EDN: VPOCIN
Н.В. Петрухина - к.э.н., доцент кафедры «Производственный менеджмент», Брянский государственный технический университет, [email protected],
N. V.Petrukhina - Candidate of Economic Sciences, associate Professor of the Department of "Production Management", Bryansk State Technical University.
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ANALYSIS OF INDICATORS OF INNOVATION ACTIVITY OF REGIONAL ECONOMIC ENTITIES
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы развития инновационной деятельности региональных субъектов хозяйствования. В рамках проводимого исследования автором анализируются нормативно-правовые акты по данной проблематике. Рассматривается государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», а также ее подпрограммы «Стимулирование инноваций», «Инвестиционный климат». Анализируются задачи и цели указанной программы. Автором приводится сравнительная характеристика объема бюджетных ассигнований по указанным подпрограммам. Анализируются показатели инновационной деятельности региональных субъектов хозяйствования центрального федерального округа страны. Рассматривается рейтинг субъектов по указанному показателю Выявлена дифференциация субъектов по уровню развития инновационной деятельности в ЦФО. В целях повышения показателей инновационной деятельности региональных субъектов хозяйствования, автором предлагается использование механизма «регулятор-ных песочниц», а также создание необходимого инфраструктурного объекта региона- цифровой платформы.
Abstract. The article deals with topical issues of the development of innovative activities of regional economic entities. Within the framework of the conducted research, the author analyzes the normative legal acts on this issue. The state program "Economic development and innovative economy", as well as its subprograms "Stimulating innovation", "Investment climate" are considered. The tasks and goals of the specified program are analyzed. The author provides a comparative description of the volume of budget allocations for these subprograms. The indicators of innovative activity of regional economic entities of the central federal district of the country are analyzed. The rating of subjects according to the specified indicator is considered. The differentiation of subjects according to the level of development of innovation activity in the Central Federal District is revealed. In order to increase the indicators of innovation activity of regional economic entities, the author suggests the use of the mechanism of "regulatory sandboxes", as well as the creation of the necessary infrastructure facility of the region - a digital platform.
Ключевые слова: региональные субъекты хозяйствования, государственная программа, инновационная деятельность, инфраструктура, «регуляторные песочницы», регион.
Keywords: regional economic entities, state program, innovation activity, infrastructure, "regulatory sandboxes", region.
Введение. На территории страны 30.11.2021 г. проходило значимое мероприятие - инвестиционный форум «Россия зовёт!». Данное мероприятие было посвящено вопросам экономического развития регионов страны, в котором непосредственное участие принял глава государства В.В. Путин, а также представители зарубежных и российских бизнес-элит. Встретившиеся собрались для обсуждения существующих тем бизнес повестки, а также главных тенденций, определяющих вектор инновационного развития страны и регионов. Развитию инновационного потенциала территорий, формированию и расширению отдельных рынков сбыта инновационной продукции регионов и целых стран, а также инвестиционному потенциалу было акцентировано внимание участников форума.
Президент страны особо подчеркнул необходимость проработки и внедрения следующих направлений развития.
Реализация «зелёных» проектов, снижающих выбросы вредных веществ стояла краеугольным вопросом на форуме. В.В. Путин подчеркнул важность вложений, направленных на экологические и социальные изменения в стране, которые отвечают целям устойчивого развития. Он отметил, что на законодательном уровне практически сформирована нормативно-правовая база.
Развитие инновационной деятельности, а также предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов на 15 лет под три процента позволят регионам обеспечить строительство дорог, сетей, систем коммуникаций. Такая поддержка будет способствовать созданию рабочих мест, открытию новых производств на определенных инвесторами территориях, запуску перспективные региональных проектов. Указанное будет способствовать социально-экономическому развитию территорий, которое позволит обеспечить комфортные условия жизни гражданам страны, а также возможности для их самореализации.
Вопросам стимулирования частного капитала, активного развития инфраструктурных инвестиций, а также разработке необходимых финансовых инструментов для представителей бизнес сообщества, включая налоговые льготы, субсидии и государственные гарантии, было акцентировано внимание присутствующих.
Глава государства считает, что восстановление экономики, ее выход на траекторию долгосрочного роста невозможен без участия банковского сектора и фондового рынка страны. Последние обеспечивают доступность кредитных ресурсов для организаций и предприятий, привлекающих средства на развитие производств, создание новых, хорошо оплачиваемых рабочих мест [1]. Региональные субъекты хозяйствования обеспечивают устойчивое развитие субъектов РФ. Особым игроком является малый и средний бизнес, которые обеспечивают создание новых рабочих мест, конкурентоспособность экономики конкретного региона и обеспечивают поступление налогов.
Для поддержания инновационной деятельности региональных субъектов хозяйствования на законодательном уровне была принята государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» [5]. Она программа включает в себя несколько подпрограмм, в том числе подпрограммы «Стимулирование инноваций», «Инвестиционный климат», главной целью которых является повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний и технологий. Отразим задачи программы на рисунке 1.
