Научная статья на тему 'Анализ отношений, возникающих в процессе стратегического планирования развития сельских территорий'

Анализ отношений, возникающих в процессе стратегического планирования развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / ПОДХОД / RURAL AREAS / PLANNING / STRATEGY / DEVELOPMENT / BEHAVIORAL ECONOMICS / APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семин Александр Николаевич, Стрелка Евгений Александрович

Рассмотрение проблем развития сельских территорий в крупных государствах ставит вопросы о роли и значении этих территорий в обеспечении продовольственной безопасности, о системе управления ими, об их встроенности в структуру экономических отношений. Необходимо учитывать климатические особенности, а также геополитические факторы. Большое значение, которое имеет развитие сельских территорий для экономики, глобальных аграрных рынков и государства, определяет постоянное внимание к теме стратегического планирования. Таким образом, проблемой, на решение которой направленно данное исследование, является недостаточный уровень качества стратегического планирования развития сельских территорий. Цель исследования дать всестороннее и взвешенное определение роли и значения сельских территорий Российской Федерации на основе анализа отношений, возникающих в процессе стратегического планирования их развития. К задачам исследования относятся характеристика современного состояния сельских территорий Российской Федерации; оценка возможностей для управления социально-экономическим развитием сельского поселения; разработка и уточнение сущности отношений, возникающих в процессе стратегического планирования развития сельских территорий; формирование перечня принципов совершенствования стратегического планирования развития сельских территорий России. Анализ сущности отношений, возникающих в этом процессе, выявил потенциал развития сельских территорий за счет смены парадигмы стратегического планирования. Предложенные принципы совершенствования процесса стратегического планирования развития сельских территорий России отражают современные требования к качеству документов стратегического планирования и учитывают глобальные тренды развития и национальные интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семин Александр Николаевич, Стрелка Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Relations Arising in the Process of Strategic Planning of Rural Development

Consideration of the development of rural areas in states with a large territory raises the question of their role and importance in ensuring security, the system of their management and maintenance, and their integration into the structure of economic relations. In addition, it is necessary to take into account the climatic features, as well as the geopolitical factor. The importance of the development of rural areas for the development of the economy, global agrarian markets and the state determines the constant attention to the topic of strategic planning of their functioning and the development of a multitude of scientists and practical researchers. The problem that this study is aimed to solve is a distorted understanding of the role and significance of the rural areas of Russia in various spheres of life, as well as the insufficient quality level of the strategic planning of their development. The purpose of the study is to determine the optimal understanding of the role and importance of rural areas of the Russian Federation in various spheres of life, based on an analysis of the relations arising in the process of strategic planning of their development. The objectives of the study were identified: the characteristics of the current state of rural areas of the Russian Federation; assessment of opportunities for managing the socio-economic development of a rural settlement; development and clarification of the essence of relations arising in the process of strategic planning of rural development; forming a list of principles for improving the process of strategic planning of rural development in Russia. The analysis of the essence of relations arising in the process of strategic planning of the development of rural territories of Russia showed the presence of potential for the development of rural territories due to a change in the paradigm of strategic planning of development of rural territories. The proposed principles for improving the process of strategic planning of the development of rural areas of Russia reflect modern requirements for the quality of strategic planning documents and take into account global development trends and national interests.

Текст научной работы на тему «Анализ отношений, возникающих в процессе стратегического планирования развития сельских территорий»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Е.А.Стрелка

УДК: 332.14 Б01: 10.24411/2071-6435-2019-10090

Анализ отношений возникающих в процессе стратегического планирования развития сельских территорий

