»
Экономика и управление в образовании
УДК 330.322
Т.В. Курбатова
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
В ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, активное внедрение механизмов государственно-частного партнерства, увеличение программ финансирования вузов из внебюджетных источников - одни из главных стратегических целей Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. [1].
В программе указано: «эффективность реализации программы будет обеспечена за счет внедрения новых подходов, методик и технологий на всех уровнях системы образования путем инвестиций в научно-исследовательские проекты и проекты по внедрению полученных результатов... При этом важнейшим показателем эффективности будет являться высокая степень соотношения выгоды от реализации программы на макроэкономическом уровне. и инвестиций в программу» [1].
Разработка подходов по оценке эффективности инвестирования в высшее профессиональное образование приобретает актуальность и способствует в перспективе решению поставленных перед высшим профессиональным образованием задач.
Согласно существующему определению инвестиций, данному в ст. 1 Закона [2], инвестиции (от лат. туе8иге - облачать) - это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в целях получения прибыли (дохода)
и достижения положительного социального эффекта.
Теория инвестиций формировалась в рамках трех экономических направлений: неоклассическом, кейнсианском и институциональном. Ведущие представители российской экономической школы - Е.В. Балацкий, В.С. Барда, В.Н. Глазунова, Т.В. Зеленской, А.Б. Идрисова и др. внесли свой вклад в исследование роли инвестиций в формировании и укреплении производственного потенциала, социальной сфере и прочих областях жизни общества. Анализ накопленного научного и практического опыта в разработке методов оценки эффективности инвестиций в сферу образования показал, что в данной области уже достигнуты определенные результаты, например разработка научного аппарата оценки экономической эффективности профессионального образования [3].
Благодаря трудам ученых доказанным стало положение, что инвестиции в образовательную систему являются одним из видов социальных инвестиций, т. е. инвестиций в человеческий капитал. При этом подчеркивается, что социальные инвестиции - это долгосрочные вложения в социальную сферу с целью повышения качества жизни общества, улучшения качества предоставляемых населению услуг предприятиями и учреждениями социальной сферы. С экономической точки зрения инвестиции в образование имеют свои особенности: длительность периода окупаемости, высокую степень риска, регулярность, достаточно большой объем инвестиционных средств, возможность получения не только экономического, но и социального эффекта.
^Научно-технические ведомости СПбГПУ 2' 2011. Экономические науки
Сторонники теории человеческого капитала (Г. Беккер, Дж. Минцер, Т. Шульц, М. Блауг, С. Боулс, Б. Чизвик и др.) под человеческим капиталом понимают приобретенные знания, трудовые навыки, рациональные мотивы поведения и считают, что именно эти качества формируют производительные способности человека, позволяющие получать ему тот или иной доход. Поэтому экономическую выгоду образования они рассматривают, например, как заработную плату работника в зависимости от определенного уровня подготовки - это зарплата при нулевом уровне образования и зарплата - доход от инвестирования в образование.
Человеческий капитал образуется в результате человеческих инвестиций. Он распадается на специальный (финансируется компаниями и применим только в профессиональной деятельности) и общий (финансируемый за счет собственных средств или средств семьи). В связи с этим принято различать частные и социальные нормы отдачи. Оценивая отдачу от государственных инвестиций в образование, необходимо учитывать все социальные последствия (выгоды и издержки) вложений в человека. Нормы отдачи от частных вложений показывают ценность образования для конкретного инвестора. Более высокий уровень образования обеспечивает работнику и более высокие доходы. Социальные нормы отдачи имеют так называемые экстер-нальные эффекты, возникающие при повышении образовательного уровня большинства членов общества. Эти эффекты сказываются при ускорении НТП, улучшении качества жизни и т. п. Ввиду того, что перевести действие всех этих факторов в денежные эквиваленты крайне сложно, в состав издержек дополнительно включаются государственные ассигнования на образование, а в состав выгод - прирост налоговых поступлений за счет повышения образовательного уровня населения. Показатели социальных норм отдачи, как правило, оказываются ниже частных, так как образование субсидируется государством. В развитых странах эта разница составляет 1-3 %. Экстерналии не позволяют точно просчитать социальные нормы отдачи, поэтому частные нормы экономисты считают более надежным индикатором эф-
фективности образования, в том числе и для государственных расходов на образование.
Под экономической эффективностью понимают соотношение полезных конечных результатов функционирования и затраченных ресурсов [4]. Главным критерием экономической эффективности инвестиции в образование является степень удовлетворения конечных потребностей общества, прежде всего потребностей, связанных с развитием культуры человека. Эффективность экономической системы зависит от совокупной результативности производства, социальной сферы (систем образования, здравоохранения, культуры) и государственного управления. Эффективность каждой из сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совмещением количественных показателей. Измерение эффективности социальной сферы требует использования особых качественных показателей развития каждой из отраслей этой сферы. Одной из важных составляющих эффективности экономической системы является эффективность капитальных вложений. Она выражается отношением полученного эффекта к капитальным вложениям, вызвавшим этот эффект [4].
