Научная статья на тему 'ОТНЕСЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ'

ОТНЕСЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИКИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольшевский Андрей Витальевич, Горбунова Татьяна Сергеевна

В отличие от документов СССР, в которых термин «правоохранительные органы» применялся фрагментарно, в законодательстве Российской Федерации указанный термин используется достаточно широко. При этом в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение термина «правоохранительные органы», а в контексте положений отдельных нормативных правовых актов указанному термину придаётся различное значение. Перечень правоохранительных органов Российской Федерации также нормативно не закреплён. Сложившаяся ситуация отрицательно сказывается на единообразном применении отдельных положений законодательства и приводит к необоснованно широкой дискуссии по данному вопросу. В статье на основе анализа норм законодательства Российской Федерации о государственной службе авторами утверждается, что должности федеральной государственной службы иных видов (должности федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью) в настоящее время введены в девяти федеральных государственных органах и соответственно констатируется фактическое наличие в Российской Федерации именно такого количества правоохранительных органов. В целях разрешения описанной в статье ситуации авторы делают вывод о необходимости принятия единого законодательного акта, регламентирующего порядок прохождения правоохранительной службы, в котором помимо прочих норм должно быть прямо закреплено, что перечень правоохранительных органов утверждается Президентом Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASCRIPTION OF STATE BODIES TO LAW-ENFORCEMENT AGENCIES IN ACCORDANCE WITH THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

In contrast to the documents of the USSR, in which the term «law enforcement agencies» was used rather fragmentarily, in the legislation of the Russian Federation this term is used quite widely. At the same time, there is no definition of the term “law enforcement agencies” in the legislation of the Russian Federation, and in the context of the provisions of certain regulatory legal acts, this term is given a different meaning. The list of law enforcement agencies of the Russian Federation is also not legally fixed. The current situation has a negative impact on the uniform application of certain provisions of the legislation and leads to an unreasonably wide discussion on this issue. In the article, based on the analysis of the norms of the legislation of the Russian Federation on public service, the authors argue that the positions of the federal public service of other types (positions of the federal public service related to law enforcement) are currently introduced in nine federal state bodies and, accordingly, the actual presence in The Russian Federation has just such a large number of law enforcement agencies. In order to resolve the situation described in the article, the authors conclude that it is necessary to adopt a single legislative act regulating the procedure for passing the law enforcement service, in which, among other norms, it should be expressly fixed that the list of law enforcement agencies is approved by the President of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОТНЕСЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ»

Научная статья УДК 342.5

doi: 10.35750/2071-8284-2022-3-41-50

Андрей Витальевич ольшевский

кандидат юридических наук [email protected]

Договорно-правовой департамент МВД России Российская Федерация, 119049, Москва, ул. Житная, д. 12 а

Татьяна Сергеевна Горбунова

[email protected]

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя Российская Федерация, 117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12.

Отнесение государственных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации к правоохранительным органам

Аннотация: В отличие от документов СССР, в которых термин «правоохранительные органы» применялся фрагментарно, в законодательстве Российской Федерации указанный термин используется достаточно широко.

При этом в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение термина «правоохранительные органы», а в контексте положений отдельных нормативных правовых актов указанному термину придаётся различное значение. Перечень правоохранительных органов Российской Федерации также нормативно не закреплён.

Сложившаяся ситуация отрицательно сказывается на единообразном применении отдельных положений законодательства и приводит к необоснованно широкой дискуссии по данному вопросу.

В статье на основе анализа норм законодательства Российской Федерации о государственной службе авторами утверждается, что должности федеральной государственной службы иных видов (должности федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью) в настоящее время введены в девяти федеральных государственных органах и соответственно констатируется фактическое наличие в Российской Федерации именно такого количества правоохранительных органов.

В целях разрешения описанной в статье ситуации авторы делают вывод о необходимости принятия единого законодательного акта, регламентирующего порядок прохождения правоохранительной службы, в котором помимо прочих норм должно быть прямо закреплено, что перечень правоохранительных органов утверждается Президентом Российской Федерации.