Рассмотрение проблем развития сельских территорий в крупных государствах ставит вопросы о роли и значении этих территорий в обеспечении продовольственной безопасности, о системе управления ими, об их встроенности в структуру экономических отношений. Необходимо учитывать климатические особенности, а также геополитические факторы. Большое значение, которое имеет развитие сельских территорий для экономики, глобальных аграрных рынков и государства, определяет постоянное внимание к теме стратегического планирования. Таким образом, проблемой, на решение которой направленно данное исследование, является недостаточный уровень качества стратегического планирования развития сельских территорий. Цель исследования — дать всестороннее и взвешенное определение роли и значения сельских территорий Российской Федерации на основе анализа отношений, возникающих в процессе стратегического планирования их развития. К задачам исследования относятся характеристика современного состояния сельских территорий Российской Федерации; оценка возможностей для управления социально-экономическим развитием сельского поселения; разработка и уточнение сущности отношений, возникающих в процессе стратегического планирования развития сельских территорий; формирование перечня принципов совершенствования стратегического планирования развития сельских территорий России. Анализ сущности отношений, возникающих в этом процессе, выявил потенциал развития сельских территорий за счет смены парадигмы стратегического планирования. Предложенные принципы совершенствования процесса стратегического планирования развития сельских территорий России отражают современные требования к качеству документов стратегического планирования и учитывают глобальные тренды развития и национальные интересы.

Ключевые слова: сельские территории, планирование, стратегия, развитие, поведенческая экономика, подход

Введение

Вопрос развития сельских территорий в крупных государствах заставляет задуматься об их роли и значении в обеспечении продовольственной безопасности, о системе управления ими, а также о встроенности данных территорий в структуру экономических отношений. В рамках этой темы необходимо также учитывать климатические особенности и геополитический фактор.

Сопоставимыми площадями сельских территорий и их

© А. Н. Семин, 2019, © Е. А. Стрелка, 2019

климатическими характеристиками обладают несколько стран: Россия, Канада, США, государства Евросоюза. Различия моделей управления сельскими территориями в них обусловлены экономико-политическими особенностями функционирования данных государственных образований. Китай, Индия, Бразилия, Австралия также имеют обширные сельские территории, но с более благоприятным для ведения сельского хозяйства и иной хозяйственной деятельности климатом, по сравнению с первой группой стран.

Масштаб сельских территорий ставит перед всеми моделями управления, реализуемыми в обозначенных странах, актуальный вопрос их рационального использования, удержания, развития, а значит, и необходимости стратегического планирования.

Процесс стратегического планирования развития сельских территорий имеет множество заинтересованных сторон (англ. stakeholders), являющихся как субъектами, так и объектами регулирования. Трансформация характера их отношений под воздействием конъюнктурных и стратегических изменений обусловливает актуальность исследования. Значение сельских территорий для развития экономики, глобальных аграрных рынков и государства определяет постоянное внимание ученых и исследователей-практиков к теме стратегического планирования в данной сфере.

В зарубежной, в основном, западной, научной традиции, принято рассматривать развитие сельских территорий через стратегический менеджмент и маркетинговые стратегии предприятий.

Авторами фундаментальных положений стратегического планирования как экономического явления выступают следующие зарубежные ученые: И. Ансофф (Igor H. Ansoff), С. Гошал (Sumantra Ghoshal), П. Дрюкер (Peter Ferdinand Drucker), X. Итами (Hiroyuki Itami), Ф. Котлер (Philip Kotler), Дж. Куинн (James Quinn), М. Портер (Michael Eugene Porter) и другие.

В отечественной научной традиции сельские территории рассматриваются в свете функционирования сельскохозяйственного производства и в социальном ракурсе. Развитие сельских территорий, их функционирование и стратегическое планирование исследуются в трудах российских ученых: А. Н. Адуковой, Ю. П. Алексеевой, В. М. Баутина, С. Н. Бобылевой, Л. В. Бондаренко, В. В. Козлова, В. З. Мазлоева, А. В. Мерзлова, И. Н. Меренковой, Н. И. Оксанич, А. В. Петрикова, И. Г. Ушачева, И. Ф. Хицкова, И. П. Шаляпиной, А. А. Шутькова и других.

Несмотря на достаточно высокую степень изученности проблемы, до сих пор не проанализированы отношения, возникающие в процессе стратегического планирования развития сельских территорий, что связано с низким качеством государственного управления и стратегического целеполагания государственной аграрной политики.

Цель исследования заключается в определении оптимального понимания роли и значения сельских территорий Российской Федерации в различных сферах жизнедеятельности, на основе анализа отношений, возникающих в процессе стратегического планирования их развития.

