Научная статья на тему 'Анализ плоских слабодемпфированных колебаний парашюта в свободном установившемся снижении'

Анализ плоских слабодемпфированных колебаний парашюта в свободном установившемся снижении Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
107
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Бюшгенс А. Г., Шилов А. А.

Рассматриваются линеаризованные уравнения движения осесимметричного парашюта фиксированной геометрии с учетом влияния присоединенных масс воздуха. Показано, что декремент затухания угловых колебаний определяется кубическим уравнением. В случае малых абсолютных значений декремента получены простые формулы для периода и декремента затухания колебаний парашюта, положения центра вращений, амплитуды и фазы горизонтальной скорости в этой точке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ плоских слабодемпфированных колебаний парашюта в свободном установившемся снижении»

_______УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И

Т о м IV 197 3

№ 1

УДК 629.734.7

АНАЛИЗ ПЛОСКИХ СЛАБОДЕМПФИРОВАННЫХ КОЛЕБАНИЙ ПАРАШЮТА В СВОБОДНОМ УСТАНОВИВШЕМСЯ СНИЖЕНИИ

А. Г. Бюшгенс, А. А. Шилов

Рассматриваются линеаризованные уравнения движения осесимметричного парашюта фиксированной геометрии с учетом влияния присоединенных масс Воздуха. Показано, что декремент затухания угловых колебаний определяется кубическим уравнением. В случае малых абсолютных значений декремента получены простые формулы для периода и декремента затухания колебаний парашюта, положения центра вращений, амплитуды и фазы горизонтальной скорости в этой точке. * ...

В работе [1] выведеш* уравнения плоских движений парашюта фиксированной геометрии с учетом влияния присоединенных масс воздуха. В настоящей статье рассматриваются; линеаризованные уравнения движения. Показано, что декремент затухаци# угловых колебаний определяется кубическим уравнением. В случае малых абсолютных значений декремента получены простые и достаточно точные формулы длягпериода и степени затухания колебаний. В более общих предположениях, чем в работе [2], определено положение центра вращения и получены выражения для фазы и амплитуды горизонтальной скорости этой точки. Указанные формулы дают возможность оценить динамические свойства системы, не прибегая к интегрированию уравнений движения. Они могут быть также, полезны при решении задачи определения параметров парашютной системы по данным летного эксперимента.

Безразмерные уравнения движения. Уравнения плоских движений парашюта фиксированной формы с учетом присоединенных масс воздуха имеют вид [I]

’(/И (V cos я — Ксс sin я) (А/ -Ь ^22) ® — ^22 ^ = cos

(Af + 7io2)(— v Sin'a — V a'cosa) + (Af -f Xj,) cos a -}- X22 So 8 = cnqS — Mg sin 9;

(/ + f'.m + X.,2 Ф Ь + hi «о (— v sin a — Va COS a) -f- ;0 Vft cos a +

+ (^11 — *22) V2 sin a c0? a = mz (“) “) <}SL,

где M, 1 — масса и момент инерции конструктивных элементов парашюта; лп, ^22- Хад —присоединенные массы, характеризующие инерционное влияние воздуха соответственно на продольное, поперечное й вращательное движения парашюта; ?0 — расстояние от центра масс парашюта (ц. м.) до центра присоединенных масс (ц. п. м.), прйчем £о <0, если 14. п. Я. лежит ближе к куполу, чем ц. м. (фиг. 1); V— скорость движения ц. м. парашюта; а—угол атаки; д угол между осью симметрии парашюта и вертикалью;

сх — сх (а) COS a — Су (а, ш) sin о; Сп = сх (d)sin а су (а, 01) COS

Аэродинамические характеристики парашюта- предположим линейными функциями малых а и <о. Тогда, линеаризуя (1) около стационарного решения

О, &=0, получим (знаки варьирования опущены):

V-,«==0,

cxSf

MVO

в V (Хц ft — а) + Х22 So ft = — СЛ<?50 Су qSa -f- с“ у ft; |

(I + Х6в Х22 ?0) ft + ^22 5о V9 + (Хц — X^) V*a — m\ qSL a 4- niit -где 9 = ft — a, c«n = cx + cl.

qSL2

Фиг. I

(2>

Переходя в (&) к безразмерным параметрам с помощью соотношений:

—- |

С

оЛ

“Г л4 ^ 0 г

,x = _2M+^«L'; £о= ф-; 1

ро/у **»

_ .

