Научная статья на тему 'Анализ потребностей в повышении квалификации педагогических кадров на основе интернет-технологий'

Анализ потребностей в повышении квалификации педагогических кадров на основе интернет-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА АНКЕТИРОВАНИЯ / TOOLS OF QUESTIONING / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CLOUD-BASED TECHNOLOGY / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ADVANCED TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курлов В.Ф., Юркова Е. А, Юрков А.В.

Веб-технологии находят все большее применение на практике. Весьма полезным может быть их использование и для решения организационно-управленческих задач высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of further teachers training needs on the basis of Internet technologies

The paper describes a new Internet-based environment developed and applied to study needs in further training of the teaching staff of schools of St. Petersburg in the 2010 2011 academic year.

Текст научной работы на тему «Анализ потребностей в повышении квалификации педагогических кадров на основе интернет-технологий»

№ 1 (37) 2012

В. Ф. Курлов, докт. социол. наук, профессор Санкт-Петербургской академии

постдипломного педагогического образования

Е. А. Юркова, канд. физ.-мат. наук, доцент Санкт-Петербургской академии

постдипломного педагогического образования

А. В. Юрков, докт. физ.-мат. наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета

Анализ потребностей в повышении квалификации педагогических кадров на основе интернет-технологий

Веб-технологии находят все большее применение на практике. Весьма полезным может быть их использование и для решения организационно-управленческих задач высшего образования.

Введение

В работе [2] обоснована необходимость проведения мониторинговых исследований потребностей образовательных учреждений (ОУ) города в системе повышения квалификации. Предложенная методика предусматривает ежегодные сбор и обработку статистической информации для подготовки плана-заказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических кадров.

Описанный в указанной работе инструментарий сбора и обобщения статистической информации основан на заполнении электронных форм в программе, устанавливаемой на компьютерах анкетируемых образовательных учреждений. Результаты анкетирования после сбора, обобщения и анализа должны выявлять потребности и предпочтения руководителей образовательных учреждений города и учителей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке.

Опыт использования указанного программного средства выявил ряд организационных и технологических проблем, не позволивших получать оперативную информацию для оценки потребностей в повышении

квалификации и переподготовке педагогических кадров в масштабе города. Среди них: несовершенство программы для анкетирования; неудобства, связанные с необходимостью заполнения анкет на специально выделенных компьютерах в офисах образовательных учреждений; отсутствие во многих из них доступа к Интернету, т. е. возможности пересылки собранной информации по электронной почте; нехватка кадров в районных научно-методических центрах для систематической работы по проведению мониторинговых исследований; системные ограничения, не позволяющие устанавливать требуемое программное обеспечение; и многое другое.

Перечисленные обстоятельства потребовали разработки нового инструмента для анкетирования, который был создан при использовании так называемых «облачных» технологий, не требующих от анкетируемых ничего, кроме доступа к Интернету и умения работать в стандартном браузере (рис. 1).

Технологическая база организации сбора данных

Для размещения получаемых данных о потребностях в повышении квалификации

№ 1 (37) 2012

1

о §

И

t SS

S

ig §

u

о §

со

0

1 I

is

5

=1 I

t :

£ I

«

о с со 'S

SS

Ц

л

Ü §

авторами статьи предложено использовать сервисы сайта Google www.google.com1, а именно: средства сбора данных, публикации, документы. Эти сервисы реализуют так называемые «облачные» технологии обработки информации, при которых обработка осуществляется на серверах в Интернете, а компьютеры пользователя используются лишь как средство доступа к Всемирной паутине.

Документы Google [3] — бесплатный онлайн-офис, включающий текстовый и табличный процессор и сервис для создания презентаций, форм и других документов. Это веб-ориентированное программное обеспечение, работающее в среде браузера и не требующее установки программы-клиента на компьютер пользователя. Документы, создаваемые пользователем, сохраняются на сервере Google и могут быть экспортированы в файл нужного формата для последующей обработки, что является одним из ключевых преимуществ «облачного» сервиса, так как работа с введенными данными может осуществляться с любого компьютера, подключенного к Интернету. При этом доступ к документу предоставляется пользователям с разграничением прав доступа.

С документами Google можно вести совместную работу в онлайновом режиме.

Сервис «Форма» ресурса Google позволяет создавать и хранить формы для опросов. Сервис обеспечивает сбор ответов, формирует электронную таблицу, с помощью которой проводится обработка полученных данных. Созданную форму можно отправить по почте и/или опубликовать в Интернете.

Сервис Google Sites ^айты Google) предоставляет упрощенный бесплатный хостинг и средства создания веб-сайтов, основанные на использовании шаблонов и визуальных средств программирования.

Заявка-анкета от кандидата на обучение

База данных для каждого типа образовательного учреждения

1 Удобно пользоваться русскоязычными сервисами Google, доступными по адресу google.ru.

