© ХРОМУШИНА Т.С., АКСЕНОВ В. А., 2015 УДК 614.2:312.6(470.56)«2013»
ХРОМУШИНА Т.С., АКСЕНОВ В.А.
Анализ отраслевых различий заболеваемости с временной утратой трудоспособности в Оренбургской области
ГУ Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, 460000, г. Оренбург
Исследование проведено с целью выявления различий в уровне заболеваемости с временной утратой трудоспособности среди работников разных отраслей экономики Оренбургской области в 2013 г. Расчет основных показателей временной нетрудоспособности в 14 отраслях экономики выполнен на основании данных отчетной формы 4-ФСС. Выявлены значительные отраслевые различия в показателях временной нетрудоспособности. Наиболее высокий уровень временной нетрудоспособности (дней временной нетрудоспособности на 100работающих в год) отличен в обрабатывающей и добывающей отраслях, сфере здравоохранения и социальных услуг, а также на предприятиях энергетической отрасли. В этих отраслях превышение среднеобластного уровня ВН составило 41,8, 39,2, 25,5 и 19,5% соответственно. Также установлена зависимость уровня временной нетрудоспособности от численности работников организаций. В организациях с 1 работником и числом работников от 2 до 50уровень временной нетрудоспособности был ниже среднего по Оренбургской области в 7,8 и 1,7 раза соответственно. Наибольшая доля организаций, в которых среди работников зарегистрировано не менее 1 случая временной нетрудоспособности, выявлена в образовании, здравоохранении/социальных услугах и государственном управлении.
Ключевые слова: заболеваемость с временной утратой трудоспособности; уровень временной нетрудоспособности; здоровье работников разных отраслей экономики; информативность формы 4-ФСС.
Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59(2): 18—23.
Khromushina T.S., Aksenov V.A. THE ANALYSIS OF SECTORIAL DIFFERENCES IN MORBIDITY WITH TEMPORARY DISABILITY IN THE ORENBURG REGION
The Orenburg regional department of the foundation of social insurance of the Russian Federation,
460000, Orenburg, Russia
The study was carried out to establish differences in levels of morbidity with temporary disability of workers of various sectors of economy in the Orenburg region in 2013. The calculation of main indicators of temporary disability in 14 sections of economy was implemented on the basis of data of reporting form 4-FSS. The significant sectoral differences in indicators of temporary disability were revealed. The highest level of temporary disability (in days of temporary disability per 100 working persons annually) is marked in processing and extractive industry, health care and social services and enterprises of energy industry. In these sectors exceeding of average oblast level of temporary disability made up to 41.8%, 39.2%, 25.5% and 19.5% correspondingly. The dependence of level of temporary disability from number of workers of organizations is established. In organizations with 1 worker and number of workers from 2 to 50 the level of temporary disability was below of average oblast level in 7.8 and 1.7 times correspondingly. The largest percentage of organizations with at least 1 case of temporary disability registered was established in education, health care and social services and public management.
Key words: morbidity with temporary disability; level of temporary disability; informativeness of
reporting form 4-FSS; health of workers of various sectors of economy. Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59(2): 18—23. (in Russ.)
Уровень социально-экономического развития любой страны во многом зависит от состояния ее трудовых ресурсов, качество которых определяется не только уровнем профессиональной подготовки и условиями труда работников, но и численностью и состоянием здоровья экономически активного населения. Одним из важнейших показателей здоровья работающих является заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ).
Под временной нетрудоспособностью (ВН) понимают такое расстройство здоровья, вызванное болезнью или травмой, при котором нарушение функций, препятствующее продолжению профессионального труда, носит временный, обратимый характер и предполагает возможность возвращения больного к выполнению своей работы.
Для корреспонденции: Аксёнов Валерий Алексеевич, канд. мед. наук; e-mail: v_aksenov@bk.ru
For correspondence: Valeriy Aksenov, MD, PhD; e-mail: v_aksenov@bk.ru
Показатели ЗВУТ наряду с уровнем инвалидности и смертности, применяют для комплексной оценки состояния здоровья работающего населения, они имеют большое значение для определения роли условий труда в формировании здоровья работающих, оценки качества медицинской помощи и эффективности оздоровительных мероприятий.
