8. Kulinenkov, O.S. (2004), Pharmacology and Physiology of strength, MedPress, Moscow, Russian Federation.
9. Lebedev, V.P. “Design and rationale for therapeutic use transcranial electrical pro-
tective mechanisms of the brain using the principles of evidence-based medicine (results of twenty studies)” available at:
http://revimed.do.am/publ/metod_tehs_terapii_transkranialnoj_ehlektrostimuljacii_zashhitnykh _mekhanizmov_mozga/1-1-0-347 (accessed 01 of February 2012).
10. Levshin, I.V. and Litoshko, I.A. (1998), “The oxygen regime of the body with hyperbaric oxygenation”, Diagnosis, treatment and rehabilitation of patients in the sanatorium conditions, pp. 43-45.
11. Sapov, I.A and Solodkov, A.S. (1980), Condition of body functions and performance of sailors, Medicine, St.-Petersburg, Russian Federation.
12. Solodkov, A.S. (1995), Physical performance athlete, publishing house SPbGAFC, St.-Petersburg, Russian Federation.
13. Tumanyan, G.S. (2006), School of Excellence wrestlers, judokas and wrestlers: studies. Guide for students, Academia, Moscow, Russian Federation.
14. Kovalenko, E.A. (1993), “Hypoxic training in clinical medicine. Mechanisms of interval hypoxic training effects”, Hyp. Med. J., No. 1, pp. 3-4.
15. Oriani, G. (1995), “Hyperbaric Therapy in Italy”, Hyperbaric Physiology and Medicine, No. 1, pp. 3-11.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.078
АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ РАБОТНИКОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ К СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОПЛАТЫ ТРУДА
Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор,
Игорь Борисович Еремин, кандидат педагогических наук, доцент,
Вадим Геннадьевич Толоконников, студент,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматривается нормативная база по совершенствованию заработной платы работников спортивных школ. Проанализированы результаты анкетного опроса завучей, инструкто-ров-методистов, тренеров-преподавателей по изучению их отношения к современной системе оплаты труда. Результаты опроса показали, что значительная часть работников спортивных школ Санкт-Петербурга, которые приняли участие в опросе, не удовлетворены существующей системой оплаты труда. Действующая система не стимулирует работников к реализации собственного творческого потенциала. Респонденты считают, что действующая система оплаты труда не решила проблему «уравниловки», когда за более эффективную работу полагается более высокая заработная плата. Данные анкетного опроса зафиксировали, что оплата труда тренеров-преподавателей по спорту за учебно-преподавательскую работу должна учитывать мнение работников.
Материал представляет интерес для руководителей физкультурно-спортивных организаций.
Ключевые слова: отрасль физическая культура и спорт; реформирование заработной платы работников спортивной школы; анкетный опрос; отношение работников к современной системе оплаты труда.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p159-163
ANALYSIS OF RELATION OF SPORTS SCHOOLS EMPLOYEES TO MODERN
SYSTEM OF PAYMENT
Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Igor Borisovich Eremin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Vadim Gennadevich Tolokonnikov, the student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article gives a standard base on perfection of employee’s salary in sports schools. Results of questionnaire of head teachers, instructors-methodologists, trainers-teachers on studying of their relation to modern system of payment have been analyzed. Results of poll have shown that considerable part of sports schools of St.-Petersburg employees, taken part in poll, are not satisfied with the existing system of payment. The current system does not stimulate employees to realize their own creative potential. Respondents consider that operating system of payment has not solved a problem of «Equalizing» when for more effective work the higher salary is offered. The questionnaire data has fixed the fact that payment of train-ers-teachers on sports for educational and teaching work should consider opinion of employees.
The material is of interest for heads of the physical training and sports organizations.
Keywords: branch of physical training and sports, reforming of salary of employees of sports school, questionnaire, relation of employees to modern system of payment.
В 200S году Комитет по физической культуре и спорту Правительства Санкт-Петербурга утвердил своим приказом Методические рекомендации по применению системы оплаты труда работников государственных учреждений физкультурно-спортивной направленности, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга [1,2].
Прошло более трех лет после внедрения названной системы оплаты труда. Поэтому, вполне естественно, вызывает научный и практический интерес - насколько эта система стала стимулирующей работников к более эффективному труду, удовлетворяет ли она работников спортивных школ.
Для изучения этого вопроса был проведен анкетный опрос различных категорий работников спортивных школ. В таблице 1 приведена характеристика респондентов по занимаемой должности в спортивной школе и стажу работы. Градация стажа работы была взята из [2].
