Научная статья на тему 'Анализ показателей физического развития обучающихся Медицинской школы г. Вологды 1938, 1940 года поступления'

Анализ показателей физического развития обучающихся Медицинской школы г. Вологды 1938, 1940 года поступления Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое развитие / антропометрические показатели / морфологические показатели / индекс массы тела / physical development / anthropometric indices / morphological indices / body mass index

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Владимир Леонидович Коновалов

В статье приводится оценка данных физического развития, зафиксированных в личных карточках студентов, поступивших в Медицинскую школу (Вологодский областной медицинский колледж) в 1938 и 1940 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Владимир Леонидович Коновалов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of indicators of physical development of students of the Medical School of Vologda 1938, 1940 admission

The article provides an assessment of physical development data registered in the personal cards of students studied in the Medical School (Vologda Regional Medical College) in 1938 and 1940.

Текст научной работы на тему «Анализ показателей физического развития обучающихся Медицинской школы г. Вологды 1938, 1940 года поступления»

Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 197 — 200. Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4):197 — 200.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья УДК 796.011.1

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-197-200 NIION: 2007-0062-4/23-246

EDN: https://elibrary.ru/ZBENGD MOSURED: 77/27-004-2023-04-446

Анализ показателей физического развития обучающихся Медицинской школы г. Вологды 1938, 1940 года поступления

Владимир Леонидович Коновалов

Вологодский государственный университет, Вологда, Россия, vital-pogodin2008@yandex.ru

Аннотация. В статье приводится оценка данных физического развития, зафиксированных в личных карточках студентов, поступивших в Медицинскую школу (Вологодский областной медицинский колледж) в 1938 и 1940 г.

Ключевые слова: физическое развитие, антропометрические показатели, морфологические показатели, индекс массы тела

Для цитирования: Коновалов В.Л. Анализ показателей физического развития обучающихся Медицинской школы г. Вологды 1938, 1940 года поступления // Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 197 — 200. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-197-200. EDN: https://elibrary.ru/ZBENGD.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Analysis of indicators of physical development of students of the Medical School of Vologda 1938, 1940 admission

Vladimir L. Konovalov

Vologda State University, Vologda, Russia, vital-pogodin2008@yandex.ru

Abstract. The article provides an assessment of physical development data registered in the personal cards of students studied in the Medical School (Vologda Regional Medical College) in 1938 and 1940.

Keywords: physical development, anthropometric indices, morphological indices, body mass index For citation: Konovalov V.L. Analysis of indicators of physical development of students of the Medical School of Vologda 1938, 1940 admission // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4): 197-200. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-197-200. EDN: https://elibrary.ru/ ZBENGD.

Вологодский областной медицинский колледж — одно из старейших медицинских учебных заведений области. В 1870 г. Вологодское губернское собрание на одном из своих первых заседаний постановило открыть в городе Вологде мужскую фельдшерскую школу. После 1917 г. школа включена в систему Народного комиссариата просвещения СССР. В 1936 г. медицинская школа получила свое, специально построенное здание по ул. Герцена, д. 58. В 2009 г.

© Коновалов В.Л., 2023

медицинская школа преобразована в Вологодский областной медицинский колледж [1].

С самых истоков образовательной деятельности преподаватели колледжа ответственно подходили к учету данных о физическом развитии поступающей молодежи.

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных свойств организма студента, которые могут охарактеризовать процессы его роста и развития.

Как правило, для определения уровня физического развития применяют методы антропомет-

рических исследований. После этого выявленный уровень физического развития сравнивают со средними показателями для исследуемого возраста. Сравнительная оценка уровня физического развития студентов позволяет косвенно судить об условиях жизни детей.

Уровень физического развития характеризует состояние функциональных систем организма, обеспечивающих жизнедеятельность человека, и, следовательно, является актуальным в контексте исторической адаптации студентов к обучению в колледже. Физическое развитие и функциональное состояние студентов в период обучения в колледже тесным образом взаимосвязаны и являются одними из важных показателей здоровья, адаптационных возможностей организма.

Согласно современным исследованиям, физическое развитие студентов в наше время характеризуется меньшим значением массы тела, малым показателем роста, а также отставанием биологического возраста от календарного [3].

Целью исследования являлось изучение личных карточек студентов 1-го курса, поступивших в 1938 г., для выявления данных, позволяющих

Согласно анализу документальных материалов, мы получили, что 100% студентов 1-го курса являлись девушками в возрасте от 14 до 25 лет. Основные возрастные группы представлены студентами 15—16 лет.

В результате исследования нами выявлено, что студенты были определены в следующие

Исследователи выделяют семь интервалов, значения показателей в которых позволяют судить о физическом развитии ребенка [4]. В ре-

определить уровень физического развития и морфологических признаков организма студентов.

Исследование проходило на базе Вологодского медицинского колледжа. В ходе исследования было проанализировано более 80 личных карточек студентов, поступивших в 1938 и в 1940 г. в Медицинскую школу г. Вологды.

В ходе анализа документальных материалов были получены данные об общих морфологических признаках человека (рост и вес), а также о возрасте, поле и медицинской группе здоровья.

Для оценки физического развития студентов можно использовать ряд антропометрических индексов, позволяющих определить пропорциональное или непропорциональное развитие отдельных размеров тела. Например, с учетом имеющихся данных мы использовали для оценки физического развития студентов индекс массы тела (индекс Кетле-П), который представляет собой формулу отношения массы тела (кг) к квадрату длины тела (м) [2]. Физическое развитие ребенка оценивается путем сравнения фактических показателей с показателями в центильных таблицах (табл. 1).

группы здоровья: к первой группе здоровья отнесли 34 студента, ко второй — 34 студента, к третьей группе здоровья —13 студентов.

