Научная статья на тему 'Анализ перспектив продвижения российских региональных самолетов на отечественный и зарубежный рынок'

Анализ перспектив продвижения российских региональных самолетов на отечественный и зарубежный рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская авиация / рынок региональных самолетов / Сухой Супержет / ведущие производители авиатехники / самолетный парк авиакомпаний / civil aviation / regional aircraft market / Sukhoi Superjet / leading aircraft manufacturers / aircraft fleet of airlines

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. М. Табачный, О. Л. Гусаковская

Статья посвящена исследованию мирового рынка региональных пассажирских самолетов Sukhoi Superjet. Отдельно рассмотрены перспективы продвижения на рынок самолета гражданской авиации российского производства. В ходе исследования проведен анализ парка пассажирских самолетов российских авиакомпаний, выявлены тенденции его обновления. Даны предложения по продвижению на рынок новых региональных российских самолетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROSPECTS OF PROMOTING RUSSIAN REGIONAL AIRPLANES TO THE DOMESTIC AND FOREIGN MARKET

The article is devoted to the study of the world market of regional passenger planes Sukhoi Superjet. The prospects for promoting a Russian-made civil aviation aircraft to the market are considered separately. In the course of the study, an analysis of the fleet of passenger aircraft of Russian airlines was carried out and the trends of its updating were revealed. There are proposals for the promotion of new regional Russian aircraft on the market.

Текст научной работы на тему «Анализ перспектив продвижения российских региональных самолетов на отечественный и зарубежный рынок»

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ ПРОДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ САМОЛЕТОВ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК

Е.М. Табачный, канд. техн. наук, доцент О.Л. Гусаковская, магистрант

Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10269

Аннотация. Статья посвящена исследованию мирового рынка региональных пассажирских самолетов Sukhoi Superjet. Отдельно рассмотрены перспективы продвижения на рынок самолета гражданской авиации российского производства. В ходе исследования проведен анализ парка пассажирских самолетов российских авиакомпаний, выявлены тенденции его обновления. Даны предложения по продвижению на рынок новых региональных российских самолетов.

Ключевые слова: гражданская авиация, рынок региональных самолетов, Сухой Су-пержет, ведущие производители авиатехники, самолетный парк авиакомпаний.

В настоящее время гражданские самолеты российского производства не являются значимым игроком на мировом рынке. Для объективной оценки роли и места российского авиастроительного комплекса в настоящее время целесообразно сравнить абсолютные и относительные показатели производства российских и зарубежных

магистральных и региональных самолетов вместимостью более 50 мест.

Рассмотрим прогнозы ведущих производителей авиатехники по потребностям мирового рынка пассажирских самолетов различных классов на 10-ти и 20-ти летний период.

Таблица 1. Сводный прогноз потребности мирового рынка пассажирских самолетов компаний Боинг и Эрбас на последующие 20 лет._

Классификация Боинг Эрбас

Всего поставки новых самолетов, в том числе: - региональные (до 99 мест); - узкофюзеляжные (100 - 210 мест); - широкофюзеляжные (180 - 400 мест); - широкофюзеляжные (более 400 мест); 294GG 25lO (9 %) 1916o(б5%) 675O (23 %) 980 (3 %) 29538 6153 (20,7 %) 16620 (56 %) 5482 (19 %) 1283 (4,3 %)

Перспективы продвижения на рынок российского регионального самолета 881-100

Сектор рынка турбореактивных региональных самолетов выбран для анализа, прежде всего, для оценки перспектив продвижения на рынок имеющихся российских самолетов указанного класса пасса-

жировместимостью 60-99 мест типа 8Б1-100.

