Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ "ИНФОРМАЦИЯ", "ПРОВОКАЦИЯ" И "ПРОВОКАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ"'

АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ "ИНФОРМАЦИЯ", "ПРОВОКАЦИЯ" И "ПРОВОКАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
651
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ПРОВОКАЦИЯ / ПРОВОКАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОВОКАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОВОКАЦИЯ / АНАЛИЗ / КЛАССИФИКАЦИЯ / INFORMATION / PROVOCATION / PROVOCATIVE INFORMATION / POLITICAL PROVOCATION / PSYCHOLOGICAL PROVOCATION / ANALYSIS / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Канболатов Денислам Юнусович, Поминова Ольга Леонидовна

Цель. Рассмотреть и проанализировать понятия «информация», «провокация» и «провокационная информация» и выявить их взаимосвязь. Методы. Анализ обобщение, наблюдение. Результат. Под информацией авторы понимают «сведения об объектах и явлениях окружающего мира, которые могут быть переданы, представлены, обработаны и восприняты человеком или машиной». Проводя аналогию с информацией, авторы подробно анализируют понятия «информация», «провокация» и «провокационная информация», приводя различные толкования. Особый интерес представляет классификация понятия «провокация». Вывод. В статье подчеркивается, что данное понятие можно рассмотреть не только на уровне государства (политическая), но и на уровне межличностных отношений, что имеет особое значение для войск национальной гвардии. Это связано с тем, что провокационная информация оказывает воздействие на сознание человека, стимулирует людей к тем или иным действиям и может распространяться через все каналы передачи информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Канболатов Денислам Юнусович, Поминова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONCEPTS OF “INFORMATION”, “PROVOCATION” AND “PROVOCATIVE INFORMATION”

The aim of the article is to consider and analyze the concepts of “information”, “provocation” and “provocative information” and identify their correlation. Methods. Analysis, generalization, observation. Result. By information, the authors mean “information about objects and phenomena of the world that can be transmitted, presented, processed and perceived by a person or machine”. Drawing an analogy with information, the authors analyze in detail the concepts of “information”, “provocation” and “provocative information”, giving various interpretations. Of particular interest is the classification of the concept of "provocation." Conclusion. The article emphasizes that this concept can be considered not only at the state level (political), but also at the level of interpersonal relations, which is of particular importance for the troops of the national guard. This is due to the fact that provocative information affects the human consciousness, stimulates people to take certain actions and can be distributed through all channels of information transfer.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ "ИНФОРМАЦИЯ", "ПРОВОКАЦИЯ" И "ПРОВОКАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ"»

татель высшей категории, Государственное Financed Institution "School No. 417", Mos-

бюджетное образовательное учреждение cow, Russia; e-mail: sunO301 @y andex.ru «Школа № 417», Москва, Россия; е-mail: [email protected]

Принята в печать 03.06.2019 г. Received 03.06.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-24-29

Анализ понятий «информация», «провокация» и «провокационная информация»

© 2019 Канболатов Д. Ю., Поминова О. Л.

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть и проанализировать понятия «информация», «провокация» и «провокационная информация» и выявить их взаимосвязь. Методы. Анализ обобщение, наблюдение. Результат. Под информацией авторы понимают «сведения об объектах и явлениях окружающего мира, которые могут быть переданы, представлены, обработаны и восприняты человеком или машиной». Проводя аналогию с информацией, авторы подробно анализируют понятия «информация», «провокация» и «провокационная информация», приводя различные толкования. Особый интерес представляет классификация понятия «провокация». Вывод. В статье подчеркивается, что данное понятие можно рассмотреть не только на уровне государства (политическая), но и на уровне межличностных отношений, что имеет особое значение для войск национальной гвардии. Это связано с тем, что провокационная информация оказывает воздействие на сознание человека, стимулирует людей к тем или иным действиям и может распространяться через все каналы передачи информации.

Ключевые слова: информация, провокация, провокационная информация, политическая провокация, психологическая провокация, анализ, классификация.

