УДК 629.424.1:502.1
АНАЛИЗ ПОВЫШЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ВЛИЯНИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ
Д.С. Алтынов, Л.В. Дергачева, Т.А. Финоченко, И.А. Яицков
Рассмотрены мероприятия по модернизации и строительству железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали на примере реконструкции ее участка Улак - Февральск. Результатом реконструкции железнодорожной магистрали станет повышение как безопасности при осуществлении перевозочного процесса, так и безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также обеспечение сбалансированного экономического развития страны, повышения реализации промышленного потенциала региона, расширение внешнеэкономических связей, обеспечения целостности и безопасности государства. Проведен комплексный анализ как самого воздействия на окружающую среду, так и разработанных мероприятий, позволяющих минимизировать техногенное воздействие при реконструкции объекта, предусмотренных проектной документацией модернизации железнодорожной магистрали, и сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова: транспортная безопасность, объекты транспортной инфраструктуры, элементы биосферы, антропогенное воздействие, загрязнение.
Введение
Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта Восточного полигона является необходимым условием для обеспечения сбалансированного экономического развития страны, формирования внутренней производственной базы, реализации промышленного потенциала, расширения внешнеэкономических связей и обеспечения целостности и безопасности государства.
Реконструкция участка Улак - Февральск Байкало-Амурской железнодорожной магистрали является частью инвестиционного проекта: «Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры направления Кузбасс -Дальний Восток на период до 2024 года (2-й этап Восточного полигона)» [1], который предусматривает реализацию мероприятий по модернизации и строительству железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали.
Транспортно-технические процессы, происходящие на железной дороге, осуществляются в условиях непосредственного контакта с окружающей природной и природно-антропогенной средой. В этом отношении железная дорога является одним из факторов антропогенно-техногенного воздействия на окружающую среду, оказывая влияние практически на все компоненты природной среды. Основными видами негативных воздействий на окружаю-
щую среду на этапе строительства и эксплуатации железных дорог являются: влияние элементов железной дороги на земельные ресурсы и почвенный покров; влияние выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух; воздействие физических факторов на население; воздействие на водные биоресурсы, на состояние растительного и животного мира и среду их обитания; влияние отходов производства и потребления на окружающую среду [2]. Позитивное влияние - улучшение транспортной инфраструктуры, увеличение объемов грузовых перевозок, связанных со значительным возрастанием грузопотоков. Экономический эффект от строительства достигается за счет увеличения пропускной и провозной способности, снижения себестоимости перевозок грузов [10], в связи с повышением участковой скорости движения и равномерности движения поездов, улучшения режима труда и отдыха локомотивных бригад, обеспечения нормативных сроков доставки грузов.
Объект и методы исследования
Проработка основных проектных решений в части охраны окружающей среды по объектам реконструкции, порученным Железнодорожным войскам на участке Улак - Февральск Дальневосточной железной дороги (далее -Объект) проведена на основании действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, а также данных, характеризующих существующее состояние компонентов окружающей среды (схем территориального планирования территорий, правил землепользования и застройки межселенных территорий, генеральных планов муниципальных образований и др). Объект реконструкции расположен в границах Зейского (ст. Улак - ст. Нора) и Селемджинского (ст. Нора - ст. Февральск) районов Амурской области (рис. 1, а, б) [1].
В соответствии с заданием на проектирование Объекта, в целях минимального дополнительного воздействия на окружающую среду, проектной документацией предусмотрено строительство разъездов, двухпутных вставок и трассы второго главного пути в имеющейся охранной зоне железной дороги, преимущественно рядом с существующим путём [14]. При этом решение принималось с учетом того, чтобы на участках производства работ максимально отсутствовали зоны с особыми условиями использования, а также территории, в пределах которых выполнение производственной деятельности запрещается или допускается с некоторыми ограничениями (зоны санитарной охраны источников водоснабжения, округа санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей, охранные зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, защитные леса, лесопарковые зеленые пояса, ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, скотомогильники, места захоронения сибиреязвенных животных и биотермические
ямы, кладбища и их санитарно-защитные зоны, ключевые орнитологические территории и водно-болотные угодья, мелиорированные земли и мелиоративные системы, территории традиционного природопользования, объекты культурного наследия, недра, содержащие полезные ископаемые и подземные воды, санитарно-защитные зоны промышленных объектов, приаэродромные территории и др.) [5].
