Научная статья на тему 'Анализ показателей экономической эффективности компаний в рыночной среде'

Анализ показателей экономической эффективности компаний в рыночной среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
827
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов А.П., Быкова Ю.Н.

До недавнего времени в отечественной науке и практике была широко распространена упрощенная трактовка категории «экономическая эффективность». В соответствии с ней, эффективность представляла результативность какой-либо деятельности с учетом затрат на ее осуществление. Такое обобщенное определение эффективности основано на простом сопоставлении результата с затратами на его получение в статическом или динамическом (нарастающим итогом) вариантах расчета. При этом предполагалось, что максимизация результатов достигалась при заданных способах затрат, либо преследовалась цель минимизации затрат, необходимых для получения заданных результатов. Поэтому представление эффективности в виде отношения эффект/затраты выражало в общем виде лишь количественную сторону эффективности при фиксированных условиях ее расчета. В последнее время наметился переход многих российских компаний к стоимостным принципам управления. Стоимостная концепция управления ориентирует компанию на долгосрочное устойчивое развитие, что требует уточнения процедур и методов расчета показателей экономической эффективности. В первую очередь это относится к инвестиционной деятельности, начиная от отбора инвестиционных предложений и заканчивая обоснованием эффективности проектов, принятых к разработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ показателей экономической эффективности компаний в рыночной среде»

Оценка экономической эффективности

компаний

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПАНИЙ В РЫНОЧНОЙ

СРЕДЕ

А.П. ИВАНОВ,

доктор экономических наук, профессор Российского государственного открытого технического университета путей сообщения

Ю.Н. БЫКОВА,

старший казначей управления Федерального казначейства по г. Москве

До недавнего времени в отечественной науке и практике была широко распространена упрощенная трактовка категории «экономическая эффективность». В соответствии с ней эффективность представляла результативность какой-либо деятельности с учетом затрат на ее осуществление. Такое обобщенное определение эффективности основано на простом сопоставлении результата с затратами на его получение в статическом или динамическом (нарастающим итогом) вариантах расчета. При этом предполагалось, что максимизация результатов достигалась при заданных способах затрат, либо преследовалась цель минимизации затрат, необходимых для получения заданных результатов. Поэтому представление эффективности в виде отношения эффект/затраты выражало в общем виде лишь количественную сторону эффективности при фиксированных условиях ее расчета.

В последнее время наметился переход многих российских компаний к стоимостным принципам управления. Стоимостная концепция управления ориентирует компанию на долгосрочное устойчивое развитие, что требует уточнения процедур и методов расчета показателей экономической эффективности. В первую очередь это относится к инвестиционной деятельности, начиная от отбора инвестиционных предложений и заканчивая обоснованием эффективности проектов, принятых к разработке.

Показатели экономической эффективности отражают реакцию компаний на изменения во

внешней среде и внутренние процессы развития самой компании. Руководитель должен четко понимать, как эффективно работает компания, т. е. насколько последовательно она приближается к поставленным целям. Инвестор, предоставивший ей деньги, также должен быть информирован об эффективности вложения денег с учетом риска его участия в капитале компании.

Понятия «эффективность компании» и «эффективность инвестиционных решений» многогранны и взаимно обусловлены. Обычно под экономической эффективностью понимается тот количественный результат, с которым компания достигает установленные тактические и стратегические цели. На конкурентных рынках цели функционирования часто задаются в терминах удержания и создания новых конкурентных преимуществ, которые позволят компании не только сохранить свое присутствие на рынке, но и обеспечить заданные значения показателей экономической эффективности. Традиционно диагностирование устойчивости и эффективности работы компании реализовывалось с помощью финансовых показателей, которые отражались в финансовой отчетности, т. е. рассчитывались по данным бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также сведениях управленческого учета.