Задачи исследования:

— характеристика современного состояния сельских территорий Российской Федерации;

— оценка возможностей для управления социально-экономическим развитием сельского поселения;

— разработка и уточнение сущности отношений, возникающих в процессе стратегического планирования развития сельских территорий;

— формирование перечня принципов совершенствования процесса стратегического планирования развития сельских территорий России.

Методы исследования

Исследование основано на ряде основных общенаучных методов: монографическом, экономико-статистическом и абстрактно-логическом.

Применены специальные методы: контент-анализ; сравнительно-правовой анализ документов стратегического развития; специальные методы социологических наук, такие как социологический опрос средствами телефонной и телекоммуникационной связи и вторичная интерпретация его результатов.

В анкетировании по изучению современного состояния сельских территорий приняли участие 960 человек: 120 жителей сельской местности в каждом федеральном округе. В опросе, направленном на оценку возможностей для управления социально-экономическим развитием сельского поселения, приняли участие 80 человек — глав сельских поселений, по 10 из каждого федерального округа.

При анализе отношений, возникающих в процессе стратегического планирования развития сельских территорий, был использован метод комплексной научно-методической оценки социально-экономических взаимодействий при разработке управленческих решений [2] (метод Кислицкого; для удобства предлагаем обозначать метод по фамилии его автора).

Краткий обзор международной практики

Управление развитием сельских территорий в крупных по площади государствах мира осуществляется с использованием различных принципов и механизмов. Так, Китай и Индия основываются на механизмах преодоления бедности. Австралия и США применяют рыночную модель, с минимальным вмешательством. При этом США, как и страны Евросоюза, применяют принцип ограничения сельскохозяйственного производства, через механизм государственной поддержки.

Университеты Германии, Великобритании, Дании, Австралии, Чешской Республики и ряда других стран реализуют магистерские программы по устойчивому сельскому хозяйству и развитию сельских территорий [7, С. 1004].

Индия. В Индии реализуются национальные флагманские программы, которые гарантируют 100 дней работы сельским домохозяйствам, взрослый член которых вызвался заниматься физическим трудом. Они имеют цель расширения прав и возможностей сельского населения путем создания 100-дневной занятости, для обеспечения средств к существованию за счет долговременных активов,

повышения водной безопасности, сохранения почвы и высокой продуктивности земель, расширения возможностей сглаживания социального неблагополучия, особенно женщин, социальных каст и социальных племен, на основе изменения (корректировки) законодательства [9]. В стране функционирует Закон о гарантировании занятости в сельской местности Махатмы Ганди.

Китай. Интересным представляется опыт создания в Китае поселково-волост-ных предприятий, которые должны стать важнейшим элементом кооперативного сектора в сельской местности. Такие предприятия занимаются не только производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, но и содействуют диверсификации сельской экономики, что позволяет частично решить проблему безработицы на селе [3, С. 60]. Основой развития сельских территорий в Китае является создание социальной инфраструктуры села и реализации масштабных национальных проектов в сельской местности.

Европейский Союз. В странах ЕС разработан и применяется комплекс административных, экономических, правовых и иных инструментов, направленных на развитие сельских территорий. Там действует многоуровневая и межведомственная система управления и финансирования сельского хозяйства. В этих странах разработкой стратегий развития сельских территорий занимается ряд министерств и ведомств при активном участии аграрных и промышленных объединений, организаций по охране окружающей среды, региональных управлений, представителей частного сектора и сельского населения [2, С. 62]. При этом стоит отметить, что в рамках ЕС на национальном уровне государствами реализуются собственные модели управления развитием сельских территорий, появление которых необходимо связывать с механизмом квотирования производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Так, в Германии сельские территории развиваются на основе принципа сохранения традиционного уклада жизни, а в Великобритании и Испании активно поддерживается сельский туризм.

США. Основой развития сельских территорий является функционирование местных сообществ. Понятие «местное сообщество» связано с обоснованием стратегических планов его развития, включающих в себя определение потребностей общества и наличие экономических, природных и человеческих ресурсов для их реализации, совершенствование системы местного самоуправления и внедрение принципов устойчивого развития, привлечение местных жителей к принятию решений по тем или иным важнейшим вопросам территориального развития [2, С. 58]. Сельское хозяйство США является экспортоориентированным и высоко рыночным, что устанавливает экономические и социальные принципы развития сельских территорий.

