Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ» И «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ»'

АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ» И «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственная служба / правоохранительные органы / правоохранительная деятельность / прохождение государственной службы в правоохранительных органах.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вигуляр И.С.

В статье раскрыто понятие «государственная служба в правоохранительных органах», проведена сравнительная характеристика деятельности органов власти в правоохранительной сфере и прохождения государственной службы в правоохранительных органах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ» И «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ»»

УДК 332.1

Вигуляр И.С. студент

Башкирская Академия государственной

службы и управления при Главе Республики Башкортостан

АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ

СФЕРЕ» И «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНАХ»

Аннотация. В статье раскрыто понятие «государственная служба в правоохранительных органах», проведена сравнительная характеристика деятельности органов власти в правоохранительной сфере и прохождения государственной службы в правоохранительных органах.

Ключевые слова: государственная служба, правоохранительные органы, правоохранительная деятельность, прохождение государственной службы в правоохранительных органах.

Viguliar I.S. student

Bashkir Academy of Public Serviceand Administration under the head of the Republic of Bashkortostan

ANALYSIS OF THE CONCEPTS "EFFECTIVENESS OF THE ACTIVITIES OF A STATE AGENCY IN THE LAW ENFORCEMENT FIELD" AND "EFFECTIVENESS OF CIVIL SERVICE IN LAW ENFORCEMENT AGENCIES"

Abstract. The article reveals the concept of "public service in law enforcement agencies ", provides a comparative description of the activities of authorities in the law enforcement sphere and public service in law enforcement agencies.

Keywords: civil service, law enforcement agencies, law enforcement activities, public service in law enforcement agencies.

Прежде чем характеризовать прохождение государственной службы в правоохранительных органах, рассмотрим более широкое понятие -деятельность правоохранительных органов.

По мнению Н.А. Петухова «...правоохранительная деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по защите прав

и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, борьбе с преступностью и другими правонарушениями, оказанию гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи и обеспечению доступа к правосудию» [7].

Л.К Савюк характеризует правоохранительную деятельность как «...властно-организующую деятельность компетентных органов и лиц, направленную на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе».

К.Ф. Гуценко с соавторами под правоохранительной деятельностью понимают «.деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка» [3].

Выделяют несколько видов правоохранительной деятельности, а именно:

- конституционный контроль (разрешение различных дел на основе федеральных конституционных законов);

- прокурорский надзор (осуществление Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами надзора за исполнением законов Российской Федерации);

- охрана общественного порядка и общественной безопасности (обеспечение личной безопасности граждан);

- обеспечение безопасности личности, общества и государства (выявление внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества, государства и их предупреждение и устранение);

- раскрытие и расследование преступлений (обнаружение признаков преступления и установление всех обстоятельств, устранение причин и условий преступления и т.д.);

- правовое обеспечение деятельности правоохранительных органов (проведение органами юстиции юридических экспертиз правовых актов и т.д.);

- оказание юридической помощи и защита по уголовным делам (осуществляет адвокатура);

- совершение нотариальных действий (осуществляют нотариусы).

К государственным органам, в которых происходит правоохранительная деятельность, относятся такие государственные органы, как Министерство внутренних дел России (далее - МВД), Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст РФ), Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС), Следственный комитет Российской Федерации и т.д.

Эффективность деятельности государственных органов в правоохранительной сфере тесно связана с социальной жизнью общества,

государства. И оценка эффективности деятельности государственного органа в правоохранительной сфере происходит в соответствии с социальными нормами, действующими в нашем обществе.

Оценка и измерение эффективности деятельности осуществляется с помощью качественных и количественных показателей, которые отражают содержание, формы и методы деятельности в правоохранительной сфере. Источниками показателей могут быть социологические, криминологические исследования, отчетные и аналитические материалы государственных органов в правоохранительной сфере, а также статистическая отчетность. Непременным условием использования этих показателей должна быть возможность отражения как затрат, так и реальных результатов деятельности правоохранительных органов.