Анализ полученныхданных

Г \

Анализ-обоснование к плану-заказу

Рис. 1. Схема сбора и анализа данных

Алгоритм создания системы сбора данных

Создание аккаунта Google

Для получения доступа к сервисам ресурса Google необходимо создать учетную запись (аккаунт) на сайте google.ru. Регистрация свободная и может быть выполнена с любого компьютера, подключенного к Интернету.

Для создания учетной записи следует с любой страницы сервисов Google по гиперссылке «Sign In/Войти» перейти на страницу создания аккаунта и указать свой текущий адрес электронной почты и пароль. После ввода регистрационных данных на указанный адрес придет письмо с запросом подтверждения. Процесс регистрации завершится переходом по ссылке, содержащейся в письме-запросе.

Учетная запись Google обеспечивает доступ к различным бесплатным службам, в том числе к документам и сайтам. Имя пользователя Google — это адрес электронной почты, который использован при создании аккаунта.

68 у

№ 1 (37) 2012

Создание формы

При создании оконной формы для удобного ввода информации нужно выбрать пункт «Форма» в меню «Создать».

В открывшемся шаблоне можно добавлять различные вопросы следующих типов:

• выбор из списка (альтернативный выбор);

• флажки (независимый выбор ряда ответов из списка);

• раскрывающиеся списки с вариантами выбора;

• текстовые абзацы (для ответов в свободной форме);

• масштаб (позволяет пользователям проставить оценку в пределах заданного диапазона) и др.

Для того чтобы сделать форму более удобной для чтения и заполнения, можно разбить ее на разделы, страницы и добавить заголовки разделов.

В шаблоне формы указан ее URL, который возможно отправить по почте или использовать как ссылку. Приведем пример ссылки на Google-форму в Интернете. Вводить адреса не нужно, поскольку они указываются в виде гиперссылок и могут быть «спрятаны» под удобочитаемый текст.

Просмотреть опубликованную форму можно здесь:

https: //spreadsheets.google.com/viewform? formkey=dFB2WEQ2ZHFsOG42TFkzNFBzZ l9BZGc6MQ

Создание сайта для опубликования формы

Размещение ссылки на созданную форму на сайте — более эффективный способ доставки информации потребителю, чем рассылка электронных писем.

Ссылку можно разместить на существующем сайте (при наличии доступа) либо создать новый сайт.

Сервис «Сайты Google» — удобный инструмент, позволяющий в режиме визуального проектирования на основе шаблонов быстро и без явного использования языков разметки создать сайт.

При его создании первым шагом является выбор названия длиной от 6 до 30 символов, при этом URL сайта формируется автоматически. Например, при выборе имени «Регистрация заявок» URL сайта будет следующим: https://sites.google.com/site/ registraciazaavok.

После создания сайта (рис. 2) изменение, добавление, редактирование и форматирование его страниц проводится с помощью меню, расположенного в правом верхнем углу экрана.

На рисунке 3 показан тот же сайт, но с размещенной на главной странице ссылкой на форму.

После создания сайта и размещения на его страницах ссылки на форму регистрации потенциальному кандидату для регистрации нужно набрать в адресной строке браузера URL сайта и перейти по ссылке на страницу формы.

со ^

S* 00

I

СО

0

1

ва

Рис. 2. Стартовая страница сайта, созданного сервисом Google Sites

№ 1 (37) 2012

Регистрация заявок

Рис. 3. Стартовая страница сайта со ссылкой на форму

Однако стандартный адрес созданного сайта не удобен для запоминания и набора: sites.google.com/site/registraciazaavok, поэтому полезно зарегистрировать удо-Ч бочитаемое и мнемонически понятное имя о и связать его с именем, полученным при § создании. К

£ Регистрация доменного имени в зоне №

Ц

К Сайт — это прежде всего содержимое 15 (контент) и дизайн. Но для удобства пользо-| вателей и продвижения в Интернете у него о должно быть еще и понятное потенциаль-=с ным пользователям доменное имя, отражаю-^ щее его тематику.

^ При выборе имени сайта важны следую-| щие параметры: |о • осмысленность; | • запоминаемость; <| • краткость;

«= • легкость для диктовки и написания;

• благозвучность. | Регистрация доменных имен в доменах Ц Яи, SU и РФ осуществляется через аккре-§ дитованных регистраторов. ЗАО «Регио-•5 нальный сетевой информационный центр» !и Яи-Центр (http://www.nic.ru) — один из них. | На сайте Яи-Центра можно проверить, сво-§ бодно ли выбранное имя. В случае положительного ответа необходимо отправить за-<3 явку на регистрацию домена и оплатить ус-^ луги.