Г!№/ / /
... К "л^-
Ус.ювн ыс обо шач( пня: -пачд учлгт в г. -ога уч*ггк! • г,
ччастак ЕВО О-ТАК НЯКНВННЧЕННО (.гчч ■у иг гик 11В< И 14 1№И 11И114 ^ИкО 1>ККГЛ. — -ч^гм яргнЕгпвэгс ряэч^шьтня ВЙО
~ ИргЧГИНО!*! рдрчгтгпзиг ПВ<1
■
+1.11ГЛ. ИрГ
- ■ чг
< 1рнс-1и ирпьочиыг- абъг-иы1 рмбот 5 уклиш 15С (I л 107 ^сши СП.лл III ъ
- доп»мм« 1ПТ 1 ? и
- строшГ.1Ы гг» чип
а б
Рис. 1. Участок БАМ: а - схема реконструкции участка Улак-Февральск БАМ; б - участок БАМ у ст. Верхнезейск
В ряду территорий, примыкающих к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации установлен специальный режим водоохраной зоны (далее - ВЗ) с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира (рис. 2, а, б). В пределах ВЗ устанавливаются прибрежные защитные полосы (далее - ПЗП), на территории которых дополнительно вводятся ограничения природопользования (например, на ПК (пикет) 30021 + 23,00 Объект пересекает реку Сохатинка, ширина ВЗ установлена 100 м, ПЗП - 50 м; на ПК 30055 + 25,00 объект пересекает ручей без названия, ширина ВЗ - 50 м, ПЗП - 50 м и др).
Применительно к данному объекту в ВЗ запрещено:
- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
- размещение мест захоронения отходов производства и потребления;
- размещение автозаправочных станций, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
- сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
а б
Рис. 2. Специальный режим водоохраной зоны: а - указатель водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы Зейского водохранилища; б - переправа техники со строительными материалами
через Зейское водохранилище
В границах ПЗП, помимо указанных ограничений, запрещены распашка земель и размещение отвалов размываемых грунтов. На указанных участках, проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов производилось при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Участок производства работ в целом расположен вне границ особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) федерального, регионального и местного значения. Но в соответствии с описанием охранной зоны ООПТ федерального значения - государственного природного заповедник «Норский», участок производства работ по объекту Червинка - Февральск попадает в его охранную зону, т.к. автомобильная дорога Автодублёр БАМ, по которой осуществляется подъезд к участку производства работ, расположена в охранной зоне охраняемой территории. При проведении работ в охранной зоне государственного природного заповедника «Норский» соблюдались требования по ограничению хозяйственной деятельности, установленные для данной охранной зоны (рис. 3).
В границах реконструкции объекта расположены пути миграции жи-
р« ® - 0-
вотных, а также кочующих и перелетных птиц.
I
Карта ООПТ РФ —!?
ст. Улак
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОфПТ регионального
угодье кАпьЬШш- {
ЧГч
в—ДгчЯЕ
Рис. 3. Обзорная схема участка реконструкции БАМ с ООПТ
ст. Огорон
ООПТ Гкудщ&гканный (л ПрирОдхыОшй \ регионального значения ^ «Верхне-Депский» Ч
ООПГфвйерапьиого/*.
жач ни ; Сепемджинский
Гоуда/хтенныф Ч. —■'—'' природныйзапоеедни* ^
С\1 ст. Феврапьск
Пути миграции птиц проходят сезонно: в весенний период с юга на север и осенью в обратном направлении и, в основном, совершаются по долинам рек. Гнездование птиц в районе нахождения объекта отмечается как правило в поймах рек и ключей.
Пути миграции животных отмечаются практически повсеместно. Направление их миграционных путей различное и обуславливается наличием кормовой базы в конкретных местах. В границах проведения работ наиболее выражены пути миграции сибирской косули, движение которой происходит в весенний период с запада на восток и с востока на запад осенью. Первая группа перебирается через районы Горного Севера и оседает на Амурско-Зейской равнине. Вторая и третья группы мигрируют через территорию Нор-ского заповедника и Селемджинского района, по окончанию передвижения она оседает в Зейско-Буреинской равнине (рис. 4).
Объект находится в зоне сейсмической активности 6 - 8 баллов. Кроме того, на территории расположения проектируемого Объекта, находящегося в лесной зоне, существует риск возникновения лесных пожаров.