Существующие методы оценки экономической эффективности инвестиций также требуют, чтобы в процессе проектирования соблюдались определенные требования. Это необходимо для

обеспечения наглядности и сопоставимости данных, корректной трактовки получаемых значений показателей и правильной интерпретации результатов. Как известно, в инвестиционном анализе используются следующие показатели эффективности инвестиционных решений:

— чистый денежный поток NCF (Net Cash Flow), разница между притоками и оттоками денежных средств каждого планового периода (текущий финансовый результат);

— чистый дисконтированный доход NPV (Net Present Value), характеризует ожидаемые результаты нарастающим итогом за все периоды планирования с учетом дисконтирования денежных потоков (приведение в сопоставимый вид полученных за разные отрезки времени значений NCF);

— индекс доходности PI (Profitability Index), отношение NPV к дисконтированным инвестициям, характеризует эффективность вложенного капитала в рамках бюджета проекта;

— внутренняя норма доходности IRR (Internal Rate of Return), значение ставки дисконтирования, при которой NPV равен нулю;

— срок окупаемости инвестиций PBP (Pay Back Period), отрезок времени, за который накопленный чистый доход проекта возместит дисконтированные инвестиции.

Успешная деятельность компаний, работающих в рыночной среде, подтвердила необходимость по-новому обосновать систему частных и общих показателей эффективности. Для этого нужно раскрыть особенности внешней среды компании, причины изменения самих показателей и исходных данных для их расчета.

Рыночная среда характеризуется рядом отличительных признаков, налагающих специфические особенности на показатели эффективности деятельности компании, включая инвестиционные решения:

— динамичность и неопределенность внешнего окружения, которые усиливаются во времени с ростом глобализации различных рынков (капитала, товаров, труда);

— возможность выбора или наличие альтернатив использования ресурсов на входе и продуктов (услуг) на выходе;

— необходимость учета законодательных изменений, отражающихся на финансовых и производственных результатах деятельности компаний;

— принятие управленческих и инвестиционных решений в условиях неопределенности и риска;

— ограниченность природных и трудовых квалифицированных ресурсов, нарастание в связи

с этим конкуренции как за ресурсы, так и за потребителя;

— эволюция конкурентных рынков в сторону инновационных, характеризующихся увеличением доли нематериальных активов;

— возрастающая роль инвесторов (акционеров), возникающая в связи с этим конкуренция на внешнем рынке капитала (ценных бумаг). Акцент на значимость внешнего окружения,

использование факторов рыночной неопределенности для выработки стратегии компании обусловили появление стратегического планирования, которое пришло на смену традиционному долгосрочному планированию на основе анализа внутренних возможностей компании.

Стратегическое планирование потребовало по-новому раскрыть сущность финансовых и нефинансовых показателей эффективности принимаемых решений. Для многовариантного анализа необходимо разработать финансовые показатели, которые позволили бы комплексно оценивать выгоды тех или иных вариантов развития, сопоставлять и сравнивать их. При этом оценка эффективности должна включать степень достижения интересов инвесторов с учетом финансовых рисков. Успешные компании осознали, что стратегия, не подкрепленная экономическими оценками, не доступна для понимания инвесторов или менеджеров и часто не может быть переведена в область собственно управления. Пришло осознание значимости комплексной оценки стратегических планов, которая поддерживается системой взаимосвязанных финансовых и нефинансовых показателей, относящихся к разным уровням управления.

В течение длительного периода была построена концепция эффективности отбора и принятия управленческих и инвестиционных решений, основанная на стоимостной оценке рассматриваемых процессов. Но модель дисконтированных денежных потоков сегодня не учитывает особенностей рыночной среды, в частности разрыва между стоимостью компаний и ее активов (гудвилл), переменной стоимости денег (инфляция), законодательных изменений (налоговое давление, ставка рефинансирования, кредитные ставки) и др. Как следствие, многие решения оказывались неэффективными, что часто объяснялось форс-мажорными обстоятельствами. Основная причина этого — разрыв между современными методами управления бизнес-процессами и застывшей конструкцией проектного анализа, в рамках которого рассчитывались инвестиционные предложения. Например, рост эффективности традиционно трактуется через показатель чистого дисконтированного дохода

(NPV) или через спрэд доходности, отражающей превышение внутренней нормы доходности проекта (IRR) над ставкой кредитования или ставкой, характеризующей затраты на капитал, вложенный в проект.