& После регистрации доменного имени и настройки DNS-серверов доступ к сай-| ту будет максимально прост и понятен: ^ www.имя.ru. Следует обратить внимание

на то, что регистрация и использование других доменных имен, например не содержащих префикса www, ассоциированных с ресурсом, требует специальных действий, и без указанного префикса доступ к ресурсу обеспечен не будет.

Система сбора данных

В результате выполненных действий было зарегистрировано доменное имя для сайта кафедры социально-педагогических измерений www.kspiappo.ru2.

По этому адресу расположен сайт кафедры, на одной из страниц которого («Регистрация заявок»), размещена информация по сбору заявок на обучение в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее — Академия и АППО) в 2011- 2012 учебном году. На данной странице (рис. 4) размещены ссылки:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• на сайт Академии; переход по данной ссылке дает возможность потенциальным кандидатам предварительно ознакомиться с предложениями структурных подразделений Академии на обучение;

• анкету для общеобразовательной школы;

• анкету для дошкольного образовательного учреждения;

• анкету для учреждения дополнительного образования детей;

2 В 2012 году использование доменного имени прекращено. Материалы исследования доступны по адресу: ЬПрэ: //sites.google.com/site/kurlovvf/.

№ 1 (37) 2012

Кафедра социально-педагогических измерений

ГЛлШ1лЯ

¿идомши

n,SbV4kjr:kl [К-jtil-iF'-

ПяфкрМШЖП 1.1 F TU«:

ВВПИШ

Граф« шцягашЯ

JU.S4U»

I£Urttil4«WiU] рл\ге»ш AI 1Ü фиЦлы.

Zittau f1

№> .1 itf И-it I ft i-iin^LH 11

Й •* йУДДУГдТИКип И-Т*НШ1Ы tttflttJlfbl ■

Регистрация заявок

CEot? заявок на оСучмнв в Лшинтанн в яои-яиаучйвои гащу

:ял мс'Ь пртдньртимьза лии» с-эи аконитов гттаахнкпГг куркте кьфедр я ¿C'Ki-iiiL уч*6эзи гаду

Анкет лиг айпгтейцпланат^льнirit иидальг

АНКГТП .ил ДПДПГОЛЪНМте rffffliWIinTfПЪИОГР УЧР?ИС37И1ГЛ

АнКГШ диш Т-ЧДП-ЯГ11-HI IM ....... и м-и-. I .........!j-Jj..........J.tivJl

Лике I и. для jiaflusuuitxi отдела üäpaзшшлия

CQ

л

ва

S" 00

I

CO

0

1 00

Рис. 4. Стартовая страница сайта www.kspiappo.ru

• анкету для районного отдела образования;

• анкету для учреждения начального профессионального образования;

• анкету для коррекционного или специального учреждения.

Анкета заполняется отдельно на каждого кандидата на обучение. На вопросы, помеченные звездочкой, следует отвечать в обязательном порядке.

Вопросы каждой из шести анкет размещены на трех страницах, переход между ними осуществляется при помощи кнопки «Продолжить» (рис. 5).

После окончания регистрации заявок все данные из таблицы Google экспортируются в таблицу MS Excel (рис. 6).

Полученные данные могут быть использованы как список зарегистрированных кандидатов на обучение и как исходные

Рис. 5. Регистрационные формы

№ 1 (37) 2012

ЗегсгадпдОУ

и|г. f|xJh^J Sv IriMt QUihl ^irft .IT.' ^¡LVIIb «¿ihlldU- (jEUfrh

»i т ■ 1 ■■ " » ■■ _ " i ■ S i Я т

■ в С 0 Е Г 0 н

ГС с пи («гстч. Ни, Piw.'pa Z3T-2 Ьиганч Я Li-.i-r.iir

Рикш т^шяю» Ш1.1 ■cEIII?! £A*aiE-OdpfeHliiUI

4сгв*слй ГРУПП зг нгаГггу* dmiM fW^KHW kHHlllMi ЧМН

пру ти зг INTO« спчлс кшшящячшш V- КММН |НМЫтЫЛ»ЮТ1 rCU^-SiFYifti kRm1H««i ЧМН

^■fflrt IWOllI ZT "С ВИР •¿НММ Гсом- Q* kwnrHf вдн! ЧМН

■ ь* ли pa'HL ■ЯВИ 9 Htir-wtMiv кмя1Н «Hi

гжаа Si rerrei 2 КйфЦфЬ SB«pH ФЛ4j idr>> Г»ТЬИ rfTTH Iniir та,и..;

1ЯШ1 _я «ЯП. ■A4JV* У * >М £«*.» ЩЦНЩ _а ШГр Hi blf i^r.idi.ni Г fTr m* r'nu ;Jaoi ЧИ «кие; «LH-l

„1 N^'illM! h-4|lr,\lк bl-VI'i^Kulj

Рис. 6. Пример сформированного перечня потребностей

<| данные для проведения статистического § анализа.