Формат цитирования: Канболатов Д. Ю., Поминова О. Л. Анализ понятий «информация», «провокация» и «провокационная информация» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 3. С. 24-29. DOI: 10.31161/1995-06592019-13-3-24-29

Analysis of the Concepts of "Information", "Provocation"

and "Provocative Information"

© 2019 Denislam Yu. Kanbolatov, Olga L. Pominova

Saint Petersburg Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops of the Russian Federation Saint Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to consider and analyze the concepts of "information", "provocation" and "provocative information" and identify their correlation. Methods. Analysis, generalization, observation. Result. By information, the authors mean "information about objects and phenomena of the world that can be transmitted, presented, processed and perceived by a person or machine". Drawing an analogy with

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

information, the authors analyze in detail the concepts of "information", "provocation" and "provocative information", giving various interpretations. Of particular interest is the classification of the concept of "provocation." Conclusion. The article emphasizes that this concept can be considered not only at the state level (political), but also at the level of interpersonal relations, which is of particular importance for the troops of the national guard. This is due to the fact that provocative information affects the human consciousness, stimulates people to take certain actions and can be distributed through all channels of information transfer.

Keywords: information, provocation, provocative information, political provocation, psychological provocation, analysis, classification.

For citation: Kanbolatov D. Yu., Pominova O. L. Analysis of the Concepts of "Information", "Provocation" and "Provocative Information". Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 3. Pp. 24-29. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-24-29 (In Russian)

Введение

Проблема заключается в том, что в XXI веке - веке информационных технологий, информация в жизни общества играет важнейшую роль. Без нее невозможно существование современного человека. Она окружает нас везде, постоянно появляется, преобразуется, обрабатывается, передается, анализируется и воспринимается всеми объектами информационной системы. Именно поэтому современному человеку необходимо понимать, что же такое информация, разбираться в ее видах, знать ее свойства, уметь обезопасить себя от различной информации провокационного характера.

Цель исследования - рассмотреть и проанализировать понятия «информация», «провокация» и «провокационная информация» и выявить их взаимосвязь.

Методы - анализ, обобщение, наблюдение.

Результаты и обсуждение

Для того чтобы понять, что же такое информация, мы обратимся к различным литературным источникам. Поскольку существует большое множество различных определений этого понятия ввиду специфичности человеческой деятельности, единого определения понятия «информация» не существует.

С. И. Ожегов в своем толковом словаре рассматривает понятие информации, как определенные знания об окружающей действительности и о всем, что в ней происходит или происходило. Такая информация может восприниматься как самим человеком, так и специальными устройствами, которые способны обрабатывать и принимать информацию [5].

Исходя из российских стандартов, понятие информации имеет схожее значение. Под ней подразумевают определенные данные или сведения, которые может вос-

принимать как человек, так и специальное устройство. Подобные данные являются фактами духовного и материального мира. Их познание и изучение происходит в процессе коммуникации.

Если рассматривать информацию с позиции федерального закона Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информацией можно назвать определенные данные, сообщения, сведения. Форма их представления может быть самой разнообразной - текст, рисунок, картинка, график, таблица.

А вот международные исследования дают немного иное определение информации - любые знания, которыми делятся и обмениваются люди друг с другом.

Глядя на такое разнообразие понятия «информация», нельзя не отметить тот факт, что в науке до сих пор ведется множество дискуссий на тему правильности и полноты данных определений, но для данной статьи мы будем придерживаться обобщенного определения, которое гласит: информация - сведения об объектах и явлениях окружающего мира, которые могут быть переданы, представлены, обработаны и восприняты человеком или машиной.

Все рассмотренные определения позволяют выделить различные критерии информации и их составляющие. Рассмотрим подробнее:

Восприятие информации происходит за счет анализаторных систем, поэтому информация подразделяется на:

1. Визуальную - то, что мы видим.

2. Звуковую - то, что мы слышим.

3. Тактильную - наши телесные ощущения.

4. Обонятельную - различие запахов.

5. Вкусовую - ощущение вкуса и его характеристика (сладкий, кислый и т. п.) [1].

Эта классификация существует достаточно долгое время и в настоящий момент не претерпевает никаких изменений.

Также информацию можно классифицировать по форме:

1. Текстовая - текст, буквы, слова.

