Научная статья на тему 'Анализ положений нового проекта федерального стандарта бухгалтерского учета "Некоммерческая деятельность"'

Анализ положений нового проекта федерального стандарта бухгалтерского учета "Некоммерческая деятельность" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дружиловская Э.С.

Тема. В статье исследованы регламентации проекта нового федерального стандарта бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора «Некоммерческая деятельность». Цели. Выявление современных проблем реформирования бухгалтерского учета некоммерческих организаций негосударственного сектора и определение путей их решения. Методология. В статье использовались такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, метод группировки, системный подход, логический подход. Результаты. В настоящей работе детально исследованы положения проекта нового федерального стандарта бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора «Некоммерческая деятельность». Регламентации данного документа сопоставлены с соответствующими правилами международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС), на основе которых была произведена разработка данного российского проекта. Автором определены современные проблемы реформирования бухгалтерского учета некоммерческих организаций негосударственного сектора и обоснованы предложения по их решению. Область применения. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами развития нормативного регулирования бухгалтерского учета негосударственного сектора, а также использоваться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений и при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету названного сектора. Выводы и значимость. Обоснованы выводы в отношении дальнейшего реформирования бухгалтерского учета некоммерческих организаций негосударственного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ положений нового проекта федерального стандарта бухгалтерского учета "Некоммерческая деятельность"»

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 9 (2018) 2-19 and Non-Profit Organizations

pISSN 2079-6714 Учет в некоммерческих организациях

eISSN 2311-9411

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ НОВОГО ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА «НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Эмилия Сергеевна ДРУЖИЛОВСКАЯ

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства,

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

История статьи:

Получена 20.02.2018 Одобрена 23.04.2018

Ключевые слова:

федеральный стандарт бухгалтерского учета, некоммерческие организации,

международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора

Аннотация

Тема. В статье исследованы регламентации проекта нового федерального стандарта бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора «Некоммерческая деятельность».

Цели. Выявление современных проблем реформирования бухгалтерского учета некоммерческих организаций негосударственного сектора и определение путей их решения.

Методология. В статье использовались такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, метод группировки, системный подход, логический подход.

Результаты. В настоящей работе детально исследованы положения проекта нового федерального стандарта бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора «Некоммерческая деятельность». Регламентации данного документа сопоставлены с соответствующими правилами международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС), на основе которых была произведена разработка данного российского проекта. Автором определены современные проблемы реформирования бухгалтерского учета некоммерческих организаций негосударственного сектора и обоснованы предложения по их решению.

Область применения. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами развития нормативного регулирования бухгалтерского учета негосударственного сектора, а также использоваться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений и при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету названного сектора.

Выводы и значимость. Обоснованы выводы в отношении дальнейшего реформирования бухгалтерского учета некоммерческих организаций негосударственного сектора.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ») 05.02.2018 разместил на своем сайте проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Некоммерческие организации». 14.02.2018 данный документ на сайте [17] был заменен на проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Некоммерческая деятельность». При этом текст последнего документа пока остался в целом идентичным первому проекту. Проанализируем положения нового проекта.

Прежде всего обратим внимание на название этого документа.

Следует отметить, что в Программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017-2019 гг. [1] отсутствует стандарт с названием «Некоммерческие организации». Указанная Программа предусматривает разработку федерального стандарта «Некоммерческая деятельность». Такое же название носит данный проект и в перечне проектов федеральных стандартов [19], разработанных Фондом «НРБУ «БМЦ».

Таким образом, очевидны противоречия в названии рассматриваемого нами проекта.

Анализируя данный вопрос, обратимся к содержанию указанного документа. В разделе I «Сфера применения» проекта говорится о том, что названный документ устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что наилучшим названием для указанного стандарта было бы «Бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческих организаций».

Вместе с тем исследование содержания названного проекта показывает, что в данном документе содержится раздел V «Признание выручки», не имеющий прямого отношения к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Отметим также, что в указанном проекте пока представлены только разделы, содержащие основные термины и определения, регламентации по формированию бухгалтерской отчетности и признанию выручки, то есть разделы, посвященные разным областям учета некоммерческих организаций, но не полностью охватывающие все вопросы бухгалтерского учета таких организаций. Таким образом, очевидно, что вопросы, связанные с названием и структурой стандарта, пока еще проработаны не в полной мере, и в будущем еще возможны существенные изменения.

В отношении будущих изменений отметим следующее. В настоящее время в проекте указанного стандарта представлены пустые разделы:

• VI «Основные средства»;

• VII «Обесценение финансовых и нефинансовых активов»;

• VIII «Нематериальные активы»;

• IX «Запасы»;

• X «Аренда»;

• XI «Резервы, условные обязательства и условные активы»;

• XII «Затраты по займам»;

• XIII «Договоры на строительство»;

• XIV «Вознаграждения работникам»;

• XV «Финансовые инструменты».

Очевидно, что перечисленные разделы в будущем планируется заполнить. Вместе с тем обратим внимание на то, что данные разделы все-таки охватывают не все вопросы, связанные с ведением учета и составлением отчетности некоммерческих организаций. Следовательно, в будущем проблема соотношения названия и структуры стандарта может сохраниться.

Исследуя положения проекта указанного стандарта, обратим внимание на то, что данный документ не подлежит применению некоммерческими организациями:

1) распределяющими дивиденды или другие экономические выгоды непосредственно и пропорционально между своими собственниками, членами или учредителями;

2) государственными (муниципальными) учреждениями, государственными компаниями и государственными корпорациями.

Отметим, что, на наш взгляд, совершенно верным является отказ от применения единых правил учета для всех некоммерческих организаций. Действительно, в настоящее время некоторые некоммерческие организации ф актиче с ки функцио ни руют как коммерческие. Для таких организаций, по нашему мнению, целесообразным является применение регламентаций по бухгалтерскому учету коммерческих организаций.

Следует обратить внимание также на то, что организации государственного сектора исключены из сферы действия названного проекта, поскольку для них Минфином России

предусмотрена другая система федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Вместе с тем необходимо отметить, что в проекте федерального стандарта бухгалтерского учета «Некоммерческая деятельность» [17], размещенном 14.02.2018, появилось уточнение, согласно которому данные регламентации проекта планируется «переписать по аналогии с ФСБУ «Запасы» или «Основные средства»». Заметим, что поскольку в таком уточнении не указано, по аналогии с какими пунктами перечисленных стандартов предполагается переписать регламентации проекта федерального стандарта «Некоммерческая деятельность», то остается неясным, каким будет новый текст данного документа.