Основное противоречие подобных моделей с современной бизнес-средой заключается в том, что в них не учитываются динамизм и факторы неопределенности (риска). В традиционных моделях предполагается, что финансовый аналитик может просчитать соответствующие факторы риска, которые будут отражены в ставке дисконтирования. Но при этом закладывается неизменное значение ставки по всем годам жизненного цикла проекта, хотя очевидно, что на его различных стадиях степень риска разная. При условии, что прогноз действия факторов риска будет достоверен, траектория достижения цели потребует точного исполнения намеченной тактики. Но реально имеет место непредсказуемость влияния факторов внешней и внутренней среды, что неизбежно отклоняет реальные решения от расчетно обоснованных значений. Такая ситуация приводит к необходимости использования современных информационных технологий при календарном планировании и контроле за реализацией принятых решений.

Согласование интересов инвесторов и менеджеров в принятии стратегии и выборе путей достижения целей стало еще одним обязательным условием эффективности компании и инвестиционных решений. Именно поведение инвестора определяет положение компании на рынке, поскольку базируясь на анализе альтернативных вариантов вложения денег, он принимает решение о начале инвестирования и реализации управленческих или проектных решений. Дальнейшая деятельность компании также сопряжена со взаимоотношениями инвесторов и собственников компании. От того, насколько эффективной окажется на практике бизнес-идея, зависит согласие инвестора на сохранение капитала или его расширение. Это означает, что компании придется конкурировать на товарных, инновационных и ресурсных рынках. Особенно возрастает значимость конкуренции на рынке труда, а также на рынке капитала.

Основная проблема, которую нужно решить при обосновании экономической эффективности, — как увязать выбранную стратегию компании с интересами инвесторов и менеджеров на разных уровнях управления с учетом передаваемой им доли ответственности. Успешное решение этой проблемы реализовано в рамках системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard — BSC). Главными выводами, которые сделаны при создании этой системы, являются [1]:

— необходимо построить дерево взаимосвязанных показателей, различающихся по уровню управления и характеризующих вклад каждого уровня в общий интегральный показатель эффективности, непосредственно увязанный с интересами инвестора;

— нужно анализировать не только финансовые, но и нефинансовые показатели. Чем ниже уровень управления и чем меньше делегируются полномочия, связанные с движением денег, тем значимее становятся нефинансовые показатели;

— финансовые показатели не могут определяться только информацией компании. Инвестор обычно имеет альтернативные варианты вложения денег, и его решения зависят от состояния соответствующих рынков. Следовательно, компания вынуждена конкурировать за деньги инвестора, поэтому в составе показателей эффективности должны появиться индикаторы, отражающие требования или ожидания инвесторов. Это обстоятельство обусловлено рыночными альтернативами на текущий момент и необходимостью защиты вложенных денег. Традиционные показатели экономической

эффективности компаний, полученные на основе данных финансовой отчетности [2], могут быть представлены в следующем виде:

— коэффициент прибыли от продажи Кпр п определяется как результат деления прибыли компании после налогообложения на выручку и показывает отношение прибыли на единицу оборота:

Кпр. п = О / К

где 0, — объем прибыли после выплаты налогов, Щ — выручка.

Значения коэффициента ниже среднего отраслевого показателя свидетельствуют о том, что на продукцию компании установлены относительно низкие цены или слишком велики расходы, не исключено также сочетание того и другого. Подобная ситуация возможна вследствие агрессивной стратегии маркетинга, при которой цены на продукцию устанавливаются ниже уровня производственных затрат в целях вытеснения конкурентов. Через некоторое время компания может снова поднять цены до приемлемого уровня или выше, что отразится на значениях указанного коэффициента;

— рентабельность активов Я — это отношение

* акт

чистой прибыли до уплаты налогов и процентов к общей сумме активов компании:

Яакт = °ч. р. / Ак,

где 0ч р — чистая прибыль к распределению; Ак — общая величина активов компании.

Данный коэффициент измеряет производительную силу активов компании до отчисления налогов и учета других платежей и используется при сравнении компаний с разными условиями налогообложения и разными объемами привлеченных (заемных) средств. Поскольку прибыль до налогообложения образуется в течение всего года, а статья «Активы» отражает их состояние на конец года, то целесообразно использовать в знаменателе усредненное значение.

