Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ВОЛГОГРАДСКОГО ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ'

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ВОЛГОГРАДСКОГО ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / RATIONAL NUTRITION / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прохорова Инна Владимировна, Дзержинская Людмила Борисовна, Турсунова Виктория Сергеевна

Проблема отношения студентов вузов к здоровому образу жизни, не смотря на ее широкое изучение, по-прежнему остается актуальной. Цель исследования - выявление знаний студентов, касающихся определения понятий "здоровый образ жизни", "здоровье", "рациональное питание". Для достижения поставленной цели было проведено анкетирование студентов Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС. Представленные результаты позволили противоречие, заключающееся в знании значения регулярной двигательной активности для поддержания здоровья, и отсутствии реальных практических действий для реализации этих знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прохорова Инна Владимировна, Дзержинская Людмила Борисовна, Турсунова Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INDICATORS THAT REFLECT THE ATTITUDE OF THE FIRST-YEAR STUDENTS OF VOLGOGRAD INSTITUTE OF MANAGEMENT, BRANCH OF RANEPA TO A HEALTHY LIFESTYLE

The problem of university students attitude to a healthy lifestyle, in spite of its extensive study, still remains relevant. The purpose of research is to reveal the knowledge of students regarding the defini tion of the concepts of "healthy lifestyle", "health", "rational nutrition". To achieve this goal, the questionnaire survey was conducted among the students of the Volgograd Institute of Management, the branch of the RANEPA. The presented results allowed a contradiction in the knowledge of regular physical activity importance for maintaining health, and the absence of real practical actions for implementation of this knowledge.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ВОЛГОГРАДСКОГО ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»

REFERENCES

1. Obesity and overweight, available at: https://www.who.int/en/news-room/fact-sheets/detail/obesity-and-overweight (accessed June 21, 2020).

2. Achkasov, E. and Landir, A. (2012), "The effect of physical activity on the main parameters of cardiac hemodynamics and heart rate", Sports medicine: science and practice, No. 2, pp. 38-46.

3. Andryukhina, T.V., Ketrish, E.V. and Thetyakova, N.V. (2016), Theory and methodology of improving physical culture, Sport, Moscow.

4. Popova, M., Cardio training and weight loss, available at: https://sektascience.com/articles/training-process/cardiotraining/ (accessed June 21, 2020).

5. Gilmore, G. (2013), Running with Lidyard. Available methods of jogging from the great coach of the twentieth century, MIF, Moscow.

6. Cooper test and indirect calculation of its IPC, available at: https://iloverun.livejournal.com/15770.html (accessed June 23, 2020).

Контактная информация: popova_mariya_95@bk.ru

Статья поступила в редакцию 11.07.2020

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ВОЛГОГРАДСКОГО ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ К ЗДОРОВОМУ

ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Инна Владимировна Прохорова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский институт управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Людмила Борисовна Дзержинская, кандидат педагогических наук, доцент, Виктория Сергеевна Турсунова, аспирант, Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

Проблема отношения студентов вузов к здоровому образу жизни, не смотря на ее широкое изучение, по-прежнему остается актуальной. Цель исследования - выявление знаний студентов, касающихся определения понятий "здоровый образ жизни", "здоровье", "рациональное питание". Для достижения поставленной цели было проведено анкетирование студентов Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС. Представленные результаты позволили противоречие, заключающееся в знании значения регулярной двигательной активности для поддержания здоровья, и отсутствии реальных практических действий для реализации этих знаний.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, рациональное питание, занятия физической культурой.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p321-325

ANALYSIS OF INDICATORS THAT REFLECT THE ATTITUDE OF THE FIRST-YEAR STUDENTS OF VOLGOGRAD INSTITUTE OF MANAGEMENT, BRANCH OF RANEPA TO A HEALTHY LIFESTYLE Inna Vladimirovna Prokhorova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd Institute of Management, branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration; Luydmila Borisovna Dzerzhinskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Victoria Sergeevna Tursunova, the post-graduate student, Volgograd State

Physical Education Academy

Abstract

The problem of university students attitude to a healthy lifestyle, in spite of its extensive study, still remains relevant. The purpose of research is to reveal the knowledge of students regarding the defini-

tion of the concepts of "healthy lifestyle", "health", "rational nutrition". To achieve this goal, the questionnaire survey was conducted among the students of the Volgograd Institute of Management, the branch of the RANEPA. The presented results allowed a contradiction in the knowledge of regular physical activity importance for maintaining health, and the absence of real practical actions for implementation of this knowledge.