Повышение эффективности деятельности государственных органов в правоохранительной сфере должно происходить постоянно, захватывая процесс, ориентированный на социальную составляющую, в соответствии с нормами права, морали и нравственности, обеспечивая защиту личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Правоохранительная деятельность определяет содержание государственной службы в правоохранительных органах. Или, как отмечает Р.В. Нагорных «.система государственной правоохранительной службы производна от правоохранительной деятельности государства» [5]. Рассмотрим эту службу подробнее.

Государственная служба в правоохранительных органах, или согласно поправкам к Федеральному закону Российской Федерации от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О систему государственной службы Российской Федерации» [1], с января 2016 года федеральная служба иных видов, является прохождение государственной службы в государственном органе, связанном с правоохранительной деятельностью (охрана прав человека и общественной безопасности) не относящуюся к гражданской и военной службам.

Прохождение государственной службы в правоохранительных органах является частью широкого понятия «правоохранительная деятельность».

Государственной службе в правоохранительных органах также как и государственной гражданская служба подчиняется закону от поступления на государственную службу до завершения государственной службы. Отразим кратко этот процесс.

Прохождению государственной службы в правоохранительных органах предшествует поступление на государственную службу.

Поступление на государственную службу и ее прохождение в правоохранительных органах Российской Федерации в каждом государственном органе немного отличается. Например, Федеральным

законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее -Федерального закона № 342-Ф3) закреплена процедура прохождения государственной службы в органах внутренних дел [2].

Назначение на должности правоохранительной службы производится в порядке, установленном федеральными законами службы об органах, в которых предусмотрена правоохранительная служба, и указами Президента Российской Федерации, а также руководителем уполномоченного государственного органа.

Поступление на государственную службу в правоохранительные органы происходит добровольно.

Необходимо отметить, что для служащих, поступающих на государственную службу в правоохранительные органы, существуют определенные ограничения, так же как и для гражданских служащих, например, по состоянию здоровья не может быть принят и проходить правоохранительную службу гражданин, признанный недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу.

Прием на правоохранительную службу оформляется приказом уполномоченного руководителя (начальника) федерального органа исполнительной власти, правоохранительного органа, путем заключение индивидуального контракта или по конкурсу, или посредством назначения на должность.

Каждый служащий, впервые поступающий на правоохранительную службу, приводится к присяге на верность Российской Федерации. Например, для органов внутренних дел этот процесс регламентируется статьей 28 Федерального закона № 342-Ф3.

Весь процесс государственной службы в правоохранительных органах подчинено должностному регламенту служащего, который является составной частью административного регламента государственного органа. В служебном регламенте независимо от замещаемой должности, обязательно указание на общие обязанности, права и полномочия служащего.

Особенностью прохождения государственной службы в правоохранительных органах является возможность переводов и перемещений, прикомандирований к государственным органам и иным организациям, в том числе международным, профессиональной подготовкой, зачисления в резерв государственного органа, аттестацией служащего, с совмещения им должностей и т.д.

В течение всего периода прохождения государственной службы в правоохранительных органах служащие проходят аттестацию (определяется соответствие квалификации и служебной деятельности служащего требованиям, предъявляемым к замещаемой должности

правоохранительной службы), при необходимости повышения квалификации происходит процесс обучения служащего. При достижении предельного возраста государственной службы в правоохранительных органах прекращается в связи с расторжением контракта.

Эффективность прохождения государственной службы в правоохранительных органах, по мнению Р.В. Нагорных, понимается как «.соотношение затрат государства (финансовых, материально-технических, информационных, кадровых и иных) и степени достижения внешних целей правоохранительной деятельности в области обеспечения необходимого уровня правопорядка в обществе (максимальное состояние защищенности прав и свобод граждан от противоправных посягательств, борьба с преступностью, охрана общественного порядка, обеспечение личной и общественной безопасности, исполнение решений о привлечении к юридической ответственности, ресоциализация лиц, отбывших наказание, и решение иных сопутствующих социальных вопросов)» [4].