Австралия. Австралия, как и Новая Зеландия, реализует модель экстенсивного сельскохозяйственного производства, что определяет низкий уровень государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и характеризует модель управления сельскими территориями как максимально рыночную. Австралия — мировой лидер по выработке электроэнергии посредством альтернативных источников энергии. Солнечные и ветряные электростанции

располагаются в сельских территориях, что конкретизирует роль и значение последних в экономике страны, а также влияет на характер общественных отношений. Особенности взаимодействий в сельских территориях Австралии соответствуют принципу доминирования несельскохозяйственного дохода сельских жителей.

Бразилия. Развитие сельских территорий Бразилии происходит в значительной степени за счет экстенсивного способа ведения сельского хозяйства, сочетающегося с применением новых технологий. Сельскохозяйственная колонизация, проводимая для борьбы с голодом, предполагает управление развитием сельской территории на принципах государственно-частного партнерства. Оно инициировано государством через создание Бразильской корпорации исследований в области земледелия и животноводства (порт. Empresa brasileira da pesquisa agropecuária — Embrapa). Подразделения корпорации Embrapa — центры — созданы в каждом штате и занимаются развитием отраслевой специализации, имея финансовую автономию, что позволяет реализовывать проекты государственно-частного партнерства.

Знакомство с международной практикой управления сельскими территориями показывает, что современные ее модели условно делятся на два типа.

1. Рыночный тип, который предполагает, что органы управления обеспечивают местное население бизнес-услугами (безопасность, коммуникации и другие).

2. Инфраструктурный тип предполагает организацию местными органами власти социальной инфраструктуры и реализацию ими части государственных функций.

Иследование сельскохозяйственных территорий в России

Сравнительная характеристика состояния сельских территорий России в 2013 и 2019 годах представлена на рисунке 1.

Оценка состояния сельских поселений по основным параметрам: 1. доступность и качество услуг сферы образования; 2. доступность и качество услуг сферы здравоохранения; 3. трудоустройство; 4. материальное благосостояние населения; 5. обеспеченность населения жильем; 6. жилищно-коммунальное обслуживание; 7. отдых и культура; 8. обеспечение общественной безопасности; 9. экология (воздух, вода); 10. экономическое развитие; 11. демографическая ситуация; 12. развитие дорожно-транспортной инфраструктуры; 13. диверсифицированность экономики; 14. обеспеченность населения транспортными услугами; 15. обеспеченность населения услугами связи (Интернет, мобильная связь), (в % от числа опрошенных), в 2013 и 2019 годах.

В России муниципальный уровень управления сельскими территориями функционирует в рамках инфраструктурного типа, что подтверждает объем реализуемых полномочий, в том числе переданных с государственного регионального и федерального уровней.

Анализируя данные рисунка 1, можно сделать вывод, что современная оценка сельским населением состояния сельских поселений значительно хуже, чем в 2013 году. Такое состояние связано с государственной политикой, проводимой

в отношении сельских территорий, и низким качеством управления.

Опрос глав сельских поселений, результаты которого представлены на рисунке 2, показал усиливающийся тренд негативной оценки возможностей для управления развитием сельского поселения, а значит и межпоселенческих территорий.

Плохое

£ Удовлетворительное Хорошее Плохое

2 Удовлетворительное Хорошее Плохое

2 Удовлетворительное Хорошее Плохое

^ Удовлетворительное Хорошее Плохое

^ Удовлетворительное Хорошее Плохое

2 Удовлетворительное Хорошее Плохое

^ Удовлетворительное Хорошее Плохое

о« Удовлетворительное Хорошее Плохое Удовлетворительное Хорошее Плохое

^о Удовлетворительное Хорошее Плохое Удовлетворительное Хорошее Плохое

^ Удовлетворительное Хорошее Плохое

3Удовлетворительное Хорошее Плохое Удовлетворительное Хорошее Плохое

^ Удовлетворительное Хорошее

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0 100,0 ■ 2013 2019

Рисунок1.