Keywords: health, healthy lifestyle, rational nutrition, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие "здоровый образ жизни (ЗОЖ)" прочно вошло в наши лексические формулировки. С экранов телевизора и в пространстве интернета это словосочетание используется сегодня ежедневно наряду с понятиями "здоровье", "питание", "спорт" и т.д. При этом, активно обсуждаются компоненты здорового образа жизни, а специалисты подробно разъясняют важность и правила соблюдения норм и правил поддержания здоровья в повседневной жизни.

Свидетельством важности так активно обсуждаемой проблемы является формулирование компетенции в Федеральном государственном образовательном стандарте в виде "формирования способности поддерживать уровень физического здоровья, достаточный для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности", которой должны овладеть студенты в результате освоения дисциплины "Элективные курсы по физической культуре и спорту". Теоретический курс, который студенты осваивают в рамках дисциплины "Физическая культура и спорт", включает в себя тему, связанную со здоровым образом жизни, где дается определение этому понятию, сводимое к "процессу соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности" [1]. Одним из акцентов этой лекции является определение ЗОЖ через режим ограничений в сочетании с оптимальным режимом физических нагрузок [2]. Таким образом, сложившаяся информационная среда содержит разнообразный и достаточный материал по особенностям построения здорового образа жизни в любом возрасте и при необходимости и желании существует возможность для самообразования в области здо-ровьесбережения.

Любопытным представляется тот факт, что студенты в беседах на темы, касающихся вредных привычек, правильного питания, норм режима дня или двигательной активности, дают достаточно точные ответы на вопросы по этим темам и обнаруживают, таким образом, правильные знания по ведению здорового образа жизни. Но, при этом, нами неоднократно были замечены отклонения в реальном, практическом поведении студентов в повседневной жизни от тех правильных установок, которые они теоретически уверенно формулировали на занятиях физической культурой. Так, например, у некоторых из них обнаруживалась тяга к курению, или отсутствие режима дня и питания в реальной жизни, а некоторые студенты открыто признавались в том, что в их жизни, кроме обязательных занятий физической культурой в вузе, больше нет никаких видов дополнительной двигательной активности.

ОРГАНИЗАЦИЯ

В этой связи, нам представляется интересным исследование, целью которого является выявление реальной картины соблюдения студентами норм и правил здорового образа жизни, проведенного на основе анализа показателей, отражающих здоровьесбереже-ние. В этом исследовании, проведенном на базе ВИУ филиал РАНХиГС в период 2019/20 учебного года, приняли участие более 400 студентов с 1 по 4 курс, обучающихся по программам специалитета. В данной статье мы намерены представить результаты анкетирования по обозначенной проблеме пока только студентов-первокурсников (специализация "Экономическая безопасность - ЭБ", n=33 и специализация "Психология служебной дея-

тельности - ПСД", п=14).

Анкета включала в себя вопросы, которые условно могут быть разделены на три

блока:

1 блок - вопросы, касающиеся знаний компонентов ЗОЖ и их соблюдения в реальной жизни;

2 блок включал вопросы, связанные с определением значения занятий физической культурой и реальным отношением студентов к своей двигательной активности;

3 блок вопросов касался определения понятия "здоровье" и практических действий студентов по его укреплению.

По сути, каждый блок вопросов разрабатывался с расчетом на выявление не только теоретических знаний студентов о ЗОЖ, но и реальных действий студентов по сохранению своего здоровья. В таблицах мы приводим наиболее часто встречаемые ответы, а также отдельные вопросы были открытыми и предусматривали самостоятельность указания ответов студентами.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Анализ результатов анкетирования по 1 блоку вопросов обнаружил различные, иногда значительные, противоречия между знанием и применением своих знаний в жизни у студентов-первокурсников. Так, на вопрос: "Какие компоненты составляют ЗОЖ?", студенты специализации ЭБ ответили, что важнейшей является двигательная активность (73%), на питание указали 60%, на важность достаточности сна указали 33%, а студенты специализации ПСД указали, что важнейшим компонентом ЗОЖ является питание (71,4%), двигательная активность была указана в 57,1% случаев, а сон и отсутствие вредных привычек указали 35,7% респондентов. Отвечая на вопрос, связанный с определением "рациональное питание", студенты специализации ПСД дали исчерпывающие ответы, указав на: состав питания (БЖУ) (35,7%) и сбалансированность (35,6%), дробность (28,5%) и калорийность (7,1%). Студенты специализации ЭБ также указали основные составляющие рационального питания (состав (БЖУ) - 24%, сбалансированность - 15% респондентов и на дробность в питании указали 12%). При этом, на вопрос "Правильно ли Вы питаетесь?", 43,8% студентов ЭБ и 71,4% студентов ПСД указали ответ "нет".

