Научная статья на тему 'Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта'

Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Склярова Т. В., Тукиш В. А.

В этом году исполняется 30 лет со дня прославления Русской Православной Церковью Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, создателя и устроителя Американской церкви, выдающегося русского миссионера, который оказал значительное влияние на формирование христианской культуры коренных жителей Аляски, Алеутских островов. В статье рассматриваются педагогические идеи святителя, сформулированные им в проповедях, научно-исследовательских и просветительских трудах, дневниках, мемуарах, письмах. Проведенный авторами контент-анализ материалов, содержащих информацию о жизнедеятельности святителя Иннокентия (Вениаминова), дает основания утверждать, что его педагогические идеи образуют собой единую смысловую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2007. Вып. 2. С. 116-128

Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта

Склярова Т.В.

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики ПСТГУ, член-корр. Международной академии наук педагогического образования

Тукиш В.А.

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель северного международного университета, г. магадан

В этом году исполняется 30 лет со дня прославления Русской Православной Церковью Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, создателя и устроителя Американской церкви, выдающегося русского миссионера, который оказал значительное влияние на формирование христианской культуры коренных жителей Аляски, Алеутских островов. В статье рассматриваются педагогические идеи святителя, сформулированные им в проповедях, научно-исследовательских и просветительских трудах, дневниках, мемуарах, письмах. Проведенный авторами контент-анализ материалов, содержащих информацию о жизнедеятельности святителя Иннокентия (Вениаминова), дает основания утверждать, что его педагогические идеи образуют собой единую смысловую систему.

Характерной особенностью развития современной теории и истории педагогики является поиск точек пересечения светского и религиозного, государственного и церковного образования и воспитания. Решение этой проблемы побуждает исследователей обращаться к накопленному опыту в истории отечественного образования и культуры.

Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, до сих пор мало изучена в историко-педагогическом ключе. Вместе с тем его жизнь и деятельность оказали существенное влияние на становление российской культурно-образовательной политики России середины XIX века. Считая себя продолжателем дела православных просветителей преподобных Сергия Радонежского, Стефана Пермского, Германа Аляскинского,

будущий святитель Иннокентий Московский просвещал коренное население Аляски и Крайнего Северо-Востока России. Им была создана национальная алеутская письменность, исследованы лингвистические особенности колошского и кадьякского языков, описаны множество других диалектов, бытовавших в русско-американских землях. Просвещая коренные народы на родном для них языке, будущий святитель Иннокентий Московский фиксировал в дневниках и письмах существенные особенности своей естественнонаучной, этнографической, лингвистической, отчасти медицинской деятельности, оказывающие позитивное воздействие на его миссионерское служение. Плоды деятельности Иннокентия (Вениаминова), его духовное наследие вдохновили в конце XIX - начале XX в. многих российских священнослужителей на осуществление православной миссии в отдаленных территориях. Дальнейшее появление в культурно-образовательном пространстве России таких деятелей, как архиепископ Николай (Касаткин) - просветитель Японии, митрополит Алтайский Макарий (Невский) - просветитель Алтая, митрополит Нестор (Анисимов) - просветитель Камчатки, обусловлено примером митрополита Иннокентия, запечатленном в его эпистолярном наследии.

Деятельность святителя Иннокентия еще предстоит исследовать в полной мере в отечественной истории образования. Характеристика содержания просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) позволяет назвать в качестве основных ее компонентов такие, как собственно педагогическая деятельность святителя, научно-исследовательская деятельность в филологии, естествознании, богословии, отраженные в написанных им книгах и статьях, эпистолярное наследие, организация обучения и воспитания взрослых, позитивное отношение к женскому образованию.

Если проанализировать педагогические идеи святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете его церковно-педагогического опыта, то можно прийти к выводу о том, что вклад в формирование российской культурно-образовательной традиции духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова) заключается в создании новых типов учебных заведений в Русской Америке, разработке идей о развитии женского образования в России, реформировании системы духовного образования, осуществлении принципиально нового для русского миссионерства типа просветительской деятельности, создании механизма дополнения недостающими элементами аутентичных культур северных народов России, их христианизации.

