Научная статья на тему 'Анализ переживания переломных и повседневных жизненных событий в контексте межличностных отношений'

Анализ переживания переломных и повседневных жизненных событий в контексте межличностных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЯ / ПЕРЕЛОМНЫЕ СОБЫТИЯ / ПОВСЕДНЕВНЫЕ СОБЫТИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ АТОМ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Протасенко Людмила Юрьевна

Впервые анализируются особенности переживания переломных и повседневных жизненных ситуаций в социальном атоме как модели межличностных отношений. Выделены стадии переживания переломных жизненных событий. Показана их взаимосвязь с содержанием и особенностями переживания повседневных жизненных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the first time the present paper analyses the features of experience of turning points of life and everyday life events in the social atom as a model of interpersonal relations. Marked the turning stages of experiences of turning point life events. The relationship of turning point events and the content and features of the everyday life situations is shown.

Текст научной работы на тему «Анализ переживания переломных и повседневных жизненных событий в контексте межличностных отношений»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вусатая, Е.В. Анализ взаимосвязи состояния ротовой полости стоматологических больных с их медико-социальными характеристиками [Текст] / Е.В. Вусатая, ГЯ. Клименко // Рос. медико-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. - 2007. - № 1. - С. 59-62.

2. Дмитриев, Е. Каждой пасти - по пасте [Электронный ресурс] / Е. Дмитриев. - Режим доступа: http:// www.profile.ru/items_1301 (дата обращения: 20.07.2012).

3. Ибрагимов, А.Н. Характеристика здоровья и медицинской активности старшеклассников по их самооценке [Текст] / А.Н. Ибрагимов, А.М. Дюкаре-ва // Обществ. здоровье и здравоохранение. - 2007. -№ 3. - С. 30-33.

4. Кувакин, В.И. Медико-социальные факторы риска развития доброкачественной гиперплазии предстательной железы [Текст] / В.И. Кувакин,

A.К. Абдурахманов, М.В. Резванцев // Вестн. Рос. воен.-мед. акад. - 2009. - Т. 2. - С. 140-143.

5. Кулакова, Е.В. Медицинская активность родителей, имеющих детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Кулакова, Е.С. Богомолова, Е.В. Назарова // Мед. альм. - 2011. - № 4. - С. 18-21.

6. Кучма, В.Р. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников [Текст] /

B.Р. Кучма, И.В. Звездина, Н.С. Жигарева // Вопросы соврем. педиатрии. - 2008. - Т. 7. - № 4. - С. 9-12.

7. Лисицын, Ю.П. Образ жизни как основа здоровья. Анализ факторов риска заболеваемости [Текст] / Ю.П. Лисицын // Мед. газ. - 2010. - № 19.

8. Он же. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учеб. для студ. мед. вузов / Ю.П. Лисицын. - М.: Медицина, 2002.

9. Лукевич, В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением [Текст]: учеб. пособие / В.С. Лукевич. - СПб.: Изд-во СПбГМА, 1997.

10. Потешонкова, С.В. Характеристика медицинской активности и информированности беременных с хроническими воспалительными заболеваниями почек [Текст] / С.В. Потешонкова, М.В. Кулигина, Л.В. Карнеева // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. — 2009. — № 4. — С. 74-79.

11. Link, B.G. Social Conditions as Fundamental Causes of Disease [Text] / B.G. Link, J. Phelan // J. of Health and Social Behavior. — 1995. — Vol. 35. — P 80—94.

12. Лебедева-Несевря, Н.А. Социальные факторы риска здоровью как объект управления [Текст] / Н.А. Лебедева-Несевря // Вестн. Перм. ун-та. — Сер. Биология. — 2010. — Вып. 3. — С. 36—41.

13. Хрянин, А.А. Сексуальное поведение и распространенность урогенитальной хламидийной инфекции среди студентов [Текст] / А.А. Хрянин // Вестн. дерматол. и венерол. — 2004. — № 2. — С. 45—47.

14. Чупрунова, И.Н. Зависимость кариеса зубов от уровня гигиены полости рта у детей первого класса Нижнего Новгорода [Текст] / И.Н. Чупрунова, Г.В. Кривулина, Е.Д. Пятова // Саратовский науч.-мед. журн. — 2011. — Т. 7, № 1. — С. 323—325.