Таблица 1 - Результаты анкетирования студентов 1 курса по разделу "Здоровый образ жизни"

Вопросы анкетирования ЭБ 1 курс (п=33) % ПСД 1 курс (п=14) %

Соблюдаете ли Вы режим дня? Да, соблюдаю 52,5 Да, соблюдаю 28,5

Нет, не соблюдаю 40 Нет, не соблюдаю 50

Как часто Вы проводите время на Довольно часто 60 Довольно часто 57,1

свежем воздухе? Не часто 33,5 Не часто 42,8

Какие компоненты составляют Двигательная активность 73 Двигательная активность 71,4

ЗОЖ? Питание 60 Питание 57,1

Сон 33 Сон 35,7

Отсутствие вредных 5,2 Отсутствие вредных 35,7

привычек привычек

Свежий воздух 1,7 Режим 21,4

Имеете ли Вы вредные привычки? Имею 21 Имею 47,8

Не имею 60 Не имею

Если имеете, то какие? Курение 9,3 Курение 28,5

"Фастфуд" 28,5

Вы правильно питаетесь? Нет 43,8 Нет 71,4

Назовите составляющие рациональ- Состав (БЖУ) 24 Состав (БЖУ) 35,7

ного питания? Сбалансированность 15 Сбалансированность 35,6

Дробность 12 Дробность 28,5

Калорийность 7,1

В этой связи, сразу заметим, что отвечая на вопрос о соблюдении режима дня, только 52% студентов ЭБ указали на то, что стараются соблюдать режим дня, а студенты

специализации ПСД соблюдают его лишь в 28,5% случаев. Отвечая на вопрос о наличии вредных привычек, например, почти 48% студентов ПСД ответили утвердительно, указав на тягу к курению (28,5%) и привычку употреблять "фастфуд" (28,5%). Подчеркнем, что эти же студенты указали среди самых важных компонентов ЗОЖ правильное питание и отсутствие вредных привычек, что свидетельствует, на наш взгляд, о номинальных знаниях и отсутствии реального понимания взаимосвязи компонентов ЗОЖ с физиологическими основами здоровья.

Таблица 2 - Результаты анкетирования студентов 1 курса по разделу "Занятия по физической культуре"_

Вопросы анкетирования ЭБ 1 курс (п=33) % ПСД 1 курс (п=14) %

Ценно ли для Вас ФВ в вузе? Считаю ценным 82 Считаю ценным 71,4

Как часто Вы посещаете занятия по физ. культуре? Регулярно 71 Регулярно 78,5

Нужна ли ФК для Вашей будущей профессии? Да, нужна Не нужна 51,5 33 Да, нужна Не нужна 71,4 14,2

В ответах на вопросы из 2 блока, касающихся значимости занятий физической культурой, большинство студентов обеих специальностей указали на ценность занятий физической культурой в вузе (студенты специализации ЭБ - 82%, студенты специализации ПСД - 78,5% респондентов) и отметили, что регулярно посещают обязательные занятия ФК (71% и 78,5%, соответственно), а также отметили, что регулярная двигательная активность нужна для будущей профессии (ЭБ - 51% респондентов и ПСД - 71,4% опрошенных). Анализ ответов студентов по данному блоку вопросов выявил у студентов понимание значимости регулярной двигательной активности не только для поддержания здоровья, но и для будущей профессиональной деятельности и это не может нас не радовать.