В соответствии с СП 119.13330.2017 «Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95» (с изменениями от 24 декабря 2019 г., дата введения 25.06.2020) проектом предусмотрен комплекс мероприятий по охране окружающей среды: воздушной, водной и наземной, и обеспечению минимального изменения водно-теплового режима почв и горных пород, гравитационного и биохимического равновесия, а также по защите животного и растительного мира [3, 11]. Разработаны технические
решения и мероприятия по предупреждению неуправляемого развития возникающих в процессе строительства линий геологических процессов и явлений, обеспечению их затухающего воздействия на окружающую среду и ликвидации их последствий.
Рис. 4. Зимний ареал обитания сибирской косули в Амурской области, проходящий через территорию Норского заповедника
К основным источникам загрязнения атмосферного воздуха в период строительства относятся: строительно-дорожная техника; автомобильный транспорт; путевая железнодорожная техника; маневровые тепловозы; передвижные дизельные электроподстанции. Помимо выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) с отработавшими газами двигателей техники в процессе строительства будут образовываться выбросы пыли при погрузочно-разгрузочных работах, при производстве земляных и балластировочных работ, а также выбросы ЗВ при сварочных работах (рис. 5, а, б).
В целях контроля за состоянием воздушной среды в районе производства работ и уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу [15] проектом предусмотрены следующие мероприятия:
- контроль за точным соблюдением технологии производства работ;
- применение технически исправного автотранспорта и строительной техники;
- контроль за работой техники в период вынужденного простоя или технического перерыва в работе. Стоянка техники в эти периоды разрешается только при неработающем двигателе;
- применение закрытой транспортировки и разгрузки пылящих строительных материалов;
- применение каталитических нейтрализаторов отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, способствующих очистке выхлопных газов и снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- рассредоточение во времени работы строительных машин и механизмов, не задействованных в едином непрерывном технологическом процессе;
- запрет сжигания строительных отходов на стройплощадках;
- обеспечение профилактического ремонта дизельных механизмов;
- регулярное проведение работ по контролю токсичности отработанных газов в соответствии с ГОСТ Р 52160-2003 «Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния» введён в действие 01.01.2005 и ГОСТ 33997-2016. Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (введен в действие Приказом Росстандарта от 18.07.2017 N 708-ст);
- строгое соблюдение правил противопожарной безопасности при выполнении всех видов работ.
Рис. 5. Загрязнение атмосферы: а - проходящим локомотивом; б - строительной техникой в карьере при прокладке железнодорожного полотна
В период эксплуатации Объекта загрязнение атмосферного воздуха будет зависеть от интенсивности и скорости движения грузовых и пассажирских поездов, типа тягового подвижного состава [9]. Также загрязнение атмосферного воздуха возможно в случае работы автоматической дизельной электростанции, являющейся аварийным источником электроснабжения, и при нахождении автомобилей на автодублере БАМ.
Технологические процессы строительства железных дорог являются источником шума и вибрации, которые отрицательно воздействуют на здоровье людей, как непосредственно принимающих участие в технологических процессах, так и проживающих в прилегающей жилой застройке. Основными источниками возникновения шума в процессе строительства являются силовые установки и рабочие органы строительно-дорожных машин, механизмов [6].
Для снижения акустической нагрузки на прилегающую к объекту территорию в период проведения строительных работ проектом предусмотрены следующие природоохранные мероприятия:
- соблюдение технологии проведения строительных работ;
- использование современных строительных машин и механизмов (с минимальными шумовыми характеристиками);
- ограничение времени наиболее шумных работ;
- исключение работы техники на холостом ходу;
- применение разновременного режима работы строительной техники на период проведения строительных работ;
- размещение стационарных машин и механизмов на строительной площадке с учетом наличия естественных преград, снижающих уровень шума в направлении на защищаемый объект;
В период эксплуатации Объекта для защиты от шума движущегося подвижного состава должны выполняться требования СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Так как Объект расположен на значительном от границ ООПТ федерального значения - Государственного природного заповедника «Норский», отсутствуют основания для установки шумозащитных экранов.
Ввиду значительного удаления ближайших жилых застроек (более 7 км) от участков производства работ, проектирование и реализация шумоза-щитных мероприятий [8] на стадиях строительства и эксплуатации на Объекте не требуется (рис. 6).