Многогранная деятельность русского миссионера-просветителя Иннокентия (Вениаминова) оказала существенное влияние, как на

российскую, так и на зарубежную, в частности американскую, культурно-просветительскую деятельность в северных территориях. В современных условиях изменения российского общества, обусловившего реформирование системы образования, трансформирование социально-культурной среды и преобразование в целом образовательно-культурного пространства России обращение к наследию просветителей окраинных земель способно помочь в решении целого ряда проблем. Опыт церковно-педагогической деятельности в истории России рассматривается в настоящее время в качестве источника информации, позволяющего судить о тенденциях развития образовательно-культурного пространства нашего Отечества. В этой связи анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта призван отразить уникальную специфику построения отечественной системы образования в отдаленных российских территориях и нацеленность на интеграцию ее культурно-образовательного потенциала в общероссийское образовательное пространство.

Педагогические идеи святителя сформулированы им в его проповедях, научно-исследовательских и просветительских трудах, дневниках, мемуарах, письмах, а также сохранены в исторической литературе как воспоминания детей, близких людей и учеников о собственно образовательной деятельности святителя. Проведенный в диссертационном исследовании В.А. Тукиш1 контент-анализ материалов, содержащих информацию о жизнедеятельности святителя Иннокентия (Вениаминова), дает основания утверждать, что его педагогические идеи образуют собой единую смысловую систему. Названная система обладает признаками функциональной полноты и непротиворечиво-сти2, содержит в себе цели, задачи, способы функционирования, принципы деятельности, перечень методов и средств и может быть отнесена к разряду педагогических систем.

Многообразие мыслей, советов, идей, пожеланий святителя обусловлено христианским образом миропонимания и собственным его богослужебным опытом и молитвенной практикой, что позволяет говорить об оставленном святителем духовном наследии, пополнившем сокровищницу русского православия. Духовное наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) адресовано в первую очередь российской культуре и народу и посвящено идее преображения России христианским учением и служением.

1 Тукиш В.А. Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского. Дисс. на соик. уч. ст. канд. пед. наук. М., 2006.

2 Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М., 2001. С. 14.

Рассмотрение духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова) в контексте социокультурной обстановки России конца XIX - начала XX в. позволило выявить основные факторы, свидетельствующие об актуальности применения высказанных им идей в настоящее время. Проведение реформ светского и духовного образования в начале XIX в. (1803—1808 гг.) привело к появлению образовательной системы, бессословной и обладающей преемственностью учебных программ. Реформы системы духовного образования (1867 г.) способствовали реорганизации духовных академий в центральных городах России. В настоящее время процессу реформирования также подвержены как светская система высшего образования, так и система духовных школ Русской Православной Церкви (училища, семинарии, академии).

Сложная социально-экономическая обстановка в области внутренней и внешней политики России XIX в., обусловленная Отечественной войной 1812 г., восстанием декабристов в 1825 г., Русско-иранской войной 1826—1828 гг., Русско-турецкой войной 1828— 1829 гг., Крымской войной 1853—1856 гг., отразилась в письмах, статьях и проповедях святителя Иннокентия. В настоящее время представляют несомненный интерес его негативная оценка восстания на Сенатской площади, рассуждения о последствиях продажи территории русской Америки для дальнейшего развития православия на Американском континенте. В период активизации проблемы современного освоения северо-восточных земель России, массового присутствия китайских, вьетнамских и корейских мигрантов на российской территории достаточно актуальны идеи русского просветителя, высказанные им относительно государственного присутствия в отдаленных российских провинциях. По мысли святителя, просвещение инородцев православием, проповедь на доступном языке, постройка храмов, перевод богослужебной и учебной литературы на местное наречие, сопряженные с преподаванием общего начального образования, в конечном итоге способствуют укреплению российской государственности в местах проживания нерусских народов.

