Научная статья на тему 'Государственное и муниципальное управление в сфере энергосбережения на примере Архангельской области'

Государственное и муниципальное управление в сфере энергосбережения на примере Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ЭНЕРГОЕМКОСТЬ ВРП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Алина Сергеевна, Лупачева Светлана Валерьевна

В статье рассмотрены инструменты государственного и муниципального управления в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, применяемые в мировой и российской практиках. В силу изменившейся экономической ситуации в России требуются корректировки программы в сфере энергосбережения, разработанные в основном в начале 2000-х гг. Один из путей достижения поставленных целей передача большей ответственности и ресурсов на региональный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное и муниципальное управление в сфере энергосбережения на примере Архангельской области»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Государственное и муниципальное управление в сфере

энергосбережения на примере Архангельской области

1 2 Овчинникова А. С. , Лупачева С. В.

1Овчинникова Алина Сергеевна / Ovchinnikova Alina Sergeevna - инженер, ООО «Инженерный центр «Энергосервис»; 2Лупачева Светлана Валерьевна /Lupacheva Svetlana Valerevna - кандидат экономических наук,

доцент,

кафедра маркетинга и предпринимательства, Высшая школа экономики и управления,

Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Аннотация: в статье рассмотрены инструменты государственного и муниципального управления в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, применяемые в мировой и российской практиках. В силу изменившейся экономической ситуации в России требуются корректировки программы в сфере энергосбережения, разработанные в основном в начале 2000-х гг. Один из путей достижения поставленных целей - передача большей ответственности и ресурсов на региональный уровень.

Ключевые слова: энергосбережение, энергетическая эффективность, государственная программа, энергоемкость ВРП.

Впервые речь о государственном регулировании энергопотребления в развитых странах зашла после энергетического кризиса 1973-1977 годов. Спровоцировало кризис эмбарго, наложенное арабскими странами-членами ОПЕК, на поставки нефти странам, поддержавшим Израиль в ходе его конфликта с Сирией и Египтом: прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В результате острого дефицита нефтепродуктов страны-импортеры обратили особое внимание на использование возобновляемых источников энергии, энергосбережение и снижение энергоемкости производства. В свою очередь, снижение энергоемкости ВВП — один из ключевых показателей повышения уровня экономического развития государств. Так, лидерами в энергосбережении стали США, Япония, Китай, страны Европейского союза, то есть те страны, которые не располагают большими запасами энергоносителей или не обладают энергетическими ресурсами вообще.

Применяемые в мировой практике инструменты энергосбережения и повышения энергоэффективности можно подразделить на меры государственного регулирования, экономическое стимулирование потребителей энергоресурсов и просветительская деятельность [1].

Для законопослушных европейцев, в частности, действенными оказались меры принудительного характера. Так Евросоюз принял «План по энергоэффективности -2011», чтобы увеличить экономию энергетических ресурсов путем принятия конкретных законодательных мер.

К стимулирующим мерам можно отнести применяемые в США финансовые инструменты: скидки от энергосбытовых компаний, беспроцентный кредит на внедрение новых технологий для владельцев бизнеса, дифференциация систем тарифов. В 2006 году усилиями ключевых заинтересованных компаний США разработан Национальный план действий по повышению энергетической эффективности, который определяет основные барьеры, препятствующие инвестированию в повышение энергоэффективности.

Цель же просветительских мер — сформировать культуру бережного и рационального потребления природных ресурсов. Принятый на основе

государственной программы США стандарт Energy Star предусматривает особую маркировку энергосберегающей техники. Позднее к программе присоединились Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия, Тайвань, и Европейский союз [2].

В начале 70-х годов с открытием месторождений в Западной Сибири СССР выходит на первые места по добыче нефти в мире.

Если в развитых капиталистических странах нефтяной шок 70-х годов стимулировал энергосбережение, то СССР за счет судьбоносной находки в Западной Сибири откладывает политику повышения энергоэффективности на неопределённый срок, так как нет никакой мотивации к экономии ресурсов, имеющихся в избытке («нефтяная игла») [3].