К сожалению, последующий анализ ответов студентов на некоторые вопросы 3 блока, касающиеся понятия "здоровья" и факторов его укрепления, вновь выявил некоторые противоречия между знаниями и реальными действиями студентов. Так, например, подавляющее большинство студентов-первокурсников дали правильное определение понятию "здоровье" (88,6% и 78,5%, соответственно) и почти 100% студентов указали на важность заниматься своим здоровьем, но, при этом, на вопрос занимаются ли они закаливанием, 74,2% студентов ЭБ и 78,5% студентов ПСД дали отрицательный ответ (нужно заметить, что среди компонентов ЗОЖ "закаливание организма" студенты не указали, так как, видимо, недооценивают этот фактор и не понимают его физиологическое значение), а на вопрос о дополнительной двигательной активности в течение недели лишь 52,3% студентов специализации ЭБ и 42,8% студентов специализации ПСД ответили, что используют дополнительные физические упражнения, но лишь 35,5% студентов ЭБ и 28,5% студентов ПСД, ответивших утвердительно, занимаются дополнительно регулярно.

Таблица 3 - Результаты анкетирования студентов 1 курса по разделу "Ваше здоровье"

Вопросы анкетирования ЭБ 1 курс (п=33) % ПСД 1 курс (п=14) %

Важно ли заниматься своим здоро- Да, важно 96 Да, важно 100

вьем?

Часто ли Вы болеете простудными Не часто 74,2 Не часто 71,4

заболеваниями? Часто 25,8 Часто 28,5

Занимаетесь ли Вы закаливанием? Нет 74,2 Нет 78,5

Занимаетесь ли Вы дополнительно Да 52,3 Да 42,8

ФУ? Нет 32,1 Нет 57,1

Если "да", то регулярно ли Вы ис- Регулярно 35,5 Регулярно 28,5

пользуете дополнительные ФУ?

То есть, по сути, около 70% студентов-первокурсников занимаются только на обязательных занятиях физической культурой, которые составляют лишь 20-30% от необходимой еженедельной нормы двигательной активности для людей студенческого возраста.

Налицо противоречие, заключающееся в знании значения регулярной двигательной активности для поддержания здоровья, и отсутствии реальных практических действий для реализации этих знаний.

ВЫВОДЫ

Полагаем, что подобные противоречия, обнаруженные в ходе анкетирования студентов, связаны с недостаточно глубоким пониманием физиологической природы каждого из компонентов здорового образа жизни и их влияния на физическое здоровье человека. Корни выявленной проблемы, мы полагаем, находятся в недостаточном физиологическом образовании учащихся, которое должно быть у них заложено в рамках школьной программы. Понимание взаимосвязей функциональной и физиологической активности организма с уровнем двигательной активности, режимом сна и питания, регулярностью закаливания и отсутствием (или наличием) вредных привычек, приходит только в результате предметных и подробных объяснений со стороны специалистов в области здорового образа жизни. Простое напоминание о необходимости соблюдения норм здоровьесбережения, без понимания физиологических механизмов на доступном уровне, к сожалению, не дает желаемого результата. А слишком частое (и, как мы думаем, не совсем понятное), упоминание такого рода, оказывает обратный эффект и воспринимается как надоевшее словосочетание, не вызывающее желания следовать принципам сохранения и укрепления здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осокина, М.Н. Формирование культуры здорового образа жизни / М.Н. Осокина // Социальная политика и социология. - 2011. - № 8 (74). - С. 28-36.

2. Урусов, Г.К. Физическое воспитание как фактор развития личности и формирования здорового образа жизни / Г.К. Урусов, М.И. Черных // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2019. - № 48. - С. 195-200.

REFERENCES

1. Osokina, M.N. (2011), "Formation of a culture of a healthy lifestyle", Social Policy and Sociology, No. 8 (74), pp. 28-36.

2. Urusov, G.K. and Chernykh, M.I. (2011), "Physical education as a factor of personality development and formation of a healthy lifestyle", Bulletin of Kemerovo State University, No 48, pp. 195200.

Контактная информация: dzer-family@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.07.2020

УДК 796.88.015.134.071.2

АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТОЛЧКА ШТАНГИ ОТ ГРУДИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Александр Борисович Рафалович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИТМГАФК; Леонид Александрович Хасин, директор, кандидат педагогических наук, доцент; Научно-исследовательский институт информационных технологий Московской государственной академии физической культуры, Малаховка

Аннотация

Проводился анализ пространственно-временных характеристик толчка штанги от груди тяжелоатлетов высокой квалификации. Для регистрации движения используется скоростная видеосъемка 250 кадр/с. При анализе техники использовалась предложенная авторами микроструктура толчка штанги, в состав которой входят, в том числе, фазы длительностью менее 0,04 с. По результатам корреляционного анализа выявлены групповые зависимости между исследуемыми показате-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.