Таблица 1
Характеристика респондентов по занимаемой должности и стажу работы
в спортивной школе (%)
Занимаемая должность 0-2 года 2-5 лет 5-10 лет 10-20 лет Свыше 20 лет Всего
Завуч - 2,8 2,8 4,2 8,3 18,1
Инструктор-методист 8,3 8,3 - 11,1 8,3 36,1
Тренер-преподаватель - - 15,3 15,3 15,3 45,8
Всего 8,3 11,1 18,1 30,6 31,9 100
Один из вопросов анкеты был направлен на изучение удовлетворенности работников существующей системой оплаты труда. Полученные и обработанные результаты представлены в таблице 2. Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что большая часть респондентов не удовлетворена этой системой оплаты труда.
Система оплаты труда должна быть инструментом в решении задач, стоящих перед физкультурно-спортивной организацией. Поэтому ответы респондентов на вопрос анкеты должны были показать, насколько, с их точки зрения, существующая система оплаты труда стимулирует работников к реализации своего творческого потенциала. Обработанные материалы анкетного опроса представлены в таблице 3.
Таблица 2
Степень удовлетворенности работников спортивных школ существующей системой _________________________________оплаты труда (%) ______________________________
Наименование ответов Завуч (п=13) Инструктор-методист (п=26) Тренер- преподаватель (п=33) Суммарные результаты (п=72)
1. Да, вполне 1,4 2,8 4,2 8,3
2. Не в полной мере 6,9 12,5 23,6 43,1
3. Затрудняюсь ответить 0 1,4 4,2 5,6
4. Нет, не удовлетворен 9,7 19,4 13,9 43,1
Таблица 3
Оценка уровня стимулирования работников к реализации творческого потенциала ______________________________________(%)______________________________________
Наименование ответов Завуч Инструктор- методист Тренер- преподаватель Суммарные результаты
1. Да, стимулирует 1,4 2,8 4,2 8,3
2. Не в полной мере 6,9 5,6 18,1 30,6
3. Затрудняюсь ответить 1,4 1,4 1,4 4,2
4. Нет, не стимулирует 8,3 26,4 22,2 56,9
Рассмотрение полученных результатов, по разным категориям опрошенных также подтверждает общее отношение к заданному вопросу в анкете. Почти треть респондентов считают, что действующая система оплаты труда в не полной мере стимулирует работу специалистов.
Еще одной насущной проблемой, долгие годы существовавшей при оплате труда в бюджетных организациях различных отраслей хозяйства нашей страны, является «уравниловка» при оплате труда, когда талантливые, хорошо работающие люди получали заработную плату наравне с нерадивыми работниками, зачастую просто лодырями. Поэтому в анкете был сформулирован вопрос, ответ на который давал основания считать, что действующая система оплаты труда сумела решить названную многолетнюю проблему «уравниловки» в оценке результатов труда работников бюджетных организаций физкультурно-спортивной направленности. Обработанные ответы респондентов приведены в таблице 4.
Таблица 4
Мнение респондентов о решении проблемы «уравниловки» в оплате труда
работников спортивных школ (%)
Наименование ответов Завуч Инструктор- методист Тренер- преподаватель Суммарные результаты
1. Да, решила 2,8 5,6 0 8,3
2. Не в полной мере 6,9 4,2 12,5 23,6
3. Затрудняюсь ответить 1,4 9,7 16,7 27,8
4. Нет, не решила 6,9 16,7 16,7 40,3
Как указано в [2], оплата труда тренера-преподавателя по спорту за учебнопреподавательскую работу может производиться исходя из ставок заработной платы по нормативам: за одного занимающегося; за группу; за количество часов учебнопреподавательской работы, отведенных для подготовки учебных групп.
Решение о применении указанных форм оплаты труда тренеров принимается администрацией образовательного учреждения физкультурно-спортивной направленности. Тем не менее, мы посчитали необходимым выяснить отношение различных категорий работников спортивной школы к возможным вариантам выбора. В таблице приведены результаты опроса работников спортивных школ.
Таблица 5
Оценка респондентов выбора ставок заработной платы исходя из нормативов (%)
Наименование ответов Завуч Инструктор- методист Тренер- преподаватель Суммарные результаты
1. За одного занимающегося 6,9 15,3 6,9 29,2
2. За группу 1,4 2,8 18,1 22,2
3. За количество часов учебнопреподавательской работы 1,4 9,7 15,3 26,4
4. На выбор организации 8,3 8,3 5,6 22,2
Результаты опроса по всем четырем предложенным вариантам ответов распределились практически равномерно.