Перейдем к содержанию указанного проекта. Важно отметить, что в данном проекте введена ссылка на международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора. Так, согласно указанному документу, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в названном стандарте не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете. При этом последовательно используются следующие документы:

1) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

2) международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС).

Безусловно положительно оценивая представленные нововведения, обратим внимание на то, что в настоящее время пока еще отсутствует официальный перевод на русский язык указанных международных стандартов. На сайте Минфина России [16] представлен лишь перевод 2012 г. комплекта таких стандартов, опубликованных в мае 2010 г. Очевидно, что данная версия не отражает изменений, произошедших за последние

7 с лишним лет в системе международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора. Отметим, что на указанном сайте в настоящее время представлен перевод от 2017 г. четырех МСФО ОС. Вместе с тем этого явно недостаточно для достижения названных целей проекта федерального стандарта «Некоммерческая деятельность».

Таким образом, если данный стандарт будет утвержден раньше подготовки современного официального перевода на русский язык всей действующей системы МСФО ОС, названные требования указанного документа о разработке способов ведения бухгалтерского учета исходя из регламентаций международных стандартов финансовой отчетности обще ственного сектора невозможно будет выполнить.

Анализируя вопросы, связанные с применением в России МСФО ОС, обратим внимание также на следующее.

Как говорится в предисловии к русскому изданию данных стандартов, с точки зрения российского законодательства организациями общественного сектора являются организации государственного сектора. Наиболее близким по смыслу вариантом перевода названия указанных международных стандартов, передающим особенности российского законодательства, мог бы являться перевод «Международные стандарты финансовой отчетности государственного сектора». В других странах сфера применения МСФО ОС шире, поскольку в нее входят и некоммерческие общественные организации. В связи с этим международные стандарты переведены как «Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора», поскольку данные стандарты представляют собой только перевод документов Международной федерации бухгалтеров. Вместе с тем, как видно из сказанного, проект нового российского федерального стандарта предполагает применение МСФО ОС некоммерческими организациями негосударственного сектора. Таким образом, очевидным является

расширение сферы применения международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора в России.

Обратим внимание также на то, что в проекте федерального стандарта бухгалтерского учета «Некоммерческая деятельность», размещенном 14.02.2018, появилось уточнение, согласно которому названные регламентации проекта об использовании МСФО ОС планируется исключить из проекта. В результате возникает вопрос, будет ли предусмотрено прямое применение МСФО ОС некоммерческими организациями негосударственного сектора в окончательной версии указанного федерального стандарта.

Перейдем к основным терминам и их определениям, установленным в проекте федерального стандарта «Некоммерческая деятельность».

Данные термины и их определения в сопоставлении с предусмотренными МСФО ОС, систематизированы в табл. 1.

Следует отметить, что большинство терминов, введенных в проект федерального стандарта, (табл. 1) сближают российские регламентации с требованиями международных стандартов. Вместе с тем, как видно из табл. 1 , не все предусмотренные в данном проекте термины содержатся в МСФО ОС.

Кроме того, некоторые определения одних и тех же терминов, представленные в указанных документах, существенно различаются. В первую очередь это связано с тем, что в проекте федерального стандарта не использованы новые определения названных терминов, введенные в Концептуальные основы финансовой отчетности общего назначения организаций общественного сектора.

Безусловно положительно оценивая введение в проект федерального стандарта основных терминов и их определений, необходимых для ведения учета и составления отчетности некоммерческих организаций, обратим внимание на некоторые дискуссионные вопросы.

Н а н а ш в з гл я д , п р е д с т а в л я е т с я целесообразным отказ от использования термина «имущество» в данном российском стандарте (равно как и в других отечественных бухгалтерских нормативных документах). Отметим, что ни в проектах федеральных стандартов, ни в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» не содержится определения указанного термина. В разных же учебниках, учебных пособиях и монографиях под имуществом могут пониматься как все активы организации, так и только их часть.

Таким образом, на практике могут возникать разночтения при трактовке термина «имущество», что в результате приведет к несопоставимости информации в финансовой отчетности различных организаций. Отметим также, что в международных стандартах финансовой отчетности общественного и необщественного секторов, на основе регламентаций которых производится реформирование российского бухгалтерского учета, названный термин не применяется.

Следующим дискуссионным вопросом является определение справедливой стоимости. Как видно из табл. 1, и в проекте федерального стандарта, и в МСФО ОС (в глоссарии, переведенном на русский язык в 2012 г.) приведено единое определение указанного вида оценки. Отметим, что в Концептуальных основах финансовой отчетности общего назначения организаций общественного сектора, переведенных на русский язык в 2017 г. отсутствует определение справедливой стоимости. Вместе с тем представляется целесообразным использование и в российских федеральных стандартах, и в МСФО ОС нового определения такой стоимости, содержащегося в МСФО (IFRS) 13.

Действительно, требования международных стандартов финансовой отчетности необщественного сектора являются основой для реформирования системы МСФО ОС. Последние в свою очередь учитывались при создании проекта федерального стандарта «Некоммерческая деятельность».

В системе международных стандартов финансовой отчетности необщественного сектора старое определение справедливой стоимости (идентичное представленному в табл. 1 определению) было заменено на новое. Таким образом, в будущем возможно введение нового определения указанной стоимости и в МСФО ОС, а следовательно, и в указанный российский федеральный стандарт.

В завершение исследования терминологического пространства в области учета и отчетности некоммерческих организаций обратим внимание еще на один вопрос. Как свидетельствуют данные табл. 1, в определениях элементов финансовой отчетности (актив, обязательство, доход, расход, выручка) используются понятия «полезный потенциал» («возможность полезного использования» в МСФО ОС) и «экономические выгоды». Если определение первого понятия в проекте федерального стандарта приводится, то определение второго -отсутствует. Такая ситуация может обусловить различную трактовку на практике понятия «экономические выгоды», что в итоге приведет к несопоставимости информации в финансовой отчетности организаций. Заметим, что в системе МСФО ОС представлены определения обоих понятий.