При проведении строительных работ особое внимание было обращено на сохранение плодородного слоя и рекультивацию нарушенных земель по
завершении их временного использования, сохранение водно-теплового режима в зонах вечной мерзлоты. Разрушенный в границах участка проведения работ плодородный слой почвы может способствовать активизации процессов дефляции, плоскостной и линейной эрозии.
ли га® чж :гс ?л и® ми 'из лн от? и»
зди 'ля к® тт л: гл ж. та
Условные обозначения
Пугь нйпезнвдоржный сущнгляущий Путь железнодорожный проектируемый
Картограмма юля звукового давления
40дБА 45 дбА 50 дБА ЙДБА БОдБА
11 65дБА
■ 70 ДЕЛ
■ 75дБА
аОдБА
Рис. 6. Карта-схема шумового режима на Объекте (La макс) на участке Огорон - Молдавский
Выполнение мероприятий по охране земель и проведение работ по благоустройству способствуют значительному сокращению негативного воздействия на компоненты окружающей природной среды при строительстве и эксплуатации проектируемого объекта и улучшению санитарно-гигиенических условий территории.
В целях снижения негативного воздействия, проектными решениями предусматривались следующие работы по восстановлению нарушенных земель: ликвидация технологических площадок, уборка строительных отходов и планировка территории.
Восстановление нарушенных земель осуществлялась в два этапа -технический и биологический, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59057206
2020 «Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель» (дата введения 4.01.2021), а также ГОСТ Р 574462017 «Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия» (дата введения 1.12.2017).
Технический этап восстановления нарушенных земель является подготовительным звеном к проведению биологического этапа. Основная задача этапа - техническое устройство нарушенной территории, подготовка условий для нормального роста и развития растительности. При этом предусматриваются следующие виды работ:
- засыпка и послойная трамбовка или выравнивание рытвин, возникших в процессе производства работ;
- уборка бытового и строительного мусора;
- планировка поверхности;
- другие работы, в зависимости от характера нарушенных земель и целевого использования восстановленных участков.
Все работы технического этапа выполняются сразу после завершения строительно-монтажных работ.
Биологический этап заключается в закреплении поверхности посевом многолетних трав по слою растительного грунта. При этом, проектом предусматривается укрепление откосов выемок от размыва, уменьшения или предотвращения инфильтрации воды в грунт и предотвращения ветровой эрозии - посевом многолетних трав. Посев трав должен обеспечивать сплошное и плотное задернение грунта, что гарантирует как достаточную степень защиты от эрозии почв; так и обеспечивать привлекательный внешний вид при минимальном уходе.
Таким образом, учитывая, что территория участка строительства на момент ведения реконструкции характеризуется уже сложившейся техногенной направленностью почвенных процессов, эксплуатация объекта при строгом соблюдении нормативных и природоохранных требований с учетом принятых проектных решений не будет способствовать загрязнению почвенного покрова.
При строительстве Объекта строительные площадки были организованы за пределами водоохранных зон, рыбоохранных зон и рыбохозяйственных заповедных зон водных объектов. Отвод поверхностных вод, поступающих к земляному полотну, осуществляется продольными водоотводными канавами и кюветами, нагорными канавами, а также за счет естественного уклона рельефа.
Проектом и рабочей документацией предусмотрены мероприятия, способствующие снижению возможности загрязнения поверхностных и подземных вод (рис. 7, а, б, в):
- исключение забора воды из поверхностных и подземных источников;
- обеспечение хозяйственно-питьевых нужд личного состава и производственных нужд привозной водой;
- исключение сброса хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод в поверхностные и подземные водные объекты;
- организация строительных площадок на участках, исключающих их подтопление паводковыми водами;
- вертикальная планировка строительных площадок, предотвращающая неорганизованный сток ливневых сточных вод с их территорий;
- вывоз строительного мусора по мере образования, с целью исключения необходимости его накопления на участке производства работ;
- накопление отходов в водонепроницаемых контейнерах на специально оборудованных площадках;
- доставка строительной техники к месту производства работ на основании календарного плана работ;
- обустройство мест долговременной стоянки строительной техники твердым водонепроницаемым покрытием и обвалованием;
- осуществление заправки автотранспорта и самоходной техники топливом на АЗС;
- осуществление заправки малоподвижной строительной техники и оборудования на специально обустроенных площадках автозаправщиком с помощью шлангов, имеющих затворы у выпускного отверстия, с применением поддонов, для предотвращения попадания загрязнения в почву;
- засыпка песком или опилками, зачистка мест случайного разлива нефтепродуктов на территории места проведения работ. Сбор пропитанного нефтепродуктами песка или опилок в отдельные герметичные емкости и вывоз их с территории Объекта для передачи специализированным лицензированным организациям для обезвреживания;
- выполнение ремонта и технического обслуживания машин и механизмов на производственных базах подрядчика и субподрядных организаций;
- применение технически исправных машин и механизмов с отрегулированной топливной аппаратурой, исключающей потери ГСМ;
- передвижение транспортных средств и строительной техники строго в пределах строительной полосы;
- организация мойки колес автотранспорта при выезде с территории строительной площадки с использованием систем оборотного водоснабжения и др.
