Научная статья на тему 'Анализ педагогического эксперимента по формированию предпринимательского стиля мышления школьников'

Анализ педагогического эксперимента по формированию предпринимательского стиля мышления школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городович А. М.

Анализируются экспериментальные работы по формированию предпринимательского стиля мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON FORMATION OF ENTREPRENEURSHIP STYLE THINKING AMONG SCHOOLCHILDREN

The paper analyzes experimental works on formation of entrepreneurship style thinking.

Текст научной работы на тему «Анализ педагогического эксперимента по формированию предпринимательского стиля мышления школьников»

В Ы В О Д

Для достижения максимальной эффективности производственной деятельности уже на стадии концептуальной разработки изделия необходимо определить значения оптимального уровня качества для разных потребительских сегментов. При этом должны быть учтены, во-первых, неоднородность требований к товару групп покупателей, во-вторых, их разная покупательная способность.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2006 / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Минск: Минстат, 2006. - 615 с.

2. Скуратович, К. Опять с минусом / К. Скуратович // Белорусы и рынок. - 2006. - 19 июня.

3. Сачко, Н. С. Теоретические основы организации производства / Н. С. Сачко. - Минск: Дизайн ПРО, 1997. -320 с.

Поступила 7.07.2006

УДК 13.001

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ГОРОДОВИЧА. М.

Академия последипломного образования

Экспериментальная программа по формированию предпринимательского стиля мышления для учащихся старших классов средней общеобразовательной школы представляет собой полный двухуровневый курс (9-11-й классы), первая ступень которого по возрастному критерию (9-й класс), уровню подачи материала и его содержанию позволяет реализовать идею всеобщего экономического образования молодежи. Цель обучения на данной ступени -сформировать у молодого человека, вступающего в пору самостоятельного принятия решений, цельную систему представлений об экономических отношениях, экономике и ее действующих лицах, о месте и роли предпринимателя в этих отношениях. Вторая ступень (10-11-й классы) повторяет содержательные блоки первой ступени, но уже не на описательном, а на аналитическим уровне с использованием экономической теории как инструмента для анализа экономической деятельности. В реальном учебном процессе применяются

разнообразные способы интеграции конкретных технологий как в целом, так и отдельных их элементов, а также деловые игры.

Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 618 учеников средней школы № 72 г. Минска, из них 488 - отнесены к экспериментальной, а 120 - к контрольной группам. В ходе эксперимента были определены психо-лого-педагогические условия проведения эксперимента: постоянная система педагогического воздействия со стороны педагога, совпадение в экспериментальной и контрольной группах содержания изучаемого материала.

Проведение экспериментального исследования было направлено на теоретическое обоснование и внедрение педагогической системы развития предпринимательского стиля мышления, а также на проверку ее эффективности. В процессе опытно-экспериментальной работы выявлены дидактические условия, способствующие формированию и развитию предпринимательского стиля мышления учащихся;

компьютеризация процесса обучения, введение в него комплекса деловых игр, тестирования.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: констатирующий, поисковообучающий, обобщающе-аналитический с использованием комплекса методов, которые включают наблюдение, анкетирование, беседы, педагогический эксперимент и статистическую обработку его результатов.

На первом этапе экспериментального исследования проводился анализ литературы по теме исследования и нормативных документов, определялась психолого-педагогическая сущность предпринимательского стиля мышления в условиях общеобразовательной средней школы. На этом этапе решались следующие задачи: анализировалось общее состояния развития предпринимательского стиля мышления в условиях традиционной системы обучения; разрабатывались критерии развития предпринимательского стиля мышления; определялся исходный уровень его развития.

На втором этапе осуществлялся выбор методов, разрабатывались новые модели занятий в условиях общеобразовательной средней школы, определялись исходный уровень и показатели сформированности предпринимательского стиля мышления учащихся, отражающие динамику развития. В процессе исследования были выявлены основные условия и средства, которые способствуют развитию предпринимательского стиля мышления учащихся, теоретически обоснованы, метод проектов, деловые игры.

Констатирующий эксперимент обусловил необходимость разработки педагогической системы. Под педагогической системой понимается совокупность дидактических, психологических и методологических приемов, которые способствуют развитию предпринимательского стиля мышления учащихся. В экспериментальной педагогической системе был заложен принцип целостности, в соответствии с которым она представлена как совокупность целей, мотивов, форм, средств, психолого-педагоги-ческих условий, способствующих развитию предпринимательского стиля мышления учащихся. Эти положения особенно важны для настоящего исследования, так как позволили определить критерии сформированности пред-

принимательского стиля мышления. К их числу относятся:

• осознанный выбор профессии и сферы деятельности;

• стремление к личностной и допрофессио-нальной самореализации;

• устойчивый интерес к дисциплине;

• отношение к себе как к субъекту собственной жизнедеятельности;

• субъектные связи между учениками и преподавателями;

• умение самостоятельно ставить цели, планирование и прогнозирование жизнедеятельности;

• умение рационально организовать собственную жизнедеятельность;

• умение контролировать, анализировать и оценивать себя, свою деятельность и поведение;

• умение осуществлять коррекцию своей жизнедеятельности в интересах стремления к самообразованию и самовоспитанию.