2 iM + Хщ *

имеем

ТГ X» ~ ^22 . _________[______ и-------Ы------

М + Х22 ’ (М 4- Х^) I3 (М •+- Хи) £.*

в+ ДХ» + _1-Х2Г0»=- £ в+ <$*+- |

гч 9 (лХ^ 5о® + ДХ[иа(& — в) = |д.«^(& — в) + я**#, |

причем дифференцирование производится по безразмерному параметру

QS

t.

(3)

Частота и степень затухания колебательных решений. Как следует из анализа, проведенного в работе [2], корню системы (3), определяющему апериодическое движение, соответствует значительное демпфирование, поэтому частное решение линейных однородных уравнений (3) будем искать в виде

ft = е~Лт ft0 cos pr,

в = e ftTft0 (S cos pi + С sin pt)

.)

(4)

Подставляя (4).в уравнения движения (3), получим систему четырех алгебраических уравнений,для определения амплитуд В и С, безразмерной круговой частоты р и декремента затухания Л:

I. (с* -h)B-\- Ср— ДХА + -L х2 г0 (ft2

- - . . I’-

ll. Bp - (с\- А) С + ДХ/>

— х2 Го 2 hp f*

/>2)

1

cv Р'>

III. гг(А2-/>2)4-(*ла50(-еА + Ср) + !л(ДХ!1-т“)(1 -В)-.

IV. 2 hpr4 + (М2 £0 (— Bp — СА) — (л (ДХ|л — т“) С = — /и» /7. Из (5.1) и (5.Ш) найдем В в функции pah:

fl — So -f- B\h -f- S2 A®,

m" A;

(5)

(6)

(7)

где

Д) = i + -g-p2 + X2 £0 (Cjci* — x2 ?o p2)J;

^•Ж‘ ~Ж *”* + (— ДХц. -I- c“)J;

£ —3Afi2 —цХа^с“ .

Аналогично из (%Ц) и (5.1V> дм С получим:

С = р(В1 + 2АВа).

Дальнейшие выкладки существенно упрощаются, если использовать следующие обозначения:

- л. - h' -~Н ■ ^*Ц- t ife?'у. jjr i ' . .

а-/»-

6 = cj m* + Xj fo (c* — m“);

c ~ c«4* — 1^ + [Cy - ,<& + 1)] (4X)a — mj);

й==**р(ДХ|*~лф.

Подставляя (6) и (7) в (5.1) и используя обозначения (8), получим: р3(Ъ — 3 ha) ш= — яА* + ЬАа -f- сА + d.

Подобным же образом из (5.11), (6) и (7) следует

Р*

1

п*= — (3 А* в — 2 ЛЬ — с). а

(8)

(?)

(10)

Исключая из (9) и (10) рг, получим кубическое уравнение для определения декремента затухания А:

8 а? А® — 8 вЬй! — 2 (ас — 62) А -f (ad -j- be) — 0.

(И)

Поскольку большинство реальных парашютных систем являются слабодемп-фированными, ограничимся рассмотрением этого класса систем. Предположим, что |А|< 1. Тогда, пренебрегая членами с А2 и А3 в уравнении (11), получим:

л ай+Ъс

2 (ас - №) •

(12)

Оценим величину относительней ошибки 6А/А, на которую точное решение л л • ,

(11) А = А + ЬА отличается от А. Из (11) и (12) легко получить, что

откуда видно, что относительная погрешность формулы (12) линейно растет є увеличением декремента затухания (в области малых Л). Величину безразмер-

Л ' , .