В пунктах размещения личного состава в блочно-модульных городках, а также на строительных площадках Объекта, расположенных в границах водоохранных зон водных объектов (например, на мостах ПК 30021+22,84, ПК 30055+25,50) предусмотрены локальные очистные сооружения (далее - ЛОС)
[4]. Состав каждого из ЛОС подобран из условия самотечной автономной работы с периодическим обслуживанием их эксплуатирующим персоналом (рис. 8, а, б).
а
б
в
Рис. 7. Мероприятия, способствующие снижению загрязнения вод: а - оборудование площадок стоянки бетонными плитами; б - мойка техники в оборудованных местах; в - заправка техники на АЗС
Рис. 8. Применение ЛОС: а - при стационарном размещении в блочно-модульном городке; б - на Объекте в границах ВЗ
Площадки под ЛОС оборудованы в составе:
- разделительного колодца;
- пескоотделителя;
- бензомаслоотделителя;
- сорбционного фильтра;
- системы обеззараживания стока;
- подводящего, отводящего и обводного трубопроводов;
- системы выпуска очищенных сточных вод.
Все изделия и сооружения имеют необходимые паспорта и сертификаты. Производительность ЛОС определена из условий подачи на очистку не менее 70 % годового объема поверхностных сточных вод. Для контроля работы ЛОС предусмотрен лабораторный контроль аттестованной лабораторией качества поступающих и очищенных сточных вод, состава уловленных нефтепродуктов (влагосодержание и содержание механических примесей) и состава образованного осадка.
По окончании строительных работ, для предотвращения загрязнения и минимизации воздействия на поверхностные и подземные воды проводились очистка территории проведения работ от остатков использованных материалов, строительного и бытового мусора, а также выполнялась планировки и рекультивации земель. Проведение рекультивации и очистка территории от мусора ведут к снижению интенсивности водно-эрозионных процессов, с соответствующим уменьшением значений мутности сточных вод, повышением их прозрачности и, как следствие, к улучшению состояния водных объектов
[7].
В связи с тем, что современная структура пространственного расселения фауны, образ жизни и поведения животных в районе строительства Объекта сложились в условиях воздействия существующих железной и автомобильной дорог, то на рассматриваемом участке фаунистический комплекс характеризуется достаточной адаптивностью к антропогенному воздействию. В данных условиях сколько-нибудь значимого вклада в уровень существующего воздействия на животный мир при строительстве и эксплуатации Объекта не прогнозировалось, но в целях снижения негативного воздействия на состояние флоры и фауны на Объекте выполнялись следующие мероприятия:
- проведение работ строго в границах полосы отвода;
- максимальное использование существующих местных проездов при прокладке временных подъездных дорог к Объекту;
- исключение пребывания личного состава за пределами стройплощадок;
- осуществление движения всех видов транспортных средств только в пределах организованных проездов;
- запрет на бесконтрольный проезд строительной техники;
- максимальное сохранение природного ландшафта;
- исключение рубки древесно-кустарниковой растительности вне пределов полосы, отведенной под строительство Объекта;
- при вырубке древесно-кустарниковой растительности, снос зеленых насаждений производился в безлиственном состоянии с одновременным вывозом порубочных остатков;
- складирование снятого плодородного слоя почвы во временных отвалах за пределами прибрежных защитных полос водных объектов и обеспечение его хранение для дальнейшего использования;
- проведение работ по технической и биологической рекультивации нарушенных земель на временно занимаемых участках после завершения строительства;
- ограждение строительных площадок в период выполнения строительных работ конструкциями, ограничивающими возможность попадания животных на территорию стройплощадки;
- исключение загрязнения участков строительства и прилегающей территории горюче-смазочными материалами;
- накопление коммунальных отходов в закрытых ёмкостях для исключения доступа животных;
- своевременный вывоз отходов;
- запрет на разведение костров;
- запрет на размещение временных отвалов минерального грунта и плодородного слоя почвы за границами полосы отвода;
- проведение регулярной уборки территории строительной площадки после каждой смены;
- выполнение мероприятий по сохранению торфяно-мохового растительного покрова и ягельников, в местах их наличия;
- выполнение мероприятий по сохранению и противопожарной защите торфяно-мохового растительного покрова, в местах его наличия, и противопожарной защите прилегающих участков тайги;
- при проведении работ в акваториях водных объектов рыбохозяй-ственного значения, выполнялся запрет на проведение работ в период нереста и миграций основных промысловых рыб;
- спроектированы мероприятия для организации пропуска миграционных потоков (экодуки) и др.