С целью успешного формирования предпринимательского стиля мышления использовались следующие методические приемы:

1. Постановка учащихся в ситуацию самостоятельного поиска информации с использованием средств массовой информации и школьной библиотеки как информационного центра. Применение этого метода позволяет разрешить противоречие между необходимостью включения новых научных знаний в контекст базового образования и невозможностью расширения учебных программ из-за значительной перегрузки учащихся.

2. Постановка в альтернативную ситуацию. Суть данного метода заключается в том, что педагог искусственно создает ситуацию (на уроке, во время разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий), разрешить которую можно разными способами. Выбор способа остается за учеником, но при этом он должен обосновать свои действия.

3. Обсуждение прочитанного в средствах массовой информации. Данный метод формирует не только предметные знания, но и ценностные отношения в системе экономики, а также способность критического осмысления материала.

4. Подготовка собственной информации с использованием разных носителей. Данный

методический прием предполагает, что ученик должен самостоятельно подготовить небольшое информационное сообщение, содержащее не только перечисление фактов, но и их оценку. Выбор носителя информации (от обычного листа бумаги до сайта в Интернете) не имеет принципиального значения, хотя современный ученик отдает предпочтение использованию сложных технических средств: фотокамеры, видеокамеры, компьютера. При использовании этого методического приема учитель составляет задание для учащихся таким образом, чтобы в нем тесно переплетались задачи предметного обучения и воспитания.

5. Использование информационных ресурсов Интернета. В основе этого методического приема лежит стремление школьников к овладению новыми техническими средствами передачи информации и, прежде всего, компьютером и компьютерными сетями. Однако при этом существенные затруднения представляют следующие субъективные и объективные факторы:

• информация в Интернете малодостоверна и хаотична; ее достоверность часто не представляется возможным проверить, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов - искаженной. Она во многих случаях представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование сознанием потребителя информации с политическими, экономическими или другими целями;

• школьник мало подготовлен к взаимодействию с таким мощным источником воздействия, каким является Интернет. Он зачастую не вполне корректно интерпретирует полученную информацию в зависимости от знаний, возраста, жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. Насколько правильно воспримут получаемую информацию школьники, будет зависеть от того, обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся знания, правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность [1, с. 3-4]. Одновременно следует отметить высокий воспитательный потенциал

Интернета, даже тех его сайтов, которые предоставляют непроверенную информацию.

В ходе эксперимента проверялась модель обучения предпринимательскому мышлению на основе использования средств массовой информации и коммуникации. Проверка модели проводилась в условиях естественного педагогического эксперимента. Выбор этого метода обусловлен тем, что естественный эксперимент проходит в обычных условиях учебновоспитательного процесса. Это имеет большое значение для практического применения выводов, полученных в ходе эксперимента.

Основной формой организации работы с учащимися стал метод проектов, поэтому перед началом эксперимента было изучено отношение учителей к нему. Согласно полученным данным, около 50 % учителей используют метод проектов в обучении, опираясь на темы и рекомендации авторов учебников. При этом большинство учителей не использовало все предложенные темы, так как это требует больших затрат времени учащихся и учителей. 30 % опрошенных учителей не удовлетворены предложенными инструкциями ввиду того, что, следуя им, большинство учащихся не могли спланировать свою работу при разработке проекта. На просьбу перечислить качества личности, развивающиеся у школьников в процессе обучения с использованием метода проектов, большинство указало лишь два-три качества. Чаще всего упоминались самостоятельность, активность, умение работать в группе. Это показывает, что учителя не вполне осознают, какие возможности дает использование метода проектов для воспитания и обучения учащихся.

При выборе темы проекта и способа его практической реализации основными критериями были актуальность той или иной темы для данного контингента школьников и материальная оснащенность учебного заведения.

В условиях вариативного обучения предпринимательскому стилю мышления были представлены блоки диагностирующего материала по основным темам школьной экономики. Они адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся 9-11-й классов и могут быть использованы в любом количестве и по-

следовательности в зависимости от программы обучения.

Для учеников 9-10-х классов (первый год обучения) предлагались следующие диагностические работы:

1. Главные вопросы экономики. Ограниченность ресурсов;

2. Типы экономических систем;

3. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие;

4. Деньги. Инфляция;

5. Рынок труда. Социальные проблемы;

6. Безработица;

7. Фирма и экономические условия ее работы;

8. Семейный бюджет и проблемы неравенства;

9. Экономическая роль государства.

Для учеников 10-11-х классов (второй год обучения) предложены такие диагностические работы:

1 (10). Закономерности спроса и предложения;

2 (11). Конкуренция и монополия (основные модели рынков);

3 (12). Факторы производства: рынок капитала;

4 (13). Банки. Банковская система;

5 (14). Экономический рост. Государственная антициклическая политика;

6 (15). Мировое хозяйство и внешнеэкономическая деятельность.