Наиболее актуальной является статистика ЗВУТ применительно к отдельным группам работников, занятых в экономике, так как различия в условиях труда в отдельных отраслях производства оказывают существенное влияние на показатели состояния здоровья работающего населения.
Однако существующая в России официальная годовая форма государственного статистического наблюдения за уровнем ЗВУТ1 не позволяет на постоянной и
1Форма 16-ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности», утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 29.06.99 № 49 (ред. от 29.12.2011 № 520) [1].
регулярной основе регистрировать его в государственных учреждениях и организациях в зависимости от ведомственной принадлежности, отдельных отраслях народного хозяйства и, что особенно важно, в промышленных отраслях и предприятиях с вредными условиями труда.
В связи с этим официальная статистическая информация Минздрава России отражает показатели ЗВУТ только на уровне территорий (районы, города, субъекты РФ). По этой же причине научные исследования ЗВУТ проводятся в основном по административно-территориальному принципу. Изучение ЗВУТ работников промышленных производств методом полицевого (персонального) учета на регулярной основе практически прекратилось в связи с массовой ликвидацией медико-санитарных частей и здравпунктов промышленных предприятий.
В отечественной литературе опубликовано немало исследований, посвященных состоянию ЗВУТ в различных отраслях экономики. Как правило, в них представлены сведения об уровнях и структуре ВН в отдельных предприятиях и организациях [2—4] или профессиональных группах работников [5, 6].
В то же время, нам не удалось найти ни одного отечественного исследования, посвященного сравнению ЗВУТ в различных отраслях экономики.
Такие исследования довольно широко представлены в зарубежной научно-медицинской литературе и статистических материалах. Они публикуются как в международных масштабах, в частности на уровне Европейского союза [7, 8], так и на национальном уровне. Например, в Великобритании эти научные исследования и статистические обзоры разрабатываются и регулярно публикуются, как независимыми организациями [9], так и национальной статистической службой [10].
Мы провели анализ отраслевых различий в уровне ЗВУТ в Оренбургской области в 2013 г. на основе данных отчетной формы 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н2 [11], которая является формой расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай ВН и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В отличие от формы 16-ВН в форме 4-ФСС отмечают только общее количество случаев и дней ВН в каждой организации-страхователе. Однако наличие в ней данных о численности работников в этих организациях позволяет вычислять интенсивные показатели ЗВУТ (количество дней и случаев ВН на 100 работающих, среднюю длительность одного случая ВН) для каждой из них. Это дает возможность проводить анализ показателей ЗВУТ на уровне отдельных организаций в разрезе отраслей, отбирая их на основании кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) [13], указанных в форме 4-ФСС.
Общая характеристика структуры занятости населения и уровень ЗВУТ в Оренбургской области в 2013 г.
Отраслевая структура занятости населения Оренбургской области (рис. 1) характеризуется сравнительно
Здравоохранение и социальные услуги (12%)
Прочие услуги (4%)
Образование (14%)
Государственное управление (7%)
Операции с недвижимостью (9%)
Финансовая деятельность
(1%) т
- Торговля и услуги
Транспорт и связь J (12%)
(6%) г
Гостиницы и рестораны
(1%)
Рис. 1. Отраслевая структура занятости экономически активного населения Оренбургской области в 2013 г.
небольшой долей занятых в производственных отраслях (34%), большинство из которых работают на предприятиях обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых и сельского хозяйства.
Основная доля населения, занятого в непроизводственной сфере, работают в учреждениях и организациях бюджетной сферы (образование, здравоохранение, государственное управление — 31%), оптово и розничной торговле, учреждениях, занимающихся предоставлением услуг и операциями с недвижимостью.
Уровень ЗВУТ в Оренбургской области в 2011— 2013 гг., по данным формы 4-ФСС, несколько превышал средние общероссийские показатели как по количеству дней на 100 работающих (рис. 2), так и по количеству случаев на 100 работающих и средней длительности одного случая ВН.
Анализ отраслевых различий в уровне ЗВУТ в Оренбургской области в 2013 г.