Аналогично рассчитываются коэффициенты [3], широко используемые в международной практике: ROA (отношение прибыли к общей сумме активов) и ROE (отношение прибыли к акционерному капиталу);

— фондоотдача или отношение прибыли к общей сумме активов:

roa = q /ак,

где Q, — чистая прибыль; Ак — общая величина активов.

Если значение этого коэффициента ниже среднеотраслевого, то это может свидетельствовать о значительной доле привлеченных средств либо относительно низкой величине чистой прибыли;

— прибыль на акционерный капитал (ROE) или прибыль на собственный капитал:

ROE = 0,. р / (К - ^ а),

где Q, р — чистая прибыль к распределению (после налогообложения); Кс — собственный капитал компании; S — стоимость привилегированных

'пр. а * *

акций;

— коэффициент отдачи капитала или отношение прибыли (дохода) к используемым активам (ROCE):

ROCE = (0,.а + Оп)/^ где 0,а — чистая прибыль акционеров, владельцев привилегированных и обыкновенных акций; Qn — прибыль инвесторов (купонный процент облигаций, проценты кредиторов); Ак — активы компании, т. е. сумма всех средств, вложенных как инвесторами, так и акционерами.

Этот коэффициент характеризует прибыль на единицу инвестиций владельцев обыкновенных акций и выражается в процентах. Обычно ROE > ROCE, что зависит от доли привлеченных средств в общем капитале или достаточно активного использования «финансового рычага»;

— мультипликатор акционерного капитала Ма к определяется следующим образом:

М = А / (К - S ),

а.к к' х с пр.а-"

где Ак — активы компании; Кс — собственный капитал компании; Snpa — стоимость привилегированных акций.

Этот коэффициент (обычно Ма > 1) показывает, во сколько раз использование привлеченных средств в качестве источника финансирования увеличивает (приумножает) акционерный капитал (собственность владельцев обыкновенных акций). Если компания финансируется только за счет собственных источников и при этом не используется финансовый рычаг, увеличение отдачи акционерного капитала (рентабельности активов Лакт) не происходит.

Кроме относительных величин, представленных выше, при оценке экономической эффективности компаний используются абсолютные показатели, к числу которых относятся: стоимость чистых активов, прибыль на акцию, разводненная прибыль на акцию и др. Методы расчета этих показателей, возможность или необходимость их применения регламентированы международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), действующим законодательством и нормативно-инструктивными актами. Кратко рассмотрим содержание этих показателей.

Стоимость чистых активов компании оценивается на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с действующим порядком оценки [4]. Чистые активы определяются путем вычитания из суммы активов компании, принимаемых к расчету, суммы ее пассивов, принимаемых к расчету: S = А - Р

ч.а р р,

где S4 а — сумма чистых активов; Ар — активы, принимаемые к расчету; Рр — пассивы, принимаемые к расчету.

Чистые активы представляют собой сумму уставного капитала, распределенной и нераспределенной прибыли и по существу определяют величину собственного капитала компании. Уменьшение величины чистых активов — негативная тенденция, снижающая финансовую устойчивость компании. Напротив, стабильная или возрастающая величина стоимости чистых активов существенно влияет на финансовую устойчивость компании. На этом основании можно говорить о значении этого показателя в качестве индикатора эффективности акционерного общества.

Прибыль на акцию (Earning Per Share — EPS) — один из широко применяемых аналитических показателей, значение которого определяется тем, что на его основе возможны прогнозирование уровня доходности акций, их курсовой стоимости, оценка эффективности управления акционерным обществом и его дивидендной политики.

Аналитическая ценность показателя прибыли на одну акцию состоит в том, что он является обобщающим, концентрирует эффект влияния множества факторов и условий, сопровождающих

принятие инвестиционных решений и оценку кредитоспособности компаний. Более того, информация о прибыли на акцию отражает не только отношения по поводу распределения прибыли АО, фактически сложившиеся в отчетном периоде, но и служит основанием для прогноза будущих доходов акционеров. С этой целью рассчитывают два варианта показателя прибыли на одну акцию — по базовой и «разводненной» прибыли, основываясь на отчетных и прогнозных данных соответственно.