Значимую часть духовного наследия святителя составляют его педагогические идеи, рожденные из многолетнего опыта миссионерской и просветительской деятельности, что составляет основу его церковно-педагогического опыта. Так, в период проживания святителя на Алеутских островах им создаются работы, посвященные изучению быта, культуры, нравов и верований коренных народов, чем значительно облегчается миссионерско-просветительское служение каждого, кто ознакомится с исследованиями святителя.

В столичный период служения митрополит Московский пишет об обязанностях священствующих, монашествующих, настоятелей храмов, руководителей духовных учебных заведений относительно организации и проведения церковно-образовательной деятельности. Все педагогические идеи святителя рождены практикой его священнического служения, стремлением улучшить жизнь как целого народа, так и каждого человека в отдельности. При этом смысловым критерием выбора методов и средств просветительской деятельности является принцип спасения бесценной души человека.

Это обстоятельство обусловливает возможность рассмотрения системы педагогических идей в качестве подсистемы всего оставленного святителем наследия, логически соединенной с нею, что позволяет использовать дедуктивные методы в исследовании.

Система педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) нацелена на осуществление христианского воспитания человека в любом возрасте. Им указывается, какие задачи должны быть решены в первую очередь для достижения этой цели. Это установление личного контакта с человеком, будь то ребенок или взрослый; просвещение христианским учением на родном языке и в соответствии с возрастными, индивидуальными, этнокультурными особенностями; обустройство места для проведения богослужений -постройка часовни или храма; организация проведения постоянных богослужений; переводы текстов Священного Писания и богослужебных текстов, в первую очередь молитв, на язык местного населения; проповедь Евангелия на родном языке; создание церковноприходской школы для всех категорий верующих; привлечение коренных жителей к церковному служению, учреждение поместной церкви.

Основными видами названной деятельности являются миссия и просвещение. При кажущейся внешней однородности этих понятий они имеют существенные различия. «Миссия» определяется специалистами как посланничество, несение благой вести о спасении всем народам. Две функциональные особенности отличают миссионерскую деятельность: исполнение воли пославшего, то есть человек осознает свою миссию в том, что он выполняет данное ему задание; и благовестие - свидетельствование о Христе среди населения, не знающего о христианстве.

До приезда святителя в северо-восточные земли в них уже осуществлялась православная миссия валаамскими монахами, местное население крестили, наставляли в основах христианского вероучения, однако дальнейшее просвещение новообращенных в христианскую

веру было затруднено. Для осуществления постоянного просвещения требовалось возведение культовых зданий - часовен или храмов, перевод богослужебных текстов на местные языки, проповедь, понятная коренному населению, на родном языке, постоянное проживание священника в населенном пункте, посещение им домов прихожан, осведомленность об условиях их быта и хозяйствования, способствование подготовке священнослужителей из числа местного населения. Эта деятельность обладает уже более просветительскими функциями, в отличие от миссионерской. Святитель Иннокентий (Вениаминов) осуществлял обе названные функции. Являясь миссионером, он неуклонно исполнял и просветительскую деятельность, изучая быт, нравы, верования коренных народов, создал алфавит, букварь и письменность для алеутов.

Будущий святитель изучал особенности духовной жизни коренных народов крайнего северо-востока России - «местное духосло-вие», так он именовал эти верования. Ведущей идеей исследования «духословия» являлись проблемы поиска общих точек соприкосновения местных религиозных верований с христианством. Так, он выяснил, что и алеуты и колоти верят в Творца вселенной, однако по-разному представляют Его участие в мироправлении. В каждом народе существовали предания, архетипически воспроизводящие основные библейские повествования - о сотворении мира, о всемирном потопе, о вочеловечившемся Боге.