И с х о д я и з с к а з а н н о г о с ч и т а е м целесообразным включить в будущий федеральный стандарт «Некоммерческая деятельность» определение экономических выгод, содержащееся в Концептуальных основах финансовой отчетности общего назначения организаций общественного сектора: приток денежных средств или сокращение оттока денежных средств. При этом аналогично указанному документу в новом российском федеральном стандарте можно пояснить, что приток денежных средств (или сокращение оттока денежных средств) может быть получен, например, при:

1) использовании активов в производстве и продаже; или

2) прямом обмене активов на денежные средства и другие ресурсы.

Перейдем к разделу «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», следующему за разделом «Термины и определения» в проекте федерального стандарта «Некоммерческая деятельность». Данный документ устанавливает три составляющие бухгалтерской (финансовой) отчетности

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о целевом использовании средств;

3) приложения к ним.

При этом в проекте не раскрывается, должны ли какие-либо отдельные формы отчетности входить в состав приложений к указанной отчетности, и если должны, то какие это могут быть формы. В результате при утверждении данного стандарта на практике могут возникать разночтения при формировании приложений к бухгалтерской (финансовой) отчетности, что приведет к несопоставимости отчетной информации организаций.

Сопоставление состава бухгалтерской (финансовой) отчетности в российском проекте [17] и в МСФО ОС [20] выявляет значительные несоответствия данных документов по указанному вопросу (табл. 2).

Из табл. 2 видно, что различным в названном проекте и в МСФО ОС являются не только состав, но и названия форм бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Анализируя данные различия, отметим следующее. Конечно, название «Бухгалтерский баланс» является более привычным для российских бухгалтеров. Вместе с тем, как обосновывалось нами в других статьях, в большей степени экономическое содержание указанной отчетной формы отражает название «Отчет о финансовом положении». И данное название является более понятным для большинства пользователей финансовой отчетности, не являющихся бухгалтерами.

В отношении Отчета о целевом использовании средств отметим следующее. Как будет показано далее, данный отчет согласно проекту российского стандарта включает

такие статьи, как выручка, расходы, прибыль или убыток до налогообложения от выбытия активов или погашения обязательств, относящихся к прекращенной деятельности, профицит или дефицит. Перечисленные показатели являются характерными именно для отчета о финансовых результатах. И действительно, как будет показано далее, указанные показатели практически полностью соответствуют статьям Отчета о финансовых результатах деятельности в МСФО ОС 1.

На основе сказанного можно сделать вывод о том, что наиболее предпочтительным для второго рассматриваемого российского отчета является название «Отчет о финансовых результатах деятельности».

Проанализируем подробно содержание названных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исследование регламентаций проекта российского федерального стандарта позволяет сделать вывод о том, что состав статей бухгалтерского баланса в данном документе в значительной степени сближается с перечнем показателей, отражаемых в отчете о финансовом положении согласно МСФО ОС (табл. 3).

Анализируя данные табл. 3, отметим, что, на наш взгляд, следует безусловно положительно оценить введение в российском проекте в состав показателей Бухгалтерского баланса таких статей, как «инвестиционная недвижимость», «финансовые активы» и «финансовые обязательства».

Обратим особое внимание на то, что первая из перечисленных статей вводится в указанную форму отчетности в отечественном проекте отдельной строкой. Следовательно, из этого можно сделать вывод о том, что данный документ рассматривает инвестиционную недвижимость в качестве самостоятельного объекта учета. Такой подход отличается от р е гл аме нт ац и й н ов о го п ро е кт а федерального стандарта бухгалтерского учета негосударственного сектора «Основные средства» [18], согласно которым инвестиционная недвижимость входит в состав основных средств.

Полагаем, что в большей степени формированию реалистичной информации в финансовой отчетности способствуют положения проекта федерального стандарта «Некоммерческая деятельность», требующие представлять информацию об инвестиционной недвижимости как об отдельном объекте учета.

Исследуя соотношение правил формирования названной отчетной формы в российском проекте и в МСФО ОС, обратим внимание также на то, что регламентации международных стандартов являются гораздо более подробными по сравнению с проектом указанного федерального стандарта. Вместе с тем представленный проект еще может значительно меняться.

Таким образом, в будущем федеральном стандарте регламентации по формированию бухгалтерского баланса (или возможно отчета о финансовом положении) могут быть существенно расширены.

Перейдем к отчету о целевом использовании средств. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что показатели этого отчета в данном проекте практически полностью соответствуют показателям отчета о финансовых результатах деятельности, раскрываемым согласно МСФО ОС (табл. 4).

Кроме представленных в табл. 4 регламентаций проект федерального стандарта «Некоммерческая деятельность» содержит положения в отношении информации, подлежащей представлению или в отчете о целевом использовании средств, или в приложениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данные положения практически полностью соответствуют регламентациям МСФО ОС (табл. 5).

Следует отметить, что несмотря на то, что приведенные в табл. 4 и 5 правила формирования отчетной информации в российском проекте в целом совпадают с требованиями МСФО ОС 1, в настоящее время отсу тству ет полное единство регламентаций указанных документов по

составлению названной отчетной формы. Действительно, МСФО ОС 1 содержит отсутствующие в проекте федерального стандарта дополнительные пояснения по формированию отчета о финансовых результатах деятельности. Вместе с тем российский проект еще может существенно меняться, и, следовательно, будущий отечественный федеральный стандарт, возможно, будет содержать в том числе примеры составления отчета о целевом использовании средств методами характера расходов или назначения расходов. Также возможным, на наш взгляд, представляется и переименование указанного отчета в российском стандарте следующим образом: Отчет о финансовых результатах деятельности.

Обратимся к формированию приложений к бухгалтерской (финансовой) отчетности. С опо ставление регламентаций по составлению данной отчетной формы в проекте отечественного федерального стандарта с аналогичными требованиями МСФО ОС позволяет сделать вывод о том, что представленные в указанном проекте положения по формированию приложений к бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом соответствуют основным международным правилам составления трех отдельных отчетных форм:

1) отчета об изменениях чистых активов (капитала);

2) отчета о движении денежных средств;

3) примечаний (табл. 6).