Ключевые слова: правоохранительные органы, правоохранительная деятельность, государственные органы, функции государственных органов, система государственной службы, Министерство внутренних дел, служба в органах внутренних дел, сотрудники, специальные звания

Для цитирования: Ольшевский А. В., Горбунова Т. С. Отнесение государственных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации к правоохранительным органам // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 3 (95). - С. 41-50; 10.35750/20718284-2022-3-41-50.

Andrey V. Olshevsky

Cand. Sci (Jurid.)

[email protected]

Contractual and Legal Department of the MIA of Russia 12 a, Zhitnaya str., Moscow, 119049, Russian Federation

© Ольшевский А. В., Горбунова Т. С., 2022

Tatiana S. Gorbunova

[email protected] Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot 12, Academician Volgina str., Moscow, 117997, Russian Federation

The ascription of state bodies to law-enforcement agencies in accordance with the legislation of the Russian Federation

Abstract: In contrast to the documents of the USSR, in which the term «law enforcement agencies» was used rather fragmentarily, in the legislation of the Russian Federation this term is used quite widely.

At the same time, there is no definition of the term "law enforcement agencies" in the legislation of the Russian Federation, and in the context of the provisions of certain regulatory legal acts, this term is given a different meaning. The list of law enforcement agencies of the Russian Federation is also not legally fixed.

The current situation has a negative impact on the uniform application of certain provisions of the legislation and leads to an unreasonably wide discussion on this issue.

In the article, based on the analysis of the norms of the legislation of the Russian Federation on public service, the authors argue that the positions of the federal public service of other types (positions of the federal public service related to law enforcement) are currently introduced in nine federal state bodies and, accordingly, the actual presence in The Russian Federation has just such a large number of law enforcement agencies.

In order to resolve the situation described in the article, the authors conclude that it is necessary to adopt a single legislative act regulating the procedure for passing the law enforcement service, in which, among other norms, it should be expressly fixed that the list of law enforcement agencies is approved by the President of the Russian Federation.

Keywords: law enforcement agencies, law enforcement activities, state bodies, functions of state bodies, the public service system of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, police, service in the internal affairs bodies of the Russian Federation, employees, special ranks

For citation: Olshevsky A. V., Gorbunova T. S., Attribution of state bodies in accordance with the legislation of the Russian Federation to law enforcement agencies // Vestnik of St. Petersburg University ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - № 3 (95). - P. 41-50; doi: 10.35750/2071-82842022-3-41-50.

Термин «правоохранительные органы» применяется в нормотворчестве, в практической деятельности различных государственных органов, а также в научной и учебной литературе.

При этом в научной литературе высказываются различные, нередко противоречащие друг другу, предложения об отнесении тех или иных органов к правоохранительным [10]. В последние годы дискуссия об органах, которые могут быть отнесены к правоохранительным органам Российской Федерации, разгорелась с новой силой [5].

На наш взгляд, этому поспособствовали два обстоятельства.

Во-первых, внесённые в 2015 году1 изменения в Федеральный закон № 58-ФЗ2, сформиро-

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» : Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2022, далее - Федеральный закон № 262-ФЗ).

2 О системе государственной службы Российской Федерации : Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ

[Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2022), далее - Федеральный закон № 58-ФЗ).

вавшие уточнённую систему государственной службы в Российской Федерации, в которой наряду с достаточно нормативно урегулированными государственной гражданской и военной службами предусмотрена государственная служба иных видов. Указанный вид службы заменил собой так и не появившуюся правоохранительную службу [8]. Внесённые изменения фактически заморозили работу над проектом федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» [7], в целях реализации которого планировалось издание указа Президента Российской Федерации, определяющего перечень правоохранительных органов Российской Федерации.

Во-вторых, ликвидация и создание отдельных государственных органов (упразднение ФСКН России и ФМС России3), которые традиционно в науке относили к правоохранитель-

3 См.: О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции : Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2022).

ным, а также создание новых государственных органов (образование Росгвардии4), наделённых полномочиями, присущими иным органам, которые также в научной литературе принято относить к правоохранительным.

В связи с этим хотелось бы дополнительно рассмотреть вопрос об отнесении тех или иных органов к правоохранительным, но не только через призму полномочий соответствующих органов, как обычно в научной литературе, а прежде всего с точки зрения норм действующего законодательства.