Согласно современной статистике, энергоемкость промышленного производства в России высока, следовательно, и себестоимость продукции больше в 1,5 - 2 раза среднемировых, то есть конкурентоспособность российских продуктов значительно ниже, и это при условиях членства государства в ВТО, когда российская продукция попала в рамки жесткой конкуренции [4]. Необходимость политики энергосбережения очевидна и безотлагательна.

Началом активизации деятельности федерального правительства РФ в сфере повышения энергоэффективности можно считать 1997 год. Но после кризиса 1998 года постепенно политика повышения энергоэффективности в России на федеральном уровне стала носить фрагментарный характер. Практически единственным рычагом федерального правительства в управлении процессом повышения энергоэффективности стали цены на энергоносители [5].

Ситуация изменилась в конце 2009 года после принятия Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года, положившего начало динамичному нормотворчеству в сфере повышения энергоэффективности. Ключевым нормативным документом стала Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства от 27 декабря 2010 г. № 2446-р. Целью Государственной программы энергосбережения является снижение за счет реализации предусмотренных в ней мероприятий энергоемкости ВВП на 13,5 %, что в совокупности с другими факторами подразумевает снижение энергоёмкости ВВП на 40 % при любом сценарии развития российской экономики. Закрепленные в Программе направления государственной политики во многом опираются на представленный выше международный опыт.

На сегодняшний день можно насчитать свыше 100 нормативно-правовых актов федерального уровня, которые регулируют отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Но если развитые страны потратили на формирование нормативной базы в сфере повышения энергоэффективности два - три десятилетия, то России пришлось проделать ту же работу за пару лет. Издержками такого пути стали как недостаточная полнота нормативной базы, так и ее низкое качество, обусловленные недостаточной квалификацией разработчиков нормативных актов и отсутствием обсуждения в профессиональной среде [6].

В рамках механизмов поддержки реализации государственной политики рассматриваются дополняющие инструменты и функции, оказывающие непосредственное влияние на реализацию государственной политики в области энергосбережения в регионах: регулярный анализ и мониторинг энергоемкости ВРП, внедрение механизма энергетических деклараций в бюджетной сфере, информационное обеспечение и популяризация энергосберегающего образа жизни. Рассмотрим государственное регулирование программы энергосбережения и энергоэффективности на региональном уровне на примере Архангельской области.

На заседании Госсовета в Архангельске в июле 2009 года была актуализирована проблематика энергосбережения и энергоэффективности. В исполнении федеральной программы по энергосбережению в Архангельской области с 2010 года функционирует ГКУ АО «Региональный центр по энергосбережению», выполняющий функции мониторинга за снижением потребления энергетических ресурсов в государственных и муниципальных учреждениях, информационного обеспечения, разработки нормативов потребления коммунальных услуг и запасов топлива по МО, расчета и составления топливно-энергетического баланса Архангельской области, подготовки необходимых документов для утверждения инвестиционных программ организаций и энергосервисных контрактов, а также разработки концепций развития теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Архангельской области. Иными словами, Региональный центр по энергосбережению — главный координатор государственной политики в сфере энергосбережения и повышения эффективности в Архангельской области.

В регионе разработана долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области на 2010 - 2020 годы», являющаяся подпрограммой № 1 в составе государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)».

Согласно представленным Региональным центром по энергосбережению отчетов о работе в модернизацию объектов теплоснабжения Архангельской области в период с 2010 по 2015 года вложено 4,8 млрд. рублей, из них 77 % - частные инвестиции: построено 17 новых котельных, проведена реконструкция 51 котельной, закрыто 49 неэффективных котельных. Ежегодный экономический эффект мероприятий по повышению энергоэффективности составляет 148 млн. рублей. С начала функционирования региональной программы проведено 148 мероприятий по модернизации и капитальному ремонту объектов ТЭК и ЖКХ за счет областного бюджета, в результате чего достигнуто снижение расхода топлива более чем на 20 тыс. ту. т. и экономия электрической энергии в размере 229 тыс. кВт. Долгосрочный эффект вложения средств областной субсидии соответствует 80 млн. рублей ежегодно. Инвестиционные программы по теплоснабжению утверждены на сумму 6,1 млрд. рублей, по электроснабжению — на сумму 4,7 млрд. рублей, по водоснабжению и водоотведению — на сумму 3,0 млрд. рублей [7].