15. Remschmidt, C. Preventable and non-preventable risk factors for influenza transmission and hygiene behavior in German influenza households, pandemic season (H1N1) 2009/2010 [Text] / C. Remschmidt, P. Stocker, M. an der Heiden et al. // Influenza and Other Respiratory Viruses. — 2012. — 16 Jul.

УДК 159.92 3.33

Л.Ю. Протасенко

АНАЛИЗ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕРЕЛОМНЫХ И ПОВСЕДНЕВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В последние десятилетия общество подвергается существенной трансформации в ценностном и культурном плане. Специфика современной жизни уже давно характеризуется такими понятиями, как «эпоха перемен», «информационный стресс», «кризис» и пр. Подобная ситуация обязывает адаптироваться к быстро меняющейся действительности, делая нашу повседневность активной, напря-

женной и непредсказуемой. Повседневные ситуации и экстремальные, переломные, значимые события — вот то, что составляет фактическое содержание нашей жизни. Существенные изменения структуры социальных связей и отношений, темпы которых влекут за собой изменения повседневной жизни, заставляют людей менять свой взгляд на окружающую действительность. Сложность и многоаспект-

ность повседневной жизни, с одной стороны, и влияние переломных событий, требующее быстрой адаптации, с другой, обусловливают необходимость разработки целостного инте-гративного подхода к изучению взаимовлияния переломных и повседневных жизненных событий. Сегодня изучение переломных жизненных событий осуществляется в рамках исследования кризисных, экстремальных ситуаций [1—3]. Переломные жизненные события влияют на повседневную жизнь, и именно в повседневности происходит окончательное закрепление тех изменений, которые актуализировались в процессе переживания переломного события. Методологическая значимость концепта переломного события позволяет по-иному взглянуть на проблему повседневности с точки зрения ее объективных (содержательных) и субъективных (чувства, переживания) компонентов.

Цель данной статьи — проанализировать особенности переживания переломных и повседневных жизненных событий в контексте структуры социального атома.

Переломные жизненные события имеют особенное значение для личности. Иногда такие события называют вехами, так как в связи с ними осуществляется переход личности с одной ступени развития на другую. В современной психологической литературе выделяют достаточно много типов жизненных ситуаций, которые так или иначе могут привести к определенным изменениям: конфликтные, кризисные, пограничные, повседневные и пр. [Там же]. Под переломными жизненными событиями мы понимаем ситуации, субъективно оцениваемые индивидом как самые значимые, оказавшие влияние на формирование и развитие внутренней картины мира, выбор жизненного пути и ценностных ориентаций.

В исследовании особенностей переживания п е р е л о м н ы х жизненных событий мы руководствовались следующими гипотезами: переживание переломных событий носит стадиальный характер; особенности переживания переломных событий связаны со структурой социального атома [6]; переломные события оказывают формирующее влияние на жизненные ориентации личности.

В исследовании использовались методы психологической автобиографии и эссе, а также

опросник жизненных ориентаций Е.Ю. Коржо-вой [2] и проективный тест социального атома Дж. Морено [4, 5]. Выборка составила 200 человек в возрасте от 20 до 75 лет (женщин — 107, мужчин — 93).

Нами был проведен контент-анализ событий, которые респонденты обозначили как переломные. Многие респонденты назвали рождение детей и внуков событиями, изменившими их жизнь (43 %). Также были выделены события, связанные с Великой Отечественной войной (10 %): в нашей выборке 60 человек — люди пенсионного возраста, среди них есть и пережившие войну. Кроме того, выделены события, являющиеся основными вехами в жизни любого молодого человека, — поступление в вуз, начало семейной жизни (15 %) и события, связанные с родителями, — их развод, смерть отца/ матери (13 %), что, несомненно, наложило свой отпечаток на дальнейшее развитие жизненного пути ребенка. Таким образом, можно сказать, что здесь мы наблюдаем события-предпосылки и события-последствия.