Рассматривая эффективность прохождения государственной службы в правоохранительных органах с точки зрения нормативного правопонимания, необходимо отметить, что законодателем не определена правовая сущность и содержание самого понятия государственной службы в правоохранительных органах. Не определен список органов и учреждений, в рамках которых может быть реализована эта служба и не определены критерии, по которым государственные органы относятся к числу правоохранительных. И эта ситуация вызывает определенные трудности определения эффективности государственной службы в правоохранительных органах.

Рассматривая эффективность прохождения государственной службы в правоохранительных органах с точки зрения социальной составляющей, необходимо отметить неудовлетворительное состояние правопорядка в российском обществе. Необходимо отметить и положительную черту, уровень преступности и криминальная активность населения имеют тенденцию уменьшения. Статистические данные о состоянии преступности в России за 2021 год по сравнению с 2020 годом свидетельствуют о снижении количества криминальных деяний на 1,9% [6].

Отмечается сокращение числа противоправных деяний по ряду составов, в том числе убийств и покушений на убийство - на 4,7%, умышленного причинения тяжкого вреда здоровья - на 10,6%, разбоев - на 16%, грабежей - на 18,1%, краж - на 2,4% и т.д. [6]. Очевидна состоятельность сдерживающих механизмов, которые использует государство.

Эффективность государственной службы в правоохранительных органах характеризует и доверие населения к правоохранительным органам.

Как отмечает Р.В. Нагорных, проведенные исследования показывают, что «.уровень доверия населения к служащим государственной

правоохранительной службы в наибольшей степени обусловливает социальную стабильность общества...» «.. .например, в следующем: с одной стороны, служба в правоохранительных органах считается престижной, с другой - результатами их работы не удовлетворены не только граждане, но и сами сотрудники» [4]. Хотелось бы отметить, что сотрудники достаточно высоко оценивают значимость своей службы для обеспечения безопасности общества и защиты личности.

Несомненно, большое значение в повышении эффективности государственной службы в правоохранительных органах имеет уровень образования и правовой культуры современных сотрудников правоохранительных органов, который является достаточно высоким. Высокий уровень образования и правовой культуры позволяет грамотно вести расследование преступлений, выявлять и надлежащим образом защищать нарушенные права и свободы отдельных лиц, общества и государства. Однако граждане современного общества не чувствуют себя защищенными. Значит, государству необходимо разрабатывать и внедрять новые успешные механизмы совершенствования системы профилактики преступлений.

Таким образом, от эффективности государственной службы в правоохранительных органах зависит эффективность функционирование правоохранительной системы государства.

Использованные источники:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О систему государственной службы Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49 (часть I). Ст. 7020.

3. Гуценко К.Ф. и др. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко - М.: Зерцало, 2017. 440 с.

4. Нагорных Р.В. Эффективность государственной правоохранительной службы и ее влияние на состояние правоохранительной деятельности государства / Р.В. Нагорных, Н.В. Софийчук // Пенитенциарная наука. 2015. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberlenmka.ra/article/n/effektivmst-gosudarstvennoy-pravoohranitelnoy-sluzhby-i-ee-vliyanie-na-sostoyanie-pravoohranitelnoy-deyatelnosti-gosudarstva (дата обращения: 04.10.2022).

5. Нагорных Р.В. Государственная служба в правоохранительной сфере и ее основные признаки / Р.В. Нагорных. // Пенитенциарная наука. 2020. Том: 14. № 4(52). С. 507-513.

6. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] - URL: https://мвд.рф/reports/item/28021552/ (дата обращения: 11.09.2022).

7. Петухов Н.А. Правоохранительные и судебные органы России / Н.А. Петухов. - М.: РГУП, 2015. 435 с.

8. Правоохранительные органы: курс лекций и учебно-методические материалы / Под ред. Ю.А. Лукичева. - СПб.: Астерион, 2020. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.