В регионе наблюдается снижение энергоемкости ВРП, сопоставимое по темпам с ростом экономики [8].

Первоначально региональной программой по энергосбережению заложено уменьшение энергоемкости ВРП на 42 % в отношении к 2007 году, как и предписывает федеральная Программа. В таблице 1 до 2015 года отражены фактические данные по целевому показателю, после 2015 года — прогнозируемые цифры с учетом планируемого тренда снижения энергоемкости ВРП.

Таблица 1. Энергоемкость ВРП для фактических условий, т у.т./млн. руб.

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

25,96 22,89 23,25 20,24 19,18 18,15 17,31 16,25 15,33

Таблица 2. Расходование средств областного бюджета (ОБ) на реализацию мероприятий по модернизации и капитальному ремонту объектов ТЭК и ЖКХ, млн. руб.

2015 год 2014 год 2013 год

Выделено средств ОБ 105 135 100

Израсходовано 94,1 130,8 н/д

Возвращено в ОБ 10,9 4,2 н/д

Согласно данным таблицы 2, до 10 % выделяемых средств возвращается в областной бюджет и можно сделать вывод о наличии финансового потенциала для разработки новых программ и мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в регионе.

Свои программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности разработаны в 393 государственных учреждениях (90 %) и 607 муниципальных учреждениях (50 %). Объем финансирования программ по энергосбережению и энергоэффективности для муниципальных образований отражен в виде диаграммы на рисунке 1. Полный объем финансирования составляет 5753774,08 тыс. рублей, из них около 75% - средства внебюджетных источников, то есть инвестируемые средства. [9, Приложение 1.2].

Рис. 1. Объемы финансирования долгосрочных целевых программ по энергосбережению в Архангельской области, тыс. рублей

Приоритетным направлением программы энергосбережения Архангельской области является снижение расходов на дальнепривозное топливо. Так утверждена Концепция развития локального теплоснабжения Архангельской области до 2030 года, согласно которой к 2030 году доля использования угольного топлива составит 2%, жидкое углеводородное топливо будет исключено (рисунок 52). Источниками биоресурсов в Архангельской области являются отходы лесохозяйственной

деятельности.

Рис. 2. Прогнозируемая динамика замещения привозных видов топлива местным биотопливом (Концепция локального теплоснабжения)

С 2011 года в Архангельской области реализуются планы по переводу на местное биотопливо объектов коммунальной энергетики, о чем свидетельствует возросшая доля этого вида топлива в топливно-энергетическом балансе региона (рисунок 3).

■ Древесина и древесные отходы

Нефтепродукты

■ Каменный уголь

■ Природный газ

Рис. 3. Замещение привозных видов топлива местным биотопливом

Укрупнённый анализ потребности в финансовых ресурсах, основанный на оценке потенциала модернизации систем локального теплоснабжения Архангельской области и действующих расценках, показывает, что для достижения целевых показателей развития локального теплоснабжения требуется порядка 27 млрд. рублей. К реализации мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту серьёзный интерес проявляют инвесторы, которые только в течение 2010 - 2013 годов осуществили вложения в размере 1,3 млрд. рублей.

Региональный центр по энергосбережению Архангельской области - лауреат конкурсов реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ENES 2014 и 2015. Этот факт позволяет считать Поморье лидером в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Возвращаясь от регионального уровня к федеральному, об эффективности проведенной за 6 лет работы можно судить по Государственному докладу о состоянии энергосбережения и энергетической эффективности.