Следующим важным открытием исследователя было обнаружение целой системы моральных запретов и предписаний в местных верованиях, напоминающих основные заповеди христианства. Так, у алеутов предписывалось во всяком ответственном предприятии и делопроизводстве строго соблюдать целомудрие и телесную чистоту. «Старики говорили, что надобно почитать своих родителей, питать их собственными трудами... дряхлых стариков почитать и слушать их наставления... бедных не призирать, но по возможности им помогать, и не только их не обижать, но и от обиды защищать. быть гостеприимным к пришельцам. не быть болтливым, лучше слушать, нежели говорить, т.к. все зло и несчастье происходит от языка.»3

Также православный священник выявил общие черты отношения местного населения к шаманам и родовым начальникам - тоэ-нам. Это позволило ему использовать полученные знания в построении доверительных отношений с коренным населением, которые относились к Вениаминову с уважением и почтением. Сам о. Иоанн писал: «Я никогда не крестил ни одного колоша, ни колошенки без то-

3 Записки отдела Уналашкинского уезда. С. 363—366.

121

го, чтобы не спросить согласия матерей и тоэнов. И всегда получал оное»4.

Необходимо отметить, что, изучая языки, наречия и особенности духовной жизни народов северо-востока России, он не погружался в исследование духовной практики шаманизма. Это обстоятельство позволяет судить о христианской специфике исследования иной религиозной культуры: культурные особенности воспринимаются и исследуются, но духовная практика не подлежит усвоению. Расширяя потенциал этнической культуры алеутов, колошей, кадьяков и других народов, святитель был твердо убежден в том, что православие является тем цивилизационным стержнем российской культуры, который позволит национальным культурам малоизвестных самобытных народностей не только сохраниться, но и войти в христианскую культуру европейской цивилизации.

Перевод богослужебных текстов на местные наречия также следует назвать в качестве специфического способа просветительской деятельности священника Иоанна Вениаминова. Классик русской литературы И.А. Гончаров пишет в своих мемуарах о Вениаминове, что под его руководством перелагается Евангельское слово на их скудное, не имеющее права гражданства между нашими языками наречие5. Известный литератор отказывает в праве гражданства редкому наречию, а безвестный в то время молодой священник не покладая рук трудится над переводами на это наречие молитв и евангельских текстов. Такую же значительную роль в просветительской деятельности святитель отводил проповеди христианства на доступном коренному населению языке.

Анализ практической деятельности и творчества святителя Иннокентия (Вениаминова) позволяет утверждать, что «миссия» и «просвещение» как методы церковно-педагогической деятельности, являясь родственными понятиями, имеют существенное различие. Основываясь на письмах и наставлениях святителя, мы можем утверждать, что миссия призвана быть начальным этапом, составной частью просветительской деятельности. Установление первых контактов с местным населением, проповедь христианского учения на понятном народу языке, которая зачастую осуществляется через переводчиков, подготовка к принятию таинства крещения и собственно крещение нехристианского населения являются составными компонентами

4 Творения Иннокентия, Митрополита Московского. Собраны Иваном Барсуковым. М., 1888. Кн. 3. С. 643.

5 Гончаров И.А. Фрегат Паллада: Очерки путешествия. В 2-х т. СПб., 1879. Т. 2. С. 91.

миссионерской деятельности. Дальнейшая деятельность рассматривается нами уже в большей степени как просветительская деятельность, главная цель которой - наставление и научение новому образу жизни. Просветительская деятельность предполагает исследовательский анализ этой деятельности, поэтому многими русскими просветителями оставлено значительное духовное наследие.

Назвав «миссию» и «просветительство» основными видами церковно-педагогической деятельности Вениаминова, отметим, что они являются и основными способами функционирования педагогических идей, высказанных святителем.

Обратившись к рассмотрению принципов системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова), отметим, что выдвигаемые им идеи практически в равной степени касались как воспитания детей, так и воспитания взрослых, а не только их образования. В разное время в своих заметках, дневниковых записях и письмах святитель указывал на то, что первым условием эффективности воспитания является тесная связь обучения и воспитания с конкретны1ми жизненными обстоятельствами, что должно воплощаться в ежедневном труде каждого человека.