Для анализа отраслевых различий в уровне ЗВУТ в Оренбургской области из электронной базы данных формы 4-ФСС Оренбургского регионального отделения ФСС РФ были получены сведения о численности работников, количестве случаев и дней ВН в 2013 г. у всех зарегистрированных в области страхователей с численно-
700-, 600500400300200100-
665
614
610
544
589
^Первоначально форма 4-ФСС была утверждена в 2009 г [12].
1 2 3
Щ РФ Ц Оренбургская область
Рис. 2. Уровнь временной нетрудоспособности (количество дней на 100 работающих) в Оренбургской области и РФ в 2011—2013 гг.
1 — 2011 г.; 2 — 2012 г; 3 — 2013 г.
Таблица 1
Распределение организаций по отраслям экономики Оренбургской области и показатели ЗВУТ в 2013 г.
Отрасль экономики
Количество организаций
Количество работников
Количество дней ВН на 100 работающих
Количество случаев ВН на 100 работающих
Средняя длительность одного случая ВН
Сельское хозяйство, охота и лесное 1 684 (5,4) хозяйство, рыболовство, деятельность домашних хозяйств
Добыча полезных ископаемых 190 (0,6)
Обрабатывающие производства 2 264 (7,3)
Производство и распределение 335 (1,1) электроэнергии, газа и воды
Строительство 2237 (7,2)
Оптовая и розничная торговля; ремонт 10 463 (33,7) автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
Гостиницы и рестораны 683 (2,2)
Транспорт и связь 1 990 (6,4)
Финансовая деятельность 416 (1,3)
Операции с недвижимым имуществом, 4 7848 (15,4) аренда и предоставление услуг
Государственное управление и обеспечение 1 210 (3,9)
военной безопасности; социальное
страхование
Образование 2 356 (7,6)
Здравоохранение и предоставление 664 (2,1) социальных услуг
Предоставление прочих коммунальных, 1 752 (5,6) социальных и персональных услуг
39 431 (5,8)
42 142 (6,2) 86 704 (12,7) 29 341 (4,3)
32 895 (4,8) 82 802 (12,2)
9 024 (1,3) 43 357 (6,4) 6 935 (1,0) 60 523 (8,9)
46 581 (6,8)
96 818 (14,2) 79 374 (11,7)
24 412 (3,6)
591
820 835 704
426 315
425 627 450 476
459
579 739
443
44
76 76 58
32 28
37
51 44 39
41
52 63
32
13,5
10,8 11,0 12,2
13.3
11.4
11,4 12,3 10,2 12,1
11,1
11,2 11,8
13,9
Всего.
31 028 (100,0) 680 339 (100,0)
589
51
11,6
Примечание. В скобках указан процент.
стью наемных работников 1 и более. На основании этих сведений рассчитали интенсивные показатели ЗВУТ (количество дней на 100 работающих, количество случаев на 100 работающих, средняя длительность одного случая ВН). В анализ не включались случаи ВН в связи с материнством, которые в форме 4-ФСС учитываются отдельно. Все организации распределили по отраслям экономики на основании кодов ОКВЭД. В связи с небольшим количеством организаций с видами экономической деятельности «Деятельность домашних хозяйств» (п = 9) и «Рыболовство» (п = 102) их объединили с отраслью «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство». Распределение полученных данных представлено в табл. 1.
Как видно из данных, представленных в табл. 1, наиболее высокий уровень ЗВУТ (количество дней ВН на 100 работающих) зарегистрировали на предприятиях обрабатывающей и добывающей отраслей, в сфере здравоохранения и социальных услуг, а также на предприятиях энергетической отрасли. В этих отраслях превышение среднеобластного показателя 2013 г. (589 дней на 100 работающих) составило 41,8, 39,2, 25,5 и 19,5% соответственно.
Характерной особенностью высокого уровня ЗВУТ в обрабатывающей и добывающей отраслях было то, что при сравнительно невысокой средней длительности одного случая ВН количество случаев на 100 работающих превышало аналогичный среднеобластной показатель почти на 50%.