Зарубежные существующие и перспективные модели-конкуренты российских региональных самолетов в секторе пасса-жировместимости 60-99 мест и смежных секторах, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Сегментация мирового рынка региональных пассажирских самолетов

Страна Кол-во мест Турбореактивные самолеты Турбовинтовые самолеты

2O -39 4O -59 6O - 79 8O - 99 100 -120 120 -149 2O -39 4O - 59 6O -79

Россия «Сухой» SSJ-100-75 SSJ-100-95

«Туполев» Ту-334

«Антонов» Ан-148

«Ильюшин» Ил-114

Украина «Антонов» Ан-148

Ан-140

Бразилия «Ембраер» ERJ-135 ERJ-140 E-170 E-175 E-190

ERJ-145 E-195

Канада «Бомбар-дье» CRJ- 200 CRJ- 700 CRJ- 900 C серия 110 C серия 130 Q- 200 Q-300 Q- 400

CRJ- 705 CRJ-1000

Италия «АТЯ» AТR-42 AТR- 72

Китай «АВИК-1» ARJ-21-700

Япония «Мицуби-си» MRJ- 70 MRJ- 90

Западная Европа «Эрбас» А-318 А-319

США «Боинг» B-737- 600 B-737-700

Из анализа данных, представленных в таблице 2, видно, что авиакомпании имеют широкий выбор турбореактивных и турбовинтовых региональных самолетов различной пассажировместимости для удовлетворения своих потребностей по обновлению парка авиатехники [1 ].

В условиях жесткой конкурентной борьбы с компаниями Ембраер и Бомбар-дье, а также в следующем десятилетии и с китайским ARJ21, поставки российского самолета SSJ-100 в ближайшие 10 лет возможны в Венесуэлу и Кубу в количестве 25-30 единиц.

Вторую позицию в прогнозах по емкости рынка региональных самолетов до 15% (400 единиц) рассматривается Европа.

В условиях выхода на рынок региональных самолетов китайского турбовин-

тового МА-60 и турбореактивного ЛВД21, вряд ли, приходится рассчитывать на продвижение российских самолетов в Китай, занимающего в прогнозах третье место по емкости рынка самолетов этого класса (10% - 225 самолетов).

Емкость рынка региональных самолетов Латинской Америки оценивается в 5% (120 самолетов). В настоящее время в связи с преобладающего присутствия на рынке компаний Ембраер и Бомбардье не представляется возможным рассчитывать в ближайшие 10 лет на поставки в страны региона российских самолетов SSJ, как уже указывалось, кроме Венесуэлы.

Общая потребность рынков региональных самолетов стран Азиатско-Тихоокеанского, Ближневосточного регионов, а также Африки оценивается экс-

пертами в 11% (230 единиц). При мощной конкуренции на рынке со стороны традиционных поставщиков в регионы Ембраер, Бомбардье, ATR, китайских авиастроительных компаний, а также японского MRJ, при самом оптимистичном прогнозе, поставки российских самолетов могут составить не более 15% (25-35 самолетов).

Таким образом, общий экспортный потенциал российских региональных самолетов в ближайшем времени 90-100 самолетов.

Однако, следует отметить, что практическая реализация экспортного потенциала во многом будет зависеть от успеха продвижения самолетов на российский рынок и в страны СНГ.

Российские авиакомпании всё более широко для закупок авиатехники используют механизм открытых конкурсов. По результатам которых, в том числе по региональным самолетам, победителями объявляются западные компании.

Главной проблемой, даже при наличии заказов, является неспособность российских предприятий выполнить их в установленные сроки из-за недостаточных производственных возможностей. Это приводит к тому, что российские авиакомпании отдают предпочтение, несмотря на высокие таможенные пошлины и стоимость самолетов западным производителям, способным поставить авиатехнику в значительно более короткие сроки, имеющим отлаженную систему поддержки эксплуатации, обучения персонала и сервиса.

Новые российские региональные самолеты придут на смену, прежде всего, парка Ан-24, Як-40, ЯК-42 и Ту-134. Общее количество, находящихся в эксплуатации самолетов этих типов в российских авиакомпаниях выполняющих регулярные и нерегулярные полеты по перевозке пассажиров. На самолеты отечественного производства приходится всего 24% совокупного парка российских перевозчиков. Причем на современные образцы - Ан-148, Ту-204, Ту-214 и Sukhoi Superjet -только 6,3%. Остальные 17,7% - старые модификации «Ан», «Ту» и «Як» [2].

В настоящее время по данным Росавиа-ции в России зарегистрировано порядка

100 авиакомпаний, более 40 имеют в своем парке пассажирские самолеты. 35 авиакомпаний по данным Транспортной клиринговой компании выполняют регулярные пассажирские перевозки, 6 самых крупных авиакомпаний России выполняют более 60% объема пассажирских перевозок. Эти компании и будут в будущем определять продуктовую политику закупок пассажирских самолетов в России. Анализ количественного состава парка ведущих российских компаний показывает, что приоритет отдан ближнемагистральным и среднемагистральным пассажирским самолетам вместимостью более 100 мест. Начинает набирать силу негативная тенденция по замене российских региональных самолетов иностранной авиатехникой [3].