Вопросы расчета и раскрытия информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, регламентируются международным стандартом финансовой отчетности МСФО 33, принятым комитетом по разборке международных стандартов финансовой отчетности в 1997 г. [5]. В России следует руководствоваться методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию [6]. Эти документы должны применяться компаниями, у которых обыкновенные акции или потенциальные обыкновенные акции имеют официальные котировки, а также компаниями, осуществляющими эмиссию обыкновенных акций для выпуска их в обращение с установлением официальных котировок. Если компания не соответствует названным критериям, но раскрывает информацию о прибыли на акцию, то ей также следует руководствоваться правилами, установленными для формирования и раскрытия информации об этом показателе для сопоставимости с результатами деятельности других компаний. Показатель прибыли на акцию рассчитывается и в том случае, когда компания имеет убытки.

Как указывалось ранее, компании раскрывают информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, по двум показателям: базовой прибыли (убытку), которая отражает часть прибыли (убытка) отчетного периода, причитающейся акционерам — владельцам обыкновенных акций, и прибыли (убытку) на акцию, которая отражает возможное снижение уровня базовой прибыли (увеличение убытка) на акцию в последующем отчетном периоде (так называемая «разводненная» прибыль или убыток на акцию). Второй показатель учитывает влияние факторов, снижающих величину прибыли на одну обыкновенную акцию в результате возможного выпуска дополнительных обыкновенных акций или конвертации иных финансовых инструментов (варрантов, опционов и т. д.).

Базовая прибыль на одну акцию показывает сумму чистой прибыли (убытка) АО, которая приходится на одну обыкновенную акцию компании, находящуюся в обращении в отчетном периоде:

Еб (0ч ^прив) взв,

где Е5 — базовая прибыль на акцию; Qч — чистая прибыль; ^прив — сумма дивидендов по привилегированным акциям; N — средневзвешенное

* ' ср.взв * ^

число обыкновенных акций компании, находящихся в обращении.

Эффект «разводнения» прибыли на акцию означает, что у компании имеется или могут возникнуть обязательства по выпуску обыкновенных акций в будущем, и, следовательно, приходящаяся на одну акцию прибыль может стать меньше, если компания эти обязательства выполнит. Например, наличие у компании облигаций, конвертируемых по желанию владельцев в акции, для существующих акционеров означает уменьшение причитающейся им прибыли, поскольку ею придется делиться с новыми акционерами.

Существующим и потенциальным акционерам необходимо знать, в какой мере их доля в капитале и, следовательно, в прибыли может быть «разводнена», т. е. уменьшена в результате исполнения компанией своих обязательств по обслуживанию обыкновенных акций. Подобные обязательства возникают в случае, если компания выпустила ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные акции, или заключила договоры, согласно которым при определенных условиях она будет обязана выпустить обыкновенные акции. Такие обязательства принято называть конвертируемыми ценными бумагами (КЦБ). К КЦБ относятся помимо названных конвертируемых облигаций, также привилегированные акции, конвертируемые в обыкновенные, опционы и варранты на акции компании, предоставляющие их владельцам право приобретать обыкновенные акции по некоторой фиксированной цене. Если компания не выпускала КЦБ, не заключала подобных договоров и не проводила сделок купли-продажи обыкновенных акций по цене ниже их рыночной стоимости, то разводненная прибыль на акцию не рассчитывается.

Таким образом, величина разводненной прибыли на акцию показывает максимально возможную степень уменьшения прибыли (увеличение убытка), приходящейся на одну обыкновенную акцию компании в случае конвертации, преобразования иных ценных бумаг (или исполнения всех договоров) в обыкновенные акции.

Разводненная прибыль на одну акцию Ер определяется следующим образом:

Е = (О - D ± Д0„) / N +пф),

р х прив ' х ср. взв фи-"

где 0, — чистая прибыль (убытки компании); Dприв — сумма дивидендов по привилегированным акциям; Д0р — эффект разводнения чистой прибыли, ее изменения под влиянием различных факторов; N взв — средневзвешенное число обыкновенных

акций в обращении; Пфи — эквивалентное число обыкновенных акций компании, конвертируемых из финансовых инструментов.