В сфере здравоохранения/социальных услуг и энергетике количество случаев ВН на 100 работающих также
значительно превышало среднеобластной показатель, но средняя длительность одного случая ВН у них была несколько выше средней по области.
Следует отметить, что в Оренбургской области доля работников, которые заняты в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в 2011 г. составляла 42,7% от всех работающих, причем наибольшие значения данного показателя зафиксировали как раз в отраслях, осуществляющих добычу полезных ископаемых (57%), и на предприятиях обрабатывающих производств (44,9%) [14]. В связи с этим становится актуальным изучение связи между высоким уровнем ЗВУТ и неблагоприятными условиями труда в этих отраслях, однако имеющиеся формы статистического наблюдения не позволяют проводить необходимый для этого анализ структуры ЗВУТ. Поэтому в существующих условиях изучение уровня ЗВУТ на предприятиях с высоким уровнем ВН и неблагоприятными условиями труда можно проводить только в виде прицельного медицинского аудита, хотя механизм его организации также формально не определен.
В отраслях с наибольшей средней длительностью одного случая ВН («Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги», «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, деятельность домашних хозяйств» и «Строительство») общий уровень ЗВУТ был ниже среднего по Оренбургской области из-за небольшого количества числа случаев ВН, в значительной степени связанного с их неполным учетом (см. ниже).
Таблица 2
Количество организаций, численность персонала и показатели ЗВУТ в организациях с различной численностью персонала
Категория численности работников Количество организаций Число работников Количество дней ВН на 100 работающих Количество случаев ВН на 100 работающих Средняя длительность одного случая ВН
1 9 357 9 357 76 4 18,5
2—50 19 193 201 623 355 28 12,6
51—100 1 520 106 051 590 51 11,5
101—200 501 69 472 573 47 12,3
201—300 154 37 614 695 56 12,4
301—400 77 26 732 666 56 11,9
401-500 59 26 509 682 63 10,8
501—600 37 20 392 838 72 11,7
601—700 30 19 460 745 62 12,0
701—800 19 14 492 865 74 11,7
801—900 15 12 699 743 66 11,2
901—1000 16 15 241 738 60 12,2
1001—1500 24 27 912 798 68 11,7
Более 1500 26 92 785 830 79 10,4
Всего ... 31 028 680 339 589 51 11,6
Анализ уровня ЗВУТ в зависимости от численности персонала
Для проведения анализа все организации распределили на 14 категорий численности работников с расчетом показателей ЗВУТ для каждой категории (табл. 2).
Наименьший уровень ЗВУТ зарегистрировали в организациях с небольшой численностью работников. В организациях с 1 работником и числом работников от 2 до 50 ее средний уровень ЗВУТ составил 76 и 355 дней на 100 работающих, т. е. в 7,8 и 1,7 раза ниже среднего по области соответственно.
Организации этих двух категорий составили 92% всех страхователей, зарегистрированных в Оренбургской области в 2013 г. (28 550 из 31 028). В общей сложности в них работали 210 980 (31%) человек. В 9357 (30,2%) организациях числилось по 1 (1,4%) работнику.
90 п86'6
80706050403020100-
65,4
63,9
43,7
31,8 31,8 29,9 296
25,1
1
21,9
20,3 19,6
Рис.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
3. Доля (в %) организаций с зарегистрированными случая-
ми временной нетрудоспособности в отраслях экономики Оренбургской области в 2013 г. 1 — образование; 2 — здравоохранение и социальные услуги; 3 — госуправление; 4 — энергетика; 5 — добыча полезных ископаемых; 6 — гостиницы и рестораны; 7 — обрабатывающие производства; 8 — сельское хозяйство и др.; 9 — прочие услуги; 10 — операции с недвижимостью; 11 — строительство; 12 — финансовая деятельность; 13 — транспорт и связь; 14 — торговля и услуги.
Как видно из данных, приведенных в табл. 2, работники организаций с 1 работником в 12,8 раза реже оформляют ВН, но при этом болеют в 1,6 раза дольше, чем в среднем по Оренбургской области. Эта тенденция хотя и в меньшей степени характерна и для организаций с числом работников 2—50. Это говорит о том, что организации с небольшой численностью работников по разным причинам избегают официального оформления ВН своих работников, допуская его только в случаях тяжелых заболеваний и травм. Это позволяет предположить, что в предприятиях частного сектора, в отличие от бюджетных организаций, широко распространены нарушения государственных гарантий выплат по больничному листу и повышен риск увольнения часто болеющих сотрудников.