Анализ текстов нормативных правовых и организационных документов СССР позволяет утверждать, что в нашей стране термин «правоохранительные органы» стал употребляться в различных документах в 80-х годах прошлого столетия. Например, в Постановлении Совета Министров РСФСР от 23 марта 1984 г. № 104 «О работе Государственного арбитража при Совете Министров РСФСР»5 предписывалось совершенствовать взаимодействие органов государственного арбитража в РСФСР с другими правоохранительными органами, а также с контролирующими организациями. Близкое по значению содержание рассматриваемого термина придавалось и в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15 «О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия»6, в котором судам предписывалось координировать свою деятельность с другими правоохранительными органами, а также органами народного контроля, общественными организациями и трудовыми коллективами, а также в Законе СССР от 23 декабря 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР»7, в котором говорилось о том, что органы государственного управления, судебные, прокурорские, иные правоохранительные и правоприменительные органы, общественные организации и граждане в случае обнаружения расхождения между нормативным актом и Конституцией СССР должны сообщать об этом в орган, уполномоченный передать вопрос на рассмотрение Комитета конституционного надзора СССР.

В указанных и иных документах СССР к правоохранительным органам, как правило, относили в том числе суды и органы прокуратуры. Вместе с тем в актах СССР данный термин применялся достаточно фрагментарно, в основном в пунктах и абзацах, содержащих поручения о необходимости взаимодействия или направления информации в соответствующие органы.

4 См.: Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2022).

5 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2022).

6 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2022).

7 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения:

20.05.2022).

В законодательстве Российской Федерации термин «правоохранительные органы» стал использоваться значительно шире. Так, согласно содержащимся в справочной системе «Консультант Плюс» данным, термин «правоохранительные органы» применяется более чем в 400 законодательных актах Российской Федерации, в том числе во многих кодифицированных законодательных актах Российской Федерации8.

Непосредственно понятие «правоохранительные органы» используется в одиннадцати кодексах, изданных в Российской Федерации (см. табл. 1).

Как мы видим, в большинстве кодексов круг правоохранительных органов не очерчен, однако в отдельных кодексах некоторые органы, чаще всего судебные и органы прокуратуры, именуются отдельно от правоохранительных органов.

Напротив, при толковании норм иных кодексов названные органы предлагается относить к правоохранительным органам. Например, статьёй 317 Уголовного кодекса Российской Федерации9 предусмотрена ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего. В примечании к статье 318 (Применение насилия в отношении представителя власти) УК РФ отмечено, что под представителем власти в данной статье и других статьях УК РФ признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. При этом в отдельных комментариях к УК РФ говорится о том, что потерпевшими по статье 317 (Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) УК РФ могут быть сотрудники правоохранительных органов, к которым предлагается относить, в том числе, штатных сотрудников органов прокуратуры10.

Практически аналогичная ситуация с применением термина «правоохранительные органы» и в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

В целом можно утверждать, что в нормативных правовых актах Российской Федерации, как и в законодательстве СССР, термин «правоохранительные органы» не раскрыт (отсутствует его определение). Перечень правоохранительных органов каким-либо актом не утверждён. В контексте норм конкретных нормативных правовых актов данному термину придаётся различное значение.

8 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2022).

9 Уголовный кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2022, долее -УК РФ).

10 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А. И. Чучаева. -Москва: Контракт, 2013 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2022).

Таблица 1

использование понятия «правоохранительные органы» в кодексах Российской Федерации

ТЕКСТ НОРМЫ ПРИМЕЧАНИЕ

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РФ (статья 21) 3. Разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются: 3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность: органы прокуратуры и следствия; органы внутренних дел; войска национальной гвардии Российской Федерации; органы юстиции; система исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; ... зашита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного н техногенного характера, пожарная безопасность; гражданская оборона; миграционная политика; модернизация войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных ВОИНСКИХ формирований федерального орнша исполнительной власти, уполномоченного на решение "задач в области гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов ... Термин «правоохранительная деятельность» применен к достаточно широкому кругу органов государственной власти

ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РФ (статья 52) 4, На работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица: 3) досрочно прекратившие полномочия но государственной ДОЛЖНОСТИ I' ll' уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов но основаниям... Органы прокуратуры н судебные органы поименованы отдельно от правоохранительных органов

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РФ (статья !23.2) 2. Контролирующий орган вправе: 9) направлять в правоохранительные органы материалы, связанные е нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений Круг правоохранительных оргаЕюв не очерчен

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (статья 17.12) Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, е символикой государственных военизированных организаций, правоохранителыiых или контролирующих органов Государственные военизирован ные орган и заци и поименованы отдельно от правоохранительных органов

КОДЕКС ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РФ (статья 16) Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов, бесплатно предоставляют информацию о зарегистрированных правах на суда по запросам: правоохранительных органон н судов о находящихся в производстве делах... Судебные органы поименованы отдельно от правоохранительных органов

ЛЕСНОЙ КОДЕКС РФ (статья 96) 6, Должностные лица органов государственного надзора ... имеют право: 1) задерживать в лесах граждан, нарушивших обя:шзельные требования, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы Круг правоохранительных органов не очерчен

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (статья 102) 1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений: 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств ... Термин используется применительно к органам иностранных государств

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ Статья 142. Пс допускается приостановление работы: в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах. Статья 356, направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды Органы Вооруженных Сил, организации, ведающие воп]юсамн обеспечения обороны страны и безопасности государства, противопожарных работ, работ но ликвидации стихийных бедствий, и суды поименованы отдельно от правоохранительных органов

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ (статья КО) 3. H отдельных исправительных учреждениях содержатся осуждённые - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены н иные осуждённые Суды поименованы отдельно от правоохранительных органов

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ (статья 105.1) 8. Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в нраве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения со следователем, с дознавателем и контролирующим органом Аварийно-спасательные службы поименованы отдельно от правоохранительных органов

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 317,1 [осягатсльство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких ... Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти. Примечание, Представителем власти в настоящей сгатье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделённое ... Круг правоохранительных органов не очерчен

Сложившаяся ситуация с использованием термина «правоохранительные органы» в законодательстве, безусловно, не способствует правильному и единообразному применению его

отдельных положений и сказывается на широте научной дискуссии по данному вопросу.

Занимающиеся данной проблематикой авторы отмечают, что в учебных изданиях пере-

Таблица 2

наличие правоохранительной функции в положении об органе

орган/ наложение оо органе НАЛИЧИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ (тексг положения) виды должностей

1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации

МВД России Укач от 21 декабря 2016 г. № 699 11 МВД России осуществляет следующие полномочия: 12) разрабатывает и принимает меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению 1. Сотрудники 2. ФГГС (федеральные государственные гражданские служащие) 3. Работники

МЧС России Укач от 11 июля 2004 г. № 868 12. Министр: 11) определяет перечень должностных лиц МЧС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и организует их деятельность 1. Сотрудники 2. Военнослужащие 3. ФГГС 4. Работники

ФСИН России Укач от 1Я октября 2004 г. № 1314 7. ФСИН России осуществляет следующие полномочия: 1) обеспечивает: условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах 1. Сотрудники 2. ФГГС 3. Работники

ФССП России Укач от 13 октября 2004 г. № 1316 6. ФССП России осуществляет следующие полномочия: 2.1) осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции 1. Сотрудники 2. ФГГС 3. Работники

ГФС России Указ от 7 апреля 2014г №213 2. Основными задачами ГФС России являются: 1) обеспечение доставки отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений 1. Сотрудники 2. ФГГС 3. Работники

Росгвардия Укач от 30 сентября 2016 г. №510 9. Росгвардия осуществляет следующие полномочия: 11) разрабатывает и принимает меры по пресечению преступлений и административных правонарушений; 26) организует и осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции войск национальной гвардии 1. Сотрудники 2. Военнослужащие 3. ФГГС 4. Работники

П. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

ФТС России постановление ОТ 23.04,2021г. №636 5. Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия: 5.96. выявляет, предупреждает, пресекает преступления и административные правонарушения... 1. Сотрудники 2. ФГГС 3.Работники