Источник: данные за 2019 год — собственные исследования; данные за 2013 год -

[4, С. 374-375]

2019

2013

9,8 12

17,7

72,5

70,7

Возможностей для управления развитием стало меньше

Ничего не изменилось

2006

Возможностей для управления развитием стало больше

20

40

60

80

0

Рисунок 2. Оценка возможностей для управления социально-экономическим развитием

сельского поселения (в % от числа опрошенных) в 2006, 2013 и 2019 годах. Источник: составлено на основе: 2006 и 2013 годы по [4, С. 375], 2019 год — собственные

исследования.

Неудовлетворительное состояние сельских территорий, пессимистическая оценка возможностей развития сельских поселений свидетельствуют о низком качестве и формализме стратегического планирования развития сельских территорий России. Формализм и низкое качество управления — это проявления отсутствия коммуникации и отлаженных отношений между субъектами развития сельских территорий. Анализ сущности отношений, возникающих в процессе стратегического планирования развития сельских территорий России, и некоторые параметры их совершенствования, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сущость отношений возникающих в процессе стратегического планирования развития сельских территорий России

Подход Сущность отношений

Адаптивный Предполагает проявление адаптации не только и не столько как трансформации под воздействием факторов, но и как формирование таких трансформационных факторов, предупреждение их влияния. Переход от адаптации через кризис, к адаптации через развитие.

Бихевиористский Поведенческие модели предпринимателей, сельского населения существенно влияют на возможности развития территории. В процессе взаимодействия субъектов развития сельских территорий важно сформировать общую (единую) социально-психологическую модель поведения (взаимодействия) всех заинтересованных сторон, через включенность в функционирование сельской территории (сельских территорий).

Витальный Сельские территории необходимо воспринимать, в первую очередь, как место проживания, как основу жизни личности, народностей и народов, населяющих страну Экономические, технико-технологические, ландшафтные и иные изменения необходимо согласовывать с образом жизни сельского населения.

Институциональный Развитие сельских территорий, а, следовательно, анализ их функционирования и процесс стратегического планирования их развития, важно осуществлять через институты развития сельских территорий, как экономические, так и социальные. Функционирующие сегодня институты развития уделяют мало внимания развитию сельских территорий и не учитывают их особенности при реализации крупных промышленных проектов.

Исторический Историческая специализация сельских территорий, их роль в решении государственных задач является основой стратегического планирования их развития. Необходимо внедрять инструментарий глубокого исторического исследования в процесс стратегического планирования развития сельских территорий, для выявления конкурентных преимуществ, анализа ментальных основ развития. С учетом истории сельской территории (их совокупности) можно выявить и конкретизировать заинтересованные стороны, являющиеся держателями проблем (то есть выгодополучателей от наличия проблемы).

Культурологический Широкая география сельских территорий России определяет и различия в уровне культуры населения. Экономическая культура, производственная дисциплина и другие факторы хозяйственной деятельности зависят от норм и традиций населения, проживающего в конкретной части сельских территорий. Универсализация решений и подходов недопустима и противоречит Конституции Российской Федерации и национальным интересам. Поэтому отношения, возникающие в процессе стратегического планирования развития сельских территорий, необходимо выстраивать как мультикультурные.

Маркетинговый Маркетинговая деятельность в зарубежной практике выступает основой развития сельских территорий, как в части развития производственной базы, так и в части удовлетворения потребностей местного населения. Россия, имея глобальные популярные бренды, например, полярное сияние (популярно у туристов из Китая), Сибирь (популярно у туристов из США и ЕС), охоту на медведя, практически не развивает туристическую инфраструктуру в сельской местности для обслуживания туристического потока. Отсутствует понимание создания сервис-ориентированной индустрии, равно как и организации точек роста, основанных на местных особенностях.

Правовой Процесс стратегического планирования имеет на сегодняшний день формальную правовую базу Развитие отношений, возникающих в процессе стратегического планирования развития сельских территорий, необходимо осуществлять на включении правового режима проектного формирования документов стратегического планирования, предполагающего широкое участие местного населения.