2. Числовая - цифры, формулы, математические знаки.

3. Графическая - графики, картинки, диаграммы.

4. Звуковая - записанная информация, либо устная речь (здесь и сейчас).

5. Видео - информация, представленная в форме видеозаписи.

Хочется отметить, что данная классификация подвергается постепенным изменениям в ходе развития человечества и цивилизации. Когда-то о видеоинформации никто и не подозревал, а сейчас она является очень простым и удобным способом коммуникации. Современные технологии не вызывают теперь большого удивления. Со временем данная классификация может расшириться и дополниться другими формами информации.

Информацию классифицируют по значению:

1. Актуальная - та информация, которая считается верной в настоящее время.

2. Достоверная - информация, которая подтверждена на практике.

3. Понятная - информация должна быть понятна для тех, кто ее использует.

4. Полная - достаточное количество информации для совершения определенных действий.

5. Полезная - возможность грамотно использовать полученную информацию и достигать с помощью нее определенных результатов.

Из этой классификации можно выделить свойства, которые характеризуют информацию:

1) объективность;

2) полнота;

3) актуальность;

4) достоверность;

5) понятность;

6) краткость;

7) логичность;

8) доступность;

9) полезность;

10) защищенность;

11) Эргономичность [2].

Такое количество свойств предполагает и большое количество действий с информацией, которые необходимо также учитывать.

С любой информацией можно совершать различные действия - обрабатывать, разделять, собирать, усложнять, упрощать, хранить, удалять и т. д. Из-за наличия большого количества действий необходимо выделить методы работы с информацией, коими являются:

1. Мозговой штурм - нахождение и сбор информации без ее анализа.

2. Фильтрация - отбор необходимой информации.

3. Анализ - разбор, изучение и определение объективности и достоверности информации.

4. Построение вывода.

Эти четыре метода представляют собой типичный процесс работы с информацией [3].

Понятие «провокация» имеет непосредственное отношение к термину «провокационная информация».

Как и понятие «информация», определение понятия «провокация» имеет множество вариантов и может трактоваться по-разному. Рассмотрим различные точки зрения определений понятия «провокация».

Например, Ю. В. Литвинова рассматривает провокацию как определенные действия, которые совершаются целенаправленно. При этом они могут вызвать ответную реакцию (или бездействие). Любая ответная реакция является неким ответом, который создает определенные последствия для тех, кто изначально спровоцировал возникновение ситуации [4].

Провокацией также можно назвать некий стимул, который направлен на получение конкретной реакции. В переводе с латинского слово «провокация» означает «вызов» [5].

В некоторых ситуациях провоцируемый может не получить должной реакции. Тогда он либо отступает, либо увеличивает свой провоцирующий стимул и снова ждет реакции со стороны. Провокатор - тот, кто бросает вызов.

Само слово «провокатор» пришло к нам из Древней Греции. Перед сражениями от каждого войска выходил главный воин и они начинали свою борьбу. После окончания этой схватки начиналось настоящее сражение. Таких первых борцов и называли провокаторами. Но в настоящий момент понятие «провокация» используется в широком значении. Чаще всего данное

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

слово употребляется в контексте политического или военного насилия.

Провокацию еще можно назвать хорошо продуманным и целенаправленным раздражителем, пробуждающим в людях определенные эмоции и чувства и толкающим их на необдуманные поступки [6].

Вернемся снова к словарю С. И. Ожегова. Он также рассматривает понятие «провокация». В его словаре данный термин подразделяется на два значения. В первом случае, провокация рассматривается как негативное поведение, подстрекательство к определенным действиями, которые влекут за собой отрицательные последствия. Второе определение означает специальное стимулирование какой-либо болезни [5].

Можно рассматривать провокацию, как негативный стимул к необходимому провокатору действию, который несет зачастую отрицательный характер.

Условно провокацию подразделяют на политическую (на уровне государства) и психологическую (на уровне межличностных отношений).