III. Федеральные государственные органы, руководство деятельностью которых осуществляет Прешдент Российской Федерации

Сл едет вен ньей комитет Укач от 14 января 2011 г. № 38 4. Основными задачами Следственного комитета являются: 1) оперативное и качественное расследование преступлений ... 1. Сотрудники 2. Военнослужащие 3. ФГГС 4. Работники

IV. Федеральная централизованная система органов, осуществляющих над юр

Прокуратура Российской Федерации федеральный чакон от 17 января 1992 г. № 2202-1 Статья 1. Прокуратура Российской Федерации уголовное преследование в соответствии с полномочиями; вочбужденис дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии С полномочия ми,,. 1.ФГС 2. Военнослужащие 3. ФГГС 4. Работники

чень правоохранительных органов может сокращаться либо расширяться, например, за счёт таких субъектов, как уполномоченный по правам человека, народные дружины, военная полиция и т. д. В отраслевой научной литературе, в отличие от учебной, понятие правоохранительных органов более узко, в него не включается негосударственный сегмент правоохранительной деятельности (нотариат, адвока-

тура, частные охранные организации и частные детективы), а также, как правило, судебные органы [9]. В систему правоохранительных органов традиционно включают суды, прокуратуру, адвокатуру, органы предварительного расследования, Министерство юстиции и нотариат. При этом из данного перечня, пожалуй, только прокуратура и органы предварительного расследования не вызывают сомнения относитель-

но их принадлежности к правоохранительным органам. Что касается всех остальных органов, перечисляемых авторами, то в отношении них имеются определённые возражения [3].

Не вступая в дискуссию по данному вопросу, отметим, что названные примеры свидетельствуют о том, что и в научной литературе нет единого мнения об отнесении тех или иных органов к правоохранительным.

Отсутствие единого мнения у законодателя и учёных приводит к разной подаче преподава-

телями учебного материала в рамках изучения дисциплины «Правоохранительные органы»11,

11 Например, в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 июля 2021 г. № 677 (зарегистрирован Минюстом России 19 августа 2021 года, регистрационный № 64694), которым определено, что программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию в том числе дисциплин (модулей) по правоохранительным органам.

Таблица 3

Лица, проходящие службу в органе, и их специальные звания (чины)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕНЯЕМЫМ ТЕРМИН К ЛИЦАМ, ПРОХОДЯЩИМ СЛУЖБУ В ОРГАНЕ НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗВАНИЯ/ЧИНА

МВД России

Федеральный чакон от .40 ноября 2011 г. № 342-ФЭ Сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому ... присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава (часть 1 статьи 10) Федеральный чакон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ Учреждаются следующие специальные звания: 1) рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой ЮСТИЦИИ (часть 2 статьи 8)

МЧС России

Федеральный закон от 2.3 мая 2016 г. № 141-ФЗ Сотрудник федеральной противопожарной службы - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению службы в федеральной противопожарной службе в должности рядового или начальствующего состава и которому ... присвоено специальное Звание рядового или начальствующего состава (часть 1 статьи 1) Федеральный чакон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ Учреждаются специальные звания: 1) рядового состава - рядовой внутренней службы (часть 2 статьи Я)

ФСИН России

Федеральный чакон от 19 июля 201К г. № 197-ФЗ Сотрудник, впервые поступивший на службу в уголовно-исполнительной системе, приводится к Присяге сотрудника уголовно-исполнительной системы (статья 28) Федеральный чакон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ Учреждаются следующие специальные чвания: 1) рядовой внутренней службы (часть 2 статьи Я)

ФССП России

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЭ Сотрудник, впервые поступивший на службу в органы принудительного исполнения, приводится к Присяге сотрудника органов принудительного исполнения {статья 28) Федерал ьнь1Й закон от 1 октября 2019 г. № 328-Ф3 Учреждаются следующие специальные звания: 1) младший начальствующий состав: а) младший сержант внутренней службы (часть 2 статьи 8)

ГФС России

Федеральный чакон от 17декабря 1994 г. № 67-ФЗ Сотрудники органов федеральной фельдъегерской связи подразделяются на лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, являющихся сотрудниками органов внутренних дел, состоящих в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, прикомандированных к федеральному органу исполнительной власти ... (статья 8) Федеральный чакон от .30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ Учреждаются следующие специальные чвания: 1) рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой ЮСТИЦИИ (часть 2 статьи 8)

