Научная статья на тему 'Анализ потоков в логистических системах'

Анализ потоков в логистических системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1941
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филонов Николай Григорьевич, Коваленко Людмила Викторовна, Дащинская Светлана Константиновна

Проведен анализ основных потоков полезных ресурсов в логистических системах. Показано, что поток в общем случае имеет две составляющие: векторную и скалярную. Скалярная составляющая конкретный объем, а векторная направление перемещения полезных ресурсов. Причем векторная составляющая определяется условиями формирования потоков. Так, при формировании материального потока существенную роль играют информационный, финансовый потоки, а также поток транспортных средств (компоненты векторной составляющей). Отсутствие хотя бы одного из них переводит материальный поток в "запас" (поток развивается только во времени). Получены математические выражения, описывающие структуру потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филонов Николай Григорьевич, Коваленко Людмила Викторовна, Дащинская Светлана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the structure of continuums in logistic systems

In the present work we execute the analysis of the general continuums of productive resources in logistic systems. It is shown, that, in general case, the continuum has two components: vector and scalar. The scalar component is the concrete volume of the productive resources and vector component is the direction of movement of those. Moreover, the vector component is determined by the conditions of forming the continuums. So, in the process of the material continuum formation the significant role is played by the information, financial continuums and also the continuum of transport vehicles (the vector components). Absence of at least one of them transfers the material continuum to "the reserve" (the continuum is developed only in time). The mathematic expressions, describing the structure of еру continuums, are obtained.

Текст научной работы на тему «Анализ потоков в логистических системах»

Н.Г. Филонов, Л.В. Коваленко, С.К. Дащинская АНАЛИЗ ПОТОКОВ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Проведен анализ основных потоков полезных ресурсов в логистических системах. Показано, что поток в общем случае имеет две составляющие: векторную и скалярную. Скалярная составляющая - конкретный объем, а векторная - направление перемещения полезных ресурсов. Причем векторная составляющая определяется условиями формирования потоков. Так, при формировании материального потока существенную роль играют информационный, финансовый потоки, а также поток транспортных средств (компоненты векторной составляющей). Отсутствие хотя бы одного из них переводит материальный поток в «запас» (поток развивается только во времени). Получены математические выражения, описывающие структуру потоков.

Понятие логистической системы (ЛС) является одним из базовых понятий в логистике. Принципиально логистические системы делятся на два типа: макроло-гистические и микрологистические [1].

При анализе функционирования ЛС одной из важнейших ее характеристик являются потоки полезных ресурсов (ППР) (материальных, информационных, финансовых, энергетических и т.д.). Полезность ресурсов определяется степенью реализации управляющих функций и обеспечения эффективности функционирования логистической системы. Количество потоков, циркулирующих в системах, зависит от типа логистической системы, и их можно определить следующим образом:

1. Материальный поток. Один из основных (базовых, определяющих) потоков системы. Это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенная и готовая продукция, к которым применяются логистические операции и (или) функции, связанные с физическим перемещением в пространстве и во времени - погрузка, разгрузка, упаковка, перевозка, сортировка, преобразование (изготовление) и т.п.

2. Информационный поток - это совокупность различных сведений, циркулирующих внутри логистической системы, между системой и внешней средой в виде данных, необходимых для реализации управляющих функций.

3. Финансовый поток - направленное движение финансовых средств внутри логистической системы, между логистической системой и внешней средой, направленное на достижение эффективного движения определенных потоков.

4. Поток услуг - особый вид потоков, не имеющих материального наполнения и принимающих определенную форму деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультативные, информационные, послепродажные и т.п.).

5. Энергетический поток - направленное движение электрической и тепловой энергии (энергоносителей) внутри логистической системы, между логистической системой и внешней средой, направленное на достижение эффективного функционирования логистической системы.

6. Поток транспортных средств - направленный поток различного вида и типа транспортных средств, определяемый интегральным вектором действия материального, информационного и финансового потоков. Это поток незагруженных (порожних) транспортных средств.

7. Поток трудовых ресурсов - особый вид потока, определяемый количественной (необходимое количество рабочей силы) и качественной (уровень квалификации и образования, навыки, мотивация к труду, отношение к дисциплине и т.д.) характеристиками, играющими определяющую роль в функционировании и управлении логистических систем.