Понятие провокации в разных словарях имеет схожие трактовки, но в них присутствуют и отличия. Например, большой энциклопедический словарь подразумевает под провокацией определенные политические действия. Провокация рассматривается как совокупность специальных мер и действий, которые должны вызвать серьезные ответные меры со стороны противника. В ходе провокации возникают серьезные последствия, которые могут пошатнуть всю политическую систему [ 1].

Политическая провокация делится на виды по целям, принципу и характеру воздействия.

По целям политическая провокация разделяется на:

1) провокацию с внутриполитической целью;

2) провокацию с внешнеполитической целью;

3) провокацию, призванную вызвать реакцию против третьей стороны.

По принципу воздействия на цель выделяют три вида провокаций:

1) прямые;

2) косвенные;

3) смешанные.

По характеру воздействия на цель можно разделить провокации на:

1) политические;

2) экономические;

3) культурно-психологические;

4) социальные;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) военные и иные.

А. Г. Ковалев рассматривает провокацию психологическую как действия собеседника, которые вынуждают тебя почувствовать определенные эмоции, направленные на введение цели провокации в нужное психологическое состояние. Цель такой манипуляции - заставить человека сделать то, что хочет от него собеседник.

Психологические провокации бывают трех видов:

1) поведенческие провокации (прим. : некультурное поведение в общественном месте);

2) провокации в отношениях (прим. : нарушение обещаний или договоренностей):

3) коммуникативные провокации (прим. : возражения, упреки, обвинения, оправдания, перебивания) [3].

Рассмотрев понятия «информация» и «провокация», необходимо уточнить понятие «провокационная информация», которое, в свою очередь, является достаточно сложно-структурированным и комплексным понятием.

Исследователь В. Н. Степанов считает, что провокационная информация - это различные сведения, новости, рекламные материалы, которые нарушают общественные устои и призванные вызвать ответную реакцию у окружающих. К ней относятся иллюстрации с эротическим подтекстом, элементы черного юмора, каламбуры на грани приличия и все, что ломает наши привычные представления о «нормальном», побуждающие личность к действиям неприемлемым для общественного строя, имея перед собой цель посеять зерно сомнения в правильности деятельности действующей власти [9].

Также, провокационная информация -набор заранее подготовленных сведений, призванных вызвать у объекта информационного воздействия необходимую провокатору реакцию.

В контексте информационной войны провокационная информация рассматривается как воплощение угрозы и манипуляции в целях достижения конкурентного превосходства над оппонентом и предстает фундаментальным оружием и мишенью информационной войны [8].

Сущность провокационной информации заключается в том, что она оказывает воздействие на сознание человека, стимулирует людей к тем или иным действиям и может распространяться через все каналы передачи информации. Зачастую, как показывает практика, действия, вызванные провокацией, имеют отрицательный характер.

На данном этапе развития истории человечества, XXI век считается веком «информационных технологий» [7]. Это подразумевает достаточно обширные возможности и средства для распространения провокационной информации, что усложняет работу по противодействию ей. Существуют различные каналы распространения информации, а именно:

1) радио; 2) телевидение; 3) печать (газеты, журналы, «желтые страницы» и др.); 4) баннеры; 5) «direct mail» (прямая ссылка); 6) всемирная сеть интернет [7].

Рассмотрим взаимосвязи понятий «информация», «провокация» и «провокационная информация».

Информация окружает нас повсюду, она постоянно появляется, перерабатывается и передается, всячески взаимодействует с человеком. Информацию можно условно разделить на положительную (вызывает положительные эмоции, поднимает настроение, мотивирует) и отрицательную (расстраивает, причиняет людям боль, вызывает негативные эмоции). Таким образом, информация может содержать в себе элементы провокации или полностью состоять из нее. Такая информация и называется «провокационной». Однако, вопреки

1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://slovari.299. ш/епс.рЬф (дата обращения: 19.03.2019 г.).

2. Вирен Г. Современные медиа: приемы информационных войн. М., 2013. 126 с.

3. Ковалев А. Г. Психология личности: М. : 1965. 89 с.

4. Литвинова Ю. В. Формы провокационных публикаций в социальных медиа. Астрахань: Изд-во АГУ, 2016. 135 с.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., М., 1997. 944 с.