Значимость сельских территорий требует организации самостоятельного их регулирования в рамках государственных федеральных и целевых программ. Сегодня нет единого государственного понимания их регулирования. Вопросы стратегического планирования развития сельских территорий включены во мно-

Программно-целевой жество государственных программ и не синхронизированы по целям. Рассматриваемые отношения необходимо сконцентрировать в самостоятельном ведомстве, сняв нагрузку с Минсель-хоза России, воспринимающего сельские территории только как производственную базу

Фундаментальный Основой обеспечения продовольственной безопасности страны, обеспечения физической и экономической доступности продовольствия являются сельские территории. Они же составляют основу территории государства и представляют собой место размещения природных ресурсов — конкурентного преимущества России в глобальных политико-экономических отношениях.

Экономический Сельские территории — основа сельскохозяйственного производства и создания природоподобных технологий. Сегодня реализуется хищнический, бесхозяйственный принцип их использования, приводящий к деградации почв и выводу их из оборота. За последние 25 лет площадь пашни в России сократилась на 17,2 млн га. [7]. Экономика сельских территорий требует выстраивания экономических отношений путем формирования передовых локальных экономических моделей (например, [6]).

Источник: разработано авторами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отмечая урбанистическую направленность государственной политики в вопросах пространственного развития и народонаселения в России, можно констатировать необходимость корректировки государственной политики в отношении сельских территорий, а также взаимодействий в процессе стратегического планирования их развития.

Существенным в данном аспекте является определение новых ключевых субъектов управления сельскими территориями. Возможно, стоит рассмотреть межведомственный характер их подчинения, с основным регулятором в лице Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. В последнее время в информационном поле появляются предложения передать сельские территории арктической зоны в подчинение Министерства обороны России. Все это требует выработки принципов совершенствования процесса стратегического планирования развития сельских территорий (таблица 2) для обеспечения их синхронности и взаимосвязи.

Обозначенные в таблице 2 принципы не являются исчерпывающими. Это ключевые основы обеспечения единства базы процесса стратегического планирования развития сельских территорий России, учитывающие их различия в масштабах страны.

Таблица 2

Принцпы совершенствования процесса стратегического планирования развития сельских территорий России

Принцип Характеристика

Исторической целостности Обеспечение координированности и единства функционирования исторически взаимосвязанных частей сельских территорий при реализации экономических и иных проектов с высокой социальной ответственностью.

Экономического районирования Создание производственных мощностей и организация хозяйственной деятельности в сельских территориях должна соответствовать их специализации, ответственному природопользованию.

Хозяйственной освоенности Сельские территории должны находиться не только под контролем средствами космического мониторинга, но и под физическим контролем, через организацию хозяйственной деятельности на них.

Технологической обеспеченности Вся площадь сельских территорий должна быть охвачена покрытием мобильной связи стандарта 4G. Это даст возможности развития цифрового, роботизированного производства, дистанционного контроля выполнения сельскохозяйственных производственных операций, контроля территории.

Источник: разработано авторами

Заключение

Анализ отношений, возникающих в процессе стратегического планирования сельских территорий, показал, что управление сельскими территориями в России осуществляется на основе инфраструктурного типа и имеет низкое качество.

Стратегическое планирование развития сельских территорий России искажено на уровне целей и принципов, что деформирует систему специфических отношений, возникающих в процессе стратегического планирования их развития.

Анализ сущности отношений, возникающих в процессе стратегического планирования развития сельских территорий России, показал наличие потенциала развития сельских территорий за счет смены парадигмы стратегического планирования развития сельских территорий.

Предложенные принципы совершенствования процесса стратегического планирования развития сельских территорий России отражают современные требования к качеству документов стратегического планирования и учитывают глобальные тренды развития и национальные интересы.

Литература

1. Иванов О.Б., Бухвальд Е. М. Региональные институты развития в системе стратегического планирования // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 1. С. 61-77.

2. Кислицкий М.М. Разработка и обоснование применения метода ком-

плексной научно-методической оценки социально-экономических отношений при разработке управленческих решений / М.М. Кислицкий // Агропродовольственная политика России. 2018. №5. С. 17-21.

3. Маркина Е.Д. Анализ зарубежного опыта по управлению развитием сельских территорий на основе диверсификации экономики / Е. Д. Маркина // Экономика и экология территориальных образований. 2018. Т. 2. № 3. С. 54-64.

4. Полушкин Н.А. Государственное регулирование развития сельских территорий: дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Полушкин Никита Александрович; Саранск, 2017. 224 с.