¡3

t Алгоритм регистрации | кандидатов на обучение

s

| Для оформления заявки необходим ком-<э пьютер, подключенный к сети Интернет. =с Анкета, которую предстоит заполнить,

содержит 11 вопросов: sf 1) район расположения ОУ (выбирается | из списка); |и 2) номер ОУ; ! 3) Ф. И. О. руководителя ОУ; <| 4) телефон ОУ;

5) e-mail ОУ;

6) Ф. И. О. кандидата;

| 7) должность кандидата (выбирается Ц из списка);

§ 8) педагогический стаж (полных лет) кан-g дидата;

!и 9) квалификационная категория канди-:s дата (выбирается из списка); § 10) форма повышения квалификации

(выбирается из списка); <3 11) подразделение АППО, в котором кандидат желает пройти обучение (выби-& рается институт, а затем подразделение Л из списка).

| Предлагаемые формы повышения квалификации следующие:

• годичные курсы (свыше 100 ч.);

• летние курсы (свыше 100 ч.);

• краткосрочные курсы (72 - 100 ч);

• проблемно-целевые курсы (менее 72 ч.);

• модульные курсы — по накопительной системе (менее 72 ч.);

• стажировки;

• разовые мероприятия (семинары);

• разовые мероприятия (конференции);

• разовые мероприятия (круглые столы);

• разовые мероприятия (мастер-классы).

Выбор подразделения АППО, в котором кандидат желает пройти обучение, производится в соответствии со структурой Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (табл. 1).

Прежде чем приступить к заполнению анкеты, кандидату целесообразно определиться с выбором структурного подразделения Академии, в котором он желает пройти обучение. Это можно сделать самостоятельно, изучив информацию, имеющуюся на сайте Академии http://spbappo.ru, или проконсультироваться с районным методистом.

Для заполнения формы кандидату следует в строке адреса браузера набрать адрес www.kspiappo.ru, а затем перейти по ссылке «Записаться на обучение

№ 1 (37) 2012

Таблица 1 §

Структура Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования д

Институт Структурное подразделение

Институт развития образования Кафедра философии образования

Кафедра управления и экономики образования

Кафедра педагогического проектирования

Кафедра социально-педагогических измерений

Центр международных и региональных проектов

Институт психолого-педагогического образования Кафедра педагогики и андрагогики

Кафедра психологии

Кафедра социально-педагогического образования

Кафедра инновационных образовательных технологий

Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека

Институт детства Кафедра дошкольного образования

Кафедра начального образования

Кафедра специальной (коррекционной) педагогики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центр детства

Институт общего образования Кафедра естественно-научного образования

Кафедра физико-математического образования

Центр естественно-научного и математического образования

Центр информатизации образования

Кафедра социального образования

Кафедра культурологического образования

Кафедра филологического образования

Центр гуманитарного образования

Институт развития профессионального образования Кафедра педагогики профессионального образования

Кафедра технологий профессионального образования

Центр организации образовательной деятельности

Центр оценки качества профессионального образования

Центр технологии и профориентационной работы

№ 1 (37) 2012

400

и 350

300

250

1

О §

и

t Й

ig

ig u о

s

со

0

t

1

5 12

=1 I

t £

I

со о с со 'S Й U

л

Ü ig

Рис. 7. Распределение заявок по районам Санкт-Петербурга

на 2011- 2012 учебный год« на страницу «Регистрация заявок«. Далее выбрать тип образовательного учреждения и перейти по соответствующей ссылке.

Заключение

Описанная технология сбора и обработки данных о потребностях в повышении квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров успешно применялась на практике. Собранные сведения использовались как для подготовки плана-заказа на повышение квалификации работников системы образования, так и для статистического анализа. В частности, на рис. 7 и 8 приведены примеры графического представления отчетов, полученных по результатам обработки полученных данных.

Полный список отчетов и иллюстрирующих диаграмм приведен в отчете по выполненному исследованию [1].

Список литературы

1. Юркова Е. А. Отчет по НИР «Потребности в повышении квалификации руководителей педагогических кадров в 2011/12 учебном году (по результатам маркетингового исследования). СПб.: СПб АППО, 2010. — 49 с. Режим

Рис. 8. Распределение заявок по категориям кандидатов на обучение

доступа http://spbappo.ru/modules/mydownloads/ cache/files/otchet_nir_kspi.pdf (Дата обращения 06.01.2012).

2. Данцев В. Т., Курлов В. Ф., Мержанов В. Ю., Стуканов А. А. Методика мониторинга потребностей в повышении квалификации: Исследовательские подходы к формированию плана-заказа на постдипломное педагогическое образование. СПб.: СПб АППО, 2010. — 137 с.

3. Документы Google [Электронный ресурс] Режим доступа http://docs.google.com.

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.