Выводы
В результате проведенного анализа проектной документации реконструкции участка Улак - Февральск Байкало-Амурской магистрали и соответствия ее требованиям действующего природоохранного законодательства РФ, предъявляемого к проектируемым, действующим и реконструируемым объектам, можно сделать следующие выводы:
- работы по реконструкции участка Улак - Февральск Байкало-Амурской магистрали выполняются подразделениями железнодорожных войск Минобо-
роны России в строгом соответствии с требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации;
- разработанные мероприятия, позволяют минимизировать техногенное воздействие при осуществлении реконструкции объекта, при этом дополнительная антропогенная нагрузка на окружающую среду незначительна и не превышает допустимых значений.
Расширение внешнеэкономических связей, повышение товаро- и пассажиропотоков, повышение экономического развития и промышленного потенциала региона, невозможно без современных развитых транспортных магистралей [12, 13]. Транспортные системы должны отвечать последним требованиям по качеству и пропускной способности, а также развитой инфраструктуре. При этом они должны обеспечивать комфортность и безопасности перевозочного процесса, а также безопасности объектов всей транспортной инфраструктуры в целом. Именно достижение этих целей и ставит перед собой реконструкция Байкало-Амурской магистрали.
Список литературы
1. Проектная документация Развитие железнодорожной инфраструктуры на участке Улак - Февральск. Раздел 7. Мероприятия по охране окружающей среды / АО «Институт «Стройпроект».
2. Алтынов Д. С., Завальнюк С. И. Мероприятия природоохранного направления при развитии и обновлении железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна // Транспорт: наука, образование, производство: сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения. 2019. С. 312-316.
БЭК яст^и.
3. Алтынов Д. С. Особенности сооружения земляного полотна в районах вечной мерзлоты и других сложных условиях // Фундаментальные и прикладные научные исследования в области строительства и восстановления железных дорог: проблемы, идеи, перспективы. Санкт-Петербург: Санкт-Петербург: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. 2020. С. 36-39. БЭК ЯС^МОЕ.
4. Алтынов Д.С., Рыбицкий В. А., Смирнов В. В. Железнодорожные войска на Кавказе / // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В.Хрулева. 2021. № 4(28). С. 34-42. БЭК
/яиссс.
5. Дергачева Л. В. Структура системы безопасности перевозочного процесса и ее оценка // Труды Ростовского государственного университете путей сообщения. 2017. №3. С.42-45.
6. Finochenko T.A., Dergacheva L.V., Yaitskov I.A. Risk Management in Transportation Safety System // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science, издательство IOP Publishing ([Bristol, UK], England). 2021. Т. 666. №2. DOI: 10.1088/1755-1315/666/2/022050.
7. Modern measurement systems in the system of environmental monitoring / T.A. Finochenko [et. al] // Academic Journal of Manufacturing Engineering. 2017. 15(4). Р. 94-98.
8. Borisova А.У., Finochenko T.A., Finochenko У.А. The Use of the Expert Method in Solving the Issues of Choosing the Instrumentation of the Procedure for Controlling Production Factors // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science; IOP Publishing ([Bristol, UK], England). 2021. Volume 666. № 2. DOI: 10.1088/1755-1315/666/2/ 022022.
9. Dergacheva L.V. Integrated approach to assessing the impact of traffic flows on the environment // Lecture Notes in Networks and Systems. 2023. Volume 509. T.1. Р. 813 - 825. DOI: 10.1007/978-3-031-11058-0_82.