Росгвардия

Федеральный чакон от .3 июля 2016 г. № 226-ФЗ Сотрудник, впервые поступивший на службу в войска национальной гвардии, приводится к Присяге сотрудника войск национальной гвардии (статья 24:) Федеральный чакон от .30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ Учреждаются следующие специальные чвания: 1) рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции (часть 2 Статьи 8)

ФТС России

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. Ха 114-ФЗ Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов (статья 3) Федеральный закон от 21 июля 1997 г, № 114-ФЗ Гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания: 1) прапорщик таможенной службы (часть 1 статьи 5)

Следственный комитет

Федеральный чакон от 2К декабря 2010 г. № 41)3-ФЗ Сотрудники Следственного комитета — руководители следственных органов, следователи, а также другие должностные лица Следственного комитета, имеющие специальные или воинские звания либо замещающие должности, по которым предусмотрено присвоение специальных ИЛИ ВОИНСКИХ званий (пункт 5 статьи 4) Федеральный чакон от2й декабря 201(1 г. № 41В-ФЗ Сотрудникам Следственного комитета (кроме военнослужащих) присваиваются следующие специальные звания: 1) младшие специальные звания: а) младший лейтенант юстиции (часть 1 статьи 20)

Прокуратура Российской Федерации

Федеральный закон от 17 января 1992 г, № 2202-1 Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (пункт 2 статьи 41) Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 Доплата за классный чин производится ... размерах: действительный государственный советник юстиции - 30 процентов (статья 44)

что ещё больше разжигает дискуссию по данному вопросу и порождает дополнительные вопросы у правоприменителей.

В связи с этим авторами, несмотря на наличие иных мнений [9], безусловно, поддерживаются предложения учёных о том, что на основе законодательных актов о прохождении государственный службы законодателем должен быть чётко определён перечень правоохранительных органов [5].

Остановимся на этом предложении более подробно, сделав акцент на произошедших изменениях в законодательстве.

Как уже отмечалось выше, с учётом внесённых федеральным законом № 262-ФЗ изменений в федеральный закон № 58-ФЗ система государственной службы стала включать в себя: государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов. При этом в ряде законодательных актов вместо термина «иной вид государственной службы» стал употребляться в качестве равнозначного термин «федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельно-стью»12.

Проведённый авторами анализ нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия государственных органов (см. табл. 2), а также регламентирующих порядок прохождения службы (см. табл. 3 и 4), показал, что в настоящее время должности федеральной государственной службы, не относящиеся к должностям федеральной государственной гражданской и военной служб - должности государственной службы иных видов (должности федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью), введены только в девяти федеральных государственных органах. Деятельностью большинства из указанных органов руководит непосредственно Президент Российской Федерации (за исключением Прокуратуры Российской Федерации и ФТС России).

Рассматривая данный вопрос, остановимся и на полномочиях соответствующих органов.

Авторы отчасти согласны с Н. И. Газетди-новым, который отмечает, что деятельность конкретного органа является правоохранительной не в силу того, что обладает признаками правоохранительной деятельности, и поэтому орган является правоохранительным, а наоборот, указанными признаками конкретный орган наделяется в силу закона, возлагающего на него задачу защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений, и для этого закон наделяет его определёнными полномочиями. Поэтому критерием определения того или иного органа как правоохранительного является не его статус как государственного или общественного органа, а возложенная на конкретный ор-

12 Например, см.: часть 3 статьи 5 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (в ред. Федерального закона № 262-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2022).

ган, независимо от его статуса, законом задача защиты прав и законных интересов граждан и организаций в качестве основной задачи этого органа и вытекающее отсюда основное направление его деятельности по выполнению данной задачи и осуществляемая этим органом соответствующая правоохранительная функция [3].

При этом, по мнению авторов, осуществление правоохранительной деятельности должно быть не единственным и безусловным условием отнесения органа к правоохранительным, а критерием для включения его в соответствующий нормативный акт, которым будет закреплён его статус и одновременно будет разрешено введение в данном органе должностей государственной службы иных видов (должности федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью).