Анализируя данные табл. 6, обратим внимание на то, что, в отличие от системы МСФО ОС, согласно российскому проекту организация может, но не обязана, раскрывать в приложениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности информацию о движении денежных средств. Отметим, что при этом в указанном проекте дается ссылка на правила отражения названной информации, содержащиеся в стандарте по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств». Вместе с тем в настоящее время такой

стандарт, равно как и его проект, отсутствуют. Не предполагается создание указанного стандарта ни Программой разработки федеральных стандартов на 2017-2019 гг. [1], ни аналогичным документом [2], рассчитанным на 2016-2018 гг.

Таким образом, при утверждении названных регламентаций федерального стандарта «Некоммерческая деятельность» на практике мог ут в оз ни кнуть раз ночте ни я п о формированию информации о движении денежных средств, что неизбежно приведет к несопоставимости информации в финансовой отчетности организаций.

Сравнивая требования российского проекта и МСФО ОС к составлению названных отчетных форм, обратим внимание также на то, что в международных стандартах содержатся дополнительные регламентации по формированию перечисленных в табл. 6 отчетов, отсутствующие в проекте федерального стандарта.

Вместе с тем заметим, что отечественный п р о е к т е щ е м о ж е т з н а ч и т е л ь н о корректироваться. Следовательно, в будущий федеральный стандарт могут быть включены дополнительные регламентации, аналогичные МСФО ОС, например детальные требования к раскрытию информации об учетной политике в Приложениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Анализируя положения проекта федерального стандарта «Некоммерческая деятельность», перейдем к следующему за разделом «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» разделу «Признание выручки». Заметим, что данный раздел в проекте в настоящее время является последним заполненным разделом. Аналогами положений указанного раздела являются регламентации МСФО ОС 9 и МСФО ОС 23 (табл. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследуя требования проекта федерального стандарта и МСФО ОС к учету выручки, обратим внимание на то, что регламентации международных стандартов в данной области также являются более подробными по сравнению с положениями российского

проекта. В отношении целесообразности включения в буду щий российский федеральный стандарт дополнительных регламентаций по учету выручки отметим следующее. Как уже обосновывалось ранее, в настоящее время в проекте данного с т анд арт а п р ед с т авл е ны р азд е л ы , затрагивающие различные области учета некоммерч е с ки х орг ани з аци й , но н е полностью охватывающие все вопросы бухгалтерского учета указанных организаций.

Добавим, что кроме МСФО ОС 1, 2, 9 и 23, послуживших основой для разработки названного стандарта, в систему международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора [20] входят еще 35 стандартов, регламентирующих ведение учета и представление отчетности в том числе некоммерческих организаций.

Многие представленные в данных стандартах вопросы являются важными и для бухгалтерского у чета российских некоммерческих организаций. Исходя из сказанного можно сделать вывод о целесообразности разработки для указанных организаций целой системы стандартов,

устанавливающих регламентации в отношении их бухгалтерского учета и отчетности. Такая система, на наш взгляд, должна включать отдельный стандарт, содержащий правила формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций, и отдельный стандарт, посвященный учету выручки данных организаций. При этом в последний можно включить более детальные по сравнению с приведенными в проекте (табл. 7) регламентации, разработанные на основе положений МСФО ОС 9 и МСФО ОС 23.

Таким образом, мы проанализировали положения проекта федерального стандарта бухгалтерского учета «Некоммерческая деятельность». Обратим внимание на то, что ряд проблем, взаимосвязанных с указанными вопросами, рассмотрены в других статьях [3-15 и др.].

Подводя итоги, отметим, что рассмотренный проект российского федерального стандарта безусловно является существенным вкладом в развитие бухгалтерского учета некоммерческих организаций негосударственного сектора.

Таблица 1

Основные термины и их определения, предусмотренные проектом федерального стандарта, и их соотношение с требованиями МСФО ОС

Проект федерального стандарта_Система МСФО ОС

Термин Определение Термин Определение

Некоммерческая организация (НКО) Это организация, которая обладает следующими характеристиками: а) основной целью деятельности не является извлечение прибыли; б) полученная прибыль не распределяется между учредителями; в) получение в форме взносов значительных объемов ресурсов от ресурсодателей, которые не ожидают соразмерного или пропорционального денежного возмещения; г) отсутствие долей участия в капитале

Полезный потенциал, заключенный в активе Это его пригодность для: а) использования организацией самостоятельно или совместно с другими активами в соответствии с целями создания Возможность полезного использования Это способность предоставлять услуги, которые способствуют достижению целей организации. Возможность полезного

http://buh-izdat.ru/journaLs/accounting-in-budgetary/ 9

организации либо для использования позволяет

управленческих нужд, организации достичь своих

не обязательно обеспечивая при целей, не обязательно

этом поступление денежных генерируя чистый приток

средств (эквивалентов денежных денежных средств

средств);

б) обмена на другие активы;

в) погашения обязательств,

принятых организацией

Актив Имущество, включая наличные Активы Ресурсы, контролируемые

и безналичные денежные средства, организацией в результате

принадлежащее организации и прошлых событий, от которых

(или) находящееся в ее ожидается поступление

пользовании, контролируемое будущих экономических выгод

организацией в результате или возможности полезного

произошедших фактов использования

хозяйственной жизни, от которого

ожидается поступление полезного

потенциала или экономических

выгод

Контроль Право организации использовать Контроль Возникает в том случае,

над активом актив, в том числе временно, для над активом когда организация может

извлечения полезного потенциала использовать актив или иным

или получения будущих образом извлекать из него

экономических выгод в процессе выгоду, преследуя свои цели, а

достижения целей своей также может закрыть или

деятельности и возможность иным образом регулировать

исключить или иным образом доступ к этой выгоде для

регулировать доступ к этому других лиц

полезному потенциалу или

экономическим выгодам

Ограничения Положения, ограничивающие или Ограничения Положения, ограничивающие

по передаче указывающие цели, в которых по передаче активов или указывающие цели,

активов может быть использован в которых может быть

передаваемый актив, но не использован передаваемый

предусматривающие возврата актив, но не

в обязательном порядке будущих предусматривающие возврата

экономических выгод в обязательном порядке

или возможности полезного будущих экономических выгод

использования передающему актив или возможности полезного

лицу в случае неиспользования использования передающему

его по назначению актив лицу в случае

неиспользования

его по назначению

Условия передачи Условия, согласно которым Условия передачи Условия, согласно которым