10. Ivanov A. O., Leonov S. I. The possibilities of providing individual state services in the field of ensuring transport security in the conditions of special regulation // Technik transport: education and practice. 2020. V. 1. № 4. P. 376379. DOI 10.46684/2687-1033.2020.4.376-379.
11. Ermoshin N. A. Predicting the risk of road pavement premature destruction // Journal of Physics: Conference Series: Applied Mathematics, Computational Science and Mechanics: Current Problems, Voronezh, 11-13 november 2019. Voronezh: Institute of Physics Publishing. 2020. P. 012142. DOI 10.1088/17426596/1479/1/012142.
12. Volkova A. A., Nikitin Yu. A., Plotnikov V. A. Development of digital information systems in logistics // Clustering of the digital economy: theory and practice: monograph. Saint Petersburg: POLYTECH-PRESS, 2020. P. 583-602. DOI 10.18720/IEP/2020.6/23.
13. Yermoshin N. A. Optimization-simulation approach to the formation of transport and logistics systems. Logistics: Modern development trends // Materials of the XXII International Scientific and Practical Conference. St. Petersburg University of Economics, 2013. P. 151-154.
14. Zubova L.V., Korovin E.V., Zubov A.O. Model of managerial decision-making aimed at preventing emergency situations of various types // Security service in Russia: experience, problems, prospects. Modern methods and technologies of prevention and prevention of emergencies: Materials of the XI All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, September 27, 2019 / Compiled by A.V. Zykov, N.V. Fedorova. St. Petersburg: St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, 2019. P. 32-36.
15. Дергачева Л.В. Разработка мероприятий по снижению воздействия автотранспортных потоков в городских агломерациях на основе комплексного подхода // Sakharov readings 2021: environmental problems of the XXI century / Междунар. гос. экол. ин-т им. А.Д. Сахарова Белорусской гос. ун-та: Минск: ИВЦ Минфина, 2021. Ч. 2. С.342-345. DOI: 10.46646/SAKH-2021-2-342-345.
Алтынов Дмитрий Сергеевич, канд. техн. наук, [email protected], Россия, Москва, Научно-исследовательский испытательный центр железнодорожных войск Министерства обороны Российской Федерации,
Дергачева Людмила Владимировна, канд. техн. наук, доц., l.v.gromovaamail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный университет путей сообщения,
Финоченко Татьяна Анатольевна, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой [email protected], Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный университет путей сообщения,
Яицков Иван Анатольевич, д-р техн. наук, проф., декан, [email protected], Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный университет путей сообщения
ANALYSIS OF INCREASING TRANSPORT SAFETY AND ENVIRONMENTAL IMPACT DURING RECONSTRUCTION OF THE BAIKAL-AMUR RAILWAY
Measures for the modernization and construction of the railway infrastructure of the Baikal-Amur Mainline are considered, using the example of the reconstruction of its section Ulak - Fevralsk. The result of the reconstruction of the railway will be an increase in both safety during the transportation process and the safety of transport infrastructure facilities, as well as ensuring balanced economic development of the country, increasing the realization of the industrial potential of the region, expanding foreign economic relations, ensuring the integrity and security of the state. A comprehensive analysis of both the impact on the environment itself and the measures developed to minimize the technogenic impact during the reconstruction of the facility, provided for in the design documentation for the modernization of the railway line, was carried out, and appropriate conclusions were drawn.
Key words: transport safety, transport infrastructure facilities, elements of the biosphere, anthropogenic impact, pollution.
Altynov Dmitry Sergeevich, candidate of technical sciences, dimasya2l@,mail.ru, Russia, Moscow, Research and Testing Center of the Railway Troops of the Ministry of Defense of the Russian Federation,
Dergacheva Lyudmila Vladimirovna, candidate of technical sciences, assoc., [email protected], Russia, Rostov-on-Don, Rostov State University of Railway Engineering,
Finochenko Tatyana Anatolyevna, candidate of technical sciences, associate professor, head of the department, _ fta09@,bk.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov State University of Railway Engineering,
Yaitskov Ivan Anatolyevich, doctor of technical sciences, professor, dean, [email protected], Russia, Rostov-on-Don, Rostov State University of Railway Engineering
Reference
1. The project documentation contains the desired infrastructure at the Ulak - Feb site. Section 7 of environmental protection measures of JSC "Institute"Stroyproekt".