Обращение к личности человека должно быть основано на восприятии в нем того светлого образа, который дан каждому человеку при рождении Богом, подчеркивал святитель, опираясь на основы православной антропологии. В «Записке о детском воспитании» святитель Иннокентий (Вениаминов) обращает внимание на то, что природа ребенка чиста в своей основе, мягка и восприимчива к добру. Если взрослым требуется много усилий в борьбе со своими греховными склонностями, то в ребенке добродетели при определенных условиях могут развиваться легко и быстро. Одним из главных факторов их духовного роста будет подражание старшим и усвоение плодов Духа Божьего из окружающей среды. Объясняя, что и для взрослых, и для детей есть одна цель в жизни - стяжание Святого Духа, святитель показывает разницу в достижении этой цели. Взрослые могут сознательно стремиться к этой цели и сообразно с нею устраивать свою жизнь, а душа ребенка непроизвольно формируется в созданной для него взрослыми духовной атмосфере. По мнению святителя, искусство воспитания состоит в том, чтобы это духовное формирование совершалось постепенно, не прерываясь, и чтобы душа ребенка обретала христианские добродетели под влиянием Божьего Духа. По его мнению, человек, способный любить других людей, вырастает таким лить в атмосфере взаимной любви, радость и душевный мир ему обеспечены, если эти чувства господствуют в его семье. В выросшем

ребенке не зародится никаких сомнений, если будет сильной вера его родителей. Такие качества, как отзывчивость и чуткость к чужому страданию, сформируются в сердце ребенка только тогда, когда он будет постоянным свидетелем, а с возрастом и участником дел милосердия, широкой благотворительности, щедрой милостыни, деятельного служения и сострадания со стороны его родителей ко всем несчастным. Иннокентий (Вениаминов) считал, что только на примере постоянной и усердной молитвы родителей вырастает молитва детей, и что лишь на живых примерах учатся дети добродетелям смирения, кротости, терпения и воздержания (в поведении, словах, пище и т.д.). Вот те условия, при которых на основе закона подражания может созреть в ребенке «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа».

Основным принципом и семейного, и религиозного воспитания святитель считал создание атмосферы, способствующей усвоению добродетельных навыков воспитанниками. Личный пример воспитателя и учителя является более убедительным и для ребенка, и для взрослого человека, чем многочисленные поучения. Личный пример жизни святителя Иннокентия (Вениаминова), вполне согласованный с преподаваемым учением своим детям и просвещаемому им народу, способствовал наиболее эффективному усвоению ими образа добродетельной христианской жизни.

Важным компонентом системы педагогических идей святителя является разделение душевной и духовной сторон в воспитании человека. Первая доступна светской и нехристианской педагогике, включающей в себя и нравственный аспект. Душевная сторона в воспитании не должна быть игнорируема. Однако подлинно духовная сторона в воспитании неотделима от религии. Святитель утверждал: «Нам весьма много надобно изменить в системе нашего воспитания как в отношении духовном, нравственном, так и физическом, даже научном. Я не считаю нужным объяснять, почему я к понятию о нравственном воспитании добавляю еще духовное; потому что первого не отвергали и язычники, а о последнем они и понятия не имели. Но у нас, духовных, это должно быть главным предметом»6. Таким образом, основные принципы системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) касаются свободы человека, его общения с окружающими и трудовой деятельности.

Специфическим методом христианского воспитания в рассматриваемой нами системе педагогических идей святителя Иннокентия

6 Письма Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского 1855— 1865 гг. Собраны Иваном Барсуковым. СПб., 1898. Кн. 2. С. 342.