Можно выделить основные внешние параметры, характеризующие потоки: начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность. Для описания потоков и работы с ними необходима классификация их по некоторым признакам. Одна из таких классификаций достаточно подробно рассмотрена в [2].

Проведем анализ каждого из потоков полезных ресурсов в логистических системах.

При анализе ППР будем исходить из формализованного подхода. При формализации поток представляется как совокупность однородных (либо квазиодно-родных) объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс во времени и имеющая пространственную ориентацию. Исходя из данного представления, любой поток можно представить как направленное перемещение (преобразование) в пространстве и во времени определенного объема (партии отправки, порции) полезных ресурсов. То есть поток имеет две составляющие: скалярную (скалярная составляющая потока (ССП)) Р0 - конкретный вид

(объем, порция) полезных ресурсов и векторную (векторная составляющая потока (ВСП)) Р 0 (t, г ) - ориентация потока в пространстве (во времени): откуда (исток, генератор потока), куда (сток, потребитель), с какой скоростью (V ) перемещается ССП. Тогда поток - это Р = Р0 ■ Р0 (?, г ), где t - время, z - пространственная координата.

Если рассматривать поток без перемещения в пространстве (скорость равна нулю), то он переходит в запас: ро (/ ). Как правило, при отсутствии движения в

пространстве запас чаще всего изменяется во времени (по качеству, стоимости, объему и т.д.). Каждому виду потока полезных ресурсов соответствует своя разновидность запаса. В общем виде запас и ССП не одно и то же - ССП формируется из запаса, а запас - одна из форм существования ССП. То есть между величиной запаса и параметрами ССП существует тесная взаимосвязь:

- ССП характеризует процесс изменения запаса:

Р _ Л Р о (I)

0 dt ,

- запас отражает результат изменения и накопления

ССП:

= X

і = 1

0 і

=0

= Ё Р о г • Р о г ( ' ) = Р 0 ( / ),

г = 1

где т - число потребителей (поставщиков), Р 0 ; ^ ) - некоторый параметр, характеризующий

изменение запаса во времени.

Основной силой, осуществляющей движение потоков, являются логистические операции (ЛО). Все ЛО можно разделить на преобразующие, в ходе которых происходит качественное преобразование потока полезных ресурсов, и на операции, обеспечивающие наличие полезных ресурсов в необходимом количестве, в нужном месте, в нужное время - погрузка, разгрузка, транспортировка и т.д.

1. Материальный поток (МП).

Материальный поток, как уже отмечалось выше, -это находящиеся в состоянии движения (преобразования) материальные ресурсы, т.е.

М г = М 0 г ' М 0 г •

В литературе достаточно подробно рассмотрены характеристики и параметры скалярной составляющей материального потока [2]: номенклатура (одновидовые, многовидовые), ассортимент, количество продукции, габаритные и весовые характеристики и т.д. Скалярная составляющая измеряется в тоннах, литрах и т.д. Векторная составляющая МП - направление перемещения (преобразования) ССП. В общем случае МП есть

М ■ (/, г ) • Если нет перемеще-

М = X М с,'

7 - 1

ния МП в пространстве, то поток формирует запас:

М = X М о і • М (/, г ) \2 = о

І = 1

п ___

= X М о І • М І (/) = М о (/),

І = 1

где М I (?) - некоторый параметр, характеризую-

щий изменение г-го потока (запаса) во времени.

Для МП применимы все виды логистических операций, перечисленные выше. При формировании материального потока важнейшими компонентами являются информационный I , финансовый Е , а также поток транспортных средств Т :

М, ( /, z ) = f (М о ,•, Т,, Ё, т,).

Отсутствие одной из этих компонент переводит МП в запас. Причем потоки I , Р и Т могут существовать сами по себе, не связанные с М потоком, т.е.

М

= І М о і / (М 0 г., І і , Е г., Т і ).