создание условии для развития конкуренции и приел ечения инвестиции в экономику страны:
формирование экономики знаний и вы соки»: технологий;
повышение доступности и качества государственных и муниципальных
услуг;
повышение предпринимательской активности и развитиемалопои ср едн его п р едп р и н и м ател ьства и института самсванятых;
р а з вити е с и стемы госуда р стве н н ого стр этеги чес кого у п р авл ен и я;
обеспечение организаций народногохозяйства страны управленческими кадрами, отвеч а ющи ми с овремен н ы м тр ебое а н ия м экон оми ки;
защита конкуренции на товарных рынках и соблюдение баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей их товаров (услуг) при реализации тарифной политики;;
совершенствование сбора, обработки и предоставления статистической информации;.
совершенствование гос. политики и реализации гос.функций в сфере земельных отношений и оборота недвижимости, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных страны
* повышение энергетической эффективности и снижение энергоемкости экономики страны;
повышение туристского потенциала, а такте создание и обеспечение фун кци он и р ова н ия тер р итор и альн о обос обл ен н ого компл екса (инновационного центра "Сколково")
Рисунок 1 - Задачи программы [5]
Стоит отметить, что среди целей государственной политики выделяют: запуск нового инвестиционного цикла; ускорение технологического развития; увеличение численности занятых в экономике; повышение эффективности государственного управления.
1. Проанализируем положения подпрограмм, а также приведем сравнительную характеристику данных статистики по объему финансового обеспечения по госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» за счет средств федерального бюджета составляет 2168214708,7 тыс. руб., в том числе:; на 2019 год - 145123992,3 тыс. руб.; на 2020 год - 180110324,3 тыс. руб.; на 2021 год - 625977707,5 тыс. руб.; на 2022 год - 167669393,6 тыс. руб.; на 2023 год -182846875,1 тыс. руб.; на 2024 год - 180080948,1 тыс. руб.
2. Срок реализации подпрограммы «Инвестиционный климат» установлен до 31.12.2024г. Объем финансового обеспечения за период с 29.03.2013 г.по 31.12.2024 г. определяется в размере 132511113,7 тыс. рублей, с выделением денежных средств в размере 3258291,9 тыс. руб. в 2019 г.; 5124286 тыс. руб. тыс. руб. в 2020 г.; 16733402,4 тыс. руб. в 2021 г.; 12637995,1 тыс. руб. в 2022 г.; 11316148,6 тыс. руб. в 2023 г.; 11705181,9 тыс. руб. в 2024 г.
3. Срок реализации подпрограммы «Стимулирование инноваций» установлен до 31.12.2024г. Объем финансового обеспечения за период с 29.03.2013г.по 31.12.2024г. определяется в размере 172825335,4 тыс.руб., с выделением денежных средств в размере 16205666,9 тыс. руб. в 2019 г. , 18523638,2 тыс. руб. в 2020 г.; 21498467,6 тыс. руб. в 2021 г.; 19333296,1 тыс. руб. в 2022 г.; 19599221,9 тыс. руб. в 2023 г.; 19538114,2 тыс. руб. в 2024 г. [5]. Отразим вышеизложенное на рисунке 2.
Рисунок 2 - Финансовое обеспечение, выделяемое на реализацию программ
Практические аспекты показателей инновационной деятельности субъектов хозяйствования.
Проведем сравнительную характеристику субъектов ЦФО за период 2017 г., 2019 г. по инновационной деятельности субъектов хозяйствования. Данные для сравнительного анализа использованы из открытых источников, статистических данных по рейтингу инновационного развития субъектов РФ, составленных ВШЭ [2,3].
Так, например, Брянская область в 2019 г. занимает 51 место среди регионов страны по инновационной деятельности с показателем 0,26; в 2017г. наш регион занимает 44 место с показателем 0,24. Белгородская область в 2019 г. занимает 9 место с показателем 0,45, а в 2017 г. -11 место с показателем 0,42; Владимирская область в 2019 г. занимает 31 место с показателем 0,34, а в 2017 г. - 22 место с показателем 0,34; Воронежская область в 2019 г. занимает 20 место с показателем 0,39, а в 2017 г. - 18 место с показателем 0,37; Ивановская область в 2019 г. занимает 69 место с показателем 0,19, а в 2017 г. - 71 место с показателем 0,15; Калужская область в 2019 г. занимает 26 место с показателем 0,36, а в 2017 г. - 27 место с показателем 0,31; Костромская область в 2019 г. занимает 68 место с показателем 0,20, а в 2017 г. - 75 место с показателем 0,15; Курская область в 2019 г. занимает 32 место с показателем 0,33, а в 2017 г. - 57 место с показателем 0,20; Липецкая область в 2019 г. занимает 10 место с показателем 0,44, а в 2017 г. -9 место с показателем 0,45; Московская область в 2019г. занимает 11 место с показателем 0,43, а в 2017 г. - 12 место с показателем 0,41; Орловская область в 2019 г. занимает 33 место с показателем 0,33, а в 2018 г. - 54 место с показателем 0,20; Рязанская область в 2019 г. занимает 15 место с показателем 0,41, а в 2017 г. - 16 место с показателем 0,38; Смоленская область в 2019 г. занимает 37 место с показателем 0,31 а в 2017 г. - 43 место с показателем 0,24; Тамбовская область в 2019 г. занимает 24 место с показателем 0,37, а в 2017 г. - 24 место с показателем 0,32; Тверская область занимает 39 место с показателем 0,30, а в 2017 г. - 25 место с показателем 0,31; Тульская область в 2019 г. занимает 13 место с показателем 0,43, а в 2017 г. - 20 место с показателем 0,35; Ярославская область занимает 16 место с показателем 0,41, а в 2017 г. - 19 место с показателем 0,37; г. Москва в 2019 г. занимает 2 место с показателем 0,59, а в 2017 г. - 7 место с показателем 0,48.