Многими авторами под правоохранительной деятельностью предлагается понимать деятельность, связанную с выявлением, предупреждением, пресечением, раскрытием, расследованием правонарушений [1].

В этой связи отрадно, что большинство органов, в которых в настоящее время введены должности государственной службы иных видов (см. табл. 2), обладают указанными полномочиями. Напрямую указанными полномочиями из указанных органов не наделена только ГФС России. Вместе с тем основу кадрового состава ГФС России составляют сотрудники органов внутренних дел, чьё предназначение заключается именно в пресечении и расследовании правонарушений.

Кроме того, анализ приведённых в таблицах положений показал, что лица, замещающие указанные должности, в подавляющем большинстве нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы иных видов (федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью), именуются одинаковым термином - «сотрудники» и для них предусмотрено присвоение специальных званий. Термин «сотрудники» не применяется только в отношении прокурорских работников. Для них же законодательством не предусмотрено присвоение специальных званий (см. табл. 3).

При этом содержащиеся в табл. 4 данные также наглядно показывают, что порядок прохождения государственной службы иных видов (федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью) в настоящее время урегулирован семью основными и тремя дополнительными законами, два из которых содержат только положения о социальных гарантиях (всего десятью законодательными актами).

Подводя итог, резюмируем:

1. В законодательстве Российской Федерации отсутствует определение термина «правоохранительные органы» и перечень таких органов. В контексте норм конкретных нормативных правовых актов термину «правоохранительные органы» придаётся различное значение.

Таблица 4

Федеральные законы, регулирующие прохождение государственной службы иных видов

МВД РОССИИ

- от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные 'законодательные акты Российской Федерации»;

- от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные чакон о дательные акты Российской Федерации»_

Рос гвардия

- от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»;

-от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»_

ГФС России

- от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»;

-от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»_

МЧС России

- от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»_

ФСИН России

- от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;

- от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»_

ФССП России

- от 1 октября 2019 г. № 328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»_

ФТС России

- от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;

- от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»_

Следственный комитет

- от 28 декабря 2010 г. № 4ПЗ-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»_

Прокуратура Российской Федерации

- от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»_

2. Должности федеральной государственной службы иных видов (должности федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью) в настоящее время введены в девяти федеральных государственных органах, что позволяет констатировать фактическое наличие в Российской Федерации именно такого количества правоохранительных органов.

3. Порядок прохождения государственной службы иных видов в настоящее время урегулирован всего семью основными законодательными актами, очень близкими по содержанию между собой. В законодательстве лица, замещающие должности государственной службы иных видов, в большинстве случаев именуются термином «сотрудники» и для них предусмотрено присвоение специальных званий.

Названные выводы позволяют вновь поставить вопрос о необходимости принятия единого законодательного акта, регламентирующего порядок прохождения правоохранительной службы (федеральной государственной службы иных видов (федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью)), в котором помимо прочих норм должно быть прямо закреплено, что перечень правоохранительных органов утверждается Президентом Российской Федерации.

Если это в настоящее время невозможно по каким-либо организационным или финансовым причинам, то, на наш взгляд, норма об утверждении перечня правоохранительных органов (органов, в которых может быть предусмотрена федеральная государственная служба иных видов (федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью)) актом Президента Российской Федерации может быть включена непосредственно в Федеральный закон № 58-ФЗ, которым установлена

система государственной службы Российской Федерации.

В данный перечень должны включаться федеральные государственные органы, деятельность которых связана с выявлением, предупреждением, пресечением, раскрытием, расследованием правонарушений.

Реализация любого из предложенных вариантов потребует приведения терминологии, содержащейся в законодательстве, в соответствие с указанным перечнем, а также введения иных терминов, например, «контролирующие органы» и т. д.

Понимая всю трудоёмкость реализации обозначенных предложений, авторы настаивают на них, так как нормативное утверждение перечня правоохранительных органов не только послужит толчком к консенсусу по данному вопросу в науке, но и приведёт к единообразному пониманию положений соответствующих нормативных правовых актов, позволит исключить ошибки при их применении.