(Вениаминова) следует назвать личный пример воспитателей, к которым святитель относил не только родителей, педагогов и священников, но и восприемников (крестных родителей), а также всех взрослых людей, оказывающих непосредственное воздействие на детей. В этой связи он рекомендовал избирать взрослое окружение для детей.

Возведение храма святитель также относил к методам христианского воспитания и рассматривал в качестве первой ступени христианского просвещения народа. Рядом с выстроенным храмом, по его представлению, должна быть построена вскоре школа. Появление школы не завершает процесс преобразования поселения, так как вскоре в более крупных, развивающихся поселениях возникнет необходимость в учреждении духовного училища для подготовки священства из местного населения. Так многогранно раскрывается святителем метод просвещения, именуемый «возведение храма».

Проповедь как метод просветительской деятельности раскрывается в системе педагогических идей святителя Иннокентия также специфически. По его представлению, проповедь священника должна быть обращена одновременно к разуму, чувствам и воле человека. Обращенность к разуму призвана помочь человеку сделать выбор между истиной и заблуждением. Обращенность к чувствам призвана проявить в человеке ощущение гибельности греховной жизни и почувствовать бесконечность Божией любви. Обращенность к воле человека призвана родить в нем желание отказа от порочных наклонностей и стимулировать стремление к добродетельной жизни.

Исследование педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) дает основания полагать, что они связаны с педагогическими идеями многих русских святителей (Тихона Задонского7, Сергия Радонежского8, Иннокентия Херсонского9, Феофана Затворника10, Игнатия Брянчанинова11 и др.), так как основаны на православном богословии, антропологических представлениях о целях и задачах христианской жизни, значении воспитания и образования для

7 Иванов A.B. Педагогическая система святителя Тихона Задонского. Авто-реф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Елец, 2000. С. 3—17.

8 Карунин E.A. Сергий Радонежский как покровитель отечественного просвещения //Мир образования - образование в мире. 2003. № 3. С. 129—133.

9 Зайцева A.B. Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия Херсонского. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Елец, 2004. С. 2—16.

10 Игнатов A.A. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Курск, 2004. С. 2—17.

11 Гатилова H.H. Духовно-нравственное воспитание человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Курск, 2006. С. 3—18.

становления личности будущего гражданина России. Однако в отличие от других педагогических систем система Иннокентия (Вениаминова) отражает специфику именно миссионерской деятельности среди коренных (нерусских) народов северо-востока России, выявляет особенности национального менталитета и его влияние на христианское воспитание, а главное - условия культурных преобразований России, современником которых он явился.

Учет географических и природно-климатических факторов, социокультурных особенностей Северо-Восточного региона России в деле просвещения коренных народов с одновременным включением жизни далекого российского региона в контекст политической и культурной жизни страны позволили святителю Иннокентию (Вениаминову) выразить все многообразие миссионерских и педагогических идей, выявить наиболее эффективные методы деятельности в этих областях.

Если в истории России XIX в. жизнь и деятельность Иннокентия (Вениаминова) рассматриваются в качестве значимого фактора укрепления российской государственности в северо-восточных землях Российской империи, то в истории отечественного образования, вследствие недостаточной изученности и малой востребованности, должным образом не отражена роль святителя в формировании российской культурно-образовательной традиции.

Духовное наследие святителя представляет собой сохраненный в истории образ жизни самого святителя, совокупность идей, рожденных церковным опытом его жизнедеятельности и нашедших отражение в его богословских, научно-исследовательских трудах, проповедях, миссии, эпистолярном творчестве и служении ближним, что можно рассматривать в качестве феномена истории отечественного просвещения.