Как видно из результатов контент-анализа, переломные события могут быть положительными и отрицательными. В большинстве своем это события, вызвавшие очень яркие эмоциональные переживания и оставившие свой след на долгие годы. Переломные события имеют очень прочное ценностное основание. В результате таких жизненных ситуаций происходит разрушение старых и формирование новых ценностных ориентаций или закрепление уже имеющихся. Основное отличие переломной жизненной ситуации от критической заключается в том, что переломное жизненное событие имеет продолжительное последействие, связанное с переосмыслением себя, своей картины мира, ценностных ориен-таций и жизненного пути.

Рассмотрим особенности переживания переломных жизненных событий. Контент-анализ данных эссе и психологической автобиографии выявил наличие полного спектра психологических феноменов, участвующих в процессе переживания: это аффективные эмоциональные реакции (стресс, паника, ступор, страх); непосредственно эмоции (радость, гнев, волнение, надежда); чувства (печаль, сожаление, любовь, ответственность); личные установки (нужно жить дальше, идти вперед);

осознания-озарения (как раньше уже не будет никогда; я стал взрослым; жизнь коротка). Следует обратить внимание на то, что переживание мы понимаем именно как процесс «проживания» той или иной жизненной ситуации. Кластерный анализ позволил нам более четко сформировать и классифицировать группы переживаний (см. таблицу).

Кластеры Переживания

1. Внутреннее Собранность, наличие опоры напряжение в жизни, стал маскировать свои слабости, стал отлично учиться, стал тихим ребенком

Обида, чувство вины, сожаление, непонимание происходящего, стал сильнее духом, стал нервным, раздражительным, перестал обращать внимание на мелкие неприятности, непоправимость, безысходность, жизнь кончилась, мир несправедлив, стал более жестким

Ответственность, радость жизни, стремление поддержать близких, жизнь быстротечна, нужно жить дальше, появилась самостоятельность, я стал взрослым, страх, паника, растерянность, неизбежность перемен, я стал мудрее, поиск решения

4. Уверенность Раскрытие потенциала, уверенность в своих силах, энергетический подъем, определена цель в жизни, вера в себя, надежда, любовь, радость, волнение

Каждый кластер можно разделить на две составляющие — процесс и результат переживания.

Продолжая изучение результатов кластерного анализа, мы провели корреляционный анализ элементов, вошедших в кластеры. Это позволило выявить системообразующие доминанты, обусловливающие все остальные переживания, попавшие в кластер.

В первом кластере выявлено два показателя, имеющие наибольшую взаимосвязь: «собранность» и «обретение опоры в жизни» (г = 0,51, р = 0,05). Все остальные элементы его

также взаимосвязаны, но лишь на уровне тенденции. В данном случае четко прослеживается процесс переживания (собранность) и результат (появление опоры в жизни).

Во втором кластере выявлено три системообразующих элемента: «непонимание», «чувство вины» и «сожаление», которые «запускают» такие чувства, как обида, чувство безысходности, непоправимости, несправедливости мира, и повышают нервное напряжение. Помимо негативных переживаний, респонденты отметили развитие следующих характеристик: «стал сильнее духом», «стал жестче», «перестал обращать внимание на мелкие неприятности». Можно предположить, что развитие этих характеристик является результатом процесса переживания, по крайней мере, определенным промежуточным выводом.

Корреляционный анализ третьего кластера показался нам более сбалансированным с точки зрения объема связей в системообразующих элементах. В данном случае опорных элементов четыре: «страх», «паника», «растерянность», «самостоятельность», причем первые три из них «запускают» все остальные переживания. Таким образом, «запускается» поисковое поведение, возникает чувство неизбежности перемен, развиваются самостоятельность, ответственность, появляются мудрость и радость жизни, определяется цель жизни. В данном случае можно с уверенностью сказать, что все эти переживания являются результатом пережитого страха, паники и растерянности (в этом нам помог контент-анализ данных эссе и психологической автобиографии).

В содержательном плане второй и третий кластеры включают в себя чувства различной направленности. Обида, вина, безысходность, сожаление — пассивные отрицательные эмоции, переживание которых приводит к ожесточению, повышению нервозности, ощущению силы духа. Подобное описание характерно для личности с интернальным локусом контроля. В третий кластер попали активные негативные эмоции: страх и паника. Эти переживания привели к обретению самостоятельности, развитию ответственности и ощущению радости жизни, т. е. развитию самостоятельной гармоничной личности экстернального типа.