Таким образом, полученные результаты ответов анкетного опроса работников спортивных школ на данный вопрос показали различные точки зрения на существующие варианты расчета нагрузки тренеров-преподавателей по спорту, что следует учитывать руководителям спортивных школ. Далее, видно некоторое влияние занимаемой должности на выбор того или иного варианта для тренеров. Еще раз подчеркнем, что у педагогического коллектива и у администрации организации есть возможность выбора наиболее оптимального решения, чтобы работа школы была эффективной.
В исследовании был изучен вопрос, связанный с оценкой повышающих коэффициентов к базовому окладу. Повышающие коэффициенты к базовому окладу устанавливаются исходя из стажа работы (коэффициент стажа работы); условий труда, типов, видов учреждений и их структурных подразделений (коэффициент специфики работы); квалификации (коэффициент квалификации); масштаба управления и сложности руководства учреждением (коэффициент масштаба управления); должности, занимаемой в системе управления учреждением (коэффициент уровня управления); за наполняемость групп, учтенный в плане комплектования (коэффициент норматива оплаты труда) и за результативность учтенный в плане комплектования (коэффициент норматива оплаты труда за результативность).
Респондентам было предложено высказать свое мнение об изменении цифровых значений повышающих коэффициентов в большую или меньшую сторону, или оставить их в существующем состоянии. Мнение респондентов связано с двумя вариантами: первый - оставить значения действующих повышающих коэффициентов на существующем уровне и, второй - несколько изменить их в большую сторону.
В заключение можно констатировать, что, во-первых, значительная часть работников спортивных школ Санкт-Петербурга, которые приняли участие в опросе, не удовлетворены существующей системой оплаты труда в их учреждениях. Во-вторых, эта система, по мнению респондентов, не стимулирует работников к реализации собственного творческого потенциала. В-третьих, действующая система оплаты труда не решила проблему «уравниловки», когда за более эффективную работу полагается более высокая заработная плата. В-четвертых, оплата труда тренеров-преподавателей по спорту за учебно-преподавательскую работу должна учитывать мнение работников, так как при существующих возможностях выбора оплаты труда не все респонденты удовлетворены такой системой в своих учреждениях. В-пятых, использование существующей системы повышающих коэффициентов, по мнению респондентов, нуждается в некоторой корректировке. В-шестых, на все перечисленные аспекты системы оплаты труда в спортивной школе оказывает влияние должность работника, что следует учитывать администрации спортивной школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1675 «О системе оплаты труда работников учреждений физкультурно-спортивной направленности,
финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс] // URL: http://www.bestpravo.ru/leningradskaYa/bz-instrukcii/cik.htm. - Дата обращения
17.02.2012.
2. Методические рекомендации по применению системы оплаты труда работников государственных учреждений физкультурно-спортивной направленности, финансируемых за счет бюджета Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // URL:
http://kfis.spb.ru/index.php?pg=155&news=2464. - Дата обращения 17.02.2012.
REFERENCES
1. The governmental order of St.-Petersburg from 11/1/2005 No. 1675 "About system of payment of workers of establishments of the physical training and sport orientation financed at the expense of means of the budget of St.-Petersburg", available at: www.bestpravo.ru/leningradskaYa/bz-instrukcii/c1k.htm (accessed 31 January 2012).
2. "Methodical recommendations about application of system of payment of workers of official bodies of the physical training and sports orientation financed at the expense of the budget of St.-Petersburg", available at: http://kfis.spb.ru/index.php?pg=155&news=2464 (accessed 31 January 2012).
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.015
СРЕДСТВА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
Владимир Викторович Фудимов, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Тренировочный процесс следует понимать не только как средство достижения спортивных результатов, но и как процесс формирования личности спортсмена, в котором необходимо учитывать его индивидуальные, социальные и национальные особенности. Принято считать, что спорт положительно влияет на формирование и развитие личности занимающихся. Многолетние ежедневные тренировочные занятия, участие в многочисленных соревнованиях развивают те физических качества и психические функции, которые лежат в основе спортивной деятельности. Несмотря на то, что изучение личности спортсменов привлекает внимание ученых уже несколько десятков лет, исследования в этом направлении еще только развертываются. Вопросы, связанные со степенью выраженности отдельных черт личности у спортсменов различной специализации, являются предметом изучения многих специалистов. Средства спорта являются универсальными. Интегрирование средств различных видов спорта и направленное их воздействие может оказать помощь в решении этой важной задачи.
Ключевые слова: средства спорта, личностные качества, достижение спортивных результатов, профессиональная адаптация, спортивная карьера.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p163-166 MEANS DIRECTED ON PERFECTION OF PERSONAL QUALITIES OF SPORTSMEN WITH VARIOUS SPECIALIZATIONS
Vladimir Viktorovich Fudimov, the competitor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
Training process should be understood not only as means of achievement of sports results, but also