активов будущие экономические выгоды активов будущие экономические

или возможность полезного выгоды или возможность

использования, заложенные полезного использования,

в активе, должны быть потреблены заложенные в активе, должны

получателем оговоренным образом быть потреблены получателем

или возвращены лицу, оговоренным образом

передавшему активы или возвращены лицу,

передавшему активы

Условия Положения законодательства Условия Положения законодательства

использования или нормативных документов, использования или нормативных документов

передаваемых или соглашение, имеющее передаваемых или соглашение, имеющее

активов обязательную силу, которые активов обязательную силу, которые

вводятся в действие при вводятся в действие при

использовании переданного актива использовании переданного

организациями, являющимися актива организациями,

внешними по отношению к отчитывающейся организации

являющимися внешними по отношению к отчитывающейся организации_

Обязательство Задолженность, возникшая

в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды

Обязательства Текущая задолженность

организации, являющаяся результатом прошлых событий, погашение которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды

или возможность полезного использования

Чистые активы Разница между активами

и обязательствами организации на определенную дату. Имущество, которым организация не отвечает по своим обязательствам, в расчет чистых активов не включается. Чистые активы могут быть как положительными (превышение активов над обязательствами), так и отрицательными (превышение обязательств _над активами)_

Чистые

активы/капитал

Остающаяся доля в активах организации после вычета всех ее обязательств

Доход

Увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с взносами собственником (учредителем)_

Доходы

Увеличение чистого финансового положения организации, за исключением увеличения, связанного с взносами собственников

Расход

Снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств, за исключением уменьшения, связанного с изъятием имущества собственником (учредителем)

Расходы

Уменьшение чистого финансового положения организации, за исключением уменьшения, возникающего в результате выплат в пользу собственников

Обменные операции

Операции, в которых одна организация получает активы, услуги или освобождение от своих обязательств и передает в обмен другой организации активы, услуги или освобождает от обязательств другую организацию примерно равной стоимости

Обменные операции

Операции, в которых одна организация получает активы или услуги или погашает обязательства, и передает в обмен другой организации примерно равную стоимость (в первую очередь в форме денежных средств, товаров, услуг, или права использования активов)_

Не обменные Операции, не являющиеся операции обменными. Операции, в которых организация получает активы, услуги или освобождение от своих обязательств без непосредственного предоставления в обмен другой организации активов, услуг или _освобождения другой организации

Не обменные Операции, не являющиеся операции обменными. В не обменных операциях организация либо получает ценности от другой организации без непосредственного предоставления в обмен примерно равных ценностей, _либо передает ценности_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от обязательств примерно равной стоимости

другой организации без непосредственного получения в обмен примерно равных ценностей_

Справедливая Сумма, на которую можно стоимость обменять актив или погасить обязательство при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку и независимыми друг от друга _сторонами_

Справедливая Сумма, на которую можно стоимость обменять актив или погасить обязательство при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку и независимыми друг от друга _сторонами_

Выручка

Валовое поступление экономических выгод или возможности полезного использования, полученных или подлежащих получению организацией, представляющее собой увеличение чистых активов, за исключением такого увеличения в результате взносов собственников

Выручка

Валовое поступление экономических выгод или возможности полезного использования в течение отчетного периода, приводящее к увеличению чистых активов/капитала, не связанного с увеличением взносов собственников

Имущество, Это материальные активы,

полученное безвозмездно передаваемые

безвозмездно организации при проведении

необменной операции, на которые могут налагаться определенные _условия использования_

Взносы Будущие экономические выгоды,

учредителей полученные от третьих сторон,

не приводящие к возникновению обязательств организации и формирующие долю участия в чистых активах организации, которая:

а) дает право на выплаты, распределяемые организацией, как (0 будущие экономические выгоды или возможность полезного использования на протяжении ее существования по усмотрению учредителей или их представителей, так и (п) любое превышение активов над обязательствами в случае ликвидации организации; и/или б) может быть продана, обменена, передана _или выкуплена_

Взносы собственников

Приток ресурсов в организацию, предоставляемых внешними сторонами, выступающими в роли собственников, связанный с образованием или увеличением доли в чистом финансовом положении организации

Источник: авторская разработка

Таблица 2

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности в проекте федерального стандарта и в МСФО ОС

Проект федерального стандарта МСФО ОС 1

Бухгалтерский баланс Отчет о финансовом положении

Отчет о целевом использовании средств Отчет о финансовых результатах деятельности

Приложения к ним Отчет об изменении чистых активов/капитала

Отчет о движении денежных средств_

когда организация публикует свой утвержденный бюджет,

сопоставление бюджета и фактических сумм_

Примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов _учетной политики и прочей пояснительной информации_

Источник: авторская разработка

Таблица 3

Перечень статей, которые как минимум должны содержать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовом положении согласно проекту федерального стандарта и МСФО ОС 1

Требования проекта федерального стандарта Регламентации МСФО ОС 1 в отношении

в отношении Бухгалтерского баланса Отчета о финансовом положении

а) основные средства а) основные средства

б) инвестиционная недвижимость b) инвестиционная недвижимость

в) нематериальные активы с) нематериальные активы

г) финансовые активы (исключая суммы, указанные d) финансовые активы (исключая суммы, указанные

в пунктах (е), (ж) и (з) в пунктах (e), (g), (h) and (i)

- e) инвестиции, учитываемые по методу долевого

участия

д) запасы f) запасы

е) суммы к получению по необменным операциям g) суммы к поступлению по необменным операциям

(налогам и трансфертам)

ж) суммы к получению по обменным операциям h) суммы к поступлению от обменных операций

з) денежные средства и эквиваленты денежных i) денежные средства и эквиваленты денежных

средств средств

и) обязательства по налогам j) суммы к уплате по налогам и трансфертам

к) обязательства по обменным операциям k) суммы к уплате по обменным операциям

л) оценочные обязательства 1) оценочные обязательства

м) финансовые обязательства (исключая суммы, m) финансовые обязательства (исключая суммы,

указанные в пунктах (и), (к) и (л) указанные в пунктах (j), (k) and (1)