Корреляционный анализ четвертого кластера показал, так же как и в первом кластере,

2. Пассивные эмоции и выводы

3. Активные эмоции и выводы

два системообразующих элемента — это «уверенность в своих силах» и «надежда».

Таким образом, кластерный и корреляционный анализ данных эссе и психологической автобиографии показал, что особенности переживания жизненных ситуаций связаны с локу-сом контроля личности и субъект-объектными ориентациями, проявляющимися в особенностях поведения, реакции и восприятия жизненной ситуации.

В процессе переживания жизненной ситуации происходит своеобразная проверка на прочность внутренних психологических систем, жизненных ориентаций, ценностей, уже успевших укорениться. Если система выдерживает, то она еще больше закрепляется в сознании или приобретает более четкие очертания, если не выдерживает, то происходит «ломка», в результате которой одни ценности и установки сменяются другими. Важно отметить, что в данном случае имеет значение именно переживание в контексте переломного жизненного события, а не переломное событие как таковое. По нашему мнению, сам факт переломного события лишь «запускает» процесс, который в принципе не может быть «запущен» в повседневной жизни, слишком стабильной и устойчивой.

Переживание переломных жизненные событий можно разделить на три фазы. Первая фаза — актуализация жизненной ситуации — это самый острый период, когда ситуация только что произошла, период активных, неконтролируемых эмоций и действий. Как правило, по времени это самый короткий этап. Вторая фаза — поисковая — это период, когда индивид активно пытается найти решение, выход из ситуации. Это более длительный период, время активных осознанных действий, выбора того или иного способа действия. Третья фаза — фаза адаптации — самый длительный период, характеризующийся принятием личностью новой реальности, ценностей и образа мыслей. Данный период протекает внутри повседневной жизни, поэтому не так заметен для окружающих. Окончание его знаменуется новым событием, которое впоследствии будет названо переломным.

Итак, выделена определенная цикличность смены переломных и повседневных жизненных событий. Переломные события оказывают

формирующее влияние на личность, а повседневные — развивающее.

При анализе п о в с е д н е в н ы х событий нами была исследована структура социального атома как «поля деятельности», где совершается повседневная жизнь, а также событийное содержание повседневности и особенности ее переживания. Мы предположили, что в повседневной жизни личности задействованы все орбиты социального атома в большей или меньшей степени; чем шире социальный атом и чем выше его плотность, тем насыщеннее в событийном плане повседневная жизнь человека; повседневная жизнь личности определяется наличием стабильного эмоционального фона вне зависимости от объема социального атома, переживание повседневных жизненных событий на эмоциональном уровне характеризуется стабильностью, без ярких эмоциональных всплесков; события, выходящие за рамки обычной рутины, вызывают яркий эмоциональный отклик.

Повседневные жизненные события были проанализированы нами с помощью таких методик, как авторская анкета и эссе. Респондентам было предложено написать эссе на тему «Мой обычный день». Анализ проводился следующим образом: контент-анализ событий и их количество, эмоциональность (количество речевых оборотов, характеризующих эмоции и чувства), форма изложения (связный рассказ, тезисы, список событий по пунктам). Также анализировались упоминания в тексте Я-мес-тоимений и других лиц.

Анализ результатов показал, что 67 % респондентов описали свой день в форме связного текста, 33 % составили единый список событий своего дня. Среднее количество упомянутых событий — 15, среднее количество глаголов (действий) — 17. Таким образом, в рассказах люди описывали одно событие несколькими действиями. Не секрет, что о повседневности говорят как о неком фоне, на котором протекает наша жизнь, поэтому мы решили посмотреть, насколько респонденты ассоциировали себя с теми событиями повседневности, которые описывали. Мы обратили внимание на то, что 37 % респондентов написали обезличенные эссе, не упоминая себя, 63 % хотя бы раз использовали Я-местоимения. Только 11 % респондентов не упомянули в своем эссе дру-

зей, знакомых, членов семьи и пр. Корреляционный анализ показал наличие прямой связи, на уровне четкой тенденции, между объемом социального атома и эмоциональностью в изложении событий (г = 0,5)

Респондентам было предложено заполнить анкету, представляющую собой расширенный список повседневных событий, и оценить их с точки зрения эмоционального восприятия (приятное, очень приятное, нейтральное, не приятное, совершенно неприятное). Сравнительный анализ данных эссе и анкеты показал, что респонденты в среднем упоминали в рассказе 15 событий, в то время как в анкете в среднем было указано 34 события. Нами проанализированы особенности изложения и отмечены события, вызывающие особый эмоциональный отклик в виде описания радости, восторга или резкого негатива. В эссе выделялось в среднем два положительных (ярко описанных) и одно отрицательное событие, в анкете соответственно 10,7 и 2,5.