6. Провокация - психология человека [Электронный ресурс] / Режим доступа:

распространенному мнению, провокационная информация не обязательно носит отрицательный характер. Например, маркетинговая провокация - хороший инструмент для стимуляции людей на изобретение новых полезных вещей, покупки необходимых товаров и услуг и развития творческих способностей.

Заключение

В данной статье мы проанализировали понятия «информация», «провокация» и «провокационная информация», рассмотрели классификацию видов информации, выявили связи понятий «информация», «провокация» и «провокационная информация». Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Информация - это определенные сведения и знания, представленные в самых разнообразных формах.

2. Провокация - специальные и продуманные действия, которые направлены на получение ответной реакции, с целью создания нестандартных или тяжелых условий.

3. Провокационная информация -набор заранее подготовленных сведений, призванных вызвать у объекта информационного воздействия необходимую провокатору реакцию.

4. Сущность провокационной информации заключается в том, что она оказывает воздействие на сознание человека, стимулирует людей к тем или иным действиям и может распространяться через все каналы передачи информации.

https://psichel.ru/provokatsiya/ (дата обращения: 11.03.2019 г.)

7. Провокация как способ разжигания этнических конфликтов [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://scicenter.online/ etnicheskaya-psihologiya-scicenter/vopros-provokatsiya-kak-sposob-razjiganiya-132100.html (дата обращения: 28.03.2019 г.)

8. Работа с информацией [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://4brain.ru/critical/information. php (дата обращения: 05.03.19 г.)

9. Степанов В. Н. Провокативный дискурс социально-культурной коммуникации. СПб. : Научное издание, 2003. 163 с.

Литература

Психолого-педагогические науки ••• 29

Psychological and Pedagogical Sciences •••

References

1. Large encyclopedic dictionary [Electronic resource]. Mode of access: http://slovari.299.ru/enc.php (accessed: 19.03.2019)

2. Viren G. Sovremennie media: primeri infor-macionih voin [Modern media: examples of informational wars]. Moscow, 2013. 126 p. (In Russian)

3. Kovolev A. G. Psihologiya lichnosti [Personality psychology]. Moscow, 1965. 89 p. (In Russian)

4. Litvinova U. V. Formi provokacionnikh pub-I'ikaciyu v socialnikh media [Forms of prevoca-tional posts in social media]. Astrakhan, ASU Publ., 2016. 135 p. (In Russian)

5. Ojegov S. I., Shvedova N. U. Tolkoviy slovar russkogo yazika: 80 000 slov i frazeologicheskih vira-jeniu [Russian dictionary: 80000 words and phrases] 4th ed., Moscow, 1997. 944 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Канболатов Денислам Юнусович, подполковник, адъюнкт очного обучения адъюнктуры (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования), Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации (СПВИВНГРФ), Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]

Поминова Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики непрерывного профессионального образования, (СПВИВНГРФ), Россия, Санкт-Петербург; е-mail: [email protected]

6. Provocation - human psychology. [Electronic resource]. Mode of access: https://psichel.ru/ provokatsiya/ (accessed: 11.03.2019)

7. Provocation as a method of stirring up ethnic conflicts [Electronic resource]. Mode of access: https://scicenter.online/etnicheskaya-psihologiya-scicenter/vopros-provokatsiya-kak-sposob-razjiganiya-132100.html (accessed: 11.03.2019)

8. Work with information [Electronic resource]. Mode of access: https://4brain.ru/critical/information. php (accessed: 05.03.19)

9. Stpanov V. N. Provokativnyj diskurs so-cial'no-kul'turnoj kommunikacii [Provocational discourse of social and cultural communication]. Saint Petersburg, Nauchnoe izdanie Publ., 2003. 163 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Denislam Yu. Kanbolatov, colonel, adjunct of full-time training course (training of higher qualification and additional professional education), Saint-Petersburg Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops of the Russian Federation (SPMINGRF), Saint-Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]

Olga L. Pominova, Doctor of Pedagogy, assistant professor, the chair of Theory and Methodology of Continuing Professional Education, (SPMINGRF), Saint-Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]

Принята в печать 10.06.2019 г.

Received 10.06.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.