Список литературы

1. Амирбеков К. И. Правоохранительная деятельность и правоохранительный орган: понятие и критерии разграничения // Российская юстиция. - 2017. - № 4. - С. 48-51.

2. Бекетов О. И., Опарин В. Н., Сургутское В. И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юридический журнал. - 2018. - № 1.

- С. 137-142.

3. Газетдинов Н. И. Значение понятия «Правоохранительные органы» для образовательного процесса и юридической практики // Российская юстиция. - 2014. - № 4. - С. 64-67.

4. Дроздов Д. Е. О понятии и видах должностных лиц правоохранительных органов // Российский юридический журнал. - 2018. - № 3 (120). - С. 129-133.

5. Евстафиади Я. К. О необходимости законодательного закрепления системы правоохранительных органов России // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 6 (90).

- С. 603-608.

6. Зырянов С. М. Административный надзор полиции и полицейский надзор: соотношение правовых категорий // Журнал российского права. - 2012. - № 2 (182). - С. 46-54.

7. Ольшевский А. В., Заяев Е. Д. Законодательные предпосылки для возвращения на современном этапе к вопросу о правоохранительной службе // Административное право и процесс. - 2019.

- № 10. - С. 59-62.

8. Ольшевский А. В. О нормативных правовых актах, послуживших в 2011-2012 годах основой для реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. - 2022. - № 1 (61). - С. 110-118.

9. Позднов М. С. Проблемы определения системы правоохранительных органов Российской Федерации на современном этапе (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2022).

10. Сопнева Е. В. О системе правоохранительных органов // Таможенное дело. - 2007. - № 3. -С.6-10.

References

1. Amirbekov K. I. Pravookhranitel'naya deyatel'nost' i pravookhranitel'nyy organ: ponyatiye i kriterii razgranicheniya // Rossiyskaya yustitsiya. -2017. - № 4. - S. 48-51.

2. Beketov O. I., Oparin V N., Surgutskov V. I. Sfera vnutrennikh del i sovremennaya sistema pravookhranitel'nykh organov Rossii // Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. - 2018. - № 1. - S. 137-142.

3. Gazetdinov N. I. Znacheniye ponyatiya «Pravookhranitel'nyye organy» dlya obrazovatel'nogo protsessa i yuridicheskoy praktiki // Rossiyskaya yustitsiya. - 2014. - № 4. - S. 64-67.

4. Drozdov D. Ye. O ponyatii i vidakh dolzhnostnykh lits pravookhranitel'nykh organov // Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. - 2018. -№ 3 (120). - S. 129-133.

5. Yevstafiadi Ya. K. O neobkhodimosti zakonodatel'nogo zakrepleniya sistemy pravookhranitel'nykh organov Rossii // Administrativnoye i munitsipal'noye pravo. - 2015. - № 6 (90). - S. 603-608.

6. Zyryanov S. M. Administrativnyy nadzor politsii i politseyskiy nadzor: sootnosheniye pravovykh kategoriy // Zhurnal rossiyskogo prava. -2012. - № 2 (182). - S. 46-54.

7. Ol'shevskiy А. V., Zayayev Ye. D. Zakonodatel'nyye predposylki dlya vozvrashcheniya na sovremennom etape k voprosu o pravookhranitel'noy sluzhbe // Administrativnoye pravo i protsess. -2019. - № 10. - S. 59-62.

8. Ol'shevskiy А. V. O normativnykh pravovykh aktakh, posluzhivshikh v 2011-2012 godakh osnovoy dlya reformirovaniya organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii // Vestnik Vserossiyskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii. - 2022. -№ 1 (61). - S. 110-118.

9. Pozdnov M. S. Problemy opredeleniya sistemy pravookhranitel'nykh organov Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape (Podgotovlen dlya sistemy Konsul'tantPlyus, 2022) // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 20.05.2022).

10. Sopneva Ye. V. O sisteme pravookhranitel'nykh organov // Tamozhennoye delo. - 2007. - № 3. - S. 6-10.

Статья поступила в редакцию 25.06.2022; одобрена после рецензирования 15.08.2022; принята к публикации 31.08.2022.

The article was submitted June 25, 2022; approved after reviewing August 15, 2022; accepted for publication August 31, 2022.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.