(1)

Выражение (1) для г-го направления движения можно записать следующим образом, так как в общем случае все векторы действия складываются:

Ы, = м 0, ( м 0 , + 77 + Ё] + Г7) =

= м 0 I ( м 0 1 + 7 0 1 ' 7 0 1 + Ё 0 1 ' Ё 0 1 + Т 0 г ' Т 0 г )

или

м і = М о і • М оі + М о о ■ • 1 о і +

+ м 0 і • Р о і • Р о і + М о і • Т о і • то і =

= М о і • М о і + М I о і • 1 о і +

+ м р 0 і • Р 0 і + М Т о і • то і,

М 0 І • I 0 І = М 1 0 І - полная информация

конкретном МП; М 0 • Е 0 = М р 0 .

совые М

средства, • = М

. - финан-

затраченные на МП; 0 ; ^ 0 г _ 1У± т 0 г - транспортные средства,

необходимые для продвижения МП.

Для успешного решения задач по оптимизации материального потока необходимо четко определить скалярную и векторную составляющие потока.

2. Информационный поток (ИП).

В отличие от материального потока информационный может иметь различные составляющие в зависимости от процессов, которые он обслуживает.

Известно, что к ИП применимы в основном четыре логистические операции: прием, обработка, хранение и передача. Причем практически для любого ИП присущи данные ЛО.

Если явно передачи информации в пространстве нет (либо пространственная координата не определена, например работа в Шете!), то идет ее локальное накопление во времени (прием, обработка и хранение), и тогда

П

1 = X 1 0 I ' 1 0 г ( { , 2 )1 7 = 0 =

I = 1

п

= X 1 о I ■ 1 0 I ( 1 ) = 1 0 ,

I = 1

где 10 . (/ ) - некоторый параметр, характеризующий

скорость накопления информации во времени.

Процесс взаимодействия МП и ИП является достаточно сложным и не совсем очевидным. Так, между информационным и материальным потоком отсутствует изоморфность (т.е. однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения). Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо следует одновременно с ним, или отстает от него.

Кроме того, ИП может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную. В частности, само зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков в ходе, например, переговоров о сделках купли-продажи товаров, составления контрактов и т.д.

т

П

В общем случае взаимодействие информационного потока, например, с /-м материальным потоком, можно представить в следующем виде:

~!И = 10 { • / (~0{, м ,, Г{, Г-, Е{, и,)

или

1іМ = 10 і ( 10 і + М 0 і • М 0 і +

+ Р 0 і ' Р0 і + Т 0 і • Т0 і +

+ Е 0 і ' Е0 і + и 0 і • и 0 і ) =

0 II ' 10 і + 10 і • М 0 і • М 0 і +

+ 10 і ' 0 і • Р 0 і + 10 і • Т0 і • Т0 і +

+ 10 і ' Е 0 і • Е 0 і + 10 і • и 0 і • и 0 і =

0 II ' 10 і + 1М 0 і • М 0 і + 1Е 0 і ' ' Р 0 і +

+ 1Т 0 і ' То і + 1Е 0 і • Е 0 і + 1 и 0 і • и0 і,

где 1М0. - информация о грузе; їр0і - информация о финансах, затраченных на груз; 1Т0г- - информация о транспортных средствах по доставке груза; IЕ 0 . - информация об энергетических затратах на доставку груза; Iи о - информация о сервисе услуг.

Взаимодействие ИП с финансовым также можно представить следующим образом:

Т1Р = 10 ,■ • / (Го, Ё1, и1)

или

1 = 10 г ( 10 г + Р 0 г ' Р 0 г +

+ и 0 г ' и 0 г ) = 10 г ' 10 г +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+ 10 г ' Р 0 г ' Р 0 г + 10 г ' Е 0 г ' Е 0 г +

+ 10 г ' и 0 г ' ^ 0 г = 10 г ' 10 г +

+ 1 ^ 0 г ' Р 0 г + 1Е 0 г ' Е 0 г + 1 и 0 г ' и 0 г ,

где I р 0 г- - информация о финансовых потоках, финансовых операциях; IЕ 0 г- - информация об энергетических затратах при проведении тех или иных финансовых операциях либо при формировании и движении финансовых потоков; 0 { - информация о сервисе при оказании финансовых услуг.

Аналогичным образом можно рассмотреть остальные виды потоков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современная логистика. 7-е изд.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 624 с.

2. Семененко А.И., СергеевВ.И. Логистика. Основы теории: Учеб. для вузов. СПб.: Союз, 2003. 544 с.

Статья поступила в редакцию журнала 4 октября 2006 г., принята к печати 10 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.