2. Altynov D. S., Zavalnyuk S. I. Measures for the preparation and updating of the desired infrastructure at the approaches to the port of the Azov-Black Sea basin / Sb. scientific tr. Transport: science, formation, production: a collection of found works. Rostov-on-Don, April 2326, 2019. Rostov State is the old University of Railway Communications. 2019. pp. 312-316. EDN RCJVQU.
3. Altynov D. S. Features of interaction of various Polota in regions with different sizes and other significant nodes // Collection of scientific tr. Basic and subordinate numbers of research in the field of bodies and recovery of desirable assets: problems, ideas, prospects. St. Petersburg, October 19, 2020. St. Petersburg: Interregional Center for Innovative Technologies in Education. 2020. pp. 36-39. EDN ROSMDE.
4. Altynov D.S., Rybitsky V. A., Smirnov V. S. Zheleskodorozhnye voila in the Caucasus / // Bulletin of the military academic material and technical packaging named after General ArMI A.S.Khrulev. 2021. No. 4(28). pp. 34-42. EDN ZRUCCC.
5. Dergacheva L. S. The structure of advanced process security systems and its assessment / / The works of direct access to the university will pave the way for communication. 2017. No.3. pp.42-45.
6. Finochenko T.A., Dergacheva L.V., Yaitskov I.A. Risk Management in Transportation Safety System // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science, IOP publishing house ([Bristol, UK], England). 2021. vol. 666. No.2. DOI: 10.1088/1755-1315/666/2/022050.
7. Modern measurement systems in the system of environmental monitoring / T.A. Finochenko [et. al] // Academic Journal of Manufacturing Engineering. 2017. 15(4). pp. 94-98.
8. Borisova A.V., Finochenko T.A., Finochenko V.A. The Use of the Expert Method in Solving the Issues of Choosing the Instrumentation of the Procedure for Controlling Production Factors // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science; IOP Publishing ([Bristol, UK], England). 2021. Volume 666. No. 2. DOI:10.1088/1755-1315/666/2/ 022022.
9. Dergacheva L.V. Integrated approach to assessing the impact of traffic flows on the environment // Lecture Notes in Networks and Systems. 2023. Volume 509. T.1. pp. 813 - 825. DOI: 10.1007/978-3-031-11058-0_82.
10. Ivanov A. O., Leonov S. I. The possibilities of providing individual state services in the field of ensuring transport security in the conditions of special regulation // Technik transport: education and practice. 2020. V. 1. № 4. P. 376-379. DOI 10.46684/26871033.2020.4.376-379.
11. Ermoshin N. A. Predicting the risk of road pavement premiere de-structure / / Journal of Physics: Conference Series: Applied Mathematics, Com-putational Science and Mechanics: Current Problems, Voronezh, November 11-13, 2019. - Voronezh: Institute of Physics Publishing. 2020. P. 012142. DOI 10.1088/1742-6596/1479/1/012142.
12. Volkova A. A., Nikitin Yu. A., Plotnikov V. A. Development of dig-ital information systems in logistics // Clustering of the digital economy: theory and practice: Monograph. Saint Petersburg: POLYTECH-PRESS, 2020. P. 583-602. DOI 10.18720/IEP/2020.6/23.
13. Yermoshin N. A. Optimization-simulation approach to the for-mation of transport and logistics systems. Logistics: Modern development trends // Materials of the XXII International Scientific and Practical Conference. St. Petersburg University of Economics, 2013. P. 151154.
14. Zubova L.V., Korovin E.V., Zubov A.O. Model of managerial deci-sion-making aimed at preventing emergency situations of various types // Secu-rity service in Russia: experience, problems, prospects. Modern methods and technologies of prevention and prevention of emergencies: Materials of the XI All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, September 27, 2019 / Compiled by A.V. Zykov, N.V. Fedorova. St. Petersburg: St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, 2019. Pages 32-36.
15. Dergacheva L.S. Development of measures to reduce motor transport potentials in horizontal agglomerations based on a complex module / Collection of scientific tr. Sakharov readings 2021: environmental problems of the XXI century. International State Ecol. This is I. A.D. Sakharo-i shovel. state University: Minsk: IVC of the Ministry of Finance, 2021. Part 2. pp.342-345. DOI: 10.46646/SAKH-2021-2-342-345 .