н) чистые активы n) доля меньшинства, представленная в составе

чистых активов/капитала

о) чистые активы/капитал, относящиеся

к собственникам контролирующей организации

Если у организации нет акционерного капитала, она раскрывает свои чистые активы/капитал либо в Отчете о финансовом положении, либо в Примечаниях, отдельно выделяя:

a) внесенный капитал, являющийся итоговой суммой взносов собственников за вычетом выплат в пользу собственников по состоянию на отчетную дату;

b) накопленный профицит или дефицит;

c) резервы, включая описание характера и назначения каждого резерва в составе чистых активов/капитала; и

d) долю меньшинства_

Дополнительные статьи, заголовки и промежуточные суммы должны представляться в Отчете о финансовом положении, если такое представление уместно для понимания финансового положения организации_

Источник: авторская разработка

В составе чистых активов отдельному отражению подлежат следующие показатели:

а) взносы от учредителей, являющиеся итоговой суммой взносов собственников за вычетом выплат в пользу собственников по состоянию на отчетную дату;

б) накопленный профицит или дефицит;

в) резервы

Дополнительные статьи, заголовки и промежуточные суммы должны представляться в Бухгалтерском балансе, если такое представление уместно для понимания финансового положения организации

Таблица 4

Перечень статей, которые как минимум должны включать Отчет о целевом использовании средств и Отчета о финансовых результатах деятельности в соответствии с проектом федерального стандарта и МСФО ОС 1

Положения проекта федерального стандарта в отношении Отчета о целевом использовании средств_

Требования МСФО ОС 1 в отношении Отчета о финансовых результатах деятельности

а) выручка

а) выручка

б) расходы

в) финансовые затраты

Ь) финансовые затраты

с) доля организации в профиците или дефиците ассоциированных организаций и совместной деятельности, учитываемых по методу долевого участия_

г) прибыль или убыток до налогообложения от выбытия активов или погашения обязательств, относящихся к прекращенной деятельности_

d) прибыль или убыток до налогообложения от выбытия активов или погашения обязательств, относящихся к прекращенной деятельности_

д) профицит или дефицит. Все статьи выручки и расходов, признанных в периоде, должны включаться в состав профицита или дефицита, если только какие-либо положения вышеназванного стандарта не требуют иного_

е) профицит или дефицит. Все статьи выручки и расходов, признанных в периоде, должны включаться в состав профицита или дефицита, если только какой-либо другой МСФО ОС не требует иного_

Следующие статьи должны быть раскрыты в Отчете о финансовых результатах деятельности в качестве распределения профицита или дефицита за период на:

(a) профицит или дефицит, относимые на долю меньшинства; и

(b) профицит или дефицит, относимые

на собственников контролирующей организации_

Дополнительные статьи, заголовки и промежуточные суммы должны представляться в Отчете о целевом использовании средств, если такое представление уместно для понимания финансовых результатов деятельности организации_

Дополнительные статьи, заголовки и промежуточные суммы должны представляться в Отчете о финансовых результатах деятельности, если такое представление уместно для понимания финансовых результатов деятельности организации_

Источник: авторская разработка

Таблица 5

Информация, подлежащая представлению либо в Отчете о целевом использовании средств/Отчете о финансовых результатах деятельности, либо в Приложениях/Примечаниях согласно проекту федерального стандарта и МСФО ОС 1

Проект федерального стандарта

МСФО ОС 1

Организация должна представить либо в Отчете о целевом использовании средств, либо в Приложениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности, детализацию общей суммы выручки по статьям, выделенным в соответствии с деятельностью организации_

Организация должна представить либо в Отчете о финансовых результатах деятельности, либо в Примечаниях детализацию общей суммы выручки по статьям, выделенным в соответствии с деятельностью организации_

Организация должна представить либо в Отчете о целевом использовании средств, либо в Приложениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности анализ расходов с использованием классификации, основанной либо на характере расходов, либо на их назначении в рамках организации в зависимости от того, какой из подходов обеспечивает более надежную и уместную информацию. Организации, классифицирующие расходы по назначению, должны раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, включая расходы на амортизацию и вознаграждение работникам_

Организация должна представить либо в Отчете о финансовых результатах деятельности, либо в Примечаниях анализ расходов с использованием классификации, основанной либо на характере расходов, либо на их назначении в рамках организации в зависимости от того, какой из подходов обеспечивает более надежную и уместную информацию. Организациям рекомендуется представлять названный анализ в Отчете о финансовых результатах деятельности

Источник: авторская разработка

Таблица 6

Требования к формированию Приложений к бухгалтерской (финансовой) отчетности в проекте федерального стандарта в сравнении с регламентациями МСФО ОС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проект федерального стандарта

МСФО ОС 1 и МСФО ОС 2

Организация также должна представить в Приложениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности:

а) суммы операций с собственниками, действующими в этом качестве, с отдельным указанием выплат

в пользу собственников;

б) сальдо накопленного профицита или дефицита на начало периода и на отчетную дату и изменения за период; и

в) если компоненты чистых активов/капитала раскрываются отдельно, сверку между балансовой стоимостью каждого компонента чистых активов/капитала на начало и на конец периода

с отдельным раскрытием информации по каждому изменению

Организация также должна представить либо в Отчете об изменениях чистых активов/ капитала, либо в Примечаниях:

a) суммы операций с собственниками, действующими в этом качестве, с отдельным указанием выплат

в пользу собственников;

b) сальдо накопленного профицита или дефицита на начало периода и на отчетную дату и изменения за период; и

c) если компоненты чистых активов/капитала раскрываются отдельно, сверку между балансовой стоимостью каждого компонента чистых активов/капитала на начало и на конец периода

с отдельным раскрытием информации по каждому изменению

Организация может раскрывать в Приложениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности информацию о движении денежных средств в соответствии с требованиями стандарта по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств»_

Предусмотрено составление отдельной формы отчетности - Отчета о движении денежных средств.