5. Российское общество: трансформации в региональном дискурсе (итоги 20-летних изменений) : монография / колл. авт.; под науч. рук. акад. РАН, д.ф.н. М.К. Горшкова, д.э.н. В.А. Ильина. Вологда : ИСЭРТ РАН, 2015. 446 с.

6. Семин А.Н. Отечественный опыт формирования локального уровня сельской экономики средствами цифровых технологий / А.Н. Семин, М.М. Кислицкий, И.Ю. Агнаева, В.Ю. Ворона // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 6. С. 73-85.

7. Фомин А.А Обеспечение эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения / А. А. Фомин // Московский экономический журнал. 2018. № 1. URL: http://qje.su/stolypinskie-chteniya/zakonodatelnoe-obespechenie-effektivnogo-i-ratsionalnogo-ispolzovaniya-zemel-selskohozyajstvennogo-naznacheniya/?print=pdf (дата обращения: 25 апреля 2019 года).

8. Шинделов А.В. Внедрение экол ого-технологических составляющих в подготовку специалистов государственного и муниципального управления / А.В. Шинделов, О.С. Шинделова // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 2. С. 1003-1009.

9. Subba, Ash Bahadur, MGNREGA-Climate Change & Adaptation: Sikkim (April 22, 2019). Available at: SSRN: https://ssrn.com/abstract=3375976 (accessed April 25, 2019).

References

1. Ivanov O.B., Bukhvald E. M. Regional development institutions in strategic planning. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP:Economic Theory, Analysis, Practice], 2018, no. 1, pp. 61-77 (in Russian).

2. Kislitskiy M.M. Development and justification of the method of complex scientific and methodological assessment of socio-economic relations in the development of management decisions. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii [Agri-Food policy of Russia], 2018, no. 5, pp. 17-21 (in Russian).

3. Markina Ye.D. Analysis of foreign experience in managing the development of rural areas on the basis of economic diversification. Ekonomika i ekologiya territorial'nykh obrazovaniy [Economics and ecology of territorial entities],

2018, vol. 2, no. 3, pp. 54-64 (in Russian).

4. Polushkin N.A. Gosudarstvennoye regulirovaniye razvitiya sel'skikh territoriy: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05 [State regulation of rural development: dis. ... kand. Econ. Sciences], Polushkin Nikita Aleksandrovich; Saransk, 2017, p.224 (in Russian).

5. Rossiyskoye obshchestvo: transformatsii v regional'nom diskurse (itogi 20-letnikh izmeneniy): monografiya [Russian society: transformations in regional discourse (results of 20-year changes): monograph], koll. avt.; pod nauch. ruk. akad. RAN, d.f.n. M.K. Gorshkova, d.e.n. V.A. Il'ina [group of authors headed by acad. of RAS, doctor of phil. sc. M. K. Gorshkov, doctor of economic sciences V. A. Il'ina], Vologda : ISERT RAN, 2015, p. 446 (in Russian).

6. Semin A.N. Domestic experience of formation of local level of rural economy by means of digital technologies, ed. A.N. Semin, M.M. Kislitskiy, I.Yu. Agnayeva, V.Yu. Vorona. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2018, no. 6, pp. 73-85 (in Russian).

7. Fomin A.A Ensuring effective and rational use of agricultural land. Moscow economic journal [Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal], 2018, no. 1. Available at: http://qje.su/stolypinskie-chteniya/zakonodatelnoe-obespechenie-effektivnogo-i-ratsionalnogo-ispolzovaniya-zemel-selskohozyajstvennogo-naznacheniya/?print=pdf (accessed April 25, 2019) (in Russian).

8. Shindelov A.V., Shindelov A.V., Shindelova O.S. Implementation of the environmental and technological components in the training of specialists of state and municipal management, ed. A.V. Lindelow, O. S. Sindelova. Professional'noye obrazovaniye v sovremennom mire [Professional education in the modern world], 2017, vol. 7, vol. 2, pp. 1003-1009 (in Russian).

9. Subba, Ash Bahadur, MGNREGA-Climate Change & Adaptation: Sikkim (April 22, 2019). Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3375976 (accessed April 25, 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.