Наибольший объем закупок новых российских региональных самолетов могут обеспечить в перспективе менее крупные российские авиакомпании, однако они не располагают необходимыми финансовыми средствами и им необходима поддержка на федеральном и региональном уровнях.

Сегодняшняя практика авиационной отрасли показывает, что любая стремящаяся к достижению значительной доли рынка гражданских самолетов компания должна предоставлять заказчикам эффективную послепродажную поддержку, в режиме 24х7, обеспечивая обслуживание самолетов практически во всех уголках мира. Способность обеспечить послепродажную поддержку является одним самых важных критериев для авиакомпаний при выборе приобретаемых самолетов [4].

Опыт авиапроизводителей показывает, что данная поддержка является затратной составляющей жизненного цикла самолета. Так как требует от авиапроизводителя создание сервисных центров и превентивного обеспечения сервисных центров необходимым количеством запасных частей и агрегатов. Эффективная система послепродажной поддержки позволяет снизить затраты на техобслуживание и упрощает процесс эксплуатации.

Эффективная система послепродажного сервиса критически важна для самолетов Sukhoi Superjet, поскольку это позволяет

сформировать положительную репутацию и установить долгосрочные отношения с заказчиками, что является ключевым фактором в формировании репутации надежного поставщика [5].

Главная цель системы послепродажной поддержки - предоставление качественных, конкурентоспособных услуг. Кроме того, планируется, что данный сегмент бизнеса через некоторое время будет приносить прибыль.

Наличие эффективно работающей инфраструктуры послепродажной поддержки существенно увеличивает привлекательность выпускаемых самолетов для потенциальных заказчиков, тем самым увеличивая доходы проекта от продаж.

Таким образом, можно дать предложения по продвижению региональных российских самолетов:

1. Определить приоритеты и сократить количество реализуемых проектов турбо-

молетов с 3-х до одного и сосредоточить на них финансовые и производственные возможности изготовителя.

2. Рассмотреть вопрос оснащения SSJ-100 двигателями, альтернативными «экс-люзивному поставщику».

3. Разработать концепцию и программы подготовки летного состава новых российских пассажирских самолетов, особое внимание уделить практической отработки действий экипажей в особых случаях полета, ознакомление с критическими режимами полета сваливанием, штопором, крутой спиралью и действий при потере пространственного положения.

4. Повысить эффективность послепродажного обслуживания на протяжении всего жизненного цикла самолета. Рассмотреть возможность создания сервисных центров как часть эффективно работающей инфраструктуры послепродажной поддержки.

реактивных российских региональных са-

Библиографический список

1. Федеральное авиационное правило «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (Приказ Минтранса России от 31.07.2012 № 128)

2. Федеральное агенство воздушного транспорта https://www.favt.ru/

3. Транспортная клиринговая компания https://www.tch.ru/ru-ru/Pages/Home.aspx

4. Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года

http://minpromtorg.gov.rU/docs/#lstrategiya_razvitiya_aviacionnoy_promyshlennosti_rossiys koy_federacii_na_period_do_2030_goda

5. Авиационные правила Часть 25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории. Межгосударственный авиационный комитет. Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова, 2015.

ANALYSIS OF THE PROSPECTS OF PROMOTING RUSSIAN REGIONAL AIRPLANES TO THE DOMESTIC AND FOREIGN MARKET

E.M. Tabachny, candidate of technical sciences, associate professor O.L. Gusakovskaya, graduate student National research university "MEI" (Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to the study of the world market of regional passenger planes Sukhoi Superjet. The prospects for promoting a Russian-made civil aviation aircraft to the market are considered separately. In the course of the study, an analysis of the fleet of passenger aircraft of Russian airlines was carried out and the trends of its updating were revealed. There are proposals for the promotion of new regional Russian aircraft on the market.

Keywords: civil aviation, regional aircraft market, Sukhoi Superjet, leading aircraft manufacturers, aircraft fleet of airlines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.