Контент-анализ данных анкетирования и эссе показал, что большинство респондентов вообще не упоминают события, сопряженные с крайним негативом, например конфликты. Возможно, это связано с тем, что конфликты происходят не каждый день или респонденты выбрали для описания обычный день без конфликтов, т. е. высказали желаемое, а не действительное. С другой стороны, в анкете оценили и признали факт существования конфликта 44 % респондентов, остальные предпочли не отметить это событие.

Результаты сравнительного и корреляционного анализа показали, что люди с разветвленным социальным атомом более активно коммуницируют со своим окружением в течение дня (г = 0,74), они более открыты, ориентированы на общение, находят в этом отдых, удовольствие и наполняют таким образом свою повседневную жизнь. Можно говорить о том, что люди с широким социальным атомом реализуют свою повседневную жизнь через общение и совместную деятельность.

Люди с узким социальным атомом больше времени проводят в одиночестве или в общении с самыми близкими людьми. Вся их деятельность ограничена домом и близкими, что вполне закономерно, учитывая тот факт, что

узкий социальный атом имеет, как правило, не более трех орбит и плотность на первом круге максимально высокая. Кластерный анализ показал, что деятельность ограничена работой и домашними обязанностями. Если работы нет или она выполнена, люди с узким социальным атомом предпочитают прогулки и безделье. Таким образом, можно говорить, что повседневная жизнь людей с узким социальным атомом протекает в основном внутри первого круга, деятельность ограничена работой и домом, а свободное времяпрепровождение не имеет конкретной цели или задачи.

Итак, мы определили, что переживание переломного события носит стадиальный характер. Широта социального атома определяет стратегии переживания переломных и повседневных жизненных событий, а также событийное содержание повседневности. В повседневной жизни активно участвуют первый круг социального атома и отдельные представители более отдаленных орбит. Такая закономерность не зависит от широты социального атома, а определяется конкретной деятельностью, осуществляемой человеком в течение дня. Вместе с тем в событийном плане объем социального атома имеет определяющее значение: чем шире социальная сеть, тем больше событий происходит за день, что полностью подтверждает нашу гипотезу. В результате кластерного и корреляционного анализа данных эссе и психологической автобиографии мы увидели, что особенности переживания жизненных ситуаций связаны с локусом контроля личности и субъект-объектными ориентациями, которые проявляются в особенностях поведения, реакции и восприятия жизненной ситуации.

Изучение особенностей переживания жизненных ситуаций в контексте структуры социального атома позволяет лучше понять влияние ситуаций на дальнейшее развитие социального атома и межличностных отношений в целом. На наш взгляд, данное исследование позволило по-новому взглянуть на проблему переживания переломных жизненных событий и особенности построения межличностных отношений в целом. Описанные методы могут быть использованы как в психодиагностике, так и в психотерапии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондырева, С.К. Переживание (психология, социология, семантика) [Текст] / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.; Воронеж: МПСИ : Модэк, 2007. — 160 с. — (Б-ка студента).

2. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций [Текст]: учеб. пособие / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Кор-жова. — М.: Рос. пед. агентство, 1998. — 263 с.

3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания [Текст] / Ф.Е. Василюк. — М., 1984. — 198 с.

4. Матрехина, Н.В. Социальная сеть человека в контексте его жизненных ситуаций [Текст]: ав-

тореф. ... канд. психол. наук / Н.В. Матрехина. — СПб., 2006.

5. Морено, Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе [Текст] [пер. с англ.] / Я.Л. Морено. — М.: Акад. проект, 2004.

6. Протасенко, Л.Ю. Психология межличностных отношений: типы структур социального атома [Текст] / Л.Ю. Протасенко // Науч.-техн. вед. СПбГПУ. Сер. Гуманит. и обществ. науки. — 2011. — № 3 (131). — С. 132—136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.