В табл. 2 представлены средние значения и стандартное отклонение для антропометрических показателей студентов, необходимых для оценки физического развития студентов (индекс Кетле-11).

зультате математических вычислений были получены фактические данные индекса Кетле-11 (рис. 1).

Таблица 1. Центильные величины индекса Кетле II (индекс массы тела) у девочек

Возраст Центили

3% 10% 25% 50% 75% 90% 97%

14 лет 14,98 15,82 17,03 18,96 20,31 21,97 25,15

15 лет 15,52 16,34 17,52 19,59 20,97 22,61 26,15

16 лет 16,01 16,79 17,98 20,02 21,55 23,19 27,03

17 лет 16,47 17,16 18,32 20,39 21,89 23,69 27,63

18 лет 16,87 17,53 18,64 20,68 22,16 24,14 28,16

Таблица 2. Результаты антропометрических исследований

Показатель Возраст, лет Вес, кг Рост, см

Среднее значение 15,8 49,3 153,2

Стандартное отклонение 1,3 8 6,8

Первый интервал включает величины до цен- Второй интервал включает величины между

тильной вероятности, равной 3% . Показатели, 3% и 10% центилями. Показатели этого интер-

попадающие в этот интервал, оцениваются как вала оцениваются как низкие. Студентов, имею-

очень низкие. В нашем исследовании это только щих показатели данного интервала, нет. один студент (1,25%).

Рис. 1. Показатели индекса массы тела у студентов

Третий интервал включает показатели между 10% и 25% центильными вероятностями. Эти показатели оцениваются как сниженные. В нашем исследовании это 12,5% общего числа обследованных студентов.

Четвертый интервал включает величины между 25% и 75% центильными вероятностями. Показатели данного интервала расцениваются как средние. Это 42,5 % обследованных студентов.

Пятый интервал включает показатели в границах 75% и 90% центилей и оцениваются как повышенные. У 23,75% студентов показатели входят в данный интервал.

Шестой интервал включает величины между 90% и 97% центильными вероятностями. Показатели этого интервала оценивают как высокие. В нашем исследовании это 20% общего числа обследованных студентов.

Седьмой интервал включает величины выше центильной вероятности, равной 97%. Студентов, имеющих данный показатель, не оказалось.

На основании проведенного исследования выявлено, что более половины (55%) студентов, поступивших в 1938 и 1940 г. в Медицинскую школу г. Вологды, имели нормальную и избыточную массу тела. Только 1,25% студентов имели выраженный дефицит и недостаточную массу тела, а 43,75% студентов имели ожирение и резкое ожирение. Оба эти отклонения являются «пограничными» состояниями (ниже или выше

среднего), требующими пристального динамического наблюдения врача.

Таким образом, благодаря полученным результатам на основе показателей индекса массы тела мы можем говорить о физическом развитии студентов того времени. Данное исследование может послужить основой для сравнения показателей физического развития молодежи того времени с показателями представителей современного поколения.

Список источников

1. Вологодский областной медицинский колледж // URL: http://www.vlgmedcol.ru/home/ istoricheskaya-spravka

2. Елкина Т.Н., Дерягина Л.П., Карцева Т.В. Непосредственное исследование здорового и больного ребенка. Новосибирск, 2003. 35 с.

3. Карцева Т.В., Дерягина Л.П., Тимофеева Е.П. Физическое развитие детей и факторы его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений физического развития. Новосибирск, 2008. 70 с.

4. Нагаева ТА Руководство по методике обследования здорового и больного ребенка. Томск: СибГМУ, 2011. 167 с.

References

1. Vologda Regional Medical College // URL: http://www.vlgmedcol.ru/home/istoricheskaya-spravka

2. Yolkina T.N., Deryagina L.P., Kartseva T.V. Direct study of a healthy and sick child. Novosibirsk, 2003. 35 p.

3. Kartseva T.V., Deryagina L.P., Timofeev E.P. Physical development of children and factors determining it. Assessment methods. Semiotics

of physical development disorders. Novosibirsk, 2008. 70 p.

4. Nagaeva TA. Guidelines for the examination of a healthy and sick child. Tomsk: SibGMU, 2011. 167 p.

Информация об авторе

В.Л. Коновалов — старший преподаватель кафедры физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания.

Information about the author V.L. Konovalov — Senior Lecturer of the Department of Physical Culture, Sports and Adaptive Physical Education.

Статья поступила в редакцию 11.09.2023; одобрена после рецензирования 02.10.2023; принята к публикации 11.10.2023.

The article was submitted to the editorial office 11.09.2023; approved after review 02.10.2023; accepted for publication 11.10.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров. Учеб. пособие. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. 247 с.

ISBN 978-5-238-03643-4

Раскрыты теоретические основы психологии общения и переговорного процесса, а также психологически обоснованные пути и способы овладения сотрудниками правоохранительных органов умениями и навыками эффективного взаимодействия. Кроме того, представлены технологии и конкретные психотехники вербального и невербального общения в различных обстоятельствах, в том числе и ведения переговоров с преступниками, захватившими заложников. Предложены способы эффективного ведения переговоров, построения контактов с партнерами-манипуляторами, продуктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Показаны возможности социально-психологического тренинга (СПТ) в развитии коммуникативной компетентности специалиста-переговорщика.

Для курсантов, слушателей, студентов, обучающихся по специальностям 37.05.02 "Психология служебной деятельности", 44.05.01 "Педагогика и психология девиантного поведения", 40.05.02 "Правоохранительная деятельность" и 40.03.02 "Обеспечение законности и правопорядка", преподавателей образовательных организаций, сотрудников органов внутренних дел, а также всех, кто интересуется данной проблематикой.

Психология общения и переговоров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.