Научная статья на тему 'Анализ понятий затрат на качество'

Анализ понятий затрат на качество Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ЗАТРАТЫ / ТЕРМИНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паймушкина Наталья Владимировна

Рассматриваются основные понятия затрат на качество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ понятий затрат на качество»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УДК 338 Н. В. ПАЙМУШКИНА

АНАЛИЗ ПОНЯТИИ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

Рассматриваются основные понятия затрат на качество. Ключевые слова: качество, затраты, терминология.

Проблемы обеспечения качества и конкурентоспособности продукции с целью удовлетворения запросов потребителей выдвигают на первый план решение задач управления затратами на качество в число приоритетных.

Проведённые исследования отечественными и зарубежными специалистами позволили выявить отсутствие единого подхода к определению содержания понятия затрат на качество, а также их классификации и методов учёта и анализа (табл. 1).

Таблица 1

Подходы к содержанию и классификации затрат на качество

Авторы Классификация

РАР-модель А. Фейгенбаума - затраты на предотвращение несоответствий - затраты на оценку качества - затраты на внутренний и внешний брак

Ф. Кросби - затраты, связанные с производством «правильной продукции с первого раза» - затраты, вызванные необходимостью исправления допущенных несоответствий

Дж. Джуран - затраты на обеспечение качества проекта - затраты на обеспечение качества изготовления

М. Бруно; Д. Георги - издержки внедрения - текущие издержки

Г. Тагути - потери, связанные с изменчивостью функции (продукции) - потери, связанные с вредными побочными эффектами, в том числе для окружающей среды

В. Н. Войтоловский - стоимость предупреждения - стоимость оценки • - убытки от брака

Е. М. Карлик - затраты на повышение уровня качества - затраты на обеспечение необходимого качества

И. Г. Резник; О. В. Олешко - расходы, связанные с выпуском продукции низкого качества; - расходы, связанные с оценкой уровня качества и контролем производства продукции; - расходы на управление качеством выпускаемой продукции

© Н. В. Паймушкина, 2007

Анализ преимуществ и недостатков рассмотренных классификаций затрат позволяет определить, что все они повторяют или дополняют друг друга и отражают в основном специфику соотношения «качество-затраты». Вместе с этим они не отражают связь затрат на качество с общими издержками изготовителя, что позволяет выделить управление затратами на качество в самостоятельную функцию. В связи с этим открывается одна из сторон системы менеджмента качества - непрерывное давление на себестоимость продукции.

С учётом изложенного сформулирована следующая трактовка понятия затрат на качество: «это затраты, которые определяются как расходы на производство и реализацию продукции, обеспечивающие конечную ценность продукта, что позволяет рассматривать затраты на качество как издержки, формирующие себестоимость продукции на всех стадиях жизненного цикла продукции».

Исследование классификаций затрат на качество (табл. 1) выявило до 10 группировок признаков затрат, однако эти классификации не нашли общей платформы и не получили практического применения. Классификации затрат зависят от множества факторов, связанных со структурой предприятия, назначением выпускаемой продукции, специфики производственных и вспомогательных процессов, а также процесса управления ими.

В хозяйственных ситуациях при принятии решения необходима различная информация о затратах на качество продукта. Именно поэтому одним из принципов управленческого учёта является принцип различной классификации затрат для различных целей управления. Каждое предприятие выбирает ту классификацию, которая в наибольшей степени ориентирована на достижение целевой функции и удовлетворяет внутреннего потребителя.

К внутренним потребителям на предприятии можно отнести всех работников предприятия, заинтересованных в уменьшении себестоимости продукта с целью повышения конкурентоспособности продукции при полном соответствии качества продукта требованиям. Успешное решение данной проблемы заключается в переходе от затрат к необходимым измерителям показателей качества продукции. При этом статьи затрат необходимо снижать за счёт улучшения всех видов процессов. А улучшение процессов требует разработки или использования эффективных инструментов улучшения качества.

В соответствии с предлагаемым подходом дана авторская группировка статей затрат на качество

как потребительских требований к формированию себестоимости продукции:

- прямые материальные затраты,

- прямые затраты ручного труда основных работников,

- прямые затраты на оборудование,

- общепроизводственные затраты,

- затраты на управление предприятием,

- затраты на логистику,

- прочие хозяйственные затраты, связанные с производством продукта,

- коммерческие затраты.

Анализ сложившейся практики управления затратами на качество на промышленных предприятиях выявил, что основные усилия специалистов сосредоточены на анализе, выявлении и искоренении отклонений и практически не уделяют внимание снижению нормативных затрат по статьям себестоимости. В процессе исследования авторами сделана попытка найти взаимосвязи качества с затратами на основе деления затрат на качество на плановые (конформные) затраты на реализацию процессов жизненного цикла продукта и затраты на отклонения (неконформные).