В отношении подходов к оценке эффективности единой стратегии не выработано. Однако наиболее часто используется теория оценки эффективности, согласно которой при инвестировании в интегрированную систему образования самыми востребованными показателями эффективности являются:
- срок окупаемости капитальных вложений (затрат) - временной показатель, характеризующий отношение капитальных вложений к экономическому эффекту, получаемому благодаря этим вложениям, или период (измеряемый в месяцах, кварталах или годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления;
- экономия затрат - показатель, характеризующий разность затрат до и после внедрения инвестиционного проекта;
- экономический эффект - разность между результатами деятельности хозяйствующего
Экономика и управление в образовании
Классификация основных показателей эффективности инвестиционных проектов и методы их расчета
Абсолютные показатели Относительные показатели Временные показатели
Метод приведенной стоимости Метод аннуитета Метод рентабельности Метод ликвидности
Способы, основанные на применении концепции дисконтирования
Интегральный экономический эффект (чистая текущая стоимость, NPV) Дисконтированный годовой экономический эффект (AN PV) Внутренняя норма доходности (JRR). Индекс доходности инвестиций Срок окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования
Упрощенные (рутинные) способы
Приблизительный аннуитет Показатели простой рентабельности. Индекс доходности инвестиций Приблизительный (простой) срок окупаемости инвестиций
субъекта и произведенными для их получения затратами. Положительный экономический эффект достигается в случае, когда результаты превышают затраты; этот эффект называется прибылью. Если затраты превышают результаты - это отрицательный экономический эффект, т. е. убыток;
- экономическая эффективность - отношение результата (эффекта) к затратам, произведенным для достижения этого результата;
- чистый дисконтированный доход ЧДД (net present value NPV) - «сумма текущих доходов за весь расчетный период времени, приведенных к начальному времени (разность между приведенными доходами и приведенными инвестициями)» [5].
Однако по утверждениям экспертов для определения эффективности вложений в высшее образование нужно рассматривать их в контексте результативности инвестиционного проекта. Так, обобщая международную практику и давая общедоступное определение, Е.Г. Непомнящий указывает [6], что в обосновании инвестиционных проектов чаще используют несколько показателей, позволяющих подготовить решение о целесообразности (нецелесообразности) вложения средств. Все они обоснованно объединяются в две группы. К первой относят показатели, определяемые на основании использования общепринятой ныне концепции дисконтирования: чистая текущая стоимость; индекс доходности
дисконтированных инвестиций; внутренняя норма доходности; срок окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования; максимальный денежный отток с учетом дисконтирования. Вторая группа складывается из показателей вне концепции дисконтирования: простой срок окупаемости инвестиций; показатели простой рентабельности инвестиций; чистые денежные поступления; индекс доходности инвестиций; максимальный денежный отток. Классификация основных показателей эффективности инвестиционных проектов, предложенная Н.Е. Непомнящим, приведена в таблице.
Предпочтительность тех или других показателей остается делом выбора. Первые дают больше информации и снижают риски. Срок окупаемости инвестиций (payback period) - период от начального момента (начало операций) до момента, когда кумулятивные текущие чистые денежные поступления NV(k) становятся и в дальнейшем остаются неотрицательными. Метод расчета срока окупаемости РР инвестиций предполагает вычисление периода, за который кумулятивная сумма (сумма нарастающим итогом) денежных поступлений сравнивается с суммой первоначальных инвестиций:
PP = -КЦ CFJ
где РР - срок окупаемости инвестиций (лет); Ко -первоначальные инвестиции; СКг - среднегодо-
Научно-технические ведомости СПбГПУ 2' 2011. Экономические науки
вая стоимость денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта. Дисконтные показатели сложнее, но точнее. Из вышеизложенного следует:
- реально оценить эффективность человеческих инвестиций можно по отношению к образованию;
- внутренняя норма отдачи (по аналогии с нормой прибыли на производстве) рассматривается как соотношение дисконтированных величин выгод и издержек обучения и бывает двух видов - частная и социальная;
- инвестиции в человеческий капитал достаточно эффективны и оправданны, если обладают достаточно высоким уровнем окупаемости и рентабельности;
- с помощью доступности и однородности системы образования можно выровнять человеческие инвестиции и изменить степень неравенства в человеческом капитале. В результате выравнивания частных внутренних норм отдачи
произойдет и равномерное распределение доходов в обществе;
- показательный (численный) расчет эффективности инвестиций в образование необходим для привлечения инвесторов, среди которых может быть не только государство, но и предприятия реального сектора экономики, общественные организации, а также частные лица, в том числе благотворители, спонсоры, семьи, сами учащиеся;
- результатом успешной реализации Федеральной целевой программы к 2015 г. будет «внутренний рост валового внутреннего продукта, увеличение доли образовательных услуг в валовом продукте не менее чем на 7 процентов, снижение на 16 процентов уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование, снижение на 8-12 процентов затрат на реализацию механизмов социальной адаптации для социально уязвимых групп населения» [1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] : Распоряж. Правительства РФ № 163-р от 07.02.2011 г. -Режим доступа: www.consultant.ru
2. Об инвестиционной деятельности в РСФСР [Текст] : Закон РСФСР № 1488-1 от 26.06.1991 г. (ред. от 10.01.2003 г.).
3. Унгаев, А. А. Оценка экономической эффективности профессионального образования [Текст] : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А.А. Унгаев. - Иркутск: ИГЭА,2002. - 176 с. - (РГБ ОД,61:02-8/2444-6).
4. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь [Текст] / А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2008. - 864 с.
5. Новицкий, Н.А. Инновационная экономика России: Теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты [Текст] / Н.А. Новицкий. - М.: Либроком, 2009. - 328 с.
6. Непомнящий, Е.Г. Инвестиционное проектирование [Текст] : учеб. пособие / Е.Г. Непомнящий. -Таганрог: ТРТУ, 2003. - 262 с.