Организации с такими характеристиками в основном сосредоточены в отраслях «Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги», «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, деятельность домашних хозяйств» и «Строительство».
Отраслевые различия в долях организаций, имевших и не имевших в 2013 г. случаи ВН среди своих работников
В каждой из отраслей экономики Оренбургской области имелась определенная доля организаций, среди работников которых в течение 2013 г. не зарегистрировано ни одного случая ВН.
Обращают внимание значительные отраслевые различия в соотношении количества организаций с зарегистрированными случаями ВН и организаций, не имевших случаев ВН среди своих работников (рис. 3).
Так, случаи ВН зарегистрировали почти в 90% организаций образовательной сферы, а в сфере здравоохранения/социальных услуг и государственного управления их было 65,4 и 63,9% соответственно.
Напротив, в торговой, транспортной, финансовой и строительной отраслях случаи ВН зарегистрировали в среднем только в одной из пяти организаций.
В основном эти различия объясняются тем, что в торговой, строительной и транспортной отраслях сосредоточено большое количество организаций с небольшой численностью персонала, в которых ВН работников часто не регистрируют (см. выше).
В то же время эти различия могут быть косвенным отражением разницы в общих показателях ВН, т. е. долях (%) работников из общего числа, в среднем в течение одного года не принимавших участия в производственном процессе вследствие ВН.
Это подтверждается тем, что первые три места по долям организаций с зарегистрированной ВН принадлежат образованию, здравоохранению/социальным услугам и органам государственного управления, т. е. отраслям с наибольшими долями работников предпенсионного и пенсионного возраста. Например, удельный вес
лиц пенсионного возраста среди врачей в Оренбургской области составляет 23,1%, а среди среднего медицинского персонала — 21,3% [15]. Кроме того, отличительной особенностью этих отраслей является постоянный контакт с большим количеством людей, что повышает вероятность инфекционных заболеваний и психологических стрессов.
В индустриально-развитых странах общий ВН используют в качестве основного для характеристики уровня заболеваемости работающего населения, но, к сожалению, в РФ ни официальная форма государственного статистического наблюдения за уровнем ЗВУТ Минздрава России (16-ВН), ни форма 4-ФСС не позволяют его рассчитывать.
Заключение
В результате проведенного анализа выявили значительные отраслевые различия в уровне ЗВУТ в экономике Оренбургской области с наличием крайне высокого уровня ВН в ряде отраслей как промышленной, так социальной сферы. Вероятнее всего, столь же значительные отраслевые различия в уровне ЗВУТ характерны как для других субъектов РФ, так и для экономики страны в целом.
Выявление организаций с высоким уровнем ВН могло бы дать возможность разрабатывать и планировать мероприятия по снижению уровня заболеваемости работающих лиц в каждой конкретной организации, однако этому препятствуют ограничения существующей системы статистического наблюдения.
Ни государственная форма статистического наблюдения за уровнем ЗВУТ Минздрава России (форма 16-ВН), ни форма 4-ФСС не дают возможности изучать структуру ЗВУТ на предприятиях отраслей с повышенным уровнем ВН, хотя на многих из них условия труда не отвечают санитарно-гигиеническим нормам. Это в свою очередь не позволяет принимать целенаправленные меры по снижению как уровня ЗВУТ, так и уровня заболеваемости в целом.
Существующие формы статистической отчетности также не дают возможности рассчитывать общий показатель ВН, т. е. долю работников из общего числа, в среднем в течение одного года не принимавших участия в производственном процессе вследствие ВН, хотя этот показатель очень важен для оценки уровня заболеваемости работающих.
Мы также установили, что значительная доля случаев ВН в организациях с небольшой численностью работников по неизвестным причинам не регистрируется и остается вне статистического наблюдения за уровнем ЗВУТ. Этот факт требует дополнительного изучения с целью установления причин, по которым работники и работодатели уклоняются от регистрации случаев ВН.