При определении разводненной прибыли (убытка) на акцию значения чистой прибыли и средневзвешенного числа обыкновенных акций, находящихся в обращении, корректируются на возможные изменения в связи с конвертацией в обыкновенные акции всех КЦБ и исполнения договоров купли-продажи. Корректировка осуществляется путем увеличения числителя и знаменателя, используемых при расчете базовой прибыли на акцию, на суммы возможного прироста (уменьшения) соответственно базовой прибыли и средневзвешенного числа обыкновенных акций в обращении.

Соотношение Р/Ерыночной цены акции к прибыли на одну акцию отражает отношение между компанией и ее акционерами:

Р/Е = S / Еб,

' рын ' б'

где Sрын — рыночная стоимость акции; Еб — базовая прибыль на одну обыкновенную акцию.

Этот показатель указывает, какую сумму согласны заплатить акционеры за один рубль чистой прибыли компании. Показатель представляет интерес не только в определенный момент, но и в динамике за какой-либо промежуток времени. Это особенно важно для тех инвесторов, которых интересует долгосрочный аспект инвестирования. Если Р/Е < 1, это означает, что рыночная стоимость компании меньше суммы капитала, вложенного акционерами.

Какие выводы можно сделать, если акции компании характеризуются высоким или низким коэффициентом Р/Е?

Относительно высокий уровень Р/Е может свидетельствовать о том, что инвесторы надеются на значительный рост дивидендов в будущем, а компания рассчитывает на значительный (выше среднего) рост в будущем, поэтому выплачивает акционерам большую часть своих доходов. С другой стороны, если рассматриваемый коэффициент ниже среднего отраслевого показателя, следовательно, возможности развития компании ограничены или степень риска невелика, поэтому акционеров устраивает небольшой доход. Возможно, что имеет место существование обоих факторов. Нередко важную роль играет субъективная оценка. Если компания имеет низкий коэффициент Р/Е при относительно высокой прибыли, это может означать (обычно именно так и бывает), что инвесторы ожидают постепенного снижения прибыли, следовательно, и уменьшения своих доходов в будущем. Высокий коэффициент Р/ Е (или возрастающее его значение) свидетельствует

о том, что инвесторы рассчитывают на рост прибыли и увеличение дивидендов в будущем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иногда рассчитывается аналогичное отношение P/CF — рыночной цены акции к величине денежного потока (cash flow) на одну обыкновенную акцию, находящуюся в обращении [3].

При сравнении финансовых документов компаний разных стран аналитики часто сталкиваются с тем, что принятые в соответствующих странах стандарты несопоставимы. Принципы расчета прибыли могут различаться. В некоторых странах для вычисления прибыли используются более «консервативные» методы, например, компании могут амортизировать внеоборотные активы или производить их ускоренное списание. Очевидно, что в таких случаях чистая прибыль существенно отличается от денежного потока главным образом из-за амортизационных отчислений. Поэтому может быть использован такой показатель, как коэффициент отношения рыночной цены акции к денежному потоку на одну акцию, который не зависит от возможных различий между действующими стандартами бухгалтерского учета, так как результат свободен от влияния методов амортизации. В силу этого можно рассматривать коэффициент P/CF как частный случай коэффициента Р/Е. Динамический ряд показателя P/CF повышает степень информативности и статистической надежности показателей рыночной стоимости акций.

Показатель P/CF рассчитывается для компаний, использующих разные методы амортизации, а также там, где большая часть внеоборотных активов финансируется за счет лизинга (аренды). Этот коэффициент становится своего рода общим знаменателем, позволяющим сравнивать финансово-хозяйственную деятельность фирм, которые опираются на различные методы бухгалтерского учета. Ранее показатель денежного потока на акцию (Р/СF) использовался вместо прибыли на акцию (Еб) при сравнении компаний разных стран, различающихся стандартами бухгалтерского учета [3]. Очевидно, что при переходе на МСФО различия, обусловливающие разный расчетный объем прибыли, устраняются, и отношение Р/ СF уже не вычисляется.