Требования к его представлению, а также связанного с ним раскрытия информации установлены в МСФО С 2

Приложения к бухгалтерской (финансовой) отчетности должны:

а) представлять информацию о методах подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности

и об используемой учетной политике;

б) раскрывать информацию, требуемую вышеназванным стандартом и иными нормативно правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской

Примечания должны:

a) представлять информацию о методах подготовки финансовой отчетности и об используемой учетной политике (при этом в МСФО ОС 1 содержится ряд требований к раскрытию информации об указанной политике);

b) раскрывать информацию, требуемую МСФО ОС, не представленную непосредственно в Отчете

о финансовом положении, Отчете о финансовых

отчетности в РФ, и не представленную непосредственно в Бухгалтерском балансе или Отчете о целевом использовании средств; в) обеспечивать дополнительную информацию не представленную непосредственно в Бухгалтерском балансе или Отчете о целевом использовании средств, но актуальную для понимания любого из указанных отчетов

результатах деятельности, Отчете об изменениях чистых активов/капитала или Отчете о движении денежных средств;

(с) обеспечивать дополнительную информацию, не представленную непосредственно в Отчете о финансовом положении, Отчете о финансовых результатах деятельности, Отчете об изменениях чистых активов/капитала или Отчете о движении денежных средств, но актуальную для понимания любого из указанных отчетов_

Приложения к бухгалтерской (финансовой) отчетности в той степени, в какой это возможно, должны представляться в упорядоченном виде. Каждая статья в Бухгалтерском балансе и Отчете о целевом использовании средств должна содержать перекрестную ссылку на любую относящуюся к ней информацию в Примечаниях

Примечания в той степени, в какой это возможно, должны представляться в упорядоченном виде. Каждая статья в Отчете о финансовом положении, Отчете о финансовых результатах деятельности, Отчете об изменениях чистых активов/капитала, Отчете о движении денежных средств должна содержать перекрестную ссылку на любую относящуюся к ней информацию в Примечаниях

Источник: авторская разработка

Таблица 7

Соотношение основных регламентаций проекта федерального стандарта и МСФО ОС в отношении учета выручки от обменных и необменных операций

Проект федерального стандарта

МСФО ОС 9 и МСФО ОС 23

Обменные операции

Выручка от обменных операций оценивается по справедливой стоимости полученного или ожидаемого к получению вознаграждения с учетом любых скидок, предоставляемых передающей стороной_

Выручка должна оцениваться по справедливой стоимости полученного или ожидаемого к получению вознаграждения с учетом суммы любых торговых скидок или оптовых скидок, предоставляемых организацией_

Не обменные операции

Организация признает актив, возникающий в результате не обменной операции, в момент, когда она получает контроль над ресурсами, отвечающими определению актива и критериям признания

Организация признает актив, возникающий в результате не обменной операции, в момент, когда она получает контроль над ресурсами, отвечающими определению актива и критериям признания

Поступление ресурсов от не обменных операций, за исключением безвозмездного предоставления работ и/или услуг, отвечающее определению актива, должно признаваться в качестве актива при одновременном выполнении следующих условий:

а) в результате использования данных ресурсов существует уверенность в получении организацией будущих экономических выгод или возможности полезного их использования; и

б) справедливая стоимость актива может быть надежно определена_

Поступление ресурсов от не обменных операций, за исключением предоставления услуг в натуральной форме, отвечающее определению актива, должно признаваться в качестве актива только в тех случаях, когда:

(a) существует вероятность получения организацией в результате использования ресурсов будущих экономических выгод или возможности полезного использования; и

(b) справедливая стоимость актива может быть надежно оценена

Если актив приобретается путем совершения операции, имеющей обменный и не обменный компоненты, организация разделяет признание обменного и не обменного компонента. В случаях, когда разделение на компоненты невозможно, операция целиком рассматривается как не обменная

Когда актив приобретается путем проведения операции, имеющей обменный и не обменный компоненты, организация признает обменный компонент в соответствии с положениями и требованиями других МСФО ОС. Не обменный компонент признается в соответствии с положениями и требованиями МСФО ОС 23. Для определения того, имеет ли операция различимые обменные и не обменные компоненты, требуется профессиональное суждение. В случаях, когда невозможно выделить обменный и не обменный компоненты по отдельности, операция рассматривается как не обменная операция_

Актив, приобретенный путем совершения не обменной операции, должен быть первоначально оценен

по справедливой стоимости на дату приобретения Поступление ресурсов в результате совершения не обменной операции, признанное в качестве актива, должно признаваться в качестве выручки в той мере, в какой объем поступающих ресурсов превышает размер обязательства, признаваемого в отношении

этого поступления_

По мере того, как организация исполняет обязанность, признанную в качестве обязательства в отношении поступления ресурсов в результате проведения признанной в качестве актива не обменной операции, она должна уменьшить балансовую стоимость признанного обязательства и признать сумму выручки,

равную этому снижению_

Выручка от не обменных операций должна оцениваться в сумме увеличения чистых активов, признанных организацией. Если организация признает актив в качестве результата совершения не обменной операции, она также признает и выручку, эквивалентную сумме актива, оцениваемого по справедливой стоимости на дату приобретения, если только помимо этого не требуется признание обязательства. При необходимости признания обязательства, оно будет оцениваться по наилучшей оценке той суммы, которая необходима для его выполнения, и увеличение в чистых активах, если таковое имеется, должно признаваться в качестве выручки

Обязательство, возникающее в результате проведения не обменной операции, признается в бухгалтерской (финансовой) отчетности при одновременном выполнении следующих условий:

а) вероятно, что для исполнения обязательства потребуется выбытие ресурсов, содержащих экономические выгоды или возможность полезного использования; и

б) сумма обязательства может быть достоверно

оценена_

Условия, налагаемые на передаваемый актив, приводят к возникновению обязательства при первоначальном признании в соответствии с вышеназванными

условиями_

Сумма, признаваемая в качестве обязательства, при первоначальном признании должна представлять собой наилучшую оценку той суммы, которая

необходима для его выполнения_

Организация должна раскрывать либо в бухгалтерской отчетности, либо в Приложениях к ней следующую информацию:

а) сумму выручки от не обменных операций, признанную за отчетный период;

б) сумму к получению, признаваемую в отношении

Актив, приобретенный путем проведения не обменной операции, должен быть первоначально оценен по своей справедливой стоимости на дату

приобретения_

Поступление ресурсов в результате проведения не обменной операции, признанное в качестве актива, должно признаваться в качестве выручки в той мере, в какой объем поступающих ресурсов превышает объем финансового обязательства, также

