэффективность государственного регулирования энергосбережения в промышленном секторе.

Ключевые слова: промышленность, эффективность, государственная поддержка, энергосбережение, нормативные правовые акты, мониторинг, энергетика.

Промышленным сектором потребляется значительное количество тепловой, электрической энергии, воды, топлива. Поскольку именно промышленное развитие в настоящее время является локомотивом развития большинства регионов, региональные программы рельефно высвечивают определенную неготовность ряда регионов к самостоятельному формированию эффективной промышленной политики. В ряде случаев это мотивируется тем, что по действующему законодательству региональные власти не имеют достаточно рычагов и механизмов влияния на крупные и средние предприятия. Можно предположить, что регионы в значительной степени ориентированы на федеральное законодательство (в котором пока промышленности не нашлось места), и недоработки на федеральном уровне существенно дезориентируют власти на местах. Вместе с тем абсолютно очевидно, что без участия промышленности поставленная Президентом Российской Федерации

задача достижения 40 %-ного снижения к 2020 г. энергоемкости ВВП невыполнима.

Необходимо отметить, что меры государственной политики энергетической эффективности в сфере промышленности весьма ограничены и фактически реализуются лишь за счет проведения мониторинга энергоэффективности, энергетических обследований и мер государственной поддержки, среди которых основными являются налоговые льготы, финансирование реализации проектов, финансовая поддержка выплаты кредита, привлеченного на реализацию проекта, бюджетные гарантии на привлечение средств в целях реализации энергосберегающих проектов.

Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ устанавливаются обязательные энергоаудиты для таких организаций, которые осуществляют регулируемые виды деятельности; осуществляют производство и/или транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии,

117

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Экономика

добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов, а также организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. руб. за календарный год [1].

Необходимо отметить, что Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 г. N° 2446-р «Об утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» [2] введены индикаторы для энергоемких отраслей промышленности и, кроме того, введена система мониторинга, способствующая отслеживанию динамики индикаторов энергоэффективности.

Проанализировав практическое применение положений нормативных правовых актов, регулирующих энергосбережение в промышленности, авторы приходят к следующим выводам:

1. Не выполняются сроки установленные планом мероприятий Федерального закона № 261-ФЗ и государственной программы. Со значительной задержкой принимаются нормативные правовые акты во исполнение Федерального закона № 261-ФЗ, Распоряжения Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации» [3] и государственной программы, что позволяет констатировать недостаточность опыта правоприменения данных актов, в силу чего невозможно сделать однозначные выводы об их эффективности.

2. Ключевыми нормативными правовыми актами - Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2010 г. № 2446-р, Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 г. № 20 [4], приказом Минрегиона России от 07.06.2010 г. № 273 [5] - не обеспечен алгоритм расчета индикаторов энергоэффективности для промышленного сектора, а также не представлена возможность обмена статистической информацией между органами исполнительной власти для расчета указанных индикаторов. Не представлены информационные источники для расчета применяемого в государственных программах индикатора «индекс энергетической эффективности». В целях адекватной оценки степени достижения целевых показателей необходима разработка специальных аналитических методов приведения данных госстатистики, используемых для расчетов, для сопоставления с индикаторами государственных программ.

3. Перечень показателей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. 118

№ 1225 [6] в мониторинге выполнения региональных и муниципальных программ энергосбережения не включает в себя индикаторы энергоэффективности в промышленности, что характеризует отсутствие указанных показателей в региональных программах, что нивелирует возможность адекватного мониторинга уровня энергоэффективности и потенциала энергосбережения в промышленности.

4. Нормативными актами не определены требования к проведению мониторингов и перечню целевых индикаторов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для реализации мероприятий государственных, региональных и муниципальных программ.

5. Не установлены требования проведения мониторинга выполнения мероприятий государственной программы.

6. Из восемнадцати тысяч поданных в Минэнерго России к 01.01.2014 г. энергопаспортов утверждено только 3300, однако необходимо констатировать отсутствие их реестра и оценки количества утвержденных энергопаспортов, что выявляет проблемы энергетических обследований промышленных предприятий и затрудняет оценку результатов реализации государственной политики и эффективности нормативно-правовых актов.

7. Одним из финансово-экономических барьеров развития энергосбережения применительно к подавляющему числу промышленных предприятий является тот факт, что практически все инструменты государственной поддержки в силу специфики их практического применения, во-первых, ориентированы на представителей крупного бизнеса, число которых в каждой из отраслей составляет не более 5-7 холдингов, и, во-вторых, носят явно выраженный декларативный характер, следствием чего является невозможность их использования на практике для подавляющего числа средних и малых предприятий.

Проведенный анализ выявил недостатки в области государственных мер поддержки энергоэффективности предприятий промышленности, что ставит под сомнение результативность принятых в этой области нормативно-правовых актов.

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Экономика

Литература:

1. Федеральный закон РФ от 23.11.2009 г. № 261-

ФЗ (в ред.от 13.07.2015 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической Эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

cgi?req=doc;base=LAW;n=182747

2. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 2446-р «Об утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» с изм. и доп. // СЗ РФ. - 2011. - № 4. - Ст. 622.

3. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.04.2010 г. № 275, от 02.09.2010 г. № 659, распоряжения Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 1579-р). - URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/onHne.cgi?req=doc;base=LAW;n=105309

4. Постановление Правительства РФ от 25.01.2011 г. № 20 «Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» // СПС Гарант.

5. Приказ Минрегиона РФ от 07.06.2010 г. № 273 (ред. от 26.08.2011 г.) «Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.07.2010 г. № 17927). - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103618/

6. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1225 (ред. от 22.07.2013 г.) «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97014/

7. Кадышев Е.Н., Васильев Е.Б. Специфика разработки инновационной стратегии в электроэнергетическом комплексе. - Качество и конкурентоспособность в XXI в.: материалы XII-й Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 24-25 апреля 2014 г. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2014. - 258 с.

8. Файрушина М.А., Шлычков В.В. Методика оценки экономической эффективности инвестиционных программ энергетических компаний с учетом факторов риска и неопределенности // Экономические науки. - 2011. - № 76. - С. 117-121.

9. Шлычков В.В., Назарова Н.А. Перекрестное субсидирование в тепло- и электроэнергетике // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 2. -С. 388-392.

Provisions of Regulatory Legal Acts Controlling Energy Conservation in Industry and Their Application

M.N. Smagina

Tambov State University Derzhavin A.Sh. Khasanova

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

The paper dwells upon the necessity of analyzing the state policy of power efficiency in industry. Having analyzed the application of provisions of regulatory legal acts, controlling energy conservation in industry, the authors came to the conclusion that the state regulation of energy conservation in industrial sector is inefficient.

Key words: industry, efficiency, state support, energy conservation, regulatory legal acts, monitoring, energetics.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.