Характеризуя место и значение просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в его церковно-государственном служении, стоит отметить, что ее основными компонентами являются открытие духовно-учебных заведений (воскресных и церковноприходских школ, семинарии, ремесленных училищ); собственная педагогическая деятельность, выраженная в обучении и воспитании как собственных детей, так и учащихся церковно-приходских школ; организация учебно-воспитательного процесса и преподавания; написание не только научных трудов, но и книг, статей, писем, посвященных вопросам педагогики и образования; переписка с родными детьми, их воспитателями и многими известными людьми эпохи; естественнонаучная этнографическая и филологическая исследовательская деятель-

ность, составление грамматики алеутского языка для дальнейших научных лингвистических исследований; определение приоритета Церкви в образовательном процессе; возведение храмов и часовен как важный метод просветительской деятельности и христианского воспитания; отношение к проповеди как педагогическому методу; построение системы педагогических идей относительно религиозного образования детей; отношение к священству не только как к жречеству, но и как к учительству; христианское обучение и воспитание взрослых людей; позитивное отношение к женскому образованию в России.

Педагогические идеи святителя Иннокентия Московского являются составной частью его духовного наследия и образуют систему, содержащую цель образовательно-культурной деятельности, методы ведения миссионерского и просветительского служения, специфические воспитательные средства, используемые в этом служении, такие как церковная проповедь, постройка храмов, перевод богослужебных текстов и молитв на местное наречие, особая система поощрений и наказаний. Педагогические идеи святителя Иннокентия связаны с православным воспитанием детей в семье и школе, организацией системы духовного образования в России, православной миссией среди коренного населения северо-востока России и Аляски, а также особенностями христианского просвещения народов, не имеющих собственной письменности.

Определяя значение и возможности использования педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в современной российской культурно-образовательной традиции, следует отметить обозначенное в исследовательских трудах и практической деятельности святителя различие понятий «миссия» и «просвещение». Являясь методами церковно-педагогической деятельности, миссия и просвещение отражают особенности взаимоотношений просветителей и просвещаемых народов. Миссия призвана быть начальным этапом, составной частью просветительской деятельности. Установление первых контактов с местным населением, проповедь христианского учения на понятном народу языке, которая зачастую осуществляется через переводчиков, подготовка к принятию Таинства крещения и собственно крещение нехристианского населения являются составными компонентами миссионерской деятельности. Дальнейшая деятельность, главная цель которой - наставление и научение новому образу жизни, исследуется уже в большей степени как просветительская деятельность.

Использование педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в современном образовательно-культурном пространстве предполагает учет социокультурного контекста проводимой просве-

тительской деятельности, может быть востребовано в районах совместного проживания различных этнокультурных и конфессиональных групп, местах массовой миграции инокультурного для России населения (таких, например, как территория Дальнего Востока, Забайкалье), что будет способствовать процессу интеграции названных групп в социокультурное пространство России с одновременным сохранением самобытности народа в российской культурной традиции.

Вклад духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова) в формирование российской культурно-образовательной традиции заключается в открытии новых типов учебных заведений в Русской Америке, таких как церковно-приходские школы, духовное училище, семинария; в разработке концептуальных идей о развитии женского образования в России; реформировании системы духовного образования; осуществлении принципиально нового для русского миссионерства типа просветительской деятельности, создании механизма дополнения недостающими элементами уникальных, но примитивных, местных культур народов Северо-Американского континента; христианизации аутентичной культуры народов северных территорий, не имеющих собственной письменности.

Дальнейшее исследование духовного, культурного и научного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова), просветителя народов Сибири, Камчатки, Якутии, Приморья, Приамурья, крайнего северо-востока России (Магаданская область, Чукотка), позволит ввести в историко-педагогическую науку его педагогические идеи в контексте психологии, социологии, этнографии и религиоведения.

Analysis of pedagogical ideas of St. Innokenty (Veniaminov) in a view of Church pedagogical experience

В.А Sklyarova, T.V.Tukish

In the article the authors consider several pedagogical ideas of St. Innokenty (Veniaminov), the Metropolitan of Moscow, which were formulated in his sermons, research and educational works, diaries, memoirs and letters. The content-analysis of the materials performed by the authors gives the basis to state, that St. Innokenty’s pedagogical ideas form a uniform semantic system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.