Результаты нашего исследования показывают, что в существующей системе статистического учета форма 4-ФСС может быть ценным дополнительным средством статистического наблюдения и изучения уровня ЗВУТ. Ее использование позволяет контролировать уровень ВН в разрезе отраслей народного хозяйства на уровне различных организаций (страхователей).
Данные, полученные при анализе формы 4-ФСС, дают возможность выявлять отдельные отрасли и организации с высоким уровнем ВН для последующего прицельного и углубленного изучения ее причин.
В то же время полученные нами результаты свидетельствуют о необходимости совершенствования систе-
мы статистического наблюдения за ЗВУТ для создания возможности ее полноценного анализа в организациях с высокими уровнями ВН. Возможным вариантом решения этого вопроса могло бы стать объединение информационных систем Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Госкомстата России от 29.06.1999 N 49 (ред. от 29.12.2011, с изм. от 21.06.2013) «Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за заболеваемостью населения, профилактическими прививками и медицинской помощью женщинам и детям». Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=355880
2. Доценко Ю.И. Состояние здоровья рабочих Астраханского ГПЗ по оценке их заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Фундаментальные исследования. 2005; 2: 26.
3. Урбанская Е. В. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности работников ОАО «ЧТПЗ»: Материалы Международной научно-практической конференции «Роль здравоохранения в охране общественного здоровья». Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья. М.: 2012; 4: 153—7.
4. Кислицына В.В. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности работников промышленного предприятия. Альманах современной науки и образования. 2013; 11: 80—2.
5. Григорьева А.Н., Саввина А.П., Протодьяконов (?). Кадровый состав, показатели заболеваемости и временной утраты трудоспособности медицинских работников г. Якутска. Якутский медицинский журнал. 2010; 3: 61—2.
6. Транковская Л.В., Анищенко, Е.Б. Дыняк Г.С. Состояние здоровья работников ведомственной охраны железнодорожного транспорта. Тихоокеанский медицинский журнал. 2013; 3: 83—5.
7. Gimeno D., Benavides F.G., Benach J., Amick B.C. III. Distribution of sickness absence in the European Union countries. Occup. Environ. Med. 2004; 61(10): 867—69.
8. Frick B., Malo M. Labor market institutions and individual absenteeism in the European Union: The relative importance of sickness benefit systems and employment protection legislation. Industr. Relat. 2008; 47: 505—29.
9. CIPD/ Simply Health (2013) Absence Management Survey. Available at: http://www.cipd.co.uk/hr-resources/survey-reports/ absence-management-2013.aspx
10. Office for National Statistics (2014) Full Report: Sickness Absence in the Labour Market, February 2014. Available at: http://www.ons.gov.uk/ons/rel/lmac/sickness-absence-in-the-labour-market/2014/rpt—sickness-absence-in-the-labour-market.html
11. Приказ Минтруда России от 19.03.2013 N 107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения». Справочно-право-вая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Компания «Консультант Плюс». Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159968/
12. Приказ Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 г. № 871н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на вы-
плату страхового обеспечения». Российская газета. № 33, 17.02.2010 г. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_109534/
13. Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 г. № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД». Справоч-но-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. Компания «Консультант Плюс». Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167912/
14. Об утверждении областной целевой программы по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 2013—2015 годы: Постановление Правительства Оренбургской области от 31 августа 2012 года № 756-пп. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс]. Компания «Консультант Плюс». Available at: http:// base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW 390;n=42987
15. Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Оренбургской области: Постановление Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2013 г. № 347-п. //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант Плюс». Available at: http://base.consultant.ru/ regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW390;n=47835
REFERENCES