признаваемого в отношении этого поступления_

По мере того как организация исполняет существующую обязанность, признанную в качестве обязательства в отношении поступления ресурсов в результате проведения признанной в качестве актива не обменной операции, она должна уменьшить балансовую стоимость признанного обязательства и признать сумму выручки, равную этому снижению Выручка от не обменных операций должна оцениваться в сумме увеличения чистых активов, признанного организацией. Если организация признает актив в качестве результата проведения не обменной операции, она также признает и выручку, эквивалентную сумме актива, оцениваемого по справедливой стоимости на дату приобретения, если только помимо этого не требуется признание обязательства. При необходимости признания обязательства, оно будет оцениваться по наилучшей оценке той суммы, которая необходима для выполнения текущей обязанности на отчетную дату, и увеличение в чистых активах, если таковое имеется, должно признаваться в качестве выручки. Если впоследствии обязательство будет снижено по причине наступления налогооблагаемого события или выполнения условия, сумма уменьшения обязательства должна быть

признана в качестве выручки_

Текущая обязанность, возникающая в результате проведения не обменной операции, соответствующая определению обязательства, должна быть признана обязательством только в тех случаях, когда:

(a) существует вероятность того, что для исполнения обязанности потребуется выбытие ресурсов, содержащих экономические выгоды и возможность полезного использования; и

(b) сумма обязанности может быть достоверно

оценена_

Условия, налагаемые на передаваемый актив, приводят к возникновению текущей обязанности

при первоначальном признании в соответствии

с названными условиями_

Сумма, признаваемая в качестве обязательства, должна представлять собой наилучшую оценку той суммы, которая необходима для выполнения текущей

обязанности на отчетную дату_

Организация должна раскрывать либо в финансовой отчетности общего назначения, либо в приложениях к ней следующую информацию: (а) сумму выручки от не обменных операций, признанную за отчетный период и представлять ее отдельно по основным категориям:_

выручки от не обменной операции;

в) сумму обязательств, признанных в отношении передаваемых активов, на которые наложены определенные условия;

г) сумму признанных активов, на которые наложены ограничения, и характер этих ограничений;

д) наличие и суммы любых авансовых поступлений от не обменных операций; и

е) сумму прощеных финансовых обязательств

(0 налоги, с отдельным указанием основных категорий налогов; и

(и) трансферты, с отдельным указанием основных категорий выручки от трансфертов.

(b) сумму к получению, признаваемую в отношении выручки от не обменной операции;

(c) сумму обязательств, признанных в отношении передаваемых активов, на которые наложены определенные условия;

(сА) сумму обязательств, признанных в отношении льготных займов, на которые наложены условия передачи активов;

сумму признанных активов, на которые наложены ограничения, и характер этих ограничений; (е) наличие и суммы любых авансовых поступлений от не обменных операций; и

сумму прощеных финансовых обязательств_

В Приложениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности организация должна раскрывать следующую информацию:

а) учетную политику, принятую для признания выручки от не обменных операций;

б) по основным категориям выручки от необменных операций - основу оценки справедливой стоимости поступающих ресурсов

В примечаниях к финансовой отчетности общего назначения организация должна раскрывать следующую информацию:

(a) учетную политику, принятую для признания выручки от не обменных операций;

(b) по основным категориям выручки от не обменных операций - основу оценки справедливой стоимости поступающих ресурсов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(c) по основным категориям выручки

от налогообложения, которую организация не может надежно оценить за период, в котором происходит налогооблагаемое событие - информацию о характере этого налога;

характер и виды основных категорий наследства, подарков, пожертвований, представленных отдельно по основным категориям товаров в натуральной форме, подлежащих получению_

Источник: авторская разработка

Список литературы

1. Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017-2019 гг.: утверждена приказом Минфина России от 07.06.2017 № 85н.

2. Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.: утверждена приказом Минфина России от 23.05.2016 № 70н.

3. Грицук Н.В., Мельситова В.В. Учет доходов и расходов некоммерческих организаций // Вектор экономики. 2017. № 11. С. 3.

4. Демина И.Д., Домбровская Е.Н. Система показателей нефинансовой отчетности для оценки инвестиционной привлекательности компаний (статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета 2015 г.) // Аудиторские ведомости. 2015. № 9. С. 55-68.

5. Демина И.Д., Домбровская Е.Н. Экономические выгоды от использования основных средств в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2015. № 1-2. С. 22-25.

6. Дружиловская Т.Ю., Игонина Т.В. Бухгалтерский учет обязательств организаций в системах российских и международных стандартов: теоретический аспект // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 45. С. 2-13.

7. Дружиловская Т.Ю., Ромашова С.М. Показатели доходов, расходов и финансовых результатов в учете и отчетности: теоретический и практический аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 31. С. 2-11.

8. Дружиловская Э.С. Особенности оценки основных средств в некоммерческих организациях: современные требования РСБУ и их ожидаемые изменения // Бухгалтерский учет

в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 5. С. 22-28.

9. Дружиловская Э.С. Учет основных средств бюджетных учреждений в РСБУ, проектах новых РСБУ и в МСФО // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 6. С. 2-9.

10. Малиновская Н.В. Конвергенция бухгалтерского учета в организациях государственного сектора с МСФО общественного сектора // Бухучет в здравоохранении. 2017.

№ 1. С. 42-49.

11. Рожнова О.В. Актуализация задач бухгалтерского учета в новых экономических условиях // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2015. № 5. С. 23-27.

12. Рожнова О.В., Гирка Т.В. Проблемы признания нематериальных активов // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 5. № 1(15). С. 77-80.

13. Рожнова О.В., Марков В.В., Игумнов В.М. Транспарентность как приоритетное направление повышения качества отчетности предприятий // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 5. № 1(15). С 80-84.

14. Рожнова О.В. «Чистая» концепция консолидированной отчетности // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2017. № 6. С. 24-30.

15. Сиднева В.П., Рожнова О.В. Экономические основы инвестиционной недвижимости для целей учета и отчетности // Инновации и инвестиции. 2014. № 5. С. 59-63.

16. Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/

17. Проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Некоммерческая деятельность». URL: http://bmcenter.ru/Files/proekt_FSBU_NKO

18. Проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства». URL: http://bmcenter.ru/Files/proekt_FSBU_Osnovniye_sredctva_po_itogam_resheniya_Soveta_pri_Mi nfine.

19. Перечень проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета, разрабатываемых Фондом «НРБУ «БМЦ». URL: http://bmcenter.ru/federalniye_standarti

20. International Public Sector Accounting Standards (IPSAS). URL: https://www.iasplus.com/en/standards/ipsas

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.