Следующий этап исследования посвящен педагогу, его готовности к преподаванию предпринимательского стиля мышления. Было выделено четыре группы учителей с разным характером стимуляции познавательных интересов учащихся. К первой группе были отнесены учителя, подлинно увлеченные, любящие свой предмет и свою работу. Их интерес к тому, чем и как овладевают учащиеся на уроке, способствует стремлению самих учеников к общению с ними и, естественно, благотворно влияет на интересы учащихся. Вторую группу составили те педагоги, которые стремятся обеспечить деловую обстановку для деятельности учащихся, активно используют новые информационные технологии и средства телекоммуникаций в обучении. В третью группу попали учителя, стимулирующие формирование познаватель-

ных интересов учащихся своей доброжелательностью и педагогическим оптимизмом. Основной инструмент их влияния на интерес - подбадривание, укрепление у учеников веры в свои силы и свои возможности. В четвертую группу были отнесены те учителя, у которых не было достаточно ясно выделено стимулирующее воздействие на познавательные интересы учащихся. Определенный стиль отношений с учениками у них не выработан, уроки неровные. Чаще всего это результат недостаточного опыта учителя, а также его слабой теоретической, методической и психолого-педагогической вооруженности. В исследовании особый интерес представляла четвертая группа учителей, так как новые педагогические технологии, с одной стороны, развивают возможности учителей, с другой - заставляют их постоянно учиться самим.

Третий этап исследования - проведение формирующего эксперимента, в ходе которого для преподавателей были организованы курсы повышения квалификации по разработанной программе, основными элементами которой являлось ознакомление с формами и методами формирования предпринимательского мышления, методикой обучения предпринимательскому мышлению. Затем были организованы деловые игры «Моделирование экономики и менеджмента» и «Начинающий инвестор». В ходе их проведения выяснилось, что лишь 21 % опрошенных надеется получить в ходе игры новые знания. Однако в конце игры 37 % интервьюируемых отметили, что деловая игра «Начинающий инвестор» научила более ответственно принимать экономические решения и на практике применять теоретические знания, 53 % считают, что получили новые знания. Это подтвердило положительные результаты моделирования процесса познавательной деятельности педагогов, обучения их логике решения учебных задач по оптимальным алгоритмическим предписаниям, представленным обучающей системой.

Обучающий эксперимент основывался на учете ряда разработанных психолого-педаго-гических условий. Они включают введение в учебный процесс комплекса вопросов, проблемных задач, творческих заданий и ситуаций в рамках предметных викторин, деловых игр,

компьютерного тестирования. Разработанная система сопровождения образования направлена на достижение информационного оптимума, развивающего предпринимательского стиля мышления обучаемых. Основной эксперимент был спланирован как диагностирующий. Достижение целей в нем фиксировалось через сравнительный анализ уровней знаний и умений одних и тех же испытуемых в начале и в конце эксперимента. Для проведения эксперимента была организована специальная переподготовка учителей, но отбор учеников, участвующих в эксперименте, не проводился.

Все обучаемые в ходе занятия по формированию предпринимательского стиля мышления получили новые знания и умения. Относительное увеличение показателя предпринимательского мышления варьируется от 32 до 87 %. Предложенная система обучения позволила достичь высокой степени мотивации учения. Таким образом, все возлагаемые на эксперимент задачи были решены.

В Ы В О Д

Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о том, что при традиционных формах и методах обучения предпринимательское мышление развивается не всегда. Помимо этого, исследование показало, что проблема внедрения средств телекоммуникаций в учебный процесс весьма актуальна, так как содержание учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием телекоммуникационных систем приобретает новый творческий смысл. Проведенные учебные проекты показали, что развитие предпринимательского мышления идет по следующим направлениям:

• в ходе реализации проектов у учащихся повышается интерес к решению поставленной задачи;

• создаются внешние факторы, формирующие интерес к самопознанию и самоконтролю;

• совершенствуется система межличностных отношений;

• учебные проекты способствуют позитивному изменению отношения обучаемых к учебным предметам;

• создаются дополнительные условия формирования гуманистического отношения ко всем аспектам профессиональной деятельности педагога.

Разработанная методика формирования предпринимательского стиля мышления во многом решает следующие задачи:

• изменение содержания обучения по традиционным дисциплинам и их интеграцию (эффективность проекта зависит от включения его в общий контекст процесса обучения и воспитания);

• внедрение в учебный процесс методов общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся способствует формированию предпринимательского стиля мышления;

• применение современных интеллектуальных технологий (Интернет) как инструмента повседневной учебной работы учащихся и педагогов;

• подготовка педагогов к работе с новыми методами и организационными формами обучения с использованием новых информационных технологий в учебном процессе.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Щукина, Г. М. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. М. Щукина. -М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

Поступила 24.04.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.