Таким образом, наименьший показатель по инновационной деятельности в 2019 г. демонстрирует Ивановская, Костромская, Курская, Орловская области, а наибольший -г. Москва, Белгородская и Липецкая области. Отразим указанное на рисунках 3,4.
Г1
и Бел го роде к ая облас ть Брянс кая облас ть Блад имир екая облас ть Боро нежс кая облас ть Ивам овска я облас ть Калу же кая облас ть Костр ОМСК ая облас ть Курск ая облас ть Липе цкая облас ть Моек овска я облас ть Орло вская облас ть Рязан екая облас ть Смол енска я облас ть Тамб овска я облас ть Тверс кая облас ть Тулье кая облас ть Я росл авска я облас ть город Моек ва
2017 0,419 0,239 0,336 0,374 0,154 0,31 0,146 0,198 0,453 0,412 0,203 0,377 0,239 0,316 0,31 0,354 0,366 0,479
□2019 0,447 0,257 0,336 0,391 0,191 0,355 0,2 0,33 0,441 0,434 0,327 0,414 0,312 0,368 0,303 0,432 0,413 0,588
Рисунок 3 - Сравнительная характеристика инновационной деятельности региональных субъектов хозяйствования ЦФО
Проведенный сравнительный анализ показателей инновационной деятельности региональных субъектов хозяйствования отражает четкую картину развития региона, что может быть использовано органами госвласти для корректировки, внесения изменений, устранения пробелов в существующие программы и нормативно-правовые акты по указанному вопросу.
80
75
75
70
60
57
51
■ 2017 ■ 2019
Рисунок 4 - Место региона ЦФО среди субъектов по инновационной деятельности
Заключение. Инновационное развитие сегодня является незыблемым постулатом. Разработанные и реализуемые государством программы свидетельствуют о непрерывной работе госорганов по развитию страны и регионов. Стоит отметить, что предпосылками для устойчивого социально-экономического развития страны являются наличие активных региональных субъектов хозяйствования. От активной инновационной деятельности указанных субъектов будет зависеть, является ли регион лидером или аутсайдером по инновационной активности. В целях повышения инновационной деятельности региональных субъектов хозяйствования, автор считает необходимым использование механизма «регуляторных песочниц» в качестве правовой инфраструктурной компоненты[4], а также предлагает создание на территории региона цифровой платформы по развитию инновационной деятельности.
Источники:
1. Инвестиционный форум «Россия зовёт!»// http://www.kremlin.ru/events/president/news/67241.
2. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 6 / Г. И. Абдрахманова, С. В. Артемов, П. Д. Бахтин и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020.
3. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 7 / В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, С. В. Бредихин и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 274 с. — 60 экз. — ISBN 978-5-7598-2390-2 (в обл.). — ISBN 978-5-7598-2292-9 (e-book).
4. Петрухина Н.В. Формирование инновационной инфраструктуры региона в условиях цифровой трансформа-ции//Вестник академии з.2021№4(45). С.227-230.
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 04.10.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_162191/.
References:
1. Investment forum "Russia is calling!"// http://www.kremlin.ru/events/president/news/67241.
2. Rating of innovative development of subjects of the Russian Federation. Issue 6 / G. I. Abdrakhmanova, S. V. Artemov, P. D. Bakhtin and others; ed. L. M. Gokhberg; National research University "Higher School of Economics". - M.: NRU HSE, 2020.
3. Rating of innovative development of subjects of the Russian Federation. Issue 7 / V. L. Abashkin, G. I. Abdrakhmanova, S. V. Bredikhin and others; ed. L. M. Gokhberg; National research University "Higher School of Economics". - M.: NRU HSE, 2021. - 274 p. - 60 copies. - ISBN 978-5-7598-2390-2 (reg.). - ISBN 978-5-7598-2292-9 (e-book).
4. Petrukhina N.V. Formation of the innovative infrastructure of the region in the context of digital transformation// Bulletin of the Academy z.2021. No. 4 (45). pp.227-230.
5. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 N 316 (as amended on October 4, 2021) "On approval of the state program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy" [Electronic resource]. - Access mode: https: // www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_162191/.