В зависимости от цели анализа оценка эффективности может быть дополнена расчетом других показателей, диагностическую ценность которых определяет состояние конкретной компании. Несмотря на то, что компания эффективна и преуспевает, нельзя не принимать во внимание возможность потери платежеспособности или потенциальной угрозы банкротства. Как известно, компания считается несостоятельной, если она не может выполнять свои текущие

обязательства. Неплатежеспособность подобного рода часто представляет собой временную проблему, которую можно решить (как правило, именно так и бывает). Конкурсное управление или банкротство обычно свидетельствуют о том, что пассивы превышают активы. Это означает, что компания имеет отрицательный собственный капитал, и собственники могут потерять свои вложения. Оздоровительные методы могут быть разными в зависимости от степени тяжести финансового состояния компании. Если положение безнадежно, единственный возможный выход—ликвидация компании. На практике обычно имеется целая шкала градаций неустойчивости между этими двумя экстремальными ситуациями.

Описанные выше методы расчета и использования показателей эффективности помогают принимать обоснованные решения. Каждый отдельно взятый показатель не может достоверно и однозначно характеризовать ту или иную ситуацию. Например, высокий коэффициент текущей ликвидности свидетельствует о высоком уровне ликвидности, что является хорошим признаком, либо о слишком большом объеме наличности, что нельзя оценить положительно, так как избыточная наличность часто представляет собой непродуктивный актив. Аналогично этому высокий коэффициент оборачиваемости основных средств может указывать на то, что компания эффективно использует свои активы, или на то, что она недостаточно капитализирована (имеющийся в ее распоряжении оборотный капитал недостаточен) и не в состоянии приобретать новые активы.

Если значения одних показателей создают благоприятное впечатление, а других нельзя считать удовлетворительными, то затруднительно сделать окончательные выводы об экономической эффективности компании. Многие банки и кредитные учреждения используют статистические приемы и модели, после чего на основе анализа результатных показателей компания диагностируется с точки

Литература

зрения вероятности возникновения признаков несостоятельности или банкротства [2].

На результаты анализа расчетных показателей эффективности могут влиять сезонные факторы. Например, в компании, занимающейся производством пищевых продуктов, коэффициент оборачиваемости запасов, фиксирующий состояние производства перед началом сезона консервирования, будет отличаться от того же самого коэффициента, отражающего состояние запасов после окончания сезона. Эта проблема снимается, если использовать при расчете коэффициентов средние месячные показатели.

Влияние макроэкономических индикаторов (например, инфляции) на результаты анализа показателей эффективности требует особого рассмотрения. Дело в том, что отраженные в бухгалтерской и другой отчетной документации потоки платежей и стоимостные показатели дают возможность определить значения расчетных коэффициентов в фиксированный момент времени по так называемой исторической стоимости. В этом случае важно учесть неопределенный и изменчивый характер результатов анализа, особенно на длинных временных интервалах (более года). Для того чтобы быть уверенным в предстоящих шагах по диагностике и реализации контрольных мероприятий, нужно получить результаты анализа в сопоставимом виде для наиболее вероятных условий деятельности компании. Для этого используются приемы дисконтирования, а также расчет значений коэффициентов для двух случаев: пессимистического и оптимистического вариантов развития событий. Данный подход широко используется в инвестиционном анализе под названием «анализ чувствительности» проекта, что позволяет учесть изменчивость факторов окружающей среды. Аналогично анализ состоятельности эмитентом может быть проведен при минимальных и максимальных значениях инфляции, курса национальной валюты, ставок кредитования.

1. Теплова Т. Мониторинг финансовой эффективности компаний в рыночной среде // Финансовая газета. Региональный выпуск. — 2005. — № 18. — С. 14.

2. Иванов А. П. Финансовые инвестиции на рынке ценных бумаг. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. — С. 139 — 145.

3. Блага З. С., Йиндржиховска И. Как оценить состояние финансового здоровья фирмы // Финансовая газета, 1998. — № 47. — С. 13.

4. Приказ Минфина России № 10н от 23.01.2003 ФКЦБ РФ №03-6/пз «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» .

5. Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: Акскери, 1999.

6. Приказ Минфина России от 21.03.2000 № 29н «Об утверждении методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.