ной круговой частоты легко найти, подставляя Л в одну из формул (9) или (10).

Центр вращения- Точку, лежащую на оси конуса строп и имеющую минимальную амплитуду горизонтальных смещений, назовем центром вращения. В работе [2] определялся идеальный центр вращения при А =0 как точка, горизонтальные смещения которой равны нулю.

Произвольная точка, расположенная на расстоянии R от ц. м., имеет горизонтальную скорость , .

! уг=К0 + /?і*1 ' (13)

- - ■ .■ аі ■

или в безразмерном виде где

КГ = (Л + /?», ............ (14)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_ _ Vr(M + Х22) V

Я = /?/!; rK qSL ;

Подставляя в (14) выражения (4), получим

Vr = »0 е-Ат (С(лВ — /?А) cos pi + ((лС — Rp) sin ptj.

Видно, что зависимость амплитуды поперечной скорости в каждый момент времени от R имеет вид гиперболы с асимптотами ;

Vr = Vpi+hHR*±R)^

-h-i

где/?* соответствует центру вращения и оПределяется:р^венствйм ' - : Вк-\-Ср

, ,,-м, , • ... .. •• . .■.■„Rц==:,P.. № -(_^а ■ ...... ; ■ •: 0*>)

Амплитуда колебаний горизонтальной скорости в центре вращений определяется соотношением •

! у — |Л С>1 % е~н~\ ’ •• (16)

Линеаризуя (15) и (16) относительно Л, получим:

! .-м. -{- (2 В, ®“ )л| ^ . , (15')

К тш = (при 1 = 0). ' (1(Г)

Фаза колебаний Кгш,п относительно колебаний угла тангажа 8 может быть

найдена с помощью формул ,

, . А Р , •

'■ - " ■ " ; соей 4- - г. . : .■ ’ ■ (17)

&т р ’ т — Ка24-р*

• • Знак плюс беретсяПри (£В — /?*Л>0 (или Вр^СН). Ийтересно отметить,

что при отсутствии затухания (А = 0), согласно (17), ^ = 0 или 9 = я, т. е. колебания' сийфаЗнй тсолебаййяМ #•(*) при Во> 0 й йон^рфазны при В0<0,

прдч^м условие перехода от синфазности к контрфазно^ти (Ва = 0) совпадает с условием существования- идеального центра вращения, когда'Кг ш1п = 0.

, . В процессе обработки результатов численного интегрирования (1) или летного эксперимента центр вращения можно определить, располагая записями 4(<) и поперечной скордсти. груза Кгр (/). для..которой, имеер. место равенство

. . . .. ..у’гр=-УР+/?гр&. . : . .. . ...; , (18)

Сопоставляя (13) и (18), получим . ,

1/г = (Я-Ягр)» 4- IV

после чего /?* может быть найдено из условия минимума интеграла от квадрата скорости

Г I ИГр + ((? — Игр) $]2 М -» гпШ. < я

н

Центр вращения, следовательно, расположен на расстоянии

I

I

Я* = ЯгР - ^------------------ (19)

'■М

С

от ц. м. парашютной системы. Точность формулы (19) увеличивается с ростом интервала наблюдения [$, <] и ошибка стабилизируется на значении, определяемом погрешностями измерений и выбором *0.

Для выявления влияния аэродинамики парашюта на положение центра вращения рассмотрим (15) в простейшем случае, когда отсутствуют присоединенные массм (Х2 = 0, дГ=0) и декремент затухания равен нулю, при этом /?* =— /я“/т“- Здесь /и* и т\ — коэффициенты, аэродинамических моментов относительно суммарного ,ц. м> царашюта и груза, согласно [1] эти коэффициенты имеют вид ■ ,

- - _ _ \ (20) тЦ—т%1 + тгк^х ~ сп&х2~ су&.х> }

где т“й, тюгк — коэффициенты моментов относительно ц. м. парашюта без груза, а 4* = кх1*—сдвиг центровки/при подвешивании груза. Если принять, что основными членами в (20) являются Дхс\ и с* Дл:2, то /?* = — Ддг.