Несмотря на то, что Программа должна была обеспечить запланированное снижение энергоемкости ВВП «при любом сценарии развития экономики страны», но пережитый мировой финансовый кризис и санкционная политика в отношении России негативно сказались на достижении целевых показателей энергоэффективности. В определенной степени повлияли вступившие в силу финансовые и торговые ограничения (эмбарго, санкции), а также нестабильность цен на нефть и девальвация рубля.

Кроме того, тарифная составляющая в стимулировании потребителя к энергосбережению значительно ниже запланированной: темпы роста тарифов на газ и электроэнергию для населения ниже запланированных более чем в два раза.

Рассмотренные выше аспекты накладывают свой отпечаток на вероятность достижения результатов Программы. Снижение энергоемкости к уровню 2007 года, достигнутое по итогам 2014 года, оценивается в 9%. При этом моделирование энергоемкости экономики России в приложении к обновленному прогнозу социально -экономического развития России до 2030 года показывает максимально возможное при текущем наборе мер государственного регулирования снижение энергоемкости ВВП к 2020 году в 15% к уровню 2007 года, что представляет собой 37% от уровня, установленного Указом Президента. [8]

Актуализации требуют приоритетные меры государственной политики в области энергосбережения, которые могли бы компенсировать сложившиеся негативные тенденции и неблагоприятные макроэкономические условия. Один из предлагаемых Правительством вариантов ускоренного снижения энергоемкости — это передача большей ответственности и ресурсов выполнения Программы на региональный уровень.

Литература

1. Борголова Е. А., Лавриненко Ф. Ф., Тихоненко Ю. Ф., Стежко А. В., Брянцев В. А., Агеев М. К., Жокин Ю. Г. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности: учеб. пособие для ответственных за энергосбережение. Москва, 2013. С. 349.

2. Фадеев А. В. Практика мирового энергосбережения: технологии и инструменты // Энергосовет. 2010. № 5 (10). С. 15-16.

3. Малахин М. П. Об отдаленных последствиях энергетического кризиса 70-х годов для мировой и отечественной экономики // Евразийский дом - информационно-аналитический портал. Форум экспертов.

4. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Утверждена распоряжением Правительства от 27 декабря 2010 г. № 2446-р.

5. Гашо Е. Г., Репецкая Е. В. Энергоэффективность как основа стратегии развития региона // Энергосбережение. 2010. №5. С. 22-25.

6. Башмаков И. А., Башмаков В. И. Сравнение мер российской политики по повышению энергоэффективности в промышленности с мерами, принятыми в развитых странах // Промышленная энергетика. 2012. № 11. С. 2-11.

7. Шапошников Д. В. Деятельность государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Региональный центр по энергосбережению» с 2010 по 2015 годы. 2015. Архангельск.

8. Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2014 году. 2015. Москва.

9. Отчет об исполнении государственного задания ГБУ Архангельской области «Региональный центр по энергосбережению» за 2015 год. 2015. Архангельск.

К вопросу о построении новой энергетической модели в Казахстане

Анисимова Н. М.

Анисимова Наталья Михайловна / Anisimova Natalia Mikhailovna - старший преподаватель, кафедра экономики природопользования, Университет Нархоз, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются пути перехода Казахстана к новой энергетической модели, основанной на использовании возобновляемых и альтернативных источников энергии взамен традиционных (уголь, нефть, газ). Приведены результаты анализа состояния энергетической отрасли в настоящее время и перспективные пути достижения целей повышения энергоэффективности за счет использования ВИЭ в стране.

Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, низкоуглеродная экономика, энергоэффективность, энергосбережение.

Переход к низкоуглеродной экономике является приоритетной целью Республики Казахстан, обозначенной в стратегии «Казахстан - 2050». Основные пути достижения цели - энергоэффективность, энергосбережение, переход на альтернативные и возобновляемые виды энергии. Планируется к 2020 г. снижение энергоемкости ВВП на 25 %. В настоящее время показатель удельного потребления энергии на единицу ВВП составляет 1,9, т.е. является одним из самых высоких в мире. Кроме того,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.