1. Resolution of the Goskomstat of Russia from 29.06.1999 N 49 (as Amended on 29.12.2011, as Amended. From 21.06.2013) "Approval of Annual Types of Federal Statistical Observation of the Morbidity of the Population, Preventive Vaccinations and Medical Care for Women and Children." Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» [Elektronnyy resurs]. Kompaniya «Konsul'tantPlyus». Available at: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=355880 (in Russian)
2. Dotsenko Yu.I. The health status of the workers of the astrakhan gas processing plant to evaluate their morbidity with temporary disability. Fundamental'nye issledovaniya. 2005; 2: 26. (in Russian)
3. Urbanskaya E. V. Morbidity with temporary disability of employees of JSC "ChTPZ" In: Materialy Mezhdunarodnoy nauch-no-prakticheskoy konferencii «Rol' zdravoohraneniya v ohrane obshhestvennogo zdorov'ya». Byulleten' nacional'nogo nauch-no-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya. 2012; 4: 153—7. (in Russian)
4. Kislitsyna V.V. Morbidity with temporary disability industrial workers. Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2013; 11: 80—2. (in Russian)
5. Grigor'eva A.N., Savvina A.P. Protod'yakonov (?). Personnel, Morbidity and Temporary Disability Medical Staff of Yakutsk. Yakutskiy meditsinskiy zhurnal. 2010; 3: 61—2. (in Russian)
6. Trankovskaya L.V., Anishchenko E.B., Dynyak G.S. Health status of departmental guard rail transport. Tikhookeanskiy medicin-skiy zhurnal. 2013; 3: 83—5. (in Russian)
7. Gimeno D., Benavides F.G., Benach J., Amick B.C. III. Distribution of sickness absence in the European Union countries. Occup. Environ. Med. 2004; 61(10): 867—69.
8. Frick B., Malo M. Labor market institutions and individual absenteeism in the european union: the relative importance of sickness benefit systems and employment protection legislation. In-dustr. Relat, 2008; 47: 505—29.
9. CIPD / Simply Health (2013) Absence Management Survey. Available at: http://www.cipd.co.uk/hr-resources/survey-reports/ absence-management-2013.aspx
10. Office for National Statistics (2014) Full Report: Sickness Absence in the Labour Market, February 2014. Available at: http:// www.ons.gov.uk/ons/rel/lmac/sickness-absence-in-the-labour-market/2014/rpt—sickness-absence-in-the-labour-market. html
11. Order of the Ministry of Labour of Russia from 19.03.2013 N 107n "On Approval of the Calculation of Accrued and Paid Insurance Contributions for Compulsory Social Insurance in Case of Temporary Disability and Maternity and Compulsory Social Insurance Against Accidents at Work and Occupational Diseases, as Well as Expenditures for the Payment of Insurance Coverage and the Procedure for Filling the". Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» [Elektronnyy resurs] / Kompaniya «Konsul'tant Plyus». Available at: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_159968/ (in Russian)
12. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya Rossii ot 06.11.2009 g. № 871n «Ob utverzhdenii formy rascheta po nachislennym i uplachennym strakhovym vznosam na obyazatel'noe sotsial'noe strakhovanie na sluchay vremennoy netrudosposobnosti i v svyazi s materinstvom i po obyazatel'nomu social'nomu strakhovaniyu ot neschastnykh sluchaev na proizvodstve i professional'nykh zabolevaniy, a takzhe po raskhodam na vyplatu strakhovogo obespecheniya». Rossiys-kaya gazeta. № 33, 17.02.2010 g. Available at: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_109534/ (in Russian)
13. Resolution of the State Standard of Russia from 06.11.2001, № 454-item "Adoption and Implementation of the NACE". Spra-vochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» [Elektronnyy resurs]. Kompaniya «Konsul'tant Plyus». Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167912/ (in Russian)
14. On approval of the regional program to improve conditions and safety in the Orenburg region in 2013 - 2015 years: Resolution of the Government of the Orenburg region from August 31, 2012 № 756-pp. Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» [Elektronnyy resurs]. Kompaniya «Konsul'tantPlyus». Available at: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base =RLAW390;n=42987 (in Russian)
15. On approval of the plan ("Roadmap"), "Changes in the social sphere, aimed at improving health care in the Orenburg region: Resolution of the Government of the Orenburg region from April 30, 2013 N 347-p. Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» [Elektronnyy resurs] / Kompaniya «Konsul'tant Plyus». Available at: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req =doc;base=RLAW390;n=47835 (in Russian)
Поступила (received) 04.05.14