Таким образом, в указанных предположениях центр вращения системы парашют — груз лежит в ц1. м. парашюта без груза, т. е. в районе купола. Этот результат носит несколько парадоксальный характер, поскольку при колебаниях системы большая масса колеблется, в то. время как малая почти неподвижна. Смысл этого результата заключается в том, что система купол — груз находится в потоке воздуха и аэродинамические силы являются определяющими, а механическая аналогия с двумя массами, связанными упругой связью, не является

адекватной. . .

В тех же предположениях легко получить для. периода колебаний парашюта формулу .

, Т 2 г. \rafg , ' ■ ' '

где а — расстояние от ц. м. груза до ц. м. парашюта. Кроме того, оказывается,

что ■ .

• V • =0. :

• • - 1 г шш

Таким образом, слабодемпфированная система купол — парашют в указанных предположениях в свободном установившемся снижении колеблется около ц. м. парашюта, как около покоящегося лв горизонтальном направлении центра вращений, с периодом, равным периоду математического маятника, плечо которого равно расстоянию от ц. м. парашюта до ц. м. груза.

Результаты расчетов. Расчеты проводились для парашюта, параметры которого .

М =0,058 тем; /=0,147 тем. м‘2;

Х11 = 0,02 тем; 5 = 3,3 м2

■. ^22=0,01 тем; I — 4,4 м;

^бв = 0> $о=.— 2,82 м

и аэродинамические характеристики сх= 1; с“ = — 0,3; с” = 0,378; /«“=— 0,379; /я“ = — 0,19.

Коэффициенты аэродинамических сил и моментов отнесены к центру масс. Скорость установившегося снижения составляет 1,66 л«/сек.

Фиг. 2

т интегрираіа.-ния уравнений ми тения

----приближенный расчет

Х*М

-----результат интегрировании ураВнений Нитения -----приближенный расчет

VrmJft»

0,09 0,07 40Ї

0,3

\

Фиг. 4

На фиг. 2 показан характер угловых движений слабодемпфированного парашюта. Приведены переходные процессы для горизонтальных скоростей нескольких точек на оси парашюта и кривая &(*)• От оси конуса строп парашюта отложены амплитуды горизонтальных скоростей в момент времени, соответственно показанный на фигуре вертикальной пунктирной линией; концы векторов соединены гиперболой. Положение центра вращения находилось по формуле (19). От вертикальной пунктирной линии отложены величины сдвига фаз колебаний Уг(/?) относительно колебаний 9-. В соответствии со сделанными выводами в точке /?* Д<=0 (так как А « 0).

На фиг. 3 и 4 показано влияние коэффициента с“ парашюта на наиболее важные характеристики его углового движения: декремент затухания Л, период колебаний Т, положение центра вращения /?*, горизонтальную скорость в центре вращения Угт|П при * = 0 и сдвиг фазы М этих колебаний относительно колебаний д(<)- Следует отметить сильное влияние Су на динамические свойства системы. Данныё фиг.- З и 4 указывают на весьма высокую точность оценок, основанных на приближенно^'формуле (12). в достаточно широком диапазоне значений декремента затухания (—0,2 </г< 0,2).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюшгенс А. Г., Шилов А. А. О динамической модели парашюта и определении его характеристик. .Ученые записки ЦАГИ*, т. Ill, № 4, 1971.

2. Шилов А. А? Об устойчивости движения парашюта на режиме установившегося снижения. „Ученые записки ЦАГИ*, т. II, Л 4, 1971.

Рукопись поступила 24/111 1972 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.