Управление неконформными затратами на качество осуществляется с использованием корректирующих и предупреждающих мер, основанных на статистических методах контроля и регулирования технологических процессов. В последние годы предупреждение брака (или несоответствия) осуществляется также на этапах разработки технической и технологической документации на продукцию (FMEA-конструкция, FMEA-процесс).

В отличие от управления неконформными затратами управлению конформным затратам уделяется значительно меньшее внимание, как в теории, так и на практике. Это связано с тем, что установленные нормативы затрат на реализацию процессов жизненного цикла изделий редко пересматриваются, к тому же на многих предприятиях их не относят на затраты, связанные с качеством.

Если установление величины нормативов затрат на статьи «материалы» и «оплата труда основных работников» на практике производится достаточно близко к реальным значениям, то нормативы на статьи общепроизводственных, и особенно общехозяйственных, затрат принимаются без достаточного анализа их отклонения от нормативных. На предприятиях зачастую не используют современные методы повышения качества (QFD, ТРМ, 5 «S», ФСА, Шесть сигм, Бережливое производство и др.), которые одновременно обеспечивают снижение затрат по

всем статьям себестоимости. Особенно большие неиспользованные резервы сокращения затрат связаны с затратами на логистические операции и управление предприятием. На японских фирмах уже давно учитывают потери, связанные с деятельностью бухгалтерских и финансовых служб, разработкой информационных процессов и компьютерных программ, управлением запасами, складированием и транспортировкой, так,как это делается при учёте неконформных затрат.

На основании анализа методов управления затратами на качество определено, что ведущим звеном менеджмента является связь «качество -затраты». Причём одними методами обеспечивается связь неконформных затрат с качеством, а другими методами - связь конформных затрат с качеством того же продукта.

УДК 33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Балукова, М. В. Затраты на качество : от теории к практике / М. В. Балукова // Методы менеджмента качества. - 2005. - № 3. - С. 8- 12.

2. Кампанелла, Дж. Экономика качества. Основные принципы и их применение : пер. с англ. / Дж. Кампанелла ; науч. ред. : Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова. - М. : РИА «Стандарты и качество», 2005. - 232 с.

3. Методы управления затратами и качеством продукции : учеб. пособие / В. Э. Керимов [и др.]. - М. : Маркетинг, 2002. - 106 с.

4. Окрепилов, В. В. Управление качеством / В. В. Окрепилов. - СПб.: Наука, 2000. - 911 с.

Па Имуш кин а Наталья Владимировна, ассистент кафедры «Управление качеством», сотрудник УлГТУ.

В. В. ЕФИМОВ, И. В. ХРАМОВА

И ЕЩЁ РАЗ О КАЧЕСТВЕ, ЦЕННОСТИ И ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ

Авторами сделана попытка выработать общую точку зрения о соотношениях качества, ценности, стоимости, удовлетворения потребителя.

Ключевые слова: качество, стоимость, ценность.

В шестом номере журнала «Стандарты и качество» (2007 г.) опубликована весьма интересная статья Л. Скрипко «Ещё раз о качестве, потребительной стоимости и эффективности производства», которая и подвигла нас высказать несколько иную точку зрения по отдельным, весьма важным для качества и экономики понятиям [1].

Основной проблемой статьи Л. Скрипко является понятие «потребительная себестоимость» товара, поскольку определения этого понятия и с философской, и с экономической точек зрения во многих цитируемых в рассматриваемой статье работах достаточно разнообразны и зачастую расплывчаты, несмотря на то, что ряд ссылок относится к самому К. Марксу.

С нашей точки зрения сегодня договориться, то есть найти общую точку зрения о соотноше-

В. В. Ефимов И. В. Храмова, 2007

ниях качества, ценности, добавочной стоимости, потребительной стоимости, «удовлетворения потребителя» и др. возможно, если разговор пойдёт только с позиции экономики сегодняшнего времени. Тем более, что кардинальное понятие «качество» зафиксировано в международных стандартах только с 90-годов прошлого столетия (а не по Аристотелю) [4].

Прежде всего необходимо разобраться с понятиями «ценность» и «качество». Приведём цитату из работы Менгера: «Ценностью называется то значение, которое приобретают для нас конкретные материальные блага или количеством материальных благ, благодаря тому, что в деле удовлетворения наших потребностей мы сознаём свою зависимость от обладания ими» [1]. Далее: «для образования ценности необходимо, чтобы с полезностью (то есть с удовлетворение потребителя) соединилась редкость, поскольку ценность предполагает именно ограниченность количества вещей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.